Форум » Море в искусстве и творчестве » МОРЯКИ писатели и писатели Маринисты (продолжение) » Ответить

МОРЯКИ писатели и писатели Маринисты (продолжение)

ursus: МОРЯКИ писатели и писатели Маринисты Многие моряки, воспитанники МКК, были писателями. А известные писатели участвовали в морских кругосветках. С уважением, "Вера и Верность!"

Ответов - 65, стр: 1 2 3 All

ursus: Ув. volnoper, К сожалению, вопросы могу "прояснить" не все... Но постараюсь. volnoper пишет: О вашей био отца Ахматовой... Биографический очерк об отце Ахматовой принадлежит перу Лобыцына. Мною были приведены только цитаты, «авторы»: Ахматова и Лобыцын(см. источники). «Инженер-капитан 2-го ранга» - это прямая цитата из биографии. Понятно, что флотские инженеры имели чины, и капитанов 2-го ранга среди них было предостаточно. Но такая терминология мне часто встречалась. Например, «инженер-вице-адмирал» и т.п. Ясно, что речь идет об офицерах КИМФ. Что касается цивильных чинов отставных офицеров РИФ, то они определялись гражданскими ведомствами в индивидуальном порядке. Иногда, насколько мне известно, если была соответствующая мотивация, отставные военные имели гражданский чин ниже, нежели на морской службе. К сожалению, мне биографией отца А.Ахматовой заниматься не доводилось, потому и привожу работу Лобыцына. Возможно, о гражданской карьере отца А.Ахматовой известно Ольге Ивановне Малиновской, она прекрасный материал на форуме по этой теме выкладывала. С уважением,.. «Вера и Верность!»

volnoper: ursus. Спасибо.

