Форум » Карьера и история повседневности » Татуировки... » Ответить

Татуировки...

Dirk: Уважаемые коллеги! Для "Кортика" была предложена публикация документа о татуировках, датированного 1913 годом. Его содержание сейчас значение не имеет, но хотел бы предложить вам прочесть предисловие к публикации. Какие будут мнения, дополнения... Может быть, иллюстрации? С уважением, Алексей Точных сведений о времени появления в русском флоте обычая производить татуирование не имеется. Возможно, возникновение этой традиции связано с кругосветными плаваниями русских кораблей в первой половине и середине ХIХ века. Именно тогда матросы и офицеры могли познакомиться с обычаями, существовавшими в дальневосточных странах и на островах Тихого океана, и перенять у их жителей практику татуирования. Татуировку на теле матросов и офицеров могли делать и татуировщики-профессионалы в портах Китая и Японии. Татуировкой украшали свое тело некоторые офицеры. Согласно одной из флотских легенд, роскошную татуировку сделал себе великий князь Алексей Александрович . Но наиболее широко эта практика распространилась среди нижних чинов. Публикуемые документы, относящиеся к 1913 г., являются наиболее ранним обнаруженным документальным свидетельством бытования в матросской среде практики татуирования. Несмотря на меры по борьбе с этим широко распространившимся явлением, экзотический обычай укоренился среди матросов, перейдя и в советский флот. Так, в одном из документов 1926 г., посвященном флотским традициям, сохранившимся с дореволюционных времен, можно прочитать: «К скверным традициям к[раснофлот]цев следует отнести еще татуировку (хотя она теперь «уходит в подполье»)» . Однако этот обычай не исчез, а продолжает существовать и до сих пор.

Ответов - 28

Ad rem: На мой взгляд, было бы очень интересно познакомиться с данным "обычаем". На общем фоне негатива от армии и флота ... татуировка, как память о службе воспринимается как определенный символ братства и принадлежности к определенному кругу....

wessel88: Глава из книги М.Горденева "Морские традиции и торжественные церемонии Русского Императорского Флота".

wessel88: Моя.


Dirk: Спасибо, впечатляет!!!

wessel88: Снайпер.

Georg G-L: Различные по времени, географии, национальной принадлежности и социально-экономическому устройству (организации) популяции и этносы знали и использовали идентификационно-опознавательный мотив тату. Отметим, что, исследуя вытатуированные тамги на теле манси, В .Н. Чернецов одним из главных мотивов их нанесения считал опознавательный: "Тамги, вытатуированные на теле представителей народа манси, символизировали не только принадлежность их владельца к определенному роду, но и формировались как личные, семейные татуированные изображения, имеющие общее сходство и различие в деталях". А в Древней Греции и Риме имел место не только обычай, но и правовое закрепление татуирования людей, связанного с их будущей идентификацией. Так, у воинов Древнего Рима было введено принудительное и добровольное татуирование, в зависимости от воинской принадлежности. Например, оружейникам римских легионов принудительно накалывали специальные знаки по приказам цезарей, по этому поводу сохранились указания западно-римского Хонориуса (384-423 гг.) и восточно-римского Аркадия (377-408 гг.). Последний из скандинавских королей англосаксонской династии Гарольд II (1022-1066 гг.), погибший в битве при Гастингосом в 1066 г., был опознан на поле боя только благодаря вытатуированному на груди слову "Эдит", означавшему имя его жены. Другой пример. Татуировка , нанесенная на плечо французского рыцаря, по имени д'Амале, который служил королю Франции Генриху IV (1553-1610 гг.), позволила знаменитой в те времена куртизанке, красавице Раверии, опознать своего возлюбленного среди погибших в битве под Сен-Дени в 1591 г. В XVIII в . татуировка как средство идентификации использовалась прогрессивными общественно-профессиональными группами. Так, например, в одной из Парижских больниц для обездоленных слоев населения акушерки наносили одинаковые татуировки новорожденным и их матерям, чтобы они могли распознать свое дитя. С аналогичной целью тирольские крестьяне наносили татуировку на лица ( в виде небольших знаков) своим детям, отправляемым на заработки по другую сторону Альп. Когда после многих лет пребывания на чужбине дети возвращались в родные деревни, их распознавали близкие по признакам внешности, но больше по такой особой примете, как татуировка . Пожалуй, единственной страной, которая в XVIII в . на государственном уровне официально ввела татуирование как средство идентификационной защиты для групп риска, была Россия: по указу Петра I (1712 г.) нанесение татуировки было обязательной процедурой для рекрутов, отобранных для службы в армии и на флоте . Как свидетельствует К. Велишевский, на запястья русских рекрутов наносился штамп из игл, положение этих игл, сообразно задаче идентификации, можно было изменять для нанесения личного номера его владельца и креста.

