Форум » Карьера и история повседневности » кораблестроитель Мелихов Андрей Иванович ?1773г.р. - до 1821г.см. » Ответить

кораблестроитель Мелихов Андрей Иванович ?1773г.р. - до 1821г.см.

Марина.М.: по просьбе потомка Мелиховой Любовь Андреевны (дочери Мелихова Андрея Ивановича ?1773г.р.) и Волкова Михаила Петровича 1801 г.р. (сын Волкова Петра Васильевича 1757г.р. и Гурьевой Екатерины Павловны 1763гр (сестра жены Можайского Тим. Ив. ?1764 г.р., Варвары Павловны Гурьевой). Мелихов Андрей Иванович родился предположительно в 1773 году. Начал свою самостоятельную кораблестроительную деятельность в городе Санкт-Петербурге на Охтинской верфи, где в 1790 году построил два небольших судна – голета. В 1798 году он был на учебе в Англии. В Санкт-Петербурге он проработал до 1810 года, построив 28 судов различных классов. В 1810 году как опытный кораблестроитель переведен на Черное море в город Севастополь, где им построены корветы «Крым» (1810) и «Язон» (1815), бриг «Мингрелия» (1813). С его пребыванием связывается внедрение в Севастополе новой более прогрессивной технологии обработки древесины путем пропаривания. С назначением на Черноморский флот в качестве Главного командира А. С. Грейга переведен в город Николаев (1816). В Николаеве им построены : корабль «Норд Адлер» (1820), фрегаты «Флора» (1818) и «Поспешный» (1821), пароход «Везувий» (1820), бриги «Ганимед» (1820) и «Орфей» (1821), яхта «Утеха» (1821), тендер «Андрей» (1817), транспорты «Мария» (1819) и « Ингул» (1820), канонерские лодки «Дерзкая» (1819) и «Злая» (1822). Был командирован в город Херсон, где им построен корабль «Император Франц» (1821). На фрегате «Флора», спущенном на воду в присутствии императора Александра I, Андрей Иванович впервые на Черном море применил сепингсову систему набора корпуса. Командовал фрегатом Ф. Ф. Беллинсгаузен. Вместе с А. И. Каверзневым Мелихов при А. С. Грейге возрождал Черноморский флот. Всего им построено 44 судна. Все суда, построенные Андреем Ивановичем на Черном море, успешно участвовали в боевых действиях в русско-турецкую войну 1828-1829 годов. Мелихов занимался проектированием и постройкой дноуглубительных машин, так летом 1818 года он спроектировал и в июле 1819 года построил в Николаевском адмиралтействе дноуглубительную машину с мускульным приводом (13 арестантов), а в первой половине августа 1821 года провели испытания фарватерной машины приводимой в действие паровым двигателем (он спроектировал корпус под паровой двигатель). Корабельный мастер 6-го класса, кавалер ордена Святого Владимира 4-й степени. Умер до 30 октября 1821 г. в городе Николаеве. Жена : Мария Кузьминична (ок. 1783-26.07.1831) Дети : Вера, Надежда, Любовь (замужем за Волковым Михаилом Петровичем 1801гр) и Софья А вопрос по Мелихову А.И. такой: Нет ли возможности узнать о Мелихове в "Общем морском списке" ч. 7. В нем должна быть информация о корабельном мастере 6-го класса Мелихове Андрее Ивановиче. Хотелось бы узнать даты его жизни.

Ответов - 10

Тина: 2 ноября 1821 года в Николаевском адмиралтействе спущен на воду 44-пушечный фрегат "Поспешный", участвовал в войне с Турцией 1828–1829 г. в эскадре вице-адмирала А. С. Грейга. Строитель - корабельный мастер 6 класса Андрей Иванович Мелихов (1773-1821).

