Форум » Новейшая история » Феодосийский порт 1922-1960 г. » Ответить

Феодосийский порт 1922-1960 г.

ssergey x 100:

Ответов - 301 новых, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Vlad: Список погибших при высадке десанта кораблей в Феодосии. Автор Олег Ольховатский. 1. Сторожевой катер №034-28.12.41года во время высадки десанта в порту в результате попадания артснарядов и мин затонул. 2. Сторожевой катер №056 – 29.12.41 года при высадке десанта был потоплен огнем противника. 3. Сторожевой катер №068-29.12.41 года при высадке десанта получил сильные повреждения и волной был выброшен на берег, где был уничтожен огнем противника. 4. Сторожевой катер №0131 –29.12.41года погиб при высадке десанта. 5. Транспорт “Ташкент” –5552 брт. –30.12.41года в 13 час.30 мин., в момент отхода от пристани, после высадки десантных войск в результате попадания авиабомбы затонул. 6. Сторожевой катер №094 –30.12.41 года в результате попадания авиабомбы затонул. 7. Транспорт “Красногвардеец” –2719 брт.- во время выгрузки войск второго эшелона десанта в 10час. 15 мин. в результате попадания авиабомбы не закончив свою разгрузку, затонул. 8. Сторожевой катер “ЗК-013” – 31.12.41года затонул после налета авиации противника. 9. Сторожевой катер №058-04-01-42 года во время стоянки в порту погиб в результате попадания авиабомбы. 10.Транспорт “Ногин” –2150брт.-05.0142 года во время разгрузки был атакован авиацией противника в результате чего он затонул. 11.Транспорт “Зырянин” –3592 брт. –05.01.42 года, был потоплен в результате авиа налета. 12.Транспорт “Чатыр – Даг” –901 брт. 09.01.42 года при разгрузке был потоплен авиацией противника. 13.Транспорт “Спартаковец”- 958 брт.-09.01.42 года в результате налета авиации затонул. 14.Шхуна “Стахановец” 09.01.42 года в результате налета авиации была потоплена. 15.Транспорт “Жан Жорес”-3972брт. –16.01.42 года в 21 час00 мин. при входе в феодосийский порт подорвался на магнитной мине и затонул. Ниже фото сделанное после освобождения Феодосии. У причальной стенки два транспорта из этого скорбного списка. Предположительно это может быть “Зырянин”, второй - теплоход “Ногин”. Что примечательно так то, что на “Жан Жоресе“ старшим помощником капитана был отец ведущего программ на ВВС - Севы (он же Всеволод Борисович Новгородцев). Про это он сам как-то рассказывал в одной из своих программ. Послали вчера письмо по этому вопросу на ВВС, и получили от него ответ. Текст ниже. Владимир! Большое спасибо за фото, у меня дома есть оригинал. Рядом с Горьким, справа, капитан в фуражке, на козырьке "капуста", а рядом с капитаном, справа - мой отец, Борис Иосифович Левенштейн. С благодарностью, Сева Н.

Vlad: Еще одно фото, приблизительно это 1947 год. Разборка того что осталось от причальной стенки. На ваше мнение, из того скорбного списка, кто это мог бы быть?

Рамзес: Влад - с транспортами вам вероятно Клаус сможет помочь когда заглянет в ветку. А нельзя ли покрупнее дать тот верхний буксир на фото где нижний Кафа ? В списке Ольховского как видите буксиров нет. Однако кораблик довольно своеобразный - при наличии более приличной фоты на него можно пару дней посидев посравнивав попытаться его вычислить. Стопроцентный результат не гарантирую но вероятность определения в районе 70 процентов имеется.


Vlad: Это очень маленькое фото, если помните раньше была фотопленка. Еще кадры 6х6 или 6х9. Так вот этот отпечаток сделан контактным способом и сама фотка имеет такие же размеры что кадр на пленке. Все что можно я выдал. Могу только с общим планом. Вы посмотрите как волнорез поковыряли снарядами и бомбами!

