Форум » Внимание, поиск! » Подплав ХIХ век » Ответить

Подплав ХIХ век

Vagabond: Уважаемые форумчане, какая есть информация о командирах подводных лодок 19го века. Нахимов Сергей Степанович к-р пл Шильдера (при строительстве) – прапорщик, впоследствии вице-адмирал, начальник Морского корпуса, родной брат национального Героя России адмирала П. С. Нахимова. Жмелев Н.Р.(Шмелев) л-т (мичман) к-р пл Шильдера 1838(34)-1839 Адамопуло Л.П. л-т - к-р пл Шильдера (1840-1841). Крузенштерн П.П. к-р пл №2 Герна. Более 20 лет командовавшего лодками О.Б.Герна ( с №2 по №4). Крузенштерн ?. ?. к-р пл В.Бауэра 11.1855-05.1856. Федорович к-р пл В.Бауэра 05.1856-10.1856. Эрдман Густав Федорович (29.12.1818-27.01.1883) Первый к-р пл Александровского в 1866-69, проводил ее испытания в р-не Толбухина маяка. Рогули И.Г.(Рогуля) к-р пл Александровского в 1868 (1869-70) Андреев А.Н. - к-р пл Александровского в 1870-71 гг. Возможно о ком-то еще. Спасибо

Ответов - 83, стр: 1 2 3 All

Vagabond: Ув ursus большое спасибо за Чайковского И.И.

Vagabond: В продолжение поста №1144 от ursus. ursus пишет:15 мая по 30 авг 1882 г, лейтенантом ( Чайковский И.И.), участвовал в испытаниях лодки Држевецкого, будучи командиром головной лодки этой серии. .............. После окончания испытаний на подводную лодку был назначен новый командир – подпоручик Гросс, которого в июне 1883 г. сменил мичман Чижов. Последний, недостаточно изучив устройство лодки и особенности ее управления, в первый же день совершил погружение и чуть не погубил весь экипаж.

Барс: Ипполит Ильич Чайковский к испытаниям ПЛ проекта Джевецкого не имел никакого отношения. Очередной миф, который кочует из одного издания в другое. В испытаниях участвовал лейтенант (впоследствии кап. 1 ранга) Чайковский Николай Васильевич ! Дело происходило в мае-августе 1882. Ипполит Ильич Чайковский (брат композитора П.И.Чайковского) еще в 1878 был произведен в капитан-лейтенанты и уволен для службы на коммерческих судах. Служил на судах РОПиТ. Уволен от службы с награждением чином кап. 1 ранга с мундиром и пенсией в 1887. Н.В.Чайковский был произведен в кап. 1 ранга в 1899 с увольнением от службы с мундиром и пенсией. На 1917 проживал в Петрограде. Когда он умер - неизвестно. В 1908 в МК поступил его сын Дмитрий. С уважением ...

ursus: Барс Уважаемый Барс, благодарю за своевременное "развенчание мифа". Офицеров одной фамилии, к сожалению, нередко "путали" Спасибо за краткие сведения о подводнике Чайковском. Нет ли у Вас краткого ПС Ип Ил Чайковского? С уважением,.. "Вера и Верность!"

Vagabond: Ув Барс, вопрос: - информация, которую приписывают И.И. Чайковскому о испытаниях пл Джевецкого, соответствует Чайковскому Николаю Васильевичу? Спасибо

Барс: Если вы имеете ввиду это сообщение ursus: "15 мая по 30 авг 1882 г, лейтенантом, участвовал в испытаниях лодки Држевецкого, будучи командиром головной лодки этой серии. Испытания были признаны успешными, за 57 ходовых дней лодка прошла под водой по акватории Военной гавани Кронштадтского порта 96 ч." .... то да, так и было. Это относится к Н.В.Чайковскому. Только тогда речь шла об испытании "подводного минного аппарата Джевецкого". Насчет "головной лодки этой серии", по-моему, как-то коряво и не совсем верно. С уважением ...

Барс: Вот кратенько об И.И.Чайковском. ЧАЙКОВСКИЙ Ипполит Ильич, родился 8.04.1843, из дворян, сын отставного генерал-майора корпуса горных инженеров. Определен МУ 09.1854. Окончил МУ 04.1862 гардемарином. В плавании на корвете «Вепрь» по Ч.м. в 1862. В заграничном плавании и по Б.м. на фрегате «Пересвет» 11.1862-08.1864. Произведен в мичманы 18.06.1864, со старшинством с 8.04.1864. Прикомандирован к Офицерской стрелковой школе 08.1864, окончил курс в которой 09.1866. Уволен для службы на коммерческих судах с зачислением по флоту 30.05.1867. Произведен в лейтенанты 1.01.1868. В плаваниях на пароходах РОПиТ в 1867-1877. Зачислен на действительную службу с назначением во 2-й Черноморский фл. эк. 16.06.1877. В плавании на поповке «Вице-адмирал Попов» в 1877 и поповке «Новгород» в 1878. Уволен для службы на коммерческих судах с зачислением по флоту 29.09.1878. Произведен в капитан-лейтенанты 1.01.1878. Награжден медалью в память Турецкой войны 1877-1878 гг. 17.04.1878. Награжден орденом Св.Анны 3 ст. с мечами и бантом 27.10.1878. Произведен в кап. 2 ранга. 26.02.1885. Уволен от службы с награждением чином кап. 1 ранга с мундиром и пенсией 20.04.1887. Продолжал службу в торговом флоте до 1910. Служил в Москве в Правлении Московско-Казанской ж. д. 1910-1918. С 1919 по 1925 работал сотрудником музея, заведующим хоз. частью, ученым секретарем дома-музея П.И.Чайковского в Клину. Умер в 1927 (?). Был женат на дочери кап. 1 ранга Софье Петровне Никоновой. У них дочь Наталья (15.04.1876-?). Вроде бы, была еще дочь Надежда (?). Об И.И.Чайковском еще есть в книге Бориса Аншакова «Братья Чайковские», 1981. В Питере в 2000 г. проживали внучка И.И.Чайковского, Ирина Николаевна Алексеева. С уважением ...

ursus: Барс Уважаемый Барс, спасибо за краткое пояснение. Отметим только, что Н.В.Чайковский также состоял (правда, в дальнем) родстве с Ип Ил и Петром Ил Чайковскими. С уважением,.. "Вера и Верность!"

Барс: Ув. ursus, Интересно, в насколько дальнем ? Есть ли сведения у вас о Н.В.Чайковском ? С уважением ...