ABP_TOR: Коцебу Отто Евстафьевич (Августович) Родился 19(30) декабря 1788 г. в Ревеле (ныне Таллин) в зажиточной дворянской семье. Мать Отто умерла, когда ему еще не исполнилось двух лет, а его отец Август Коцебу, часто переезжавший с места на место и подолгу живший за границей, почти не занимался воспитанием сына. 10 мая 1796 г. он определил сына в Сухопутный Кадетский корпус в Петербурге, где онобучался семь лет. В 1803 г. известный мореплаватель И. Ф. Крузенштерн (брат мачехи Отто), отправляясь в кругосветный вояж, взял с собой пятнадцатилетнего юношу в качестве волонтера. Первая русская кругосветная экспедиция, которой руководил Крузенштерн, стала для Отто своего рода плавучей академией. Не получив никакой предварительной подготовки, он в открытом в море, на практике осваивал премудрости морской службы, а знакомство с натуралистами экспедиции пробудило в нем интерес к научным исследованиям. <В весьма молодых, правда, летах сопутствовал он мне, будутчи кадетом, на корабле Надежде, - писал впоследствии Крузенштерн,- и в сем путешествии положил весьма хорошее основание к познаниям по той службе, которой.. решился себя посвятить. Особенно имел я случай заметить, что он с отличным рвением занимался описью берегов, астрономическими наблюдениями и черчением карт, что для него было весьма кстати поелику он, по окончании того путешествия, не мог бы имети столь удобного случая образоваться в сей области морского служения>. Не пользуясь льготами, которые полагались офицерам, Коцебу на борту "Надежды" тесно соприкасался с матросами и завязал с ними дружеские отношения. Из этого плавания он вынес твердую веру в русского матроса, знание его быта, привычек и нужд. И впоследствии, руководя кругосветными экспедициями, он всегда заботился не только о здоровье матросов, их питании и обмундировании, но и о поддержании у них бодрости духа, готовности преодолевать любые трудности. Вернувшись в 1806 г. на "Надежде" в Россию, Коцебу получил свой первый офицерский чин - мичмана В 1811 г. был произведен в лейтенанты. Он командует небольшими судами в Балтийском и Белом морях, совершенствует свои познания в области навигации. Между тем Крузенштерн разработал проект новой русской кругосветной экспедиции с целью отыскания Северо-Западного прохода - пути из Тихого в Атлантический океан сезёрнее Американского континента. Экспедиция должна была также обследовать побережье Аляски, определить истинное положение многих островов в, тропической зоне Тихого океана и провести там поиски новых земель. Расходы по экспедиции взял на себя граф H. П. Румянцев. Специально для нее был построен маленький 3-пушечный бриг "Рюрик". Командиром этого судна в 1814 г. был назначен 26-летний лейтенант Коцебу. Экспедиция Коцебу на "Рюрике" (1815 - 1818) - его второе кругосветное плавание - явилась заметной вехой в истории открытий и исследований на Тихом океане. Коцебу открыл несколько атоллов в полинезийском архипелаге Туамоту, а также уточнил координаты некоторых других островов этого архипелага, обнаруженных мореплавателями XVI - XVIII вв. Еще более важные открытия сделала его экспедиция в Микронезии. Здесь Коцебу открыл восточную гряду Маршалловых островов (цепь Ратак) и нанес на карту большинство входящих в нее атоллов, а от ратакцев узнал о существовании в этом архипелаге западной гряды (цепь Ралик). Сбивчивые реляции испанских мореходов, возможно видевших в XVI в. какие-то острова цепи Ратак, во времена Коцебу еще были погребены в архивах, а атоллы в южной части этой цепи, вероятно обнаруженные в 1788 г. английскими капитанами Маршаллом и I илбертом, были весьма неточно положены на карту. Вот почему, как отмечает советский историк Я. М. Свет, честь подлинного открытия цепи Ратак по праву принадлежит рюриковцам. Но этим не исчерпывается значение работ экспедиции в океанийском островном мире. Коцебу и находившийся на <Рюрике> А. Шамиссо обогатили науку первыми, очень тщательными и подробными описаниями обитателей Маршалловых островов. Ценные этнографические наблюдения были сделаны также во время пребывания экспедиции на Гавайских и Мариаяских островах. Ознакомившись с полинезийскими и микропезийскими языками, Шамиссо .пришел к выводу об их родстве с малайскими и тем самым выдвинул солидные аргументы в пользу теории азиатского происхождения полинезийцев (к которым он относил и микронезийцев). Следует также учитывать, что Коцебу и его спутники первыми высказали правильные соображения о происхождении атоллов. Эти мысли и предположения были учтены Ч. Дарвиным при создании научной теории развития коралловых островов. Летом 1816 г. <Рюрик> вошел в Берингов пролив, приступив к выполнению важнейшей, но едва ли в то время достижимой задачи экспедиции. Идя вдоль северо-западного побережья Аляски, рюриковцы описали его на протяжении более 300 миль, причем были открыты залив Коцебу, бухта Шишмарева и остров Сарычева. Участникам экспедиции принадлежит приоритет в этнографическом изучении эскимосов, живших по берегам залива Коцебу и на острове Св. Лаврентия. Коцебу и его спутники открыли на побережье залива, названного его именем, выходы ископаемоro льда и оставили описание этого природного явления - одно из первых в мировой науке. Коцебу предполагал продолжить исследования у берегов Аляски следующим летом. Но 13 апреля 1817 г. на пути к острову Уналашка <Рюрик> попал в жесточайший шторм, во время которого получил тяжелую травму начальник экспедиции. Огромный, грозно пенящийся вэл, прокатившись по палубе, сбил капитана с ног; он ударился грудью об острый угол надстройки и потерял сознание. Очнувшись, Коцебу почувствовал сильную боль в ушибленной груди и до прибытия на Уналашку почти не вставал с постели. Во время этого захода экипаж по возможности исправил повреждения, причиненные бригу разбушевавшейся стихией, и, хотя боль в груди не утихала, Коцебу решил продолжать плавание к северу. В июле 1817 г. <Рюрик> подошел к острову Св. Лаврентия. Берингово море к северу от него было еще покрыто льдом, преградившим путь кораблю. Между тем состояние здоровья капитана резко ухудшилось. <Стужа до такой степени расстроила грудь мою,- рассказывает Коцебу,- что я 'почувствовал в оной сильное стеснение, и наконец последовали судороги в груди, обмороки и кровохарканье>. Врач экспедиции решительно заявил, что капитану нельзя больше оставаться в арктических широтах. После долгих колебаний Коцебу письменно уведомил своих спутников, что болезнь принуждает его вернуться на Уналашку. <Минута, в которую я подписал сию бумагу,- вспоминает мореплаватель,- была одной из горестнейших в моей жизни, ибо с сим почерком пера отказался я от самого пламеннейшего желания, долговременно питаемого в моем сердце>. От Уналашки <Рюрик> отправился в обратный путь, к родным берегам... По возвращении в Россию Коцебу был произведен в капитан-лейтенанты и назначен офицером по особым поручениям при начальнике Ревельского порта адмирале А. Г. Спиридове. В декабре 1818 г. он женился на местной уроженке Амалии Цвейг. Мореплаватель с увлечением работал над описанием своего кругосветного путешествия на "Рюрике". В 1821 г. в Петербурге вышли из печати два первых тома, написанные им самим, а в 1823 г.- третий, который содержит статьи сопровождавших его ученых и записи научных наблюдений. Экспедиция на "Рюрике" вызвала большой интерес не только в России, но и в странах Западной Европы. Поэтому ее описание было тогда же издано на немецком, английском и голландском языках. Привычный климат, размеренный образ жизни, любовь и заботливость молодой жены - все это укрепило здоровье мореплавателя. Болезнь, казалось, отступила навсегда. И Коцебу вновь стал мечтать о дальних морских экспедициях. В январе 1823 г. он был назначен командиром тогда еще строившегося 24-пушечного шлюпа "Предприятие", которому предстояло доставить груз на Камчатку, а затем в течение года находиться у побережья Русской Америки для борьбы с контрабандистами и для защиты русских поселений от возможных нападений местных племен. Коцебу охотно принял это назначение. Особенно обрадовало его известие, что правление Российско-Американской компании собирается отправить припасы в свои колонии на собственном корабле и что царь приказал выделить фрегат для сопровождения этого грузового судна и последующего крейсерства у берегов Русской Америки. В связи с этим <Предприятие> должно было только доставить груз на Камчатку, Появилась возможность. использовать шлюп для продолжения поисков Северо-Западного прохода (заветная мечта Коцебу!) и проведения новых 'исследований в тропической части Тихого океана. В состав экспедиции была включена группа молодых ученых - воспитанников Дерптского (Тартуского) университета. Среди них был Э. Х. Ленц - будущий знаменитый русский физик. Коцебу связывал с этой экспедицией большие надежды. Поэтому легко понять, как огорчен был мореплаватель, когда незадолго до выхода шлюпа в море стало известно, что отправка в Тихий океан торгового судна и фрегата отменена и что "Предприятию" все же придется провести год у берегов Русской Америки. Коцебу было предписано заниматься исследованиями попутно, в той мере, в какой они не будут мешать выполнению главной задачи экспедиции. Шлюп "Предприятие" 28 июля 1823 г. (все даты по старому стилю) вышел из Кронштадта и после захода в Копенгаген 25 августа бросил якорь на рейде Портсмута. 11 сентября шлюп покинул берега Англии и начал переход через Атлантический океан. 2 ноября судно прибыло в бразильскую столицу Рио-де-Жанейро. Запасшись продовольствием и питьевой водой, Коцебу продолжил плавание. 26 декабря шлюп обогнул пользовавшийся <у моряков дурной славой мыс Горн, а 16 января 1824 г. стал на якорь в бухте Консепсьон. 3 февраля Коцебу снова вышел в открытое море, решительными действиями предотвратив захват "Предприятия" чилийскими властями. Начался самый интересный и ответственный этап экспедиции. Как и во время плавания на "Рюрике", Коцебу взял курс прежде всего на архипелаг Туамоту. В 1820 г. в этих водах побывала экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, которая открыла здесь несколько атоллов и назвала весь архипелаг островами Россиян. Коцебу уточнил координаты некоторых сделанных ими открытий и заодно проверил местоположение островных групп, описанных и нанесенных на карту им самим в 1816 г. Плавание в этом опасном лабиринте, образованном десятками коралловых островов, принесло Коцебу новые открытия. 2 марта он увидел обитаемый атолл Фангахина, не замеченный ранее никем из европейских мореплавателей, и назвал его островом Предприятие, а 9 марта, сам того не подозревая, он, вероятно, открыл атолл Аратика, который принял за остров Карлсгоф, якобы обнаруженный в 1722 г. голландским мореплавателем Я. Роггевеном. Счастливо избежав крушения на рифе при выходе из кораллового лабиринта, Коцебу 14 марта прибыл к острову Таити и после десятидневной стоянки отправился к островам Самоа. По пути он 26 марта открыл остров Беллинсгаузена (атолл Моту-Оне), расположенный на западной периферии архипелага Общества. Острова, входящие в архипелаг Самоа, стали известны европейцам еще в XVIII в. Но они были неточно положены на карту. Проведя 3 - 7 апреля съемку берегов островов Тутуила, Уполу и Савайи, Коцебу оказал большую услугу будущим мореплавателям. 