Форум » Море в искусстве и творчестве » МОРЯКИ писатели и писатели Маринисты » Ответить

МОРЯКИ писатели и писатели Маринисты

ursus: МОРЯКИ писатели (I часть) и писатели Маринисты Многие моряки, воспитанники МКК, были писателями. А известные писатели участвовали в морских кругосветках. С уважением, "Вера и Верность!"

Ответов - 63, стр: 1 2 3 All

volnoper: ursus. Временной промежуток - Россияне и СССР-цы? От моряков эпохи Петра I до наших дней? Или запишем в маринисты даже летописцев, с Олегова похода?

ursus: Уважаемый volnoper, Спасибо за внимание к теме. Вообще-то, замысел был: моряки РИФ (Российского Императорского флота). Но это совсем не догма. Если есть иные, конструктивные, предложения - можно корректировать. Полагаю, все различные мнения - только на пользу делу С уважением,.. "Вера и Верность!"

Dirk: ursus пишет: 07.05.1903 года скончался, находясь на лечении в Италии. Похоронен на Греческом кладбище в Неаполе. Это о Станюковиче. Так пишется в БСЭ и проч. Но я встречал и другой вариант, как это ни удивительно! Например: Станюкович Н.Г. Флагман писателей-маринистов (к 150-летию со дня рождения К.М. Станюковича). Родословная роспись // Андреевский флаг. 1993. № 1-4. С. 12. Там даты такие: 18.03.1843 - 07.05.1904. А вот еще более новая публикация: Погребен в Неаполе (городское кладбище Поджореале) - Талалай М.Г. Русский некрополь в Неаполе // Из глубины времен. Вып. 12. СПб., 2000. С. 343. Даты: 18.03.1845 - 18.05.1904. Плита и надгробная "скала" с медальоном (исчезнувшим). Видел ли кто-нибудь хоть один реальный некролог? С уважением, Алексей


FarEast: Ув. ursus ! Владивосток продолжает Ваш почин. Тема интересная. Есть и у нас моряки-поэты. Гомзяков Павел Ионович (1867-1921) Врач-подводник, надворный советник Морского ведомства. Поэт. Родился в семье священнослужителя, долгое время жил с родителями на Аляске, вплоть до продажи Русской колонии Соединенным Штатам. В 1867 году о. Иона с семьей переехал в Россию. С конца 70-х годов Гомзяковы проживали во Владивостоке. В 1885 году была напечатана первая книжка стихов выпускника местной гимназии П.Гомзякова. Затем он окончил Военно-Медицинскую академию в Петербурге и по личной просьбе получил назначение во Владивосток. Сначала Павел Гомзяков служил в сухопутных войсках и на острове Русском. Но в 1899 году (после проверки, как врач переносит морскую качку) его перевели в распоряжение морского ведомства. Он стал судовым врачом, плавал на различных судах Тихоокеанской эскадры: канонерской лодке "Манджур", транспорте "Енисей", ледоколе "Надежный", крейсерах "Забияка" и "Жемчуг" и других В 1904 году перед самой войной выпустил второй стихотворный сборник. После войны много плавал по миру, в 1908 году участвовал в спасении жителей итальянского города Мессины, подвергшегося страшному землетрясению. Об этом он написал в своих стихах. В 1911 году был выпущен в свет стихтворный сборник Гомзякова Ad astra ("К звездам"). Этот самый полный сборник поэта был напечатан в типографии газеты "Далекая окраина". В нем он поместил и свою знаменитую поэму о Владивостоке, к 50-летию со дня основания города. В рецензии газеты "Далекая окраина" на сборник Ad astra говорилось: "Характерная черта поэтического творчества Гомзякова - искренность, безыскусственность переживаний... Его лирика отражает реальную жизнь в ее многообразии и многочисленности психических переживаний. Стихам Гомзякова чужды филигранность современных поэтов и изысканный стиль модернистов. Зато они проникнуты юношеской свежестью и неподдельной искренностью настроений. С особой полнотой в них отразилась суровая приморская природа с однотонным морем, холодным небом и угрюмой темнотой сопок. В отделе переводов встречаемся с немецкими поэтов Баумбахом, Фолькором, Густавом Фальке. Имеются переводы с китайского, корейского и японского языков". В 1911 году  Гомзякова назначили главным врачом Сибирского флотского экипажа, он работал в Морском госпитале Владивостока. В 1913 году в звании надворного советника (и по табели о рангах в звании подполковника) его как ценного специалиста перевели на Балтику. Он служил в Либаве, Гельсинфорсе, Колывани. Там у него вышли еще три книги: "Две свечи" (сказание о 1812 годе) и сборники "За веру предков" и "Певцу синей птицы". Революцию Павел  Гомзяков  не принял, но и в белое движение не пошел. Остался в России. Умер в Петрограде. П.Гомзяков на "Жемчуге"

Arunas: ursus Gerb.p. ursus! О родителях К.М.Станюковича. Моряк-писатель по отцовской линии имел польско-литовские корни. Отец - Станюкович, Михаил Николаевич, полный адмирал, комендант Севастопольского порта и военный губернатор города. принадлежал к старинному дворянскому роду Станюковичей (одной из ветвей польско-литовского рода Станьковичей). Демьян Степанович Станюкович принял русское подданство в 1656 году при взятии Смоленска. Михаил Николаевич Станюкович (1786-1869) являлся праправнуком Демьяна Степановича. Мать Константина Михайловича - Любовь Фёдоровна ( в дев. Митькова, 1803-1855), дочь капитан-лейтенанта Митькова. Всего в семье адмирала М.Н.Станюковича было восемь детей: Николай (1822-1857) Александр (1823-1892) Михаил (род.1837) Константин (1843-1903) Ольга (род.1826) Анна (1827-1912), Екатерина (1831-1859) Елизавета (1844-1924). Pagarbai, Ar.