Vagabond: Ув Барс, большое спасибо за пояснения. А как Вы прокоментируете эту информацию: ... После окончания испытаний на подводную лодку был назначен новый командир – подпоручик Гросс, которого в июне 1883 г. сменил мичман Чижов. Последний, недостаточно изучив устройство лодки и особенности ее управления, в первый же день совершил погружение и чуть не погубил весь экипаж. Это от сюда: http://babs71.livejournal.com/181198.html Спасибо

Барс: Ув. Vagabond, ...."... После окончания испытаний на подводную лодку был назначен новый командир – подпоручик Гросс, которого в июне 1883 г. сменил мичман Чижов. " Да, так было. А вообще-то, вышеприведенное процитировано из книги И.А.Быховского "Корабельных дел мастера", 1961 г. С уважением ...

Vagabond: Ув Барс, спасибо за информацию.

Vagabond: Невский проспект, 63: герб дворянина И.Ф. Александровского (?) Свой нынешний вид фасад дома No 63 по Невскому проспекту приобрел во второй половине 1870-х, когда архитектор Павел Сюзор осуществил две перестройки этого дома. Видимо, при последней из них, предпринятой в 1878 году, фасад получил свой нынешний декор, в котором, среди прочего, обнаруживаются два идентичных картуша, заставляющие подозревать в них гербы – композиции в щитах слишком сложны для того, чтобы видеть здесь просто украшение. Каждый из фигурных щитов разделен на три части, из которых в первой угадывается орлиное крыло; рядом, во второй, помещено что-то среднее между шишкой хвойного дерева, бесхвостым ананасом и боевой гранатой, а третья, нижняя и самая большая часть, показывает нечто совершенно неузнаваемое. Такого герба нет ни в официальном Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи, ни в собрании также Высочайше пожалованных дипломных гербов. В справочниках строение на Невском, 63 упоминается - как раз в связи с перестройками Павла Сюзора - как «доходный дом И.Ф. Александровского», но никаких сведений о владельце не сообщается; не расшифровываются даже его инициалы. В перечнях родам и лицам, которые были удостоены жалованными гербами в имперскую эпоху, упоминается один-единственный Александровский – надворный советник, получивший герб в 1850 году, но герб его не имеет ничего общего с композициями на фасадных щитках. Кроме того, будучи по имени Александром, этот дворянин не годится ни во владельцы дома на Невском, ни в отцы домовладельца И.Ф. Александровского. Иными словами, если картуши и вправду показывают герб, то это герб самобытный – т.е. принятый его владельцем собственной волей и безо всякой особой Высочайшей санкции. Российская геральдика знает великое множество таких самодельных гербов, которые никогда и нигде не были учтены и при этом вполне успешно выполняли функцию официальных опознавательных знаков своих хозяев. В Российской империи любой был вправе завести себе герб, при этом дворяне могли ходатайствовать о признании своих самобытных гербов перед императором, но на деле за таким подтверждением обращались далеко не все – даже не большинство. Опознание «вроде-бы-герба» на Невском, 63 кажется зашедшим в тупик, но у нас все же есть тонкая ниточка, связывающая эти картуши с неким И.Ф. Александровским. Вот только – с каким? В российской истории второй половины XIX века наиболее известен петербуржец (хотя и уроженец курляндской Митавы) Иван Федорович Александровский (1817-1894) - художник, фотограф и талантливый самоучка, ставший в середине 1860-х изобретателем первой нашей подводной лодки с механическим двигателем и боевой торпеды. Александр Освободитель побывал на подлодке и высоко оценил научный подвиг Александровского: изобретатель получил орден Св. Владимира 4-ой степени и зачисление на службу в Морское ведомство в чине титулярного советника с мундиром. Годовой оклад, назначенный вольному механику И.Ф. Александровскому, был определен в пять тысяч рублей. Трудно сказать, много это или мало, т.е. имел ли Иван Александровский возможность купить и реконструировать доходный дом в центре столицы. Известно, что строительство и испытания своих сложных и дорогостоящих изобретений на благо отечественного флота он финансировал из собственного кармана и в итоге разделил судьбу лесковского Левши: разорился и закончил свой земной путь в больнице для бедных. Впроем, в середине 1870-х его дела еще не были настолько плохи… Всмотревшись в главное изобретение Ивана Федоровича, трудно отделаться от мысли, что эмблема с бесформенным контуром в нижней части щита на фасаде дома по Невскому проспекту, 63, все же имеет форму - это контур подводной лодки Александровского с характерным для нее подъемом-утолщением на носу для палубной площадки, с узнаваемым «плавником» хвоста. Тогда странная горизонтальная полоса с продольными углублениями над контуром субмарины - это поверхность воды. Нам неизвестно, родился ли Иван Федорович дворянином (кажется, все же – нет), но знаем, что пожалованная ему императором Александром 4-ая степень ордена Св. Владимира сообщала своему кавалеру право на потомственное дворянство. Если в картушах изображен герб изобретателя подлодки – то он дворянский, хотя и не несет сословных атрибутов (решетчатого шлема под дворянской короной). В принципе, геральдическая традиция не приветствует безосновательного деления щита на несколько самостоятельных полей и помещения в гербы механизмов и орудий новейшего времени: ведь геральдика – наука средневековая и предпочитает «орудовать» средневековыми же образами и эмблемами. Но герб на фасаде был принят человеком, далеким от геральдики: похоже, ему просто не с кем было посоветоваться в том, как сделать герб грамотным и корректным, как воплотить идею подводной лодки - главного своего детища и предмета гордости - чисто геральдическими средствами... Все, сказанное выше – только гипотеза. Если она однажды получит подтверждение, то не беда, что вопрос первенства в изобретении подлодки и торпеды останется спорным: зато русская самобытная геральдика сможет похвастаться хотя и неправильным, но первым появлением субмарины в дворянском гербе. http://heraldic-spb.livejournal.com/30549.html

Vagabond: Argonaut Junior - первый удачный вариант пл С. Лейка. 1897.

