Форум » Море в искусстве и творчестве » Море в искусстве » Ответить

Море в искусстве

Ирина Касацкая: Дорогие друзья!На нашем форуме тема моря в истории и культуре занимает достойное место,а география дислокации форумчан позволяет знать самые интересные новости. Вот почему предложила начать 2010год с новой темы "Море в искусстве".Надеюсь Вы не будете возражать.

Ответов - 23

Ирина Касацкая: «Море и мореходство в античной культуре» ARTinvestment.RU – 04.01.2010, 11:11 В выставочном комплексе «Пакгауз» калининградского Музея Мирового океана открыта выставка из собраний Государственного Эрмитажа «Море и мореходство в Античной культуре». Экспозиция рассказывает о развитии мореходства в античную эпоху, отношении человека к морской стихии и их представлении в античном искусстве. Она включает в себя около двухсот экспонатов и охватывает временной промежуток от VI века до н. э. до III века н. э. Входящие в ее состав произведения искусства и памятники материальной культуры показывают развитие мореплавания, морского промысла, представления о морских божествах, покровительствующих морякам или губящих их. Невозможно переоценить значение моря в жизни древних греков и римлян. Море давало пищу, служило наиболее быстрым и удобным способом коммуникации, по морю вели активную торговлю. Крупные города отправляли за море избытки населения, которым в отчизне не доставалось земельной собственности, а стало быть, и статуса полноправных граждан. Они основали множество колоний, и благодаря их неутомимой деятельности античная культура проникла почти во все уголки тогдашнего обитаемого мира. Но то же самое море таило великое множество опасностей: бури, пиратство, подводные рифы. Каждое кораблекрушение уносило десятки жизней тех, кто пускался в плавание и целые состояния тех, кто оставался на берегу. Опасности и буйство водной пучины нашли свое причудливое отражение в античной мифологии. Об этом повествует раздел выставки, посвященный образам морских божеств и фантастических чудовищ. Перед посетителем открывается целый мир, в котором царит неукротимый и любвеобильный Посейдон (римский Нептун), проносящийся по волнам на колеснице, запряженной длинногривыми конями, в сопровождении морских кентавров, тритонов, трубящих в причудливые раковины, нимф и дельфинов. В этом мире можно встретить грозные сталкивающиеся скалы Симплегады, разносящие в щепы попавшее между ними судно, или чудовищный водоворот Харибду, а то и Сирен — полудев-полуптиц, своим пением завлекавших моряков к подводным рифам. Одно из немногих божеств, которое помогало путешественникам благополучно добраться до родных берегов, — это богиня любви Афродита, явившаяся некогда из морской пены. Следующий раздел выставки иллюстрирует достижения античных судостроителей. Преодолевая опасности стихии, древние корабелы прошли огромный путь от постройки первых примитивных судов до создания трех-, четырех- и пятипалубных кораблей. Один из символов Древней Греции — легендарная триера, быстроходная и маневренная, ставшая настоящим чудом и показателем технического прогресса, достигнутого эллинами. Ее экипаж включал в себя гребцов, офицеров, моряков и солдат в количестве около 200 человек. Достойными приемниками греков стали римляне, сохранившие традиции кораблестроения, которые, впоследствии, использовали государства, возникшие на развалинах Римской империи. Самые крупные грузовые корабли, построенные в Древнем Риме, имели грузоподъемность до 2000 тонн. Это были шедевры инженерной мысли и плотницкого искусства. Раздел, посвященный древнему морскому промыслу, рассказывает о том, какими дарами моря пользовались эллины и римляне. В произведениях античного искусства представлены самые разные морские животные, рыбы и моллюски, наполнявшие когда-то рыночные лотки. Мастера изображали обитателей моря так натуралистично, что ихтиолог может определить вид рыбы, например, на аттических и италийских рыбных блюдах или на монетах. Если рыба наполняла кухни и обеденные столы, то другие трофеи с морского дна — жемчуг, кораллы, раковины — с полным правом занимали место в дамских шкатулках. Тема моря вообще была популярна в прикладном искусстве. Так, например, образ ракушки-сердцевидки использовали в своих произведениях мастера, изготовлявшие фигурные сосуды из глины, стекла и камня, скульпторы, ювелиры; существовали даже коробочки для косметики, изготовленные из створок этих раковин. И наконец, на выставке можно увидеть знаменитые греческие амфоры, без преувеличения считающиеся одними из самых совершенных и изящных по форме сосудов, изобретенных человеком. Между тем, роль их была прозаической — амфоры служили тарой для транспортировки жидких и сыпучих продуктов, таких как зерно, рыба, вино, оливковое масло. В разных городах изготавливали амфоры своей особой традиционной формы, которая не менялась веками, и соблюдали установленный специальными законами объем; такие амфоры становились «фирменным знаком» города-производителя. Сведения, получаемые благодаря изучению античных тарных амфор, клейм и надписей на них, позволяют представить географию торговых путей и товарообмен в древности. Выставка открыта до 9 марта 2010 года. Источник: hermitagemuseum.org