ursus: Ув. Arunas, спасибо - интересно. Ещё об Адмирале Станюковиче. Адмирал - отец писателя К.М. Станюковича СТАНЮКОВИЧ Михаил Николаевич (10.01.1786. Дорогобужский у. Смоленской губ. - 29.12.1869.Севастополь) Полный адмирал. 12.051797 зачислен в Морской кадетский корпус. 10.05.1801 гардемарин Плавал на фрегатах "Венус", "Счастливый". С января по август 1803 года на Кронштадтском рейде 1803 август направлен волонтером в Английский флот, служил в эскадре адмирала Г.Нельсона. 10.06.1804 за отличную службу на Британском флоте, по приказу Нельсона, произведен в мичманы. 21.05.1905 участвовал в сражении при м.Трафальгар под флагом Британии. 1809 г. назначен на фрегат "Легкий", плавал в Адриатическом море. 01.03.1810 произведен в лейтенанты. Из Триеста возвратился в Петербург сухим путем. 1811 командир тендера "Муравей" 1812 командир брига "Соболь", перешел из Риги к Данцигу. август-сентябрь 1813 участвовал в сражении эскадры адмирала Грейга. 01.12.1813 по завершении осады Данцига награжден орд. Св.Влад 4ст. с бантом. 1815 командир фрегата "Архипелаг", перешел на нем из Кронштадта в Роттердам. Из Роттердама в Кронштадт привел новопостроенный фрегат "Аргус". 1816 нагр орд. Св.Геог 4 ст. за 18 успешных морских кампаний. 1817 переведен с Балтийского на Черноморский флот, назначен командиром брига "Мингрелия". В 1821 году осуществил тайную операцию по возвращению русского посла Г.Строганова из Константинополя в Одессу. 1826? лето назначен в экспедицию к северо-западному побережью Америки и к берегам Северо-Восточной Азии. 12.08.1827 шлюпы экспедиции "Моллер" (командир Станюкович) и Сенявин (командир Литке) вышли из Кронштадта. В середине июня 1827 года корабли прибыли в Новоархангельск (Аляска). Далее проводили гидрографические исследования раздельно. 02.12.1827 произведен в капитаны 2-го ранга. 30.10.1828 шлюпы "Моллер" и "Синявин" вышли из Авачинской губы (Камчатский п-ов) 23.08.1829 шлюп "Моллер" прибыл на рейд Кронштадта, завершив кругосветный поход. 18.12.1829 покинул "Моллер" и, командуя новопостроенным транспротом "Двина", перешел на нем из Архангельска в Кронштадт в марте 1831 года. 25.06.1931 произведен в Капитаны 1 ранга 6-го Флотского Экипажа Командир военного транспорта "Двина". 30.08.1831 назначен командиром фрегата "Кастор", в начале 1831 года совершил переход из Архангельска в Кронштадт. 1832 сентябрь назначен командиром линейного корабля "Великий кн.Михаил" в составе Балтийской эскадры, крейсировал в Финском заливе. Командир 13-го Флотского Экипажа. 01.01.1837 произведен за отличие в контр-адмиралы, с назначением Командиром 2-ой Бргиады 4-ой Флотской дивизии. Имея флаг на линейном корабле "Императрица Екатерина II" и фрегате "Бургас", крейсировал с отрядом у Кавказских берегов. В рапорте главноначальствующего на Кавказе генерала Головина военному министру графу Чернышеву от 28 апреля 1838 г. отмечаются "усердные действия командующего отрядом крейсирующих судов у берегов Абхазии контр-адмирала Станюковича, равно и подчиненных ему флотских воинских чинов". Находясь на флагманском корабле "Екатерина II", совместно с фрегатами "Бургас" и "Агатополь", 10 июля 1838 года адмирал Станюкович высадил крупный десант в устье реки Шапсуго, где закладывается новое укрепление Кавказской береговой линии. Корабли под командованием адмирала Станюковича участвуют в переброске войск из укрепления Шапсуго к устью реки Целис и высадке десанта. С 1 января 1839 г. контр-адмирал Станюкович назначается командиром 2-й бригады 5-й флотской дивизии. Под его командованием 84-пушечные линейные корабли "Султан-Махмуд" и "Силистрия". 3 мая 1839 участвует в штурме укрепленного селения Субаши и высадке десанта. 25 мая 1839 г. Михаил Станюкович нагр орд Св. Влад 3ст. 1840 и 1841 Имея свой флаг на линейном корабле "Три Иерарха" и фрегате "Агатополь", продолжает непрерывно крейсировать у берегов Абхазии. "Рапорт контр-адмирала Серебрякова графу Чернышеву от 15 ноября 1841 года, № 274. Переход по укрепленным дефиле из укрепления Святого Духа в укрепление Навагинское убыхи считали невозможным. События показали, что этот оплот одолим с помощью Божьей. Приятным долгом считаю доложить Вашему Сиятельству, что начальнику эскадры контр-адмирал Станюковичу мы обязаны важною долей успеха. Все время эскадра держалась на ближний картечный выстрел, очищала главную долину, избивала береговые завалы неприятеля… Все делалось с величайшим порядком и точностью.. Одним словом, мне не могло прийти ни одного желания, которое не было предупреждено достойным начальником эскадры контр-адмиралом Станюковичем, неусыпно следовавшим за всеми потребностями отряда с самою радушной заботливостью. Не в силах человека было оказать более этого усердия, готовности и искреннего участия". За успешные действия эскадры и бригады под его командой нагр орд Св. Стан. 1ст. В марте 1852 г. вице-адмирал Станюкович назначается командиром Севастопольского порта и исправляющим должность военного губернатора Севастополя. Адмирал Станюкович держал свой флаг на линейном корабле ЧФ "Париж". Под руководством Станюковича Севастополь разрастался и процветал как крупнейшая база Русского Императорского флота, за что последовали поощрения. 23.12.1853 г.Высочайшей грамотой вице-адмирал Станюкович был всемилостивейше пожалован кавалером орд Белого Орла. И через полгода: "Высочайший рескрипт Вице-Адмиралу Станюковичу Михаил Николаевич! Желая изъявить Вам особенное Мое благоволение, по случаю совершившегося ныне пятидесятилетия отлично-усердной и полезной службы Вашей Престолу и Отечеству Всемилостивейше жалую Вам украшенную алмазами табакерку с Моим портретом, пребывая к Вам благосклонный. На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: "Николай". 16-го Июня 1854 года, Петергоф". В 1854 году в Севастополе закладывается грандиозный пятиглавый храм во имя Святого Равноапостольного и Великого князя Владимира. На мраморной доске означено, что"сей храм заложен согласно повелению Императора Николая I в лето1854 июля 15-го дня". На ней же золотом высечены имена достойных граждан города Севастополя, и в числе первых - имя вице-адмирала Михаила Станюковича. 1854-55 Станюкович участвует в защите осажденного Севастополя. 16.03.1855 Станюкович отозван в Петербург с назначением членом Адмиралтейств-Совета. Вскоре последовало последнее производство адмирала. "Его Императорское Величество, в присутствии Своем, в Москве, 26 августа 1856 года соизволил отдать приказ № 109 по Морскому ведомству "О чинах военных". Производится: За отличие по службе, из Вице-Адмиралов в Адмиралы, член Адмиралтейств-совета Станюкович 1-й". В 1859 году адмирал Станюкович вернулся в на ЧФ. Последние 10 лет жизни Михаил Николаевич безвыездно прожил в любимом городе русских моряков - Севастополе. ________ По материалам публикации профессора Р.Н.Иванова С уважением,.. "Вера и Верность!"

