Форум » Море в искусстве и творчестве » Маринисты » Ответить

Маринисты

Александр: Стараясь идти навстречу пожеланию Его Высокоблагородию Капитану 2 Ранга и Кавалеру Автроилу: Адамсон Амандус Генрих 31.10\12.11.1855, хутор Ууга-Рятсепа, близ Балтийского Порта, ныне Палдиски Эстонской Республики - 26.06.1929, Палдиски Учился в Петербурге в АХ (1876—79, возможно до 1881); с 1907 — академик. принят в столярную мастерскую Берга в Ревеле перешёл в ателье краснодеревщика Шутова в Петербурге 1876 - принят в Санкт-Петербургскую Академию художеств и определен в класс профессора Александра фон Бока, автора многих скульптур и памятников, в том числе бюста Карла Бэра в Тарту окончил Академию с большой серебряной медалью 1879-1881 - совершенствовался в Париже; выставленные им в Парижском Салоне скульптурные композиции — «Вечно побеждающая любовь» и «Лирическая музыка» были отмечены золотой медалью Салона (в конце ХIХ века - высшя награда в мире искусства) по возвращении в Санкт-Петербург работал как свободный художник и педагог в училище Штиглица 1918 - возвратился в Эстонию 1896 - среди ведущих художников и скульпторов России был объявлен конкурс на право участия в оформлении будущего Русского музея (дворец великого князя Михаила Павловича, построенный в 1825 году архитектором Карлом Росси). Среди победителей оказался Амандус Адамсон. Ему было поручено создать для двух самых больших залов музея (ныне № 14 и № 15) барельефы для фризов с аллегорическими сюжетами таинств рождения произведений искусства - живописи, ваяния и зодчества. За живость, выразительность, за безупречную логику композиций современники назвали эту работу «скульптурной поэмой» 1903 - монументально-декоративное оформление Троицкого моста в Санкт-Петербурге; чугунные детали ихготовлены в мастерской Ф. Виганда в Ревеле 1902-1904 - автор автор скульптурного убранства фасада, купола-башни и шара-глобуса американской компании швейных машин «Зингер»; ныне Дом Книги, Невский проспект, № 28 Адамсону принадлежат скульптурные компазиции Дома Штиглица (художественное-промышленное учолище имени Мухиной), в Соляном переулке другие работы А.Адамсона скульптуры "Рыбак с острова Муху", 1892 "В тревожном ожидании", 1897 "Слушая голос моря, 1901 "Последний вздох корабля, 1926 композиции "Вечное торжество любви", 1889 "Рассвет и сумерки", 1895 "Юность исчезает", 1919 "Жена художника Е.Адамсон" 1928 "Купальщица", 1928 «Молодая татарка и морской разбойник», Алупка «Русалка на камне», берег моря, Крым "Калевипоэг и Рогатый", 1896 "Калевипоэг у ворот ада", 1922 (натурщик - первый эстонский чемпион мира Георг Лурих) памятники "Русалка" (Таллин), гранит пьедестала был заказан в Финляндии. Фигура ангела, рельеф и бронзовые детали были отлиты в Санкт-Петербурге на фабрике Моранда, для фигуры ангела позировала 17-летняя Юули Роотс, работавшая в Санкт-Петербургской мастерской Адамсона журнал "Нива", № 38 за сентябрь 1902 года: "7 сентября в г. Ревеле происходило торжественное освящение памятника морякам, погибшим на "Русалке". В описываемый день еще с утра на берегу моря, на бульваре стал собираться народ. Море было особенно бурным и невольно напоминало своим грозным видом о той ненастной поре, когда погибла "Русалка". Вокруг памятника был выстроен почетный караул из всех войск, находившихся в Ревеле... Наступил торжественный момент: завеса упала, и перед взорами присутствующих моментально предстал красивый, легкий и стройный памятник морякам "Русалки"; «По моему мнению, Таллинн приобрел этот памятник, на который может с завистью взирать и более крупный город. Мастер Адамсон его созданием на долгие времена с честью вписал свое имя в историю Таллинна» (эстонский художник Антс Лайкмаа) "В память кораблям, затопленным в 1854-1855г. для заграждения входа на рейд" (Севастополь, 1905) создателю эстонского национального эпоса "Калевипоэг" Ф.Р.Крейцвальда (Выру) поэтессе Лидии Койдула (Пярну, открыт 09.06.1929), кстати эстонскому художнику Иохану Кёлеру (Вильянди) установлен . Скульптурный образ вознесен на высокий пьедестал, символизируя значение и величие творчества поэтессы. 0 - в центре Пярну открыт памятник первой эстонской поэтессе Лидии Койдула, автора Гимна Эстонии (жена врача Морского ведомства. 02.1873-1886 жила и скончалась в Кронштадте, в авгуте 1946 году прах перенесён в Эстонию и захоронен на Лесном кладбище Таллина) А Адамсон менее известен как художник; несколько полтен имеются в Государственном художественном музее Эстонии, в конце XIX и в начале XX веков в Эстонии имели хождение почтовые открытки с видами морского побережья его кисти к 300-летию царствования Дома Романовых был объявлен конкурс на проект монумента, посвященного знаменательной дате. В конкурсе принял участие и Амандус Адамсон. Был изготовлен макет грандиозного ансамбля с множеством многофигурных сюжетов из русской истории. Началась война, и монумент установлен не был, не сохранилась и его гипсовая модель автор композиции Мир; эту композицию правительство молодой Эстонской Республики преподнесло Лиге наций (дальнейшая судьба работы неизвестна) Amandus Adamson. 1855—1929. Juubelinituse kataloog, Tallinn, 1955 (на эст. и рус. яз.); Nurk Т., Amandus Adamson. 1855—1929, Tallinn, 1959 (резюме на рус. яз.)

Ответов - 166, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Александр: продолжение Это - родина А. Адамсона - город Палдиски. Дом, в котором он жил, не сохранился, но сохранилась его мастерская, улица носит его имя. До недавнего времени тут жила его дальняя родственница, сейчас готовится к открытию филиал Харьюсского музея (на объявлении). Если посмотреть сайт музея, то можно увидеть несколько фотографий. В прошлом, кажется. году, в городе открыт памятник, но фото его сейчас у меня. к сожалению, нет. С уважением, А.

Автроилъ: Браво! Снимаю шляпу. С уважением...

Александр: Рад стараться! Всепокорный Вашего Высокоблагородия слуга А. Прокофьев Николай Дмитриевич 1866-1913 1855 - окончил реальное училище 1894 - окончил Императорскую Академию художеств при строительстве Спасо-Преображениского храма Валаамского монастыря автор проектов здания больницы и двух храмов на острове Валаам 1898 - участвовал в конкурсе проектор Морского собора в Кронштадте 1899-1904 - художник-архитектор Балтийского судостроительного и механического завода автор интерьеров кают кораблей, в том числе эскадренного броненосца император Александр III, крейсера 2 ранга Алмаз, Императорской яхты Александрия академик архитектуры автор акварелей Крейсер Россия Крейсер громобой линейный корабль Императрица Мария Эскадренный броненосец Император Александр II Эскадренный броненосец Император Александр III Ермак во льдах дед - Прокофьев Иван Петрович, штурманский офицер брирга Меркурий Пинегин Николай Васильевич 1883-1940, Ленинград окончил Казанскую художественную школу и Санкт-Петербургскую академию художеств 1910 - в эскпедиции на Новую Землю 1912-1914 - в экспедиции Г. Я. Седова 1916-1920 - художник-историограф Черноморского флота, в нескольких боевых походах кораблей 1924 - набдюдателем совершил первые в истории самолетные ледовые разведки над Новой Землей (пилот Б. Г. Чухновский) 1928-1930 - построил и возглавил полярную станцию на острове Большой Ляховский 1931-1934 - в АНИИ, в двух экспедициях на архипелаг Земля Франца Иосифа на ледоколе Малыгин 08-09.1932 - начальник экспедиции Арктического института на ледокольном пароходе Малыгин на Землю Франца-Иосифа автор художественно - документальных произведений занимался научной работой.в музее Арктики

lns: Автроилъ пишет: lns пишет: цитата: Пожалуй, лучше мне пока попробовать переключиться на художноков-маринистов… Мне думается, что Вы пришли к верному заключению нашего высокоучёного диспута. Ссылка на «Записки моряка-художника» Алексея Петровича Боголюбова (1824 – 1896). Он был не только маринист, но и маринист тоже, к тому же ещё и моряк... http://www.centre.smr.ru/win/books/bogolub_zap/titul.htm

