Форум » Карьера и история повседневности » Кризис офицерского корпуса? » Ответить

Кризис офицерского корпуса?

Dirk: Уважаемые коллеги! Почти два года тому назад прошли "Елагинские чтения", на которых я выступал с докладом. Перед Новым годом Л.И.Амирханов принес в РГАВМФ отпечатанный экземпляр материалов тех чтений, но я его еще не видел. Вам же предлагаю почитать текст моего доклада и сказать все, что вы думаете обо мне, моих умственных способностях и затронутой теме. Покорно прошу соблюдать корректность. С неизменным уважением, Ваш Алексей Кризис офицерского состава русского флота накануне русско-японской войны 1904–1905 гг. Емелин А.Ю. Подробную характеристику офицерскому составу русского флота указанного пе-риода дал В.Ю.Грибовский . Он привел много важных сведений о системе подготовки, штатном и фактическом составе флота, отрицательном влиянии морского ценза, проана-лизировал поведение командиров в бою. По его мнению, «одной из важнейших причин больших потерь и самих поражений в боевых столкновениях на море была слабая военная подготовка и тактическая пассивность командного состава российского флота». Полно-стью соглашаясь с этим мнением, хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, можно гово-рить в целом о кризисе офицерского состава русского флота накануне русско-японской войны. В данной статье речь пойдет о строевых офицерах, это вызвано как недостатком места, так и тем обстоятельством, что именно они более других впрямую влияли на ход боевых действий. Подавляющее большинство строевых офицеров одного возраста имели общую ба-зовую подготовку, полученную в Морском кадетском корпусе (с 1867 по 1891 г. называв-шемся Морским училищем). В этом были свои плюсы и минусы. К первым отнесем еди-нообразие заложенных представлений о чести, тактике, методах использования оружия и т. д. Корпус давал достаточно фундаментальные знания по математике, физике и другим важным предметам. В то же время далеко не всегда воспитанников учили устройству и обращению с новейшими образцами техники. Между тем для офицеров, пришедших на флот в первые годы XX века, контраст между устаревшими судами, на которых они со-вершали летние практические плавания, и новейшими крейсерами и броненосцами, на ко-торых им пришлось вступить в бой, оказался разительным – не все успели «перестроить-ся». В связи с этим укажем на главный, на наш взгляд, недостаток в принятой в корпусе системе обучения: в воспитанниках не удавалось выработать стремление учиться само-стоятельно. Не говоря уж о самообразовании, решение о поступлении в специальные классы (Минный, Артиллерийский) принималось офицерами в зависимости от их личных представлений о карьере, но никогда не связывалось с интересами страны. Если бы такое же положение было в японском флоте, он едва ли добился бы победы. Впрочем, препода-ватели Морского корпуса не смогли бы решить данную проблему, даже если бы ее четко осознавали – то же самое имело место в государстве в целом, при чем особо усугублялось исключительно дворянским происхождением воспитанников. Как уже говорилось, многие офицеры не знали кораблей последнего поколения, вступавших в строй накануне войны. Конечно, и командирами тех самых новейших ко-раблей нередко становились моряки опытные, много плававшие, но мало знакомые с дос-тижениями прогресса. Окончив Морской корпус четверть века назад, они зачастую более нигде специально не учились и не только имели проблемы с элементарным маневрирова-нием в кильватерном строю, но и не знали, каким образом следует использовать мощь ко-раблей в бою с противником. Обратимся к спискам выпускников Морского корпуса, со-ставленным с учетом успеваемости. Из 13 капитанов 1 ранга, командовавших русскими кораблями в Порт-Артуре в день начала войны, Морской корпус окончили 12 человек. При этом в лучшие десятки в своих выпусках входили пять человек, в худшие десятки – ни одного, двое находились выше середины списков и пятеро – ниже. Из 17 капитанов 1 ранга, командовавших кораблями в Цусимском сражении, лишь двое закончили Морской корпус в лучшей десятке, еще двое входили в «замыкающие» десятки, большинство ос-тальных были «середняками». При сравнении этих показателей видно, что 1-я эскадра флота Тихого океана находилась в более благоприятных условиях. Конечно, средний балл вовсе не являлся объективным показателем – многие хорошие командиры вышли из са-мых «хвостов» списков благодаря лихости, решительности, глазомеру и приобретенному с годами морскому опыту. Но, как правило, им очень не хватало образования, знания но-вейшей техники, действенности оружия и способов его применения. Впрочем, нередко и их товарищи, окончившие корпус в числе лучших, находились в подобных условиях – система переподготовки командного состава еще отсутствовала.

Ответов - 49, стр: 1 2 All



полная версия страницы