ursus: Уважаемый Dirk, Спасибо за уточнения к биографии К.М.Станюковича. Видимо, публикации некролога в периодике существуют, постараюсь посмотреть газеты. С уважением,.. "Вера и Верность!"

ursus: Ув. FarEast, Очень интересный материал о подводнике-враче Гомзякове, спасибо. Только, кажется, он учился в Дерптском университете... И скончался в Кронштадте... Но это требует ещё уточнений. Попробуем разобраться на ветке "СибФлЭк" (вдали от творчества) С уважением,.. "Вера и Верность!"

EFK: Ув. ursus! Ни под одну из категорий, вынесенных в заголовок темы "МОРЯКИ писатели и писатели Маринисты", этот писатель не подходит. Но всё же рискну его представить здесь. БОРНОВОЛОКОВ Тертий Степанович (1764-1813). Исполнявший должность Вологодского губернского прокурора (1799-1808). Известен как писатель, ученый и служащий Российско-Американской компании. Сын небогатого костромского помещика. С 1775 на военной службе, в 1784 вышел в отставку. Адъютант в штате Ярославского и Вологодского генерал-губернатора (с 1785), на разных должностях в Ярославской губернии (с 1790). Занимался литературной деятельностью. В 1792 появился его первый литературный опыт - памфлет «Изобличенный Вольтер». Вологодский губернский прокурор (1799-1808), в чине коллежского советника служил в Архангельской палате уголовного суда (1809). В 1809 переехал в Петербург, продолжал литературную деятельность. Печатал научные статьи, написал несколько работ о Вологодской губернии. Работал в канцелярии госказначейства и Министерстве юстиции. Затем поступил на службу в Российско-Американскую компанию, был назначен помощником правителя «Русской Америки». В августе 1812 на корабле «Нева» отправился из Охотска в Новоархангельск (Аляска), но у мыса Эджком корабль потерпел крушение и Борноволоков погиб. Лит.: Ф. Я. Коновалов, Л. С. Панов, Н В. Уваров. «Вологда». Архангельск, 1993 г., стр. 146. С уважением,

EFK: Очень кратко, без указания литературных трудов. ШИШКОВ Александр Семенович (09.03.1754-09.04.1841, Петербург, Александро-Невская лавра, Лазаревская усыпальница), адмирал (1832), историк и писатель. В 1771 г. прибыл в Архангельск в команду на строящиеся в Адмиралтействе корабли. В 1772 г. совершил переход из Архангельска в Кронштадт на корабле № 2, который потерпел аварию у острова Борнхольм и зимовал в Карлсгамне. В 1790 г. награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». В его честь названы – мыс Шишкова (Томамаэ) в Японии; мыс Шишкова (Кейв) в Бристольском заливе Берингова моря; остров Шишкова в Южных Шетландских островах в Антарктиде.

