Форум » Новейшая история » Прошлое напоминает о себе » Ответить

Прошлое напоминает о себе

EFK: Лит.: Военно-промышленный курьер. 2008. 24-30.09.

Ответов - 283, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

АВЩ: Прошлое напоминает о себе "но древо жизни пышно зеленеет..." с уважением, АВЩ

Серж: Памятные мерприятия в Таллинне 28-31 мая 2010 года, посвященные погибшему 2 июня 1916 года экипажу английской подводной лодки Е-18. Акция памяти проходит при участии Британской ассоциации моряков-подводников,Санкт-Петербургского Клуба Моряков-подводников и общества советских ветеранов-подводников в Эстонии. Британская субмарина E-18 - одна из тех, что помогали русскому флоту срывать поставки железной руды из Швеции в Германию - 25 мая 1916 года вышла в плавание из Ревеля (ныне Таллинн) и не вернулась. Сообщалось, что на следующий день после выхода из порта она торпедировала германский корабль, а через несколько дней погибла сама с 33 членами экипажа. В него входили и три русских подводника: лейтенант Василий Михайлович Поликарпов, старший телеграфист Федор Николаевич Марковский и связист Иван Ефимович Пантюхов. В октябре 2009 года шведские аквалангисты из компании морских исследований MMT с помощью подводного робота обнаружили на 100-метровой глубине у берегов эстонского острова Хийумаа хорошо сохранившийся корпус британской подводной лодки E18 времен Первой мировой войны. Люк в рубке подлодки оказался открытым. Скорее всего, это означает, что лодка погибла в результате подрыва на мине во время надводного перехода. 15 участников путешествуют из Великобритании - Шон Картер, Парень Давенпорт, Мэриан и Кит Хоффмеистер, Ричард и Линда Джойс, Джереми и Венди Мэтэрс, Вик Пауэлл и его сын, Джилл и Фред Рис, Дерек и Сузанне Вхите и др. ПРОГРАММА Суббота 29 мая 10:00. Морской Музей. Посещение этого очень интересного музея, который включает подводную лодку Лембит. http://www.meremuuseum.ee/ 12:00. Таллинн Старый Город. Прогулка вокруг средневекового города. http://www.worldheritagesite.org/ 16:00. Встреча. Местоположение, которое будет обявлено дополнительно. Чтобы обсудить Мемориальный Фонд E18 и статус E18 как Морская Военная Могила. 19:30. Обед. Местоположение, которое будет подтверждено. Шанс расслабиться в хорошей компании и поднять стакан нашим предкам. Стоимость будет о 25EUR на душу. Воскресенье 30 мая 12:00. Церковь Святого Духа. Открытие мемориальной доски и Православная поминальная служба у Мемориальной доски E18. 13:00. Поминальный обед. Местоположение, которое будет подтверждено дополнительно. 15:00. Церковь Святого Духа. Англоязычная Поминальная служба и Святое причастие у мемориальной доски Е18. Понедельник 31 мая Утро - возможное посещение ВМБ эстонского ВМФ в Таллинне. Письмо. "Мемориальный Фонд К сожалению ничто в этой жизни не вечно и я должен просить вклады к стоимости Мемориальной Мемориальной доски и гарантировать, что это поддержано и сохранено в течение нескольких поколений.Но пожалуйста не посылайте деньги теперь, поскольку у меня еще нет счета. Я также хотел бы обсудить старт более формального фонда, если есть достаточный интерес, и люди подготовились помогать как Секретарь, Казначей и так далее. Это могло тогда продвинуться как организация, чтобы поддержать мемориал, и акт как форум и голос для семей и других заинтересованных сторон, если и когда есть дальнейшая деятельность, связанная с аварией. Будет возможность обсудить далее, когда мы встретимся в Таллинне. E18 - Морская Военная Могила Место гибели Е18 зарегистрировано МО и ВМФ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.Они работают, программа обозначения и защиты мест гибели охраняется нашим Законом (PMRA) 1986, и только что закончила процесс для последней (4-ой) партии девяти судов, обозначения которых, поскольку Морские Военные Могилы вступили в силу 1-ого февраля 2010. Они начинают процесс исследования кандидатов на 5-ую партию, и E18 рассматривают как часть того осуществления. Как только оценка полна, следующая партия аварий будет определяться в 2011. Когда E18 будет определяться под PMRA, у нее будет некоторая защита в законе против несанкционированного подводного плавания и вмешательства. Тем временем, много людей выразили беспокойство, который E18 - легкая цель для того, чтобы ограбить. Нет никакого свидетельства, что это имело место, но поскольку авария находится в относительно мелкой воде - 50 или 60 метров - и была предметом значительного интереса СМИ, это - реальная возможность. Авария хорошо сохранена и будет замечена как чрезвычайно привлекательная цель; возможности того, чтобы быть способным удалить пункты высокой ценности очень хороши. Поскольку зима теперь закончена, и ныряющие условия улучшаются, потребность получить официальную защиту для аварии становится более срочной. E18 и ее роль в Балтийской кампании и ключевых событиях, случающихся в британской, российской и эстонской истории тогда, означают, что E18 имеет большое историческое значение; она также уникальна как сохранившийся пример подводной лодки Первой Мировой войны. Я не сомневаюсь, что по всем этим причинам, E18 будет определяться как Морская Военная Могила как можно скорее. Тем временем, она нуждается в любой защите, может быть предложен британскими и эстонскими властями. Я уверен, что теперь и в будущем, они сделают все, что они могут, чтобы следить за участком и удержать любое несанкционированное подводное плавание. Поиск членов семей Поиск все еще включен для других семей, связанных с командой и благодаря Морским Новостям, Plymouth Herald, Портсмутским Новостям, и rusnavy.com, была некоторая гласность об этом. В результате части в Портсмутских Новостях находился на связи Дерек Вайт. Бабушка Дерека была вдовой Томаса Гуеста, прежде, чем она вышла замуж за дедушку Дерека. Интересно, Дерек воздействовал на восстановление трех минных тральщиков Sandown-класса Королевского флота прежде, чем они присоединились к эстонскому Флоту в Таллинне в 2007 - это - маленький мир. Пока мы знаем семьи 6 из 33 - Colson, Guest, Halahan, Landale, Powell, and Ruaux; и 2 других, которые не были на борту, когда E18 была потеряна - Phillips AC, and Robinson. Это было бы очень хорошим найти других - даже если не как раз к этой поездке, то по крайней мере сообщить им о мемориале и где мы теперь. Пожалуйста сообщите мне, если Вы хотели бы помочь и "принять" члена команды, чтобы сделать его Вашим личным семейным проектом поиска; Полный список команды следующий - Chief Petty Officer Edwin Albert Taylor Bagg Leading Seaman William George Bass Petty Officer Frederick Clack Sub-Lieutenant Douglas Nowell Colson DSC RNR Stoker 1st Class Percy Duffield Leading Telegraphist Clement Harry Edwards Stoker 1st Class Ernest Alfred Fox Engine Room Artificer 2nd Class Maurice Harold Fuller Telegraphist George Gaby Engine Room Artificer RNR James Kerr Galloway Able Seaman Cyril Francis Godward Leading Stoker Thomas Edwin Guest Lieutenant-Commander Robert Crosby Halahan RN Stoker 1st Class Albert George Hall Leading Stoker Herbert Thomas Harris Engine Room Artificer 3rd Class Charles William Holland Stoker 1st Class Charles Hunt Lieutenant Walter Luke Landale RN Able Seaman Frank Ladbrooke Maddox Chief Telegraphist Fyodor Nikolaevich Markovsky Stoker 1st Class Percy James Peter Nye Signalman Ivan Yefimovich Pantyukhov Leading Stoker James Reuben Percy Leading Stoker Arthur Percy Phillips Lieutenant Vasiliy Mikhailovich Polykarpov Able Seaman William George Powell Able Seaman Horace Edward Pritchett Leading Seaman Ernest William Ruaux Chief Stoker Samuel Arthur Sheppard Engine Room Artificer 1st Class William Chadwick Spencer Petty Officer Charles William Turall Able Seaman Sydney Augustus Welsh Leading Seaman Frederick White Rest In Peace. Спасибо всем, кто принимает участие в этом - Все спасибо за ваш интерес,поддержку и участие: Пожалуйста отправьте эту электронную почту любому не названному, кому может быть интересно. Если они войдут в контакт, то я добавлю их к реестру рассылки документов для следующего выпуска. Robert Davenport robertdavenport@btinternet.com " Все, кто имеет отношение к этой истории, кому это интересно могут связаться с Клубом подводников в СПб или непосредственно с Робертом Девенпортом.

