Форум » Судьбы морские » Шефнеры и Линдестремы » Ответить

Шефнеры и Линдестремы

diletant: Отрывки из книги В.С.Шефнера Листопад воспоминаний: Мемуарная проза. Дневники. Литературные заметки. Интервью. – СПб.: Логос, 2007.-432 с. «Выпись из метрической книги, выданная причтом церкви Ксенофонта и Марии в городе Петрограде удостоверяет, что я родился 30 декабря 1914 года и крещен 7 февраля 1915г. (по старому стилю), родители подполковник Сергей Алексеевич Шефнер, православного вероисповедания, и его законная жена Евгения Владимировна, евангелическо-лютеранского вероисповедания. Восприемники – Вера Владимировна Капацына, жена корабельного инженер-механика, и капитан 2 ранга Алексей Алексеевич Шефнер, мой дядя. В Питере он бывал только наездами, так как во время империалистической войны служил в действующей Дунайскоя флотилии. А вообще-то он, продолжив традицию семьи был тихоокеанцем и в дальнейшем вернулся на Дальний Восток. При советской власти он нес службу на корабле «Адмирал Завойко», впоследствии переименованном в «Красный вымпел». … «В 1926 году экипаж корабля выполнял сложную работу по буксировке с Сахалина на Амур кораблей речной флотилии, ранее уведенных японскими интервентами. При этом личный состав под командованием А.А.Шефнера неоднократно проявлял подлинное мужество и героизм». …На стр. 34 книги «Мемориальный корабль «Красный вымпел» (Политуправление КТОФ, 1969) дана справка о командном составе судна: «Шефнер Алексей Алексеевич родился в 1880 (по семейным данным – в 1879) году. Бывший офицер царского флота. На Дальний Восток пришел с Первой Тихоокеанской эскадрой с Балтийского моря, находясь в это время на должности водолазного офицера на броненосце «Ретвизан». В 1914-17 был на Дунайской флотилии. В 1917 сразу же перешел на сторону революции. На «Красном вымпеле» находился в качестве командира корабля». И Шефнеры, и Линдестремы (фон Линдестрем – девичья фамилия матери) издавна служили в русских вооруженных силах, главным образом на флоте, издавна были подданными Российской империи и издавна считали себя русскими. Линдестремы, выходцы из Швеции, обосновались в Петербурге в XVIII веке. Как явствует из рукописной фамильной книги, переходившей от поколения к поколению, они погребали своих мертвых на кладбище в Стрельне и на Волковом. Из брачных записей в той же книге видно, что род Линдестремов породнился с Авенариусами, Изыльметьевыми, Мельниковыми, Мордвиновыми, Новинскими, Уразовыми. Бабушка Аня говорила, что один из Линдестремов служил на корабельной верфи при Петре Великом и что Петр собственноручно подарил ему сундучок с медной обивкой, который хранился в семье больше ста лет, а затем сгорел при пожаре; однако это относится не к записям, а к устным домашним преданиям и апокрифам, ибо в семейной книге фиксировались лишь рождения, крестины, бракосочетания и похороны, а с 1804 года - и.прививки против оспы (вакцинации). Документально известно, что один из сыновей или внуков гипотетического Линдестрема-кораблестроителя, а именно Петр Иванович Линдестрем (1764-1841), был врачом, лейб-медиком. Быть может, этим и объясняется столь раннее – в начале минувшего века – приобщение семейства к оспопрививанию. Сын его, Владимир Петрович (1808-1880), был военным инженером и умер в чине полковника. Внук его, а мой дед, Владимир Владимирович, родившийся в 1850 году, дослужился до вице-адмирала. В его послужном списке значится, что происходит он из потомственным дворян Петербургской губернии и воспитывался в Морском училище. Первое плавание совершил он на фрегате «Громобой» под командованием капитана 2 