Александр: Высокому собранию предлагается "экстракт" книги и всё, что нашёл в периодической печати и на майте Саратовского музея Боголюбов Алексей Петрович 16/28.03.1824, село Померанье Новгородской губернии (ныне Ленинградской области) - 06/07.11.1896, Париж внук А. Н. Радищева получил домашнее воспитание в Твери 1832 - представлен на смотр Великому Князю Михаилу Павловичу с 1832 - воспитывался в Александровском Царскосельском малолетнем корпусе в 4-й Морской роте (ротная дама госпожа Эспенберг), предназначался для поступления в Пажеский корпус "...Я был всегда очень резов... в Александровском малолетнем корпусе меня драли 17 раз да 2 - в Морском..." "... по совету А.А. Кавелина, бывшего воспитателя Александра II, друга отца, нас перевели в Морской, на том де основании, что без средств в гвардии служить плохо..." обнаружил большую любовь к рисованию 1834 - переведён в Морской кадетский корпус 02.1835 - прибыл в Корпус, определён в 4-ю малолетнюю роту был "...отчаянной веселости и озорного нрава...". "Страсть к рисованию меня тоже губила, ибо я ударялся в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды..." 1839 - переведён в Гардемаринскую роту младшим чином до 01.07.1840 - в практическом плавании на корабле Прохор между Дагерортом и островом Эланд старший гардемарин (12.1840) 01.1841 - окончил Морской кадетский корпус из 75 человек - семнадцатым (23-м), хотя по науке был третий; "...имел при выпуске два нуля с минусом за поведение, что было ниже единицы, это ясно показывало, что моя резвость мне сильно портила в виду начальства. Подлого и безнравственного я никогда ничего не делал, но, так как был на дурном счету, всякая пакость, произошедшая в роте, рушилась на меня и я становился ответчиком..." мичман (08.01.1841) выпущен в 17-й экипаж 2-й флотской дивизии "Лихой господин" - весельчак, кутила, отличный служака, баловень начальства и товарищеской дружбы. в плавании на 84-пушечном корабле Вола на 1842 - в Свеаборге на Масленицу 1842 - арестован на гауптвахте за неосторожность при катании на санях 1842-1844 - на 25-пушечном бриге Усердие принял участие в промерах Финского залива лейтенант (1847) 1845-09.1848 - адъютант начальника 2-й флотской дивизии вице-адмирала А. А. Дурасова весна - осень 1845 - в отпуске по семейным обстоятельствам 1846-1847 - в плавании на 110-пушечном корабле Император Александр I 09.1848 - перечислен в 3-й флотский экипаж, назначен на пароходофрегат Камчатка 1849 - в плавании на пароходе Камчатка с президентом Академии художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергском; герцог посоветовал ему серьезно заняться живописью; "... Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании..." Христиания - Копенгаген - Саутгемптон - остров Мадейра По заказу герцога выполнил альбом рисунков 1850 - в плавании в Лиссабон, Занненбург (Дания) с 1851 - личный адъютант командир Учебного экипажа Высочайше разрешено поступление в Академию с оставлением во флоте зачислен в Академию художеств к пейзажному профессору Максиму Никифоровичу Воробьёву 1852 - получил Первую серебряную медаль за картину Китобои, переведён в натурный класс отказался от участия в плавании на фрегате Паллада с миссией адмирала Путятина 1853 - окончил Академию художеств; за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за "Вид Санкт-Петербурга от взморья" получил Большую золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на заграничную командировку. Классный художник 1-й степени "...Генерал мой Кохиус, хотя и с снисхождением, но, видимо, был угнетён моим неопределённым видом, давал мне из милости кое-какие поручения, например, съездить в Финляндию, в Выборг, умиротворить дело по случаю буйства матросов Учебного экипажа в каком-то кабаке. Приказывал иногда осмотреть у целого экипажа сапоги, надетые на людей, почему приходилось оглядеть усердно более тысячи поднятых ног с их подошвами. Раз я свидетельствовал почему-то музыкальные инструменты Учебного экипажа, не смысля в этом деле ровно ничего. И старательно занимался корректурою рисунка к Уставу фрунтового обучения. Но всё это было ни служба, ни художество..." конец 1853 - вышел в отставку; "...Государь, принимая во внимание, что я на службе окончил второе моё образование, сперва как морского офицера и ныне как художника, дозволяет мне выйти в отставку, несмотря на военное время, и переименовывает меня в художника Главного морского штаба с причислением к Морскому министерству...", переименован в титулярные советники получил Высочайший заказ на написание картин о Крымской войне конец 04.1854-1860 - выехал за границу (Италия, Франция, Ближний Восток) весна 1855 - с товарищами по Академии ездил на этюды в Неаполь, Террачино, Палермо, Мессину, Сорренто и через Капри возвратился с ними в Рим "...А теперь я собрался и отплыл в Триест, где думал найти что-то морское, но очень обманулся и вот как жил. Нанял квартиру у арматора судового, следовательно моряка-строителя, который был со мной очень любезен, видя, что я специалист-художник по части кораблей. Благодаря ему я узнал, что колыбель Петровская строителей галер до сих пор ещё существует, что есть семьи, владеющие дорогими документами русского первоначального судостроения в Бока-ди-Катарро. Те же драгоценности по части русского Петровского судостроения хранились в библиотеке "Фрари", где я видел чертежи, снимал их, за подписями Апраксина, Лефорта и Петра I. Не знаю, черпал ли наш историограф русского флота Ф.Ф. Веселаго из этих источников, но, по-моему, они единственны, и следовало бы хоть сделать фотографические снимки со всех этих редкостей, дабы иметь их в нашей адмиралтейской библиотеке..." В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андрея Ахенбаха 1856 - побывал В Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов, для картин заказанных ему императором Николаем Павловичем в Париже поступил в школу Кутюра занимался у художника-мариниста Евгения Изабе академик (1858) с 18.11.1858 - художник Главного морского штаба 1859 - переехал в Дюссельдорф, начал работать под руководством Андрея Ахенбаха. Ахенбах сразу же направляет Боголюбова на этюды в Шевенинген, рекомендует забыть его картины и руководствоваться только своими собственными взглядами на природу конец 1860 - возвратился в Санкт-Петербург, устроил в залах Академии Художеств выставку своих работ в пользу вдов и сирот художников. На выставке в числе других работ представлены 7 картин из истории Крымской войны 1853 - 1856, выполненные по заказу императора Николая I, "Синопский бой", "Пароход "Владимир". "Взятие турецкого парохода "Перваз-Бахри", "Погром крепости Исакчи", "Пароход "Колхида" при Николаевском укреплении", "Бой фрегата "Флора" с двумя турецкими кораблями" - вид дневной и ночной, "Вид Пицунды", "Амстердамская ярмарка Кермес", "Вход рыбаков в Сен Валлери. Бурный вид", три картины Константинополя, около 200 этюдов и 250 рисунков с натуры; "...выставка моя посещалась бойко и стояла целый месяц. Тут меня узнали разом, и я составил ею себе имя, которым честно живу и теперь..." Александр II купил все картины из истории Крымской войны и Ярмарку в Амстердаме "... До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами" И. Н. Крамской о Боголюбове по возвращении в Россию объявлена благодарность Совета Академии художеств, "... так как ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться..." чтимый при царском дворе, Боголюбов серьезно повлиял на формирование художественных вкусов императорской семьи 1860 - 1873 - много путешествовал по России и за границей профессор живописи (1861) 1861 - начал занятия с учениками Академии - пейзажистами 1861 - получил Высочайший заказ - написать историю морских сражений Петра Великого с 05.1861 - по поручению Б. А. Глазенапа, председателя правление волжского пароходного общества Самолёт совместно с женой, братом Н. П. Боголюбовым и его семьёй совершил плавание по Волге от Твери до Астрахани для изучения района, автор около 40 литографий и политипажей с приложением карты Волги путеводителя по Волге "Волга от Твери до Астрахани" (1862) ".... Везде на пристанях встречали товарищей-моряков, которых перетянул к себе Глазенап. Были и командиры из флота..." по поручению Гидрографического департамента работал над Атласом Каспийского моря под руководством начальника съёмки Каспийского моря Н. А. Ивашинцева лето 1862 - по поручению Гидрографического департамента в плавании в Балтийском море на промерной шхуне Компас, изготовил виды для атласа входов в порты и шхеры; "... и так Балтийское море я объехал вокруг, а Финский залив вдоль и поперёк..." осень 1862 - выехал в Италию для лечения жены 1863 - в течение полугода путешествовал по России в Свите Наследника Цесаревича Николая Александровича 1863 - в Наследником Цесаревичем в плавании по Шексне и Волге от Череповца до Астрахани на пароходах общества Самолёт 03.1864 - представил Наследнику Цесаревичу 250 рисунков и 25 этюдов 1864 - по поручению Гидрографического департамента в плавании в Балтийском море на промерной шхуне Бакан, выполнил атлас берегов Финского залива с капитанами Баженовым и Кроуном лето 1865 - выехал за границу для лечения глаз, в Швейцарию, а затем в Дюссельдорф 1866 - приступил к работе над Высочайшим заказом 1866 - в путешествии по Волге с Великими Князьями 1867 - в поездке по Европе с Великими Князьями 1868 - выдвинул проект создания пейзажного класса в Академии Художеств (создан в 1872 "в виде опыта") 1869 - в Санкт-Петербурге открылась выставка работ, посвященная памяти профессора А. Бейдемана с 07.1869 - в путешествии по России с Великими Князьями 05.1870 - выехал за границу для лечения почек 1871 - член Совета Императорской Академии художеств с 1871 - участник всех передвижных выставках с 1872 - один из самых деятельных, влиятельных членов правления Товарищества передвижных художественных выставоки умело использует свое положение, связи и авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников 02.1872 - перенёс инсульт основатель художественного музея имени Радищева и при музее школу технического рисования - отделение Центральной школы барона Штиглица в Петербурге. (Саратов) с 1873 - постоянно жил во Франции (Париж, в доме № 11 по бульвару Клиши) по желанию Августейшего президента Академии художеств Великой Княгини Марии Николаевны назначен попечителем русских пенсионеров в Париже и за границей член Товарищества с 04.1873 - комиссар Всемирной выставки в Вене осень 1873 - перенёс повторный удар 1873 - вышел из состава Совета Императорской Академии художеств 1876 - завершил второй цикл морских баталий: "Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г.", "Гренгамское сражение", "Прорыв русского галерного флота через шведский у мыса Ганге-Удд", "Гангутский бой", Ревельское сражение 2 мая 1780 г.", "Выборгское сражение 22 июня 1790 г.", "Красногорское сражение 22 июня 1790 г." 1877 - инициатор создания и председатель (1877-1896) Общества вспоможения и благотворительности русских художников (Париж) 1877-1878 - в русско-турецкой войне 06-07.1877 - выезжал на театр военных действий, работал над картинами "Взрыв турецкого монитора", "Высадка в Мачин корпуса генерала Циммермана" 1877 - передал свое собрание (более 300 картин, около 250 графических произведений, коллекцию мебели, фарфора, шпалер, предметов декоративно-прикладного искусства, книг и рукописей) и капитал в 200000 рублей в дар городу Саратову с 1878 - член международной комиссии для присуждения наград в художественном отделении Парижской Всемирной выставки 25.12.1881 - начал писать свои Записки моряка-художнника 1882 - неудачно пытался с Крамским организовать первый съезд русских художников 1885 - на основе его собрания открыт Радищевский музей (ныне - Саратовский Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева) - первый в России общедоступный провинциальный художественный музей; избран почётным попечителем 1890 - 1993 - с И. Е. Репиным и Поленовым работал в Комиссии по пересмотру устава Академии Художеств 01.1891 - по поводу 50-летия деятельности торжественно отмечено в Париже и Саратове; в знак признания его художественных заслуг поднесена золотая палитра с выгравированными автографами (до 1941 года хранилась в Радищевском музее, но была изъята на нужды войны) добивался открытия в Саратове Рисовального училища (создана в 1897 как Боголюбовская рисовальная школа, ныне - Саратовское художественное училище) действительный член Академии Художеств член Совета академии художеств (на 1868-1873) академик (1858) профессор живописи (1861) действительный тайный советник член Товарищества передвижных художественных выставок (1873) Почётный гражданин города Саратова за основание Радищевского музея и Боголюбовской художественно-промышленной школы кавалер орденов св. Анны III степени (1849) св. Станислава II степени св. Владимира IV степени (1860) св. Анны II степени св. Станислава I степени св. Владимира III степени св. Анны I степени св. Владимира II степени награждён бриллиантовым перстнем (1845, 1846, 1851) был "... крестником холостого мальтийского кавалера, который передал мне свой крест с правом носить его..." Звезды Франца Иосифа (Австрия, 1873); "... по статуту даёт право на баронство, но надо заплатить 1000 гульденов за грамоту, а потому я счёл лучше просто быть Боголюбовым..." Данеброга (Дания) Почётного Легиона Офицерского Креста (Франция, 1877) Почётного Легиона Кавалерского Креста Медалью Парижского института искусств (Palema de l' Academi) у гроба его нёс караул с музыкой и знаменем батальон 28-го линейного полка французской армии портрет работы Фёдора Андреевича Бронникова, исторического живописца и жанриста (1856), хранится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева портрет работы художника-акварелиста, вице-президента Академии Художеств (1852-1879) князя Григория Григорьевича Гагарина (1879) бронзовый бюст работы скульптора-портретиста Леопольда Адольфовича Бернштама (1893), находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева два портрета работы Ильи Ефимовича Репина, находятся в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева несколько портретов-карикатур работы живописца-пейзажиста и друга Алексея Филипповича Чернышева находятся в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева портрет работы скульптора Матвея Афанасьевича Чижова (хранится в Государственном Русском музее и в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева) портрет работы исторического живописца, рисовальщика и друга Адольфа Иосифовича Шерлеманя портрет работы польского исторического живописца и портретиста Панталеона Шиндлера имя А. П. Боголюбова носит Московский Центр культуры Автор воспоминаний Записки моряка-художника (1896), хранились в Петербурге, в Рукописном отделе Петербургской публичной библиотеки, куда их определил сам Боголюбов по духовному завещанию с оригинальным условием: "... 2000 рублей положить на проценты и документы отдать в Санкт-Петербургскую Публичную библиотеку вместе с пакетом, где находятся "Записки моряка-художника". На пакете сделать надпись: "Издать по истечении 22 лет". За это время капитал возрастёт, и тогда Управление библиотеки разделит его пополам, выберет способного литератора, чтобы привести в порядок мои записки, исправить правописание, но сохранить мой слог и слововыражения. После чего на другую половину денег издать оные, предоставить продаже и выручку отдать поровну в мою Школу и музей Радищевский...". (Полностью завещание приведён в книге Н.В. Огарёвой "Летопись жизни и деятельности художника А.П. Боголюбова", Саратов, 1988) несомненно хотел, чтобы его "Записки" были опубликованы. Заботясь о будущем издании своих воспоминаний, Боголюбов как всегда щедро оставил Публичной библиотеке в Петербурге четыре своих рисунка, исполненных тушью и пером, - изящные пейзажные заставки к письмам. На обороте одного из них - марина с баркой под парусом - написал: "На память (тому), кто будет составлять мои записки, идут эти рисунки" (Р. О., ф. 82, № 13, 14). Но 22 установленных года пришлись уже на послеоктябрьское время. Некому было исполнять волю автора - всё стало государственным. Засургученный холщовый мешок вскрыли, "Записки" заинвентаризировали - 6 довольно толстых тетрадей, которые мы по-сегодняшнему назвали бы общими, стали частью персонального фонда Боголюбова (Р. О., ф. 82, № 1-6). Кроме собственно "Записок", в этом фонде имеются и другие материалы - письма, рисунки и отдельные воспоминания Боголюбова о художниках, "Очерки". Изданы в Саратове в 1966 Его произведения есть во всех крупных музеях России (в Саратове - наиболее значительная их часть - свыше 200 живописных и около 1000 графических работ) жена с 06.11.1859 - Надежда Павловна, урождённая Нечаева, венчались в Висбадене, воспитывалась в Екатерининском институте (1839-17.03.1864), похоронена на Малой Охте на кладбище рядом с церковью св. Марии Магдалины, недалеко от могил его родителей; портрет работы исторического живописца и портретиста Василия Петровича Верещагина, портрет работы Ивана Кузьмича Макарова, портретиста (хранится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева); познакомился с ней в Париже, в 1858 году, в доме ее дяди, бывшего инженера-путейца Николая Арсентьевича Жеребцова. «Молоденькая, миловидная девица» - в первом упоминании. Он часто встречается с ней у Жеребцова, и впечатления от нее все глубже. «Прежде я мало обращал внимания на молоденькую институтку ордена св. Екатерины. Но тут она мне очень приглянулась. Это не была красавица высокая, массивная, черноокая, но, напротив, миниатюрная девица с прекрасными умными глазами, русыми волосами и ртом невыразимой приятности. Чудный овал её лица высился над стройным пропорциональным корпусом. Все движения её были просты, не изысканны, но полны врождённой грации. Существо это меня остановило. Но где было думать о женитьбе, когда в кармане нет ни гроша, а башка полна всякими проектами будущих картин. Но, несмотря ни на что, я был ею поражён и вернулся в Дюссельдорф как будто оврачёванным нравственно. Жизнь и работа всё-таки шла у меня по-прежнему». «Миловидность моей жены и образование, конечно, увлекли всех моих добрых знакомых. Госпожа Освальд Ахенбах её полюбила душевно, и даже гордячка госпожа Андрей, несмотря на свою глупость, тоже её ласкала». «Но не долго я был счастлив! на бал-маскараде Надежда Павловна простудилась, захворала воспалением лёгких, которое и свело её в могилу через 5 лет». В 1860 году Надежда Павловна заболела. 1862 - супруги проводят в Италии, в Пизе, потому что северный и особенно, петербургский климат был ей решительно противопоказан. С 1963 по 1865 год супруги видятся время от времени. Надежда Павловна живет с семьей брата Боголюбова – Николаем Петровичем Боголюбовым и его супругой в их рязанском имении, а сам художник постоянно путешествует в поисках новых сюжетов для своих полотен; "Я ведь был женат, надо было работать и добывать средства к жизни, а потому я брался за работу, положим, художественную, но не вполне». сын Николай, 09.1863-, похоронен на Малой Охте на кладбище рядом с церковью св. Марии Магдалины гражданская жена парижанка баронесса Элиз Шивр, в православии Елизавета Францевна, приняла российское гражданство, 1832-1896, умерла на полгода ранее Боголюбова и завещала Радищевскому музею и школе всё своё состояние - около 100 тысяч рублей. создал за свою жизнь около трех тысяч картин и этюдов, множество рисунков. Он был самым крупным русским морским баталистом, прекрасно владел не только техникой масляной живописи, но и техникой акварели, литографии и офорта. "... Так как я пишу это для себя, а ежели когда и будет моя рукопись читаться кем-нибудь, то мы уже давно сгниём в земле и с меня ничего не возьмёшь, а кому угодно, то пусть меня и обругают за ересь. Я этого не боюсь, ибо пишу незлобно, а так, слогом весёлого человека, любящего анекдоты..." "Учёности глубокой за собой я никогда не признавал..." "...Теориями художественными и судьбами искусства считал удручать себя совершенно лишним..." "... В случае, ежели бы мне не привелось закончить моих записок, то мои заметки черновые должны быть окончанием моего труда, почему их поместить непременно..." "... Тот, кому будет поручено приводить мои записки в порядок, обязательно должен будет вставить повторения в моих описаниях, но выпустить, что не нужно. Но ежели есть тут мысль не занесённая, то не упускать её, а вставить где можно и где говорится о том же предмете..." похоронен на Малоохтенском кладбище рядом с церковью св. Марии Магдалины 05.1941 - при ликвидации кладбища прах перенесён на кладбище Александро-Невской лавры, могила во время Великой Отечественной войны была утеряна, в настоящее время обнаружена и восстановлена трудами Нонны Витальевны Огарёвой, З. Церетели, Академии Художеств 1840-е гг. Фрегат Усердный Пароход Камчатка 1843 Вид Морского корпуса с Невы 1846 Севастополь Транспорт Иртыш, затертый льдами в Ледовитом океане 1848 Пароход-фрегат Камчатка 1851 Наводнение Кронштадской гавани в 1824 г Вид Смольного монастыря с Большой Охты (Малая золотая медаль) Отбытие из Лиссабона герцога Лайхтенбергского (Малая золотая медаль) Бой брига Меркурий с турецкими кораблями в 1828 г. (Малая золотая медаль) два вида Кронштадтской гавани 1852 Морское сражение 19 июня 1807 г. при Афонских горах Эпизод Афрнского сражения 1853 три вида Ревеля, исполненных по программе Вид Санкт-Петербурга от взморья Большая золотая медаль 1854 Катание на Неве этюд Женевское озеро близ замка Шильон 1855 Римская ночь Бурный вид острова Капри Вечер в Неаполе Вид Сорренто 1856 этюд Синоп (1856) Синопское сражение18 ноября 1853 года Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг. 1857 Бой 44-пушечного фрегата Флора с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 г. 1857 Прорыв русских канонерских лодок мимо турецкого укрепления Исакчи на Дунае 11 октября 1853 г. (второй эпизод). 1859 пейзаж Замок св. Ангела в Риме Ярмарка в Амстердаме Прорыв русских канонерских лодок мимо турецкого укрепления Исакчи на Дунае 11 октября 1853 г. (начало прорыва русских кораблей) Взятие в плен пароходофрегатом Владимир турецкого вооруженного парохода Перваз-Бахри 5 ноября 1853 г. 1861-1876 по заказу императора Александра II работал над серией картин из истории флота времен Петра I: Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1703 г., Бой у острова Эзель 24 мая 1719 г. и др. 1863 Вид Казани в разлив Закат солнца в Нижнем Нижний Новгород с Колокольного база Крестный ход в Ярославле Ипатьевский монастырь близ Костромы Иллюстрации к книге Н. П. Боголюбова Волга от Твери до Астрахани 1865 Гренгамское сражение Высадка войск Петра Великого в Аграханском заливе (Каспий) Крушение транспортных судов в том же заливе Взятие шведских судов в устье Невы Астрильд и Гедан под начальством Петра I Петропавловский бой (1853-1854 годов) в 2-х видах. Камчатские этюды для местности мне сделал ученик мой Боганц Бой у Петропавловска-на-Камчатке 20 -24 августа 1854 г. 1866 Первое сражение русского корабельного флота под командой Н. А. Сенявина около острова Эзель со шведским флотом - эскиз картины того же названия, находящейся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. 1868 Крушение фрегата Александр Невский Выход Великого Князя из катера в бурунах Благодарственный молебен вечером после крушения на берегу 1870 Вель. Франция Лес в Вёле Устье Невы 1872 Устье Невы Вёль. Двор фермы. Осень 1873 Вид в Кронштадте 1876 Гангутское сражение 1714 года; изображает заключительную фазу Гангутского сражения 26-27 июля 1714 г. - бой в Рилакс-фьорде Прорыв русского галерного флота через шведский у мыса Ганге-Удд Отлив в Трейпоре Прачки в Нанте. Франция. Бретань Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г. Гренгамское сражение Красногорское сражение 22 июня 1790 г. Гангутский бой Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г. Сражение у Красной Горки 23 и 24 мая 1790 г. Атака катером Шутка турецкого вооруженного парохода Эрекли у острова Мечка на Дунае 8 июня1877 г. Высадка в Мачин корпуса генерала Циммермана 1881 Взрыв турецкого броненосца Лютфи-Джалиль на Дунае Бой парохода Колхида с турецкой береговой батареей 20 октября 1853 г. Ревельское сражение 2 мая 1790 г. Выборгское сражение 22 июня 1790 г. конец 1870-х - начало 1880-х гг. Нижний Новгород Москва с Хамовнической набережной Голицынская больница Москва, Волхонка 1880-е гг. этюд Ферма в Шамбодуане Прибой в Ментоне отмывки тушью Шевенинген Венеция Барбизон

