Форум » Новейшая история » Суда и люди космического флота » Ответить

Суда и люди космического флота

АВЩ: Возможно и на нашем форуме будут те, которые о Морском космическом флоте СССР узнают впервые. Его научно-исследовательские суда распроданы и отправлены в утиль, как почти вся космическая гордость нашей страны, и память о тех кто обеспечивал отечественную космонавтику в Мировом океане, постепенно стирается из памяти граждан "сувенирных государств" б. СССР. Целая эскадра экспедиционных судов АН СССР обеспечивала испытания ракет, участвовала в управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, контролировала старты космических аппаратов к Луне и планетам Солнечной системы. Начиная с первых шагов отечественной космонавтики и до развала Советского Союза, МКФ СССР не сорвал ни одного задания.

Ответов - 153, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Юрген: Посмотрите здесь http://digestweb.ru/14677-kak-unichtozhali-kosmicheskij-flot-sssr.html Сожалею если тому-то испортил настроение... Из недавнего прошлого... С уважением Ю.

АВЩ: Юрген пишет: Сожалею если тому-то испортил настроение... вот чего не хватает в статье, так это фамилий ВСЕХ тех, "благодаря" кому научно-исследовательские суда распроданы и отправлены в утиль, как почти вся космическая гордость нашей страны впрочем, фамилии "основоположников" памятны всем ... с уважением, АВЩ

EFK: В рамках НИР «Акватория» Из книги Покровского Б.А. «Я – «Заря» (М.: Машиностроение, 1985) 1959 г. … с кораблями дела обстояла труднее. У Министерства морского флота СССР каждое судно было на счету, а для создания морского измерительного комплекса на первых порах нужно было не менее четырех кораблей: три измерительных и один связной. Дело в том, что для определения с необходимой точностью параметров движения и места приводнения объекта измерения должны производиться не менее чем из трех удаленных друг от друга точек. А четвертый корабль предназначался для приема с космодрома и ретрансляции на измерительные суда сведений о подготовке и пуске ракеты, расчетном времени и месте завершения ее полета, а также для передачи соответствующей информации в институты и конструкторские бюро. Спутников связи, которые теперь выполняют такую работу, тогда еще не было. Наконец четыре корабля прибыли в Ленинград на завод. Здесь для них были приготовлены радиолокационные, гидроакустические, электрические станции, кинофототеодолиты, аппаратура связи и единого времени. Как только суда пришвартовались к заводским причалам, сразу закипела работа. Проектировщики и корабелы делали все, чтобы в сpок и как можно лучше выполнить необычный заказ: превратить скромные сухогрузы, недавно перевозившие уголь и руду, в корабли новейшей науки - первый в мире плавучий измерительный комплекс. Конструкторы приняли смелое решение: оставить от сухогрузов лишь корпус и ходовую часть, а всю компоновку уникальной техники спроектировать заново. День и ночь работали кораблестроители. Сутками не выходили с завода и исполнители «Акватории», осуществлявшие научное сопровождение проектирования и переоборудования судов. ….. Но вот сообщили о готовности судов к швартовым испытаниям. Вскоре они успешно завершились, и началась подготовка к ходовым. Для экономии времени с ними совместили самолетные облеты радиотехнических средств. Все испытания прошли удачно. С уважением,

EFK: И далее …. морякам предстояло решить ответственный и неотложный вопрос: каким путем вести флотилию к месту постоянной работы - на Тихий океан? Их было три. Один протяженностью свыше 23 тыс. км через Суэцкий канал, другой - 29,4 тыс. км вокруг Африки. Третий - в два с лишним раза короче предыдущего, но во много раз труднее его - Северный морской путь. Впервые его преодолел в течение одной навигации, без зимовки, советский пароход ледокольного типа «А. Сибиряков» в 1932 г. За прошедшие годы было немало сделано по освоению сурового морского пути. Построены и оборудованы порты, гидрометеопосты, аэродромы, создан ледокольный флот. На смену пароходам ледокольного типа 1930-40 гг. пришли мощные ледоколы - дизель-электроходы, а затем и атомоходы. Но по-прежнему сложна ледовая обстановка в арктических морях. Особенно крупные скопления тяжелых льдов не разрушаются даже в самое теплое время года. Обсудив все «за» и «против», моряки, несмотря на трудности северного варианта, решили остановиться на нем: ближе к родным берегам, а дома, как известно, и стены помогают, и куда короче, чем южными морями. К тому же Главсевморпуть обещал выделить ледоколы для научной флотилии и обеспечить авиационную разведку наиболее трудных участков трассы. В назначенный день и час флотилия покинула Неву. Вел корабли руководитель флотилии опытный моряк Ю.И. Максюта, удостоенный впоследствии Ленинской премии. Его заместителем по измерениям был сотрудник нашего НИИ В.А. Аврамов, знающий дело специалист, человек волевой и напористый. К сожалению, недолго пришлось поработать ему на море: помешало тяжелое заболевание. Экспедиции на судах возглавляли также сотрудники института: на «Сучане» - А.В. Лиманов, на «Сахалине» - Г.М. Карпушин, на «Сибири» - А.П. Бачурин, который вскоре возглавил испытательную работу флотилии. Замыкал караван корабль связи «Чукотка». Благополучно пройдя Балтийское, Северное, Норвежское и Баренцево моря, флотилия обогнула самый крупный полуостров Европы - Скандинавский - и с опережением графика прибыла в Мурманск. Здесь к ней присоединились остальные участники экспедиции. После непродолжительной, но обстоятельной проверки судов и научной аппаратуры, пополнения экспедиций всем необходимым и традиционных морских пожеланий «семи футов под килем» флотилия вышла из порта. Впереди - шесть морей, более 14 тыс. км пути, в том числе около 5 тыс. км - основной ледовой трассы. Отменно потрудились ледоколы, проводившие по ней научную флотилию, - «Капитан Воронин», «Капитан Мелехов» и другие. Впереди них на самолете Ли-2 вели ледовую разведку опытные полярники. Среди них был известный исследователь Арктики Е.И. Толстиков. В походе по северным морям специалисты экспедиций не теряли времени даром. Они организовали занятия с «новобранцами» - выпускниками техникумов и вузов, не имевшими опыта работы с новой техникой. Кто-то предложил им не ограничиваться изучением лишь своих обязанностей и технических средств, но и освоить смежные специальности. А.П. Бачурин занялся разработкой эксплуатационных и должностных инструкций для специалистов «Сибири». Технику он знал в совершенстве и до мельчайших подробностей «расписал» все действия людей по суточной, часовой и минутной готовности и на всех этапах работы. Даже новичок-оператор, досконально изучивший эту документацию, мог надежно выполнять свои обязанности в самой сложной обстановке. Опыт «Сибири» распространили и на другие суда. Забегая вперед, отметим, что эта документация долгие годы служила верой и правдой еще многим поколениям специалистов «звездной флотилию». Северный морской путь действительно оказался нелегким: льды загромоздили пролив Вилькицкого, трудная ледовая обстановка сложилась у острова Диксон. Но мастерство моряков и надежность судов позволили преодолеть все трудности. Переход был завершен в рекордно короткий по тем временам срок» менее чем за месяц! Из книги Покровского Б.А. «Я – «Заря» (М.: Машиностроение, 1985) С уважением,