Alchel: Мелихов Андрей Иванович Родился в семье дворянина в 1773 г. 1785-1789 г.г. - корабельный ученик 2-го класса в чертежной мастерской в Санкт-Петербурге. Работал под руководством корабельного мастера Масальского. В 1788 г. участвовал в строительстве шебек (транспортное судно). 1789 г. - корабельный ученик 1-го класса. 1789-1790 г.г. - находился в Кронштадте при строительстве четырех фрегатов и двух палубных батарей, где работал под руководством корабельного мастера Курыгина. 1790 г. - находился в Санкт-Петербурге, участвовал в строительстве канонерских лодок и четырех батарей. За проявленное усердие в период строительства был награжден годовым жалованьем. 1791 г. - участвовал в постройке двух полупрамов. 1790-1792 г.г. - работал под руководством корабельного мастера Масальского. 1792 г. - участвовал в постройке 74-пушечного корабля «Елизавета». Работал под руководством корабельного мастера Сарычева. В этом же году был переведен в тиммерманы. 1793-1794 г.г. принимал участие в постройке 38-пушечного фрегата и одного брига. Работал под руководством корабельного мастера Масальского. 1794-1800 г.г. - находился в Англии для обучения кораблестроению. 1796 г. - за присылку из Англии планов и сведений ему было объявлено «благоволение» от Государственной коллегии Адмиралтейства. 1798 г. - за присылку из Англии моделей, планов и заметок, касающихся кораблестроения, получил в награду 50 фунтов стерлингов. «Богоявление Господне» заложен 7.3.1795 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строители А. И. Мелихов и М. Сарычев. Спущен 24.9.1798, вошел в состав БФ. 1799 г. переведен в корабельные подмастерья 12-го класса. 1800 г. - за присылку из Англии всевозможных чертежей и записок («замечаний») на заготовку леса получил в награду 50 фунтов стерлингов. 1800-1803 г. - находился в Санкт-Петербурге, где работал под руководством корабельного мастера Сарычева. 1801-1802 г.г. - участвовал в постройке корабля «Твердый». 1802 г. - командирован в Новгородскую губернию для осмотра передаваемой в казну дачи. 1803 г. - по поручению интендантской экспедиции вел постройку корабля «Твердый». В этом же году в Главном гребном флоте достроил десять лодок, тридцать иол, восемь плавучих батарей и пакетботов. 1804 г. - за строительство корабля «Твердый» получил в награду 300 руб. 1803-1804 г.г. - находился под начальством интендантской экспедиции. 1805 г. - достроил и спустил на воду корабль «Твердый», осуществил проводку его на камелях до Кронштадта, за что ему от Государственной коллегии Адмиралтейства была объявлена благодарность. 1806 г. - построил и спустил на воду два 14-пушечных катера и два пакетбота, исправил и достроил шлюп «Диана». 1804-1807 г.г. - находился под начальством директора кораблестроения Брюна сан Катерина. 1807 г. - за исправление шлюпа «Диана» получил благодарность от Государственной коллегии Адмиралтейства. В этом же году построил и спустил на воду два бомбардирских судна и занимался постройкой корабля «Смелый» и 48-пушечного фрегата. В это же время осуществлял ремонт кораблей гребного флота. 