lns: Продолжая о морских художниках, которые были ещё и морскими офицерами. В приложении к воспоминаниям Ивана Константиновича Григоровича (Григорович И. К. Воспоминания бывшего морского министра. Кронштадт; М., 2005.) помещена статья о нём академика А. Н. Крылова, хранящаяся в РНБ (бывшая Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). На фотографии последней страницы статьи Крылова, помещённой в книге и хранящейся в РНБ, можно прочесть о Григоровиче: "… мастерски писал масляными красками небольших размеров морские картины…" А вот в полном тексте статьи (в той же книге) напечатано: "После 1920 г. здоровье Григоровича постепенно падало. Единственный заработок, который он имел, состоял в том, что он мастерски писал масляными красками небольших размеров картины, на которых вместо подписи он ставил на первом плане красную веху". Слово "морские" пропущено. Скорее всего, это просто опечатка. В той же книге в приложении есть и воспоминания внучки Григоровича Н. В. Лариной (Карцовой). Там среди прочего сказано: "С началом НЭПа жить стало немного легче, открылись магазины, булочные, кондитерские, ожили рынки города. Дед начал рисовать картинки для коробок с тортами и витрин кондитерской "Ла Гурме", а я носила их в магазин, расположенный на углу Невского и Литейного". Какова была тематика картин не сказано. Торты, конечно, вполне можно украшать и морскими картинами, но вполне возможно, что требовалось изображать и что-то совсем не морское… Итак, во всяком случае, можно считать известным, что адмирал И. К. Григорович был ещё и художником и среди его картин были морские картины. Какие-то из его картин, надо полагать, сохранились и теперь, но где их можно увидеть не знаю…

