Форум » Море в искусстве и творчестве » "Морские" кинофильмы » Ответить

"Морские" кинофильмы

ABP_TOR: В этой ветке предлагаю обсууждать "морские" фильмы по теме форума (интересные кадры, корабли на съемках, киноляпы и т.д.). Для начала известный эпизод с брезентом из знаменитого фильма Постер с сайта http://cinoval.ru/movies/bronenosets-potemkin-183/ Сам С. М. Эйзенштейн, вспоминая о работе над фильмом, писал: «...никто никогда никого на «Потемкине» брезентом не накрывал! Сцена с матросами, покрытыми брезентом, была... чистой выдумкой режиссуры!» «Я отчетливо помню, — рассказывал С. М. Эйзенштейн, — как в отчаянии хватался за голову мой консультант и эксперт по флотским делам, бывший морской офицер... когда мне взбрело на ум покрыть матросов брезентом при угрозе расстрелом! «Нас засмеют!.. — вопил он. — Так никогда не делали!» И потом подробно объяснил, что при расстреле на палубу действительно выносили брезент. Но совсем с другой целью: он расстилался под ногами обреченных с тем, чтобы кровь их не запятнала палубы... Помню, как я огрызнулся: «Если засмеют — так нам и надо: значит, не сумели сделать...» Сцена осталась в фильме. Вошла в плоть и кровь истории событий». (Эйзенштейн С. «Двенадцать Апостолов» // Броненосец «Потемкин». М., 1969. С. 93). Кому-нибудь известно кто был этим консультантом у Эйзенштейна ?

Ответов - 269, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

nemos: премьера фильма Броненосец «Потемкин»...

Автроилъ: ABP_TOR пишет: Сцена с матросами, покрытыми брезентом, была... чистой выдумкой режиссуры! Кроме этой были и другие «режиссёрские находки". Эйзенштейн на съёмках этого фильма отрабатывал доверие партии и правительства. Чему удивляться?

Ирина Касацкая: Простите, что не о "Броненосце Потемкине" скажу. Меня потрясло фото уважаемого Автроила. Я Вас представляла не столь "солидным", хотя и уважаемым. И всё-таки: кто на фото под Вашим именем, если это не секрет?Почему я раньше этого не замечала?

Автроилъ: Ирина Касацкая пишет: И всё-таки: кто на фото...? Строевой кондуктор, боцман с Бригады линкоров. При моём занудстве - самый подходящий аватар. Всеми своими унутреннностями чую - это я в своей прошлой реинкарнации. Да и Dмitry_N подтвердил, что так оно и есть. С уважением...

ABP_TOR: Борис Ливанов в роли Руднева фильм "Крейсер "Варяг", 1946 г.

wind: ABP_TOR пишет: Борис Ливанов в роли Руднева И вот, что странно, в то время еще были живы те кто либо знал Руднева, либо служил во флоте ... Но набор наград это что то ;-))), Владимир 3 с мечами, Станислав 2 с мечами, Анна 3 степени причем почему то после медалей ;-))) Медали я хужее знаю :-(( :-)), но и с ними помоему не все впорядке ... Вобщем, балаган ... С уважением, В.

Dmitry_N: Медальки посередке - потому что так красивше - крестики по бокам, кругляшки в серединку. Медали там - самая левая - не разберу, лента какая-то невозможная, затем - в память царствования Александра III, а потом сразу - ЗА РУССКО-ЯПОНСКУЮ ВОЙНУ

ABP_TOR: wind пишет: Но набор наград это что то ;-))), потому и поместил, где-то был этот кадр покрупнее, никак не найду...