Юрген: Вот еще фото "Крылова" нашел - отловлю однокашника, у него 5 рейсов на "Гагарине" - выложу фото "внутренностей" С уважением Ю.

АВЩ: Юрген пишет: у него 5 рейсов на "Гагарине" если не секрет - какие годы? с уважением, АВЩ

АВЩ: Юрген пишет: Вот еще фото "Крылова" и ещё с уважением, АВЩ

Юрген: АВЩ пишет: если не секрет - какие годы? С 1973-76 Дорский Юрий Дмитривич. Второй мой однокашник - 12 лет на морском КИКе до начальника экспедиции дорос.

Юрген: Необычное фото ЮГ

АВЩ: Юрген пишет: тоже "наш человек". "Урал" пр.1941 (ш. "Титан") с уважением, АВЩ

АВЩ: Плавучий командно-измерительный комплекс "Космонавт Владимир Комаров". эскиз рисунка к2р в отставке В.Э. Тюлькина с уважением, АВЩ

Юрген: АВЩ пишет: "Космонавт Владимир Комаров". да первая наша космическая потеря... Вот несколько фото

EFK: Юрген пишет: интересный материал в КЗ Потехина много пишет на космические темы и пишет правду Но материал-то не авторский - компилятивный: Потехина А. Корабли звездной флотилии // «Красная звезда» (По материалам газеты «Новости Краснознаменска») Вот что было опубликовано Потехиной в "КЗ": На протяжении 30 лет суда отечественного флота обеспечивали прием телеметрической информации и управление космическими аппаратами различного назначения. Дежурные смены научно-исследовательских судов участвовали в управлении спусками космических аппаратов с орбиты и их посадке, в работе космонавтов в открытом космосе, контроле включения разгонных блоков ракет-носителей... Сегодня осталось два корабля, которые по-прежнему несут космическую вахту: «Маршал Крылов» - на Тихоокеанском флоте, «Космонавт Виктор Пацаев» - в Музее Мирового океана в Калининграде. Успешный пуск 21 августа 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) показал, что головная ее часть опустилась в заданном районе полуострова Камчатка, на востоке страны, на краю земли. А дальше был океан. После пуска стало очевидно, что последние ступени ракеты могут приводняться в акватории Тихого океана. Вот тогда Сергей Павлович Королев предложил специалистам НИИ-4 разработать методы и средства слежения за головными частями ракет на надводном участке траектории для определения времени и координат их приводнения. В 1960 г. была создана Атлантическая группа плавучих (корабельных) измерительных пунктов. Первоначально группа состояла из кораблей Черноморского пароходства «Краснодар», «Ильичевск» и корабля Балтийского пароходства «Долинск». Эти суда, находясь в Атлантике, на трассе спуска космического корабля «Восток», зафиксировали и передали в Центр время включения и выключения тормозного двигателя корабля и телеметрию о работе бортовой системы и самочувствии космонавта Юрия Гагарина. В 1962 г. в связи с «лунной» и другими программами изучения дальнего космоса, запусками новых пилотируемых космических кораблей в строй вступило еще одно судно – танкер «Аксай». Суда несли непрерывную вахту до 1965 г., обеспечивая запуски пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций. В 1965 – 1966 гг. корабли «Краснодар» и «Ильичевск» были заменены судами «Бежица» и «Ристна». Командирами судов назначались офицеры В. Бонах, Ю. Дулин, В. Журин, А. Минкин, Г. Самохин, В. Феоктистов, А. Щеглов, В. Никифоров, А. Косыгин, С. Масенков, А. Масленников, С. Прусаков. После первых удачных работ в море С.П. Королев принял решение о создании «космического флота», который обеспечивал бы выполнение задач космическими аппаратами. На протяжении 20 лет им командовал капитан 1 ранга В.Г. Безбородов. Как сегодня вспоминает Виталий Георгиевич, история создания первых кораблей была окутана тайной: они ходили в море под флагами торговых судов. Хотя реально потенциальный противник знал, чем на самом деле занимаются эти корабли, поэтому их маршруты иногда отслеживали с воздуха. 25 ноября 1966 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об увеличении количества судов плавучего радиотелеметрического комплекса Министерства обороны СССР». На Балтийском судостроительном заводе теплоход «Геничевск» был переоборудован в плавучий контрольно-измерительный пункт – научно-испытательное судно «Космонавт Владимир Комаров». На Выборгском судостроительном заводе теплоходы «Кегостров» и «Моржовец» были переоборудованы в телеметрические суда-измерители с комплексом технических средств. На верфях Ленинградского судостроительного завода теплоходы «Невель» и «Боровичи» также были переоборудованы в радиотелеметрические корабли. В марте – июне 1967 г. эти плавучие суда были приняты в эксплуатацию. В прессе они именовались научно-исследовательскими судами АН СССР, поэтому на кораблях был поднят вымпел Академии наук СССР. Принадлежность к Академии наук СССР была одной из особенностей службы офицеров ОМ КИК и накладывала на каждого сотрудника экспедиций повышенную ответственность. Командирами судов в разные годы были Н. Буров, М. Власов, С. Прусаков, В. Рассодин, Б. Самойлов, С. Серпиков, А. Супонов, Н. Жарков, В. Ключников, А. Масленников, А. Самойленко, А. Выдранков, А. Москалец, В. Никифоров, Н. Ремнев, В. Чуднов, А. Щеглов. В 1968 г. вступили в строй еще два корабельных измерительных комплекса – «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин». По словам