АВЩ: ...враг будет разбит... "Есть место им в полях России Среди нечуждых им гробов". А. Пушкинъ, 1831г. [/url с уважением, АВЩ

Азов: АВЩ пишет: "Есть место им в полях России Это где ж такие поля?

АВЩ: Азов пишет: АВЩ пишет Игорь, я цитирую... Азов пишет: Это где ж дык, места надо знать... я ж не спрашиваю где ты бычков ловиш? с уважением, АВЩ

Азов: АВЩ пишет: Игорь, я цитирую... помню.. там ещё про "озлобленых сынов"...))) АВЩ пишет: дык, места надо знать... ясно..."из леса вестимо"...)))

АВЩ: "U-995", VII с. г Лабое (Laboe) Германия с уважением, АВЩ

Азов: АВЩ пишет: "U-995", VII с. г Лабое (Laboe) Германия Кайзеровский "Гебен" значит слабО было выкупить, типа "пропаганда милитаризЬма"... А нацистский У-боот уже значит ностальгию по "коричневой чуме" не возбуждает...)))))

АВЩ: Азов пишет: А нацистский У-боот уже значит ностальгию по "коричневой чуме" не возбуждает... дык, ...сынов же озлобить ... надо а "Гебен" здесь уже не катит с уважением, АВЩ

Азов: АВЩ пишет: ык, ...сынов же озлобить ... надо а "Гебен" здесь уже не катит Да нуу..)))рядышком бы их поставить... злобА ужо бы "вскипала как волна...")))

АВЩ: и немаки уже не те... и мы - увы! -тоже это всё, что осталось от "Гебена" с уважением, АВЩ

Азов: АВЩ пишет: и немаки уже не те... и мы - увы! -тоже "Где Илья твой и где твой Добрыня?" "Где твой Зигфрид и где твой Вотан?")))) АВЩ пишет: это всё, что осталось от "Гебена" "Маловато будет" конечно для...озлобления....))) и возбуждения ...тож...))

Сумрак: Коллеги, я уже писал ранее где-то на "железном", что это байка о том, что Турция якобы предлагала Германии выкупить "Гебен". На самом деле это была частная инициатива одного немецкого гражданина, к которой турки отнеслись весьма прохладно, да и дальше разговоров там дело не пошло, так как деньги предполагалось собрать по подписке.

Юрген: Азов пишет: Гебен" значит слабО было выкупить Дойчи утверждают, что они очень даже пытались, но турки отказались категорически... Как мне наладят ИНТ сброшу страничку, пока в "обесфоченном" состоянии уже неделю... В 1963 г. правительство ФРГ обращалось с просьбой продать крейсер для использования в качестве музея (решение вопроса затянулось до 1969 г.), но в 1969 г. получило отказ. С уважением Ю.