ранга Забуского в 1868 году. Затем плавал на корвете «Гиляк», на плавучей батарее «Не тронь меня», на фрегате «Севастополь», на пароходо-фрегате «Владимир», на клипере «Изумруд», на миноносце «Взрыв», на фрегате «Князь Пожарский», на миноноске «Перепел», на миноноске «Дятел», на корвете «Аскольд», на крейсере «Адмирал Корнилов», на броненосце «Единорог», еще на нескольких судах. О двух самых длительных его плаваниях приведу выдержки из послужного списка: «…С 18 июля 1880 года по 29 июля 1883 года на крейсере «Азия» под командою капитана 2 ранга Амосова минным офицером в заграничном плавании. (Дни – 1604, на якоре -13). … С 26 марта 1895 года по 3 июля 1896 года на мореходной канонерской лодке «Кореец» сам командиром в заграничном плавании. (Дни- 436, на якоре – 55)». В мае 1899 года он принял под командование броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Поздней ночью того же года во время шторма и метели «Апраксин» швырнуло на камни у острова Гогланд. К счастью паники на корабле не возникло, а из 350 человек команды не пострадал ни один. В книгах и статьях, где речь идет об А.С.Попове и радио, причины аварии излагаются вскользь и по-разному: одни авторы говорят о навигационной ошибке вследствие плохой видимости, другие приписывают аварию силе морской стихии, третьи сообщают факт без всяких комментариев. По некоторым сведениям, судно в это время шло с лоцманом, а, как известно, лоцман, ступив на мостик, принимает на себя функции капитана. Так или иначе, В.В. был признан в аварии невиновным и в дальнейшем некоторое время командовал тем же «Апраксиным», а в 1902 году – броненосцем «Адмирал Сенявин». Ему даже была (цитирую послужной список) «Высочайшим приказом за №134 объявлена Высочайшая благодарность во внимание особых трудов, понесенных в суровое время при снятии бр. бер. обор. «Генерал-адмирал Апраксин» с камней у острова Гогланд». (От 1 мая 1900 г.). Но благодарность благодарностью, а есть и неписаные морские законы, и в 1903 году В.В. сошел на берег, а в 1908-м подал в отставку. Последние годы он много болел и умер во сне во время сердечного приступа в июне 1917 года – между двумя революциями – прожив шестьдесят семь лет. В.В. был специалистом минного дела; одно время он преподавал в Морском училище, ибо еще в 1877 году (третий выпуск) окончил известные Кронштадские минные классы, а в 1878-м был командирован в австрию на завод Уайтхеда в Фиуме. В мае 1887 года его послали во Францию для (как сказано в послужном списке) для подготовления к должности агента Морского министерства. В роли атташе он пробыл там около двух лет, а затем отозван был в Россию, опять на флот. Добавлю, что он имел и печатные труды по своей специальности, в частности, выпустил книжку «Руководство для обучения минных машинистов минам Уайтхеда, выбрасывающим аппаратам и насосам». Но вернусь к случаю с «Апраксиным». Если для В.В. авария была трагедией, то для России и человечества в целом она обернулась великим праздником: началась радиоэра. В Большой Советской Энцикопедии в статье о А.С.Попове (2-е изд. Т.34, стр.157-160) сказано «… Большую роль в введении радиосвязи в русском флоте сыграло успешное осуществление беспроводной связи во время операции по снятию севшего на камни (у о-ва Гогланд, в Финском заливе) броненосца «Генерал-адмирал Апраксин». Под непосредственным руководством Попова и Рыбкина с 24 янв. (6 февр.) 1900 года была установлена радиосвязь на расстояние около 50 км между о-вом Гогланд и г.Коткой, которая поддерживалась до апреля 1900. Это была первая практическая установка телеграфа без проводов».