28 апреля шлюп вошел в лагуну острова Румянцева (атолл Вотье) в цепи Ратак - западной гряде Маршалловых островов. Тут произошли трогательные встречи с островитянами, с которыми Коцебу познакомился в 1816 г. Через восемь дней экспедиция покинула гостеприимный остров. Завершив точную съемку близлежащего атолла Ликиеп, начатую на "Рюрике", Коцебу попытался отыскать западную гряду Маршалловых островов, о которой он много слышал от ратакцев. Но, как выяснилось впоследствии, шлюп в темную и бурную ночь прошел мимо одного из атоллов этой цепи, едва избежав крушения. 8 июня экспедиция прибыла в Петропавловскую гавань (нынешний Петропавловск-Камчатский). Сдав властям доставленный из Кронштадта груз и взяв вместо него каменный балласт, 20 июля шлюп отправился к Ново-Архангельску - укрепленному поселению на острове Ситха, центру российских владений в Америке. Прибыв 10 августа в Ново-Архангельск, Коцебу застал там фрегат "Крейсер" под командованием М. П. Лазарева, которому он был послан на смену. Экспедиция начала готовиться к длительному пребыванию на Ситхе. Но главный правитель колоний Российско-Американской компании М. А. Муравьев, находившийся в Ново-Архангельске, вскоре официально уведомил Коцебу, что "Предприятие" не понадобится здесь до 1 марта следующего, 1825 г., когда начнется торговый сезон и к берегам колоний начнут прибывать американские суда для контрабандного менового торга с индейцами. Через месяц после прихода в Ново-Архангельск, 10 сентября, Коцебу снова вышел в открытое море. Короткое северное лето было уже на исходе. Если бы Коцебу решил отправиться в арктические широты, ему пришлось бы зайти на Уналашку, чтобы взять переводчиков, байдары для прибрежных исследований и т. д. В результате "Предприятие" достигло бы Берингова пролива не раньше конца сентября, т. е. в то время, когда северная часть пролива обычно уже покрыта дрейфующим льдом. Поэтому Коцебу вынужден был отказаться от соблазнительной мысли продолжить поиски Северо-Западного прохода. Он использовал полученную почти на полгода свободу действий, чтобы посетить тогда еще слабо обследованную Калифорнию, а также Гавайские острова, прозванные моряками "краем вечной весны"., Здесь Коцебу дал отдых экипажу, запасся свежим продовольствием, в котором ощущалась нехватка в Ново-Архангельске, и, конечно, использовал все возможности для научных наблюдений. 24 февраля 1825 г. "Предприятие" вернулось в Ново-Архангельск и бросило якорь вблизи от стоявшей на прибрежном холме небольшой крепости. Более пяти месяцев шлюп нес охрану русских поселений. И тут произошло нечто неожиданное. 30 июля из Петербурга пришло судно Российско-Американской компании "Елена" под командованием П. Е. Чистякова. Оно доставило официальное сообщение о том, что еще в апреле 1824 г. была заключена русско-американская конвенция, по которой граждане США получили право посещать внутренние воды российских владений в Америке как для морских промыслов, гак и для торговли с местным населением. Тем самым отпала основная -цель пребывания <Предприятия> у берегов Русской Америки. Что же касается защиты Ново-Архангельса от возможных нападений индейцев-тлинкитов, то для этого достаточно было "Елены" и нескольких небольших вооруженных судов компании, которые должны были к осени вернуться к острову Ситха. М. А. Муравьев разрешил Коцебу уйти из Ново-Архангельска. Коцебу, по-видимому, немало сетовал на то, что впустую потратил драгоценное время, которое мог использовать для исследований в арктических широтах. Если бы теперь он попытался наверстать упущенное, то из-за необходимости подготовки к плаванию и захода на Уналашку шлюп пришел бы в Берингов пролив лишь в сентябре..Ждать же лета 1826 г. и, следовательно, продлевать на год экспедицию он не мог - хотя бы потому, что на шлюпе подходил к концу запас снастей, такелажа и других корабельных материалов, которые достать тогда в северной части Тихого океана было почти невозможно. Начались. сборы в обратный путь. 11 августа 1825 г. "Предприятие" вышло из Ново-Архангельска. В последний раз Коцебу начал переход через Тихий океан. Сделав четырехдневную остановку в Гонолулу, столице Гавайских островов, он 19 сентября отплыл оттуда к Маршалловым островам, где надеялся обнаружить наконец таинственную цепь Ралик. На сей раз удача сопутствовала мореплавателю. 6 октября, подойдя к северной оконечности этой цепи, он увидел атоллы Ронгерик и Ронгелап и нанес их на карту. Первый из них он принял за острова Пескадорес, открытые в 1767 г. английским мореплавателем Уоллисом, а второй назвал в честь одного из офицеров шлюпа островами Римского-Корсакова. 9 октября Коцебу открыл атолл Бикини и назвал его в честь врача и натуралиста экспедиции островами Эшшольца. Ронгерик и, возмонно, Ронгелап были действительно замечены Уоллисом, а задолго до него - испанцем Сааведрой. Но атолл Бикини - несомненное открытие Коцебу. 11 октября, продолжая плавание на запад, он уточнил координаты атолла Эниветок. 19 октября <Предприятие> подошло к острову Гуам и, проведя там три дня, отправилось к Филиппинам. 8 ноября шлюп прибыл в Манилу и с разрешения испанского губернатора перешел в порт Кавите, где стал на ремонт. 10 января 1826 г. все работы на судне были закончены, и оно покинуло Филиппинские острова. Пройдя 25 января Зондский пролив, "Предприятие" вступило в Индийский океан и в борьбе со штормами и встречными ветрами пересекло его с востока на запад. 16 марта шлюп обогнул мыс Дроброй Надежды и вышел на просторы Атлантики. Через одиннадцать дней экспедиция прибыла на остров Св. Елены, где провел свои последние годы Наполеон. Пополнив запасы пресной воды, судно снова вышло в открытое море. Теперь с каждым днем все ближе были родные берега. Обогнув с запада Азорские острова, Коцебу 3 июня привел шлюп в Портсмут, а 29 июня - в Копенгаген. 10 июля 1826 г. <Предприятие> бросило якорь на Кронштадтском рейде. Третье кругосветное путешествие Коцебу, продолжавшееся без малого три года, окончилось. Плавание на <Предприятии> по своему значению, пожалуй, не уступает плаванию на <Рюрике>. На сей раз удалось совершить меньше географических открытий, зато выполненные научные наблюдения как по своему объему, так и по комплексности и разносторонности превзошли то, что было сделано предыдущей экспедицией. Дело в том, что Коцебу был не только выдающимся мореплавателем, одновременно осторожным и смелым, осмотрительным и решительным, но и прирожденным исследователем. Он лично вел или искусно направлял изыскания в области многих наук, заражая своей любознательностью других участников экспедиции. Наблюдения производились как в открытом море, так и во время всех заходов и высадок. Вот почему удалось внести немалый вклад в сокровищницу научных знаний, хотя это и было побочной задачей дальнего вояжа к берегам Русской Америки. Исследование атмосферных явлений, ветров и течений, состава и свойств морской воды, астрономические и географические наблюдения, точная опись берегов, изучение рельефа, геологического строения, внутренних вод, почв, растительного и животного мира посещенных островов и прибрежных районов материков, сбор всевозможных сведений о населяющих их народах - таков диапазон научных интересов Коцебу и его спутников. Характерен отзыв об экспедиции на "Предприятии", принадлежащий перу И. Ф. Эшшольца. "Путешествие было для меня вполне удачным,- писал он по возвращении в Россию,- это были три незабываемых года. Никогда не вернется и не может возвратиться время, которое я смог исключительно посвятить моей науке, когда постоянно находил интереснейшие материалы". Столь восторженная оценка не случайна: за время этой экспедиции Эшшольц наблюдал и частично собрал 2400 видов животных. Велики заслуги Коцебу и работавшего под его непосредственным руководством Э. Х. Ленца в области новой для того времени научной дисциплины - океанографии. Выдающийся советский ученый Ю. М. Шокальский писал: "Труды Коцебу и Ленца в 1823 - 1826 гг. представляют во многих отношениях не только важный вклад в науку, но и действительное начало точных наблюдений в океанографии, чем русский флот и русская наука могут гордиться". По возвращении из экспедиции Коцебу был произведен в капитаны 2-го ранга и снова прикомандирован к начальнику Ревельского порта адмиралу Спиридову. Эта спокойная должность, оставлявшая много свободного времени, позволила мореплавателю сосредоточить внимание на подготовке отчета о плавании на "Предприятии". Отчет вышел из печати в 1828 г., а в начале следующего года Коцебу завершил работу над рукописью книги "Новое путешествие вокруг света". В ноябре 1827 г. мореплаватель был переведен в Петербург для наблюдения за постройкой линейного корабля "Император Петр I", а через несколько месяцев получил новую должность командира 23-го кронштадтского флотского экипажа. Коцебу тяготился службой на берегу. Но у него уже не было сил для новых океанских походов. Все чаще давала о себе знать тяжелая травма грудной клетки и дыхательных путей, полученная во время шторма на "Рюрике". В ноябре 1828 г. мореплаватель был переведен в гвардейский флотский экипаж и сразу же, как говорится в его служебном формуляре, <уволен в Ревель для излечения болезни>. Но болезнь победить не удалось. 12 февраля 1830 г., на сорок втором году жизни, Коцебу был уволен в отставку "по расстроенному здоровью" в чине капитана 1-го ранга. В этом же году в Веймаре вышла в свет книга, которую можно в известной мере считать его завещанием. Так закончилась служба в российском флоте Отто Коцебу. Последние шестнадцать лет жизни мореплаватель провел в своем имении близ Ревеля. Осенью 1845 г. Коцебу занемог особенно серьезно. Пять месяцев его организм сражался со смертью. 3(15) февраля 1846 г. мореплавателя не стало. Коцебу похоронен на фамильном кладбище в местечке Козе, расположенном в излучине реки Пирита (Харьюский уезд, Эстония). На его могиле установлен памятник в виде черного мраморного креста, сохранившийся до наших дней. http://www.kapustin.boom.ru/journal/kocebu.htm Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания Северо-восточного прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах иждивением Е.С. Господина Государственного Канцлера Графа Николая Петровича Румянцева на корабле "Рюрике" под началом Флота Лейтенанта Коцебу. СПБ. Ч. 1,1821, Ч. 2, 1821, Ч.3, 1823 Путешествие вокруг света, совершенное... на военном Шлюпе Предприятии в 1823, 24, 25 и 26 годах, под начальством флота капитан-лейтенанта Коцебу. СПб., 1828. О. Ketzebu e. Neue Reise um die Welt ш den Jahren 1823, 24, 25 und 26. Bd. 1 - 2. Weimar, 1830. Отец- Коцебу, Август Фридрих Фердинанд (1761 - 1819) - немецкий писатель и реакционный политический деятель, много лет состоявший на русской государственной службе. Автор романов, рассказов и огромного количества драм, написанных во вкусе немецкого мещанства. После разгрома Наполеона находился в Германии в качестве агента Священного союза. Убит в Мангейме студентом К. Ф. Зандом. Мать - Фредерика Эссен. Мачеха — Кристина фон Крузенштерн.