ABP_TOR: Борис Андреев и о-о-чень мелкие буржуины "После правительственного просмотра фильма “Незабываемый 1919-й” все ждали, что скажет Сталин. Но он молчал. И лишь, выходя из зала, изрек: — Слишком много света! И все. Создатели фильма обратились к Берии, чтобы он разъяснил значение этих слов. — Двух солнц не бывает! — истолковал Лаврентий Павлович. В фильме было много Ленина и Сталина, и Ленина пришлось подрезать. Хотя, скорей всего, Сталин имел в виду другое: парадность, отрыв от реального... " Ф. Чуев

ABP_TOR: Фильм "Мичман "Панин", 1960 г Героико-приключенческий фильм, в основе которого воспоминания большевика Василия Панюшкина о событиях 1912 года. Скрываясь под маской верноподданного царского офицера, Панин принял участие в освобождении политзаключенных из Кронштадской крепости, а спустя некоторое время взял их на борт корабля, отправляющегося к берегам Франции. Режиссер: Михаил Швейцер В ролях: Вячеслав Тихонов, Николай Сергеев, Никита Подгорный, Леонид Куравлев, Иван Переверзев, Лев Поляков, Олег Голубицкий, Леонид Кмит, Владимир Покровский, Николай Пажитнов, Григорий Шпигель, Евгений Тетерин, Герман Качин, Лариса Кадочникова

ABP_TOR: ....фильм «Мичман Панин», использовавший выигрышную «ленинскую» тематику, вызвал у начальства недоумения. Швейцер снимал картину с элементами эксцентрики, схема фильма напоминала схему театральной комедии, где плутоватые или проворные слуги легко обводят вокруг пальца недалеких хозяев. История о том, как на военном корабле при помощи офицера вывезли за границу бежавших из тюрьмы революционеров, пусть сочинена по воспоминаниям участника событий, изначально забавна и малоправдоподобна. Режиссер планировал показать и В.И. Ленина, также отнюдь неканонического. По стечению обстоятельств ленинские эпизоды из картины выпали, в результате получилась лента к юбилею вождя пролетариата, но без самого вождя, однако с эксцентрикой. http://www.ruthenia.ru/moskva/encycl/sh/sveizer.htm

ABP_TOR: Оптимистическая трагедия Мосфильм, 1963, Приз Каннского кинофестиваля за 1963 год. По одноименной пьесе Вс. Вишневского. 1917 год. В морской отряд, которым руководит анархист Вожак, по поручению ЦК партии направляется женщина-комиссар. Ей поручается подчинить моряков делу революции. Режиссер:Самсон Самсонов В ролях:Алексей Глазырин (Ведущий), Борис Андреев (Вожак), Всеволод Санаев (Сиплый), Всеволод Сафонов (Беринг), Вячеслав Тихонов (Алексей), Глеб Стриженов (Второй офицер), Даниил Нетребин (Рябой), Дмитрий Орловский (старый матрос)., Любовь Соколова, Маргарита Володина (Комиссар), Олег Стриженов (Первый офицер), Семен Свашенко, Эраст Гарин (Вожачок) Б. Ф. Андреев в роли Вожака, В. Санаев -Сиплый Крылатая фраза: "Ну кто еще хочет комиссарского тела?"

Dmitry_N: А мои любимые фильмы про море - не в теме. Я считаю лучшими фильмами "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы". Переверзев там хорош

Автроилъ: Dmitry_N пишет: А мои любимые фильмы про море - не в теме. А почему не в теме? И фильмы действительнр хорошие. Консультантом был адмирал Исаков. Интересно, они есть на DVD?

Dmitry_N: А вообще - был какой-то период создания хорошего военно-исторического кино. Да, насквозь идеологизированного, но хорошего. "Адмирал Нахимов", "Суворов", дилогия об Ушакове... А когда я вижу в программе "Александр Невский", то обязательно стараюсь смотреть, хотя знаю фильм наизусть Фильмы об Ушакове на ДВД есть. Вот, например - всего за 120 рублей сразу 4 морских фильма http://www.politkniga.ru/index.php?productID=492

PSW: В порядке небольшого добавления. В к/ф "Крейсер Варяг" "Варяг" "играет" "Аврора", в к/ф "Мичман Панин" крейсер "Елизавета" - минзаг "Ока" (бывш. "Штандарт"), что породило якобы то, что английский справочник "Jane's Fighting Ships" в середине 50-х гг. прошлого века написал, что в советском военно-морском флоте есть крейсер с указанным именем. (Интересно бы посмотреть на этот курьез). А по к/ф "Мичман Панин" у меня есть вопрос к знатокам: вроде механик, а вахту стоит. Да и вообще мичман ли Панин? По памяти общеморские звания звания для механиков введены в 1913.