Виталия Безбородова, судно «Космонавт Юрий Гагарин» было уникально. Оно имело водоизмещение 45 тысяч тонн и было одним из самых больших в мире кораблей. Этим судам предстояло стать украшением всего морского космического флота, его флагманами. Они могли находиться в автономном плавании, не заходя в порты, до 11 месяцев и управлять полетами любых космических аппаратов. Научно-исследовательские суда составляли особый класс океанских судов. Они были оснащены передовыми по тем временам радиотехническими системами. Достижению больших дальностей радиосвязи способствовали остронаправленные приемные и передающие антенны (25-метровые зеркала «Космонавта Юрия Гагарина», 18-метровые белоснежные шары на «Космонавте Владимире Комарове»). Значительно выросло число лабораторий, численность экспедиции составляла 180-200 человек. Сотрудники экспедиции и экипажа размещались в одноместных и двухместных каютах с душем и системой кондиционирования воздуха. На судах были салоны отдыха, спортзалы и плавательные бассейны, библиотеки и кинозалы. Медицинский блок состоял из операционной, лазарета, амбулатории, рентгеновского, физиотерапевтического и зубоврачебного кабинетов. В экспедициях создавался работоспособный, сплоченный коллектив. Это было особенно важно в связи с тем, что на судах работали смешанные экипажи, подчиненные пароходству и экспедиции АН СССР. Несмотря на космические задачи, офицерам ОМ КИК приходилось работать в экстремальных условиях морской стихии. Так, 20 декабря 1977 г. «Космонавт Юрий Гагарин» (КЮГ) должен был передавать команды ЦУПа на борт орбитальной станции «Салют-6» для обеспечения работы космонавтов Ю. Романенко и Г. Гречко в открытом космосе. Но в это время разбушевался шторм, который вскоре превратился в ураган. Тысячетонную громадину-лайнер бросало как щепку. Нелегко было испытателям и ученым. В лабораториях и аппаратных залах закрепили все, что можно было закрепить. Но необходимо было еще и следить, что делается на палубах и платформах, не повреждены ли антенны. Их зеркала, по инструкции, должны немедленно стопориться при порыве ветра 20 м/с, а синоптики сообщили: «40 м/с. Ураганный ветер». Центр предложил КЮГ «выключиться» на время урагана, но уверенные в технике и себе испытатели отказались от предложения, не отступили перед стихией и выстояли, проявив выдержку, самоотверженность и сугубо испытательскую смекалку. Задачи управления по «Салюту-6» были выполнены. В 1969 г. для руководства и управления «Морским космическим флотом» в Москве была создана «Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР», которым руководил доктор географических наук, дважды Герой Советского Союза И.Д. Папанин – бывший начальник первой полярной станции «Северный полюс-1». Войсковая часть, в состав которой вошли научно-исследовательские судна, получила наименование – Девятый отдельный морской командно-измерительный комплекс (ОМ КИК). Формально она подчинялась Академии наук, хотя официально принадлежала Ракетным войскам стратегического назначения. В 1974-1978 гг. были построены и вошли в состав морского командно-измерительного комплекса суда: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Виктор Пацаев». Общее количество новейших научно-исследовательских судов достигло одиннадцати. К концу 70-х годов впервые было заявлено через средства массовой информации, что в Советском Союзе есть морская флотилия, которая выполняет космическую программу. Отдельному морскому измерительному комплексу пришлось работать во всех океанах, которые есть на земном шаре. Но основной район работы по пилотируемым объектам – Атлантический океан. По военным спутникам работали в основном в акватории Индийского океана. Поскольку эти корабли плавали под флагом Академии наук, то имели право заходить в любые порты мира, где они пополняли запасы продовольствия и пресной воды. За время своего существования научно-исследовательскими судами 9-го ОМ КИК было выполнено большое количество сложных задач по управлению различными космическими аппаратами. Корабельные измерительные пункты осуществляли в океанах контроль за выполнением ответственных операций: стыковка кораблей типа «Союз», «Прогресс» с орбитальными станциями «Салют» и «Мир». Дежурные смены научно-исследовательских судов участвовали в управлении спуском космических аппаратов с орбиты и посадкой, в работе космонавтов в открытом космосе, контроле включения разгонных ступеней ракет-носителей при запусках стационарных спутников и спутников с высокоэллиптическими орбитами. Контролировали работу двигателей разгонных ступеней при переводе межпланетных станций «Марс», «Венера», «Вега», «Вега-1», «Вега-2» и «Фобос» с промежуточной орбиты на межпланетную траекторию. Во время первого полета орбитального корабля многоразового использования «Буран» 15 ноября 1988 г. телеметрический контроль выполняли три корабля: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Георгий Добровольский». Экспедиции 9-го ОМ КИК принимали участие во всех важнейших технических экспериментах по освоению космического пространства автоматическими и пилотируемыми космическими аппаратами и орбитальными станциями. Корабли звездной флотилии несли свою службу в океане до начала девяностых