Vlad: Кафа для сравнения. Фрагмент фото

rspc: Vlad пишет: Vlad пишет: Предположительно это может быть “Зырянин”, второй - теплоход “Ногин”. Мне кажется Зырянин и Ташкент На ваше мнение, из того скорбного списка, кто это мог бы быть? Красногвардеец Ногин Спартаковец

Рамзес: Влад - спасибо. Сейчас гораздо лучше. Просто у меня впечатление что это не поднятый потопыш а посудина на плаву и очень может быть в действии. Да неслабо покоцана судя по внешнему виду но в войну и не такие бегали. Макс мне тоже кажется что это Фанагория но нужно посмотреть кто из его систеров в Союзе после гражданской войны остался (если остался конечно). Фанагория вообще - то на Азове в устье Дона крутилась но понятно что это не закон. В войну вполне могли притащить куда угодно - может и ЭПРОН на время передавали для участия в Судоподъеме только серьезных книг по нему в последнее время не попадалось. Для rspc - Игорь слышал пару лет назад в Одессе для своих и небольшим тиражом выпускалась пара "историй". Одна про местный аварийно - спас отряд (что - то типа АСПТР - не помню по советской абревиатуре но описан в промежутке с начала 20- х гг) и вторая про местных дноуглубителей. Просил Алексеева когда - то посмотреть их но там без шансов - не попадались случаем эти талмуды ? Может в истории спасателей что и по Крыму периода Отечественной имеется ?

Vlad: Спасибо, классные фото. Музейщики в восторге будут! Это еще одно фото.

Klaus: Vlad пишет: Предположительно это может быть “Зырянин”, 100% - фото поддается сравнению, видны детали. Согласен с ув. rspc - второй не НОГИН. Кто именно, сказать затрудняюсь - нет фото ТАШКЕНТ и КРАСНОГВАРДЕЕЦ, думаю, кто-то из них, остальные все с фальшбортом. rspc пишет: Красногвардеец Если фото из поста №81, то однозначно нет - КРАСНОГВАРДЕЕЦ под 3000 брт вместимостью и около 90м длиной - крупнее этого раза в три... Еще НОГИН:

Klaus: По поводу фото из поста 81 - рискну предположить, что это ЧАТЫРДАГ - детали похожи...

ssergey x 100: Мои 20 копеек. П/Х "Зырянин".

rspc: Klaus пишет: Если фото из поста №81, то однозначно нет - КРАСНОГВАРДЕЕЦ под 3000 брт вместимостью и около 90м длиной - крупнее этого раза в три... Он же зимой 42 г Не убедил?

Klaus: Не знаю - полубак бы крупным планом бы, с клюзами и гальюнами... У ЧАТЫРДАГ тоже такие были, да и форма клюзов похожая... Сложно сказать, не буду ничего утверждать.

Vlad: Я списал с журнала этот текст, может что он прояснит: "09 января вражеская авиация проявила особую активность в районе Феодосии. Девять немецких самолетов четыре раза бомбили феод. порт, в результате чего в порту был потоплен транспорт “Четыр Даг”, а у причала №5 подожжен транспорт “Спартаковец”. Воспоминания капитана Фабрициуса Михаила Николаевич Григора. “Мы подходили к порту около полуночи. …Горит нефтяное топливо на полузатопленном у причала пароходе “Зырянин”. Это пламя резко выраженным фоном отчетливо обозначило защитный волнолом, входной маяк. Широкий мол и лежащий на грунте у причала полузатопленный теплоход “Ногин”. Здесь так же говорится и о капитанах погибших пароходов, которых вывезли в Новороссийск, это Д. В. Кнаб (“Красногвардеец”) и К. И. Мощинский - капитан “Ташкента”. Осталось узнать, где был раннее причал №5. Судя по фото, на котором присутствует немецкий солдат то что осталось от транспорта “Ногин” и сравнивая его с другими фото получаются некоторые не стыковки по датам. Исходя из списка Олега Ольховатского следует то, что “Ногин” погиб в месте с транспортом “Зырянин”. “10.Транспорт “Ногин” –2150брт.- 05.01.42 года во время разгрузки был атакован авиацией противника в результате чего он затонул. 11.Транспорт “Зырянин” –3592 брт. – 05.01.42 года, был потоплен в результате авиа налета“. Однако на этом фото присутствует только один транспорт. Я переговорю с сами Олегом, автором этого списка, у него имеются на счет феод. десанта история. Можно будет ее загрузить на Кортик. Удалось найти участника этого десанта, возможно и он что сможет нам прояснить, хотя бы по датам прибытия этих транспортов. И еще, нам обещали фото и видео (подводная съемка) содержимого трюмов Жан Жореса. Посмотрим.

Vlad: Вы обратите внимание на ширину этого волнореза и на то что от него осталось после войны!

rspc: Klaus пишет: полубак бы крупным планом бы, с клюзами и гальюнами... А сейчас?