АВЩ: с уважением, АВЩ

Юрген: Из недавней истории... http://oko-planet.su/politik/politwar/32449-kak-oni-yeto-delayut-kak-rezali-avianosec.html

АВЩ: Выступление по радио В. М. Молотова 22 июня 1941 г. http://www.sovmusic.ru/download.php?fname=molotov1 http://www.pobeda-info.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=10110 Первоначальный текст выступления В. М. Молотова Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковав нашу границу во многих местах и подвергнув бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской стороны и со стороны Финляндии. Это неслыханное нападение на нашу страну, несмотря на наличие договора о ненападении между СССР и Германией, является беспримерным в истории цивилизованных народов. Вся ответственность за это нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германское фашистское правительство. Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 час. 30 минут утра сделал заявление мне, как народному комиссару иностранных дел, от имени своего правительства, что Германское правительство якобы было вынуждено принять военные контрмеры в связи с концентрацией вооруженных сил Красной Армии у восточной германской границы. В ответ на это мною от имени Советского правительства было заявлено, что до последней минуты Германское правительство не предъявляло никаких претензий к Советскому правительству и что Германией совершено нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной. По поручению Правительства Советского Союза я должен заявить, что ни в одном пункте наши войска и наша авиация не допустили нарушения границы и поэтому сделанное сегодня утром заявление румынского радио, что якобы советская авиация обстреляла румынские аэродромы, является сплошной ложью и провокацией. Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан приказ нашим войскам отбить нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины. Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наша доблестная армия и флот и смелые соколы советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом и нанесут сокрушительный удар по врагу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами! ...Сегодня - 22 июня... с уважением, АВЩ

Азов: АВЩ пишет: Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами! ...Сегодня - 22 июня... И всё таки МЫ победили!

Юрген: АВЩ пишет: Наше дело правое И вдуг о том, что начилась война, Сказал нам Молотов в своей известной речи... (В.С. Высоцкий) С уважением Ю.

АВЩ: Азов пишет: И всё таки МЫ победили! без сомнения и начиналась Победа летом 1941г. http://lj.rossia.org/users/kenigtiger/957410.html http://www.webpark.ru/comment/51226 http://www.liveinternet.ru/users/abakay/post101813555/ http://strana-chudes.net/ и т.д. и т.п. и пр. "Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их, охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся - да, ибо бывают времена, когда молятся все, - о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры. Я вижу десятки тысяч русских деревень, где средства к существованию с таким трудом вырываются у земли, но где существуют исконные человеческие радости, где смеются девушки и играют дети. Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи. Я вижу в небе германские бомбардировщики и истребители с еще незажившими рубцами от ран, нанесенных им англичанами, радующиеся тому, что они нашли, как им кажется, более легкую и верную добычу. За всем этим шумом и громом я вижу кучку злодеев, которые планируют, организуют и навлекают на человечество эту лавину бедствий..." (с) премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, 22 июня 1941 года , 23:00 по Гринвичу Вместо послесловия Когда фельдмаршала Б. Монтгомери попросили составить список военных ошибок, которых следует избегать, под номером один он написал: "Вторжение в Россию. Это всегда неудачная мысль". с уважением, АВЩ

АВЩ: Когда фельдмаршала Б. Монтгомери попросили составить список военных ошибок, которых следует избегать, под номером один он написал: "Вторжение в Россию. Это всегда неудачная мысль". с уважением, АВЩ

АВЩ: грядёт очередной "момент истины" Медведев и Меркель одобрили создание совместного учебника по истории подробности тут http://mama.ru/static/view/id/737 интересно, будет ли в этом учебнике это? Фото вверху сделано 2 октября 1941 г. в районе Брянска. Компания немцев снялась на память на фоне школьной доски, где мелом написано: "Der Russe muss sterben, damit Wir leben".- русские должны умереть, чтобы мы жили. Коротко и ясно. и это? «Я ВИДЕЛ…» ЮРА КАРПОВИЧ – 8 ЛЕТ Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…. Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз… Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: «Юде!..» Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь… Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист… и вот это? http://dpni.su/forum/showthread.php?t=609 а ещё вот это? МЫ победили, и потому вы, немцы, ещё живы... ... с уважением, АВЩ

Азов: АВЩ пишет: Медведев и Меркель одобрили создание совместного учебника по истории Кто старое помянет тому глаз вон АВЩ пишет: "Der Russe muss sterben, damit Wir leben".- русские должны умереть, чтобы мы жили. Коротко и ясно. А кто забудет тому ОБА

АВЩ: Азов пишет: Кто старое помянет тому глаз вон согласен..., ... но только - на левый с уважением, АВЩ

АВЩ: "U-2540" (ЕМНИП, тип XXI) в музее немецкого флота в Бремерхафене. затоплена 4 мая 1945 года у Фленсбургского маяка. Поднята в 1957 году, с 1960 года - исследовательское судно "Вильгельм Бауэр". С 1984 - на вечной стоянке. ... с уважением, АВЩ

АВЩ: Экипаж пл "Курск", поотсечно и с фото http://www.soldat.ru/memories/kursk/ 12.08. прошло 10 лет Вечная память с уважением, АВЩ

