Форум » Карьера и история повседневности » Морские охранные батальоны в Эстляндии и Лифляндии » Ответить

Морские охранные батальоны в Эстляндии и Лифляндии

bratishka: Дорогие друзья! В продолжение ветки о Галлере в разделе поиск попались два снимка из жизни одной из карательных морских рот, действовавшей в Саусенской волости Лифляндской губернии. Нет ли соображений - что за офицеры на этих снимках?

Ответов - 24

denis: Второе фото характерное, три "карателя" среди "наказуемых"

denis: А крупнее фотографий нет?

bratishka: Это максимум из того, что можно вмонтировать в страницу. Сами снимки, увы, невелики. Но один офицер с мефистофельской бородкой уж очень характерен. На 2-м снимке офицеры после приведения жителей усмиренной волости к присяге.


Автроилъ: bratishka пишет: ...после приведения жителей усмиренной волости к присяге. Про «зверства матросских батальонов» в Прибалтике писалось довольно много. Однако, в материалах почти нигде не встречается рассказ о том, почему чухонцев надо было «усмирять». Ничего не говорится именно о том, как свободолюбивые представители населения Курляндской и Эстляндской губерний грабили и жгли поместья, убивая и слуг и господ, резали чужой скот, пилили телеграфные столбы и громили отделения связи...

bratishka: Это очень верное замечание. Из рапортов видно, что край все больше погружался в хаос, где заправляли некие комитеты, возглавляемые зачастую учителями. Никакой политической платформы не было - все строилось только на протестном движении со всеми вытекающими прелестями. Вообще, тема 1905 г. по моему мнению недооценена. Страна оказалась на грани катастрофы без всяких видимых причин, во всяком случае без очевидных предпосылок 1917 г. Следовательно причины февральской революции были гораздо глубже, чем большевики, германская разведка, заговор генералов и пр. Возвращаясь к снимкам, полагаю, что это офицеры какой-то роты 4-го или 5-го охранных батальонов.

Автроилъ: Тоже хотелось бы, чтобы на этой фотографии кого-нибудь опознали. Может, так получше будет?

Автроилъ: В связи с нарастанием «революционного движения» в Прибалтийском крае и недостатка обычных воинских частей для наведения порядка в конце ноября 1905 года было принято решение о формировании батальонов из состава флотских экипажей. Всего намечалось сформировать шесть: 1-й - командир капитан 2-ого ранга О. О. Рихтер, 2-й - командир капитан 1-ого ранга барон В. Н. Ферзен (он же — начальник отряда морских охранных батальонов в Эстляндии), с 27 января принял командование капитан 2-ого ранга В. Ф. Пономарев, 3-й - (фактически — полубатальон) под командой капитана 2 ранга П. А. Зеленого 1-го, 4-й - командир капитан 2-ого ранга В. Н. Протопопов, 5-й - командир капитан 2-ого ранга Г. П. Пекарский, 6-й - командиром которого был назначен капитан 2-ого ранга В. И. Галанин формирования фактически не закончил по причине начавшегося повсеместно подписания присяги. Известно, что в состве батальонов также служили В. В. Витгефт, барон Н. А. Типольт, изъявлял желание послужить Государю молодой Вилькицкий... Из нижних чинов в общей сложности в составе пяти батальонов в Прибалтийском крае действовало 1868 человек. Примечательно, что большей частью они были набраны из добровольцев 14-го флотского экипажа, начальник которого бывший командир КР «Варягъ» капитан 1-ого ранга В. Ф. Руднев за месяц до того был уволен в отставку за допущение волнений в экипаже и неспособность справиться с ними.

bratishka: Вот так да. А я и не знал, что Витгефт тоже был в этих батальонах - а известно в каком? Вообще там было немало интересных людей. Зарубаев, Саблин, Щетинин, Галлер и др.