Автроилъ: Как-то незаслуженно обошли вниманием Ивана Ивановича Ренгартена (МК 1904), который после себя, кроме специальный работ, оставил и прекрасные графические художественные произведения. Вчастности, ими неоднократно был иллюстрировал журнал "Балтийский морской транспорт". Известны также его эскизы к эпосу "Калевала". Может кто-нибудь представит здесь копии образцов его творчества? С уважением...

Ирина Касацкая: И возможно, что кто-то из калининградских форумчан сумеет побывать на выставке в Музее Мирового океана и поделится с нами своими впечатлениями. Хорошего настроения в первые дни нового года и незабываемых впечатлений! С уважением!

АВЩ: Без сомнения, своеобразный отчёт о выставке будет... Был, видел, мнение составил. Но был без фотоапарата а с учётом, что "чукча, в основном, читатель"(с)-это ..., ну, сами понимаете... так что, поскольку работа выставки продлена до 14.03, постараюсь успеть что-либо пощёлкать... с уважением, АВЩ

АВЩ: а пока море-не море... искусство-не искусство, но если кто-то захочет обновить фоновый рисунок рабочего стола или что-то ещё вот и варианты и полуфабрикаты (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: (продолжение следует) с уважением, АВЩ

АВЩ: окончание картинок с уважением, АВЩ

АВЩ: ну, рассказчик с меня ещё хуже чем фотограф Итак, Музей Мирового океана (набережная Петра Великого, 1.) расположен в Калининграде — первый в России комплексный маринистический музей, имеет экспозиции, посвящённые судоходству, морской флоре и фауне, геологии и гидрологии Мирового океана, а также библиотеку и действующую экологическую станцию , суда-музеи , коллекцию старинных пушек и якорей. Музей Мирового океана был образован "де-юре" 12 апреля 1990 года, когда Совет Министров РСФСР принял Постановление № 116 «О создании Музея Мирового океана Министерства культуры РСФСР в г. Калининграде». Однако первых посетителей музей смог принять только пять лет спустя, когда на вставшем в 1994 на вечную стоянку у музейного причала судне «Витязь» были оборудованы выставочные площади. Основное достижение музея – создание Набережной исторического флота в г. Калининграде, у причала которой ошвартованы: научно-исследовательское судно «Витязь»; судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»; подводная лодка проекта 641 «Б-413»; средний рыболовный траулер «СРТ-129». С 12 февраля 2004 года филиалом Музея Мирового океана в г. Санкт-Петербурге стал ледокол «Красин», который является памятником истории судостроения федерального значения с 1992 года. Кроме того, музей располагает уникальной археологической находкой «Корабль XIX века», подводными обитаемыми аппаратами «Пайсис» и «Тетис», яхтой 1950-х годов «Фольксбот», гидрографическим катером, шлюпками барка «Крузенштерн», рубкой пл пр. 613 , ялом (экспонаты открытой территории), а так же действующими катером и яхтами. Набережная исторического флота, как и Музей, расположена в центре Калининграда Также Музею Мирового океана принадлежит памятник архитектуры XIX века «Королевские ворота», в котором разместилась экспозиция «Великое посольство». В 2007 году музею передан памятник архитектуры XIX века «Фридрихсбургские ворота».