Александр: Игнациус 1-й Василий Васильевич 21.06.1854-14.05.1905 26.08.1888-05.08.1889 - в годовом отпуску в Париже для занятий живописью у профессора А. П. Боголюбова 05.09.1889 - получил разрешение Великого Князя Алексея Александровича заниматься живописью в Императорской Академии Художеств с освобождением от ротных учений и занятий автор серии открыток Лепко Владимир Иванович 31.01.1867, Санкт-Петербург - 1950, Ленинград "... был штурманом от Бога и, кроме того, уникальным рисовальщиком. Он обладал удивительной способностью схватывать именно те ориентиры и знаки, которые необходимы штурману для безопасного плавания и, главное, даже на среднем ходу судна, успевал их зарисовать, постоянно делал зарисовки побережий Кореи, Японии, Желтого моря, берегов материка от Владивостока до Сахалина. Из рисунков Корейских берегов удалось сформировать большой альбом, который был издан в 1898 году, но одна часть издания утонула, другая -сгорела по пути в Ярославль. Единственный экземпляр в 30-е годы хранился в Военно-морской академии. Остальные материалы В.И. Лепко зарыл в землю Порт-Артура. Но это было уже во время Русско-японской войны, на Балтийском море он делает сотни рисунков..." 1926 - в Северной гидрографической экспедиции, во время которой сделал более 900 рисунков А работы Ивана Константиновича, наверное, хранятся у коллекционеров (о нахождении из в запасниках музеев не слышал) и, может быть, у коллекционеров упаковок разного рода сластей... С уважением, А.