PSW: Dmitry_N пишет: Всего за 120 рублей сразу 4 морских фильма В "Детском мире" на 1-м этаже диски этой серии "шли" по 87 р.

KENING: по фильму мичман панин много вопросов - хотя в то время не обращали вниммание на мелочи есть еще хороший фильм балтийская слава- он мне качеться более достоверный с фочки зрния бутофории

ABP_TOR: Ленфильм, 1957 Режиссер: Ян Фрид В ролях: Аркадий Трусов, Борис Смирнов, Леонид Любашевский, Михаил Екатерининский, Иосиф Кутянский, Павел Кадочников, Леонид Кмит, Инна Выходцева, Владислав Стржельчик, Александр Борисов, Ефим Копелян, Константин Адашевский, Адольф Шестаков, Н. Вакуров, Павел Панков. О фильме: 1917 год. Агенты Временного правительства призывают моряков Балтики "во имя спасения родины" продолжать войну до победного конца, обвиняя в измене большевиков, агитирующих против бойни. Кое-кто из моряков верит правительственным агентам. Матрос Федор Лютов, отличившийся в недавнем бою, покидает корабль после того, как команда выносит резолюцию недоверия Временному правительству. Оказывается обманутым и командир эсминца "Гром" Ордынцев, поверивший эсерам и меньшевикам. Но постепенно, находясь в революционном Петрограде, оба героя начинают понимать, на чьей стороне правда.

ABP_TOR: Эскадра уходит на запад Одесская киностудия,1965 Режиссеры: Мирон Билинский, Николай Винграновский В ролях: Адольф Шестаков, Владимир Дальский, Владимир Балашов, Эльза Леждей, Станислав Чекан, Вячеслав Шалевич, Роман Хомятов, Владимир Сошальский, Дмитрий Милютенко, Михаил Водяной, Георгий Совчис (...Сашко), Семен Крупник, Василий Векшин. Действие происходит в Одессе в 1918 - 1919 годах в один из самых критических моментов, переживаемых Советской республикой, когда контрреволюционеры призвали на помощь войска Антанты. В центре - трагическая судьба француженки Жанны-Мари Лябурб (Эльза Леждей), которая в России обрела новую родину и отдала жизнь за революцию, за то, чтобы ее соотечественники, французские моряки, не участвовали в военных действиях против Советской республики. фото с сайта http://www.kino-teatr.ru

Автроилъ: Клюква развесистая, как и вся советская историография. Генерал-майор Генерального штаба с двумя солдатскими Георгиевскими крестами на груди и одним на шее. Надо уж было полный бант вешать... для комплекту.

ABP_TOR: Максимка 1952, Киевская киностудия Режиссёр: Владимир Браун Приключенческий фильм по мотивам " Морских рассказов" К. Станюковича. Русские матросы назвали спасенного ими негритенка Максимкой. Его подобрали в открытом океане на обломках потерпевшего кораблекрушения американского судна, перевозившего живой товар - негров. Запуганный работорговцами, мальчонка боялся белых людей, но постепенно, видя от окружающих только заботу и ласку, он привязался к команде, корвета «Богатырь». Смышленый и ласковый Максимка стал всеобщим любимцем, но особенно трогательно заботился о нем добродушный богатырь матрос Лучкин. А уж мальчишка в нем души не чаял! Однажды с Лучкиным случилась беда его похитили вербовщики рабочей силы и оказался он на американском судне. Плохо бы пришлось ему, если бы не верный маленький друг! За находчивость и мужество капитан зачислил мальчика в состав команды корвета. И стал Максимка юнгой русского флота.