АВЩ: временная выставка "Море и мореходство в античной культуре" из собраний Государственного Эрмитажа была представлена в Пакгаузе (от нем. "кладовая"). Выставка была организована Государственным Эрмитажем, Музеем Мирового океана при поддержке Госкорпорации "Росатом", ОАО "Атомэнергопром" и Правительства Калининградской области. Привезли ее из СПб. Причем экспонаты были не только из фондов. Эрмитаж пошел на то, чтобы многие произведения античного искусства взять из действующих экспозиций музея. Привезти такую выставку была сложная задача, тем более что многие экспонаты прошли не одну реставрацию. Например, такие как мраморный "Эрот на дельфине", римская копия с греческого оригинала. Ольга Горская, хранитель Государственного Эрмитажа: «На самом деле изначально он был просто мальчиком на дельфине. Но потом, когда погибла Римская империя, эта статуя была погребена на несколько веков под землей. Пригласили реставратора статуй тех времен, и мастер решил: пусть это будет Эрот на дельфине, и дополнил не только голову, руки, и носик дельфину, но и сделал мальчику крылышки». Что есть на выставке, собственно, рассказано в hermitagemuseum.org Поскольку Эрмитаж - т.с. - есть Эрмитаж, то фотографировать нельзя вообще. Как-то порешать эту проблему - тоже... потому-"всё что могу" тарелка краснофигурная: Нереида на дельфине. VI в. до н. э. Апулия. Глина, краснофигурная роспись Амфора с изображением морских животных Группа Гидрий со сливом. 325–300 гг. до н. э. Этрурия Глина; краснофигурная роспись Всего представлено около двухсот экспонатов, и экспозиция охватывает временной промежуток от VI века до н.э. до III века н.э. Входящие в ее состав произведения искусства и памятники материальной культуры , по замыслу авторов идеи экспозиции, должны показать развитие мореплаванья, морского промысла в Средиземноморье и его ближних окрестностях, представления о морских божествах, покровительствующих морякам или губящих их. Выставка рассказывает и о народе северной Италии — этрусках,которые тоже были искусными мореходами. В экспозиции были представлены этрусские вазы с рисунками на морские темы. Показан и способ, которым крепились амфоры с маслом и вином на судах, чтобы они не разбились при шторме. Всю эту экзотику подготовили сотрудники Эрмитажа. А для них самих экзотикой оказался «Витязь», в каютах которого они разместились. Татьяна Шлыкова, художник-реставратор Государственного Эрмитажа: «Это вообще первый случай в моей биографии, когда то место, ну условно говоря, гостиница, там интересно находиться, потому что гостиница — это обычно то место, куда ты приходишь переночевать и кроме подушки и одеяла ничего не интересует, а здесь совсем не так, я люблю море, я люблю корабли…». Витрины для выставки были изготовлены калининградскими мастерами по заказу Эрмитажа. З.Ы.Кстати, пиратство в античное время в Греции и раннем Риме считалось весьма почетной профессией, наряду с морской торговлей и военным делом.