Тритон: Не карательные батальоны, но близко к теме. Статья из почившего журнала "Флотомастер". С.Ю. Гордеев “Антипотемкин” Еще совсем недавно, в связи с матросскими выступлениями на флоте в период Первой русской революции 1905-1907 гг., сразу вспоминались эскадренный броненосец Князь Потемкин-Таврический”, крейсера “Очаков” и “Память Азова”, миноносцы “Скорый” и “Свирепый”, учебное судно “Прут”, восстания в Кронштадте, Свеаборге и Владивостоке. О восстаниях на них написано множество научных и популярных книг и статей, защищено множество кандидатских и докторских диссертаций, сняты художественные и документальные фильмы. И это, безусловно, правильно! Происшедшие на них события являются интереснейшей, хотя и трагической частью нашей истории, а свою историю мы обязаны знать. Чем больше выйдет объективных исследований тем лучше, хотя участие в революции 1905-1907 гг. мешает их дальнейшей славной истории в годы Первой мировой и гражданской войн. Но были и другие корабли, команды которых остались в этой непростой обстановке верны законной власти. Именно их офицерам и матросам пришлось отвечать за допущенные вольные или невольные ошибки властей и командования, усмирять восставшие корабли и крепости и заслужить кличку “жандармов” и ненеависть революционеров. О них не писали книг, и старались как можно реже о них упоминать (совсем не писать о них не получалось, так как практически все из них имели славную боевую историю). К таким кораблям, безусловно, относятся эскадренный броненосец Ретвизан” и канонерская лодка “Терец” на Черном море; эскадренный броненосец “Слава” и крейсер “Богатырь” на Балтике; канонерская лодка “Манчжур” во Владивостоке и некоторые другие. К таким кораблям можно отнести и миноносец “Прочный” о действиях которого и пойдет речь ниже. Политическая обстановка в Курляндии начала ухудшаться летом 1905 г. К зиме практически весь край оказался во власти революционных партий всех мастей, с большой примесью местного национализма. Созданные ими комитеты, опираясь на вооруженные ружьями и револьверами боевые дружины, фактически устранили законные органы власти. А самой этой власти опереться было не на что, поскольку войсковых гарнизонов в Курляндии было немного, к тому же начальники некоторых гарнизонов фактически приняли положение нейтралитета. В сложившейся ситуации, только в Либаве, где наличие крепости и военного порта, а соответственно и сильного гарнизона, не позволяли революционерам диктовать свою волю. Правда и Либава не избежала революционных событий летом 1905 г., когда произошли волнения артиллеристов крепости и матросов флотских экипажей военного порта. Но благодаря своевременно принятым комендантом крепости генерал-лейтенантом Кршивицким и командиром военного порта контр-адмиралом Ирецким эффективным мерам, эти волнения удалось быстро погасить. Продуманные и осторожные действия командования гарнизона Либавы принесли свои плоды. Хотя всю осень настроение в крепостной артиллерии и флотских экипажах внушало некоторые опасения, командование гарнизона считало (и как показали дальнейшие события справедливо), что на части гарнизона, все таки, можно положиться, даже несмотря на перевод в состав двух либавских флотских экипажей большого количество матросов, участвовавших в Кронштадском восстании и “внесших свой дух”. Агенты полиции, докладывая о настроении в частях гарнизона подчеркивали, что матросы и солдаты друг против друга не пойдут, но вот против местных “бунтовщиков, латышей и евреев”, пойдут не задумываясь. Не замечалось “ничего, из чего можно было бы заключить их солидарность с политическим движением населения”. Таким настроениям всячески помогала и “ пылкая любовь” местного населения к русскому гарнизону. В ноябре 1905 г. тяжелая обстановка сложилась и в городе и порте Виндава, где новые революционные власти даже вынудили военный гарнизон покинуть город. Захвата конечного пункта Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и довольно крупного коммерческого порта центральная власть уже допустить не могла и потребовала от командования Виленского военного округа и Либавской крепости принять меры к восстановлению контроля над портом и городом. Император Николай II лично “указал, что на выстрелы войска обязаны отвечать выстрелами же и сокрушать малейшее поползновение к вооруженному сопротивлению”. Командованием округа был сменен комендант Виндавского гарнизона, а от порта Императора Александра III потребовали послать в Виндаву для поддержки гарнизона, перевозки войск и связи вооруженные артиллерией корабли. Командир Порта контр-адмирал Ирецкой и рад бы был выполнить этот приказ, но не мог. В его распоряжении находились старые броненосцы береговой обороны “Адмирал Чичагов”, “Адмирал Лазарев” и “Адмирал Спиридов”, крейсер 2-го ранга “Адмирал Корнилов” , учебное судно “Океан”, транспорты “Хабаровск”, “Бакан” и “Анадырь”, вспомогательные крейсера “Кубань” и “Русь”, На большинстве из них были разобраны машины для зимнего ремонта, а экипажи сокращены. В готовности находились только “Адмирал Корнилов” и “Океан”. Но хотя они и имели артиллерию и надежные экипажи, но из-за своих размеров и осадки в Виндавский порт войти не могли. Находившийся в Виндаве при подводной лодке транспот “Самоед” имел 4 47 мм орудия, но не имел снарядов. Положение могли спасти только миноносцы, но имевшиеся в распоряжении Ирецкого миноносцы “№ 119” и “№ 120” уже закончили кампанию. В сложившейся ситуации из Кронштадта, по просьбе Ирецкого, были присланы три миноносца типа “Сокол”: “Прочный”, “Пылкий” и “Прыткий”, срочно возобновившие кампанию. Энергичные действия экипажа одного из них, а именно “Прочного”, во многом помогли к установлению законности и порядка в Виндаве, причем без применения силы. Уже 18 декабря начальник Виндавского гарнизона докладывал, что в городе все спокойно. О том, как это происходило, и говорится в приводимом ниже рапорте его командира капитана 2-го ранга Рычагова. М.М. Секретно. Командир порта Императора Александра III Коменданту Либавской крепости. 