ABP_TOR: В ролях: Борис Андреев - матрос Лучкин Толя Бавыкин- Максимка Николай Крючков- боцман Тарас Матвеевич Сергей Курилов- капитан корвета Николай Федорович Степан Каюков- старший офицер Василий Андреевич Владимир Балашов- старший лейтенант Чебыкин Аркадий Павлович Вячеслав Тихонов- лейтенант Горелов Александр Иванович Марк Бернес- корабельный врач Петр Соболевский- штурман Константин Сорокин- писарь Сойкин Николай Пишванов- матрос Захарыч Андрей Сова- матрос Свистунов Михаил Пуговкин-матрос Артюхов Михаил Астангов- капитан шхуны "Бетси" Эммануил Геллер- помощник капитана "Бетси" Александр Кашперов - боцман Ричардс Георгий Сочевко - медбрат Филиппенко

ABP_TOR: Матрос Чижик Киевская киностудия художественных фильмов,1955 Режиссер(ы): Владимир Браун По мотивам " Морских рассказов" К. Станюковича. Матрос Чижик, потерявший во время учения два пальца, становится денщиком капитана Лузгина. Взяв на себя заботу о его больном сыне, Чижик вскоре привязывается к мальчику и ради него терпит оскорбления со стороны его деспотичной матери. Но мальчик выздоравливает, а его родители, наблюдая за благородством воспитателя, просят Чижика выйти в отставку и остаться у них в доме.

ABP_TOR: Актеры: Михаил Кузнецов, Владимир Емельянов, Надежда Чередниченко, Толя Мельников, Надежда Семенцова, В.Тягушев, Валентина Телегина, Михаил Трояновский, Иван Рыжов, Сергей Петров, Л.Силаев

ABP_TOR: Еще один фильм режиссера Владимира Брауна снятый по морским рассказам Станюковича В дальнем плавании Киевская киностудия ,1945 Парусный корвет «Витязь», на борту которого команда испытанных матросов и новичок Егорка, уходит в дальнее плавание. Героев ждут всевозможные приключения, опасности и победа над разбушевавшейся стихией в Тихом океане. В ролях: Амвросий Бучма — боцман Дзюба Борис Дмоховский - капитан Николай Федорович Михаил Высоцкий-ст. офицер Снегов Василий Иванович

ABP_TOR: Кузнецов Александр Александрович -Егорка, молодой матрос Из книги воспоминаний В.Солоухина: "Саша Кузнецов - потомок русской фамилии Муравьевых, восходящей одной ветвью к прославленным декабристам, а другой - к менее популярному Муравьеву, возглавлявшему известный карательный поход русских войск. В нашем общежитии (Литературного института-прим.) у него были друзья, и, значит, визуально мы могли знать друг друга. Гораздо явственнее я вижу Сашу не у нас в общежитии, а на экране кино. В то время он сыграл уже три роли, в фильмах "Сибиряки", "Зоя" и "В дальнем плавании". "Сибиряков" не помню совсем, в "Зое", хотя была у него и вторая по главности роль, Саша почему-то тоже не запомнился мне. Но фильм "В дальнем плавании ", по мотивам Станюковича, я помню отчетливо, и молодой матрос Егорка с вечным синяком под глазом от боцманского кулака (на вопрос капитана - всегда: "Зашибся, ваше благородие") как живой стоит перед моими глазами. http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/2297/bio/

ABP_TOR:

ABP_TOR: Мы из Кронштадта Мосфильм, 1936 Режиссер: Ефим Дзиган "Мы из Кронштадта" - классика отечественного кино. Задуманный с позиций идеологии 30-х годов, фильм оказался многомернее по своему содержанию. Пересматривая его через много лет после создания, можно убедиться, что он передает оглушение трагизма братоубийственной Гражданской войны, беспощадной и с той и с другой стороны. Действие фильма происходит в октябре 1919 года. Белогвардейцы и войска интервентов осаждают Петроград. На помощь пехотинцам, обороняющим город с суши, в Кронштадте организуется экспедиционный морской отряд, который вступает в неравный бой с противником. Группа моряков попадает в плен и гибнет, сброшенная белыми с обрыва в море. Спастись удается одному - Артему Балашову. В Кронштадте он получает задание возглавить новый десант моряков. Поддержанные матросами в критический момент сражения, пехотинцы переходят в наступление и одерживают победу. Такова сюжетная схема. На ее основе мог появиться рядовой фильм о Гражданской войне, если бы за всем этим не было живых характеров героев, их страсти и боли, ярких примет эпохи, что и придало произведению большую художественную и эмоциональную силу. Работая над сценарием, драматург Всеволод Вишневский стремился запечатлеть то, что видел и пережил сам, ничего не приукрашая, не приуменьшая жестокость и взаимную ненависть участников смертельной схватки. Это много позже, в 1949 году, он пойдет на компромисс с совестью и напишет насквозь конъюнктурную, фальшивую пьесу, а затем и сценарий "Незабываемый 1919 год". В 1933-1935 годах, когда создавался фильм "Мы из Кронштадта", Вишневский был искренен перед собой и искусством. В режиссере Ефиме Дзигане, тоже участнике Гражданской войны, он нашел творческого единомышленника, во многом разделявшего его эстетические установки, жанровые и стилевые приверженности. Их совместная работа может служить образном теснейшего взаимообогащающего содружества. Пока шли съемки, сценарист написал режиссеру 88 писем, в которых содержалась разработка атмосферы, персонажей, стиля вещи. Часто приезжал он и на съемочную площадку. Вишневский назвал свое произведение - "сценарий-поэма". И фильм по стилевым особенностям необычен: документализм соединен с романтическим началом, укрупненными образами, накалом страстей. Так авторы выразили свое отношение к показываемым событиям. Создатели фильма верили, что их персонажи отстаивали справедливость, боролись за свободу и счастье людей труда. Верили в это и кронштадтские моряки 1919 года, ставшие героями фильма, поэтому, не колеблясь, шли на битву и смерть. Теперь мы знаем, что всего лишь через два года многие из них утратили эту веру. Тяжелое положение крестьянства, выходцами из которого являлось большинство моряков, приведет к Кронштадтскому мятежу. И можно легко представить в рядах будущих мятежников правдолюбивого и бесстрашного Артема Балашова. Очень важно было передать в фильме атмосферу времени. Сценарист вспоминал, что прежде всего он восстанавливал эпоху, "слушал ее голоса", и это заметно с первых же кадров. Вечерний октябрьский сумрак. Балтийский моряк Антон Карабаш стоит на посту. К нему подходит комиссар Мартынов, посланный на флот. На катере они направляются из Петрограда в Кронштадт. Катер движется по холодным, как бы застывшим каналам, под мрачными сводами мостов, мимо одетых в гранит безлюдных набережных. Монотонный шум мотора нарушает тишину. Пройдена Нева, катер выходит на простор взморья... Изобразительное решение фильма - пример полного соответствия задуманному стилю произведения, результат глубокого ощущения авторами колорита эпохи. Дзиган пригласил оператора Наума Наумова-Стража, мастера тонкой светотени, сумевшего на плоском экране словно бы объемно передать и фактуру камня, и разбушевавшееся море. А как скульптурно выглядят лица персонажей... Художник фильма Владимир Егоров - один из ветеранов отечественного театра и кино, знаток исторического антуража. Действие переносится в Кронштадт. В пустынном Петровском парке по берегу