Vagabond: Патент С.Лейка

Vagabond: В конце 50х годав 19 столетия французкий инжинер Brutus de Villeroi прибыл в Филадельфию. До этого в 1833 во Франции он демонстрировал свою небольшую пл "WaterBug". Brutus de Villeroi В Америке он построил пл для спасательных работ ( поиски сокровищ ?). 16.05.1861 филадельфийская полиция арестовала пл, когда она соваршала плавание по реке Делавар – пошли слухи, что необычное судно готовит деверсию. Лодкой и французким инженером заинтересовались представители флота северян. В итоге Brutus de Villeroi предложил построить для флота пл для борьбы с бронированными судами южан. Был подписан контраст на $14000 и уже осенью 1861 г представители флота северян предложили фирме Neafie & Levy построить пл спроектированную французким инжинером. DeVilleroi был также руководителем постройки пл вначале ее строительства. ПЛ имела размеры – 9х2.4х1.8 м, изготовлялась из стали, экипаж 14+ и 1 офицер. Вооружение состояло из мины, которую водолаз крепил к вражеским судам, и взрываемую по проводам. Для движения использовались 8 пар весел. Снабжение воздухом осуществлалось через два шланга, подымаемые на поверхность двумя плавучестями, соединенные внутри с воздушным насосом. ПЛ строилась специально для борьбы с бронированным судном конфедератов Virginia. ПЛ строилась в Филадельфии. Контракт оговаривал постройку за 40 дней. И хотя закладку киля сделали сразу по подписанию контракта 1.11.1861, строительство затянулось до 1.05.1863 (180 дней). После спуска корпуса на воду, его отвели на Philadelphia Navy Yard для установки оборудования и назначения экипажа. Первый экипаж, набранный через две недели, состоял из гражданских лиц. Командиром был назначен Mr. Samuel Eakins. 13.05.1962 пл официально была принята в состав флота. Samuel Eakins 19.06.1862 пл на буксире буксира Fred Kopp отправилась в Норфолк. В Норфолке пл пришвартовалась к пароходу Satellite, которая стала ее плавбазой. 23.06.1862 у пл появилось имя – Alligator. Имя дал один из газетных корреспондентов за внешнюю схожесть и зеленый цвет. Вначале это имя официально принято не было, но со временем оно все-таки осталось. Для пл Alligator были определены следующие задачи – разрушение моста, очищение реки от припятствий для судоходства и , вслучае появления , уничтожения судна южан Virginia. Для этих целей пл вышла вверх по течению по рике James. 25.06.1862 пл пришла по назначению. По прибытию ее ипспектировал Commander John Rodgers командующий северянами в этом районе. Выводы были неутешительными – так как осадка пл достаточна большая, она не может выполнить первые две задачи в этом р-не. В результате 29.06.1862 пл начала обратное движение и дольше в Вашингтон для дальнейших испытаний. В августе командиром пл был назначен Lt. Thomas O. Selfridge, Jr. вместе с военной командой. Испытания оказались неудовлетварительными и Lt. Thomas O. Selfridge, Jr.с командой покинул лодку. Командиром был назначен вновь Samuel Eakins с гражданской командой. Он был профессиональным водолазом. Незадолго до начала гражданской войны в Америке, он работал в России (1857-1858) по очищению севастопольской бухты от судов затопленных в крымскую войну. 3.07.1862 на Washington Navy Yard весла были заменены на гребной винт вращаемый вручную через коленчатый вал, что повысило скорость до 7 уз. Кроме того в течении зимы 1862-1863 гг была установлена небольшая командирская рубка. Alligator 18.03.1863 президент А.Линкольн наблюдал в действии модеонизипованную пл. Вскоре контр-адмирал Samuel Francis du Pont решил отправить пл в Чарлстон, Южная Королина, где она могла быть полезной против южан. 31.03.1863 пл на буксире Sumpter, под командованием John F. Winchester, вышла по назначению. В р-не мыса Hatteras суда попали в сильный шторм. 2.04. Sumpter вынужден обрубить канат, после чего лодка затонула.

Vagabond: George William Littler Garrett (4 July 1852 – 26 February 1902). Родился в Манчестере в семье ирландского священика. В Манчестере он закончил гимназию и колледж, где изичал химию и общие науки. После окончания Trinity College в Дублине он вернулся в Манчестер, где был назначен помошником мастера в Институте Механики. В 1873 г он здал экзамены по теологии в Кембридже и начал работать священослужителем. Но техническое образование начало брать свое. В 1877 он изобрел костюм для подводного погружения, который демонстрировал французкому правительству на реке Сене. Затем его заинтересовали боевые возможности подводного плавания и он создал Garrett Submarine Navigation and Pneumataphore Company Limited, для которой собрал £10,000 у бизнесменов Манчестера (Pneumataphore – устройство для очистки воздуха от двуокиси углерода, применяемое в то время в угольных шахтах). Гарретт пытался продать свои идеи флоту, но представители последнего прежде чем что-то платить потребовали построить прототип судна. Была спроектирована подводная лодка, которя официально не имела названия, но часто именовалась “The curate's egg”- яйцо пастора или просто 'The Egg' – яйцо (за внешнюю схожесть). Длина судна 5 (4.3)м, вес около 5(4.5)т, имелась небольшая рубка. Экипаж срстоял из одного человека, который управлял ручным балластным насосом и вращал единственный гребной винт. Лодка строилась компанией Cochran & Co в Бёкинхеде (Birkenhead). Строительство было закончено в июле 1878 г и там же в доке были проведены испытания. Испытания прошли достаточно успешно для того, что бы Гарретт приступил к проектированию следующей лодки. Следующая лодка, получившая название Resurgam, была значительнее больше по размерам, приводилась в движение энергией пара и экипаж состоял из трех человек. Паровой двигатель замкнутого цикла ( изначально запатентирован американцем Евгений Ламм в 1872 г) имел мощност 6 лс и предусматривал производства достаточного количества пара для вращения винта в течении 4 ч , надводная скорость 2-3 уз. Имелось устройство очистки воздуха. Водоизмещение 30т надводное и 38т подводное. Железный корпус состоял из цилиндрической средней част ( длина 6,5 м), которая распалагалась между двух коническими оконечностями ( 3,5 м каждая). Средняя часть корпуса защищалась деревянной обшивкой. Она была построена той же компанией J.T.Cochran & Sons и строительство стоило £1538 ( на современные деньги около £73,000). Лодка была спущенана воду в ноябре 1879г и Гарретт вместе с ней был приглашен в Портсмус, где Адмиралтейство оьычно проводило морские испытания. Представители компании J.T.Cochran & Sons (строевшей судно) предлагали наземную перевозку. Но Гаррет решил совершить переход морем, что бы по пути проводить самому дальнейшие испытания. Экипаж состоял из трех человек: сомого Гаррета, инжинера George Price и морского капитана W.E. Jackson. Лодка вышла из Леверпуля 10.12.1879 и через 36 ч своим ходом дошла до городка Rhyl ( на севере Уэлса). Условия внутри лодки окозались не очень подкодящие для длительного перехода : заграможденность пространства механизмами, температура около 32 С, освещение только свечями. Лодка так же не имела навигационых инструментов ( в одном случае даже пришлось спросить направление у озадаченного увиденным рыбака). Гаррет решил дальше идти на буксире паровой яхты Elphin и 24.02.1880 после небольшого ремонта они пошли дальше. Сразу после выхода погода стала портиться, двигатель яхты заглох. G. Price и W.E. Jackson перешли на яхту, что бы помочь отремонтировать двигатель. На следующий день буксируемые концы оборвались, в лодку начала поступать вода, Гарретт находившийся с наружи не смог закрыть входной люк и лодка затонула. Компания Гаррета Submarine Navigation Company обанкротилась. Некоторое время он работал Milford Haven docks в Южном Уэльсе. Затем приступил к проектированию еще большей по размерам лодки . Некоторое время он был партнером Т. Норденфельта в Nordenfelt Submarine Torpedo Boat Company, который финансировал постройку его следующих лодок. После продажи лодок Турции, Гаррет был приглашен турецким флотам для выполнения испытания лодок. В 1890 Гаррет имегрировал в Аерику. Во Флориде он занялся фермерством, но потерял все свои сбережения, когда морозы уничтожили его посевы риса. Затем поступил на службу в инжинерные войска , участвовал в Испано-Американской войне, получил звание копрала. Умер в бедности в Нью-Йорке в возрасте 50 лет.