Ответов - 11

diletant: Продолжение № 1 …Вскоре прибавился еще один человек - дядя Костя (Линдестрем), брат матери. Единственный в семье, где все мужчины много поколений подряд были военными, он перед самой войной окончил штатское училище правоведения и уже во время войны прошел какие-то краткосрочные офицерские курсы, командовал сперва пехотным взводом, потом ротой, а после революции служил недолго в Красной Армии. Все эти подробности я узнал много позже, и много позже услыхал его рассказы о войне, а также о том, как он был срочно мобилизован в 1921 году и принимал участие в подавлении Кронштадтского мятежа. …Женился дядя Костя на молодой красивой женщине, тете Нине. Тетя Нина окончила Высшие медицинские курсы и работала врачом. Бабушка, как я знаю из более поздних разговоров, не была довольна выбором сына… Вообще-то бабушка никогда не проявляла в обращении с людьми посторонними сословной спеси, но здесь дело касалось домашних традиций. Надо учитывать, что бабушка и сама происходила из флотской семьи, и замуж вышла за флотского, а на флоте кастовые требования испокон веков были очень строгие, даже строже, чем в гвардии. Морской офицер жениться мог только на девушке из дворянской семьи, да и то не всякой. Котировалось русское и остзейское дворянство; иноземное и все остальные считались сомнительными. Снова комментарии к метрике. Отец мой, Сергей Алексеевич Шефнер, умерший на сорок третьем году жизни, происходил, как и моя мать, из потомственной флотской семьи. Согласно семейной традиции его прочили в Морское училище, но рост у него был несколько ниже среднего, и потому его определили в Пажеский корпус: хоть отбор в Пажеский корпус по сословной линии был весьма строг, внешним физическим данным при приеме туда придавалось меньше значения. Из домашних разговоров мне известно, что Шефнеры перекочевали в Россию из Прибалтики еще до Петра Великого. Они имели право на приставку фон, но из поколения в поколение служа в русских вооруженных силах, постепенно перестали употреблять эту частицу. По тем же домашним данным, один из Шефнеров, будучи морским офицером по образованию, во время Отечественной войны 1812 года служил в артиллерийской сухопутной части, был тяжело ранен осколком французского ядра и умер в военном лазарете. О другом Шефнере, молодом моряке, жившем очень давно, ходила дома и вовсе романтическая история. Он якобы участвовал в негласной экспедиции к Японии на небольшом суденышке и потом суденышко это потерпело аварию; несколько уцелевших, в числе которых очутился и он, сделали плот, чтобы вернуться на родину, однако еды и пресной воды было в обрез, все мучились от голода и жажды. Шефнер же этот, вдобавок ко всему повредил себе ногу. Чтобы не обременять собой товарищей по несчастью, он застрелился на плоту, вдова же его до конца своей жизни получала очень большую, отнюдь не соответствующую служебному рангу своего мужа, пенсию. Никакого документального подтверждения этой истории у меня нет, однако в решении, принятом вышеупомянутым Шефнером, ощущается некая фамильная черта…просто таким жестким способом решались в те времена вопросы чести. Если о прадедах по отцовской линии сведений у меня не ахти сколько, то о Шефнере-деде их предостаточно. Тут и семейные воспоминания, и печатные материалы, и архивные документы. Алексей Карлович Шефнер родился в Кронштадте в 1832 году. Происходит он, как сказано в его послужном списке, из дворян С.-Петербургской губернии. Морскую службу начал на Балтике, поступив в 1846 году юнкером в 18-й флотский экипаж, в 1849 году был произведен в мичманы, а в 1854-м – произведен за отличие в лейтенанты; он участвовал в обороне Кронштадта против англо-французского флота в 1854-55 гг., находясь сперва на корабле «Георгий Победоносец», а затем на пароходо-фрегате «Олаф». В 1856 году его произвели в капитан-лейтенанты, в дальнейшем же он достиг чинов весьма высоких. Из того же послужного списка можно узнать, что в первое дальнее плавание дед ушел мичманом, когда ему было семнадцать лет отроду. В документе об этом так сказано: «…на фрегате «Паллада», под командою капитана 2 ранга Ивкова из Кронштадта в Портсмут, из оного к о-ву Мадера, в Лиссабон, потом двоекратно к о-ву Мадера, оттуда с Его Высочеством Герцогом Лейхтенбергским к о-ву Портусанто, в Кадикс и Лиссабон, из оного обратно в Россию, по пути заходили в Копенгаген; кампания продолжалась с 20 июня 1849 года по 16 июля 1850 года». Речь здесь идет о той «Палладе», которая позже, благодаря Гончарову, навсегда вошла в русскую литературу. Второму дальнему плаванию деда в списке посвящены такие строки: «В 1852 и 1853 годы на транспорте «Двина» под командою капитан-лейтенанта Бессарабского в плавании из Кронштадта в Камчатку, с грузом для Петропавловского порта, с 15 сентября 1852 г. Вышли из средней гавани на Кронштадский рейд, 20 сентября снялись с якоря и отправились по назначению, за время пути заходили в Копенгаген, Диль, Портсмут, Портопрая, к о-ву Зеленого мыса и на мыс Доброй Надежды, и 27 августа 1853 года прибыли в Петропавловский порт». В Петербург Алексей Карлович вернулся сухим путем, а в 1856 году военно-морская судьба снова забросила его на Дальний Восток, на этот раз надолго. На Балтику он вернулся через два десятилетия. В списке (запись от 17 апреля 1876 года) об этом сказано так: «…ныне, как выслужившему в Сибирской флотилии 20 лет и подавшему в перевод в Балтийский флот, приказом Главного Командира портов Восточного (так тогда в официальных документах именовался Тихий) океана за № 210 разрешено выехать в С.-Петербург с передачей Экипажа на законных основаниях Помощнику своему». Возвратившись на Балтику, он вскоре занял должность командира Ревельского порта, затем был директором маяков и лоций Балтийского моря, умер же в должности командира Петербургского порта. Он имел много орденов и медалей – перечисление их занимает в списке чуть ли не половину страницы большого формата – и вообще сделал карьеру блестящую, однако это была не «голая» карьера: все эти награды и звания доставались деду нелегко, особенно когда он служил на Дальнем Востоке. Об этой дальневосточной службе хочу рассказать более подробно, ибо, как мне кажется, она имеет не только узкосемейный интерес. Продолжение следует...