Georg G-L: О популярности татуировки среди солдат всех армий, сражавшихся в период наполеоновских войн 1803-1815 гг., свидетельствуют результаты исследований, проведенных около 1850 г. немецким юристом Л. Каспером и французским врачом Ж. Хутином среди обитателей домов для ветеранов и инвалидов войны в Берлине и Париже. Результаты этих исследований говорят о том, что около 20% из них имели татуировки. Самыми популярными изображениями оказались даты, связанные с различными периодами прошедших войн, виды оружия, скрещенные мечи либо дула орудий, фигуры солдат, сердца с инициалами. Размышляя над стремлением моряков и солдат иметь памятные и культово-защитные оберегающие символы и знаки в виде тех или иных татуировок, авторы считают, что не исключено, что именно в подражание российскому опыту (имеется в виду указ Петра I об обязательном татуировании рекрутов-новобранцев) сержант стрелковой кавалерии Райли во время перерывов в военных действиях англо-бурской войны 1899-1902 гг. наносил на тела офицеров и их подчиненных солдат и сержантов татуировки с изображением полковых символов и памятных знаков этой кампании. За выполнение данной миссии Райли был поощрен главнокомандующим, лордом Ф.С. Робертсом, который видел в татуировании средство опознания погибших во время военных действий. Во время гражданской войны в США (1861-1865 гг.) немецкий эмигрант М. Хильдебрант татуировал воюющим различные символы, которые имели в своей основе идентификационный мотив. Основной, доминирующий над другими психолого-личностный фактор, объясняющий повышенный интерес моряков и солдат к татуированию, - подсознательный инстинкт самосохранения (быть опознанным при гибели). Данный тезис подтверждает известный исторический факт, обнародованный врачом главного штаба Мюнхена: есть люди-татуировщики, которые живут тем, что наносят татуировки солдатам вскоре после их рекрутского набора (по пять пфеннигов за символ). О людях с натурой моряка лучше всех сказал финский археолог-этнограф Пяльси: "Их самая великая радость - отправляться в путь, а их любимое место - дорога". Нет сомнений, что культурный опыт накожной живописи у моряков и военных "несет в себе опыт прошлых поколений, ориентирует личность" в системе исторических координат мировой цивилизации и вместе с тем помогает людям не быть безымянными и получить современную медицинскую помощь при обозначении татуировкой группы крови.

Dirk: А лучше всего ставить ссылки на чужие статьи, откуда берёте цитаты...

Rector: Dirk читал где-то, что у императора Николая II были татуировки на обеих руках, изображающие драконов.

Georg G-L: в XVIII-XIX веках для ограждения от телесных наказаний, которые в то время широко практиковались в английском флоте, британскими моряками изображались на спинах огромные распятия.В конце девятнадцатого века страстью к татуировке была охвачена Англия и весь англоговорящий мир. По мере развития татуировки после её возрождения, влияние «сувенирных» татуировок, привозимых моряками и путешественниками, упало. Перелом же в отношении к татуировке положил принц Уэльский, который впоследствии стал позднее королем Эдуардом VII, живший с 1841 по 1910. Будучи с неофициальным визитом в Японии в 1881 году, принц посетил студию Хори Чио, крупного японского тату-мастера, выполнившего на теле принца рисунок в виде дракона. Об этом узнали сначала лондонские журналисты, а затем и широкая общественность. Так татуировка приобрела популярность сначала в высших кругах, а вслед за тем и во всем обществе. В списке высокопоставленных татуированных особ присутствуют Дженни Джером, мать Уинстона Черчилля леди Рэндолф Черчиль, король Георг V, австрийские эрцгерцоги Франц Фердинанд и Рудольф, великие русские князья Алексей и Константин, и сам царь Николай II, греческие король Иоанн I с королевой Ольгой, князь Вольдемар в Дании, короли Швеции Оскар II Бернадотт и Норвегии Хаакон VII Олденбургский, египетский правитель хедив Аббас. http://www.protatu.ru/

Georg G-L: Rector пишет: читал где-то, что у императора Николая II были татуировки на обеих руках, изображающие драконов. Во время путешествия по Востоку он сделал себе несколько татуировок и больше всего покорил супругу тем, что нанес ее имя – Саша. http://www.tattoo3000.ru/articles/art21/ Пишут, что на плече ему накололи цветок лотоса http://www.respecttovar.ru/art.php?id=319 либо цветной дракон на спине http://allshanson.ru/forum/viewtopic.php?t=19.html

Rector: Georg G-L пишет: больше всего покорил супругу тем, что нанес ее имя – Саша он был еще не женат... и, возможно, еще не знаком с Алисой Гессенской (не помню когда они познакомились), Имя Саша Алиса получила только в 1894 г.