годов. С 1963 по 1995 г. начальниками морского КИК были В. Безбородов, В. Феоктистов, С. Серпиков и С. Монаков. Судьба, входившего в состав КИКа Отдельного морского командно-измерительного комплекса сложилась драматично. В 1989-1990 гг. были выведены из эксплуатации пять его КИПов (Контрольно-измерительных пунктов) – «Космонавт Владимир Комаров», «Кегостров», «Моржовец», «Боровичи» и «Невель», поскольку их технические средства выработали свой ресурс и морально устарели. Морские КИПы «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королев», приписанные к Одесскому порту, стали собственностью Украины. Впоследствии уникальные научно-исследовательские суда там были варварски разграблены и проданы за бесценок на металлолом: по 170 долларов за тонну! Морские пункты «Космонавт Владимир Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Виктор Пацаев», начиная с 1992 года и до середины 1993 года, по назначению не использовались. В марте-июне 1994 года эти четыре морских КИПа, совершив свои последние рейсы, были списаны. Виталий Георгиевич Безбородов сегодня с болью вспоминает, как ветераны убеждали руководство нашей страны о необходимости сохранения уникальных судов и создания на их базе музея, который рассказывал бы об отечественных судостроителях и истории российского флота. Но их просьбы не были услышаны. Удалось спасти только научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев». С 1979 по 1994 год судно совершило 14 рейсов в Центральной и Южной Атлантике. Обеспечивало связь с экипажами орбитальной станции «Мир», космическими аппаратами «Союз», «Прогресс», «Молния», а также выполняло работы по космическому комплексу «Энергия-Буран». В 2000 году судно пришло из Санкт-Петербурга в Калининград, где с 2001 года ошвартовано у причала Музея Мирового океана на Набережной исторического флота. Сегодня ветеран космической флотилии выполняет роль пункта командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и упрпвления спутниками и межпланетными станциями, для приема и обработки информации и установки двусторонней связи с космонавтами. Судно оснащено универсальной телеметрической системой, состоящей из параболической зеркальной антенной аппаратуры приема, пеленгации, преобразования и регистрации научной информации. В 2006-2008 годах на судне провели опытно-конструкторские работы по модернизации радиотехнического комплекса, проложили оптико-волоконную линию связи, соединившую судно с Центром управления полетами в подмосковном Королеве. Представитель судовладельца – ФГУП «НПО измерительной техники» – начальник отдела эксплуатации, модернизации и применения судна «Космонавт Виктор Пацаев» Татьяна Комарова рассказала, что в прошлом году «Виктор Пацаев» провел 381 сеанс управления космическими объектами и количество сеансов связи будет наращиваться. В 2008 году субсидии на содержание последнего судна космической флотилии составляли 11 млн. рублей, в 2009 году – всего 6 млн. рублей, что вызвало значительное сокращение штата корабля и осложнило его содержание. Но, по словам Татьяны Владимировны, появилась реальная надежда на то, что в 2010 году финансирование судна и его штат будут не только восстановлены, но и увеличены. Все это свидетельствует о том, что научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» еще послужит российской космонавтике по своему прямому предназначению. Сегодня основную часть задач морской флотилии выполняет научно-исследовательское судно «Маршал Крылов» – единственное в своем классе выполняющее задачи по обеспечению летно-конструкторских испытаний и обработке новых образцов ракетно-космической техники (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракет-носителей и др.) Это самый большой корабль Тихоокеанского флота. Память же об Отдельном морском командно-измерительном комплексе сохраняется ветеранами в музее Морского космического флота, где собраны фотографии всех кораблей космической флотилии и их командиров, оперативные формуляры, спасенные членами экипажа во время уничтожения кораблей, подарки, привезенные из всех портов мира, вымпел Академии наук СССР, под которым суда ходили в плавания, книги об истории космонавтики. Хранятся в музее телеграммы, свидетельствующие о постоянном взаимодействии экипажей космических кораблей и научно-исследовательских судов: «Дорогие друзья! Экипаж и экспедиция теплохода «Академик Королев» поздравляет вас с новосельем. Желаем вам успешного выполнения всей программы полета. Мы сделаем все зависящее от нас, чтобы способствовать успеху вашего полета. Искренне рады за вас. Гордимся вами». Ответ экипажа станции «Салют». «Большое спасибо всему экипажу. Гордимся тоже вами. Вы в такой трудной обстановке там работаете. Нам просто неудобно, что вы нас поздравляете. Мы выполним всю программу, которая на нас возложена, конечно, с вашей помощью. Добровольский. Пацаев. Волков. Экипаж космического корабля «Союз-11». 1971 год. До гибели экипажа оставалось несколько дней... Музей этот, занимающий шесть залов на первом этаже обычной многоэтажки, на протяжении 10 лет пользуется большой популярностью и у профессионалов, и у молодого поколения, интересующегося уникальной историей звездной флотилии. С уважением,