diletant: http://shot.photo.qip.ru/003iOj-201pHO2/

diletant: http://shot.photo.qip.ru/003iOj-101pLW9/ Увеличить Вадим Шефнер у могилы деда.


Сергей: ШЕФНЕР АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ(1879-?) Родился: 14.06.1879 года(по списку 1904). По ЕЖ-1914 и 1916 гг. 14.07.1879) в семье контр-адмирала(6.04.1878) , впоследствии генерал-лейтенанта(1890) Алексея Карловича Шефнера(26.05.1832, С-Петербург-11.02.1891, С-Петербург,). Что с ним стало после 1926 г. ???. С уважением Сергей.

diletant: Увы! В этой книге воспоминаний об А.А.Шефнере больше ничего не написано. Возможно, его судьбу знает сын Шефнера, Дмитрий Вадимович.

diletant: Снова комментарии к метрике. Отец мой, Сергей Алексеевич Шефнер, умерший на сорок третьем году жизни, происходил, как и моя мать, из потомственной флотской семьи. Согласно семейной традиции его прочили в Морское училище, но рост у него был несколько ниже среднего, и потому его определили в Пажеский корпус: хоть отбор в Пажеский корпус по сословной линии был весьма строг, внешним физическим данным при приеме туда придавалось меньше значения. Из домашних разговоров мне известно, что Шефнеры перекочевали в Россию из Прибалтики еще до Петра Великого. Они имели право на приставку фон, но из поколения в поколение служа в русских вооруженных силах, постепенно перестали употреблять эту частицу. По тем же домашним данным, один из Шефнеров, будучи морским офицером по образованию, во время Отечественной войны 1812 года служил в артиллерийской сухопутной части, был тяжело ранен осколком французского ядра и умер в военном лазарете. О другом Шефнере, молодом моряке, жившем очень давно, ходила дома и вовсе романтическая история. Он якобы участвовал в негласной экспедиции к Японии на небольшом суденышке и потом суденышко это потерпело аварию; несколько уцелевших, в числе которых очутился и он, сделали плот, чтобы вернуться на родину, однако еды и пресной воды было в обрез, все мучились от голода и жажды. Шефнер же этот, вдобавок ко всему повредил себе ногу. Чтобы не обременять собой товарищей по несчастью, он застрелился на плоту, вдова же его до конца своей жизни получала очень большую, отнюдь не соответствующую служебному рангу своего мужа, пенсию. Никакого документального подтверждения этой истории у меня нет, однако в решении, принятом вышеупомянутым Шефнером, ощущается некая фамильная черта…просто таким жестким способом решались в те времена вопросы чести. Если о прадедах по отцовской линии сведений у меня не ахти сколько, то о Шефнере-деде их предостаточно. Тут и семейные воспоминания, и печатные материалы, и архивные документы. Алексей Карлович Шефнер родился в Кронштадте в 1832 году. Происходит он, как сказано в его послужном списке, из дворян С.-Петербургской губернии. Морскую службу начал на Балтике, поступив в 1846 году юнкером в 18-й флотский экипаж, в 1849 году был произведен в мичманы, а в 1854-м – произведен за отличие в лейтенанты; он участвовал в обороне Кронштадта против англо-французского флота в 1854-55 гг., находясь сперва на корабле «Георгий Победоносец», а затем на пароходо-фрегате «Олаф». В 1856 году его произвели в капитан-лейтенанты, в дальнейшем же он достиг чинов весьма высоких. Из того же послужного списка можно узнать, что в первое дальнее плавание дед ушел мичманом, когда ему было семнадцать лет отроду. В документе об этом так сказано: «…на фрегате «Паллада», под командою капитана 2 ранга Ивкова из Кронштадта в Портсмут, из оного к о-ву Мадера, в Лиссабон, потом двоекратно к о-ву Мадера, оттуда с Его Высочеством Герцогом Лейхтенбергским к о-ву Портусанто, в Кадикс и Лиссабон, из оного обратно в Россию, по пути заходили в Копенгаген; кампания продолжалась с 20 июня 1849 года по 16 июля 1850 года». Речь здесь идет о той «Палладе», которая позже, благодаря Гончарову, навсегда вошла в русскую литературу. Второму дальнему плаванию деда в списке посвящены такие строки: «В 1852 и 1853 годы на транспорте «Двина» под командою капитан-лейтенанта Бессарабского в плавании из Кронштадта в Камчатку, с грузом для Петропавловского