АВЩ: Кстати, пиратство в античное время в Греции и раннем Риме считалось весьма почетной профессией, наряду с морской торговлей и военным делом. Феномен античности, он конечно, завораживает. Именно его история рассматривается везде и всюду как центральная в изучении докапиталистического развития. Из нее черпают представления об аграрных цивилизациях, поворотных точках в их становлении и эволюции. Ей посвящены горы книг, тысячи научных жизней и судеб. А между тем, мир античного Средиземноморья – лишь масштабная аномалия древнего мира, просто изученная (и документированная) лучше, чем история горцев и степных кочевников. основа античного феномена - в уникальной способности преодолеть одну из ключевых проблем аграрного мира – несовместимость крестьянского труда и военного дела. Чтобы оградить себя от специализирующейся на насилии элиты, крестьянскому сообществу необходимо было обладать способностью к самоорганизации, умением своими силами обеспечить порядок и самооборону. Только тогда средства, которые необходимо тратить на эти функции, может определять само сообщество, исходя из своих потребностей. Эти средства будут заведомо меньше податей в аграрных монархиях, взимаемых в пользу правящего класса, или, тем более, дани, которую приходится платить сменяющим друг друга разбойникам. Однако для того, чтобы подобная социальная организация стала возможной, крестьянской общине необходимо выработать механизм совместного принятия и исполнения решений, который не даст скатиться к анархии, открывающей дорогу «мобильному бандитизму». Учитывая слабость коммуникаций в аграрном обществе, надо понимать, что люди, принимающие решения, должны одновременно уместиться на центральной площади поселения. Небольшому самоорганизующемуся сообществу, которое обязано защищать себя, это легче сделать в защищенной горами долине у морской бухты, чем на континентальной равнине. И шансы на устойчивость такой организации выше, только когда в общине доля не занятых в сельском хозяйстве и обладающих полезными для военного дела навыками больше обычной для аграрного общества. Если горные районы и великие степи создали базу для специфических форм организации общества, характерных для горцев и скотоводов-кочевников, то античный феномен неразрывно связан с морем. С теплым морем. Акватория Средиземного моря уникальна: изрезанная береговая линия, множество островов, удобные бухты и гавани, откуда можно совершать близкие и неблизкие плавания, не теряя из вида сушу, почти нет приливов и отливов. Мореходство на Средиземном море начинается уже в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появляются неолитические поселения . (Нонн Панополитанский) … …Первой прияла Киприду, врата открыв пред богиней только родившейся в пене морской, Древние зыби были цвета кровей уранийских ,что Вместе с семенем Бога влагу оплодотворили, пеною женородящей ставшую в моря пучине, повитухой природа стала… На Афродите пояс явился расшитый, на чреслах лежащий богини, словно венок, обвивший владычицу сам собою! И поплыла Богиня сквозь влагу к берегу тихому …Но не в Пафос, не в Библ, выходить не желала в Колиаде на сушу. Быстро она миновала, поспешая, и берег, где высился город Киферы… …Дланями рассекала благородную воду, вдаль плыла Афродита, перси во гладь погружая. Воду спокойную бурно она вздымала стопами, лик подъяв над волною, выныривала на поверхность. И бурлила пучина, шумно вспененная ею… А что богиня на суше Кипра следы оставляла – то лгут и лгут киприоты! ... Морской транспорт при технологиях аграрной эпохи много выгоднее и удобнее сухопутного. В античные времена стоимость перевозки груза через все Средиземное море с востока на запад была примерно такой же, как перевозка товара по хорошим римским дорогам на 75 миль. Благодаря низким транспортным расходам в Средиземноморье в торговый оборот были вовлечены значительные объемы товаров массового потребления, в отличие от сухопутных караванных путей, где в первую очередь шла торговля предметами роскоши. Такая торговля мало влияла на жизнь подавляющей части крестьянского населения . Рыболовство, дополняющее ресурсы продуктов питания, поставляемых земледелием и скотоводством, получает в Средиземноморье широкое распространение, способствует развитию мореходства. Здесь довольно рано возникает знаменитая средиземноморская триада: производство зерна соседствует с возделыванием на больших площадях оливок и винограда. Как показывают раскопки, специализация возникает уже в крито-микенский период, хотя ее полное развитие приходится на более позднее время. Урожаи оливок и винограда можно выращивать на склонах холмов, на террасированных склонах гор – земле, мало пригодной для зерновых культур. Замечено, что северная граница проникновения греческой колонизации в Средиземноморье и районы Черного моря совпадает с северной границей распространения оливкового дерева. Разные требования к земле для разных культур (под пшеничные поля, оливковые рощи и виноградники) стимулируют межрегиональную специализацию и развитие торговли. Однако расширение торговли не только благо. Ведь торговый корабль середины второго тысячелетия до н.