Vagabond: Швед Т.Норденфельт, известный фабрикант вооружения и конструктор, пробовал свои возможности и для построения подводной лодки. Но все его попытки были неуспешными, пока он в 1881г не соеденил свои материальные возможности с опытом англичанина Г.Гарреттом. В итоге в 1885 г они построили ПЛ – Nordenfeldt I, хотя патент в 1882г был зарегестрирован только на Норденфельта. Лодка была построена в Landskrone , Швеция. Длина ПЛ - 19,5 м, диаметр - 2,7 м и водоизмещение 60 т. Глубина погружения 15 м. Вооружение состояло из одного внешнего ТА 335мм ( но нет никаких сведений о пуске торпеды даже на испытаниях) и одного скорострельного орудия Нордельфельда 24,5мм. Экипаж 3 человека. Для движения на поверхности воды использовался паровой двигатель мощностью 100 л.с., а для движения под водой - ПЛ использовала сжатый в сосудах пар. Скорость на поверхности 9 уз, подводная 4 уз. Паровая машина запускалась перед выходом лодки в море и требовалось целых трое суток, чтобы вывести ее на полную мощность. Для выработки необходимого колличество пара используемого для подводного хода, нужно было 12 ч. Время погружения 30 мин. Дальность плавания: надводная 160 миль, подводная 15 миль. Два горизонтальных винта предназночались для изменения глубины. Находясь под водой лодка, по словам представителя US разведки, совершала опасные резкие движения при изменении скорости или направления. Трудность контроля лодки под водой не позволяла ей быть в погруженном состоянии более 5-10 мин. На испытаниях в качестве командира был сам Г.Гарретт. В сентябре 1885 г была официальная демонстрация лодки, на которой присутствовало 39 высокопоставленных лиц: представители флотов Европы, Японии, Южной Америки , а также принц Уэльский, королевская чета Дании. Демонстрация оставила несовсем однозначные впечатления. Затем лодку демонстрировали в Англии. Но несмотря на очевидные недостатки лодку купило Греческое провительство за £9,000. Немалая заслуга в этом была представителя Нордельфельда ( рекламного агента) Базиля Захарова , который мог продать что угодно и кому угодно не чураясь никакими методами. Свои способности он применил и при следующей продаже лодок Нордельфельда для Турции и в дальнейшем для России. Греки купили лодку в 1886г и назвали её "Piraeus". Но стех пор не знали что с ней делать дальше. В 1901 г она пошла на слом, так и ни разу не использованная флотом по назначению (возможно её использовали в качестве учебного судна).

Vagabond: Окрыленный первым успехом Норденфельт опять вместе с Гарреттом начал проектирования большей по размерам лодки. Водоизмешение лодки 100т надводное, 160т подводное, при длине 30.5 м и наибольшей ширине 3.6 м. Материал корпуса – сталь. В качестве двигателя был выбран паровой двигатель замкнутого цикла Ламма в 250 лс, работающий на один винт. Запас угля 8т. Скорость лодки: на поверхности 6 уз, под водой 4 уз. Экипах 7 человек. Вооружение: 2 внешних ТА 356 мм и два скорострельных 35 мм орудия. После преобретения ПЛ Грецией, тому же Б.Захарову не составила много труда заключить договор на поставку подводных лодок с Турцией. Последняя заказала 23.1.1886 две лодки по £11.000 каждая (Nordenfeldt I I и Nordenfeldt I I I), что бы быть впереди извечного врага. И это произощло не смотря на рапорт военного attaché Турции в Берлине майор Halil Bey, в котором он ставил под сомнение боеспособность лодок Нордельфелта. Лодки строились секциями на предприятиях Англии Des Vignes (Chertsey) и Vickers (Sheffield) и получили названия Abdülhamid (спущена 6.9.1886) и Abdülmecid (спущена 4.8.1887) . Затем они были доставлены в Istanbul , где их начали собирать на судостроительном предприятии Tersane-i Amire (Taskizak). Первая собранная лодка в подводном положении не держалась на ровном киле, а на поверхности легко заливалась. Гарретт неоднократно выезжал в Турцию для помощи в сборке лодок и испытаний. Ему даже присвоили чин Турецкого флота. Трудность была и с набором экипажа – желающих не находилось. Часто говориться о том, что турецкая лодка первая в мире которая выпустила боевую торпеду в подводном положении. Но невсегда добовляют, что произошло после первого выстрела. При проектировании не учли, что выпущенная торпеда это потерянный вес в носовой оконечности. Нос лодки ( которая и так не обладала остойчивостью) после выстрела начал быстро подыматься, паровой котел сорвало с фундамента, принятый водянной балласт тоже устремился в корму. В итоге лодка практически стояла на дне ввертикальном положении. В итоге лодки все- такинаучились ходить и стрелать торпедами, но только на поверхности ( по другим данным – была собранна только одно из лодок). После испытаний лодки перевели в бухту Золотой Рог, где они и доживали свой век. Есть информация , что в начале ПМВ немцы имели планы применить их на Черном море, но только до того как они увидели, что это это такое. Лодки Нордельфельта, согласно турецким историкам, были не первыми в Турецком флоте. Летописцы, времен правления Sultan Ahmed III (1703-1750), Mehmed Hazin и Seyyid Vehbi в своих хрониках упомянают судостроителя Ibrahim Effendi. Этот гражданин Турции построил подводную локу, которая получила имя “Tahtelbahir”. Seyyid Vehbi сравнивал её с аллигатором. Ibrahim Effendi публично демонстрировал лодку 1 октября 1720г на празднике который Sultan Ahmed III устроил в честь своих сыновей в прибрежном дворце в Aynali Kavak. Хроники опысывают следующее – лодка всплыла у дворца и через пол-часа сново погрузилась в воду, где и пробыла в течении часа. Из технического описания лодки известно только, что она имела трубу, которая соединяла лодку с поверхностью для дыхания. Но и это не было самым началом. Историк Bahaeddin утверждает, что Турция использовала подводную лодку в 1150 г при осаде Akkah в войне с крестоносцами. В 1887 г была построена следующая лодка Nordenfeldt I V. Она была продана России и имела водоизмещение 160 т (надводное), 250 т (подводное), двигатель мощностью 1200 л.с., надводную скорость 14 уз и дальность плавания 1000 миль. Вооружение состояло из двух носовых ТА, расположенные один над другим и 2 резервных торпед. Для улучшения подводной устойчивости на лодке в обоих оконечностях были установлены вертикальные винты, но проблема этим опять не решилась. На пути в Россию лодка села на мель не далеко от Ютланда. Экипаж спасли, лодку сняли с мели, но Россия отказалась принять ее. И наконец в 1890 г в Германии были построены еще две лодки Норденфельда так называемые German Nordenfelts. Но единственно что известно – они обладали теми же недостатками, что и предыдущие лодки.

