Форум » Кординаты памяти » Чёрное море » Ответить

Чёрное море

Olmalin: 4 июля 2013 года при выполнении регламента программы погружения телеуправляемого подводного аппарата «Софокл-1» на траверзе мыса Тарханкут в районе каменной гряды на глубине 52 метра сотрудниками Крымского республиканского учреждения «Черноморский центр подводных исследований» была обнаружена советская подводная лодка времен Великой Отечественной войны. Данные государственных архивных фондов позволяют утверждать, что это одна из 16 без вести пропавших подводных лодок под названием «Щ-216». Судно идентифицировано как средняя торпедная подводная лодка. Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по охране культурного наследия был направлен запрос в Центральный военно-морской архив Российской Федерации, согласно архивным данным ПЛ «Щ-216» пропала без вести в феврале-марте 1944 года во время выполнения боевого задания, причиной гибели судна стало потопление глубинными бомбами. Погиб весь экипаж в составе 47 человек. Эксперты ведомственного архива представили копии оригиналов документов по идентификации членов экипажа: известны фамилии всех погибших и адреса их близких родственников. В перспективе возможно рассмотрение вопроса подъема подводной лодки, захоронения членов экипажа и создания музея, аналогов которому нет на территории постсоветского пространства. Будет проводиться работа по поиску родственников погибших. http://monuments-crimea.gov.ua/news_content.php?cid=593 Крымские власти установили и обнародовали списки членов экипажа с погибшей в феврале 1944 года у берегов Крыма советской подводной лодки "Щ-216". Об этом на пресс-конференции в Симферополе сообщила председатель Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Лариса Опанасюк. http://www.blackseanews.net/read/67117 Фотографии корпуса лодки под водой см. здесь: http://www.blackseanews.net/read/67916

Ответов - 20

ют-707: На борту затонувшего в годы Первой мировой войны возле острова Змеиный эсминца , нашли уникальные исторические документы, которые могут изменить взгляды на историю тех лет. Эскадренный миноносец «Лейтенант Зацаренный» (вероятно именно его кормовая часть) был обнаружен в июле этого года недалеко от острова Змеиный. Эсминец затонул 30 июня 1917 года после подрыва на германской мине заграждения. После взрыва его носовая часть (включая первую трубу и, вероятно, носовую кочегарку), мгновенно затонула. Находившиеся поблизости тральщики помогли спасению команды и даже отбуксировали к острову Змеиный (тогда – остров Фидониси) продолжающую держаться на плаву кормовую часть эсминца, которая затонула через час в 2,5 кабельтовых от острова. Погибло 37 человек, в том числе 3 офицера.

ветер79: возможно кого то заинтересует вот эта статья Иванов В. Б., писатель, доктор философских наук, Кладбище затонувших кораблей в Черном море http://www.rtkorr.com/news/2014/03/21/372066.new

ветер79: Специалисты крымского Черноморского центра подводных исследований в 2014 году сделают попытку поднять со дна Черного моря средневековый византийский корабль, обнаруженный пять лет назад неподалеку от мыса Форос. http://old.archeo-news.ru/2014/04/blog-post_1.html

ИСИДОР: Нашел тему - Найден ЭМ "ЛЕЙТЕНАНТ ЗАЦАРЕННЫЙ". Скоприровал ув. Владибора, надеюсь не обидется! Найден эскадренный миноносец Российского Черноморского флота "ЛЕЙТЕНАНТ ЗАЦАРЕННЫЙ" погибший 30.06.1917 г. в районе о. Фиодониси (Змеиный) подорвался на германской мине. Из команды погибло 44 человека (среди них 3 офицера, в том числе командир корабля Павел Штильберг).

ИСИДОР: На дне Черного моря у берегов Румынии в 2011 г. был обнаружен советский корабль, затонувший во время Великой Отечественной войны. Это лидер эсминцев Черноморского флота — «Москва». Лидер эсминцев «Москва» затонул в своем первом же бою 26 июня 1941 года после обстрела румынского порта Констанца. Погибли около двухсот членов экипажа. Спаслись, но попали в плен, почти 70 человек. По двум основным версиям, флагман либо наткнулся на мину, либо по ошибке был потоплен советской торпедой.

ветер79: У берегов Крыма найдена субмарина времен Первой мировой войны — подлодка «Нарвал» http://www.ridus.ru/news/169879

maslopoop: ИСИДОР пишет: либо по ошибке был потоплен советской торпедой. Можно смело вычеркнуть, Щ-206 тут ни причем!