18 декабря 1905 г. № 656. При сем препровождаю Вашему Превосходительству для сведения приложение к строевому рапорту командира миноносца “Прочный”, находящегося в Виндаве. Контр-адмирал Ирецкой. (Резолюция: К делу. Действительно, отличные распоряжения капитана 2-го ранга Рычагова. Нужно донести генералу Бекскому (??) телеграммою: “Так как дальнейшее пребывание миноносца “Прочный” в Виндаве – вследствие льда становится для него опасным и об этом же мне заявил Командир Порта Императора Александра III, то я отдал распоряжение о возвращении миноносца “Прочный” в Либаву. Генерал-майор (подпись неразборчива) Копия. Приложение к строевому рапорту командира миноносца “Прочный” капитана 2-го ранга Рычагова. Вследствие словесного приказания Вашего Превосходительства, 6 декабря с.г., в 6ч.15 м. отошел от “Разгрузочной пристани” и выйдя в аванпорт направился по назначению в г.Виндаву, имея пары в 4 котлах. Ветер NW/4 с зыбью. В 7 ч.20 м. Прошли траверз маяка “Стейнорд”, пройдя после которого 2 мили взяли курс NO 27?. В 7 ч.40 м. открылся маяк “Бакгофен”. В 9 ч.30 м., так как по расчету должны были быть на траверзе “Виндавы”, уменьшил ход до малого и стал приближаться к берегу, но входных огней не видал. В 10 ч.30 м. скрылся маяк “Бакгофен”, из-за чего заключил, что Виндава осталась позади, а потому повернул на обратный курс и малым ходом, при помощи лота, стал приближаться к берегу. В 11 ч.30 м. только подойдя вплотную к стенке аванпорта увидал входные огни и вошел в аванпорт, где в 12 ч. 5 м. ночи стал на якорь на глубине 4 сажен имея левого канату на клюзе 22 сажени. Входные огни в аванпорте, как я уже сказал, можно увидеть только подойдя к ним вплотную, между тем на карте горизонт их обозначен 6,3 мили. Кроме того входные огни в реку гораздо ярче и видны с моря мили за 3, чем легко могут сбить с толку мореплавателя и привести его на отмель вне аванпорта, что и было позже с миноносцем “Прыткий”, а также с рыбачьей лайбой, которая так и осталась с октября месяца выброшенной на берег и до сих пор не снятой. Пары поддерживал так как ветер стал заходить к зюйду все время усиливаясь и развел большую зыбь, которая была чувствительна для миноносца даже в аванпорте. 12 ч.20 м. пришел с моря учебное судно “Океан”, который стал на якорь в море вне аванпорта. В 1 ч.10 м. ночи пришел на миноносец паровой катер с “Океана” вместе с офицером. На этом катере я отправил подпоручика Строганова к начальнику Виндавского УРа для сбора всех сведений о состоянии дела в городе. Вернувшийся офицер доложил, что в настоящее время, по видимому спокойно, но настроение жителей в высшей степени тревожное и кто только может уезжает из города, при чем начальник гарнизона просил меня войти в реку и ошвартоваться у4 города на некоторое время, дабы жители воочию могли убедиться, что к властям подошли значительные подкрепления. Вследствие этого в 8 ч.30 м. утра 7 декабря, снялся с якоря и пошел в реку имея на буксире паровой катер с “Океана”, который за свежестью ветра и зыби не мог попасть обратно – ночевать же в реке я ему не разрешил. Войдя в реку ошвартовался недалеко от рыбачьей пристани с городской стороны. Буквально весь город был в этот день на пристани осматривая миноносец с набережной, так как сходни поставлено не было и доступ на миноносец был воспрещен. В 9 ч. утра с подъемом флага, к нему выведен был ружейный часовой с заряженный ружьем. Чехлы с орудий были сняты и я на глазах виндавской публики приказал протереть пушки. Впечатление было произведено громадное, и публика в ужасе спрашивала у команды “для кого это вы готовите пушки, неужели будете стрелять в город”. На это, заранее наученная, команда отвечала: “Мы пришли усмирить бунтовщиков, а будем ли стрелять все зависит от вас. Будет все тихо и стрельбы никакой не будет”. В 10 ч. утра пришел портовый пароход “Колывань”, с вооруженной командой, на который я погрузил 20 ящиков привезенных ружейных патронов и сдал их под расписку капитана Монахова. Пары поддерживал будучи наготове во всякое время сняться с якоря, так как начальник гарнизона предупредил меня, что положение дел в городе напряженное в высшей степени и что надо быть очень осторожным и во всякое время готовым ко всевозможным случайностям. За неделю до нашего прихода город был совершенно во власти “Революционного комитета”. По его приказанию войска были выведены из города за две станции по железной дороге, и власть этого комитета настолько упрочилась, что служащие в казенных учреждениях не могли получить жалованья из Казначейства без бланка этого комитета. С переменой начальника гарнизона и назначением на это место полковника Гордеева, войска снова были введены в город, хотя расположились не в казармах, а заняли станцию железной дороги и живут в вагонах. С введением войск в город часть революционного комитета разбежалась, а оставшаяся часть расклеила прокламации в которых объявила жителям что “по непредвиденным обстоятельствам дела комитета, на время, прекращаются”. По видимому, с нашим приходом, они более и не возобновятся, хотя все время идут разные слухи что будто в уездах формируются громадные банды бунтовщиков, отлично вооруженных ружьями маузера и револьверами Браунинга, которые имеют своей целью прогнать гарнизон и утвердиться в Виндаве. По проверке этих слухов рекогносцировками, они по большей части оказались совершенным вымыслом. Для того чтобы не иметь никакого сообщения с берегом, я просил начальника Торгового порта, бывшего капитана 2-го ранга Пузанова, которого я отлично знаю и вполне могу доверять, прикомандировать к моему миноносцу для выполнения мелких поручений в городе и для доставки команде свежей провизии, особо доверенного человека ихз числа служащих у него в порту. На что г.Пузанов охотно согласился и сейчас же прислал мне такового. Этим же человеком пользовались для тех же нужд и миноносцы “Пылкий” и “Прыткий” во время стоянки их в Виндаве. На ночь я оттягивался от набережной, приблизительно сажени на две, причем кроме часового еще два человека вахтенных имели готовыми разряженные ружья, которые хранились в боевой рубке. Очень удручающее впечатление произвело на горожан два холостых выстрела с “Океана”, которыми он вызывал свой паровой катер (последний выходил 3 реза днем и каждый раз из-за громадной зыби должен был возвращаться). Впечаление и паника были настолько сильны, что 8 числа, на пароходе “Дагмар” выехали из Виндавы много обывательниц и семейства консулов. Этому бегству и панике способствовало еще и мое требование от Уездного воинского начальника подробного плана г.