Форум » Новейшая история » Загадочная гибель подлодки Фисановича » Ответить

Загадочная гибель подлодки Фисановича

Alchel: Случайно на глаза попалась статья в Инете. Возможно кому-то будет интересна. Герой Советского Союза Фисанович стал примером для многих поколений командиров.

Ответов - 23

maslopoop: Ужас!!! никогда не читайте советских (россиийских) газет с названием "Правда"!

Alchel: Ну а чего? Мне лично сказка про Мойшу с часами понравилась

Юрген: Учитывая, что Фисанович был членом Президиума Евре́йского антифаши́стского комите́та (ЕАК) история с часами вполне правдоподобна. Официальная газета ЕАК «Эйникайт» («Единство» на идише) распространялась по всему миру. Газета сообщала информацию о жизни советских евреев и о ходе боевых действий на фронтах. В 1943 году Михоэлс и Ицик Фефер в качестве официальных представителей советских евреев посетили и предприняли семимесячное турне по США, Мексике, Канаде и Великобритании. Для советских вооруженных сил ЕАК собрал 16 миллионов долларов в США, 15 миллионов в Англии и Канаде, 1 миллион в Мексике, 750 тысяч в британской Палестине, а также внес другую помощь: машины, медицинское оборудование, санитарные машины, одежда. 16 июля 1943 «Правда» сообщила: «Соломон Михоэлс и Ицик Фефер получили сообщение из Чикаго, что специальная конференция Джойнт начала кампанию, чтобы финансировать тысячу санитарных машин для потребностей Красной Армии». Т.О. Фисанович в еврейской среде Европы был известен. Передача лодки Лодка была отнюдь не новейшей. Средние лодки Великобритании были представлены типом «S» (водоизмещение – 640/935 т, основные размерения – 61,7 x 7,3 x 3,6 м, скорость – 13,8/10 узлов, экипаж – 38 человек, вооружение – шесть торпедных аппаратов и 76-мм орудие). Они были спроектированы специально для патрулирования в прибрежных водах. Конструкция – полуторакорпусная, с топливными танками внутри прочного корпуса, рабочая глубина погружения — 95 м. Их строили двумя небольшими сериями (4 и 8 шт.) на протяжении 1929–1935 годов. Всего до начала войны построено 12 субмарин. В 1944 г. одна из лодок серии «Sunfish» (S81, заложена в 1935, вошла в строй 1937 г) была передана СССР - т.е. уже 7 лет была в строю. Лодки 3-й серии строили в ходе войны, и их наделали 44 шт. Вот британская версия Sunfish was transferred to the Soviet Navy in 1944 and renamed V-1. She did not spend long under Soviet command, being bombed and sunk in error by a RAF Coastal Command Liberator off Norway, during passage from Dundee to Murmansk on 27 July 1944. Her commander — Capt. 2nd rank Fisanovich — had allegedly taken her out of her assigned area and she was diving when the aircraft came in sight instead of staying on the surface and firing recognition signals as instructed. All crew — including the British liaison staff - were lost. However, both the Royal Navy and RAF inquiries found that the RAF aircrew, who were at least 80 miles off course and who ignored unmistakable signs that the submarine was friendly, were fully responsible. The submarine's 50 Russian and one British crew are all commemorated on Dundee International Submarine Memorial http://uboat.net/allies/warships/ship/3428.html


Dirk: В 2011 г. питерское издательство "Алетейя" выпустило книгу мемуаров сына И.Фисановича - Тараса. Конечно, об отце очень много. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A4%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81&pos=1&rpt=simage&uinfo=sw-1349-sh-586-fw-1124-fh-448-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fstatic.ozone.ru%2Fmultimedia%2Fbooks_covers%2Fsmall%2F1003182397.gif

maslopoop: Dirk пишет: В 2011 г. питерское издательство "Алетейя" выпустило книгу мемуаров сына И.Фисановича - Тараса. Конечно, об отце очень много. А в 1990г. в Харькове вышла его же книга об отце "Не вернулся из боя".. в целом мне нравится.. про часы - не нашел, наверное, тогда еще нельзя было раскрывать все Тайны ... "краем уха" читал в Инете, что часы ему подарила чуть ли не английская королева ..

