Форум » Внимание, поиск! » МОРСКИЕ ЛЁТЧИКИ (продолжение) » Ответить

МОРСКИЕ ЛЁТЧИКИ (продолжение)

ДМЛ: Иванович Николай Александрович (1878 –1918). Поручик. Морской лётчик 2-го воздушного дивизиона Черноморского флота. Убит в Севастополе 23 февраля 1918 г. во время февральских погромов. ----- Есть у кого-нибудь сведения об этом человеке??

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 5 All

stem: Юнкера флота - это молодые люди, поступающие во флот на правах вольноопределяющегося и имеющие определенный образовательный ценз. До 1884 г. это 6 классов среднего уч.заведения. Через два года службы они должны были сдавать экзамены при МУ или ТУМВ. После реформы 1885-6 стали принимать выпускников вузов. С 1906 г. поступающих на правах вольноопределяющихся стало две категории - выпускники вузов именовались юнкерами флота, а отчисленные от МКК и МИУ - вольноопределяющимися. С 1909 г. для юнкеров по морской и механической частям образовательный ценз снизили до курса сред.уч.зав. Таким образом отчисленные воспитанники тоже становились юнкерами. Желающие затем сдавали при училищах экзамены. В октябре 1914 г. звания юнкеров заменены: лицам с высшим образованием - гардемарины флота, остальные (в т.ч. бывшие воспитанники училищ - вольноопределяющиеся). Кто хотел учиться - учился и сдавал экзамены. Рота юнкеров (позже рота гардемарин и вольноопределяющихся) сначала находилась при МИУ, а с 1913 г. при 2БФЭ. Головинский экзамены не сдал (или не сдавал - не знаю), т.е. не стал корабельным гардемарином. Так что он и должен числиться потом в звании вольноопределяющегося.

Сибор: Всем спасибо

Валерий-П: Поручик пишет: Уважаемый Валерий-П! Спасибо за интересную информацию. А не могли бы Вы посмотреть по списку этой роты нескольких интересующих меня армейских летчиков и наблюдателей? Пожалуйста! Пишите в личку или на электронный адрес. С уважением.


Валерий-П: «26 октября в Севастопольской военной авиашколе состоялся первый выпуск. Капитаны 2 ранга Кедрин и Дмитриев, поручики Макеев и Гельгар, лейтенанты Дорожинский, Буксгевден, Дыбовский, Подгурский первыми из офицеров флота получили официальное звание военного летчика». Григорьев А.Б. "Альбатросы". Машиностроение, 1989 Я попробовал проследить биографию поручика Гельгара. Гельгар Владимир Федорович (Гельгард, Гельгардт). Родился в 1882 году. Уроженец Кишинева (?) Поручик запасного конно-артиллерийского дивизиона. Авиатор, изобретатель, фотограф, оператор, режиссер, предприниматель. Увлекался фотографией. В 1907 году в журнале «Фотограф-любитель» публикует отзывы о только что появившихся в России фотопластинках «Автохром» братьев Люмьер. В 1910 году В. Гельгаром был изобретен замечательный фотографический аппарат "Разведчик", дающий с дистанции 8-9 верст сильно увеличенные снимки. "Разведчик" имел огромное значение для военного дела и для экспедиций. Получил охранное свидетельство министерства торговли и промышленности № 46 -401. В дальнейшем он создал новую модификацию фотоаппарата "Разведчик" - Аэронавтика G 2. В 1910 году, уже, подпоручик Гельгар произвел несколько съемок и за хорошие результаты получил премию в 10000 руб. Переведенный в Севастопольскую авиационную школу, он продолжал там фотографирование с самолета по специальным заданиям. В 1911 г. он сфотографировал береговую полосу со стороны моря. 12 апреля 1911 года В.Ф.Гельгар принял участие в качестве помощника заведующего Севастопольским воздухоплавательным парком в первом Всероссийском воздухоплавательном съезде, который состоялся в Петербурге. Среди его участников были: морской министр вице-адмирал И. К. Григорович, лейтенант С. Ф . Дорожинский, член морского технического комитета генерал-майор Н. Г. Корсакевич, академик адмирал М. А. Рыкачев, капитан 2 ранга А. А. Янович (от Морской Академии) и ряд других морских офицеров. 24 мая 1911 г. при выполнении полета с лейтенантом Дыбовским Гельгаром был произведен снимок подводной лодки, идущей в подводном положении. 8 июня 1911 года в Севастопольской ОША сдал экзамен на звание "летчик". Получил диплом пилота-авиатора за № 34. Выпущен со званием "военный летчик". 9 октября 1911г. Гельгар установил рекорд высоты 2825 м. 26 октября 1911 года в Ливадии в числе 23 офицеров, первых выпускников Севастопольской Офицерской школы авиации, получивших звание «военный летчик», был представлен государю императору. По данным журнала «Сине-Фоно», 1911 г.: «Поручик-авиатор В. Гельгар в Обществе ревнителей военных знаний познакомил слушателей со своими работами, которые он ведёт при Севастопольской школе авиации. Он сумел приспособить кинематографический аппарат для установки на аэроплан. На каждом снимке кинематографической ленты помимо картины, которую видит объектив, отпечатывается время съёмки, высота полёта, угол наклона аппарата (если аппарат был не в отвесном положении) и стрелка компаса… На докладе присутствовал великий князь Александр Михайлович и высшие военные чины» . 3 апреля 1912 года поручик Гельгар подал начальнику школы Одинцову докладную записку, с тем, чтобы получить от военного ведомства субсидию на дальнейшее изобретательство, в которой перечислил свои изобретения, в бытность в школе авиации. Помимо указанного фотоаппарата, он указал прибор для метания снарядов, представленный 15 ноября 1911 года государю императору и находившийся в постройке, прибор для сигнализации (корректирование стрельбы), парашют медленного падения с магниевой свечей для освещения неприятельских позиций ночью. В 1912 г. поручику Гельгару было отпущено 3000 руб. на разработку бомб и приборов для их метания с аэропланов. Им были выработаны типы бомб и приборы. 9 ноября 1913 года поручик Гельгар присутствовал на завтраке у Николая II, на котором представил модель своего взрывательного снаряда для бросания с аэропланов. Не все авиабомбы Гельгара соответствовали современным требованиям. Поручик изобрел фугасные авиабомбы с шарообразным корпусом. Малые авиабомбы такого типа использовались и в первой мировой и в балканских войнах, где показали низкую эффективность. Он продолжал работать над большими бомбами. В августе 1916 года в газете "Русский инвалид" он помещает объявление, в котором просит господ командиров войсковых частей дать отзывы о применении его изделия «Дельта» и указывает свой адрес - Ковенский переулок дом 14. Параллельно он занимается и кинопредпринимательством. В 1912 году в Петербурге основал свое кинопредприятие. В 1913 году приобрел фабрику "Вита" и снятые им фильмы стали выходить под маркой этой фирмы. Входил в круг знакомых Куприна А.И., на даче которого и при участии которого, снял один из комедийных фильмов. Известны около 10 игровых фильмов, снятых им как режиссером и оператором и один документальный. В 1917 году фирма прекратила существование. (По другим данным – в 1914 году.) Она была выкуплена у Гельгара кинопредпринимателем Дранковым, который на ее базе создал свою. На 1915 год Гельгар числился поручиком запасного конно-артиллерийского дивизиона, расквартированного в Орле, сам же находился в Петрограде, в воздухоплавательном батальоне. После 1917 года биография не прослеживается. Не упоминается он среди российских кинематографистов, обосновавшихся в эмиграции в Париже. Так, был ли он морским летчиком? «Трудно сказать, что больше доминировало в личности Гельгара – офицер, изобретатель или коммерсант. Одно бесспорно – авантюризма поручику было не занимать». Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг. С уважением.