Виндавы, с обозначением на нем мест казенных зданий и иностранных консульств, которые в случае бомбардировки, я хотел щадить. По получении приказания Вашего Превосходительства, о досмотре и остановке пароходов приходящих в Виндаву, я лично отправился к Начальнику УРа, которому объяснил что холостых выстрелов для остановки пароходов делать не могу за неимением патронов, а так как “Океан” уже ушел, то и принять их не могу. Кроме того я был в затруднении относительно способов сообщения, так как на своих шлюпках поддерживать его не мог, по причине большого количества плавающего льда (спущенный один раз вельбот потерпел небольшую аварию из-за льда, а парусники я и не рисковал посылать), а потому просил о прикомандировании ко мне портового парового катера или небольшого парохода, но за неимением таковых, мне в этом было отказано, а было решено так: заведуют досмотром пароходов таможенные надсмотрщики, и при поездке их на каждый пароход, их командир заходил ко мне, и с миноносца посылался офицер и два ружейных часовых, которые присутствуют при досмотре и руководят им. 8 числа лопнула труба ведущая к динамо-машине и к магистрали парового отопления. Пришлось прекратить все на 8 часов, отнять трубу и запаять своими средствами. Температура жилых помещений понизилась за это время до +5?R, так как наружного воздуха была -4? с ветром, а кругом миноносца был плавающий лед. Пока труба действует исправно. 9 декабря бегство горожан продолжалось, причем очень многие уехали на пароходе “Cito” в Либаву. 10 декабря по предложению начальника УРа перешел к Таможенной пристани и ошвартовался выбрав место откуда у меня мог бы быть наиболее свободный район действий для артиллерии в случае надобности, а также стоянка миноносца у этой пристани более безопасна в смысле плавучего льда, и еще что этим избегается возможность внезапного нападения на миноносец ночью, так как против стоянки миноносца в одном из таможенных пакгаузов расположен эскадрон драгун, и сама станция находится в 1500 шагах, следовательно связь между гарнизоном трех родов оружия существует постоянная. На основании этого уменьшил ночную вахтенную службу до двух вооруженных вахтенных, а также прекратил в 2 котлах пары, оставив один для отопления и освещения, а в другом приказано иметь постоянную горячую воду, дабы сняться со швартовов было возможно в каждый данный момент и пройти по реке в любой из пунктов. В 8 ч. 30 м. пришел миноносец “Пылкий” с которого привезли 5 полушубков. Это было очень хорошо, так как команда неся продолжительную и утомительную вахтенную службу, не имела теплой одежды и я помышлял уже о приобретении таковых, но затруднялся только в средствах, так как миноносец ушел из Либавы в расчете на короткий срок, и деньги захвачены не были настолько, что даже не успел принять из Казначейства жалованья для команды, а захватил только талоны. Пришлось команду и гг. офицеров удовлетворить из своих денег. Так как миноносец “Пылкий” стал в реке на якорь, то я послал предложение к командиру ошвартоваться рядом у Таможенной пристани, что он и исполнил перейдя туда в 9 ч. 15 м. В 9 ч. 55 м. получил известие по телефону, что миноносец “Прыткий” при входе в Виндавский аванпорт, стал на мель южнее аванпорта против Лоцманской башни. Узнав с миноносца “Пылкий”, от капитана 2-го ранга Одинцова, что он послал дать знать о несчастии с миноносцем “Прыткий”, я тем не менее снесся по телефону с начальником УРа и от него узнал, что все меры к снятию миноносца приняты и что руководителем по снятию миноносца с мели назначен начальник порта Торгового мореплавания г. Пузанов. 11 декабря в 3 часа дня удалось постепенно стащить миноносец с мели и привести его в реку. Особо сильных повреждений он не получил, имел в носовой части небольшую течь, а также лопасти винтов оказались частью погнуты, частью сломанными. При провертывании машин валы действовали правильно. После тщательного исследования днища водолазами, оказавшегося вполне удовлетворительными, решено было миноносцам “Пылкий” и “Прыткий”, выждав погоду идти по назначению в Ригу. Начальник УРа выразил желание и необходимость чтобы вверенный мне миноносец освещал по ночам город прожектором, но так как мой прожектор был не готов, то я при помощи местных властей и воспользовавшись некоторыми материалами с электрической станции железной дороги, исправил свой прожектор, за что уплатил 18 руб. 50 коп. и с 11 декабря ежедневно, в разное время освещаю по ночам местность. Ежедневными рекогносцировками гарнизона и драгун, а также обысками подозрительных домов, отобрано у жителей до 80 ружей и револьверов, которы начальник района сдал на хранение на вверенный мне миноносец. 12 и 13 был свежий NW и миноносцы не могли выйти в море. 14 декабря хотя и стихло несколько, но в море осталась такая зыбь, что поврежденному миноносцу идти было не безопасно. 15 декабря в 9 ч. 15 м. утра миноносцы “Пылкий” и “Прыткий” ушли в море при тихом N и улегшейся зыби. Здоровье офицеров и команды вполне удовлетворительно. Спуск команды на берег в город безусловно воспрещен. С согласия начальника района, еженедельно по вторникам устраиваю для команды баню, которая имеется при железной дороге для служащих. Там же команда моет себе белье и койки, а сушит их в особом Таможенном пакгаузе любезно уступленным мне начальником таможни. 16 числа утром при штиле река затянулась сплошным льдом и целый день шел густой снег. После полдня попросил железнодорожный ледокол разбить лед около миноносца. 17 декабря при морозе 8? R река покрылась довольно крепким льдом, но при помощи ледокола “Виндавец” и небольшого N ветра удалось пргнать лед, хотя через три часа река снова вся уже была затянута тонким слоем льда. Пока будет возможно, буду держать эту часть реки свободной ото льда, тем более что начальник района полковник Гордеев очень любезно никогда мне не отказывает в содействии пароходов, находящихся в его распоряжении. Поезда железной дороги ходят правильно только до г. Митавы, а от Митавы до Риги ежедневно ходит только один воинский поезд. Почта и телеграф в Виндаве начали работать с 14 декабря, а сегодня пришла телеграмма из Петербурга посланная 13-го декабря. О всем вышеизложенном доношу Вашему Превосходительству. Подписал: капитан 2-го ранга Рычагов. 17 декабря 1905 г. Верно: Делопроизводитель (подпись неразборчива) РГВИА: Фонд 13137 опись 1 дело 72 листы 203-208.