порта, с 15 сентября 1852 г. Вышли из средней гавани на Кронштадский рейд, 20 сентября снялись с якоря и отправились по назначению, за время пути заходили в Копенгаген, Диль, Портсмут, Портопрая, к о-ву Зеленого мыса и на мыс Доброй Надежды, и 27 августа 1853 года прибыли в Петропавловский порт». В Петербург Алексей Карлович вернулся сухим путем, а в 1856 году военно-морская судьба снова забросила его на Дальний Восток, на этот раз надолго. На Балтику он вернулся через два десятилетия. В списке (запись от 17 апреля 1876 года) об этом сказано так: «…ныне, как выслужившему в Сибирской флотилии 20 лет и подавшему в перевод в Балтийский флот, приказом Главного Командира портов Восточного (так тогда в официальных документах именовался Тихий) океана за № 210 разрешено выехать в С.-Петербург с передачей Экипажа на законных основаниях Помощнику своему». Возвратившись на Балтику, он вскоре занял должность командира Ревельского порта, затем был директором маяков и лоций Балтийского моря, умер же в должности командира Петербургского порта. Он имел много орденов и медалей – перечисление их занимает в списке чуть ли не половину страницы большого формата – и вообще сделал карьеру блестящую, однако это была не «голая» карьера: все эти награды и звания доставались деду нелегко, особенно когда он служил на Дальнем Востоке. Об этой дальневосточной службе хочу рассказать более подробно, ибо, как мне кажется, она имеет не только узкосемейный интерес. По домашним сведениям, Алексей Карлович столь долго прослужил на Дальнем Востоке не только по собственному желанию, но отчасти и по обстоятельствам, которые были сильнее его. Дело в том, что, служа в Сибирской флотилии и будучи еще холостым, он, по служебным делам бывал на Шилке и в Иркутске. Здесь он познакомился с Екатериной Яковлевной Нелединской, и они полюбили друг друга с первого взгляда. Сложность заключалась в том, что Екатерина Яковлевна была замужней, и ей пришлось разводиться с человеком весьма пожилым, весьма богатым и, кажется, весьма влиятельным. Щекотливое это дело окончилось благополучно. Екатерина Яковлевна вышла замуж за Алексея Карловича и одарила его двумя дочерьми и четырьмя сыновьями; один из них, Сергей, стал моим отцом. Однако от этой истории с уводом жены от живого мужа, по воззрениям того времени, сильно отдавало скандалом, и потому дед дольше, нежели хотелось, вынужден был прослужить на Тихом океане, вдалеке от столицы. Впрочем, военно-морской карьере его это пошло только на пользу. Он стал одним из основателей Владивостока и, кроме того, «заработал» мыс своего имени. Б.Масленников «Морская карта рассказывает» Воениздат, 1973 г. стр.222: «Шефнера мыс, Японское море, залив Петра Великого, залив Америка. Открыт в 1859 г. экипажем пароходо-корвета «Америка». Назван в 1860 г. экспедицией В.М.Бабкина по фамилии командира транспорта «Манджур» капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера. Там же на стр.338: «Шефнер А.К. (1832-91) начал службу на Балтийском море. В 1852-53 гг. на транспорте «Двина» совершил переход в Петропавловск-Камчатский. В 1856-76 гг. служил в Сибирской флотилии, командовал шхуной «Пурга» и транспортом «Манджур». На последнем в 1860 г. доставил в бухту Золотой Рог команду, основавшую пост Владивосток. С 1887 г. был командиром Петербургского порта. В 1890 г. Шефнер получил чин генерал-лейтенанта». …Владивосток в 1872-73 гг. в официальных бумагах уже именовался портом и дед мой в 1872 г. «Приказом Главного Командира портов Восточного океана за № 186 назначен и.д. командира порта во Владивостоке» и находился на этой должности два года. В заключение - выдержка из «Пенсионного дела Е.Я.Шефнер»: «Справка для эмеритальной кассы. Генерал-лейтенант Шефнер. В службе 1846 г. Мичманом 1849. Капитаном 1 ранга 1868. Контр-адмиралом 1878. Генерал-лейтенантом 1890. Скончался ударом 11 февраля 1891 года, прослужив 45 лет. Первые 25 лет провел во флоте, преимущественно в плавании на Дальнем Востоке, у берегов Камчатки. Высочайшим приказом по флоту за №52/559 исключен из списков 18 февраля 1891 г.»