ABP_TOR: Коцебу О.Е. (капитан 2-го ранга) Автор: Варнек Александр Григорьевич Источник иллюстрации: Немировская М.А. Акварель и рисунок в собрании Государственной Третьяковской галереи. Москва. «Изобразительное искусство», 1990 http://www.rulex.ru/rpg/portraits/22/22970.htm

ursus: ABP_TOR Уважаемый Александр, большое спасибо за прекрасную биографическую справку и протреты Коцебу. Ждем Ваших новых публикаций на ветке "Моряки-писатели" С уважением,.. "Вера и Верность!"

EFK: Ув. ursus! Спасибо, что вспомнили об этом незаслуженном забытом труженике. Небольшое добавление АБРОСИМОВ Егор Иванович Преподавал практическую астрономию в Морском корпусе (1788-1803). На Белом море «для определения широт и долгот» (1799-1802). Находился при описи берегов Балтийского моря (1802-1806). 1807 - состоял для астрономических наблюдений в Кронштадте. 1808 - в чине 8 класса и со званием астронома, исправлял должность инспектора в штурманском балтийском училище. 1809 - за труды по определению астрономического положения береговых пунктов Финского залива получил орден св. Владимира 4-й ст. Академия Наук в выданном Абросимову аттестате, по поводу рассмотренных его астрономических наблюдений, отозвалась, что она видит в Абросимове "не только искусного, но и ревностного обсерватора". Лит.: РБС А.А. Половцева С уважением,

Юрген: У меня есть предложение – пройтись по редакторам «Морского сборника», ведь почти все они были и писателями. В качестве «затравки». Скаловский Ростислав Карпович (1811—1873) — генерал-майор флота, один из первых в России занимавшихся теорией пароходства, деятельный член Морского ученого комитета, управлял ижорскими адмиралтейскими заводами. Кроме многих журнальных статей, напечатал: "Описание Кордуансского и Эддингстонского маяков" (СПб., 1833 г., с 2 рис.), "Морской офицер" (перевод романа капитана Mappиэта, 1837), "Описание сражений английского флота с 1690 по 1827 г. К. Экинса" (с англ., СПб., 1840, с 80 листами чертежей), "Руководство для служащих на морских военных пароходах" (СПб., 1844, с двумя атласами чертежей к 3 и 4 ч.), "Описание индикатора и динамометра" (1846, 1 т.). В середине XIX века Р. Скаловский написал биографический очерк "Жизнеописание адмирала Ф. Ф. Ушакова" (1856) (по мнению многих критиков – книга до сих пор полезная для историков нашего флота). С 1849 г. Скаловский редактировал "Морской сборник". Подробная биография и полный список трудов см. тут – http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=118419 С уважением Ю

EFK: Уважаемые коллеги! Как мне кажется, у нас назревает некая проблема. Мы начинаем изобретать ВЕЛОСИПЕДЫ. Если провести ревизию персоналий, опубликованных на разных ветках и по различным темам, можно выбрать из них без особого труда новых персон для данной темы. В порядке самокритики. Мой Пост N: 452 о БЕРХе Baсилии Николаевиче выставлен в 1-й части данной темы от 18.01.09 . А 14.04.08 в теме Тема: СЕМЕЙКА АДАМС II ув. Александр дал прекрасную справку о нём же. См.: http://kortic.borda.ru/?1-5-0-00000070-000-10001-0-1208996194 И надо отдать ему должное - скромно об этом умолчал. Полагаю, что надо обдумать порядок дальнейших действий?! С уважением,

ursus: EFK пишет: Как мне кажется, у нас назревает некая проблема К сожалению, проблема эта вполне конкретная и давно уже назрела и перезрела, но дубли информации не только проблема отдельной "ветки", это - проблема всего форума. Про Велосипеды и дублирование информации Уважаемый Евгений Федорович, прошу Вас внимательно прочитать просьбы к Авторам в "Заставке" этой рубрики! Тогда и прояснится "порядок дальнейших действий". Казус, который Вас шокировал только сейчас, был известен изначально Отсюда - и просьба к Авторам в "Заставке" делать ссылки на ранее уже опубликованный на форуме материал. Совершенно очевидно, что на форуме уже есть кладезь всяческой полезной информации, но вся она рассредоточена и зачастую совсем не известна новым участникам. К сожалению, это проблема не только нашей ветки. Выход пока вижу только один. Не устраивать дублирования в пределах хотя бы этой ветки и (без лишних эмоций) в рабочем порядке давать перекрестные ссылки на уже имеющиеся на форуме материалы. Это делать совсем несложно. Трагедии тут никакой нет, на форуме даже целые "ветки" порой, к сожалению, дублируются, а не то, что персоналии. Надо просто четко делать ссылки на обнаруженные Вами материалы другой "ветки". Возможно, при этом, даже объемные и подробные справки могут удачно дополнить друг друга. Есть и ещё одна проблема. Наша цель - разместить персоналии таким образом, чтобы исследователи и читатели могли их легко отыскать, потому лучше, если название ветки будет "говорящим"... "Ветка" СЕМЕЙКА АДАМС - прекрасная по содержанию. Её автор - Михаил Кущин и его коллеги проделали огромную, полезную работу. Но кто-же будет целенаправленно искать справку о Берхе на ветке с таким "игривым" названием... Разве, что - обнаружит случайно. Скорее всего, искать "писателей-моряков" будут все-таки на этой ветке. EFK пишет: Если провести ревизию персоналий, опубликованных на разных ветках и по различным темам, можно выбрать из них без особого труда новых персон для данной темы. Не сомневаюсь, что можно найти много персоналий, но очень сомневаюсь, что "ревизия" всех веток КОРТИКА не потребует времени и особого труда. Лучше подстраховываться системой "Поиск" и опять-таки делать перекрестные ссылки на обнаруженные дубли. Думаю, реально это делать не методом тотальной ревизии, а по мере работы над очередной персоналией. Для того, чтобы не впасть в хаос окончательно, мы попробуем ввести статус "модератора ветки", и постепенно систематизируем персоналии по алфавиту. Характер информации данной "ветке" позволяет это сделать. Если есть иные, более рациональные и действенные предложения - будем признательны и примем как руководство к действию. И, Вы совершенно правы, Евгений Федорович, "проядок дальнейших действий"в любой работе обдумать ВСЕГДА ПОЛЕЗНО. С искренним уважением и признательностью,.. "Вера и Верность!"