bratishka: Истерические просьбы губернских властей о присылке им судов для борьбы с волнениями опубликованы в сборнике: Материалы по истории СССР. Вып. IV. М.-Л., 1957. со ссылкой ЦГА ВМФ Ф. 417. Оп. 1. Д. 26487. Л. 36, 43, 73. Весьма занятны резолюции Бирилева и Вирениуса на этих письмах: "Для меня не понятно, куда и зачем надо посылать суда" (В), "Весьма мудреное" (Б). Вообще, советские сборники про 1905-1907 гг. у нас сегодня недооценены, а между тем делали их добротно. Возвращаясь к фотографиям - снимки сделаны в Саусенской волости Венденского уезда Лифляндской губернии. Если это 4-й батальон капитана 2 ранга Протопопова, то его ротами командовали - 1-я рота лейтенант Щербачев (м. Штоксмангоф), 2-я рота лейтенант Баранов (ст. Крейцбург, мл. офицер лейтенант Андросов), 3-я рота ? , 4-я рота лейтенант Рыжей (ст. Кокенгузен). Может быть это поможет кого-то опознать?

Автроилъ: bratishka пишет: А я и не знал, что Витгефт тоже был в этих батальонах - а известно в каком? Насколько помнится - в пятом. С уважением...

Автроилъ: Тритон пишет: К зиме практически весь край оказался во власти революционных партий всех мастей, с большой примесью местного национализма. Созданные ими комитеты, опираясь на вооруженные ружьями и револьверами боевые дружины, фактически устранили законные органы власти. Тут можно вспомнить нашумевшую историю парохода "Джон Графтон", севшего на камни в Ботническом заливе у Якобстадта (26.08.1905) и взорванного своим экипажем. Причиной такого «решительного» поведения моряков являлось опасение угодить на каторгу. Судно было нанято эсерами на деньги японцев и шло с грузом оружия, купленного на те же средства. В последующем финская полиция извлекла из затопленных трюмов парохода 9670 швейцарских винтовок «Веттерлей» и 4 тысячи штыков к ним, 720 револьверов «Веблей», около 400 тысяч винтовочных патронов и 122 тысячи патронов для револьверов. Кроме того, там оказалось 192 пуда взрывчатого желатина, две тысячи детонаторов и 130 футов бикфордова шнура. Почти сразу 30 стволов полицейские отдали финским боевикам. Остальное оружие было отобрано финскими революционерами и роздано по рукам финским крестьянам позже в дни октябрьской забастовки.

Dirk: Освежим? 1-й морской охранный батальон Командующий: РИХТЕР [Оттон Оттонович], капитан 2 ранга Командиры рот: Костенский [Николай Алексеевич], лейтенант 1-я рота Беклемишев [Владимир Александрович], лейтенант 3-я рота Максимов 7-й [Николай Лаврентьевич], лейтенант 2-я рота Субалтерн-офицеры: Галлер [Лев Михайлович], мичман (в феврале – офицер 1-й роты, но в марте его там точно не было, однако в итоговом списке к высочайшему смотру он в батальоне числится) Измайлов 3 [Андрей Арсеньевич], мичман 1-я рота Романовский [Вячеслав Петрович], мичман 4-я рота фон Штейн [Михаил Дмитриевич], мичман 4-я рота (на февраль – уже командир?) Иванов Николай [Константинович], мичман 2-я рота Олюнин [Николай Алексеевич], мичман 4-я рота Кротков 2-й [Владимир Аполлонович], мичман 3-я рота (офицеры, участвовавшие в высочайшем смотре – РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 801. Л. 276) В более ранних списках (февраль ? 1906): Нилендер [Виктор Вильгельмович], мичман 3-я рота Коринфский [Георгий Петрович], мичман 2-я рота На 12.03.1906 командир 4-й роты – мичман фон Штейн (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 863. Л. 71). NB! Имена-отчества в квадратных скобках добавлены мой, так что могут быть ошибки. Если у кого есть другие мнения - пишите, обсудим!