АЗАРД: Александр пишет: Прокофьев Николай Дмитриевич Небольшое дополнение. ПРОКОФЬЕВ Николай Дмитриевич (16.11.1866 – 09.10.1913) Из потомственных дворян. Православного Вероисповедания. Отец: Дмитрий Иванович Прокофьев (?-?), Капитан 2-го ранга. Жена: Матильда Леонтьевна (?-?), лютеранка, внучка немецкого поэта Йессена. Сын: Георгий (28.08.1897, СПб. – 29.01.1942, Ленинград), крещен 18.09.1897 года в Екатерининской церкви при Академии Художеств. Профессор (1935) Института народов Севера, преподает в ЛГУ. С 1939 года сотрудник Института этнографии АН СССР. Член Императорского СПб. общества архитекторов. Еще на школьной скамье принимал участие в работах по внутреннему убранству Императорской яхты "Полярная Звезда" и вообще по художественной промышленности у архитектора Н. Набокова (1886-1890). По окончании в 1885 г. Николаевского реального училища (1885) поступил в Императорскую Академию Художеств, где готовился к "пейзажному искусству". В 1888 году перешел на архитектурный отдел, а через год допущен на композиции. В 1892 году выдержал конкурс на Малую, а в 1894 г. – на Большую золотую медаль и удостоен звания Классного художника 1-й степени. Состоял преподавателем технического рисования в Ремесленном Цесаревича Николая Училище. В 1895 году назначен Пенсионером и на два года уехал за границу, где посетил Германию, Швейцарию и северную Италию. В Цюрихе состоял на практических работах у архитектора Эрнста, по заказу которого исполнил проект большой гостиницы для Ривьеры – Hotel a Pavillon (Pegli). В 1902 поступил на службу в Хозяйственное управление при Священном Синоде, которую впоследствии совмещал со службою в 1-м Российском страховом обществе и на Балтийском судостроительном заводе, где около пяти лет он занимался отделкой и украшением кораблей. Им обработаны нос и корма и исполнена внутренняя отделка броненосца "Император Александр III"; произведены наружная и внутренняя отделка крейсера "Алмаз", исполнены чертежи и рисунки для Императорской яхты "Александрия". Архитектор Придворно-конюшенной части. Статский Советник. Кроме архитектуры, покойный занимался также живописью. Состоя Действительным членом С.-Петербургского общества русских акварелистов, он почти ежегодно участвовал в выставках общества, преимущественно произведениями морских видов. С уважением МК

Александр: АЗАРД пишет: Небольшое дополнение Побольше бы таких "небольших"... благодарный А.

lns: Александр пишет: Побольше бы таких "небольших"... Всё очень интересно… А у меня же была тайная мысль о том, чтобы в качестве «небольшого дополнения» получить изображение какой-нибудь из морских картин Ивана Константиновича. И. К. Григоровича, естественно, ибо так уж совпало, что Айвазовский тоже был Иваном Константиновичем. :-) Но многие картины морского художника И. К. Айвазовского и так известны. А картины адмирала И. К. Григоровича? Ведь должно было сохраниться хоть что-то из написанного им… Кстати, уехал Григорович из СССР в 1924 г., а не в 1923 г., как указывается в некоторых источниках.

Автроилъ: lns пишет: Он был не только маринист, но и маринист тоже, к тому же ещё и моряк... Что-то уж больно сложно для моих не толькько свихнутых напрочь, но и к тому же вконец отупевших мозгов. lns пишет: Ведь должно было сохраниться хоть что-то из написанного им… Так оно и сохранилось. В России, к примеру, есть в собрании ЦВММ. С уважением...

lns: Автроилъ пишет: Что-то уж больно сложно для моих не толькько свихнутых напрочь, но и к тому же вконец отупевших мозгов. Действительно, нескладное предложение. Но что написано, то написано, пусть уж останется так для истории. Так иногда получается очень нескладно, когда пишешь что-либо без черновика… Во-первых, Боголюбов известен как маринист, но не только как маринист, были у него картины и не на морскую тему. Боголюбов Алексей Петрович. Жуков пруд в Москве. 1880 г. Во-вторых, Боголюбов был не только морским художником, но и морским офицером (в 1853 г. вышел в отставку). Боголюбов Алексей Петрович. На Дунае. Военный корабль. 1877 г. Бумага серая, акварель, графитный карандаш, белила. 31,6х47,5. Слева внизу кистью подпись: "А.Боголюбовъ 1877"; внизу посередине пером авторская надпись: "Дунай. Примите отъ меня для памяти от всъх Вашихъ друзей... Н.П.Петрову". Теперь, надеюсь, мысли выражены более чётко. Но переписывать свои слова по несколько раз, совершенствуя стиль, для этого сейчас у меня времени маловато… Но критику Вашу, Автроилъ, принимаю к сведению, постараюсь писать более складно. Автроилъ пишет: есть в собрании ЦВММ И в настоящий момент выставлено в каком-либо зале? Или хранится где-то в запаснике?.. Но, во всяком случае, выложить что-то сюда, видимо, ни у кого пока нет возможности. Автроилъ пишет: С уважением... С уважением... Какая-то оригинальная «формула вежливости». :-) :-) В таком случае… С «тремя уважениями»…

Автроилъ: Одна из любимейших мною картин Боголюбова. Полотно очень большого размера и впечатление от него потрясающее. Сражение между русскими и шведскими кораблями 24 мая (4 июня) 1719 года около о. Эзель (Сааремаа) во время Северной войны (1700-1721). Русская эскадра под командованием капитана 2-го ранга Наума Акимовича Сенявина (6 линейных кораблей, 1 шнява) обнаружила около о. Эзель шведские корабли (1 линейный корабль, 1 фрегат, 1 бригантина, командующий капитан-командор Врангель) и начала их преследование. Под воздействием сильного артиллерийского огня сначала фрегат и бригантина, а затем и линейный корабль сдались. Было взято в плен 387 чел. Шведы потеряли убитыми 50 чел. и ранеными 13 чел., русские - 9 чел. ранеными. Эзельский бой был первой победой русского флота в открытом море без применения абордажа.