EFK: Пишущих-то среди моряков оказалось немало. Но честно признаюсь, с трудами нижеперечисленных не знаком БОГОЛЮБОВ Николай Петрович (1821-1898) - моряк, писатель. ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Логин (Логгин) Иванович (13.01.1769, СПб – 22.03.1846, СПб). Генерал-лейтенант по Адмиралтейству, член Адмиралтейств-коллегии. Писатель. ГОРКОВЕНКО Алексей Степанович (? - 1876) - вице-адмирал с 1874 г., писатель. ГОРКОВЕНКО Николай Степанович - вице-адмирал с 1876 г., писатель. ЛАЗАРЕВ Андрей Петрович (1787 – 1849), вице-адмирал, мореплаватель и писатель. РОМАНОВ Владимир Павлович (). Контр-адмирал, путешественник, писатель. СКАЛОВСКИЙ Ростислав Карлович (02.12.1811-06.03.1873, Павловск), генерал-майор флота (1860), писатель. СПАФАРЬЕВ Леонтий Васильевич (19.05.1766-25.05.1847, Петербург, Волковское православное кладбище), генерал-лейтенант Корпуса флотских штурманов (1829), морской писатель.

EFK: Ув. ursus! Вопрос о терминологии. 1. Применительно к морякам. Вы имели в виду моряков - писателей, только создававших художественные произведения? Например, вот этих двух моряков считали писателями (вероятно, как и указанных мной выше). Но их труды носили чисто профессиональный, технический характер. ВАХТИН Василий Васильевич (06.04.1841 – 1905). Отс. кап. 1-го ранга, мор. писатель и педагог. Образование получил в мор. кадетск. корпусе; в 1861 выпущен в гардемарины. Совершил кругосветн. плавание на корветах "Рында" и "Калевала" и клипере "Абрек" (1863-1866). В 1868 г., в чине лей-та, назн. командиром тендера "Кадет"; плавал летом в отряде судов мор. училища, состоял в нем отделенным начальником, а с 1878 до 1883 - рот. командиром. Зачисленный в этот год по флоту сдал командование тендером, посвятив себя исключительно воспитанию и обучению кадет корпуса. В этот период изданы его учебники: "Морская практика" и "Объяснительный мор. словарь" (сокращ. изд. "Кратк. мор. словарь"). Последние годы службы состоял инспектором Имп. училища правоведения, вышел в отставку в 1890 г. Умер в 1905 г. Сотрудничал в "Мор. Сб.", помещая в нем оригин. статьи и переводы, из которых следует отметить его описание сев. экспедиции Беринга. МОРДОВИН Петр Александрович - морской писатель. Служил во флоте. Издал отдельно: "Каталог морского отдела московской политехнич. выставки" (Москва, 1872), "Метеорологич. наблюдения, производившиеся во время кругосв. плавания шлюпок: "Камчатка", "Открытие" и "Благонамеренный" (1817 - 1822), с кратким обзором их плавания и картой пути" (СПб., 1873 - 75), "Английский броненосный флот" (ib., 1878), "Английский неброненосный флот" (ib., 1881), "Новейшие английские броненосцы" (ibidem, 1884), "Французский неброненосный флот" (ibid., 1884), "По поводу сравнения боевых сил английского и французского флотов. Часть I. Сравнение неброненосных флотов" (ib.). 2. Слово МАРИНИСТ - по Ожегову трактуется как "художник, рисущий морские виды". А как понимать термин ПИСАТЕЛЬ - МАРИНИСТ? Вне зависимости от Вашего ответа хочу предложить Вам небольшой список для возможной в будущем темы "ХУДОЖНИКИ МАРИНИСТЫ": Беггров Александр Карлович (1841-1914) - живописец-маринист и морской баталист, ученик Боголюбова. Гриценко Николай Николаевич (1856-1900) - живописец-маринист и морской баталист, ученик Боголюбова. Дорогов Александр Матвеевич (1819-1850) - живописец-маринист, Боголюбов копировал его работы. Круговихин Константин Васильевич (1815 - ?) - живописец-маринист. Лагорио Лев Феликсович (1827-1905) - живописец-маринист, товарищ Боголюбова. Ткаченко Михаил Степанович (1860-1916) - живописец-пейзажист, маринист и морской баталист, ученик Боголюбова. Ист.: Указатель имен к "Запискам моряка-художника" А. П. Боголюбова С уважением,

EFK: Вот этот писатель един в двух лицах. Как раз по теме: Моряк писатель и писатель маринист. КОНКЕВИЧ Александр Егорович (1842-1917). Первый командующий болгарскими Военно-морскими силами. Из дворян Валдайского уезда Новгородской губернии. Будучи старшим офицером Российского флота, участвовал в боевых действиях во время русско-турецкой войны (1877-1878), а после ее окончания находился на болгарской службе (с сохранением прав русской службы) и командовал морскими силами Болгарии, для организации которых Россией были переданы пять вооруженных пароходов, семь паровых катеров и несколько гребных судов. В 90-е годы XIX века работал в Министерстве финансов и Министерстве торговли и промышленности. А.Е. Конкевич был близок к П.А.Столыпину и С.Ю.Витте, который ценил его за большой морской опыт и характеризовал как “прекрасного, умного и замечательно прямого и честного человека”. А.Е.Конкевич известен и как писатель-маринист, автор многих рассказов, повестей и очерков. Его произведения выходили под псевдонимом А.Беломор. За вклад А.Е.Конкевича в осуществление проектирования и постройки Мурманской железной дороги “высочайшей милостью” Николая II он получил “прибавку” Мурманский к своей фамилии.

EFK: Глазенап (фон-) Владимир (Вольдемар) Александрович. Контр-адмирал, потом тайный советник, морской писатель. С середины 70-х годов – управляющий Архангельским таможенным округом.