Alchel: Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Израиль Ильич Фисанович (1914—1944) на палубе подводной лодки М-172.

maslopoop: Alchel пишет: Фотография сделана в период с июня по октябрь 1942 года. А нельзя ли по-подробнее - "напрягает" обмундирование подводников.. "смущает" и "12" в звезде побед - до октября 1942г. М-172 провела всего лишь 8 атак с выпуском 10 торпед.. мне почему-то кажется - весна 1943г.. Вот, кстати, еще одно фото и, похоже, из этой же фотосессии.. Командир краснознамённой М-172 капитан 3(?2) ранга И.И. Фисанович, неизвестный (встречается на 5-6 фото), начальник ПУ СФ генерал-майор Н.А. Торик, командир 4-го ДПЛ капитан 2 ранга Н.И. Морозов и контр-адмирал А.А. Николаев, весна (возможно, 8 мая) 1943г.

Alchel: maslopoop Все верно - надпись ошибочна. Скачал ее вместе с фотографией, не проверив: 18-19 августа 1941 г. (1-я и 2-я победы) - Когда, согласно расчетам, оказались у входа в бухту Лиинахамари, подняли перископ, осмотрелись. Впереди, в полукилометре, у причала разгружался пароход. Работали подъемные краны, суетились грузчики. Из трубы парохода шел дым. Фисанович направил торпеду, прицеливаясь по трубе. Разворачиваясь на выход из бухты, услышали взрыв. В своих воспоминаниях ("В глубинах полярных морей". М., 1970) Колышкин писал, что на мгновение он поднял перископ, увидел, как над судном взметнулось облако дыма и пыли, и радостно поздравил экипаж. Тогда на Северном флоте это была всего вторая победа. Немцы, не предполагая такой дерзости советских подводников, долго искали в небе английские самолеты и бросились в погоню за подлодкой поздно, когда она уже выходила в открытое море. Спустя сутки М-172 второй торпедой утопила еще одно вражеское судно (паровую яхту противника). Во второй поход 14.09.1941 г. М-172 обнаружила и потопила тщательно охраняемый вражеский транспорт (3-я). По возвращении из похода весь экипаж лодки был награжден орденами. После ремонта боевые походы 12, 15 и 20 апреля 1942 г. ознаменовались потоплением двух транспортов и одного танкера фашистов (4-я,5-я и 6-я). В следующем, десятом походе 09.05.1942 – 11.05.1942 произошло событие, которое в 1984 г., в большой статье в газете "Правда", было охарактеризовано как "прообраз действий атомного подводного флота". Старшина 1-й статьи Анатолий Васильевич Шумихин - гидроакустик лодки сумел с помощью своей, в те годы довольно несовершенной аппаратуры не только услышать приближение вражеских судов намного раньше, чем это было доступно акустикам других кораблей, но и определить их количество, курс и скорость. В тот день над морем висел непроницаемый туман. Ориентируясь на показания гидроакустика, командир вслепую подошел к точке атаки. Только тогда он смог увидеть нечеткий силуэт вражеского судна и уничтожить его торпедами (7-я). 15 мая 1942 г. М-172 вышла в одиннадцатый боевой поход, ставший для подводников Советского Союза хрестоматийным примером стойкости и героизма. Обнаружив вражеский транспорт в окружении кораблей охранения, лодка торпедировала его с близкой дистанции и потопила (8-я). В четырнадцатом походе в ночь с 22-го на 23 января 1943 г. командир и боцман Николай Павлович Тихоненко увидели немецкий эсминец. Было очень темно, и маленькую лодку враг не заметил. Но и подводники обнаружили неприятеля, когда погружаться было поздно. Атаку произвели двумя торпедами почти в упор и увидели, как эсминец тонет (9-я). В пятнадцатом походе 30.01.1943 – 02.02.1943 М-172 в ночь на 1 февраля двумя торпедами потопила крупный транспорт противника (сторожевой корабль "V 6115" "Ostwind"), тоже находясь в надводном положении (10-я). Командир и сигнальщик Виктор Семенов, наблюдавшие гибель вражеского судна, замешкались, и лодка едва успела погрузиться, уходя от атаки кораблей охранения. В шестнадцатом походе 25 февраля заметили эсминец из числа захваченных немцами при оккупации Норвегии, идущий под немецким флагом, и потопили его двумя торпедами (11-я). На боевом счету М-172 было уже одиннадцать неприятельских кораблей и судов. В семнадцатом походе 17.04.1943 – 18.04.1943 на подлодке находился корреспондент центральной морской газеты "Красный флот" Николай Николаевич Ланин. В 1936-1937 гг. он в должности радиста служил с Фисановичем на М-77. На этот раз М-172 потопила крупный транспорт фашистов (12-я), но корабли конвоя обнаружили лодку и более двух часов преследовали и бомбили ее. Положение становилось критическим. Были опять получены повреждения. Позднее Ланин писал, что, снимая нервное напряжение членов команды, Фисанович с подчеркнуто ироничным уважением произнес, так чтобы его услышали во всех отсеках: "Да-а, нарвались на мастеров. Ничего, мы их сейчас обманем..." Несмотря на опасную ситуацию, подводники рассмеялись, и им действительно вскоре удалось уйти от преследования. 5 мая 1943 г. М-172 ушла в свой восемнадцатый боевой поход, последний под командованием Фисановича. Потопили крупный немецкий транспорт (13-я). Обозленные немцы в течение трех часов бомбили с кораблей и самолетов. По приходе в базу израненная лодка опять была поставлена на ремонт, а Фисанович с 3 августа 1943 г. возглавил 6-й дивизион "малюток". Командовать М-172 назначили капитан-лейтенанта Ивана Андреевича Кунца. Лодка вышла еще в два похода. Первый из них был безрезультатным, а во втором, 16 октября 1943 г., "малютка" погибла. Выходит, что фото сделано после 12-ой победы - 18.04.1943 года. Надпись над фото убрал, дабы не вводить людей в заблуждение.