Dirk: 2-й морской охранный батальон Командир [до 26-27.01.1906]: Ферзен [Василий Николаевич], капитан 2 ранга Командир [с 26-27.01.1906]: Пономарев [Владимир Федорович], капитан 2 ранга Временно командующий батальоном (на март ? 1906): Васильев [Сергей Абрамович], капитан по Адмиралтейству Ротные командиры: 1-я рота: Щетинин [Алексей Алексеевич], лейтенант 2-я рота: Ставровский [Алексей Алексеевич], лейтенант 3-я рота: Зарубаев [Сергей Валерианович], лейтенант 4-я рота: Добролюбов [Георгий Михайлович], лейтенант Младшие офицеры: 1-й роты: Саблин [Николай Павлович], лейтенант Сипягин [Иван Васильевич], мичман 2-й роты: Казанский [Владимир Капитонович], мичман Брежинский [Иван Ананьевич], мичман 3-й роты: Пини [Николай Александрович], лейтенант Шейх-Ашири [Михаил Александрович], мичман 4-й роты: Огранович [Павел Павлович], мичман Березовский [Тихон Петрович], поручик по Адмиралтейству Зав. артиллерией: Юргенс [Николай Николаевич], подполковник КМА Адъютант: Страдецкий [Борис Алексеевич], лейтенант Зав. хозяйством: Случевский [Владимир Владимирович], лейтенант (офицеры, участвовавшие в высочайшем смотре – РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 801. Л. 274 об. – 275) 3-й морской охранный батальон Список на 09.02.1906 (Рига): Командир: Зеленой 1-й Петр [Александрович], капитан 2 ранга Офицеры: Страховский Борис [Михайлович], лейтенант Колоколов Георгий [Михайлович], лейтенант Филатов Петр [Николаевич], мичман Гернет Адам [Фридрихович], мичман Шульгин Анатолий [Григорьевич], мичман Дуров Владимир [Андреевич], мичман Кублицкий Александр [Иванович], мичман Врач: Чмыхов Александр [Михайлович], коллежский асессор (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 863. Л. 35). (офицеры, участвовавшие в высочайшем смотре – РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 801. Л. 276) 4-й морской охранный батальон Командующий: капитан 2 ранга Протопопов 2-й [Вениамин Николаевич] Ротные командиры: Щербачев [Петр Николаевич], лейтенант 2-я рота Баранов [Дмитрий Николаевич], лейтенант Андросов [Борис Георгиевич], лейтенант Рыжей [Алексей Александрович], лейтенант Субалтерн-офицеры: Винокуров [Евгений Петрович], мичман Смирнов [Василий Матвеевич], мичман 2-я рота Иванов Михаил [Алексеевич], мичман на январь – адъютант батальона Иокиш [Николай Александрович], мичман Унковский 3-й [Сергей Николаевич], мичман Хомутов [Владимир Николаевич], мичман Погожев 1-й [Владимир Дмитриевич], мичман Завадзский [Валерий Владиславович], мичман Зав. обозом: Панов [Павел Петрович], прапорщик [по механической части] Врач: Садоков [Алексей Платонович], коллежский асессор (офицеры, участвовавшие в высочайшем смотре – РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 801. Л. 276 об.) Худынцев [Сергей Александрович], мичман – на январь 1906 г. – во 2-й роте (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 801. Л. 136 об.). Батальон действовал с 9 января по 7 апреля 1906 г. в составе Виленского летучего отряда генерал-майора Вендта, занимая участок железной дороги от Крейцбурга до Ремерсгофа и составляя гарнизон Якобштадта (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 801. Л. 259). 5-й морской охранный батальон Командующий: Пекарский [Георгий Петрович], капитан 2 ранга Ротные командиры: Витгефт 1-й [Владимир Вильгельмович], лейтенант 1-я рота князь Путятин [Александр Владимирович], лейтенант 2-я рота Голубев [Владимир Валентинович], лейтенант 4-я рота Литвинов [Борис Алексеевич], лейтенант 3-я рота Субалтерн-офицеры: Синицын [Валериан Николаевич], мичман (на высочайшем смотру не был по болезни) Левицкий [Александр Павлович], мичман Петров Михаил [Александрович], мичман 4-я рота Змигродский [Георгий Болеславович], мичман 4-я рота Регекампф [Владимир Александрович], мичман 4-я рота, заболел Типольт [Николай Александрович], мичман Циолкевич [Алексей Евгеньевич], мичман 2-я рота; во время лечения кн. Путятина временно командовал ротой Гарсоев [Александр Николаевич], мичман 3-я рота Казмичев [Борис Павлович], мичман Доктор: Жук [Александр Александрович] (офицеры, участвовавшие в высочайшем смотре – РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 801. Л. 276 об. – 277) Князь Трубецкой [Владимир Владимирович], лейтенант. Прислан в батальон 25.02.1906 (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 801. Л. 215, 218). Адъютант и зав. обозом: прапорщик Алексеев [Константин Степанович ?] (на январь 1906 г. - РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 801. Л. 130 об. Убыл в Кронштадт 29.01.1906 (Там же. Л. 178). Монастырев [Вениамин Александрович], прапорщик [по механической части]. Прибыл на смену Алексееву 30.01.1906 (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 801. Л. 178). Столько знакомых фамилий, аж глаза разбегаются! Интересно, что немало этих офицеров потом остались в СССР.

EFK: Dirk пишет: Пекарский [Георгий Петрович] ПЕКАРСКИЙ Юрий Петрович (Piekarski G. P.) (23.05.1866 – 01.03.1917) Отличился при подавлении Боксерского восстания в Китае (1900-1901). Командир Архангельского дисциплинарного флотского полуэкипажа (1908-1911). С уважением,

EFK: Dirk пишет: Казмичев [Борис Павлович], КАЗМИЧЕВ Борис Павлович (24.07.1879, г. Новочеркасск области войска Донского – 05.12.1969, Париж). Капитан 1-го ранга (02.10.1919). Участник Гражданской войны и Белого движения на Архангельском Севере. В белых войсках Северного фронта с 1918 г. Председатель комиссии по пересмотру Военно-морского дисциплинарного устава (22.04.1919). С уважением,

Dirk: Ага. Тут каждый себе найдёт - порт-артурцы, цусимцы, выпускники 1903 г., подводники и т.д., и т.п.