Vlad: Одно и тоже "лицо". Одно из уданых посещений порта с десантом и второе то что осталось от него после пожара. Спиной то к нам кто стоит? А можно полное фото увидеть? Что бы взглянуть что на берегу происходит.

Klaus: rspc пишет: А сейчас? Сейчас - да

Vlad: В инете нашлась пара фото Игоря Бжежинского, кадры немецкой кинохроники. Тот же феодосийский порт, после десанта. В верх килем на плаву, это видимо один из тех сторожевых катеров, что в списке?

Vlad: 02 января1942 г. в 12ч.00 мин. разорвавшийся авиабомбой был поврежден вышедший из порта Феодосии базовый тральщик “Взрыв”. У причала горел танкер “Ташкент”. На пирсах №7,8,9, и 10 горели склады (Дело ШТ772, л.256,258) В 0 ч.05 мин тральщик “Судком”, в 2 ч.25 мин, крейсер “Коминтерн” с войсками и грузом для 44-й армии и в 18 ч.00 мин. крейсер “Красный Крым” с боезапасом вышли из Туапсе в Феодосию. В 16ч.55 мин. транспорт “Калинин” высадил десантные войска в охранении ЭМ “Способный” возвратился в Новороссийск, а транспорты “Димитров” и “Фабрициус” в 19ч.00 мин. возвратились в Туапсе. Ночью транспорты “А. Серов”, “Жан Жорес”, “Зырянин”, “Ногин” и “Шахтер” в охранении ЭМ “Бойкий” и “Шаумян” и базового тральщика “Трал” вышли из Новороссийска в Феодосию с войсками и техникой 44 –й армии. Базовый тральщик “Взрыв” перешел из Феодосии в Поти (Дело ШТ 772,л.256, 258, 261, 262). 03 января 1942г. транспортов не было. 04 января 1942г. крейсер ”Красный Кавказ” вышедший в 23ч.45мин. 03 января из Новороссийска доставил и выгрузил в Феодосии 224 отдельный зенитный артиллерийский дивизион. На переходе в Феодосию и в порту крейсер был не однократно атакован авиацией противника. В результате разрывов авиабомб в близи его борта были повреждены две зенитные установка башня главного калибра, перебит гребной вал машины №3. Крейсер принял 1000 тонн воды и в охранении ЭМ “Способный” вернулся в Туапсе. 05 января 1942 г. линейный корабль “Парижская Коммуна” и ЭМ “Бойкий” вышли из Новороссийска в район Феодосии для обстрела селений Старый Крым и Салы. В 02 ч.00м. транспорт “А. Серов” разгрузился в Феодосии и в 18ч.30 мин. возвратился в Новороссийск. В Феодосии транспорт получил повреждения при налете авиации противника. В 16 ч.35 мин. этот транспорт при переходе у мыса Кыз Аульский был повторно атакован авиацией противника, в это раз безрезультатно. В результате налета были потоплены транспорты “Ногин” и “Зырянов” и поврежден транспорт “Жан Жорес”, который выгрузив только 6 танков в 11ч.00 мин. возвратился в Новороссийск. Транспорты “Азов”, “Красный Профинтерн”, “Калинин” и “Курск”, вышедшие из Новороссийска в Феодосию, по приказу нач. штаба Черноморского флота последовали для разгрузки в Керченский пролив (Дело ШТ 772, л.268, 270, 272, 274 и Дело ШТ 1188, л.38). 06 января 1942 г. транспортов не было. 07 января 1942 г. в 0ч.35 мин. транспорт “Кубань” в охранении ЭМ “Сообразительный” прибыл в Феодосию из Новороссийска. 08 января 1942 г. в 15 ч. 15 мин. крейсер “Красный Крым” с войсками на борту в охранении двух сторожевых катеров вышли из Новороссийска в Феодосию. В 18 ч. 00 мин. ЭМ “Способный” и “Железняков”, транспорт “Жан Жорес” и тральщик “Геленджик” с войсками на борту вышли из Новороссийска в Феодосию. В 19ч. 07 мин. ЭМ “Способный” в районе мыса Мысхано подорвался на мине. 09 января 1942 г. четыре раза бомбила порт, в результате чего был потоплен транспорт “Четыр Даг”, а у причала №5 подожжен транспорт “Спартаковец”. (Дело ШТ 772, л.288, 293). В 08 ч. 20 мин. из Новороссийска в Феодосию вышел тральщик “Судком”. В 22 ч. 41 мин. транспорты “Эмба” и “Калинин” в охранении ЭМ “Бойкий” вышли из Новороссийска в Феодосию. (Дело ШТ 772,л.284, 287, 288, 290, Дело 9131, л.11, 14). 10 января 1942 г. В 18ч.00мин. транспорт “Кубань” со штабом 44-й армии, в охранении ЭМ “Шаумян” вышел из Новороссийска в Феодосию В 23ч.00 мин. транспорт “Эмба” прибыл из Новороссийска в Феодосию. 11 января 1942 г. в 07ч.00 мин линейный корабль “Парижская Коммуна” в охранении ЭМ “Свободный”, вышел из Поти в район Феодосии для обстрела войск противника в районе селений Старый Крым и Салы. 12 января 1942 года транспорт не прибывал. 13 января 1942 г. в 11ч.45 мин транспорт “Кубань” прибыл из Новороссийска в Феодосию. 14 января 1942 г. в 16ч.45 мин. транспорт “Жан Жорес”, тральщик «Геленджик” и базовый тральщик №412 вышли из Новороссийска в Феодосию. 15 января 1942 г. в 22 ч. 00 мин. транспорты “Красный Профинтерн” и ”Калинин” в охранении двух сторожевых катеров вышли из Новороссийска в Феодосию. (Дело ШТ 772.л. 311, 313, 314). Это вот такой "список посещений" порта, пока не весь. Касательно погибших судов, на фото где-то должен быть и танкер "Ташкент".