ИСИДОР: ИСИДОР пишет: По двум основным версиям, флагман либо наткнулся на мину, либо по ошибке был потоплен советской торпедой. maslopoop пишет: Можно смело вычеркнуть, Щ-206 тут ни причем! Если я правильно понимаю, у ув. maslopoop, есть новые данные и он может ими поделиться? Тогда заранее спасибо и ждем!

Исследователь: ИСИДОР пишет: ИСИДОР пишет: цитата: По двум основным версиям, флагман либо наткнулся на мину, либо по ошибке был потоплен советской торпедой. maslopoop пишет: цитата: Можно смело вычеркнуть, Щ-206 тут ни причем! Если я правильно понимаю, у ув. maslopoop, есть новые данные и он может ими поделиться? Тогда заранее спасибо и ждем! Я таки дико извиняюсь, что вмешиваюсь в вашу беседу , но мне кажется, что ещё в 2003-м, в "Навеки оставшихся в глубинах Чёрного моря" доказал "с документами в руках", что Щ-206 не имела к этому никакого отношения...

ИСИДОР: Исследователь пишет: Я таки дико извиняюсь, что вмешиваюсь в вашу беседу Таки никто не вмешивается и каждый имеет право голоса ув. Исследователь! Наоборт, даже приветствую Ваше "вмешательство" Константин! Ясно дело, что моя цитата взята из НЕТ ресурса. Ув. maslopoop и ув. Исследователь пишут, что Щ-206 не имела отношения к гибели и есть доказательства. Но можно ссылку или аргументы привести тогда? Доказал то кто и только он один? Ещё раз почитал доступное, всё одно и тоже, даже текст на разных сайтах одинаков. Буду рад конкретике с Вашей авторитетной стороны! Нашел ещё - В ходе этого боя лидер эсминцев "Москва" наскочил на румынскую, морскую мину, что привело практически сразу к гибели корабля.С лидера "Харьков" успели подобрать несколько матросов, но появилась вражеская авиация и "Харьков" дал ходу.Остальные моряки провели на воде большую часть дня, пока их не пленили румыны.В дальнейшем, находясь, в плену некоторым матросам удалось бежать и партизанить в тылу врага.В общем такая версия событий выдаётся за одну единственно верную.Далее открываем книгу А.Б Широкорада "Флот, который уничтожил Хрущёв" и читаем, в главе "Линкоры и крейсера в ВОВ" на странице 96-97.Чёрным по белому: В ходе обстрела Констанцы наши лидеры попали под обстрел германской 280мм батареи "Тирпиц" и начали отход.(заметим, про авиацию ни одного слова) При отходе наши корабли вошли в район патрулирования ПЛ Щ-206, которую командование Черноморского флота не предупредило о рейде на Констанцу.В итоге произошла трагедия:Щ-206 торпедировала "Москву" и сама погибла от глубинных бомб эсминца "Сообразительный" Срок возвращения ПЛ Щ-206 из похода истёк 16 Июля 1941г.Официально было объявлено, что она пропала без вести. В послевоенное время в ходе контрольного траления района Констанцы были обнаружены корпуса лидера "Москва" и подлодки Щ-206.Поднять их было проще простого-так-как лидер "Москва" лежал на глубине всего 40 метров.Но из Москвы поступил строжайший запрет даже на осмотр остатков кораблей водолазами.Возникает вопрос к специалистам по истории флота, занимались ли румыны вообще постановкой мин у своих берегов?

Исследователь: Уважаемый Исидор, насчёт того, где "нашёл ещё": "Харьков" НИКОГО из экипажа "Москвы" не спаса. Насчёт Широкорада: то, что вы цитируете - это не первый раз, где он "прооталкивает" эту свою выдумку, основанную на элементарном непонимании смысла документа, которого он сам, разумеется, не видел, но знал о нём в пересказе. Речь идёт о прежварительных планах водолазных работ на "освобождаемых акваториях", составленных ещё в ходе военных действий. Так вот: все невернувшиеся подводные лодки там отмечены в районах назначенных им боевых позиций. Поэтому "в районе Констанцы" в том документе числились и "Москва", и Щ-206 (читать те докуменнты просто одно удовольствие - так, например, на Балтике в бухте Лыу планировалось обследовать и поднять... правильно, немецкий лёгкий крейсер типа "Кёльн"!). Ну, а дальше, помыслив по принципу "трёх П", АБШ выдумывает "строжайший запрет" из Москвы... По поводу постановки румынами мин у своего берега - многократно, на протяжении всей войны, начиная с самого её (Второй Мировой ) начала, первой жертвой чего стала своя же канонерка "Локотенент Лепри Ремус" ещё в 1940-м...