EFK: EFK пишет: Добровольский. Пацаев. Волков. Экипаж космического корабля «Союз-11». 1971 год. До гибели экипажа оставалось несколько дней... С уважением,

EFK: Ликвидация Космического флота повлекла за собой иные утраты. 16 ноября 1996 г. с помощью ракеты-носителя «Протон» был осуществлен запуск российской автоматической межпланетной станции «Марс-8» (миссия «Марс-96»). Эта миссия была весьма амбициозна: самый тяжёлый межпланетный аппарат из когда-либо запущенных (масса на старте 6180 кг, из них 550 кг приходилось на научную аппаратуру) был оснащён передовым научным оборудованием, включая предоставленное зарубежными партнерами (Франция, Германия и др.). Но деньги на неё наскребали (безденежные 90-е гг. !!!), что называется, «с миру по нитке». Ракета-носитель «Протон» обеспечила выведение головного блока на расчетную траекторию. При втором включении разгонного блока, проходящем над Гвинейским заливом, произошла авария, и АМС «Марс-96» не была выведена на траекторию полета к Марсу. При возникновении нештатной ситуации российским специалистам не хватило телеметрической ситуации для спасения станции. В самый критический момент станция оказалась вне видимости с территории России. Наземная расстановка сил была такова: На этапе выведения AMС “Марс-96” на межпланетную трассу прием телеметрической информации с нее осуществляли обычные средства Военно-космических сил России плюс украинский Центр дальней космической связи. Во время активного участка полета ракеты-носителя 8К82К “Протон-К” прием телеметрии осуществляли наземные измерительные пункты космодрома Байконур: ИП-1, ИП-2, ИП-3 (все расположены на территории космодрома), ИП-7 (село Кенгирское Джезказганской обл.), ИП-8 (район станции Джаксы) и ИП-9 (г.Сарань Карагандинской обл.). Завершающий этап активного полета ракеты-носителя и полет головного блока по суборбитальной траектории контролировал Седьмой отдельный командно-измерительный комплекс (ОКИК-7, бывший ИП-10 космодрома Байконур, расположенный около г.Барнаул), ОКИК-4 (г.Енисейск-4 Красноярского края), ОКИК-13 (село Нижние Тальцы около г.Улан-Удэ, Бурятия). Прием телеметрической информации на этапе первого включения разгонного блока 11С824Ф обеспечивал частично (начало работы блока) ОКИК-13 и полностью ОКИК-15 (село Галёнки около г.Уссурийск Приморского края). А в морях - пусто ... Корреспондент журнала «Новости космонавтики писал: “Марс-8” погиб... Это не только печальный факт неудачного запуска в мировой статистике космических стартов. Это — трагедия для российской космонавтики и науки. Было очень больно видеть ученых и управленцев с потерянными лицами в репортаже телекомпании НТВ из евпаторийского Центра дальней космической связи утром 17 ноября. По лицам некоторых из них катились слезы. Этих взрослых людей можно было понять: они лишились не только возможности осуществить мечту, они получили реальный шанс совсем лишиться любимого дела, которому были отданы многие годы работы. Лучшие годы...» С тех пор наступила долгая десятилетняя пауза. Отечественная наука была вынуждена довольствоваться совместными проектами и неполными результатами, поступающими от европейских и американских спутников. С уважением,

Буйный: ИП-8 по моим данным это в/ч 40919 в Норильске. Сейчас относится к Космическим воискам и космодрому Плесецк. В/ч существует с 1984 г. Ранее была укомплектована моряками. Рядом с Норильском, в аэропорту Алыкель, базировалась вертолетная эскадрилия ВМФ. С 1954 на Таймыре между реками Агапа и Половинка существовал полигон, который был местом падения БЧ ракет при учебных пусках из акватории Баренцева моря. На самом полигоне было две избы: одна с оборудованием, другая - жилая. Так вот, по тревоге из Алыкеля взлетал вертолет ВМФ, приземлялся на вертолетной площадке рядом с ИП-8, брал моряков и летел на полигон искать место падения БЧ. Сейчас в Норильске я моряков больше не встречал...

EFK: Буйный пишет: ИП-8 по моим данным это в/ч 40919 в Норильске. Никак нет. На тот момент ИП-8 размещалась в районе станции Джаксы. С уважением,

EFK: Буйный пишет: в/ч 40919 в Норильске. ........... В/ч существует с 1984 г. Ранее была укомплектована моряками. Моряки к этой части отношения не имели. У них было своё хозяйство, обслуживающее 21-й ГИП ВМФ. А краткая история этой части (сухопутной) выглядит так: В/ч 40919 (научно-измерительный пункт) В июле 1979 г. проведены рекогносцировочные работы по определению мест посадки элементов измерительного пункта в районе города Норильска. Было принято решение о строительстве системы «Вега-К» в 6 км от города Кайеркан Норильского промышленного района. Часть сформирована 12.06.1984 г. на основании директивы министра обороны от 15.02.1984 г. и директивы Главного штаба РВСН от 02.03.1984 г. Была предназначена для эксплуатации аппаратуры системы «Вега-К». Располагалась в начальный период в посёлке Алыкель (недалеко от аэропорта «Алыкель» города Норильска), на территории строительной части. Офицерский состав был поселен в городе Кайеркане. ИП представлял высокоточный радиотехнический комплекс траекторных измерений, обеспечивал получение траекторной информации с максимальной точностью от момента старта ракеты до завершения участка разведения боевых блоков. В 1998 г. в ходе реформирования измерительного комплекса «северной трассы» в состав в/ч 40919 была передана аппаратура, технические здания и сооружения измерительного пункта в/ч 31275, ранее входившей в состав в/ч 09703 (г. Северодвинск). В настоящее время часть обеспечивает измерениями запуски космических аппаратов и пуски МБР и БРПЛ по тематикам Космических войск, Ракетных войск стратегического назначения и Военно-морского флота. С уважением,