Автроилъ: Александр пишет: Стараясь идти навстречу пожеланию... «Правильной дорогой идёте, товарищи!» (В.И. Ульянов-Ленин)

Olmalin: БЕГГРОВ Александр Карлович Пристань на Неве. 1885 Холст, масло. 50,5x80 см Севастопольский художественный музей им. М.П.Крошицкого Беггров Александр Карлович (1841-1914)– художник-маринист, академик, член «Товарищества передвижных выставок». Его имя неразрывно связано с Гатчиной. Родился Беггров в Петербурге в 1841 году. Образование получил в инженерном и артиллерийском училище морского министерства, первое знакомство с морем состоялось во время парада в 1859 году. Эффектное зрелище парада, судов, расцвеченных флагами, произвело впечатление на будущего художника. Он запечатлел увиденное в красках. Рисунки были настолько хороши, что Беггров как офицер и художник был послан военным ведомством в кругосветное путешествие. Сперва на фрегате «Ослабя», а потом на «Александре Невском». Плавание на «Александре Невском» закончилось трагически. Фрегат потерпел крушение у берегов Дании. Эта катастрофа дала Беггрову возможность познакомиться с известным маринистом Боголюбовым, которому было поручено написать картину гибели корабля. Сам Боголюбов на месте крушения не был и воспользовался рисунком Беггрова. Завязавшееся на этой почве знакомство молодого мариниста с влиятельным живописцем помогло Беггрову поступить в Академию художеств в класс профессора М.Клодта. За успехи в учебе Беггров удостоился поощрительной медали. В 1874 году Беггров был командирован в Париж, где совершенствовался в школе известного художника Бонна. Смерть отца заставила Беггрова вернуться на родину. С этого времени он полностью предался любимому занятию-живописи. Во второй половине 1890-х годов Беггров поселился в Гатчине. Современник А.К. Беггрова, лично знавший его Я.М. Минченков, в своей монографии о передвижниках, вспоминал «…Он жил в Гатчине. Облюбовал болотистый пустырь, купил его и начал устраивать свое хозяйство Построил дом и во двор отовсюду свозил мусор, щепу, навоз. Завалил болото, удобрил почву и развел прекрасный ягодник: малину, крыжовник, смородину, клубнику. По величине и вкусу нигде кругом не было подобных ягод. Мало того: выписал необыкновенные штамбовые розы, уберег их от морозов или акклиматизировал, и жители Гатчины приходили любоваться цветами в саду Беггрова». Дом художника находился на улице Александровской (Володарского) под №33. до наших дней он не сохранился. В Гатчине творчество А.К. Беггрова протекало особенно напряженно. Достаточно вспомнить, что только в 1899 году на XVII Передвижной выставке им было экспонировано пять картин: «Петербург», «Гатчинский дворец. Сирень», «Гатчина. Приоратский дворец», «Нормандия. Этрета» и «Огород». Случившаяся в 1903 году смерть жены художника надломила его душевные силы. С 1906 года он безвыездно проживал в нашем городе, почти прекратив свою творческую деятельность. В конце своей жизни он некоторое время квартировался в доме по Соборной (Советской) улице. Отсюда в начале 1912 года, в дни 70 – летнего юбилея Беггров пожертвовал крупную денежную сумму в фонд Академии Художеств для помощи бедным художникам, их вдовам и сиротам. Этот дом под №8 чудом уцелел до нашего времени, хотя и много лет взывает о помощи в его сохранении для потомков. Последние полтора года своей жизни А.К. Беггров был тяжело болен, переживал страшные физические страдания, в ночь на 15 апреля 1914 года он покончил жизнь самоубийством. Пуля пробила сердце, и смерть была моментальной. Похороны художника состоялись в Гатчине, в лютеранской части городского кладбища. Некрологи о его кончине появились во всех местных газетах Царскосельского уезда С – Петербургской губернии. На гроб покойного были возложены венки от президента Академии Художеств Великой Княгини Марии Павловны, от общества передвижников и других. Могила его сохранилась. http://history-gatchina.ru/town/nekropol/beggrov.htm

Автроилъ: Olmalin пишет: Беггров Александр Карлович (1841-1914)– художник-маринист Прелесть!!!

lns: Автроилъ пишет: Прелесть!!! + Беггров Александр Карлович. Пристань в Севастополе. Этюд. 1886.

Olmalin: Флот в виду Севастополя. 1890 Холст, масло. 71x124 см Тюменский музей изобразительных искусств, Тюмень Лев Феликсович Лагорио родился 16(28).6 или 17(29).11.1827 года в Феодосии; умер — 9(22).12.1905 года в Петербурге. Русский живописец и акварелист. Учился у М. Н. Воробьева и Б. П. Виллевальде в петербургской Академии художеств. Был во Франции и Италии как пенсионер Академии художеств (1853-1860). Путешествовал по Кавказу, Крыму и Балканам. Основной раздел творчества Лагорио - морской пейзаж, в котором особое значение он придавал передаче освещения и воздушной перспективы. Написал серию картин на сюжеты русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Наиболее известные произведения "Нормандский берег" (1859, Государственная Третьяковская галерея, Москва), "Гурзуф" (1890, Иркутский художественный музей), "История штурма крепости Баязет" (1891). В произведениях Л. (преимущественно морские пейзажи, а также баталии) сочетались непосредственность этюда с натуры с искусственностью цветовых эффектов в традициях романтической и академической пейзажной живописи («Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима», 1860, Третьяковская галерея.; «Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года», 1891, Центральный исторический военно-инженерный музей, Москва).. Россия часто становилась второй и, если можно так сказать, главной родиной для многих иностранцев. При этом имели место как массовые переселения в Россию (например, немцев при Екатерине II), так и индивидуальные приемы российского гражданства, столь характерные для иностранцев, имеющих отношение к науке, искусству, технике (ну чем не перекачка мозгов?). Именно таким гражданином России, приняв ее гражданство, стал сын неаполетанского вице-консула Лагорио, теперь уже Лев Феликсович. И если учесть, что с художественным талантом он родился в Феодосии, то совсем неудивительно, что стал художником-пейзажистом, художником-маринистом, хотя с удовольствием писал и портреты известных людей. Естественно, вначале Л.Ф. Лагорио окончил Академию художеств, в которой учился с 1843 по 1850 год у известных преподавателей живописи М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Приняв в 1852 году российское гражданство, отправился после окончания Академии в пенсионерскую поездку в Европу. Жил и писал во Франции, Италии, Швейцарии и Голландии. Представив созданные полотна-"отчеты" за свое пенсионерство, Л. Лагорио стал профессором Академии художеств. Из своего постоянного места жительства — Петербурга — совершает многочисленные путешествия в южные районы России, в Финляндию, Норвегию, Турцию. Любимой темой Льва Лагорио было морское побережье, сочетавшее различные состояния моря и участка берега, примыкающего к морю. Как и многие русские художники, участвовал в качестве корреспондента в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Свои впечатления выразил в полотнах, запечатлевших эпизоды этого трагико-драматического для любого художника события. Ближе к концу жизни (1900) Л.Ф. Лагорио был избран почетным членом Академии художеств — своеобразным знаком достойного вклада в русскую живопись. http://www.bibliotekar.ru/kLagorio/8.htm

lns: Беггров Александр Карлович. На палубе фрегата «Светлана». 1883.

ВЛАДИБОРЪ: С уважением, Вл

lns: Спасибо! Прямо подарок к Новому году... :-) Но, надо заметить, что здесь картина подписана фамилией автора, а не "красной вехой".

ркр065: Хотел было "засунуть" эту картинку в ветку о "рейдах морских", но решил, что сюда будет правильней :-) У нас в этот раз почти африканская зима, без снега, лыжных прогулок и прочих прелестей Нового Года. А ведь были времена, были зимы... :-)

Рамзес: Спасибо всем знатокам русских маринистов - завидую познаниям , а как насчет в "отгадалки" поиграть ? хорошо если автор подписывает картину и дает полную "расшифровку" нарисованного , а если нет ? Например на картине Беггрова с Невой в 1885 я считал вначале что колесник это царская яхта Держава , но букв получается многовато , аналогично не подходит и пароходо - фрегат Рюрик (в старой транскрипции он писался с Ъ на конце) - к тому времени крупных колесников во флоте оставалось уже немного - будут какие мнения ? Аналогично и по пароходу на Дунае с картины Боголюбова - список русской флотилии на реке на тот период у меня есть , но хотелось бы не угадывать , а знать по возможности точно - все же авторы с натуры рисовали Будут какие идеи по вопросу ?

АЗАРД: Olmalin пишет: Беггров Александр Карлович Информацию по А.К. Беггерову с биографией, портретом и картинками, когда замечательной темы "Маринасты" еще не было, я выкладывал в разделе "Могилы моряков" http://kortic.borda.ru/?1-10-0-00000003-000-240-0-1196096242 С уважением МК P.S. Возможно тот материал стоит перенести сюда.