Юрген: На мой взгляд первым русским моряком-писателем следует считать Конона Никитича Зотова (1690–1742). Это военно-морской деятель русского флота, контр-адмирал (1742). Младший сын учителя и наставника Петра I Никиты Моисеевича Зотова (умер в 1718 г.). В 1704 г. волонтером обучался морскому делу на кораблях английского и голландского флотов. После года обязательного обучения морскому Делу добровольно продолжил обучение за границей. С 1712 г. плавал на Балтике в эскадре Н. Сенявина. В 1715 г. был отправлен во Францию для "изучения торговых уставов и найма мануфактурных и корабельных мастеров. Отличился в бою у острова Эзель (1719) – командуя кораблем "Девоншир", взял в плен шведский фрегат "Карлскрон Вопен" и активными действиями способствовал пленению корабля "Вахтмейстер" и брига "Бернгардус". Принимал участие в составлении Морского уставы 1720 г. В 1724г. издал труд «Разговор у адмирала с капитаном о команде. Или полное учение, как управлять кораблем во всякие разные случаи», в котором в форме вопросов и ответов изложил основы управления кораблем. Известны также его книги "Новые сигналы для кораблей", "Чертежи о экзерцициях военного флота" и "О погоне за неприятелем". В 1726 г. написал "Регламент адмиралтейского нижнего суда" (коммерческий морской устав). В 1738 г. перевел с голландского первую лоцию Балтийского моря. Занимал ряд должностей в Адмиралтейств-коллегий. В 1915 г. в русском флоте был спущен на воду эскадренный миноносец "Капитан Конон Зотов" (достроен не был), названный в его честь. Вот что пишет о его книге «Разговор…» Владимир Шигин в альманахе «Андреевский флаг». Кстати, на мой взгляд, он сам тоже очень яркий современный писатель-маринист. И не только потому, что прекрасно владеет фактологией и русским языком, но и чувствуется по эмоциональному настрою его книг, что это человек искренне влюбленный в море. С уважением Ю.

Гюйс: Ув. Юрген! Спасибо Вам, очень познавательно. О 17-18 веках справок на форуме немного. Соласен с Вашим мнением об основоположниках этого жанра.

Гюйс: ursus Ещё о К.М.Станюковиче. Просто факт. СТАНЮКОВИЧ Константин Михайлович Литератор. Член Комиссии Союза взаимопомощи русских писателей. дворянин, отставной лейтенант. 1903 год.Проживал в Петербурге, Невский пр., 108.

Серж: Даль Владимир Иванович. С 1814 по 1819 гг. В.И. Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Надо ли сюда его биографию? Хоть моряк (душою!), но служил не долго.......

volnoper: Юрген. И. И. Неплюева тогда будем считать вторым, или пусть делит первенство с Зотовым.

Александр: FarEast пишет: Гомзяков Павел Ионович (1867-1921) Врач-подводник, Сударь! Если Вас не затруднит, не смогли ли Вы рассказать о подводной службе П. И. Гомзякова, или дать ссылки. Это очень любопытно. А материал о нём я поместил тут: http://www.kortic.borda.ru/?1-5-60-00000095-000-0-0-1210700338 С неизменным уважением, А.

Александр: город Гунгенбург, в настоящее время - Усть-Нарва (Narva Joesuu, Нарва-Йыэсуу), Эстония Фото любезно предоставил Владимир Кангур (Нарва) В этом же городе владел дачей "Уголок" русский поэт Константин Константинович Случевский, автор очень интересного описания морского путешествия на Север в свите Великого Князя Владимира Александровича «По северу России. Путешествие Их Имп. высоч. вел. кн. Владимира Александровича и вел. кн. Марии Павловны», СПб, 1888 и «По северо-западу России», СПб, 1897, отец погибшего в Цусиме вахтенного начальника эскадренного броненосца Император Александр III лейтената К. К. Случевского, тоже поэта. А.

FarEast: Александр Почитал Вашу ссылку, Сударь. Спасибо, очень много интересного. Отвечаю. Про П.И.Гомзякова первого врача-подводника есть здесь. http://eps.dvo.ru/rap/2004/2/pdf/rap-102-104.pdf Многие участники той Конференции уже ушли из жизни. Слава Богу, г-жа Мизь по-прежнему занимается этой темой. Популярно про Гомзякова она писала в нашей газете «Владивосток» (№ 1556 от 18 мая 2004). Есть и в других газетах ее заметки про Гомзяковых во Влад-ке. Городской телефон автора могу сообщить (но только получив ее разрешение). Может, обмен данными будет обоюдно полезен. С уважением.