EFK: Буйный пишет: С 1954 на Таймыре между реками Агапа и Половинка существовал полигон На Таймыре??? Действительно, если верить городским легендам, бытующим в славном граде Норильске, такой полигон "был создан по приказу министерства обороны 26 января 1954 года близ Норильска, к северу от озера Пясино, в районе речек Агапа и Половинка". В преддверие, так сказать появления спустя год с лишним первой ПЛ с БР. И потом ещё долго пришлось ждать на этом полигоне ракет с требуемой дальностью полёта. Но говорят даже по нему пуляли: "Далеко-далеко, за две с половиной тысячи километров от Норильска, тихим сентябрьским днем 67-го года, в холодные воды Белого моря уходила атомная подлодка. Ракетный крейсер стратегического назначения нес на борту шестнадцать баллистических ракет с ядерными боеголовками. День выдался ясным и безветренным, серые волны поднимались все выше, скрывая длинный сигарообразный корпус - "Азуха", как называли ее моряки, шла на погружение. Пенный след, тянувшийся за кормой, вскоре растаял. Через некоторое время из-под толщи воды одна за другой вырвались в небо четыре ракеты. Первые две, как и задумано, разорвались над морем, оставшиеся были нацелены на Норильск... Стреляли из подводного положения на максимальную дальность. Залп вышел эффектный, и спустя полчаса командиру крейсера, капитану первого ранга поступило донесение: ракеты успешно пришли на боевое поле близ Норильска - экипажу подлодки объявлена благодарность. Радость моряков легко понять - они испытывали новое совершенное оружие - никогда еще баллистические ракеты не летали так быстро и так далеко. И хотя боеголовка на новой ракете была вдвое легче, и не такой мощной, все искупалось дальностью и точностью стрельбы". С уважением,

Юрген: EFK пишет: Моряки к этой части отношения не имели. Совершенно верно. Правда, на некоторых ИП-х КВ были морские "вкрапления" - т.е. на территории части размещалось морское подразделение. Но это была совершенно автономная структура, со своим дополнительным КПП и т.д. Командиру ИП-а подчинялись только как начальнику гарнизона. ИП-8 входит в состав Северного полигона (Космодром Плесецк) В состав космодрома входят шесть центров: 1. 1-й Центр предназначен для испытания РКК легкого класса. Его состав: * две пусковые установки РН ««Космос-3М»» (пл. 133); * две ПУ РН «Циклон-3» (пл. 32); * одна ПУ РН «Рокот» (пл. 131); * один технический комплекс (ТК) подготовки КА и РН. Центр проводит подготовку и запуск КА систем связи, геодезии, навигации и научных аппаратов. 2. 2-й Центр предназначен для испытания и применения РКК среднего класса. Состав Центра: * три ПУ РН «Союз» и «Молния-М»; * три ТК подготовки КА и РН. Центр проводит подготовку и запуск связных спутников, аппаратов природно-ресурсного мониторинга, космического материаловедения и биологических исследований. 3. 3-е Управление предназначено для обеспечения измерениями испытательных пусков боевых ракетных комплексов и запусков КА. Состоит из шести измерительных пунктов (ИП): * ИП-1 - город Мирный; * ИП-2 - город Мирный; * ИП-3 - город Нарьян-Мар; * ИП-4 - город Северодвинск; * ИП-6 - город Мирный; * ИП-8 - город Норильск. 4. 4-й Испытательный центр предназначен для испытания ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет. Его состав: * пять ПУ шахтного типа; * две стартовые позиции ПГРК РС-12М; * четыре технические позиции (ТП) подготовки МБР. Проводит испытания и техническое сопровождение ракетных комплексов мобильного и стационарного базирования. 5. Информационно-аналитический центр необходим для анализа результатов наземных и летных испытаний и баллистического обеспечения пусков. Состоит из пяти технологических линий обработки и анализа бортовой информации, объединяющих более 60 рабочих мест. 6. Научно-испытательный центр представления и контроля информации предназначен: * для представления материалов об испытаниях российских стратегических ракет; * для контроля за испытаниями стратегических наступательных вооружений (СНВ) США. Также в состав космодрома входит: * семь монтажно-испытательных корпусов для сборки и испытаний ракетно-космической техники; * кислородно-азотный завод; * две заправочно-нейтрализационные станции для заправки ДУ космических аппаратов компонентами топлива и сжатыми газами и нейтрализации токсичных веществ; * измерительный комплекс с информационно-вычислительным центром; * аэродром «Перо»; * теплоэлектроцентраль; * более 600 км транспортных магистралей; * системы электро-, тепло- и водоснабжения. Ведётся строительство стартовых и технических комплексов для ракет-носителей «Ангара» на базе СК «Зенит». Стартовые комплексы РН «Союз» №3 и №4 (войсковая часть 14056, площадка 43) прошли модернизацию под РН «Союз-2». Космодром обеспечивает часть российских космических программ, связанных с оборонными, а также народо-хозяйственными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов. (данные из ОТКРЫТЫХ источников) С уважением Ю.