IgorVB: АВЩ пишет: Уважаемые форумчане, есть ли у кого список экипажа? "С-2" В БАЗУ НЕ ВЕРНУЛАСЬ..." Сборник "Тайны подводной войны" №6 Первой боевой потерей подводных сил Советского ВМФ в период Второй Мировой войны стала гибель подводной лодки С-2. В соответствующим разделе нашей публикации "Мартиролог погибших русских и советских подводных лодок 1904-1991" ("Тайны подводной войны-5", Львов, 1999, с. 10) об этом говориться следующее: "С-2 ... -03.01.1940 после 04.20 погибла в проливе Сёдра-Кваркен (Южный Кваркен) в 1 миле восточнее острова Меркет на мине финского минного загра¬дителя " Лоухи" ...". Этот вывод был сделан коллективом наших постоян¬ных авторов на основании сопоставления советских, финских и шведс¬ких документальных данных через шесть десятилетий после гибели "С-2". В связи с эти мы посчитали, что для наших читателей определённый интерес представит точка зрения советской стороны, сформулирован¬ная, что называется "по горячим следам", всего через месяц после произошедшего, и поэтому публикуем сегодня доклад-заключение Военного Совета Краснознамённого Балтийского флота о гибели этой "эски". Текст документа печатается нами в строгом соответствии с микрофильмом, сделанным с машинописной копии оригинала документа, хранящимся ныне в Российском государственном архиве военно-морского флота (РГА ВМФ) в Санкт-Петербурге, в фонде р-92 "Штаб Краснознамённого Балтийского флота". Публикуемый нами сегодня документ выделен в отдельное архивное дело N9583 (объёмом 8листов) под названием "Доклад Военного Совета наркому ВМФ о гибели подводной лодки "С-2" во время военных действий и список личного состава лодки на 1 января 1940 г." (ранее - дело № 181 Исторической Комиссии ВМФ "Доклад Военного Совета Народному Комиссару ВМФ о гибели п/л "С-2" во время военных действий с белофиннами"). Оригинал данного доклада, обозначенный номером" ВС /18 сс", был напечатан на бланке Военного Совета Краснознамённого Балтийского флота в Главной базе КБФ Таллине, датирован 3 февраля 1940 года и имеет гриф "Сов. секретно". Документ к публикации на страницах "Тайн подводной войны" подготовил в июле 1998 года один из постоянных наших авторов, К.Б. Стрельбицкий. "Народному Комиссару Военно-Морского Флота СССР Флагману Флота 2 ранга т. Кузнецову Доклад 01.01.40 в 18 часов подводная лодка "С-2" 13 дивизиона 1 БПЛ КБФ [1-й бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота] под проводкой буксира во льду вышла из порта Лиепая для следования на боевую позицию в Ботнический залив. Заданием срок пребывания ПЛ "С-2" на позиции определялся в 18 суток, т.е. до 18.01.40. До сегодняшнего дня ПЛ "С-2" в базу не вернулась. Уверенная связь с ней (по радио) была в последний раз 03.01.40. Учитывая все обстоятельства, можно предположить, что ПЛ "С-2" погибла. Обстоятельства, предшествовавшие выходу ПЛ "С-2" на позицию в Ботнический залив: Подводная лодка "С-2" заложена 31 декабря 1934 г. на заводе им. С. Орджоникидзе в гор. Ленинград. Вступила в строй 23 сентября 1936 года. Тактические и кораблестроительные данные ПЛ "С-2"[:] Длина наибольшая 77,75 м., ширина наибольшая 6,4 м., осадка 4,4 м. Водоизмещение 828/1362 тонн. Два дизеля по 2000 л.с. для надводного хода и два электромотора по 550 л.с. для подводного хода. Наибольшая скорость 20/9 узлов, район плавания экономическим ходом 9560/148 миль. Автономность 50 суток, предположительно/е/ пребывание под водой 72 часа. Вооружен/а/ 6-ю торпедными аппаратами 533,3 м/м. С запасом торпед 12 шт. Артиллерийское вооружение - 1 орудие 100 м/м., 1 орудие 45 мм. Средства связи: а) Передатчик; "Окунь", "Щука" б) приёмник "Дозор", "Метель" в) гидрофон - т.п. "Марс" [имеется в виду шумопеленгаторная станция "Марс-12"] г) Топас-7 [имеется в виду приёмопередатчик автоматических аварийных сигналов "Топаз-7"]. Боевая подготовка до начала боевых действий. Боевую подготовку, по КПЛ [Курсу боевой подготовки подводных лодок], ПЛ "С-2" проходила нормально, т.е. последовательно, имея по отработанным задачам хорошие и отличные оценки. В июне месяце 1938 года ПЛ "С-2" приказом по КБФ была переведена в 1-ю линию, командовал подлодкой капитан-лейтенант [Иван Алексее¬вич] Мороз. В течение летних кампаний 1938 и 1939 г.г. ПЛ "С-2" неоднократно несла дозорную службу на позициях в Финском заливе и [в] северной части Балтийского моря. Осенью 1939 года, ещё до начала военных действий, ПЛ "С-2", в соста¬ве своего дивизиона была перебазирована для отработки дальнейшего плана БП [боевой подготовки] на порт Таллин. Боевая деятельность. С началом военных действий ПЛ "С-2" 29.11.39 была выслана в севе¬ро-западную часть Балтийского моря с задачами: действий по призовому праву на коммуникациях противника и наблюдения за действиями шведского флота. 