Vagabond: 1864г. Испанская королева Isabel II пыталась востановить искользающее влияние Испании на бывшие калонии в Южной Америке. Перу и Чили, а позднее (с 1866г) Эквадор и Боливия упорно этому сопротивлялись. Испанские эскадра окупировала Chincha Islands. В это время немецкий инжинер Federico Blume Othon , строющий в Перу железные дороги, предложил местному флоту свой проект подводной лодки, как одно из средств противостояния более сильному испанскому флоту. Toro Submarino (Submarine Bull - англ)по замыслу автора погружалась путем заполнения самотеком балластных цистерн и имела устройство типа современного шноркеля. Но война с Испанией в 1866 г закончилась и лодка не была построена. В 1879 г началась другая война, теперь между бывшими союзниками Перу и Чили из-за спорных территорий. F. Blume опять предложил Перуанскому флоту свои услуги. Он начал работу по постройке своей лодки уже через два месяца после начала войны в железнодорожных мастерских и на свои средства. Лодка строилась в течении 4х месяцев в строжайшей секретности .... Длина лодки 15 м, железный корпус имел толщину в 6мм. Экипаж состоял из 11 человек ( 1 офицер). Даижитель - трехлопастной винт, приводимый в движение вручную. Воздушные трубы, которые могли подыматься над поверхностью через специальные устройства в погруженном состоянии, выполнены из меди. Были также: возжушный вентилятор, водяной насос, указатель глубины, указатель уровня воды в балластной цистерне. 14 октября 1879 лодка начала проходить испытания. Экипаж состовляли сам F. Blum, его сын и восемь железнодорожных робочих. Испытания проходили почти три недели. Результаты оказались следующими: глубина погружения 4м (по др источ до 25 м ), скорость в подводном положении до 4 уз. В июле 1880 состоялись официольные испытания. В Качестве пассажира был военный министр Перу, на которого лодка оказала хорошее впечатление. Он предоставил очень лестный рапорт правительству о возможностях лодки против неприятеля. Первая боевая задача не заставила себя ждать. Лодка должна была атаковать ночью идин из двух бронированных фрегатов Чили Almirante Cochrane или Blanco Encalada, которые находились на якоре внескольких милях от перуанцев. На лодке было две мины с часовым механизмом. Однако, когда лодка уже отправилась в путь , чилийцы, предупрежденные своими шпионами, отвели корабли дольше в море. Операцию пришлось свернуть. 16 янворя 1881 при отступлении подводная лодка в числе других судов Перу была затоплена. Federico Blume Othon (1831–1901), датский иммигрант, родившийся в Санкт-Томас Малые Антильские острова ( в то время принадлежавших Дании). Образавоние плучил в Германии. Он закончил промышленную школу в Берлине и политехнический институт в Ганновере. Одноко найти работу в Европе не получилось. Свою трудовую деятельность он начал в Северной и Южной Америке. Идея с подводной лодкой у него была не случайна, он был знаком с работами Фултона о подном плавании. После событий в Перу он не оставил идею постройки подводной лодки. Есть сведения, что он предлагал свои услуги правительству Кубы во время Испано-американской войны (1898). Умер в Лиме, 5 марта 1901.

Vagabond: Разработав вопрос об усилении обороны сухопутных крепостей, К.А. Шильдер озаботился проблемой подводных действий с целью усиления обороны портов. В ходе опытов по саперным работам, был проведен опыт и с гальванической подводной миной - она была успешно взорвана 21 марта 1834 г. К.А. Шильдер понимал, что подводные мины, опущенные на дно или удерживаемые якорями, могут действовать лишь в том случае, когда судно сблизится с ними на соответствующее расстояние, т.е. они представляют собой совершенно пассивное оборонительное средство. Еще раньше, чем устройство подводных мин было доведено до определенного совершенства, в его воображении созрел проект подводной лодки, с помощью которой он предполагал действовать наступательно: двигаясь под водой, невидимо для неприятеля, подводить мины посредством этой лодки к самым его кораблям. Свой проект подводной лодки он создал после изучения известного, на то время, опыта в подводном судостроении. Это можно видеть в одной из его заметок: «Занимаясь с 1832 г. изысканием средств к извлечению возможной пользы от способа воспламенять порох гальванизмом, я открыл преимущественную возможность употребления сего способа в воде, в коей для произведения желаемого действия достаточно опустить мины в тех местах, где обороняющийся намерен поразить противника. Но, чтобы сделать сей способ грозным орудием для неприятельского флота, необходимо было найти верное средство к подводу мин под неприятельские корабли, стоящие на якоре, или к уловлению их на ходу. Казалось, что устроение подводной лодки и усовершенствование плавания с оною может решить сию задачу, и я немедленно занялся способами к достижению сей цели. Руководствуясь примерами подводного плавания Бушнеля, Дреббеля и известного Джонсона, сочинениями Фултона, Манжери и других ». К.А. Шильдер разработал свой проект подводной лодки и, с Высочайшего разрешения, приступил к ее постройке на казенном Александровском заводе в Санкт-Петербурге, за собственный счет. Однако, Император, имея в виду важность этого предложения, повелел принять на счет казны расходы на постройку подводной лодки Шильдера, определенные в 10000 руб. Постройка лодки была окончена в мае 1834 г. В июне 1834 г. Все было готово к испытаниям. Оставалось избрать место для первоначальных опытов. Затруднение в выборе места для испытаний заключалось в необходимости обеспечения секретности, что требовало отсутствия любопытствующих наблюдателей. К.А. Шильдер предложил место на Неве, в 40 верстах выше Санкт-Петербурга, у дач сенатора Дубенского (своего тестя) и военного министра графа Чернышева. Глубина Невы в этом месте была почти такой же, как на фарватере Финского залива, а наличие течения должно было создать дополнительные трудностидля лодки, какие можно ожидать при действиях ее в проливе. Для проведения опытов изо- бретатель испрашивал Высочайшего разрешения на назначение к лодке команды из одного унтер-офицера и 12 рядовых, которые могли бы быть избраны по его усмотрению из состава подчиненного ему Лейб-гвардии Саперный батальона. Кроме того, для особых поручений он просил назначить персонально: - саперного поручика Бема Л.К. – для заведования гальванической частью; - артиллерийского поручика Ковалевского П.П. – для действия подводными ракетами и плавучими подводными минами; - инженер-поручика Щербачева Д.П. – для наблюдения за механической частью лодки. Все три офицера были уже хорошо знакомы Шильдеру. Поручик Бем Л.К отличился в действиях саперного батальона по командованием Шильдера в Польскую компанию 1831-1832г. В 1827 г. П. П. Ковалевский в чине подпоручика командовал первой в России ракетной ротой, отличившейся во многих боях на Дунае, а несколько позднее вместе с военным инженером К. А. Шильдером сконструировал ракеты, которые предназначались для разрушения неприятельских крепостей. В 1834 г. Ковалевский, Шильдер и Щербачев разработали конструкции станка и ракетных снарядов позволили применять боевые ракеты из-под воды и над водой. Все запросы генерала Шильдера были удовлетворены, кроме того, Император рекомендовал ему иметь в своем распоряжении несколько надежных и знающих свое дело нижних чинов из Морского гвардейского экипажа, поскольку лодка – мореходное средство. В соответствии с этой рекомендацией были дополнительно назначены в распоряжение Шильдера от морского экипажа: один лейтенант (лейтенант Гвардейского экипажа С.С. Нахимов) и 4 нижних чина. Члены команды в лодке распределялись так: - один человек становился у руля; - четыре человека располагались у рукояток гребков (по одному на каждый); - один человек находился при гальванической батарее и проводниках; - два человека назначались к кранам и насосам для впуска в лодку воды или выкачивания ее, по необходимости, (они же, как наименее занятые, чередовались с гребцамипри движении лодки); - один человек составлял резерв; - десятый член команды, унтер-офицер, начальствовавший над командой, занимал место в кормовой башне и руководил действиями людей, наблюдая за обстановкой вокруг лодки с помощью зрительной трубы (перископа). Построенная на Александровском литейном заводе, лодка значительно отличалась от первоначального проекта, точное выполнение которого (по недостатку механических средств и низкой технологии) оказалось совершенно невозможным. Строительство лодки обошлось в 13 448 руб. - дороже, чем предполагалось. Этот перерасход император Николай I компенсировал, повелев отпустить соответствующие деньги в распоряжение изобретателя. 29 августа 1834 г. были проведены показательные испытания лодки в Высочайшем присутствии. Программа испытаний была составленна самим К.А. Шильдером. Поскольку демонстрация действия подводной лодки предполагалась на реке, то К.А. Шильдер тактическую обстановку представил, как “действие сей лодки в проливе” Отчет об этих опытах пука не найден, но есть косвенные сведения об их успешности - денежные награды нижним чинам, служившим на лодке в течение 3 месяцев, и находившимся при опытах 29 августа. Награды получили 84 человека (18 человек – по 25 руб., 40 человек – по 20 руб., 26 человек – по 15 руб). Лодка, после испытаний 29 августа, была отведена в Кронштадт, где К.А. Шильдер продолжал опыты по подводному плаванию, с целью усовершенствования устройства, как лодки, так и ее боевых средств.