EFK: Dirk пишет: Тут каждый себе найдёт Точно И штрих этот в их биографии весьма примечателен. Dirk пишет: Олюнин [Николай Алексеевич] ОЛЮНИН Николай Алексеевич (11.11.1885 – 19.08.1943). Участник Гражданской войны и Белого движения на Архангельском Севере. В белых войсках Северного фронта с 1919 г. Капитан 2-го ранга (15.12.1919). Командир бронепоездом "Адмирал Колчак". С уважением,

Dirk: Dirk пишет: Князь Трубецкой [Владимир Владимирович], лейтенант. Прислан в батальон 25.02.1906 (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 801. Л. 215, 218). Об участии Трубецкого в действиях 5-го батальона упомянуто в книге А.М.Пожарского, так что это не новость. Но цитата интересна. Командир 5-го морского охранного батальона кап. 2 р. Пекарский долго просил о прислыке к нему молодого энергичного мичмана. Из его рапорта от 28.02.1906: "25 февраля явился ко мне вновь назначенный в батальон лейтенант князь Трубецкой, которого, за неимением ваканции ротного командира, назначил своим помощником. Я был очень удивлен присылкой старого лейтенанта на окладе взамен просимого мною молодого мичмана и чем руководствовался штаб Кронштадтского порта при аткой замене - меня не поставили в известность. Командирами рот я вполне доволен и не предполагаю сменить кого-либо из них только вследствие этой немотивированной штабом присылки офицера, старшего их в чине. Временно, до возвращения лейтенанта князя Путятина, послал его во 20-ю роту, но как помощника командира батальона" (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 801. Л. 218). "До возвращения лейтенанта князя Путятина" - имеется в виду ранение А.В.Путятина во время "поиска". Князь очень просил не занимать его должность, дождаться его выздоровления. Поэтому Пекарский временно командиром роты назначил мичмана Циолкевича, не пременув донести в Петербург о высоких качествах Путятина. Интересно, что у Путятина это было уже третье ранение. Сперва он был ранен на "Авроре" в Цусиме. Потом, уже в 5-м батальоне, в январе 1905 г., один из молодых офицеров, осматривая захваченное у население оружие, по неосторожности произвёл выстрел, ранив ротного командира (пуля прошла навылет через мягкие ткани ноги). Путятин пытался скрыть факт ранения от командира батальона, чтобы не бросать тень на мичмана. Так что маузерная пуля - это уже третий случай. Кто мог предположить, что служба князя так печально закончится?

EFK: Dirk пишет: Циолкевич [Алексей Евгеньевич], мичман 2-я рота; во время лечения кн. Путятина временно командовал ротой ЦИОЛКЕВИЧ Алексей Евгениевич (17.03.1883 – ???), капитан 2-ого ранга (МК 1903). Уроженец Ковенской губернии. Сын армейского полковника Е.Э. Циолкевича (1855 – ?). Офицер подводного плавания (1907). С 1908-ого по 1910 год командовал в Учебном отряде в Либаве ПЛ «Пескарь». Затем исполнял должность флагманского минного офицера Штаба начальника бригады подводных лодок БМ. В годы Первой мировой войны был «непосредственно наблюдающим по подводной части за постройкой кораблей» в Ревеле, в качестве командира совершил несколько боевых выходов на ПЛ «Вепрь». В декабре 1918-ого добровольцем вступил в Ревельский отряд Русской Самообороны Эстляндского края. В период первого наступления на Петроград находился на службе в Морском отделе ОКСА, в дальнейшем – в Военно-Морском Управлении СЗА. В эмиграции проживал в Эстонии. На 1929 год числился в списках Кассы взаимопомощи бывших моряков. Предположительно в конце 30-х годов выехал в Германию. Дальнейшая судьба неизвестна. НИЛЕНДЕР Виктор Вильгельмович (12.02.1885 — 13.07.1968), капитан 2-ого ранга (МК 1904). Принадлежал к «царскому» выпуску — в офицеры произведен лично императором Николаем II на следующий день после нападения японцев на корабли Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре (28.01.1904). В период Русско-японской войны проходил службу на Сибирской флотилии. За попытку прорыва в осажденный Порт-Артур (на транспорте « № 5» под командованием лейтенанта А.М. Веселаго) награжден орденом Св. Станислава 3-ей степени с мечами и бантом (1905). По возвращении на Балтику назначен на миноносец «Громящiй». Во время подавления беспорядков в Эстляндии (.12.1905 -.03.1906) в должности ад’ютанта состоял при отмеченном за решительные действия командире 1-ого Морского охранного батальона К2р О.О. Рихтере (1871 — 1920). После чего проходил службу на охранявшем зверобойные промыслы Русского Севера транспорте «Баканъ». В 1909 году переведен вахтенным начальником на транспорт «Таймыръ», на котором, совершив переход на Дальний Восток, принял участие (1910 — 21.04.1914) в деятельности Гидрографической экспедиции СЛО, в том числе в открытии Земли Императора Николая II (Северной Земли). В Первую мировую войну командовал эсминцем «Кр(пкiй», за боевые отличия удостоен ордена Св. Владимира 4-ой степени с мечами и бантом (05.10.1915). В марте 1918-ого уволен от службы и при эвакуации кораблей БФ из Финляндии в Кронштадт остался в Гельсингфорсе. Участник Белого движения. В период существования СЗ фронта находился в действовавшем совместно с русскими войсками Балтийском полку. В эмиграции до 1925 года проживал в Таллине, затем выехал в числе русских переселенцев, пожелавших обосноваться в Бразилии. Первоначально зарабатывал на жизнь разведением кур и выращиванием кофе и бананов на экспорт. В дальнейшем служил топографом и инженером на строительстве шоссейных дорог. Умер и похоронен в Сан-Пауло. Сообщение о смерти опубликовано в бюллетене Об-ва ОИФ в Америке (№ 116 за 1968 год). http://www.genealogia.ee/306/02.htm С уважением,

EFK: Dirk пишет: Циолкевич [Алексей Евгеньевич] Более подробно см. справочник А.М. Пожарского. С уважением,