06.12.39 ПЛ, приказанием ВС КБФ [Военного Совета Краснознамённого Балтийского флота], была отозвана в порт Лиепая - её позицию (№16) ГМШ РКВМФ [Главный Морской Штаб Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота] упразднил. Следование на позицию. В свой второй боевой поход ПЛ "С-2" вышла из порта Лиепая [в] 18.00 01.01.40 (ветер норд-ост 7 баллов, море 6 баллов, видимость 60-70 каб., температура -12°С). ПЛ была поставлена задача - прорыв в Ботнический залив и действия на коммуникациях противника. Район крейсерства ограничивался северным и южным Кваркеном, вне зоны блокады. Не нарушая тервод [территориальных вод]Швеции. Срок пребывания в крейсерстве устанавливался до 18.01.40. Командовал ПЛ - Капитан-Лейтенант т. Соколов Иван Александрович, назначенный на корабль не задолго до похода. До назначения на ПЛ "С-2" Капитан-Лейтенант Соколов командовал ПЛ "Щ-304" (около 3-х лет) и ПЛ "С-8" (около года). Тов. Соколов был грамотным и достаточно опытным командиром-подводником. В данный (для него первый) боевой поход, капитан-лейтенант Соко¬лов шёл при обеспечении Командиром 13 ДПЛ [13-го дивизиона подводных лодок] - Капитаном 3 ранга т. Тутышкиным Гаврилой Николаевичем, так же достаточно опытным подводником. Остальной личный состав подводной лодки, будучи стабильным, всей системой предыдущей боевой подготовки и походом к выполнению настоящей боевой задачи, был также хорошо подготовлен. Перед выходом в море Командир ПЛ "С-2" получил приказание от Командира 1 БПЛ [1-й бригады подводных лодок капитана 1 ранга К.М. Кузнецова] - "Кваркен форсировать только по получении приказания, на период ожидания использовать позицию № 7. С проходом Кваркена. Дать по радио условный сигнал "Прошёл". С 01 по 03 Января с.г. двухсторонняя радиосвязь ПЛ "С-2" с ПБ [плавучей базой] "Полярная Звезда" и ПБ "Смольный" была нормальной - ПЛ следовала на позицию № 7 (у входа в южный Кваркен). В 00 ч. 40 м. 3 Января Командир 1 Бригады ПЛПЛ получил запрос по радио - "Свободна ли позиция № 7[?] - К-р[командир] ПЛ "С-2". В 01 ч. 25 м. Зам. Комфлота [Заместитель Командующего Красно¬знамённым Балтийским флотом капитан 1 ранга В.А. Алафузов] дал приказание Командиру ПЛ "С-2": "Форсировать Кваркен". На полученное приказание К-р [командир] ПЛ в 04 ч.20 м. 03.01.40 дал квитанцию. На этом связь с ПЛ "С-2" прекратилась и ни на какие запросы ПЛ не отвечала. Меры, принятые к розыску ПЛ "С-2" В дальнейшем, допуская, что у ПЛ "С-2" мог выйти из строя коротковолновый радиопередатчик, а дальности длинноволнового передатчика не хватает - на ПЛ ежесуточно (ночью) с 3 по 29 января включительно полной мощностью радиостанций Кронштадт и Ленинградской РВ-53, давались запросы "Покажите место и свои действия", но ответных радиограмм от ПЛ "С-2" никто не принимал. За этот период времени отдельные корабли (ПБ "Смольный" и ЛД [лидер эскадренных миноносцев] "Минск") слышали слабую работу радио¬станций на варианте волн, отведённых для подводных лодок 1 БПЛ [1-й бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота]. Так, в 01 ч. 09 м. 14.01.40 ПБ "Смольный" - принял позывные ПЛ "С-2", текст не принят из-за плохой слышимости. В 12 ч. 00 м. этого же дня, вновь были приняты позывные ПЛ "С-2", текст опять не приняли из-за плохой слышимости. В 13 ч. 14 м. этого же дня, снова были приняты позывные ПЛ "С-2", подписной номер 13.00, знак окончания работы по переговорной табли¬це радиста. Текст не принят. 21.01.40 ЛД "Минск". Вышедший в сев[ерную] часть Балтийского моря (на параллели о[стро]ва Даго) для встречи с ПЛ "С-1", возвращавшейся в базу[,] и слушавший на варианте волн для ПЛ ПЛ 1 [-й] Бригады - донёс в 02.41 "Слышу ПЛ "С-2", связи не имею". На этот раз Военным Советом КБФ Командиру ЛД "Минск" было дано приказание: "Продолжаете ли слышать ПЛ "С-2", по возможности вступи¬те с ней в связь". Несмотря на ряд предпринятых на лидере попыток, связи с ПЛ "С-2" ему установить не удалось. В 15 ч. 41 м. ЛД "Минск" было приказано: "С темнотой перейти к маяку Флейтиан, не заходя [в] ледяное поле, для установления связи с ПЛ "С-2". Всё полученное от подлодки репето¬вать Начальнику Штаба КБФ [капитану 1 ранга Ю.А. Пантелееву]". В течение 2-х суток (до 8 ч. 23.01.40) ЛД "Минск" выполнял получен¬ное приказание, но связи не было. Как дополнительное мероприятие, способствовавшее отысканию ПЛ "С-2", было приказано всем ПЛПЛ ("С-1" и "Щ-311"), находившимся в Ботническом заливе "вызывать ПЛ "С-2" и вступить в ней связь на длинных волнах". Кроме указанных мероприятий: а) Самолёты 10 АБ [10-й авиационной бригады Военно-Воздушных Сил Краснознамённого Балтийского флота] неоднократно просматри¬вали район, предназначенный для крейсерства ПЛ "С-2" и особенно Южный Кваркен. Самолётами ПЛ обнаружена не была; б) разведотделу КБФ была поставлена задача - выяснить все имеемые сведения у противника, и из других иностранных источников. О ПЛ "С-2" до сих пор каких-либо конкретных данных не поступало. Выводы: 1. Для подводных лодок, следующих в Ботнический залив, наиболее сложным участком перехода является пролив Южный Кваркен: а) навигационные трудности: район мало изучен, лоции отсутствуют, карты не отвечают требованиям кораблевождения, течения не изучены, штатное ограждение снято, маяки потушены; б) противодействие противника. По шведским данным Южный Кваркен минирован. (Указание подтвер¬ждается донесением К-ра ПЛ "Щ-319" [командира подводной лодки Щ-319 капитан-лейтенанта Н. С. Агашина], который при форсировании про¬лива у м[ая]ка Маркет слышал характерное шуршание минрепа о борт подлодки. По донесениям всех командиров ПЛПЛ, форсировавших Квар¬кен, район охраняется военными кораблями - СКА [сторожевыми катерами], миноносцами и авиацией). Кроме указанного, Командиры ПЛ "С-1" и "Щ-311" [капитан-лейтенанты А.