Юрген: ursus пишет: но вся она рассредоточена и зачастую совсем не известна новым участникам Вы совершенно правы. Я сам столкнулся с этим, когда пришел на форум и был "за велосипеды" не раз нещадно бит модераторами, пока понял что к чему методом "проб и ошибок". Ваша идея с модератором ветки - прекрасна, но есть одно НО - кто возьмет на себя "чашу сию". Хочу выложить похоже эксклюзивный материал в продолжение своей теме. Мельницкий Всеволод Петрович (1827—1866) — капитан-лейтенант (по другим источникам капитан 2 ранга). С 1855 г. был помощником редактора, а с 1866 г. редактором "Морского Сборника", в котором печатались его статьи, касавшиеся морского дела в России и за границей. Отдельно изданы: "Шхеры финского залива" (СПб., 1852), "Вечера в кают-компании" (СПб., 1856), "Русский коммерческий флот по 1 января 1858 г." (СПб., 1859) и др. К сотрудничеству в "Морском Сборнике", именно он привлек Гончарова, Островского, Писемского. Мельницкий является автором путевых очерков, рецензентом книг с "морским оттенком" (в частности, "Фрегата "Паллада" Гончарова и посмертных "Рассказов и повестей старого моряка" декабриста Николая Бестужева). Увы, имя этого литератора известно лишь узким специалистам. (основная информация мной взята из Брокгауз). Биография М. помещена в "Морском Сборнике" 1866 г., № 10, в ИНТе я подробной биографии не нашел, как не старался. Вся надежда на уважаемых мэтров. С уважением Ю.

ursus: Редакторы МС Юрген пишет: Мельницкий Всеволод Петрович (1827—1866) — капитан-лейтенант (по другим источникам капитан 2 ранга). С 1855 г. был помощником редактора, а с 1866 г. редактором "Морского Сборника", Юрген пишет: цитата: Мельницкий Всеволод Петрович (1827—1866) — капитан-лейтенант (по другим источникам капитан 2 ранга). С 1855 г. был помощником редактора, а с 1866 г. редактором "Морского Сборника", Уважаемый Юрген, в дополнение к Вашей справке о Мельницком, ещё "5 коп": МЕЛЬНИЦКИЙ Всеволод Петрович (12.02.1827-16.11.1866) капитан 2го ранга, публицист 1852 лейтенант, прикомандирован к Морск. учебн.ком. 1855 назначен помощ. редактора "Морского сборника" 1960-1866, капитан-лейтенант, редактор МС, скончался от холеры. Лит. труды: "Вечера в кают-компании" (1849) "Шхеры Финского залива"(1850); статьи в МС: "Пошлина и навигация по Зунду и Бельтам"(1850, №2) "Крейсерство у западных берегов Африки"(1851, №№ 3,4) "Адмирал П.Рикорд и его современники" (1856, №№ 2,3,6,13) Под редакцией М. издано СС Головнина С уважением,.. "Вера и Верность!"

Юрген: ursus пишет: ещё "5 коп": Ну, если это пятак, то времен Ивана Грозного, когда копейка из серебра делалась. Большое спасибо за ценнейший материал. Даты редакторства - так в современном варианте Брокгауза (наверно при переиздании редактор потерял первую цифру). Вместе с тем, бывает в начале года поставили, а в конце скончался. Бывает, что умирали и через пару месяцев - такова жизнь.. С уважением Ю.

ursus: Уважаемый EFK, большое спасибо за дополнения к Абросимову. После них сухая справка обрела черты небольшого очерка о достойном памяти человеке С уважением,.. "Вера и Верность!"

Александр: ABP_TOR пишет: Коцебу Отто Евстафьевич (Августович) Имя Коцебу носит улица в Таллинне, на месте которой располагалась городская усадьба семьи (в 1930-е годы на этом месте была построена чулочно-носочная фабрика Suva). В библиотеке, находящейся на этой улице, вывешено то, что в СССР называлось информационным листком. Сделано хорошо и с душой, упомянуты все члены семьи и много места уделено Оттону Евстафьевичу. фон БЕРГ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (1879-1963) http://kortic.borda.ru/?1-5-0-00000070-000-10001-0-1208996194 «… благообразный шатен с бородкой и усами а ля Николай II, елейный и тихий…, автор книжки рассказов для детей Звездочкам земли, которую распространял среди нас… рассказы Берга со своей слащавостью, с добрыми и злыми детьми, упоминанием чуть не на каждой странице боженьки и ангелов-хранителей, годились разве что для институток, а не для четырнадцати - пятнадцатилетних кадет, давно прочитавших романы капитана Марриета, Стивенсона и Майна Рида, знакомых с новеллами Бокаччио…» (Б. Б. Лобач-Жученко) С непременным уважением А.

Юрген: Еще один птенец гнезда «Морского сборника» – вроде не «велосипед». Если ошибаюсь не бейте слишком сильно. ГОЛОВАЧЁВ Виктор Филиппович (1821—1904), военно-морской историк, д. с. с. (1884). Из дворян. Окончил Морской кадетский корпус (1838). Плавал на кораблях Черноморского флота. В 1839—40 участвовал в Кавказской войне. С 1841 служил на бриге «Патрокл», затем на корабле «Арсис» (Балт. флот). С 1845, будучи переименован из лейтенантов в штабс-капитаны, преподавал математику и французский язык в 1-м московском кадетском корпусе. С 1848 в отставке по болезни. В 1852—60 в чине титулярного советника служил в Императорской Публичной библиотеке, в Министерстве Двора. С 1860 привлекался к составлению истории российского флота, вместе с С.И. Елагиным занимался сбором архивных материалов по истории флота. В 1868—79 переводчик в учёном отделении Морского технического комитета. С 1879 помощник редактора «Морского сборника». С 1884 снова в отставке по болезни, уехал за границу, в 1899 вернулся в Россию, состоял в исторической комиссии Гвардейского экипажа. Головачев рассматривал военную историю как базу военной теории, которая, в свою очередь, служит опорой при исследовании военно-исторических событий. Он впервые в русской военно-морской историографии применил т. н. критико-исторический метод (приложение военной теории к анализу воен.-ист. фак¬тов). В своих исследованиях Г. опирался на архивные материалы. В работе «Действия русского флота в войне со шведами в 1788—1790 гг.» (СПБ, 1871) исследовал состав и вооружение Балтийского флота, военные действия на море, вопросы стратегии и тактики; действия на море рассмотрены Г. в связи с действиями сухопутных войск, а также в связи с ходом событий на Юге, где шла русско-турецкая война 1787—91. В работе «Чесменское сражение в его политической и стратегической обстановке и русский флот в 1769» («Морской сборник», 1900, № 1, 2), отличающейся теми же достоин¬ствами, что и вышеуказанная работа, Г. попытался рассмотреть войну и с социальной стороны, подчеркнув, что она наносила серьёзный материальный ущерб стране. В работе Г. «История Севастополя как русского порта» (СПБ, 1872) Г. рассмотрел историю Черноморского флота. По его мнению, Россия могла обеспечить себе развитие, лишь овладев Крымом и базами на Чёрном море. Г. считал необходимым использовать военно-морскую историографию в качестве сред¬ства для наиболее эффективного развития российского флота. Другие сочинения: «О значении флота для России на основании истории», МС, 1898, № 9; «Воспоми¬нания по поводу 50-летнего юбилея Синопского сражения», МС, 1903, № 12; «Россия на Дальнем Востоке», СПБ, 1904. С уважением Ю.

ursus: Уважаемый Юрген, большое спасибо за Головачева С уважением,.. "Вера и Верность!"