АЗАРД: Рамзес пишет: Например на картине Беггрова с Невой в 1885 я считал вначале что колесник это царская яхта Держава , но букв получается многовато , аналогично не подходит и пароходо - фрегат Рюрик (в старой транскрипции он писался с Ъ на конце) - к тому времени крупных колесников во флоте оставалось уже немного - будут какие мнения ? Возможно это пароходо-фрегат "Олаф". Спущен на воду в 1852, исключен из списков в 1892 году. С уважением МК

АЗАРД: Рамзес пишет: Аналогично и по пароходу на Дунае с картины Боголюбова Боголюбов описывает это так: "Наутро мичман художник Фёдоров поехал со мною к флотскому начальнику капитану 1-го ранга Беклешову, который, узнав, кто я такой, сказал Фёдорову: "Так будьте при профессоре и всё, что необходимо, - катера, пароходы, чтоб были к его услугам". Поблагодарив за внимание, я пошёл с ним на Дунай. Весь берег был заставлен взятыми в плен турецкими катерками и лодками. Курился военный пароход, которым командовал гвардейского экипажа лейтенант Петров, бывший с Дурасовым на миноносце для взрыва турецкого монитора. Он предложил мне, когда угодно, ходить с ним по Дунаю, по разным станциям, где он забирал больных и раненых, чем я и пользовался впоследствии. В этот день я никаких речных экскурсий не предпринимал, но поехал с Фёдоровым зачерчивать берега и батарею нагорную для картины взрыва другого турецкого монитора. По дороге сюда я купил иллюстрацию, где был рисунок Браиловского моста через Дунай художника Н. Каразина. Но напрасно мы искали пункт, откуда он был снят. И точно, таких контуров не существовало. После, когда в России я встретился с художником, то на вопрос мой: "Откуда вы брали вид на Браиловский мост?" - он с усмешкой мне ответил: "Да вот ещё чего захотели, я там и не был и, конечно, навалял всё из головы. На 10 целковых, которые Гоппе платит за рисунок, разве можно работать". Надо отдать справедливость, что все работы г. Каразина таковы, хотя он талантливый иллюстратор, но натура для него не существовала во всех его рисунках и картинах. Вечером я пошел в Публичный сад. Народу была масса, горела вонючая иллюминация около вокзала, а в аллеях наше офицерство бойко разгуливало с дамами всякого пошиба. В кафе вокзала играла музыка, и танцевали очень оживлённо. Пыль стояла столбом от вертящейся публики, а на столиках пили сорбеты, вино и пили дульченцы (варенье со стаканом воды). В глубине зала направо в комнате шла игра, конечно, в азарт и пилось пиво и местное вино. Тут же в зале была эстрада, на которой в антракты танцевали, пели певицы, вроде Европейской гостиницы. Такая жизнь повторялась изо дня в день, пока я там проживал. Жизнь здесь кипела ключом. Лица сменялись ежедневно проходящим войском. А когда проходила конница, то гаму бывало ещё более. На третий день моего приезда мне дан был паровой катер, на котором наши храбрецы ходили подрывать турок, и мы пошли в приток Дуная, где виднелись мачты затонувших броненосцев. Зачертив местность, я подготовил этюд масляными красками и закончил день тем, что отпилил флагштоки обоих мониторов и взял с мачт куски проволочных снастей на память. 3 дня сряду я занимался этой работой. Тут у берега стояли в камышах рыбаки. То были все красавцы, не утратившие ничего из своей народности. Благодаря им, я по колено в грязи прошёл по камышам, где на берегу лежала громадная дымовая труба одного из броненосцев. Каков же должен был быть взрыв, ежели такая тяжесть перелетела через весь приток и в шагах ста рухнула на землю(93). Потом я ездил около недели на место высадки наших войск в Добрудже корпуса генерала Циммермана, что совершалось на баржах и 7-ми пароходах, их тащивших со множеством всякого рода мелких гребных судов, набитых войском. Со всего этого надо было делать этюды. Многих пароходов уже не было, они прошли вверх по Дунаю, а потому пришлось за ними гоняться то в Галац, то выше(94). Видал я на своём веку пальбу морскую и земную, но порохового подводного взрыва мины не видывал. Благодаря Беклешову и коменданту браиловского порта мне отпустили пуда 2 пороху. Всё это засмолили в ящике, привязали к буйку, провели приток электричества и в один прекрасный вечер угостили меня этим зрелищем. После чего я уже свободно мог писать ночной взрыв по Государевому заказу. "Пришлось мне несколько раз ездить вверх по Дунаю на пароходе с лейтенантом Петровым. Трудная была это обязанность. Каждый раз привозили до 100 больных и раненных русских солдат и турок. Конечно, с ними не очень церемонились, а потому случалось, что во время пути умирало человека по два и по три. Санитаров было мало, жара стояла страшная, так что офицеры и матросы утоляли жажду этих несчастных. Но время было военное, а потому и смотрелось на всё хладнокровно и делалось, что можно. Каждый раз по прибытии парохода его дезинфицировали, жгли серу, прокуривали дымом и мыли карболкой стены. Проходили мы и минные заграждения на Дунае, скрепя сердце, ибо чёрт его знает, быстрое течение могло их снести на место, где рассчитывали проход для судов. Но Бог миловал. Работая в камышах и часто встречаясь с рыбаками-красавцами, я покупал у них рыбу, которую отдавал матросам парохода или парового катера. Её много в Дунае, но вкус тинистый, отвратительный. Стерлядь не янтарная, что на Волге или на Дону, а бурая. Раки хотя огромные, но совсем пустые. Впрочем, её в Браилове летом почти не едят, ибо боятся лихорадок. Прожив здесь больше месяца, я закончил мои работы с натуры." Но название парохода увы не называет... С уважением МК

lns: Н. Гриценко "Ночь на Тихом океане" Николай Николаевич Гриценко (1856 - 1900) родился в городе Кузнецке Томской губернии в семье врача. Годы учения связаны с Томской классической гимназией, где рисование преподавал П. М. Кошаров - выпускник Академии художеств, ученик К. П. Брюллова. Он и привил Николаю Гриценко любовь к рисованию. Творческая судьба художника была определена с юных лет. После окончания Кронштадского Инженерного училища в 1880 году плавал на военных судах, учился в качестве вольнослушателя в Императорской Академии художеств, пользуясь советами Л.Ф. Лагорио. Командированный Морским министерством в Париж для занятия живописью, Гриценко работал под руководством знаменитого мариниста А.И. Боголюбова, посещал мастерскую Ф. Кормона. В качестве морского офицера участвовал в ряде заграничных походах на военных кораблях, в том числе в кругосветном плавании на броненосце "Крейсер" (1889-1890). С июля 1890 по август 1891 на корабле "Память Азова" сопровождал наследника русского престола великого князя Николая Александровича в путешествии на Восток. За время поездки с будущим государем Гриценко создал огромное количество акварельных пейзажей и марин, в которых запечатлел природу тех экзотических странах, где побывала эскадра. После вступления в брак с дочерью П. М. Третьякова Любовью Павловной в 1894 году вышел в отставку и полностью посвятил себя творчеству, участвуя на выставках в Париже и Петербурге. Периодически совершая поездки по России (Поволжье, Кавказ, Крым, Сибирь), исполнил много этюдов. Один из них "Группа судов Российского флота на Байкале" (1899) находится в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. "Ночь на Тихом океане" - самое крупноформатное из хранящихся в музее произведений русской живописи второй половины XIX века, написанное в 1890-е годы. В 1902 году оно экспонировалась на посмертной выставке художника и затем хранилось в Государственном Русском музее. В 1927 году по настоянию первого директора омского музея Ф. В. Мелехина было передано в наш город. 80 лет произведение находилось в фондах музея на валу и оставалось недоступным для исследователей. Спустя несколько лет после кругосветного путешествия на фрегате "Память Азова", живописец воплощает это дорогое для него и российской истории событие в монументальном, полном торжественности и романтической приподнятости полотне. Свое название фрегат "Память Азова" получил в честь парусного линейного корабля "Азов", первым в русском флоте удостоенного Георгиевского флага за исключительную доблесть в Наваринском бою 8 октября 1827 года. Созданием такого корабля Россия продолжала развитие собственного типа броненосного крейсера, игравшего огромную роль в истории освоения и охраны новых русских земель на Тихоокеанском побережье. В 2007 году силами музейных специалистов - художниками-реставраторами Н. Г. Минько (руководитель проекта) и В. П. Ефименко - картина реставрирована, будет введена в экспозицию, и открыта таким образом для широкой общественности. Выставка станет настоящим подарком всем, кто интересуется российской историей, кому дороги такие понятия как Отечество, патриотизм, кто помнит о подвигах предков и верит в великое будущее России. http://www.museum.ru/N31786

Автроилъ: Если, кто думает, что эту картина принадлежит кисти, погибшего на ЭБР "Петропавловскъ", художника В.В. Верещягина, то он глубоко ошибается - «Отбитие штурма крепости Баязет» написал замечательный маринист Лев Феликсович Ла Горио (Лагорио). Кстати, что-то не очень похоже на снятый на ту же тему российский «исторический» фильм, сценарий которого был слеплен по известному роману В.С. Пикуля.