Vagabond: Найдя ряд недостатков в созданной им лодке, и желая придать ей большую подвижность, К.А. Шильдер в октябре 1834 г. представил по команде проект новой подвод- ной лодки, отличающейся от первой и конструкцией и назначением и должна выполнять следующие условия: “1. Совершать плавание в значительном отдалении от рейда. 2. Оставаться не менее 3 суток в отдалении от порта, не требуя, в продолжение сего времени, ни малейшего вспомоществования. 3. Иметь возможность быть перевозимой сухим путем с употреблением не более 6 лошадей”. К.А. Шильдер имел в виду, что при удачном исполнении этих условий, лодка уменьшенных размеров, удобная для перевозки сухим путем, предоставит возможность уничтожать неприятельские мосты, устроенные на больших реках. Император утвердил проект новой лодки и разрешил выдать для ее постройки 10 тыс. руб., но пожелал, чтобы ему были представлены чертежи и рисунки новой лодки. В декабре 1834 г. вторая лодка была уже построена. К сожалению, описание этой лодки най-ти не удалось. Первые опыты над второй лодкой в присутствии Императора предполагалось произвести в декабре 1834 г. на Обводном канале, причем лодка должна была плавать подо льдом. Но, по причине мелководья, как видно из донесения К.А. Шильдера от 10 декабря, эти опыты были на некоторое время отложены. Где и когда эти опыты были проведены, к сожалению, установить не удалось. Однако можно полагать, что прошли они с удовлетворительными результатами, поскольку в начале 1835 г. Император утвердил еще одно новое предложение генерала Шильдера - относительно постройки двух особого устройства военных пароходов. Он разрешил требуемый для этого расход из казны в 94 тыс. руб. Чертежи и модели этих пароходов, вместе с пояснительной запиской, К.А. Шильдер представил по команде еще в первой половине декабря 1834 г. В это время Шильдер сблизился с одним из опытнейших русских корабельных инженеров полковником Гринвальдом, автором, едва ли не первого на русском языке, оригиналь- ного сочинения по кораблестроительному делу. По совету Гринвальда были сделаны некоторые переделки и в первой подводной лодке, в частности, в тех ее частях, которые при проведении опытов оказались неудовлетворительными. Несмотря на совершенную новизну дела, подводное плавание совершалось удовлетворительно, и в сентябре 1837 г. опыты подводного действия были повторены в присутствии Великого Князя Михаила Павловича. Он пожелал, чтобы в начале лета 1838 г. эти опыты были снова проведены в его присутствии. Вследствие болезни Шильдера, эти опыты в 183г. состоялись только 24 июня. Об этих опытах сохранилось донесение генерал-инспектора по Инженерной части военному министру, в котором, в частности, сообщалось: «..... Опыты сии, по моему мнению, доказали возможность употребления подводной лодки для действия с помощью ее подводными минами. Имеющиеся же в лодке, по отзыву генерала Шильдера, многие неудобства могут быть со временем устранены, когда отработка некоторых частей ее будет улучшена и требующиеся для управления ею люди получат более навыка, а потому, находя первые опыты в сем деле довольно удовлетворительными, для продолжения дальнейшего улучшения сего изобретения я полагал бы удобнейшим передать оное в морское ведомство, которому предоставить, при посредстве генерала Шильдера, заняться приспособлением сего изобретения к употреблению во флоте, для коего она собственно и предназначалась. Отдавая полную справедливость примерному усердию и неустрашимости, оказанным генералом Шильдером при всех действиях с сею лодкою, я нахожу так же заслуживающим внимания и занятия употребляемого им для сего экипажа, состоящего из 2 унтерофицеров и 16 рядовых лейб-гвардии саперного батальона, которые в короткое время оказали значительные успехи в сем, совершенно новом для них, деле». Далее в донесении излагается просьба о поощрении офицеров и нижних чинов, участвовавших в проведении опытов. На этом донесении Император оставил резолюцию: «Согласен, а князю Меншикову (морскому министру) приказать продолжить сии опыты при Гвардейском экипаже под наблюдением К.А. Шильдера». Однако в дальнейшем Император, по каким-то причинам, отменил это указание и продолжение дела о подводном плавании в морское ведомство передано не было и, в конечном счете, заглохло в России на долгие годы. После опытов 24 июня 1838 г. Шильдер продолжал исследования подводного плавания до глубокой осени. В октябре 1838 г. он обратился по команде с просьбой разрешить ему 3-х месячную поездку за границу. Не смотря на все старания, К.А. Шильдеру не удалось добыть в Англии каких-либо сведений о подводном плавании – предмете, особенно его интересовавшем. Император Николай I, оценивая по достоинству проекты и изобретения своего генерал-адъютанта, приписывал им столь важное значение, что повелел сохранять их в строгом секрете. Таким образом, изобретения К.А. Шильдера были мало кому известны, даже из его современников. Затем, погребенные в делах, сданных в архивы, они остались в забвении. Вместе с тем, можно видеть, что предложения и мысли, которые он старался разработать, сохраняли свою важность еще долгое время после его смерти. Так, предложенный им проект подводной лодки опередил время, как по недостатку необходимых материальных средств для осуществления проекта (отсталая технология судостроения), так и потому, что современники оказались не готовы оценить по достоинству важность и перспективность подводного плавания, как способа борьбы на море, в частности, применительно к обороне портов. В 1855г. после испытаний подводной лодки Бауэра в Кронштадте академик Б.С. Якоби, свидетель этого события, писал: «уже 20 лет тому назад генерал Шильдер, при опытах над своею лодкой, достиг погружения и всплытия ее при содействии средств, совершенно одинаковых с предлагаемыми ныне вновь г. Бауэром». По материалам статьи Дьяконова Ю.П. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОДВОДНОГО МИННОГО ОРУЖИЯ В РОССИИ

