Форум » Карьера и история повседневности » Морские звания в Российской империи » Ответить

Морские звания в Российской империи

malfem: Всем, наверное, известно, что в СССР имелись морские звания для плавсостава ММФ и МРХ - капитан, штурман дальнего плавания, капитан, штурман малого плавания, механики, электромеханики 3-х разрядов и пр. Насколько мне известно, с 1867 г. в России существуют судоводительские звания: 1. Капитана 1-4 разряда 2. Штурмана 1-4 разряда Вопрос к знатокам - были ли морские звания для судовых механиков, как они назывались, требования к соискателям и пр.

Ответов - 10

ksologub: ПСЗ РИ, № 23125 за 10 июня 1903 г. Высочайше утвержденное Положение о механиках на мореходных судах торгового флота

malfem: Вельми понеже

ksologub: Было бы за что, коллега - не я же оцифровывал ПСЗ РИ... А Гуглем ищется по ключевым словам за пару секунд...Так что, наслаждайтесь...


malfem: Кстати, если кому будет интересно - правила о механиках и судоводителях менялись в 1909 г., в ПСЗРИ - №32675 и №32676 соответственно от 31 октября.

Navegare: А причем здесь механики???? И кто их вообще готовил тогда, какие ВУЗы??????????? (для гражданского флота)

Navegare: какие вузы судоводителей вообще готовили?

Georg G-L: Navegare пишет: какие вузы судоводителей вообще готовили? те которые давали дипломы "штурмана дальнего плавания" и "штурмана малого плавания"....

malfem: Мореходные классы - Указом 27 сентября 1783 г. Комиссии народных училищ вменялось в обязанность озаботиться основанием мореходных школ. В 1786 г. была основана в СПб. городская водоплавательная школа на 30 учеников для приготовления опытных управляющих кораблями. В 1797 г. прием учеников в эту школу был прекращен. В 1808 г. при СПб. верфи учреждено мореплавательное и судостроительное училище, переданное в 1829 г. в министерство финансов и переименованное в СПб. училище торгового мореплавания. В 1847 г. оно передано в морское ведомство и преобразовано в Кронштадтскую роту торгового мореплавания. В 1834 г. учреждено Херсонское училище торгового мореплавания. В 1841 г. высочайше утверждено Положение о шкиперских курсах, и в 1842 г. такие курсы были открыты в Архангельске и Кеми. В 1843 г. учреждена Рижская навигационная школа; в 1861 г. при либавской прогимназии открыты особые курсы для желающих посвятить себя торговому мореплаванию. Комиссия, составленная из членов от министерств финансов, народного просвещения и морского, составила Положение о М. классах и правила для испытания на звание шкипера и штурмана, высоч. утвержденные 27 июня 1864 г. По ст. 1 Положения "купеческим, городским и всяким другим обществам разрешается учреждать в прибрежных местностях империи М. классы, с целью доставления посвятившим себя мореходству лицам возможности приобретать знания, нужные для их промыслов и в особенности для занятия должностей штурманов и шкиперов на торговых судах, парусных и паровых". При введении Положения Кронштадтская рота торгового мореплавания, херсонское училище и либавский навигационный курс были закрыты. В 1881 г. М. классы из м-ства финансов переданы в ведение министерства народного просвещения. Учение в М. классах бесплатное; правительство предоставляет классам известное ежегодное пособие. Классы бывают трех разрядов: для приготовления штурманов каботажного плавания, шкиперов каботажного и штурманов дальнего плавания и М. шкиперов дальнего плавания. В 1895 г. всех училищ было 41, из них I разряда - 17, II - 10, I и II - 4, II и III - 10; на Белом море их 6, на Балтийском - 15, на Черном - 9, на Азовском - 5, на Каспийском - 3, на Восточном океане - 1, по рекам - 2.

malfem: В 1902 г. изменено также и положение о мореходных учебных заведениях (закон 11 июня 1902 г.); мореходные классы преобразованы в следующие учебные заведения: мореходные училища (дальнего и малого плавания), мореходные школы (трехклассные и двухклассные), подготовительные мореходные школы и курсы мореходных знаний. Вне этих учебных заведений стоят: одесское училище торгового мореплавания и архангельское торгово-мореходное училище, имеющие преимущества перед другими в том, что приобретают судоводительские звания без экзамена в испытательной комиссии лишь по выполнении плавательного ценза. Окончившие остальные мореходные учебные заведения подвергаются испытанию в комиссии, состоящей под председательством инспектора мореходных учебных заведений, начальника последнего, преподавателя, представителя морского министерства и члена попечительного комитета училища. Комиссии могут собираться также и в портовых городах, где нет мореходных учебных заведений; в эти комиссии назначаются: капитан I разряда, офицер военного флота, начальник ближайшего мореходного учебного заведения и лица, приглашаемые председателем комиссии.

malfem: И еще о дореволюционных мореходках:



полная версия страницы