Юрген: Уважаемый EFK нашел одного человека из представленного Вами в начале ветки списка (пост №438 от 15.01). Увы, на пятак материал не тянет, посему бросаю только копеечку. Голенищев-Кутузов Логин Иванович (1769—1846), поступил в галерный флот из сухопутных офицеров; впоследствии генерал-лейтенант флота; почетный член Петербургской АН (1827), служил на флоте, участвовал в морских войнах со Швецией, с 1827 председатель Ученого комитета Морского министерства, составил «Морской атлас для плавания из Белого моря к Английскому каналу и в Балтийское море» (СПБ, 1800), перевёл на русский язык сочинения многих путешественников (в т.ч. Дж. Кука (СПб., 1796-1800), Ж. Ф. Лаперуза (СПб., 1800-1802), Мирса (СПб., 1797), Клерка и Гора (СПб., 1805-10) и пр. Оставленный им дневник за 1806-43 г. хранится в СПб. публичной библиотеке. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрон) Другой вариант биографии. Голенищев-Кутузов Логин Иванович (1769-1845). Гидрограф, педагог, генерал-лейтенант флота, член Адмиралтейств-коллегии, председатель Морского ученого комитета, кавалер ордена св. Георгия (№ 669 (354); 26 ноября 1789). В 1788 году зачислен в Морское ведомство с чином капитана. До того участвовал в Гогландском, Фридрихсгамском, Роченсальмском и Выборгском сражениях. С 1793 года служил в Морском корпусе. В 1797 году был назначен начальником экспедиции по описи Белого моря. С уважением Ю

ursus: Уважаемый Юрген, продолжим вклад в общую "копилку" нашего Словарика. ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Логгин Иванович [13 (24) I 1769, Петербург — 22 III (3 IV) 1846, там же] Из старинного дворянского рода, потомственный моряк, писатель. Сын И. Л. Голенищева-Кутузова. Получил домашнее образование. С детства записан в военную службу, 10 февр. 1783 произведен в капитаны Острогожского легкоконного полка, Г.-К. с 1785 по прошению отца числился волонтером в эскадре вице-адмирала А. И. Круза, так как «по особливой охоте и склонности приобрел нарочитые успехи в математике, также и довольную часть в навигации обучил, а потому намерен себя посвятить морской службе». 6 февр. 1788 Г.-К. был определен в Морской кадет. корпус. Участвовал в сражениях при Гогланде, Фридрихсгаме и Роченсальме, был награжден орденом св. Георгия 4-го класса. В 1790 как отличившийся в Выборгском сражении Г.-К. получил чин подполковника, 15 февр. 1793 был переведен обратно в Морской кадет, корпус со званием старшего майора. С 13 нояб. 1793 Г.-К. — капитан 1-го ранга (формуляр 1821 г. — ЦГИА, ф. 1349, оп. 4, № 90). Пользуясь, как и его отец, расположением Павла I, 13 нояб. 1796 Г.-К. был произведен в полковники. Числясь по должности помощником своего отца, президента Адмиралтейств-коллегий, Г.-К. фактически принял на себя руководство Морским кадет. корпусом. Посетив корпус 10 февр. 1798, Павел I остался доволен и произвел Г.-К. в генерал-майоры, а через день был восприемником его сына. В 1797 Г.-К. возглавил экспедицию по описанию Белого моря. 22 марта 1801 Г.-К. получил чин генерал-лейтенанта с назначением генерал-казначеем и членов Адмиралтейств-коллегий. С 1804 на Г.-К. было возложено управление Казначейской экспедицией Адмиралтейств-коллегий. В 1805 Г.–К. закончил составление «Атласа Белого моря» (1827), в 1807 — «Атласа Каспийского моря»; оба труда долгое время «почитались наилучшими» и составили новый этап в развитии отечественной морской картографии. Литературная деятельность. Свой первый перевод, комедию Ж.-П. Флориана «Добрый отец» (1790), Г.-К. посвятил отцу; но его же советам он в 1790—1810-х гг. переводил много книг по морскому делу. С англ. Г.-К. перевел «Описание извержения горы Везувия» (1799). Г-К. принадлежат также переводы (посв. Павлу I и Г. Г. Кушелеву) ряда обстоятельных описаний крупнейших географических открытий XVIII в.: «Путешествие в южной половине земного шара и вокруг оного, учиненное в продолжение 1772, 1773, 1774 и 1775 г.г. английскими королевскими судами Резолюцией) и Адвентюром под начальством капитана Иакова Кука» (1796—1800, ч. 1—6), «Путешествие капитана Мирса к северо-западным берегам Америки в продолжение 1786, 1787, 1788 и 1789 годов» (1796, ч. 1), «Путешествие Лаперуза в Южном и Северном Тихом океане в продолжение 1785, 1786, 1787 и 1788 годов» (СПб., 1800, ч. 1) «Путешествие в Северный Тихий океан под начальством капитанов Кука, Клерка и Гора в продолжение 1776, 1777, 1778, 1779 и 1780 гг.» (СПб., 1805), осуществленные с языка подлинника, за исключением первого, когда Г.-К. обратился к фр. изданию, включавшему также путевые записки Г. Форстера. Дж. Кука Г.-К. высоко ценил за его гуманное отношение к «диким народам». Все свои переводы Г.-К. выполнял, пользуясь советами А. С. Шишкова. Будучи с 24 авг. 1827 и до кон. жизни председателем Учен. комитета при Морском м-ве, Г.-К. много времени уделял систематизации материалов по истории рус. флота (в частности, предварительному разбору архива Адмиралтейств-коллегий) и изредка выступал в печати с отдельными критическими замечаниями на труды др. лиц на эту тему (см.: Сев. пчела, 1834, 21 авг., № 187; СПб. вед., 1840, 16 июня, № 133). В полемической брошюре «Предприятие императрицы Екатерины II для путешествия вокруг света в 1786 году» (СПб., 1840) Г.-К. доказал приоритет Г. И. Муловского перед И. Ф. Крузенштерном в вопросе о замысле кругосветной экспедиции (рец. П. И. Рикорда ср.: Сын отеч., 1840, № 2, с. 843—844). Дружеские отношения связывали Г.-К. с Г. Р. Державиным (в 1810-х гг. он был частым гостем на его литературных вечерах), Д. И. Хвостовым, М. И. Голенищевым-Кутузовым, П. И. Багратионом, М. Ф. Каменским, В. Л. Пушкиным, В. С. Поповым, Ю. А. Нелединским-Мелецким и особенно А. С. Шишковым. Племянник Г.-К., И. М. Бакунин, воспел его в сборнике своих стихотворений «На всё и время и пора…» (СПб., 1838). 8 дек. 1800 по предложению своего отца или И. Г. Долинского Г.-К. был избран в члены Рос. Академии; 18 февр. 1818 — почетным членом Вольного о-ва любителей словесности, наук и художеств (вместе с Александром И. Тургеневым). Свидетель четырех царствований, Г.-К. педантично вел на фр. языке дневники, сохранившиеся за 1806—1820, 1823—1828, 1831—1843 (ГПБ, ф. 201, № 4—37) и содержащие любопытные сведения по истории рус. литературы 1810—1830-х гг. В дневнике много упоминаний об А. С. Пушкине, с которым Г.-К. часто встречался в петербургских литературных кругах, на заседаниях Рос. Академии и у своей троюродной сестры Е. М. Хитрово. Причиной скоропостижной смерти Г.-К., возможно, послужило полученное им известие о мотовстве и сумасшествии его сына в Киссингене. ______________ Источники: Моск. вед., 1846, 2 апр., № 40; Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадет. корпуса с прил. списка воспитанников за сто лет. СПб., 1852; Описание документов и дел. арх. Морского м-ва. СПб., 1883—1903, т. 3, 5, 6, 9; Общий морской список. СПб., 1886, т. 3, 5; Из бумаг статс-секретаря А. Д. Комовского. — Рус. старина, 1897, № 7; Рус. геогр. атласы XVIII в. Л., 1961; С уважением,.. "Вера и Верность!"