Vagabond: Brandtaucher Wilhelm Sebastian Valentin Bauer - 1822 -1875, родился в Bayrischen Dillingen возле Мюниха. В январе 1850г Бауер (служивший капралом в баварской легкой конной артиллерии ) спроектировал пл для снятия блакады германских портов кораблями Дании, которые беспоколи немцев с 1848г. Морское министерство германии одобрило предоставленный Бауером проект и разрешило построить модель размерами 70х18х29 см. Модель демонстрировалась в Киле в присутствии военно-морских авторитетов и получила положительные отзовы. Это позволило приступить к постройке подводной лодки, средства на которую были получены от армии и частных лиц. Из-за недостатка денежных средств первоночальные размеры лодки были уменьшены, что привело и к уменьшению глубины погружения до 9,5м. Кроме этого вместо принятия балласта только в специальные для этого цистерны, теперь часть балласта поступала прямо в корпус лодки, что делало ее менее остойчивой. Размеры Brandtaucher ( такое название получила лодка) составляли 8,07х2,02х2,63м. Корпус выполнен из железных листов. Экипаж составляли 3 человека, двое из которых вручную приводили во вращение винт, а третий управлял лодкой. Скорость 3 уз на непродолжительное время. Вооружение составляло мины, подводимые под корпус вражеского судна. Строилась лодка на предприятии Schweffel & Howaldt в Киле, строителем был August Howaldt. Появление в декабре 1850г подводной лодки перед флотом Дании произвел необходимый эффект и противниник отвел корабли дальше в море. Бауэр хотел произвести некоторые изменения по улучшению, но не успел. Первого февраля 1851г в Киле должны были состояться официальные испытания по принятию лодки. В этом погружении в команде с самим изобретателем были два матроса — Уитт и Томсен. Ошибка ли Бауэра при управлении погружением или игра случая, но лодка сразу затонула на глубине 60футов. Корпус начал течь. Бауэр предложил затопить частично лодку, что бы выровнять давление внутри с забортным, что позволит открыть входной люк и выйти. Уитт и Томсен пришли от этой идеи в ужас. Спор между Бауером и двумя матросами все время прерывался громким стуком якорей, шаривших по обшивке в надежде зацепиться за что-нибудь. Дело в том, что на верху тоже пытались помочь как-то делу, и у них был план — зацепить подводную лодку (весившую 37 тонн) якорями и вытащить канатами. В любой миг якоря могли разбить иллюминаторы, и тогда с морем уже нельзя было бы справиться. Уитт и Томсеп все еще колебались, и Бауеру целых четыре часа пришлось их уговаривать, пока они не сдались. В итоге Баур привел свой план в действие и Уитт за ним Томсен и последним Бауэр появились на поверхности. После этого правительство Германии не проявило заинтересованности в подводных лодках, и Бауер попытался продать свою лодку англичанам. Принц Альберт, считавшийся большим покровителем наук, полагал, что лодка весьма пригодилась бы в предстоящих операциях у берегов Крыма. Поэтому, будучи англичанином по духу (хотя и немцем по рождению), он решил передать Бауера и его чертежи своим специалистам. Но Бауер пришелся им не ко двору. Они лучше его разбирались в английских законах и патентах, и в этом, как он потом понял, заключалось его несчастье. Но все же он посмеялся последним, так как подводная лодка, которую они без него построили, оказалась непригодной для плавания. Узнав, что англичане обманули его, Бауер предложил свои чертежи правительству США, но последнее ему даже не ответило. Капрал уже не мог вернуться в Германию, так как власти были недовольны тем, что он предлагал отвергнутое ими же изобретение иностранным державам. Тогда он поехал в Россию, где построил новую подводную лодку для использования ее против англичан в Крымской войне. На западе считают - это была хорошая лодка ( Она совершила 134 погружения, достигая глубины 150 футов, и не имела авар). Ее экипаж состоял из тринадцати человек. На ней была установлена кислородно-регенерационная система. Бауер продолжал совершенствовать свое изобретение, но против этого выступило Адмиралтейство. Под угрозой ссылки в Сибирь он уехал из России.) Вскоре Бауер попытался договориться с французами, но те ни с кем тогда не воевали и не заинтересовались его изобретением. Бауеру разрешили возвратиться в Мюнхен, где он и умер в нищете.

Юрген: Вот о ПЛ Бауэра http://www.allsubmarine.info/search_engines/muskul_engines/der_brandtauscher/51-nyrjajushhie-brandery-baujera-1850-64-gg..html А это его опыты в России. http://flot.com/users/lapin/Imperial/bauer.htm

Vagabond: Юрген пишет Вот о ПЛ Бауэра http://www.allsubmarine.info/search_engines/muskul_engines/der_brandtauscher/51-nyrjajushhie-brandery-baujera-1850-64-gg..html Уважаемый Юрген, спасибо за сайт!