1808 г. - достроил корабль «Смелый», 48-пушечный фрегат, четыре регемана, два брига, два люгера, двадцать пять ластовых судов и спустил их на воду. Находился при проводке на камелях корабля «Смелый», фрегата «Валера». За постройку и спуск вышеуказанных кораблей не только объявлено «благоволение» от Государственной коллегии Адмиралтейства, но и дано право на объявление такого же «благоволения» чиновникам, бывшим под его начальством, штаб и обер-офицерам, находившимся при строительстве. От исполнительной экспедиции представлен к награждению орденом Св. Владимира четвёртой степени. За особое усердие в работе получил в награду 500 руб. на путевые издержки. 1807-1808 г.г. - работал под руководством Сарычева и Брюна сан Катерина. 17 февраля 1809 г. - командирован в г. Николаев, куда прибыл тридцатого марта. Шестого июня командирован из Николаева в г. Севастополь, куда прибыл тринадцатого июня. По поручению Черноморской исполнительной экспедиции был в Феодосии для осмотра брандвахты. 29 августа 1809 г. - командирован в Керченский порт для осмотра канонерских лодок. 1809-1816 г.г. - находился в распоряжении Севастопольской конторы. В 1809 г. в Севастопольском порту осуществлял ремонт кораблей флота. 1810 г. - достроил и спустил корвет «Крым». За успешный ремонт 11-пушечного корабля «Ягудиил», который ранее был признан негодным к плаванию, получил «благоволение» от Главного Черноморского департамента. 1811 г. - за успешный ремонт корабля «Победа», признанного негодным, но проплававшего два года после ремонта, получил «письменную признательность» от начальника Севастопольской конторы адмирала Сарычева и контр-адмирала Галла. 1812 г. - продолжал руководство по ремонту кораблей флота и постройки брига «Мингрелия». 1813 г. - осуществлял руководство по ремонту кораблей флота, построил и спустил на воду 16-пушечный бриг «Мингрелия». 1815 г. - построил и спустил на воду 24-пушечный корвет «Язон» и заложил 14-пушечную шхуну «Севастополь». 1816 г. - руководил ремонтом эскадры, направляемой в поход, и строительством и 14-пушечной шхуны «Севастополь». 1816 г. - переведен в Николаевский порт, где осуществлял постройку 74-пушечного корабля № 4. В этом же году награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. «Андрей» заложен 27.4.1817 в Николаевском адмиралтействе. Строитель А. И. Мелихов. Спущен 9.10.1817, вошел в состав ЧФ.10,1x4,2x2 м; 8 орудий. 1818 г. - за постройку и спуск в Николаевском порту 44-пушечного фрегата «Флора» получил от его императорского величества через Главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала А. С. Грейга бриллиантовый перстень. 1819 г. - построил и спустил на воду военный транспорт № 1 «Мария» и канонерскую образцовую лодку. 1820 г. - по окончании строительства 74-пушечного корабля № 4 «Норд-Адлер» провел его через мелководную реку Буг, построил и спустил на воду бриг № 3, пароходное судно, военный транспорт № 4 большого размера, которые также провел через мелководье Буга. 24 мая 1820 года в Николаеве спущен на воду первый колесный деревянный пароход для Черноморского флота «Везувий». Построил его из дубового и частично соснового леса корабельный мастер 6 класса Андрей Иванович Мелихов. Использовался для буксировок и грузоперевозок между Херсоном и Николаевом. После этого осуществлял постройку 44-пушечного фрегата, брига № 2 и яхты. Для училища спустил на воду корвет. Кроме этого в Херсонском порту осуществил постройку 110-пушечного корабля « Император Франц». К концу жизни Мелихов А.И. был признан корабельным мастером 6-го класса. Умер в октябре 1821-года (г. Николаев).