EFK: Коль упомянули здесь о Случевском К.К. СЛУЧЕВСКИЙ Константин Константинович (20.07.1837, Петербург - 25.09.1904, Усть-Нарва, ныне Нарва-Иыэсуу), поэт, прозаик. Окончил 1-й Петерб. кадетский корпус с отличием, служил в гвардии, в 1859 поступил в Академию Генштаба; в 1860-х изучал философию и естеств. науки в Гейдельберге (Германия). По возвращении в Россию вошел в число приближенных царской фамилии, стал камергером, служил в Гл. управл. по делам печати, затем в Мин-ве гос. имуществ. Широкий круг его деятельности был связан с многочисленными поездками по России, в т.ч. в Олонец. губ. В 1884-88 С. путешествовал по северу и западу России в свите вел. князя Владимира Александровича в качестве журналиста - бытописателя; результатом путешествий явились очерки «По северу России» и «По северо-западу России». Соч.: Случевский К.К. По Северу России: Путешествие их императорских высочеств великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны в 1884 и 1885 годах. В 2 т. Т.1-2. - Спб, 1886. (Из содерж.: Соловецкий монастырь. - Т.2. - С.1-25: ил.; От Соловков до Кеми. - С.26-34: ил.); По северо-западу России. Т.1. СПб., 1897; Путешествие… // Архангельские губернские ведомости. 1885 г. № 52, С. 6. № 57, С. 5; По Северу России // «Соловецкое море». Альманах. 2002. № 1. Лит.: Смирнова Л. Мурманские впечатления Константина Случевского // «Живая Арктика». Альманах. Web-Сайт: http: //www.arctic.org.ru/new/smir.htm Великий князь в Мезени Большим событием для всех мезенцев был приезд в июне 1885 года брата императора Александра III Великого князя Владимира Александровича Романова. Пароход «Забияка», на котором путешественники прибыли в Мезенский залив остановился в 40 верстах от города из-за неудобства подступа к нему. Старый русановский пароход «Мезень», как писала губернская газета, «постукивая и побрякивая всем своим механизмом», доставил гостей почти до границ города Остаток пути они преодолели на лодках и пешком. В 10 часов вечера колокольный звон известил жителей города о прибытии Великого князя. Встреча произошла у пристани, где городской голова Ружников, поднося хлеб-соль, сказал приветствие в адрес гостей. Поднявшись по лестнице, убранной коврами и красным сукном, Великий князь отправился в экипаже в собор. После краткого молебствия настоятель собора отец Владимир поднес гостю в дар икону Богоявления Господня и пожелал ему благополучного путешествия. Затем гости посетили больницу, тюремный замок, где Владимир Александрович обошел все камеры, расспрашивая прокурора о содержавшихся арестантах. День закончился ужином в доме городского головы. На следующий день Владимир Александрович побывал в женском училище и произвел смотр местной команды. Продегустировав пищу нижних чинов и переговорив с начальником команды, в 12 часов дня Великий князь отбыл из Мезени, оставив жителей города в полном счастии от лицезрения одного из членов царской семьи1. Находившийся в свите царской особы писатель и журналист Константин Случевский опубликовал в «Московских ведомостях» подробный отчет о поездке Великого князя по Северу. Ист.:http://fyodors.narod.ru/sloboda/prince.htm Попутно возник такой вопрос. А этот офицер не сын его? Случевский Константин Константинович (21.5.1873, СПб – 14.5.1905). Лейтенант. Из дворян Черниговской губернии. Воспитанник Морского Корпуса с 13.9.1886. В действительной службе с 8.9.1889. Гардемарин – 10.8.1891. Унтер – офицер (5.11.1891). Мичман приказом № 646 от 8.9.1892 года. Командир 6-й роты минного крейсера «Гайдамак» (15.11.1894 – 5.5.1895). Командир броненосного крейсера «Рюрик» в Тихом океане (26.10.1897). Переведен вахтенным офицером на канонерскую лодку «Гремящий» (12.1.1898). Награжден Португальским орденом Зачатия кавалерского креста (27.7.1898). В составе 14- го флотского экипажа (1.6.1899) «для довольствия и занятий по Главному Морскому Штабу». В составе Гвардейского флотского экипажа (26.3.1901). Награжден орденом Почетного легиона кавалерского креста (27.5.1902), Датским орденом Данеборга кавалерского креста и Прусского ордена Короны 3-й степени (20.11.1902). На 1903 год: холост, недвижимости не имеет, под судом и следствием не был, в боевых действиях не участвовал. Жалование за 1903 год - 980 рублей. Лейтенант, артиллерийский офицер вспомогательного крейсера „Терек”. Награжден 6.12.1904. орденом Святой Анны 3-й степени за заграничное плаванье на борту 2-й эскадры флота Тихого океана. Погиб в Цусимском сражении на борту эскадренного броненосца „Император Александр Третий”, исключен из списков личного состава флота 20.6.1905. В плаваньях по 1903 год: фрегат "Рюрик" (1887), корвет «Боярин» (1888, 1890), броненосный фрегат «Князь Пожарский» (1883), корвет «Баян» (1891), учебное судно «Скобелев» (1892), клипер «Наездник» (1893), броненосный крейсер «Рюрик» (1894,1895,1897), канонерская лодка «Гремящий» (1899, 1900), императорская яхта «Полярная звезда» (1900 - 1902), «Император Александр Третий» (1904 - 1905). С уважением,

EFK: ГОЛОВНИН Василий Михайлович [8(19).04.1776, с. Гулынки Старожиловского у. Рязанской губ. - 29.06 (11.07). 1831, Петербург], мореплаватель, вице-адм. (1830); Чл.-корр. Петерб. АН (818). Окончил Мор. кадет. корпус (1792), служил в вoeн.-мор. флоте; совершенствовался на англ. воен. судах (1801-5). По возвращении на родину составил Свод воен.мор. сигналов. Участник двух кругосветных плаваний (1807-9, шлюп «Диана»; 1817-19, шлюп «Камчатка»). В 1811 составлял карту Курильских о-вов. Во время описи о-ва Кунашир был пленен японцами вместе с экипажем, провел в Японии более двух лет; рассказал об этом в неск. книгах (1816, 1822). Пом. директора Мор. корпуса (с 1821). Флота генерал-интендант (1823); зав. департаментами (кораблестроительным, комиссариатскими артиллерийским) с 1827. Принял участие в организации и снаряжении эксп. Ф.П. Врангеля (1821-24). Интересовался проблемой исслед. Арктики. При непосред. участии Г. на верфях страны было построено св. 200 кораблей, в Т.ч. 10 первых п/х, 26 лин. кораблей, 21 фрегат и 2 шлюпа для Балт. и Белого морей. Именем Г. названы селение, бухта и лагуна на п-ове Аляска, бухта, вулкан, река и селение на о-ве Кунашир (Курил. о-ва), подв. гора в Тихом ок., прол. между Курил. о-вами, гора на Нов. Земле. Соч.: Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812, 1813 годах: С приобщением замечаний его о японском государстве и народе: Ч.I-3. СПб., 1816; Путешествие... шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку... в 1807-1809 гг. СПб., 1816; Путешествие... вокруг света... совершенное на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818, 1819 годах: Ч.I-2. СПб., 1822; Соч. и переводы: Т.I-5. СПб., 1864; Соч. М.; Д, 1949. Лит.: ПЭ. Т.1. - Архангельск, 2001. С.135.