В. Трипольский и Ф.Г. Вершинин соответственно] доносили, что при форсировании Кваркена, ими с помощью шумопеленгатора обнаруживалась неизвестная подводная лодка в подводном положении. Наших ПЛПЛ в это время в проливе не было. 2. Нормальная двухсторонняя связь с ПЛ "С-2" потеряна с 4 час. 20 мин. 3 января с.г. Дальнейшая связь под очень большим сомнением, прямого подтверждения, даже в наличии односторонней связи, нет. 3. Лодка о проходе Кваркена не донесла, видимо затонула ещё в Кваркене или на подходах к нему. 4. Лодки, как правило, форсировали Кваркен только днём в подводном состоянии. Таким образом, встреча с финской ПЛ мало вероятна. 5. Навигационная авария мало вероятна, ибо командир успел бы о себе дать аварийный сигнал. 6. Таким образом, наиболее вероятной причиной катастрофы с ПЛ можно предположить - был подрыв на мине. На минном же поле лодка ПЛ "С-2" могла оказаться в результате неточного пути исчисления [путесчисления], или вследствие неизученных глубинных течений. Не исключена возможность, что благодаря наличию большого количества постов наблюдения на Аландских островах, катастрофа с ПЛ "С-2" могла стать известной противнику. Вследствие этого, возможно, что ряд действующих документов попал в руки противника, главным образом документы по связи. Примечания: Список личного состава ПЛ "С-2", на 4-х листах и 3 фото¬карточки ПЛ (фото только к экз. № 1). Командующий КБФ Член Воен[ного] Совета КБФ Флагман 1 ранга: (Трибуц) Дивизионный Комиссар: (Яковенко) Верно: за Управделами B.C. [Управляющего делами Военного Совета КБФ Майор: (Олейник)" В оригинале документа упомянутый выше список погибших на борту С-2 был дан в виде громоздкой таблицы. Ниже мы предлагаем вашему вниманию все содержащиеся в ней данные в изложении с уточнениями, сделанными с использованием данных других документов, хранящихся в фондах РГА ВМФ (Фонд р-92, опись 24, дело 494, листы 18 - 19, 28 - 30, 50 - 53, 113, 129; Там же, опись 25, дело 14, лист 14), где для каждого погибшего указана одинаковая причина гибели - "не вер¬нулся с боевого задания в р-не Кварино": Подводники, погибшие 3 января 1940 года на борту "С-2": 1. Тутышкин Гавриил (по другим данным - Гаврил или Гаврила) Нико¬лаевич - капитан 3 ранга, командир 13-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, обеспечивающий командира "С-2" (год рождения - 1905, национальность - русский, происхождение - из рабочих, партийность - член ВКП(б), образование - высшее, год призыва на флот - 1922, семейное положение - женат, адрес семьи - Ленинград, Лесной проспект, дом 61, квартира 42). 2. Колесников Василий Кириллович - старший лейтенант, флагманский штурман 1-й бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского фло¬та, обеспечивающий штурмана "С-2" (1913 г., украинец, из рабочих, член ВКП (б), среднее, призван в 1933 г. из Веселовского района Днепропетровс¬кой области УССР, женат, г. Кронштадт, ул. Аммермана, д. 15/10, кв. 11). 3. Соколов Иван Александрович - капитан-лейтенант, командир под¬водной лодки "С-2" (1899 г., русский, из служащих, беспартийный, среднее, призван в 1933 г. из села Кропоткино Тутаевского района Ярославс¬кой области РСФСР, женат, г. Ленинград, Сапёрный пер., д.11, кв.10). 4. Затеев Николай Васильевич - старший политрук, военный комиссар подводной лодки "С-2" (1905 г., русский, из рабочих, член ВКП (б), сред¬нее, призван в 1927 г. из деревни Кренево Буйского района Ярославской области РСФСР, женат, г. Ленинград, пр. Добролюбова, д.7, кв.2). 5. Замятин Фёдор (по другим данным - Пётр) Максимович - старший лейтенант, помощник командира подводной лодки "С-2" (1909 г., русский, из рабочих, член ВКП (б), высшее, призван в 1931 г. с завода име¬ни Жданова [?] Богородицкого района Горьковской области РСФСР, женат, г. Горький, ул. Фигнера, д.42). 6. Писулин Александр Васильевич - военинженер 3 ранга, командир 5-й (электромеханической) боевой части подводной лодки "С-2" (1909 г., русский, из рабочих, член ВКП(б), высшее, призван в 1931 г. из деревни Русаниха Воскресенского района Горьковской области РСФСР, женат, г. Ораниенбаум, Красная слобода, д.2, кв. 5). 7. Преловский Павел Васильевич - лейтенант, командир 1-й (штурманской) боевой части подводной лодки "С-2" (1906 г., русский, из рабо¬чих, член ВКП (б), среднее, призван в 1928 г. из деревни Губино Котласского района Архангельской области РСФСР; женат, г. Кронштадт, ул. Сургина, д.8, кв.2). 8. Евплашой (по другим данным - Евплашёв) Пётр Степанович - лейтенант, командир 2-й (минно-торпедной) боевой части "С-2" (1911 г., русский, из рабочих, кандидат в члены ВКП(б), высшее, призван в 1932 г. из деревни Давылово [Давыдово?] Касимовского района Рязанской области РСФСР, женат, г. Кронштадт, ул. Урицкого, д.2, кв. 11). 9. Голофаст Николай Петрович - воентехник 1 ранга, командир группы движения 5-й боевой части подводной лодки "С-2" (1915г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, высшее, призван в 1934 г. со станции Синельниково Днепропетровской области УССР (ул.