прогуливаются пятеро матросов. Воротники бушлатов подняты, руки в карманах. Холодно, скучно. Один из матросов - Валентин Беспрозванный - перебирает струны гитары. Возникает мелодия матросской песни, которая станет лейтмотивом фильма. Печальный пейзаж - свинцовый отблеск воды, оголенные корявые дубы - дополняется жанровыми сценками: проезжает повозка с гробом, за которой идут дети. Какая-то пара на скамейке словно оцепенела в бесконечном поцелуе.. Почти осязаемо воспринимают зрители промозглую осеннюю непогодь. Ветер срывает и несет последние листья. Матросы поднимаются по каменному спуску. И вдруг впереди - женщина. Заметив матросов, она пытается убежать. Но пустившиеся в погоню моряки настигают ее. В этот момент из-за поворота появляется пехотинец Василий Бурмистров, он заслоняет женщину. Подбегают еще несколько бойцов. Стенка на стенку стали моряки и пехотинцы. Коренастый Артем Балашов хватает Бурмистрова за ворот шинели: "У, деревня!.." - и от ответного толчка ударяется о фонарный столб. Начавшуюся свалку останавливает патруль. В бытовой, казалось бы, сценке завязывается один из сюжетных узлов: не ладят между собой моряки и "серая" пехота... В первоначальном варианте сценария действовали не привычные для художественного произведения персонажи, а обобщенные, почти символические фигуры, не имевшие даже имен: "низкорослый матрос", "гитарист", "пехотинец", "комиссар", "женщина"... Постепенно они обрастали живой плотью, получили конкретные характеристики и имена. Встала актерская проблема. Возник конфликт между сценаристом и режиссером. Вишневский хотел, чтобы пригласили "мастеров-первачей". Дзиган был убежден, что в таком фильме, как "Мы из Кронштадта", с его своеобразной стилистикой, не следует героям представать в уже знакомом зрителям облике. Его доводы сценарист принял. Подбор исполнителей шел по типажным признакам. При одном условии: это должны были быть профессионалы очень высокого класса, но до того широким кругам кинозрителей не известные. На роль Артема Балашова пригласили оперного певца Георгия Бушуева. Он обнаружил хорошие драматические данные, органичным для этой роли был и его баритональный, несколько раскатистый голос. Комиссара Мартынова сыграл Василий Зайчиков - один из ведущих артистов Театра имени Вс. Мейерхольда, в кино почти не снимавшийся. Образ в процессе работы претерпел серьезные изменения. Сначала авторы решили вступить в полемику с распространенным в искусстве тех лет изображением таких персонажей в виде богатырей в кожаных тужурках, комиссар им мыслился внешне неприглядным человеком с подвязанной щекой. А в итоге стал выглядеть потомственным русским интеллигентом, посвятившим жизнь революционному движению. Из известных к тому времени киноактеров в фильме были заняты Петр Кириллов - Валентин Беспрозванный, Олег Жаков - командир стрелкового полка Ян Драудин, Петр Соболевский - поручик фон Виттен. В персонажах выявлены лишь характерные черты, исключение, пожалуй, составляет только образ Артема Балашова, разработанный более подробно. Талант актеров и замысел режиссера позволили создать запоминающийся пластический рисунок ролей; сценарист обогатил их несколькими броскими, афористичными репликами, такими, например, как слова Артема: "Я спрашиваю некоторых штатских - до нуля дожили?.." Вернемся к фильму. Матросы возвращаются на корабль. Их ждет новость - прислали комиссара. В кубрик бросают неполную буханку черного хлеба. Вперед выступает Артем: "Не брать! Комиссара сюда!" По трапу спускается Мартынов, его внимательно, чуть издевательски рассматривают. Вновь раздается голос Артема: "...