Юрген: volnoper пишет: И. И. Неплюева тогда будем считать вторым, или пусть делит первенство с Зотовым Уважаемый Александр. Вы правы – действительно они современники, но все-таки я отдаю пальму первенства Зотову. Неплюев Иван Иванович (1693 – 1773), закончил петербургскую Морскую академию; по окончании курса плавал около 5 лет в водах Атлантического океана и Средиземного моря. В 1720 г. блестяще сдал экзамен в присутствии Петра Великого, выразившегося о нём: «в этом малом будет толк», и был назначен главным командиром над всеми судами, строившимися в Петербурге. Однако уже через год перешел на дипломатическую работу, а затем «рулил» только губерниями. Например, основал Оренбург. Т.о. моряк он относительный. Но самое главное лишь в 1823–1826 годы (т.е. через 100 лет после Зотова) появились, в "Отечественных Записках" Свиньина, "Записки" Неплюева, переизданные в 1871 г. Л.Н. Майковым, в более полном виде, в "Русском Архиве" (№ 7 и 8). "Записки", доведенные до последнего года жизни автора, писаны им в старости, но в основу их положен его "повседневный журнал". С уважением Ю

ursus: Уважаемые Юрген, volnoper , большое спасибо, как всегда, - очень интересные сюжеты! Уважаемый Александр , Большое спасибо за прекрасный фотосюжет и за память о Случевских. Вообще, замечательно, что у Вас в постах высветились, помимо прочего, 2-е отличные идеи. 1. По возможности давать перекрестные ссылки на материал по одной и той же персоналии, если он уже есть на форуме. (например, о Гомзякове - дальневосточнике и жителе Архангельска). Оказывается, уже давным-давно Гомзяков прекрасно представлен Вами на "медицинской" ветке). 2. Расширить рамки тематики, упоминанием о семьях моряков-писателей и о моряках, близких поэтов и писателей. Как в случае со Случевскими. Тогда и упоминание об Анне Ахматовой уместно, и так далее... Может найтись много любопытных имен в морских семьях. Но это только возможные контуры развития темы, ибо и не представленных пока писателей-моряков, конечно, ещё предостаточно... С уважением,.. "Вера и Верность!"

ursus: EFK Уважаемый Евгений Федорович, Срдечное спасибо за интересный и глубокий материал, за содержательные справки! Ваши публикации всегда профессиональны. По поводу термина "маринист". В последник словарях АН (под ред.Н.Ю.Шведовой) он толкуется более свободно. И выражение "писатель-маринист" утвердилось в лит. критике "де факто". Полагаю, в осове содержания термина мы с Вами солидарны. Так что не будем особенно строги к дефинициям. За список художников-маринистов, оставивших литературные сочинения, огромное спасибо. Художникам-маринистам уже посвящена прекрасная, популярная ветка (ее открыл наш уважаемый коллега Александр). А вот о мемуарах и литературных трудах маринистов будет интересно узнать подробнее здесь. Так что перспективы Вы, Евгений Федорович, наметили очень значительные. Будем трудиться. Нас с Вами ведь еще Архангельская ветка заждалась... К слову, и на этой ветке уже открываются интересные Поморские параллели... Ещё раз, благодарю Вас, и с интересом жду новых имен... С уважением и признательностью,.. "Вера и Верность!"