maslopoop: Alchel пишет: Выходит, что фото сделано после 12-ой победы Без обид.. "напрягает" наличие в тексте только одного "имени" потопленного - V 6115... а где "имена" остальных? Кстати, почти все "имена" потопленных нашими подводниками взяты из трофейных доков противников.. У меня выходит как-то так.. М-172 (до 16.6.39 - М-88, №89), XII серия, заложена 17.6.36 на заводе №196 (г. Ленинград), спущена на воду 12.6.(23.7)37 и 11.12.37 вошла в состав КБФ; 19.5-21.6.39 перешла на Север по Беломорско-Балтийскому каналу; под командованием старшего лейтенанта Д.Я Лысенко, капитана 2 ранга И.И. Фисановича, капитан-лейтенанта И.А. Кунеца совершила 20 походов (77+? суток), провела 13 атак (20 торпед): 1.2.43 потопила СКР V.6115 (Германия, 541 брт); 3.4.42 награждена орденом Красного Знамени, 25.7.43 удостоена гвардейского звания; 1-11.10.43 пропала без вести (подрыв на мине) во время похода в Варангер-фъорд (+++23) Фисанович Израил Ильич, 23.11.1914, капитан 2 ранга, М-172 (24.7.41-10.7.43), КДПЛ№6 (6.7.-21.12.43), В-1 (30.5-8.44) - 19 походов (74+2 суток), 13 атак (20 торпед): 1.2.43 потопил СКР V6115 (Германия, 541 брт); награды: Герой Советского Союза (3.4.42), ордена Ленина (3.4.1942), Красного Знамени (1941, 1942), Отечественной войны II ст. (29.1.43), американский "Морской крест" (1943), медали; 25.7-3.8.44 погиб с лодкой (??ошибочно потоплена самолётом ВМФ Великобритании) на переходе из Лервика в Полярный... С уважением..