Исследователь: Заранее приношу извинения за столь объёмную цитату "из меня": "Однако наибольшую популярность у авторов получила «ошибочная» версия гибели Щ-206, разобрать которую, по нашему мнению, стоит наиболее подробно. Первым её выдвинул автор первой части трёхтомной монографии «Борьба за живучесть подводных лодок ВМФ СССР в Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг. при воздействии оружия противника» М.Ю.Максимов. В вышедшей в 1956 году книге «Боевые повреждения подводных лодок Черноморского флота и действия по борьбе за живучесть. Управление лодками в боевой обстановке при наличии повреждений» он написал следующее: «Не исключена возможность, что Щ-206 была потоплена эскадренным миноносцем «Сообразительный» при обстреле Констанцы отрядом лёгких сил на рассвете 26 июня 1941 г. Не имея оповещения о действиях кораблей отряда, командир Щ-206 мог в условиях утренних сумерек принять отходившие после стрельбы лидеры («Харьков», «Москва») за похожие на них по силуэту румынские эскадренные миноносцы типа «Р[еджина] Мария» [Regina Maria], маневрировавшие у Констанцы, и атаковать их. Он имел приказание топить все корабли, выходившие из Констанцы. При отходе на ост корабли отряда дважды наблюдали следы торпед, выпущенных подводной лодкой[,] и производили уклонение. Во втором случае «Сообразительный», придя в точку вероятного нахождения лодки, сбросил две серии глубинных бомб (4 больших и 6 малых). После разрыва бомб на поверхности воды образовалось огромное пятно соляра, а затем на короткое время показалась и тут же погрузилась корма подводной лодки. По румынским данным, подводная лодка «Дельфинул» [Delfinul] в это время находилась в ночном дозоре в 60 милях восточнее Констанцы. Наших кораблей она не видела и в атаку не выходила». Вывод М.Ю.Максимова о том, что потопленная «Сообразительным» лодка могла быть только Щ-206, подхватили и по своему развивали практически все авторы, после него и до настоящего времени писавшие об судьбе этой лодки - И.В.Алексеев, С.С.Бережной, С.В.Богатырёв, М.Э.Морозов, А.В.Платонов. Не избежал этой ошибки в своё время и автор данной книги, однако кропотливая работа в архивных фондах позволила ему ныне максимально объективно описать этот, интересующий нас эпизод набега на Констанцу 26 июня 1941 года. В ходе этой операции советские корабли по донесениям их командиров трижды (!) подвергались торпедным атакам вражеских подводных лодок. Так с лидера «Харьков» (командир - капитан 3-го ранга П.А.Мельников, флаг командира 3-го дивизиона эскадренных миноносцев ЧФ капитана 2-го ранга М.Ф.Романова) на курсовом углу 70° правого борта в расстоянии 25 - 30 кабельтов были обнаружены сначала, в 06.38 перископ вражеской подводной лодки, а в 06.40 - «торпедный залп ... воздушный пузырь и хорошо видный след торпеды, идущей на лидер». В ответ на это, «отвернув на торпеду, лидер обстрелял место вероятного местонахождения подлодки ныряющими снарядами» и в ходе 12-минутной стрельбы по лодке сбросил ещё 3 малых глубинных бомбы М-1. «После поворота на торпеду - последняя прошла за кормой в 15 каб. - Писал по свежим следам официальный советский историограф Констанцской операции. - Непосредственно перед атакой подлодки, вокруг корабля на бреющем полёте летал самолёт «Савойя», - очевидно, выполняя задачу наведения подлодки». Ещё в ходе отражения атаки радисты лидера по приказанию комдива начали передавать «по флоту» радиограмму: «Атакован подлодкой, нуждаюсь в помощи, моё место квадрат № 39553». В 07.00, когда радисты лидера продолжали дублировать этот призыв о помощи, к «Харькову» подошёл эсминец «Сообразительный» под командованием старшего лейтенанта С.С.Воркова, получившего от комдива приказ «Ходить вокруг, нести охранение, атакован подлодкой». О том, что произошло дальше, нам вновь поведает историограф той операции: «В момент вступления ЭМ [«]Сообразительный[»] в охранение при пересечении курса лидера слева на право [так в оригинале; следует читать «направо»], с эсминца заметили след торпеды на КУ [курсовом углу] = 50° правого борта. Повернув вправо[,] ЭМ [эскадренный миноносец] оставил след торпеды слева и одновременно обнаружил след второй торпеды, идущей вдоль правого борта на лидер «Харьков». Атаковав (в 07.07) подлодку бомбами (4 больших и 6 малых[),] в месте бомбометания ЭМ обнаружил огромное пятно мазута и на момент показавшуюся корму ПЛ, которая затем быстро погрузилась в воду». Самое любопытное во всём этом описании то, что с борта лидера, находившегося в это время в том же самом месте не видели ни следа торпеды, ни «корму ПЛ», ни даже «огромного пятна мазута» - то есть вообще ничего вышеописанного, зато на всякий случай сбросил 1 малую глубинную бомбу - «с целью загнать подлодку на глубину». В довершение ко всему третьей за этот день якобы подводной атаке подвергся шедший на соединение с «Харьковым» и «Сообразительным» эскадренный миноносец «Смышлёный», командир которого капитан 3-го ранга В.М.Шегула-Тихомиров, обнаружив в 10.21 перископ вражеской подводной лодки, так же приказал открыть по нему огонь. По этому месту артиллеристы эсминца выпустили 29 (!) 130-мм снарядов главного калибра (28 ныряющих и 1 ... фугасный!), а затем в воду полетели 1 большая и 3 малых глубинных бомбы. «Результаты всех случаев бомбометания не известны», - был сделан вывод командованием по операции. Поэтому спустя два десятилетия после описываемых событий С.С.Вороков - уже в звании контр-адмирала - в своих мемуарах «Флаг на гафеле» так «нейтрально» описал этот боевой эпизод: «Рядом со мной стоит сигнальщик Сингаевский. Он что-то кричит. - След торпеды справа... - доносится до моего слуха. Крутой поворот - и эсминец в безопасности. Сигнал... Гудки... Вот и лидер «Харьков» поворачивает в нашу сторону. Смолкли орудийные залпы. На мгновение наступает тишина. И вдруг глухой взрыв глубинных бомб сотрясает корабль: бомбим место возможного нахождения подводной лодки врага, выпустившей две смертоносные торпеды. Сбрасываю ещё серию бомб. Захожу и вновь сбрасываю бомбы. Подводной лодки не вижу. Но она где-то здесь, рядом». Ни один из перечисленных выше авторов, в той или иной мере поддержавших версию о потоплении Щ-206 «Сообразительным», так и не смог (или не пытался?) обнаружить в архивных документах приведённую выше единственную принятую на берегу радиограмму с Щ-206, уже цитированную выше: «К[оманди]ру 1 БПЛ. Возвращаюсь [на] позицию № 4. Кораблей пр[отивни]ка не видел. К[оманди]р ПЛ Щ-206». Повторим, что она была отправлена Каракаем в 03.30 28 июня 1941 года, то есть спустя почти двое суток после мифического «потопления» этой лодки «Сообразительным». Так ещё одной фальшивой «легендой» Великой Отечественной стало меньше... "