EFK: Ув. ursus! СПАСИБО! Ваши лирические новации позволяют несколько отрешиться от формуляров и железа и вдохновляют на иные искания. И темы Вами предлагаемые просто неохватны ... ursus пишет: открываются интересные Поморские параллели... По мере возможности такую информацию накапливаю. И она, надо признаться, заставляет более углубленно и шире оценивать исторические события минувшего. ГОНЧАРОВ, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1812-1891), русский писатель. Родился 6 (18) июня 1812 в Симбирске в семье зажиточного купца... Его дед, армейский писарь, дослужился до штабс-капитана; отец, торговец зерном, избирался городским головой. В 1820 Гончаров поступил в местную гимназию, в 1822 был переведен в Московское коммерческое училище, в 1831 зачислен в Московский университет. Закончив его в 1834, стал чиновником при канцелярии симбирского губернатора, в 1835 — переводчиком Департамента внешней торговли министерства финансов в Санкт-Петербурге. В 1836 Гончаров написал свою первую повесть «Счастливая ошибка". В 1847 г. в журнале "Современник" публикуется его первый роман "Обыкновенная история", принесший молодому литератору признание и славу. Произнесите это имя – Гончаров Иван Александрович. И невольно вспоминается Обломов, Шольц и другие герои его считающегося самым лучшим произведением романа «Обломов». Между тем его перу принадлежит и такой весьма примечательный труд. В 1852 г. И. Гончаров был рекомендован в дипломатическую миссию вице-адмирала Е. Путятина. 7 октября 1852 г. фрегат "Паллада", в состав экипажа которого в качестве секретаря адмирала Е.В.Путятина был зачислен Гончаров, вышел из Кронштадта в кругосветное плавание. Целью этой миссии было установление торговых отношений с Японией. В течение всего путешествия (с окт. 1852 по авг. 1854) Гончаров вёл путевые записки. В Россию он вернулся сухопутным путем через Сибирь и Заволжье. Его записки в виде цикла очерков под общим названием «Фрегат «Паллада» печатались в 1855-1857 в журналах. А в 1958 они были опубликованы отдельным изданием. Для многих россиян эта книга стала первым знакомством с Японией. О том же, как было воспринято его произведение соотечественниками, лучше всего расскажет сам автор. Предисловие автора к 3-му, отдельному, изданию "Фрегата "Паллада" Предисловие автора к 3-му, отдельному, изданию "Фрегата "Паллада" Автор этой, вновь являющейся после долгого промежутка {* перед изданием 1879 г. книга выходила 17 лет назад, в 1862 г.} книги не располагал более возобновлять ее издание, думая, что она отжила свою пору. Но ему с разных сторон заявляют, что обыкновенный спрос на нее в публике не прекращаются и что, сверх того, ее требуют воспитатели юношества и училищные библиотеки. Значит, эти путевые приобретают себе друзей и в юных поколениях. После этого автор не счел уже себя вправе уклоняться от повторения своей книги в печати. Он относит постоянное внимание публики к его очеркам, прежде всего, к самому предмету их. Описания дальних стран, их жителей, роскоши тамошней природы, особенностей и случайностей путешествия и всего, что замечается и передается путешественниками - каким бы то ни было пером, - все это не теряет никогда своей занимательности для читателей всех возрастов. Кроме того, история плавания самого корабля, этого маленького русского мира с четырьмястами обитателей, носившегося два года по океанам, своеобразная жизнь плавателей, черты морского быта - все это также само по себе способно привлекать и удерживать за собою симпатии читателей. Таким образом, автор и с этой стороны считает себя обязанным не перу своему, а этим симпатиям публики к морю и морякам продолжительным успехом своих путевых очерков. Сам он был поставлен своим положением, можно сказать, в необходимость касаться моря и моряков. Связанный строгими условиями плаваниями военного судна, он покидал корабль ненадолго - и ему приходилось часто сосредоточиваться на том, что происходило вокруг, в его плавучем жилище, и мешать приобретаемые, под влиянием мимолетных впечатлений, наблюдения над чужой природой и людьми с явлениями вседневной жизни у себя "дома", то есть на корабле. Из этого, конечно, не могло выйти ни какого-нибудь специального, ученого (на что у автора и претензии быть не могло), ни даже сколько-нибудь систематического описания путешествия с строго определенным содержанием. Вышло то, что мог дать автор: летучие наблюдения и заметки, сцены, пейзажи - словом, очерки. Пересматривая ныне вновь этот дневник своих воспоминаний, автор чувствует сам, и охотно винится в том, что он часто говорит о себе, являясь везде, так сказать, неотлучным спутником читателя. Утверждают, что присутствие живой личности вносит много жизни в описании путешествий: может быть, это правда, но автор, в настоящем случае, не может присвоить себе этой цели, ни этой заслуги. Он, без намерения и также по необходимости, вводит себя в описания, и избежать этого для него трудно. Эпистолярная форма была принята им не как наиболее удобная для путевых очерков: письма действительно писались и посылались с разных пунктов к тем или другим друзьям, как это было условленно ими и им. А друзья интересовались не только путешествием, но и судьбою самого путешественника и его положением в новом быту. Вот причина его неотлучного присутствия в описаниях. По возвращении его в Россию письма, по совету же друзей, были собраны, приведены в порядок - и из них составились эти два тома, являющиеся в третий раз перед публикою под именем "Фрегат "Паллада". Если этот фрегат, вновь пересмотренный, по возможности исправленный и дополненный заключительною главою, напечатанною в литературном сборнике "Складчина" в 1874 году, прослужит(как этот бывает с настоящими морскими судами после так называемого "тимберования", то есть капитальных исправлений) еще новый срок, между прочим и в среде юношества, автора сочтет себя награжденным сверх всяких ожиданий. В надежде на это он охотно уступил свое право на издание "Фрегата "Паллада" И. И. Глазунову, представителю старейшего в России книгопродавческого дома, посвящающего, без малого столетие , свою деятельность преимущественно изданию и распространению книг для юношества. Издатель пожелал приложить к книге портрет автора: не имея причин противиться этому желанию, автор предоставил и это право его усмотрению тем охотнее, что исполнение этой работы принял на себя известный русский художник {* И. П. Пожалостин (1837-1909) с фотографии К. И. Бергамаско, снятой в 1873 г.}, резец которого представил публике прекрасные образцы искусства, между прочим недавно портрет покойного поэта Некрасова. Январь, 1879. С уважением,

FarEast: Фото адмирала Станюковича - отца писателя.

lns: EFK пишет: ГОЛОВНИН Василий Михайлович ... Соч.: Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812, 1813 годах: С приобщением замечаний его о японском государстве и народе: Ч.I-3. СПб., 1816; Путешествие... шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку... в 1807-1809 гг. СПб., 1816; Путешествие... вокруг света... совершенное на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818, 1819 годах: Ч.I-2. СПб., 1822; Соч. и переводы: Т.I-5. СПб., 1864; Соч. М.; Д, 1949. Лит.: ПЭ. Т.1. - Архангельск, 2001. С.135. Сочинения В. М. Головина, изданные уже в 2007 году. Содержание книги.



полная версия страницы