EFK: Юрген пишет: на некоторых ИП-х КВ были морские "вкрапления" Пример такого "вкрапления" Войсковая часть 35817 (г. Северодвинск) Войсковая часть 35718 сформирована 1 мая 1998 г. на основании директивы Генерального штаба ВС от 16 марта 1998 г. на базе отдела войсковой части 09703. Свои истоки войсковая часть 35817 берёт с 1980 г., именно тогда началось строительство объектов части. Тогда система «Вега-КО» входила в состав систем измерений Беломорского военно-морского полигона МО СССР. Большая часть инженерно-технического состава при передаче из ВМФ в РВСН осталась служить в новой части, с успехом решая поставленные задачи. За период с 1981 г. по 1997 г. отделом командовали: - капитан 2-го ранга Ярков В.В. (1981-1983 гг.); - капитан 2-го ранга Олейнечук В.И. (1983-1984 гг.); - капитан 2-го ранга Иванов А.А. (1984-1986 гг.); - капитан 2-го ранга Александрович В.А. (1986- 988 гг.); - капитан 2-го ранга Потёмкин С.М. (1988-1992 гг.); - капитан 2-го ранга Журавлёв (1992-1994 гг.); - капитан 2-го ранга Кудинов В.И. (1994-1997 гг.) С 1998 г. отдельный измерительный пункт «Вега-КО» входит в состав 3-го центра испытаний и применения космических средств 1-го Государственного испытательного космодрома «Плесецк». За это время частью командовали: - капитан 2-го ранга Кульбацкий Ю.В (1997-1998 гг.); - подполковник Лапин А.В. (1998-2001 гг.); - подполковник Шилов А.В. (с 2001 г.) В 1998 г. ИП-1 войсковой части 09703 был переподчинён Ракетным войскам стратегического назначения, войдя в состав Плесецкого полигона, в 2001 г. войсковая часть 35718 вошла в состав Космических войск, а в марте 2004 г. получила наименование «войсковая часть 35817». В марте 2004 г. войсковая часть 35718 переименована в войсковую часть 35817 в соответствии с директивой штаба Космических войск от 10 декабря 2003 г. С уважением, Лит.: Северный космодром России. Т. 1. - Мирный: космодром «Плесецк», 2007. С. 430-432

Буйный: EFK! Огромное спасибо! Какая тогда в/ч ВМФ могла базироваться в Норильске?

EFK: Ув. Буйный! Попробую поискать ответ на Ваш вопрос. Сложность в том, что к концу 70-х гг. к испытаниям на плесецком полигоне и 21-м Государственном центральном морском полигоне (Нёнокса) готовились ракетные комплексы нового поколения, имеющие длительный участок разведения боевых блоков. Применяемые ранее средства траекторных измерений не обеспечивали необходимую точность определения параметров траектории. К тому же нарастал темп испытательных пусков. Вот тогда со всей остротой стал вопрос о необходимости: 1. координации служб РСВН и ВМФ для совместного обслуживания т.н. «Северной трассы»; 2. создания высокоточный радиотехнический комплекс траекторных измерений, который бы обеспечивал получение траекторной информации с максимальной точностью от момента старта ракеты до завершения участка разведения боевых блоков. С уважением,

Буйный: Кстати, комплекс "Вега-М" в районе Кайеркана имеет устойчивое местное прозвище "пятисотка". По непроверенным данным, в 1998 в части разморозили систему отопления, пару лет назад был сильный пожар, а сечас из действующих объектов остались автомобильные боксы и караулка солдат охраны. Кабельные трассы активно вырезаются на цветмет.

EFK: Буйный пишет: С 1954 на Таймыре между реками Агапа и Половинка существовал полигон, который был местом падения БЧ ракет при учебных пусках из акватории Баренцева моря. Для справки. 26 января 1954 г. СМ СССР принял постановление «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой ПЛ с реактивным вооружением». Эта тема получила шифр «Волна». 1 ноября 1954 г. был подписан приказ о сформировании Полигона ВМС - войсковой части 09703 (Государственного центрального морского полигона) или «ноль-девятки», как ее чаще называют. «Штаб полигона базируется в Северодвинске, а его филиалы - от Неноксы до Норильска. Как пояснили нашей газете офицеры, главные задачи - это испытание новых образцов ракетного оружия и проверка состояния серийных ракет, то есть тех, что уже приняты на вооружение флота России. Так, при пуске ракеты офицеры «ноль-девятки» отслеживают все параметры ее движения. Причем не только траекторию полета, но и все, что происходит на борту ракеты». // Шилова Н. По Камчатскому «колышку» // Правда Севера. 2009. 4 ноября Несмотря на фанфары по случаю юбилея полигона, он вероятно отжил своё. Там в Нёноксе также совсем невесело. С уважением,