Georg G-L: Rector пишет: не помню когда они познакомились За 10 лет до этого в 1884 году на свадьбе ее старшей сестры Елизаветы Федоровны и в. кн. Сергея Александровича... В общем вывод - нет ни одного надежного источника указывающего на то, что у Николая была татуировка... все на уровне слухов...

Georg G-L: Rector пишет: Саша А может Sunny - "Солнышко", как называли Аликс родственники...

Ермакъ: В Либаве, по словам местных газет, один матрос, покушаясь на самоубийство, ранил себя, вследствие чего была вызвана медицинская помощь. Здесь обнаружилось, что на теле его произведена татуировка; на груди было «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», на правой руке – «В борьбе обретешь ты право свое», на левой руке – «Боже храни моряка» и государственный герб, а на плечах - контр-адмиральские эполеты. Судя по татуировке, нельзя сказать, что субъект «твердых политических взглядов». "Голос Москвы" 12 декабря (29 ноября) 1908 года. http://sapeur.forum24.ru/?1-3-40-00000063-000-0-0-1229077844

варяг: Ермакъ пишет: Здесь обнаружилось, что на теле его произведена татуировка; на груди было «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», на правой руке – «В борьбе обретешь ты право свое», на левой руке – «Боже храни моряка» и государственный герб, а на плечах - контр-адмиральские эполеты. Судя по татуировке, нельзя сказать, что субъект «твердых политических взглядов». прошу просветить, а что в императорском флоте не было процедуры телесного осмотра матросов перед баней?

velbot-067: варяг пишет: а что в императорском флоте не было процедуры телесного осмотра матросов перед баней? А зачем? Чтобы посмотреть у кого какие татуировки? В императорском флоте к татуировкам относились более спокойно, чем в советском. Это в советском и нынешнем флоте производят телесные осмотры матросов, чтобы увидеть следы воспитательного процесса "годками" молодых матросов.

Фёдор: Новобранцев, может быь, и осматривали, а "старых бойцов" кто будет в бане проверять? А свои не выдадут.

Georg G-L: Фёдор пишет: Новобранцев, может быь, и осматривали В уездном воинском присутствии и "со всех сторон"...

варяг: velbot-067 пишет: А зачем? Чтобы посмотреть у кого какие татуировки? В императорском флоте к татуировкам относились более спокойно, чем в советском. просто я думаю, что за татуировки такого содержания (как у вышеупомянутого матроса) можно было и на Сахалин загреметь...

Navegare: Да. такая подобная у моих матросов была ))) В современном флоте именно у офицера татуировка считается как бы западлом, как сравнение с нижним чином по менталитету )))))

Navegare: В императорском флоте если и была определённая гадковщина, но не на столько глобальная как в наше время ))) поэтому смыла в телесных осмотрах не было... да и матросы - мужики в основном оч.взрослые служили.

Georg G-L: Navegare пишет: мужики в основном оч.взрослые служили. и откуда такой вывод?

tur: Татуировки Его Императорского Величества Царя Николая 2 http://vk.com/topic-47372879_29173381

tur: В Санкт-Петербурге в Р.Г.И.А. был обнаружен документ от 1907 г. «Дело о разрешении Е. П. Вахрушеву заниматься татуированием». http://www.tattoo-pepper.ru/blog/43

tur: Русские моряки с крейсера "Орел". 1910-е годы. http://nikodimitrij.livejournal.com/62319.html

Georg G-L: Georg G-L пишет: либо цветной дракон на спине tur пишет: Татуировки Его Императорского Величества Царя Николая 2 таки дракон, но на руке...

tur: Georg G-L пишет: таки дракон, но на руке... В 1891 Хоритё, знаменитый мастер ирэдзуми из Кобе сделал царевичу Николаю татуировку на правой руке. Процесс по воспоминаниям Николая II занял семь часов.



полная версия страницы