Амбарная, д.З), женат, г. Ленинг¬рад, пр. 25 Октября, д. 136, кв. 129). 10. Щербаков Иван Константинович - военфельдшер, лекарский по¬мощник подводной лодки "Л-1", командированный на "С-2" (1910г., рус¬ский, из служащих, член ВЛКСМ, среднее, призван в 1939 г. из деревни Волынье (п/о Барышевское) Опечинского района Ленинградской области РСФСР, женат). 11. Васильев Павел Васильевич - старшина рулевых (1912г., русский, из рабочих, член ВКП (б), 7 классов, призван в 1934 г. из Вышнего Волочка Калининской области РСФСР, женат, адрес жены - Калининская область, г. Вышний Волочок, д.277 [так в документе]). 12. Голда Григорий Степанович - старшина торпедистов (1913г., русский, из рабочих, беспартийный, - 4 класса, призван в 1936 г. из деревни Носовка Петровского района Таганрогской области РСФСР, холост). 13. Кистэ Василий Васильевич - старшина электриков (1913 г., белорус, из рабочих, беспартийный, 5 классов, призван в 1936 г. из села Улин(о?) Калининской области РСФСР, женат, г. Ленинград, ул. Жукова, д.8, кв.19). 14. Ломакин Владимир Дмитриевич - старшина мотористов (1913г., русский, из рабочих, кандидат в члены ВКП(б), 5 классов, призван в 1936 г. из села Чумуево станицы Дивов [так в документе], женат, г. Ленинград, ул.Теряева, д. 10, кв.2). 15. Фёдоров Иван Лукич - старшина трюмных специалистов (1912 г., русский, из рабочих, беспартийный, 5 классов, призван в 1935 г. из деревни Бели [?] Старицкого района Калининской области РСФСР, женат, г. Ле¬нинград, ул. Б.Зеленина, д.9, кв.5). 16. Бершадский (по другим данным - Вершадский или Верштадский) Михаил Григорьевич -командир отделения электриков (1915 г., еврей, из рабочих , член ВЛКСМ, ФЗУ, призван в 1937 г. из Прилук Полтавской об¬ласти УССР, холост, адрес родных - г. Житомир, ул. К. Маркса, д. 12. кв.3). 17. Веселков Алексей Николаевич - командир отделения трюмных. (1913 г., русский, из рабочих, кандидат в члены ВКП (б), 7классов, призван в 1936 г. из деревни Новинки Котласского района Архангельской области РСФСР, холост). 18. Завьялов Михаил Павлович - командир отделения ШПС (1914 г., русский, из рабочих, кандидат в члены ВКП (б), 7 классов, призван в 1938 г. из деревни Нахабино Истринского района Московского области, холост). 19. Крайнов Аркадий Павлович - командир отделения комендоров (1914 г., русский, из рабочих, беспартийный, 4 класса, 1937 г., женат, Ивановская область, Вичужский район, деревня Кучево). 20. Саленко Василий Семенович - командир отделения штурманских электриков (1914 г., русский, из служащих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1937 г., из города Белгорода, ул. 3-го Интернационала, д.3, холост). 21. Самин Иван Васильевич - командир отделения радистов (1915 г., русский, из рабочих, кандидат в члены ВКП (б), 7 классов, 1937 г., из дерев¬ни Ермонино Ставровского сельсовета Ивановской области, холост, ад¬рес родных - Старый Ундол, посёлок Лакина, ул. 17-го Партсъезда, д. 13, кв.7). 22. Тиин Иван Ильич - командир отделения торпедистов (1913г., рус¬ский, из рабочих, беспартийный, ФЗУ, 1936 г., из деревни Усланка Подпорожского района Ленинградской области, холост). 23. Тимощенко (по другим данным - Тимошенко) Яков Иванович -командир отделения мотористов (1912 г., украинец, из колхозников, кан¬дидат в члены ВКП(б), 5 классов, 1936 г., из села Покровск(ое?) станицы Никлиновка Таганрогского района Ростовской области, холост). 24. Трофимов Константин Арсентьевич - командир отделения рулевых (1913г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 6 классов, 1936 г., из Ивановской области, г. Гусь-Хрустальный, казарма №3 [так в документе], кв. 2, холост, адрес родных - Москва, Коптевские выселки, д. 37, кв.19). 25. Ашурков Сергей Емельянович - краснофлотец, электрик (1918г., русский, из рабочих, беспартийный, 8 классов, 1939 г., из деревни Коминино Тульской области, холост). 26. Базаров (по другим данным - Назаров) Григорий Тимофеевич -краснофлотец, моторист(1915 г., русский, из рабочих, кандидате члены ВКП(б), ФЗУ, 1937 г., из села Акинино Веневского района Тульской обла¬сти, холост, адрес родных - Москва, Казанский пер., д.2/3, кв.3). 27. Бондаренко Михаил Михайлович - краснофлотец, рулевой (1917 г., украинец, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1939 г., из г.Кременчуг, Ленинская ул., д.79/2, кв.3, холост, адрес родных - г.Никополь, Долгаевская школа № 2). 28. Бондарь Иван Тарасович - краснофлотец, моторист (1917 г., ук¬раинец, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1938 г., из деревни Зелена Дубрава Ольшавского района Киевской области, холост, адрес родных - г. Одесса, ул.Иванова, д.12, кв.5). 29. Борисов Борис Александрович - краснофлотец, радист (1917 г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 7классов, 1938г., из г. Калинин, Ленин¬градская ул., д.34, кв.2, холост). 30. Видоренко Назар Ефимович - краснофлотец, строевой (1917 г., ук¬раинец, из рабочих, беспартийный, 4 класса, 1938 г., из деревни Повославянка станицы Маковая Маковского района Днепровской области, женат). 