Dirk: Исследователь пишет: Так ещё одной фальшивой «легендой» Великой Отечественной стало меньше...

ИСИДОР: Спасибо ув. Исследователь! А что касается книги - Лидер эсминцев "Москва" Авторы: Баншац Б., А. Лубянов ??? Сам не читал ещё. Есть мнение?

Исследователь: ИСИДОР пишет: Спасибо ув. Исследователь! А что касается книги - Лидер эсминцев "Москва" Авторы: Баншац Б., А. Лубянов ??? Сам не читал ещё. Есть мнение? Мнение, разумеется есть, но так как лично знаком с обоими соавторами книги и получил её от них в подарок, то не могу считаться её "объективным рецензентом"....

ИСИДОР: Исследователь пишет: Мнение, разумеется есть, но Я вероятно неправильно задал вопрос Константин! Имел ввиду изложенную авторами версию (версии) гибели корабля! Книга вышла в свет, если не ошибаюсь в 2006-ом году.

Исследователь: Уважаемый Исидор, как только найду дарёный экземпляр этой книги в моей скромной домашней морской библиотеке (кто из форумчан бывал у меня, тот представляет себе её объём), то сразу отпишусь здесь.

ИСИДОР: ОК ув. Исследователь! Ждём! Без навигатора в Вашей библиотеке видимо трудно, но есть чем гордиться!!

Dirk: Исследователь пишет: (кто из форумчан бывал у меня, тот представляет себе её объём) Уважительно и энергично киваю головой...

Юрген: 30 августа 2015 г. В Крыму обнаружили корму крейсера «Молотов. Пока поднимать найденные части "Молотова" поисковики не планируют, предварительно необходимо детально изучить обнаруженные детали корабля. - Были найдены останки моряков, которые погибли во время взрыва. Поднимать их мы не планируем. Я уже обратился в администрацию Феодосии с просьбой внести данное место в список объектов, представляющих историческую ценность, - рассказал глава "Объединения поисковых отрядов".



полная версия страницы