Юрген: Сборник докладов «XXVIII Академические чтения по космонавтике». 2004г. ОБ ИСТОРИИ МОРСКОГО КОСМИЧЕСКОГО ФЛОТА В.Г.Безбородов «Mорской космический флот» - большой отряд советских экспедиционных судов - морских измерительных и командно-измерительных пунктов (ИПов и КИПов), принимавших непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита СССР, управлении полётом и лётных испытаниях отечественных космических аппаратов, обитаемых (пилотируемых) космических кораблей и орбитальных станций, а также в ряде работ по международным космическим программам. Первый морской измерительный комплекс был создан в 1959 году по проекту, разработанному в НИИ-4 под руководством Г.А.Тюлина, в составе кораблей ВМФ СССР: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан», «Чукотка». Его основное назначение - контроль точности падения и состояния головных частей советских межконтинентальных баллистических ракет при их испытательных запусках в центральную часть Тихого океана. Официальное его наименование в открытой печати «Тихоокеанская гидрографическая экспедиция-4» (ТОГЭ-4). Затем был создан Плавучий телеметрический комплекс (ПТК) в составе специально дооснащенных телеметрической радиоаппаратурой трёх торговых судов Министерства морского флота СССР: «Ворошилов», «Краснодар» и «Долинск». Экспедиции этих судов, укомплектованные инженерами и техниками НИИ-4 в августе 1960 года вышли в свои первые рейсы в акваторию Атлантического океана. Их основной задачей являлся контроль работы разгонных блоков советских межпланетных космических станций «Марс» и «Венера» с промежуточной орбиты, а также контроль работы тормозных двигательных установок космических кораблей с целью спуска с орбиты на территорию СССР телеконтроля состояния космонавтов во время космического полёта и связи с космонавтами после выхода КК из зон радиовидимости их с наземных КИПов Командно-измерительного комплекса. Эти суда обеспечили приём телеметрической информации при посадке космического корабля «Восток» с первым космонавтом Планеты Ю.А. Гагариным. К работе по телеметрическому контролю за полётом космического корабля «Восток» над Тихим океаном были привлечены три корабля ТОГЭ-4. В 1963 году на базе ПТК было оформлено создание Морского командно-измерительного комплекса как составной части единого Командно-измерительного комплекса Министерства обороны СССР. В связи с расширением программы исследований и освоения космического пространства и, в частности, под отечественную программу полёта человека на Луну, были специально построены в 1967 году хорошо оснащённые четыре телеметрических судна: Боро---вичи», «Невель», «Кегостров», «Моржовец» и первый морской командно-измерительный пункт «Космонавт Владимир Комаров». В 1970-1971 годах, в строй космического флота вошли уникальные командно-измерительные суда «Академик Сергей Королёв» и «Космонавт Юрий Гагарин». Они воплотили в себе новейшие достижения отечественной науки и техники и были способны самостоятельно выполнять все задачи, связанные с обеспечением полётов различных космических аппаратов, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций. Располагаясь в акватории Атлантического океана, они позволяли осуществлять контроль и управление космическими кораблями и орбитальными станциями практически на всех 6 суточных витках, недоступных наземным КИПам, расположенным на территории СССР. С 1977 по 1979 годы в состав «Морского космического флота» вошло ещё четыре телеметрических судна, на бортах которых были начертаны имена героев-космонавтов: «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Виктор Пацаев». Три морских КИПа» были приписаны Черноморскому морскому пароходству СССР в Одессе, все телеметрические суда – Балтийскому морскому пароходству СССР в Ленинграде. К началу 1979 года Морской КИК состоял из 11-ти судов и обеспечивал полёты космических аппаратов различного назначения. К 2004 году от «Морского космического флота» сохранилось только два судна в г. Калининграде: «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». Последний открыт в качестве музея на плаву у причала Музея мирового океана и периодически используется как стационарный ИП при работе с МКС. Владелец этих судов – Федеральное космическое агентство. В связи с намерениями списать эти корабли на утилизацию, докладчик дополнительно к ранее принятым им мерам обращает внимание на крайнюю целесообразность сохранения их на только как памяти о наших космических делах, а и для использования по прямому назначению. Остальные девять судов «Морского космического флота» досрочно списаны и утилизированы (в т.ч. приватизированные Украиной НИС «АСК» и НИС «КЮГ» проданы по цене металлолома в Индию в 1996 г.). Тихоокеанский плавучий измерительный комплекс совершенствовался по мере развития советской ракетно-космической техники. Вслед за ТОГЭ-4 в 1963г. появилась ТОГЭ-5. В 1984г.,1990г. флот пополнился корабельными измерительными комплексами «Маршал Неделин», «Маршал Крылов». В составе Тихоокеанского флота под флагом ВМФ СССР было восемь кораблей-измерителей, шесть из них списаны и утилизированы, один продан на переоборудование. В составе Тихоокеанского флота России продолжает нести службу ИП «Маршал Крылов».

Юрген: Вышел на своих однокашников, служивших на морском КИК - у них есть свой сайт - http://www.ski-omer.ru/fotos/ Вот пара фото "маленьких", они не так известны, как "Гагарин" или "Королев", но тоже делали свое дело. А это сайт - "Добровольского" - http://vpro24.narod.ru/index.html "Гагарин" с вертолета С уважением Ю.

Вояка: Немного уточню, моряки дислоцированные в Норильске имели номер части 31285. Объект 500 в/ч 40919 практически пару лет не эксплуатируется, АХЧ полностью переехала на территорию в/ч 31285 в 99 году, так всё в 1998 году действительно было заморожено, на территории объекта 500, остались функционировать тех. позиция системы Вега, автом. бокс и домик дежурной смены. В 2008 году система Вега изжила себа, престала применяться по назначению, тех.здание превратили в склад, в сентябре 2009 года, выгорел один блок тех.здания. Кабельные трассы скручиваются с лета 2008 года. Вот ссылка на объект 500, там и фотографии имеются, отмечены все объекты: http://www.wikimapia.org/#lat=69.4033329&lon=87.6181984&z=13&l=1&m=b&v=8&show=/7851733/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-40919-%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82-500 Вот ссылка на бывшую морскую часть 31285, в которой размещается в/ч 40919 http://www.wikimapia.org/#lat=69.3603616&lon=88.2142925&z=16&l=1&m=b&v=8

ssergey x 100: Мои 5 копеек. С Уважением !

Серж: - http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=27&t=122544 - вот здесь целая ветка.



полная версия страницы