31. Гарин Павел Васильевич - краснофлотец, трюмный (1918г., рус¬ский, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1939 г., из деревни Шутово Пасминского района Ленинградской области, холост). 32. Гридасов Александр Константинович - краснофлотец, электрик (1917 г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1938 г., из села Кочетка Токаревского района Тамбовской области, холост, адрес родных - Московская обл., станция Балашиха, 1-я гостиница, к. 185). 33. Евдокимов Николай Иванович - краснофлотец, ученик электрика (1921 г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1939 г., с разъезда Никольский Рязанско-Уральской железной дороги (Саратовская область), холост). 34. Ефимов Михаил Ефимович - краснофлотец, моторист (1918 г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 7классов, 1939г., из деревни Спорни-ца Славковского района Ленинградской области, холост, адрес родных - г. Ленинград, Морской пр., д.30, кв.6). 35. Жохов Александр Гаврилович - краснофлотец, рулевой (1916г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1938 г., из села Крутое Кологривского района Горьковской области, холост). 36. Зюзько Анатолий Михайлович - краснофлотец, моторист (1916 г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1938 г., из г. Ейск, Одес¬ская ул., д.31, кв.З, холост). 37. Иваненко Василий Михайлович - краснофлотец, электрик ОТЦ (1915 г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 6 классов, 1937 г., из села Кишлев(о?) Старо-Крымского района Крымской АССР, холост). 38. Иванов Борис Иванович - краснофлотец, ученик моториста (1919 г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1939 г., из г. Пугачёв Саратовской обл., Хрущёвская ул., д. 185, холост). 39. Кикулов Иван Евдокимович - краснофлотец, трюмный (1917 г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 8 классов, 1938, из посёлка Имени 8-го Марта г. Дидальцево Сталинской обл., ул. Чапаева, д. 17, холост). 40. Киркин Николай Фёдорович (по другим данным - Феофанович) - краснофлотец, рулевой (1916г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 4 клас¬са, 1938 г., из села 2-е Богородское Броловского района Тамбовской об¬ласти, холост, адрес родных -г. Мичурин, Набережная ул., д.55). 41. Коченков Александр Арсентьевич - краснофлотец, радист (1916 г., русский, из служащих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1938 г., из деревни Подселица Ярцевского района Смоленской области, холост, адрес родных -Смоленская обл., г.Ярцево, Полевая ул., д.9). 42. Кузьмин Василий Филиппович - краснофлотец, моторист (1918 г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1939г., из деревни Глухо-во Старицкого района Калининской области, холост). 43. Машинисток (по другим данным - Машинистов) Фёдор Григорье¬вич (по другим данным - Георгиевич) - краснофлотец, кок (1915 г., рус¬ский, из рабочих, беспартийный, 4 класса, 1937 г., из деревни Новая Ладога Волховского района Ленинградкой области, холост). 44. Медведев Иван Васильевич - краснофлотец, рулевой (1915г., рус¬ский, из колхозников, член ВЛКСМ, 3 класса, 1937 г., из села Айкино Больше-Березниковского района Мордовской АССР, холост). 45. Приставко Гавриил Петрович - краснофлотец, акустик (1915 г., украинец, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1937 г., из деревни Горицы Пагарского района Орловской области, женат, г. Москва, Управление пригородного хозяйства [так в документе]). 46. Рубанов Федор Максимович - краснофлотец, комендор (1917г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 5 классов, 1939 г., из деревни Малый Рей Монастырщинского района Смоленской области, холост, адрес род¬ных - г. Ленинград, ул. Войкова, д. 1 /6, кв.89). 47. Сазанов Михаил Матвеевич - краснофлотец, торпедист (1917г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 6 классов, 1939 г., из деревни Тельно Чагодинского района Вологодской области, холост). 48. Талахно Иван Филиппович - краснофлотец, торпедист (1917г., украинец, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1939 г., из села Глунск(ое?) Отдаленского района Харьковской области, женат, г. Киев, 3-я Дачная ул., д.9, кв.4). 49. Шумаков Владимир Максимович - краснофлотец, ученик электрика (1918 г., русский, из рабочих, член ВЛКСМ, 8 классов, 1939 г., из села Девичье Павлинского района Орловской области, холост, адрес родных - г. Ленинград, 4-я Советская ул., д.24, кв.19). 50. Яцура Григорий Ефимович - краснофлотец, ученик электрика (1918 г., украинец, из рабочих, член ВЛКСМ, 7 классов, 1939 г., из села Банкши Богичанского района Полтавской области, женат).

IgorVB: Уважаемый АВЩ, мы этой весной обнаружили остатки кормы бтщ "Минреп" в Феодосии. Я писал об этом в соседней ветке про Феодосийский порт. Не могли бы Вы по снимку определить - является ли данное устройство тралом? К сожалению видимость крайне низкая. Устройство напоминает раму в которой закреплены диски (катки). Их несколько штук валяется на дне рядом с кормой бтщ.

Vlad: Так немного лучше будет.

Vlad: Очевидно то, что вы наткнулись на траловую лебедку. См. рисунок, она отмечена кружками.



полная версия страницы