Vlad: Модератору Это марка к материалу об хорватском легионе (копии стр. журнала Военный Крым), приклейте ее куда посчитаете нужным. С уважением

Vlad: Узнали, все верно это 5 причал.

sagashir: Klaus пишет: В верх килем на плаву, это видимо один из тех сторожевых катеров, что в списке? Вообще говоря, не похоже на МО-IV (а они все были типа МО-IV, кроме 013-го типа ЗК). С уважением -

Фёдор: Ну, раз уж так разошлись, может, у кого есть данные по потерям в Эльтигенскую высадку?

Vlad: К тому, что написано в учебниках и книгах об этих десантах не стоит особенно верить. Слишком все "причесано" в период сов. власти. Потому-то и не стыковки, в истории написано одно, а на фото видно совсем другое. Уже убеждались в этом и не раз. 18 января десант покинул Феодосию. В город вошли немецкие части. Немецкий солдат стоит у транспорта, пирс целый, транспорт "Ногин". А где другие корабли погибшие в месте с ним? И последние фото , около 1947 года, разбор завалов. Пирс вкрошку раскатали... Корабли на местах своей гибели.

Vlad: А что, по вашему мнению, это может плавать? На тот скорбный корабельный список, особой надежды нет. В него могли вписать кого угодно. Верно буде то, что мы с вами видем на этих фото. С уважением

Vlad: Все размазано, стоит на месте Красногвардейца.

Vlad: Два вида на погибшие транспорты.

Vlad: Газета “Рабочий”, от 17 июня 1922 года сообщила:. “Работа портовой судоремонтной мастерской состояла в том, что бы отремонтировать разъездной пароход “Кафа”, который на днях был спущен на воду. “Кафа” настолько была изношена и поломана, так что стоял вопрос, стоит ли вообще его ремонтировать?” Портофлот. Феодосия В него входили суда: “Мальвина” (160 тонн), паровое судно “Кадор” (на 150 тонн), купленные в 1933- 1934 годах. Паровое судно “Амза” (30 тонн) куплено в 1934 году, паровое судно “Чауда” (200 тонн), "Пионер" ( на 80 тонн), приобретенные портом в 1938 году, буксирный катер "Дельфин" (450 л.с.)

Рамзес: Влад - а на какой год этот Ваш список по портофлоту ? Дело в том что в списках портофлота ЧФ на 1.1.1939 г. гораздо больше различных посудин за Феодосией числится (+ нестыковки с Вашими данными в плане того что не паровые а парусно - моторные) - мелочуха в основном конечно да баржи но в сумме цельных 22 плав.единицы набежало. Что смущает - Каффы в списках нет. Правда есть буксир Смелый 1899 г. но в 150 лошадок (или машину сменили ?) данных по которому в других источниках пока не нахожу. Может это в начале 30-х Каффу так переименовали ? Моя предидущая справка на нее в периоде после 1925 гг. весьма слабенькая.



полная версия страницы