Марина.М.: Ув. Тина! Ув. Alchel! СПАСИБО! потомкам сообщила эти новые сведения. (только вчера заметила эти сообщения...). Уже получила ответное письмо, - изучают...


Лекарский помощник: Умер в Николаеве 10 октября 1821 г. и был отпет в Адмиралтейском соборе, похоронен на старом христианском кладбище.

Dirk: В ОМС только два Мелиховых - Алексей и Василий. Кораблестроителей там немного, только выдающиеся.

Юрген: Марина.М. пишет: Нет ли возможности узнать о Мелихове Есть статья о нем - Усольцев Владимир. Строители парусного флота в Севастополе. Мелихов Андрей Иванович // «Морской архив» : Альманах. — 2012. — № 2 (3) Мелихов Андрей Иванович родился в 1773 году в дворянской семье (Рязанский дворянский род, владевший в начале XVII в. поместьями в с. Мошки и д. Рудино Михайловского у. Его представители к начале XIX в. перешли в однодворческое сословие и были внесены во II ч. ДРК Рязанской губ. по своим личным заслугам.). В 1785 году Андрей Мелихов был принят на службу корабельным учеником 2-го класса в чертёжную мастерскую Санкт-Петербургского адмиралтейства[1]. В 1789 году был произведён в корабельные ученики 1-го класса. В 1789—1790 годах на верфях в Санкт-Петербурге и Кронштадте участвовал в строительстве фрегатов, палубных батарей, канонерских лодок, полупрамов, шебек и других судов под руководством корабельного мастера Даниила Масальского. Самостоятельную кораблестроительную деятельность Мелихов начал на Охтенской верфи Санкт-Петербурга, где в 1790 году построил два небольших судна — галета (легкие двухмачтовые парусники), участвовал в строительстве канонерских лодок и четырех плавучих батарей. За проявленное усердие в период строительства был награждён годовым жалованьем. В 1791 году он участвовал в постройке двух полупрамов. В 1792 году Мелихов участвовал в постройке 74-пушечного корабля «Святая Елисавета», который строили корабельные мастера Кольман и В. Сарычев. В этом же году Мелихов был произведён в тиммерманы. В 1793—1794 годах под руководством корабельного мастера Масальского принимал участие в постройке 38-пушечного фрегата «Елизавета» и одного брига. В 1794—1800 годах Мелихов неоднократно выезжал заграницу в Англию для обучения кораблестроению. За предоставление всевозможных чертежей, отчётов и записок о командировке поощрялся денежными премиями: в 1796 году ему было объявлено «благоволение» от Государственной коллегии Адмиралтейства, в 1798 году — за присылку из Англии моделей, планов и заметок, касающихся кораблестроения, получил в награду 50 фунтов стерлингов, в 1800 году — за присылку из Англии чертежей и записок на заготовку леса вновь получил в награду 50 фунтов стерлингов. С 1795 по 1798 годы в Санкт-Петербургском адмиралтействе Мелихов совместно с корабельным мастером В. Сарычевым строил 38-пушечный фрегат «Богоявление Господне» (заложен 7 марта 1795 года, спущен на воду 24 сентября 1798 года)[3], а с 1796 по 1800 годы — совместно с мастером П. Васильевым строил фрегат «Эммануил». В 1799 году Мелихов переведён в корабельные подмастерья 12 класса Табеля о рангах. В 1800—1805 годах продолжал работать в Санкт-Петербургском адмиралтействе под руководством корабельного мастера В. Сарычева, совместно с которым заложил в августе 1802 года 74-пушечные линейные корабли «Твёрдый и «Скорый». В том же году был командирован в Новгородскую губернию для осмотра передаваемой в казну дачи, вернувшись в Санкт-Петербург продолжал постройку «Твёрдого», параллельно в 1803 году в Главном гребном порту построил десять канонерских лодок, тридцать иолов, восемь плавучих батарей и пакетботов. В 1804 году за строительство корабля «Твердый» получил в награду 300 руб. В 1803—1804 годах находился под начальством интендантской экспедиции, с 1804 служил под руководством директора кораблестроения Брюн де Сен-Катерина и произведён в 11 класс Табеля о рангах. В 1805 году достраивал и 18 июля спустил на воду линейный корабль «Твёрдый», осуществил проводку его на камелях до Кронштадта, за что ему от Государственной коллегии Адмиралтейства была объявлена благодарность. В 1806 году Мелихов построил и спустил на воду два 14-пушечных катера и два пакетбота, исправил и достроил шлюп «Диана», за что получил благодарность от Государственной коллегии Адмиралтейства. 14 марта 1801 года Мелихов был произведён в корабельные мастера 6 класса Табеля о рангах[6]. В 1807—1808 годах строил два бомбардирских судна, заложил и совместно с Брюн де Сен-Катерином и И. В. Курепановым строил 88-пушечный корабль «Смелый»[7], а также 48-пушечный фрегат. В 1808 году построил и спустил на воду два бомбардирских судна. В это же время осуществлял ремонт кораблей гребного флота, построил два люгера, двадцать пять ластовых судов, два брига, один из которых бриг («Меркурий») и спустил их на воду. Находился при проводке на камелях корабля «Смелый», фрегата «Валера». За постройку и спуск вышеуказанных кораблей ему было объявлено «благоволение» от Государственной коллегии Адмиралтейства, а также дано право на объявление такого же «благоволения» его подчинённым, находившимся при строительстве. От исполнительной экспедиции Мелихов был представлен к награждению орденом Святого Владимира четвёртой степени и за особое усердие в работе и награждён премией в 500 рублей на путевые издержки. 