Автроилъ: ркр065 пишет: Хотел было "засунуть" эту картинку в ветку о "рейдах морских", но решил... Сейчас уже и не верится, что это именно рейд Гельсингфорса. В наше время Ледовый поход БФ, которому в этом году исполняется 90 лет, уже бы не состоялся, то есть, это был бы обычный («прогулочный») переход до Кронштадта безо всяких торосов в четыре этажа высотой и прочих излишеств тогдашнего климата. Публика бы толпилась на палубах, поедая бананы и мечтая о кусочках льда в стакане с коктейлем.

lns: А. Ганзен Эскадренные миноносцы «Финн» и «Новик». А Ганзен. Артиллерийский бой подводной лодки. Алексей Васильевич Ганзен родился 02.02.(19.01ст.ст.)1876 г. в Одессе) – умер 19.10.1937 г. в Дубровнике (Хорватия). Художник-маринист, профессор, коллекционер, Почетный член Одесского городского, Шлиссельбургского уездного и Петроградского городского Попечительств детских приютов, Надворный Советник со старшинством, художник Морского Министерства России, один из трех, ставших художниками, внуков И.К. Айвазовского, сын его второй дочери Марии Ивановны Айвазовской (в замужестве Ганзен). Награды: Св Анны 3ст., Св Станислава 2 и 3 ст., светло-бронзовая медаль в память 300 - летия Царствования дома Романовых, французский знак отличия "Offizier d'Academie". Алексей Васильевич Ганзен получил обучение во 2-ой Одесской прогимназии, затем в Ришельевской гимназии в Одессе. В 1900 году закончил юридический факультет Новороссийского (ныне Одесского) университета с дипломом II степени. Судя по переписке уже в Одессе начал заниматься живописью. Желая посвятить себя живописи, уезжает учиться в Мюнхен у Эжи Брехта. Окончил две Академии изящных искусств - в Берлине и Дрездене, где занимался по классу марины и пейзажа у профессоров Карла Зальцмана и Поля Мейергейма. В 1902 году Берлинская академия художеств поручила ему, иностранцу, наблюдение над несколькими пенсионерами, командированными в Италию. Четыре месяца под его руководством они писали этюды на волшебных лигурийских берегах в Генуе. В 1903 году А. Ганзен участвует в Большой Берлинской выставке с работой "Depeschenboot". В 1898-1904 участвовал в выставках ТЮРХ в Одессе и Весенних выставках в залах Академии Художеств. После поездки в Италию уезжает в Париж, где продолжает заниматься живописью у Энтони Робер-Флёри и Жюля Лефевра, "под влиянием которых создал свой стиль мариниста с особой индивидуальностью". В 1907 году выставляет свою работу "Черное море" в Салоне на Елисейских полях и получает награду "Mention honorable", что дает ему возможность выставляться вне жюри. Алексей Ганзен состоит членом многих заграничных художественных обществ, в том числе и Русского общества художников в Париже. В этот период пишет в год до 100 картин, раскупаемых Парижем, Лондоном и Америкой. О признании таланта художника говорит и тот факт, что в 1908 году Французская Республика приобрела его картину «После бури» (встречается «Штиль после бури»), которая впоследствии была подарена Францией Мадриду. Он выставляется в Ганновере и Бордо. В 1904-1905 годах исполнил картины на тему русско-японской войны: «Гибель броненосца "Петропавловск", «Ночная атака и отражение миноносцев, Броненосный крейсер "Адмирал Макаров" и др. С 1909 года Ганзен все больше внимания в своем творчестве уделяет флоту. Весной 1909 года художник совершил путешествие на крейсере "Адмирал Макаров", сопровождавшем Императорскую яхту "Штандарт" во время встреч Императора Николая II с главами государств Германии, Франции и Великобритании. Один из 60 этюдов, привезенных из путешествия - "Яхта Штандарт на Ревельском рейде" - был подарен им Российскому монарху (в настоящее время работа находится в частном собрании в России). Труд художника во время путешествия, отмечен подарком Императора – булавкой в виде российского герба с бриллиантами. В конце 1909 года А. Ганзен предпринимает поездку в Крым и на Кавказ. Весной 1910 года открывает выставку своих работ в галереях «Internazional art Gallery». Где им было представлено 52 картины маслом, 12 акварелей, из которых несколько огромных размеров и 9 офортов. Летом 1910 года он возвращается в Одессу из Парижа и привозит свой бронзовый бюст, выполненный Леопольдом Бернштамом (в настоящее время находится в фондах Национальной картинной галереи им. И.К. Айвазовского в г. Феодосия). С 1910 года А. Ганзена захватила идея создания первого на юге России художественного музея в г. Одессе по образцу и подобию галереи созданной дедом И.К. Айвазовским. Поддержку, в принятии такого решения он находит в лице Н.К. Рериха, А.А. Ростиславова, Б.М. Кустодиева, И.А. Билибина и других художников. В собранной им коллекции кроме работ Айвазовского, Врубеля, Рериха, Бродского, Бурданого и других русских художников были и офорты Рембранта . В этот период художник участвовал в выставках картин Общества русских акварелистов (СПб, 1907-1909, 1912,1915-1917), а также становится постоянным участником выставок и продаж картин в России и членом Общества «Товарищество художников» (М., 1912 и Пг., 1916). С 1914 года Ганзен живет то в Петербурге на улице Надеждинской (ныне Маяковского), то в имении Роман-Эли близ Старого Крыма, подаренном И.К. Айвазовским своей второй дочери Марии. Он пишет много пейзажей маслом, акварелью, сепией и гуашью, занимается гравюрой. В годы первой мировой войны Алексей Ганзен писал батальные сцены, которые репродуцировались в журналах «Огонек», «Нива», «Солнце России», «Летопись войны» и др. На выставке картин «Война» (Пг., 1915г.) он демонстрировал большое полотно «Бой "Св. Евгении" с "Гебеном", выполненное по заказу Правительства. В 1916 году в Петрограде вышел альбом «Российский Императорский флот», который включил 25 факсимильных цветных репродукций с акварелей Ганзена, воспроизводящих типы русских судов от ботика Петра I до новейших военных кораблей и сцены из жизни флота в мирное и военное время: «Галерный флот в шхерах. Нач. XVIII в. Клипер в океане. 1878 г.», «Погрузка в доке», «Балтийский флот зимой» и др. Батальные сцены, написанные Ганзеном, пользовались большим успехом у публики. В 1914-1915 годах Военное Ведомство стало его основным заказчиком. В 1915 году Высочайшим приказом по флоту и Морскому Ведомству о чинах гражданских за №1026 Алексей Васильевич Ганзен был переведен на службу в Морское Ведомство, с назначением состоять по морскому Министерству. В феврале 1917 года кандидатура А. Ганзена вместе с Билибиным, Серебряковой, Коненковым и др. была выдвинута на присуждение звания академика, но баллотирование, назначенное на октябрь, не состоялось ввиду революции. В январе 1920 года Алексей Васильевич Ганзен с женой Олимпиадой Владимировной покинул Россию и через Константинополь, Салонники, Легковац прибыл в Королевство Югославия. В ноябре 1920 года в Загребе прошла первая выставка его работ. В 20-х годах А. Ганзен выставлялся в Праге, Риме, Бухаресте, Рио-де-Жанейро и дважды в Буэнос - Айресе. В июле 1929 года в Париже в галерее Жоржа Пти прошла вторая персональная выставка картин Алексея Ганзена, получившая многочисленные восторженные отклики. В 1933 году в Загребе вышла книга "История военно-морского искусства" в трех томах на хорватском языке. Ее автор – контр-адмирал А.Д. Бубнов. Иллюстрации были сделаны А.В. Ганзеном. Красотой своих дивных картин он прославил Адриатику в Европе и Южной Америке. За свою жизнь А. Ганзен написал более 3000 больших полотен, Остальные работы не поддаются учету. Среди них изящные милые миниатюры, тонкие акварели и сепии. По воспоминаниям современников Алексей Васильевич Ганзен был высокообразованным, культурным европейцем, творившим искренно и бескомпромиссно, упорно трудившимся над всякой "мелочью" от молодых лет до смерти. Последняя его выставка была посвящена флоту Далмации - от первых парусников до крейсера "Дубровник" (из некролога). Прекрасно зная конструкции военных судов, он писал их с "портретным сходством" независимо от того, немецкий ли это крейсер "Кенигсберг", русский миноносец "Живой" или английский флот в Дарданеллах. Алексей Васильевич Ганзен умер 19 октября 1937 года. Он похоронен на православном кладбище в Дубровнике. http://hanzen.ru/index.php?an=painter



полная версия страницы