Юрген: ursus пишет: продолжим вклад перед таким материалом только это и отстается сделать. С глубоким уважением Ю.

ksologub: Возможно, коллеги, кто-то уже публиковал этот материал, в этом случае, прошу прощения за повтор. Итак, САРЫЧЕВ Гавриил Андреевич (1763 – 1831) – гидрограф, адмирал, член адмиралтейского департамента; в 1829 – 30 г. управлял морским министерством. Издал описание своего путешествия по Сибири, «Правила морской геодезии» (1804 и 1825), «Дневные записки плавания по Балтийскому морю и Финскому заливу»(1802 – 1805), «Лоцию Финского залива» (1817); составил атлас Восточного океана и первый правильный план СПб.; написал ряд статей в «Записках Гидрографического Департамента». Это справка из словаря Брокгауза и Ефрона. А вот что пишут о Сарычеве в Википедии: Гавриил (Гаврила) Андреевич Сарычев (1763, Петербург, — 30 июля (11 августа) 1831, Петербург) — русский полярный исследователь, гидрограф, государственный деятель. Первый русский прозаик-маринист. Основоположник полярной археологии. Адмирал. В 1778 году окончил Морской кадетский корпус, после чего служил гардемарином на Балтике. Участвовал в плаваниях в Северное, Норвежское, Белое, Средиземное моря. В 1785—1790 годах в качестве командира судна «Ясачная» участвовал в первой экспедиции И. И. Биллингса в Сибирь и на Дальний Восток, которая должна была обследовать побережье Северного Ледовитого океана к востоку от Колымы и установить возможность морского пути вдоль берегов Сибири в Тихий океан. Экспедицию вынуждены были прервать из-за погодных и ледовых условий. В 1790—1791 годах участвовал во второй экспедиции И. И. Биллингса (преследовавшей те же цели) на корабле «Слава России». Экспедиция потерпела неудачу, поскольку Берингов пролив был закрыт льдами. В заливе св. Лаврентия Биллингс передал командование судном Сарычеву и отправился сухим путем исследовать Чукотский полуостров. Сарычев, расставшись с Биллингсом, в 1791—1793 годах продолжил исследования, результатом которых стал отчет «Путешествия флота капитана Сарычева по Восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану в продолжении восьми лет, при географической и астрономической морской экспедиции 1788—1793 гг.». Этот отчет включал не только географические, но и метеорологические, гидрографические, астрономические, этнологические, биологические наблюдения и зарисовки местности. Сарычев также составил географические карты восточного побережья и островов Берингова и Охотского морей — более ста лет спустя эти карты были практически без изменений использованы в лоциях. В 1802—1806 Сарычев возглавлял Балтийскую гидрографическую экспедицию, а с 1808 руководил гидрографическими исследованиями в России. В 1809 году был принят почётным членом Петербургской Академии Наук. 26 ноября 1802 года был награждён орденом св. Георгия 4-й степени (№ 1394 по списку Григоровича—Степанова) В 1826 году Сарычев был назначен генерал-гидрографом Главного морского штаба, а с 1829 по 1830 год в чине адмирала возглавлял Морское министерство. Последние годы своей жизни Г. А. Сарычев работал над историей российских портов. Научные труды * «Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану с 1785 по 1793 г.» (1802) * «Правила морской геодезии» (1804, 1825) * «Дневные записки плавания по Балтийскому морю и Финскому заливу» (1802—1805) * «Лоция Финского залива» (1817) * Атлас Восточного океана и первый правильный план Санкт-Петербурга * Ряд статей в «Записках Гидрографического Департамента». * «Атлас северной части Восточного океана» (1826) Более 20 лет Сарычев посвятил изучений Балтийского моря, из них четыре года провел в экспедициях, а затем возглавлял широко организованные работы по изданию карт и лоций этого моря и по дальнейшей детализации и уточнению его съемок.

EFK: Ув. ksologub! Спасибо. Личность весьма достойная! От меня небольшое добавление. САРЫЧЕВ Гавриил Андреевич (1763, Петербург-30.07.1831, Петербург, Холерное кладбище на Куликовом поле), генерал-гидрограф Главного морского штаба (1828), адмирал (1829). В 1781 г. произведен в мичманы после двух морских кампаний. Одну совершил на Балтийском море, а в другую плавал из Архангельск в Кронштадт. В 1799 г., командуя кораблем «Москва», в эскадре вице-адмирала Баратынского Б. А. совершил переход из Архангельска в Англию. В 1826 г. он ездил в Архангельск для разных исследований. Кавалер ордена Св. Георгия 4-го класса. 26.11.1802 - «За беспорочную выслугу, в офицерских чинах, 18-ти шестимесячных морских кампаний». В его честь названы – вулкан на острове Матуя Курильские острова; гора на берегу губы Крестовая на Новой Земле; гора на Земле Мак-Робертсона в Антарктиде; гора на острове Атла, Алеутские острова; мыс в Бристольском заливе Берингова моря; остров в бухте Шишмарева в Чукотском море; пролив у западного побережья Америки в Беринговом море. С уважением,

Гюйс: ksologub пишет: САРЫЧЕВ Гавриил Андреевич (1763 – 1831) – гидрограф, адмирал, Сарычев Г.А.

Гюйс: Редкие морские книги.

EFK: Ув. Юрген и ursus! Как говорится, КАПЛЯ ДЁГТЯ В ВАШИ БОЧКИ МЁДА (пост №№ 1117 и 452). «Начиная с 1798 года в течение пяти лет большая экспедиция генерал-майора Логгина Ивановича Голенищева-Кутузова «пахала» Белое море. Каждый из семнадцати отрядов возглавлял флотский офицер, которому помогал штурман или штурманский ученик. О большинстве офицеров мы практически ничего не знаем. Работа «при описи Белого моря» являлась лишь кратковременным эпизодом их службы, основная часть которой прошла в строю на Балтике. Дольше других на Севере пробыл Бернгард Борисович Берх, снимавший со штурманом Роговым западную часть Белого моря. Он вернулся в Кронштадт лишь в 1804 году на построенном в Архангельске корабле «Сильный». Но только, пожалуй, Николай Васильевич Алферьев, командовавший судами Беломорской экспедиции «Св. Николай» и «Надежда», до конца дней своих остался верен Северу. И это несмотря на то, что до экспедиции он познал и более легкую службу: командовал придворными яхтами, работал на теплом Каспии. Правда, в гидрографических работах он больше непосредственно не участвовал, но всегда ими интересовался и содействовал им и когда руководил заготовкой леса для Архангельского порта, и в последующем, когда возглавлял внутреннюю брандвахту и 3-й ластовый экипаж. Громадный труд многих людей экспедиции, по существу, пропал даром. «По окончании всех этих работ, - писали гидрографы в конце прошлого века, Голенищев-Кутузов составил генеральную карту Белого моря, которая была награвирована в 1806 году. Когда карта эта вошла в употребление, на ней обнаружились большие неверности и искажения, произошедшие, главным образом, от неверно определенных астрономических пунктов». Л. И. Голенищев-Кутузов много сделал как гидрограф и картограф, но славу о себе оставил негромкую. Кажется, он всегда больше был озабочен тем, чтобы скрыть свои просчеты, а не исправить их, и, пользуясь положением в морских кругах, легко добивался высокой оценки своей деятельности. Это не могло не принести ущерба отечественной гидрографии... Ф.П. Литке в 1821 году, направляясь в своё первое плавание к берегам Новой Земли, по карте Голенищева-Кутузова плотно посадил бриг «Новая Земля» на банку в северной части Белого моря. Только чудом удалось спасти судно". … Обеспокоенное неоднократными авариями кораблей в результате неточностей карты Голенищева-Кутузова, архангельское морское начальство посылает в последующие годы одно за другим - шлюп «Прам» (1816), бриг «Кетти» (1822, 1823, 1824) для промеров северной части Белого моря. Лит. : Попов С.В. «Автографы на картах» - Архангельск: СЗКИ, 1990. С.47-48, 50. Что было, то было ... С уважением,