17 февраля 1809 года Мелихов был командирован на Черноморский флот, сначала в город Николаев, а 6 июня в Севастополь. По поручению Черноморской исполнительной экспедиции в Феодосии осматривал брандвахты. 29 августа 1809 года был направлен в Керченский порт для осмотра канонерских лодок. В 1809—1816 годах находился в распоряжении Севастопольской конторы. В 1809 году в Севастопольском порту осуществлял ремонт судов, в том числе 11-пушечных кораблей «Ягудиил» и «Победа», которые ранее были признаны негодными к плаванию. За восстановление этих кораблей получил «благоволение» от Главного Черноморского департамента и «письменную признательность» от начальника Севастопольской конторы адмирала Сарычева и контр-адмирала Галла. В 1810 году достроил и спустил 18-пушечный корвет «Крым»[8]. В 1812—1813 годах продолжал руководить ремонтом кораблей флота, построил и спустил на воду 16-пушечный бриг «Мингрелия». В 1815 году руководил строительством второго стапеля на севастопольской верфи, в том же году построил и спустил на воду 24-пушечный корвет «Язон»[10] и заложил 14-пушечную шхуну «Севастополь», которую спустил на воду 16 мая 1818 года. В 1816 году руководил ремонтом кораблей Черноморской эскадры, направляемой в поход, а затем был переведён в Николаевский порт, где 21 мая 1817 года приступил к постройке 74-пушечного линейного корабля «Норд-Адлер», который достроил и спустил на воду 24 мая 1820 года. В этом же году был награждён орденом Святого Владимира четвёртой степени. 27 апреля 1817 года А. И. Мелихов заложил в Николаевском адмиралтействе 8-пушечный тендер «Андрей», который спустил на воду 9 октября 1817 года. В 1817-1818 годах Мелихов руководил капитальным ремонтом эллинга адмиралтейства с заменой большей части деревянных свай. В 1818 году за постройку и спуск в Николаевском порту 44-пушечного фрегата «Флора» Мелихов получил от Его Императорского величества бриллиантовый перстень. Впервые в отечественном кораблестроении при строительстве фрегата «Флора» Мелихов применил систему набора корпуса по методу Сепингса — с диагональными сваями-ридерсами. В 1819 году Мелихов построил и спустил на воду военный транспорт «Мария» и канонерскую образцовую лодку «Дерзкая». В 1820 году провёл через мелководную реку Буг построенный 74-пушечный корабль «Норд-Адлер», построил и спустил на воду бриг , пароходное судно, военный транспорт большого размера, которые также провёл через мелководье Буга. 24 мая 1820 года в Николаеве Мелихов спустил на воду построенный им первый колёсный пароход «Везувий» из дубового и частично соснового леса с двумя паровыми машинами по 16 л.с., который строился по указанию командующего Черноморским флотом вице-адмирала Грейга для доставки корабельного леса из Херсона в Николаев. В 1820—1821 годах построил 44-пушечный фрегат «Поспешный» (спущен на воду 2 ноября 1821 года)[14], 22-пушечные бриги «Ганимед» (1820) и «Орфей» (1821)[18], яхту «Утеха» и транспорт «Ингул». Для морского училища спустил на воду корвет. В 1821 году в Херсонском Адмиралтействе построил 110-пушечный корабль «Император Франц»[12]. Все суда, построенные Мелиховым на верфях Черноморского флота участвовали в боевых действиях в русско-турецкую войну 1828—1829 годов. Умер Андрей Иванович Мелихов в октябре 1821 года в городе Николаев.

vladl: В послужном списке А.И. Мелихова действительно есть запись о спуске на воду корвета для училища. Однако в списках кораблей флота отсутствует какой-либо корвет, построенный в 1820-1821 гг. этим корабельным мастером в Николаеве. Возможно этот корвет как учебный не был зачислен в списки флота. Может кто-нибудь подскажет об учебных кораблях того времени. С уважением, vladl

yes_1: vladl пишет: Однако в списках кораблей флота отсутствует какой-либо корвет, построенный в 1820-1821 гг. этим корабельным мастером в Николаеве. Вероятно, строился для замены ФР ДЕННИЦА и, скорее всего, получил его имя, поэтому и его и нет в списках.

Spanthout: yes_1 пишет: для замены ФР ДЕННИЦА А этот вообще не спускали на воду. Он был построен во дворе штурманского училища и находился там в качестве пособия.

yes_1: Spanthout пишет: А этот вообще не спускали на воду. А корвет думаете спускали... vladl пишет: vladl Забыл поздравить Вас с выходом книги о болиндерах. Что касается катера ОЛЬГА, о котором Вы спрашивали, то Ваша версия целиком неверна.



полная версия страницы