э. ничем не отличается от пиратского. Пиратство везде, особенно в Средиземноморье, идет рука об руку с торговлей. ПИРАТЫ Народам моря, в силу их малочисленности, труднее, чем степнякам, завоевывать крупные земледельческие государства. Трудно, опасно и дорого перевозить по морю необходимые для масштабных военных действий крупные контингенты пеших воинов и тем более конницы. К тому же центры аграрных цивилизаций умышленно отодвигались от побережья. Поэтому морские кочевники скорее использовали свою мобильность для набегов и грабежей, чем для для захвата других народов и их территорий. Другое дело – пиратство, морской разбой. Упоминания о нападениях пиратов как массовом явлении встречаются в самых ранних источниках по истории Средиземноморья. В донесении египетскому фараону Рамзесу III, относящемуся к концу второго тысячелетия до н.э., сообщалось о существовании морских разбойников, которые на протяжении более чем ста лет наносили значительный вред мореплаванию египтян. В этом документе говорилось: «Обрати внимание на народы Севера, живущиена островах. Они неспокойны, они ищут подходы к портам». Характерная черта пиратства – децентрализация насилия. То, что не сумел отнять один, отнимет другой, следующий. Устойчивое сельское хозяйство при непрерывных пиратских набегах невозможно. Иллюстрация тому – Египет во времена нашествий «народов моря». Подвергавшиеся постоянным пиратским набегам оседлые народы платили морским кочевникам регулярную дань, чтобы предотвратить их нападения. И все-таки, независимо от того, удавалось или нет пиратам обирать прибрежные аграрные государства, они все больше и больше склонялись к морской торговле, к увеличению ее доли в балансе с морским разбоем, ибо торговля и выгоднее, и безопаснее. Даже регулярно получая дань, разбойники охотно дополняли ее своими коммерческими доходами. Они начинали понимать, что торговля с соседними аграрными государствами не подрывает их ресурсы и, следовательно, они сохраняют «курицу, которая несет золотые яйца», сохраняют базу для потенциальных грабежей. Централизованная аграрная империя слабо контролирует свои приморские территории. потому, "Если выпало в империи родиться, Лучше жить в глухой провинции, у моря».(с) Когда государь и его армия не способны защитить жителей побережья, обеспечить им хотя бы минимальный уровень безопасности, последние вынуждены обеспечивать оборону своими силами. А гористый рельеф многих районов Средиземноморья как нельзя лучше способствует организации оборонительных рубежей. Как пишет Фукидид: «Города, основанные в последнее время, когда мореплавание сделалось более безопасным, а денежные средства возросли, строились на самом побережье, укреплялись стенами или занимали предпочтительно перешейки (ради торговых удобств и для защиты от враждебных соседей). Древние же города, как на островах, так и на материке, напротив, строились в некотором отдалении от моря для защиты от постоянных грабежей (ведь грабили не только друг друга, но и все прочее побережное население). Поэтому они еще до сих пор находятся в глубине страны». Все эти факторы способствовали формированию общества, где роли крестьянина и воина не разделены, а слиты воедино. Торговля и пиратство требовали скоординированных действий всей общины, навыков взаимодействия и взаимозаменяемости. У героев Гомера пиратство – почтенное, благородное дело, само подозрение в неспособности заниматься которым оскорбительно Впрочем, совмещение в этих краях торговли с пиратством вовсе не греческое изобретение. До греков этими промыслами активно занимались финикийцы. Заимствование греками финикийского алфавитного письма служит ярким примером культурного взаимодействия народов, которые в полном объеме использовали возможности средиземноморской триады. В Финикии, как и в Греции, роль главы племени, именуемого термином «царь» или «князь» («басилей»), передавалась от отца к сыну. Но в политическом устройстве сохранялись черты, характерные для древней демократии. Князь должен был согласовывать свои действия с советом, в котором участвовали взрослые свободные мужчины. Войско являлось ополчением свободных мужчин. Слова «свободный» и «воин» отождествлялись. "Война, торговля и пиратство - три вида сущности одной" (Гомер) Верхняя часть статуи Посейдона . Мрамор

АВЩ: Основное достижение музея – создание Набережной исторического флота в г. Калининграде научно-исследовательское судно «Витязь»; подводная лодка проекта 641 «Б-413» средний рыболовный траулер «СРТ-129» с уважением, АВЩ



полная версия страницы