Сумрак: "В-1". Лодка вышла в море 25 июля 1944 г. в 20 часов по московскому времени. К сожалению, утром 27 июля она была потоплена противолодочным самолетом "Либерейтор"86-й эскадрильи Берегового командования. По донесению экипажа самолета, он атаковал подлодку в 80 милях в стороне от границы 60-мильного коридора, выделенного для перехода наших кораблей. При приближении самолета вместо того, чтобы дать опознавательный сигнал, Фисанович приказал произвести срочное погружение. Это подписало кораблю смертный приговор. На борту лодки погибло 50 советских моряков и британский офицер связи. М.Морозов, К.Кулагин - "Урсула" и другие подводные лодки британской постройки в составе Северного флота" - "Морская коллекция", 12/2008.

Юрген: Вот самого Фисановича мемуары http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_podvodniki_atakujut/05.html А это список экипажа http://uk.group9may.com/#!album-20-9

Georg G-L:

maslopoop: Фото, с большой долей вероятности, сделано в начале июня 1942г., после вручения второго ордена Красного Знамени..

Georg G-L: maslopoop пишет: Фото ЕМНИП была сделана целяя серия таких фото командного состава СФ. Но вот где остальные?

aden13: maslopoop пишет: Без обид.. "напрягает" наличие в тексте только одного "имени" потопленного - V 6115... а где "имена" остальных? Согласен. Особенно это: В четырнадцатом походе в ночь с 22-го на 23 января 1943 г. командир и боцман Николай Павлович Тихоненко увидели немецкий эсминец. Было очень темно, и маленькую лодку враг не заметил. Но и подводники обнаружили неприятеля, когда погружаться было поздно. Атаку произвели двумя торпедами почти в упор и увидели, как эсминец тонет (9-я). Alchel пишет: В шестнадцатом походе 25 февраля заметили эсминец из числа захваченных немцами при оккупации Норвегии, идущий под немецким флагом, и потопили его двумя торпедами (11-я). Все немецкие эсминцы и миноносцы известны поименно да и их судьба тоже. Ничего похожего я не нашел.

maslopoop: Georg G-L пишет: целяя серия таких фото командного состава СФ. Всё-таки, наверное, подобные делались постоянно после вручения наград.. а в конце войны вообще на наградные листы представляемых к званию Героя Советского Союза наклеивали фото командира лодки.. вот такие.. .. январь 1945г. Богорад Самуил Нахманович, 17.8.1907, капитан 3 ранга, Щ-310 (15.3.44-9.5.45) - 3 похода (94 суток), 14 атак (34 торпеды): 8.10.44 потопил "Баггер-3" (Германия, 400 брт), 8.10.44 - ТР RO24 (Германия, 4499 брт); награды: Герой Советского Союза (8.7.45), ордена Красного Знамени (24.12.42, 26.5.45), Ленина (8.7.45), Ушакова II ст. (21.11.44), медали; умер 23.4.96, похоронен на 1-ом Лесном кладбище Риги.