О хлебе мы спрашиваем!" Комиссар в ответ: "Нет, я спрашиваю..." Отчисляли голодающим детям, питерским рабочим, Шаляпину за выступление. Теперь хлеб делят, отмеряя куски веревочкой, - "на двадцать душ". Слышен сигнал тревоги. К Кронштадту подошли корабли. Форты отбивают нападение. И вот на экране - один из самых впечатляющих кадров: над нижней кромкой - полоска воды и три удаляющихся корабля, черный зловещий дым из труб заволакивает почти все небо. В гавани - митинг. Комиссар просит добровольцев, вступающих в отряд, отправляющийся на сушу, рассказать о себе. Поднимается Антон Карабаш (Э. Гунн) - бывший политкаторжанин, голосуют единогласно. Валентин Беспрозванный сообщает, что социальное происхождение у него несколько двойственное: папа - офицер, а мама - кухарка. Потом жестко произносит слова, от которых в наше время нельзя не содрогнуться: "О бывшем отце прошу не беспокоиться. Сдан мною в ЧК". Наступает очередь Артема Балашова. Его картинный выход сопровождается выкриками: "Не подходит!.. Революционной дисциплины не признает!.." Слегка иронично он начинает: "...Беспартийный по некоторым соображениям ума". Услышав голос: "Голодающим хлеба не отчисляет!" - вспыхивает: "Я за голодающий пролетариат иду жизнь отчислять!.." Руку поднимает Мартынов: "Проверим на деле". Под рабочий оркестрик из четырех человек, под бодрый марш двинулся отряд. Старушка мать гитариста сует ему в руки образок и пытается не отстать от сына. А он: "Мамаша, вы меня дискредитируете..." Что характерно для подобных сцен? Здесь выступает коллективный герой фильма - матросская масса. Но сцены разработаны и сняты с таким расчетом, чтобы в ходе действия выделялись и запоминались отдельные яркие фигуры, вплоть до этой, не поспевающей за сыном старушки. Отряд ночует в детском доме. Выбор места для авторов неслучаен. Происходит непосредственная встреча с детьми - ведь ради их лучшей жизни моряки и идут на смертный бой. Мартынов говорит детям о том времени, когда "все будет: хлеб, пряники будут... игрушки, наверное, будут..." Примечательны пауза перед второй частью фразы и слово "наверное", - видимо, и ему, опытному революционеру, с трудом представлялась будущая идеальная жизнь. Сцена начинается с короткого кадра: у вывески детского дома на секунду задерживается юнга - совсем мальчик, почти ровесник обитателей этого дома, но уже с винтовкой на плече. И мгновенно рождается мысль - даже дети оказались вовлеченными в кровавые события. А потом мы увидим, как под огнем артиллерии рядом со взрослыми побегут несколько выскочивших из дома малышей. В детдоме моряки встречаются и с пехотой. На полу улеглись рядом, сначала не заметив этого, двое - Артем и Василий Бурмистров. Их вражда, начатая всерьез, подогретая традиционной неприязнью матросов и солдат друг к другу, постепенно получает юмористический оттенок здесь, в детдоме, а потом на поле боя, около английского танка, при виде которого моряки бежали, а Бурмистров (Николай Ивакин) подорвал его и сверху, сидя на броне, скручивая цигарку, улыбаясь, смотрел на Артема. Эта тема "вражды", как и другие, вмонтированные в сюжет, скрепляют его, а главное - очеловечивают исторический ход событий, который на самом деле является основной пружиной действия. В сцене с подбитым танком возникает и еще одна очень важная для фильма тема - тоска воюющих по мирной, трудовой жизни. Пожилой боец, вчерашний крестьянин, увидев танк, произносит: "Кака машина, пахать бы на ей!" Через всю картину проходит слегка намеченная лирическая линия - Артем неравнодушен к той красивой незнакомке (Раиса Есипова), которую встретил в начале фильма. Но она оказывается женой командира стрелкового полка Драудина. Сценарист и режиссер, повествуя о суровом времени, о трагических событиях, не избегают юмора и даже открытой комедийности. Дзиган вспоминал слова писателя-мариниста А. Новикова-Прибоя о типичной черте моряков: "Умирай, а шути". Юмористическая нота звучит и в образе пленного белогвардейского солдата (Федор Селезнев). В матросском окопе, в зависимости от того что слышно громче - офицерское "ура" или стук пулемета моряков, он то надевает, то снимает погоны, в критический же момент боя крестится, приговаривая: "Мы пскопские, мы пскопские..." По существу, эпизодический персонаж, а как много в нем выражено: и то, что по обе стороны фронта воюют русские люди, и крестьянская закваска большинства из них, и смертельный страх, и невольный смех, который возникает после этой реплики... В "пскопском", как его потом назвали, можно видеть особое проявление человечности, что насыщает собой образную систему фильма. Моряки идут в атаку, отстреливаются из занятого окопа. Но их окружают. После жестокой рукопашной схватки девять человек оказываются в плену. Белогвардейский полковник приказывает выйти коммунистам. Выходят комиссар и Антон Карабаш. Через несколько секунд к ним присоединяются Артем, все остальные. "Беспартийных нет?" - "Нет!" - твердо заключает Артем. В обширной литературе о фильме эти реплики обычно относились к "теме партии". Однако понятно, что авторы и ее словно бы пропускают через характеры, сквозь человеческую среду: ну как бросить товарищей, отделить себя от тех двоих? Матросская солидарность, накопленная за годы и годы, прежде всего определяет поступок моряков в этом эпизоде. Их уводят под конвоем. По дороге один насвистывает знакомую мелодию гитариста. Открывается обрыв над морем. Безжизненный, пустынный пейзаж с одиноким деревом. С тревожным криком кружатся чайки. Люди смотрят на вольных птиц. Первым к обрыву идет Валентин Беспрозванный. Ногой вышибает из рук; конвоира свою гитару. Со стоном, напоминающим аккорд матросской песни, она летит в море. Следом за ней - сам Валентин. Кто-то безуспешно пытается сбить с обрыва офицера, другой прыгает в воду с криком "ура". Комиссар и Карабаш просят пощадить юнгу, но два штыка подталкивают и моряка и мальчика... Наверное, это самый знаменитый кадр фильма. Выплыть удается только Артему. Глотнув воздуха, он снова бросается в море. Из воды появляется с телом комиссара. Сгущаются тучи, усиливается прибой. Грозный шум стихии рождает в музыке траурную мелодию. Она крепнет, звучит торжественно и скорбно. Артем переносит тело Мартынова к скату берега, закладывает его камнями. Три бескозырки прибивают волны, как последнюю память о погибших и разыгравшейся трагедии. Сцена гибели моряков и похорон по художественному мастерству и эмоциональной силе является вершиной вещи. Она же, эта сцена, воссоединяет в себе главные стилевые особенности фильма: все части, фрагменты, куски экранного зрелища - от поведения людей, их реплик и до природы, моря, чаек, обрыва, россыпи камней - образуют единую динамичную картину, исполненную живописной выразительности и духовной мощи. Необходимо особо сказать о композиторе Николае Крюкове, который написал прекрасную музыку к фильму и воплотил замысел сценариста - "сплел" звуковые образы моря и ветра с образами героев. Действие продолжается в окопах пехотинцев, они ведут бой с наступающими цепями белых. Возвращаются в строй раненые. Уцелевшие музыканты играют марш, одинокая труба завершает музыкальную фразу... Звучит не только этот окопный оркестр, на экране в смене кадров словно бы оркестрован сам бой, поединок характеров. А уже спешат на выручку линкор и три эсминца. Сколько раз, в параллельном монтаже, во многих фильмах также спешили на помощь к гибнущим, к попавшим в беду! Вишневский и Дзиган не отказываются от традиционных монтажных ходов, переосмысляя их в контексте другого исторического времени, переводя в новое художественное качество. Появляется в кадре обрыв с одиноким деревом! Вступает траурная музыка. Десант идет к берегу. Моряки, словно витязи, выходят из волн. Траурная мелодия сменяется мощно звучащей в оркестре матросской песней. "Запомните это место, покуда жив рабочий класс..." - раздается голос Артема. Люди в серых шинелях с погонами с того же обрыва летят в море... Простые солдаты, такие же русские люди, волею судьбы оказавшиеся по другую сторону баррикад, - так по прошествии нескольких десятилетий прочитываются эти кадры. Они трагичны в своем историческом существе. Как и весь фильм. Но так было, и в этом смысле "Мы из Кронштадта" - трагический слепок со времени. Фильм имел завидную судьбу, был любим несколькими поколениями зрителей, остался и поныне в числе лучших произведений отечественного кино. Лев Парфенов http://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0032.shtml

ABP_TOR:



полная версия страницы