Вельбот-067: EFK пишет: Более подробно см. справочник А.М. Пожарского. стр. 835 - 836 ЦИОЛКЕВИЧ Алексей Евгеньевич (17.03.1883, г. Вилкомир, Ковенская губ. - ?], из потомств. дворян Ковенской губ.; капитан II ранга. Окончил Полоцкий кадет, корпус в 1900. Поступил в МК воспитанником 2.05.1900. Переведен в мл. специальный кл. 01.09.1900. Окончил МК, произведен в мичм. и зачислен в 13-й фл. эк. 6.05.1903. Вахт. нач. КЛ береговой обороны «Гроза» 14.05-30.08.1903, транспорта «Красная Горка» 30.08-31.10.1903. Ротный командир ББО «Генерал-Адмирал Апраксин» 5.10.1903-25.02.1904. Вахт. нач. транспорта «Бакан» 26.02-26.10.1904, ЭБР «Император Николай I» 27.10.1904-7.03.1905. Во время стоянки в бухте Суда на о. Крит списан на миноносец № 213. Вахт. нач. миноносца № 213 7.03-27.04.1905, миноносца № 222 28.04-22.08.1905 и 5.05-27.08.1906. Мл. офиц. 2-й роты 5-го мор. охранного батальона в Прибалтийском крае 3.01- 1.05.1906. Вахт. нач. МКР «Туркменец Ставропольский» 27.08-22.09.1906. За «ответ командиру МКР в недисциплинарной форме» во время дежурства по кораблю списан с МКР «Туркменец Ставропольский» в наличие 13-го фл. эк. и арестован на гауптвахте на трое суток 20.09.1906. Флаг-офиц. штаба командующего сводным отрядом в порту Имп. Александра III 28.09.1906-22.05.1907. Переведен в 9-й фл. эк. 2.01.1907. Назначен слушателем офиц. кл. УОПП 27.04.1907, по окончании ко¬торого зачислен в офиц. ПП 7.12.1907. И.-д. ревизора УС «Хабаровск» 1.12.1907- 20.03.1908. Произведен в лейт. 6.12.1907. Пом., с 2.12.1908 командир ПЛ «Пескарь» 20.03.1908-20.07.1910. Переведен в 1-й Балт. фл. эк. 29.07.1908. Уволен в отпуск на 25 дней 18.11.1909. Отчислен от командования ПЛ «Пескарь» 8.07.1910 по болезни, не позволявшей ему продолжать службу на ПЛ. Назначен и. д. флагм. минного офиц. УОПП 19.07.1910. В отпуске по болезни 21.07-20.09.1910. Списан из отряда ПП Б.м. в УМО БФ 28.09.1910. Зачислен слушателем минного офиц. кл. 2.10.1910, по оконча¬нии которого зачислен в минные офиц. 2-го разр. 7.10.1911. Вахт.нач., и. д. минного офиц. миноносца «Поражающий» 15.05.1911-1.10.1911. Минный офиц. транспорта «Европа» 6.10-31.12.1911. Зачислен в минные офиц. 1-го разр. 24.12.1912. И. д. флагм. минного офиц. бригады ПЛ Б.м. 6.10.1911-2.03.1915. Участвовал в походах на ПЛ "Акула» в 1912-1915. Произведен в старш. лейт. за отличие по службе 6.04.1914. Командир ПЛ «Вепрь» (вступила в строй 3.09.1915) 12.01.1915-3.02.1916. Непосредственно наблюдающий, по подводной части, за постройкой кораблей в Б.м. 29.06-15.09.1915, с оставлением в занимаемой должности. Непосредственно наблюдающий по подводной части, за постройкой кораблей в Б.м. 11.01-1.06.1916. Зачислен по флоту и уволен для службы на коммерческих судах 23.05.1916. Произведен в кап. II ранга 6.12.1916, с оставлением по флоту. Назначен (из Центробалта) в гл. ликвидационную комиссию Б.м. 22.02.1918. При эвакуации флота из Ревеля в Гельсингфорс 02.1918 остался в Ревеле. Вступил добровольцем в Ревельский отряд Рус. Самообороны Эстляндского края 12.1918. Во время Гражд. войны служил у белых в мор. отделе Сев. корпуса (впоследствии — воен.-мор. упр. Сев.-Зап. армии) в 1918-1919. После окончания боевых действий проживал в Эстонии. На 1929 год числился в списках Кассы взаимопомощи бывших рус. моряков. По некоторым сведениям в конце 1930-х уехал из Эстонии в Германию. Награды: ордена Св. Станислава 3 ст. (1908), Св. Анны 3 ст. (1913); медали; тунисский орден. Родители. Отец: Евгений Эдуардович Циолкевич (3.05.1855 — ?), на 1903 служил в 111-м пех Донском полку, кап. Полк, на 1917, во время Гражд. войны служил у белых на Вост. фронте. После окончания боевых действий остался в России. Семейное положение: Жена: (8.01.1906) Вера Митрофановна, ур. Осинская (6.12.1887 - ?), дочь Митрофана Григорьевича Осинского (16.07.1857 — ?). Представитель Мор. м-ва в хоз. комитете Балт. судостр. и мех. з; ген, лейт флота. Дети: дочь (28.07.1908 - ?) и еще один ребенок.

olvia: Dirk пишет: Отправлено: 09.02.13... ...имеется в виду ранение А.В.Путятина во время "поиска" из "Нивы" №9 за 1906

Dirk: Да, мы где-то уже обсуждали эту фотографию, позже перепечатанную в эмигрантском издании "Последний самодержец" (Берлин, 1912 г.).



полная версия страницы