Alchel: aden13 пишет: maslopoop пишет:  цитата:Без обид.. "напрягает" наличие в тексте только одного "имени" потопленного - V 6115... а где "имена" остальных? Согласен. Особенно это: Друзья , ну что ж вы так "напряглись"? Если вспомнить суть моего поста - цель была определить дату фотографии, на которой на рубке лодки изображена надпись в 12 побед. "Рисовали" ее по ходу боевых действий, исходя из имеющихся на то время сведений и показаний сведетелей событий. На самом деле, было потоплено значительно меньше единиц - для этого достаточно открыть ту же Википедию (тоже конечно не ахти-какой источник, но есть наверняка и другие - более аргументированные, а пока...): 1) "21 августа 1941 года М-172 первой проникла во вражескую гавань Лиинахамари и торпедировала транспорт, стоявший у пирса" - фактически торпеда взорвалась при ударе о пирс рядом с германским транспортом «Монсун» (водоизмещение 6950 брт); транспорт повреждён не был. 2) "Спустя сутки лодка под носом у вражеских батарей отправляет на дно Баренцева моря паровую яхту противника" - как докладывал И. И. Фисанович: «Через 9 минут после торпедного залпа наблюдением в перископ яхта не была обнаружена». Фактически торпеда взорвалась при ударе о берег рядом с германским госпитальным судном «Александр фон Гумбольдт» (водоизмещение 686 брт). 3) 19 января 1943 года временно исполняющий обязанности начальника главного морского штаба контр-адмирал Ю. А. Пантелеев, послал запрос в штаб Северного флота: «Прошу сообщить для доклада наркому ВМФ на основании каких наблюдений, или каких-либо данных — штабом СФ в оперсводке № 188-41 доносилось, что ПЛ „М-174“ потопила 2 транспорта противника в районе Петсамо». К запросу прилагались показания военнопленного противотанкового дивизиона вермахта в сентябре 1941 года выполнявшего роль противокатерной батареи на рейде Линахамари. Согласно его показаниям, атака советской подводной лодки 26 сентября 1941 года была безуспешной. В своем ответе Штаб Северного флота указал, что данные в оперсводку были внесены «на основании устного доклада командира ПЛ Егорова». В результате произошедшего масштабного разбирательства 15 июля 1943 года начальник штаба СФ было дано указание командиру бригады подводных лодок об "исключении из списка торпедированных в Петсамо в 1941 году транспортов подводными лодками «М-171», «М-172», «М-174». 4) 17 сентября 1941 года газета «Известия» опубликовала статью И. И. Фисановича «Как мы потопили фашистский транспорт». Фактически же был атакован норвежский бот «Орнульф» (водоизмещение 80 брт), причём торпеда прошла в 15 м позади судна. Считалось, что «М-172» в ходе атаки потопила норвежский пароход «Ренёй» (водоизмещением 287 брт), как об этом сообщает «Боевая летопись Военно-морского флота. 1941—1942 гг.» (М.: издательство Воениздат, 1992. — С. 35) со ссылкой на ЦВМА, ф. 112, д. 1497, л. 146, 147; или Rohwer J., Hümmelchen G. «Chronik des Seekriges. 1939—1945.» (Oldenburg — Hamburg, 1968. — S. 163). Однако в реальности норвежский пароход «Ренёй» не погибал, и был сдан на слом уже после войны. Возможно я как-то, конечно не акцентировал этот момент - каюсь - моя вина .

Alchel: А вообще, я так понимаю, количество фактических побед лодки Фисановича уже не удастся воостановить достоверно. По этому поводу люди целые расследования проводили. Вот, хотя бы, взять предисловие С.Резника к книге Т.Фисановича "О некоторых попытках тенденциозного освещения боевых действий на Баренцевом море в 1941-45 годах" click here

Юрген: aden13 пишет: Ничего похожего я не нашел. Можно взять книгу А.В. Платонова. Энциклопедия советских ПЛ 1941-1945 гг. Там по каждой лодке приведены сверенные с дойчами результаты. http://mirknig.com/knigi/military_history/1181363424-enciklopediya-sovetskih-podvodnyh-lodok-1941-1945.html

Georg G-L: maslopoop пишет: наверное, подобные делались постоянно после вручения наград.. я про качество снимка...

maslopoop: Alchel пишет: количество фактических побед лодки Фисановича уже не удастся воостановить достоверно А как же М.Морозов/К. Кулагин "Месть Сталина советские подлодки типа М"?.. там даны 9 "имён" атакованных М-172 целей..

Alchel: Так и у всех 12 вроде бы имена есть - вопрос были ли они потоплены? Я к сожалению не читал Морозова и Кулагина - они как-то документально аргументируют эти 8 побед?

Юрген: Боевой результат: 18 боевых походов (77 суток) в Великой Отечественной войне в качестве командира подводной лодки. Выполнено 13 торпедных атак (выпущено 20 торпед). 01.02.1943 потоплен германский сторожевой корабль "V 6115" ("Ostwind"). 1 боевой поход (5 суток) в Великой Отечественной войне в качестве обеспечивающего. Обеспечиваемый командир лодки выполнил 1 торпедную атаку (выпущено 2 торпеды), потопив 11.09.1943 германский большой охотник "Uj 1217". Вот все атаки по двухсторонним данным, извините, если кого-то разочарую (Платон - ты мне друг, но истина дороже) - [url=http://submarine-at-war.ru/mens/fisanovich_i_i.html]http://submarine-at-war.ru/mens/fisanovich_i_i.html http://submarine-at-war.ru/boats/m172.html



полная версия страницы