diletant: Увеличить

С.И.: Уважаемый дилетант. А кто в этих генеалогических цепочках был отставной адмирал Линдестрем, проживавший с семьей в Либаве? К одной из его дочерей сватался (состоял в женихах ) морской офицер Капацин. Отчества не указываю так как в письмах моего деда, который как я из них(писем) понял был принят в семье и часто посещал Линдестремов, просто указана фамилия. С уважением С.И.

diletant: diletant пишет: Восприемники – Вера Владимировна Капацына, жена корабельного инженер-механика, и капитан 2 ранга Алексей Алексеевич Шефнер, мой дядя Это из метрики Вадима Шефнера. По-видимому, сватовство было удачным, т.к. восприемниками становились обычно самые близкие люди. В самом начале этой темы приведена метрика автора мемуаров. Если сопоставить Ваши слова и написанное в воспоминаниях, то адмирал - Владимир Линдестрем, а Евгения (мать поэта) и Вера Владимировна - его дочери.

diletant: Вот, нашла на сайте гимназии Карла Мая, где Вольдемар Линдестрем проучился год до поступления в Морское училище: Краткая выписка из послужного списка [3]: - поступил в Морское училище.14.09.1867; - гардемарин -17.04.1871; - мичман - 8.01.1873; - лейтенант -1.01.1877; - капитан II ранга - 5.04.1887; - капитан I ранга - 6.12.1896; - контр-адмирал -6.04. 1903; - уволен в отставку вице-адмиралом 16.06.1908. Жена - Анна Александрина Видер; дети - Вера 13.07.1886; Евгения 26.08. 1887; Владимир -2.08.1889. В разные годы был командиром портов Порт-Артура, Владивостока, С.Петербурга. Источники: 1. Большая Советская Энциклопедия, второе изд., том 34, стр. 157-160 2. Вадим Шефнер «ИМЯ ДЛЯ ПТИЦЫ ИЛИ ЧАЕПИТИЕ НА ЖЁЛТОЙ ВЕРАНДЕ», Советский писатель (Ленинградское отделение)", Ленинград, 1976 г. 3. ЦГА ВМФ, ф.417, оп.4, д.3574.

VVK: diletant пишет: мичман - 8.01.1873; - контр-адмирал -6.04. 1903; По Списку 1904 года в чине мичмана Линдестрем с 1872 года, а чин контр-адмирала ему присвоен 6 декабря 1903 года



полная версия страницы