ursus: Л.И.Голенищев-Кутузов EFK пишет: КАПЛЯ ДЁГТЯ В ВАШИ БОЧКИ МЁДА Уважаемый EFK, Таки, "Бочки мёду" не наши, а принадлежат Ея Величеству Истории Отечества, именно КЛИО запасла столько мёду для своего героя Л.И.Голенищева-Кутузова. А мы с уважаемым Юргеном - токмо, Ея скромные слуги, борзописцы... Посему, спасибо за Вашу ремарку, очень интересный экскурс. Однако, отдельный эпизод, приведенной Вами неудачи в одной из экспедиций Г-К, только подчеркивает общую значительность достижений такой выдающейся личности, как Логгин Голенищев-Кутузов. Заслуги георгиевского кавалера и талантливого писателя Голенищева-Кутузова пред Отечеством бесспорны. К слову, отметим и ещё одно начинание Г-К, которое высоко ценят профессионалы-архивисты. Г-Кутузов много времени уделял состематизации материалов по истории Русского флота, в частности, предварительному разбору архива Адмиралтейств-Коллегии. И ещё "полкопейки" в копилку: К истории рода Г-Кутузова. ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Логгин Иванович (13.01.1769, СПб-22.03.1846, СПб), писатель, флота ген-лейт-т (22.03.1801) из дворян Новгородской губ. внук мичмана флота Л.И. Голенищева-Кутузова, сын ген-интенд. флота, директора Морского шляхетного корпуса И.Л.Голенищева-Кутузова (1729-1802) и Евдокии Ильиничны ( ур. Бибиковой, 1743-1807) Более полная биография Г-К. будет помещена на "ветке" "Моряки-Псковитяне". (надеемся при деятельном участии уважемого EFK) Ждем Ваших дальнейших интересных дополнений... С уважением,.. "Вера и Верность!"

ursus: ksologub пишет: Капитан 2-го ранга граф Соллогуб Владимир Александрович, 23.10.1870 г.р., был полным тезкой своего более знаменитого родича-литератора, родившегося 08.08.1813. Кап-2 Соллогуб, возможно, является внуком кузена писателя - Николая Львовича Соллогуба (1819-?) и, возможно, братом полковника ГШ, графа Михаила Александровича Соллогуба (21.09.1872 - 1920). ПС (1904) потомка писателя графа Сологуба, его полного тезки: С уважением,.. "Вера и Верность!"

ksologub: ursus пишет: ПС (1904) потомка писателя графа Сологуба Уважаемая Елена! Весьма Вам признателен за размещенный скан, примите от меня +

ksologub: Немного дополню информацию по С.П. Крашенинникову: редактор "Морского Сборника" ум. 21 апреля 1870 г. В 1823 г. поступил в Морской корпус кадетом, в 1825 г. произведен в гардемарины, в 1828 г. произведен в мичманы и оставлен в офицерском классе; в 1837—1843 г.г. находился в экспедиции при съемке берегов Финского залива, в 1847 г. вышел в отставку и 4 октября поступил на службу в почтовое ведомство с переименованием в коллежские асессоры, с 1850 г., по предложению морского ученого комитета, не оставляя службы в почтовом ведомстве, поступил в правители канцелярии ученого комитета, и стал заведывать редакцией "Морского Сборника". 5 января 1863 г. уволен от службы из почтового ведомства с чином статского советника. Он написал несколько статей, из которых важнейшие: "Биография Пахтусова", в "Запис. Гидрогр. Департ.", 1844, II, 412—419; "Распоряжения по управлению генерал-гидрографа и заменение его гидрографическим депо 1827—1837 г.г." — в "Зап. Гидрогр. Департ.", 1842, I, 1852, X; "Многоязычные морские словари" — в "Морск. Сборнике", 1850, VIII, "Воспоминания о службе капитана Бологовского", там же, 1851, X; "Исторический очерк народной войны за независимость Греции", там же, 1867. XII, "Вице-адм. Рейнеке", там же, 1869, V. Кроме того, Крашенинникову принадлежит несколько рецензий, несколько статей в других периодических изданиях с 1828 г.; он участвовал в "Военно-энциклопедическом лексиконе" Зедделера под буквами С, П, К. "Общий морской список 1898 г., т. X, 443—444. Биография в "Морск. Сборн.", 1870 г, № 6. "Кронштадтский Вестник", 1870 г. П. Белавенец. Крашенинников, Сергей Петрович (1811—1870) — писатель; окончил морской корпус; служил в ученом комитете морского министерства. В 1850—52 гг. редактировал "Морской Сборник" и помещал там статьи, сотрудничая также в "Северной Пчеле" и "Военно-Энциклопедическом Лексиконе". Отдельно издал: "Крушение французского линейного корабля Сюперб" (СПб., 1834) и "Некрологию генерал-майора Броневского" (СПб., 1835)

ksologub: Иван Логинович Голенищев-Кутузов происходил из дворян Новгородской губ., которые еще Петром В. предназначены были к службе во флоте. Род. в 1729 г., умер в 1802 г. От рождения слабого здоровья, он не долго прослужил в строю; в 1751 г. был произведен в офиц. чин у.-лейт-та, а в 1760 г. — уже кап.-лейт. уволен по болезни в отпуск. 40-лет. деятельность и служба Г. неразрывно связана с Мор. кадетск. корпусом, во главе которого он стоял все царствование Екатерины II и Павла I, хотя и получал другие высш. назначения (в 1764 г. — генерал-инт-та флота, 1772 г. — генерал-казначея, 1797 г. — в.-президента адмиралтейств-коллегии, 1798 г. — президента ее). Деятельность его по управлению Мор. корпусом составляет славную эпоху в истории корпуса. Только что произведенный в кап. 2 р. он, по личн. выбору Имп-цы, вступил в управление корпусом. Плеяда славных моряков екатерининской, павловской, александровской эпохи — в значит. степени плоды его трудов по управлению корпусом. Годовой бюджет корпуса, при его вступлении едва достигавший 40 т. р., в 1792 г. был увеличен до 187500 р., не считая больших единоврем. затрат по оборудованию, пожалований деревень, угодий, домов (всего Ораниенбаума); гл. заслуга Г. заключалась в подборе талантл. восп-лей и преподавателей, постановке воспитания и обучения. Человек выдающегося ума, широко образованный, превосходно знавший франц. и нем. языки, Г. был знатоком рус. литературы, истории и искусства, оставаясь в то же время воен. начальником по духу, глубоко проникавшим в суть возложен. на него обязанностей. Он сам перевел и ввел, как учебник, первое сочинение по мор. тактике П. Госта. В его управление были составлены подроб. программы, руководства, введены в систему образования многие нов. предметы. До перевода корпуса в 1771 г. по случаю пожара в Кронштадт в нем, по приглашению Г., состояли преподавателями лучш. ученые силы СПб., академики, профессора унив-та Эпинус, Миллер и др. Инсп-рами были Гр. Андр. Полетика и Курганов. При нем и по его мысли были основаны библиотека и обсерватория при корпусе. Послед. годы жизни, когда занятия по высш. должностям отнимали у него все больше времени, в особ-сти с назначением президентом адмиралтейств-коллегии, Г., оставаясь гл. дир-ром корпуса (с 1788 г.), непосред-но им не управлял, но продолжал руководить делом через сына своего Логина Ивановича, назначенного помощником директора. Выс. рескрипты и награды до орд. св. Владимира 1 ст. включ-но показывают, что деятельность Г. высоко ценилась как Имп-цей Екатериной II, так и Имп. Павлом I, воспитателем которого Г. был с 1764 г. (Общ. мор. список. Т. II; Веселаго. Очерк истории Мор. кадетск. корпуса, изд. мор. мин-ства, 1852). {Воен. энц.}

ursus: ksologub Уважаемый Кирилл, просто замечательное дополнение по Крашенинникову, спасибо Вам С уважением,.. "Вера и Верность!"



полная версия страницы