Vagabond: Индеский сапожник (Indiana shoemaker) из Мичиган Сити Lodner Darvontis Phillips (1825-1869) был человеком разных талантов. Начал он с того, что в свободное от основного занятия времени он проектировал и то что спроектировал изготовлял. Для своего времени он стал одним из самых известных морских инжинеров. Он имел патенты на – изобретение подводной лодки U.S. Patent: 9389, жесткого водолазного скафандра - U.S. Patent 15898, штукатурного инструмента - U.S. Patent 16021, муфты для соединения шлангов - U.S. Patent 16450, станок для изготовления пуговец - U.S. Patent 60053. Он построил покрайней мере две подводные лодки. Первая имела длину около 40 футов и была построена из дерева. В 1844(5) г лодка на глубине 20 футов чуть не затонула. Лодка имела название Marine Cigar и не имела вооружения, она была построена для иследовательских целей. Дальнейшая судьба лодки точно не определена. Последнее к чему склоняются иследователи подводного дела следующее. Лодка была продана частному лицу. Этот человек затонул (когда?) на лодке с собакой, которая состовляла ему компанию. В 1915 г на Великих озерах Северной Америке перевернулся пассажирский пароход Eastland с 2752 пассажирами на борту. Было много жертв. При поднятии водолазами тел, рядом с пароходом обнаружили пл, которая в дальнейшем получила прозвище Fool Killer. Предполагают это и есть лодка LODNER D. PHILLIPS. Вторая, построенная в 1851, имела длину 85 футов (по другим данным теже 40 ф), но больше в диаметре), приводилась в движение ручным приводом, развивала скорость 4 уз и погружалась на глубинк 100 футов. Корпус цилиндрический с коническими оконечностями. Она была вооружена специальным орудием стрелявшим из под воды в днище судно противника и всплывающими минами. Лодка была спущена на воду на озере Мичеган. На ней изобретатель провел несколько успешных бубличных испытаний, в том числе: было потоплено с помощью орудия из под воды старое парусное судно и в другом случае LODNER D. PHILLIPS вместе с женой и двумя детьми пробыл в подводном состоянии целый день не всплывая на поверхность (семья занималась изучением дна озера?). LODNER D. PHILLIPS пытался продать эту лодку U. S. Navy. Ответ был следующий - “У нас нет специалистов для покупки подводных судов ... суда используемые флотом не погружаются. “ В 1852 г на озере Erie затонул на глубине 165ф пароход Atlantic с сейфом в котором находилось $36,000 наличными и золотом. Многие пытались добраться до сейфа. LODNER D. PHILLIPS решил это сделать с помощью своей лодки. Но в начале лодка была опущена на эту глубину без экипажа. Лодка не выдержала давления и затонула. В 1852 г LODNER D. PHILLIPS выдали патент - “Винт для управления подводной лодкой “. Новизна была в том, что винт позволял управлять движением лодки как в горизонтальной, так и в вертикольной плоскости за счет применения поворотных соединений винта приводимых в действие из нутри. В течении гражданской войны в Америке LODNER D. PHILLIPS опять предлогал свои услуги для U. S. Navy с тем же результатом.

Vagabond: Gymnote I В 1885 Густав Заде (1825-1891) бывший директор Construction Navales и администратор Socie’te’ des Forges et Chantiers получил предложение от флота Франции на продолжение работы по созданию подводной лодки с электромотором в качестве главного двигателя, начатой Dupuy de Lome. Для проектирования электродвигателя и прочих электроаппаратов Г.Заде пригласил Артура К. Кребса (1850-1935) – офицера французкого флота и изобретателя. Лодка - Gymnote №Q1 (электрический угорь) – строилась на верфи в Тулоне и была спущена на воду 24.09.1888. На лодке были установлены перескоп и гирокомпас, которые спроектировал А.Кребс. В течении 1889 лодка Gymnote проходила испытания. Одним из первых, кто испытывал лодку был морской офицер -Пол Луи Мари Жорес (18.08.1860-30.10.1937). Водоизмещение локи – надводное 30 т, в подводном положении 31 т, длина корпуса 17, 8 м, экипаж 5 чел, скорость надводная максимальная 7,3 уз, подводная 4,27 уз, дальность плавания надводная 65 миль при скорости 5 уз, подводная 25 миль при полной скорости. Мощность электродвигателя 50 лс, на лодке имелись 204 эл. батареи (масса 9,5 т, что соствляло почти 30% от водоизмещения). Отклонение от курса контролировалось следящей системой, связаной с гирокомпасом. Хотя лодка была в оснавном эксперементальная, на ней были установлены два 355 мм торпедных аппарата Джевецкого. В 1898 лодка была модернизирована: установлена рубка и новый электродвигатель Sautter Harle 90 лс . Во время эксплуатации лодки ( более 8 лет) изучались возможности применения ее в боевых условияж и выбор оружия. Этим занимались л-т Marie-Joseph Baudry-Lacantinerie ( первый командир лодки ) и л-т Gabriel Darrieus. Gymnote затонула в доке Тулона 19.07.1907, впоследствии поднята, 10.09.1907 законсервирована в Тулоне, 3.10.1907 разорущена, 22.05.1908 исключена из флота и использовалась для опытов по спасению и подъему подводных лодок. 2.08.1911 продана для разделки на металл, разобрана в Тулоне. За время эксплуатации Gymnote совершила более 2000 успешных погружений и часта расматривается как первая электрическая пл.

Vagabond: Gymnote I I Тем временем в Бресте в обстановке большой секретности бала заложена другая лодка Gymnote I I. По сравнению с Gymnote I она имела гораздо большие размеры и имела сложное (по тем временам) электрическое оснащение. Gymnote I I уже имела 8 торпед, команду 30 чел и могла находится под водой до 12 ч. Постройка лодки закончилась в 1898 и вскоре после испытаний, проведенных в Бискайском заливе, командир лодки Robert Bruissard получил приказ идти в Тулон для проведения учебных атак на корабли Францезкого флота. Robert Bruissard был не только офицером, но и ученым. Именно поэтому он и получил назначение на Gymnote I I для наблюдения за электрическими системами и разработки рекомендаций по улучшению их работы. На пол-пути до пункта назначения Gymnote I I ударилась о подводную скалу и затонула. Спасшихся не было. Национальная гордость Франции и секретность проводимых работ оставили в тайне гибель лодки. Родственникам сообщилось только то, что моряки погибли при исполнении своих обязанностей без указания каких-либо подробностей.

Валерий-П: Уважаемые знатоки подводного флота. Нашел в интернете вот такую фотографию: Увеличить То, что это экспонат музея я понял, но что за лодка? - может кто-нибудь подскажет. И, естественно, музей? С уважением Валерий.

pz.kpfw: Трофейная сверхмалая подводная лодка типа «Зеехунд», включенная после Второй мировой войны в боевой состав французских ВМС. Военно-морской музей в г. Бресте, Франция.



полная версия страницы