ВЛАДИБОРЪ: С уважением, Вл.

SAMURAI: Сибор пишет: Уважаемая SAMURAI выяснила в Архиве, что в Технологическом учился Эдмунд - брат Евгения. Но интересно, что и год рождения Эдмунда - 1880. Dirk пишет: Но вот вопрос. В списке офицеров армии на 1909 г. есть только Эдмунд Робертович, подпоручик 43 АБ в пос. Олита. Потому вопрос от полного незнания: а может быть Евгений и Эдмунд - один человек? Очень может быть. Но надо проверить. Объясняю, я рыла наш Архив на Псковской в Питере, там свои люди для меня покопали ВУЗы на предмет обучения и работы там Энгельса. А нашли то, что вот выше процитировал Сибор. Там собственно и предположили, что это разные люди. Исходили из того, что биографии как-то разнятся, хотя много общего, начиная от даты рождения. Что интересно, Евгений читал лекции на Кораблестроительном факультете, это есть на Серебристом (расписание лекций, где упоминается Энгельс как преподаватель) в каком-то из дел, сейчас долго искать. Но в документах на Псковской этого не обнаружилось. Но! При поиске Энгельса смотрели карточки. Может, если влезть в сами архивы, то и прояснилось бы. Однако вот какое соображение. В 1914 году переименовали даже Петербург в Петроград. Как бы не с этим и было связано "переименование" Эдмунда в Евгения, причём официально? Dirk пишет: А вот за это СПАСИБО! - Моему знакомому, который на развале "старья" в Париже купил документы Натальи быв. Энгельс/ в дев. Янович, из чего я в своё время раскрутила эту историю.

Автроилъ: SAMURAI пишет: ...из чего я в своё время раскрутила эту историю.

Автроилъ: Император Николай II обходит строй офицеров-выпускников Школы ОВФ (Представление офицеров Государю Императору). Фотография, конечно, известная (в данном случае - из интернета), но хотелось бы несколько поподробнее. И опять же, что за ст. лейтенант?

Валерий-П: "Шустров Николай Николаевич.(12.01.1893 -?). В службе с 1910 г. Мичман (1914). Лётчик Черноморской гидроавиации. 5 мая 1917 года во время рейда к Констанце экипаж мичмана Шустрова Н.Н, попал в плен, сам пилот был дважды ранен в ногу и оказался в госпитале. В приказе по флоту и Морскому ведомству № 65 от 1917 г. значится пропавшим без вести. Дальнейшая судьба неизвестна. Награды: орден Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (08.03.1916)" ДМЛ http://kortic.borda.ru/?1-5-0-00000017-000-60-0 Шустров Николай Николаевич (до 25 февраля 1916 г. носил фамилию Шуцман). Черноморский флотский экипаж. Родился 12.01.1893 г. Православный, женат. В службе – 1910 г. Юнкер флота 1912. Корабельный гардемарин – 03.05.1914 г. Мичман – 16.07.1914 г. 17 марта 1917 г. окончил Севастопольскую военную авиационную школу. Назначен в Воздушную дивизию Черного моря.... Ногу он все-таки потерял. Инвалид войны. Однако это не помешало ему принять участие В Гражданской войне на стороне белого движения в отряде Булак-Балаховича. Принял фамилию Станиславский, вероятно, в честь своего начальника. В 1920 г. Шустров – Станиславский - подполковник, одно время был начальником штаба в его отряде. В эмиграции в Польше. С началом Второй Мировой войны воевал с немцами. С 7-8 сентября 1939 года – заместитель Командующего группой добровольческих отрядов Станислава Балаховича при Командовании обороной Варшавы. Это ополчение, благодаря действиям подполковника Станиславского сумела нанести немцам существенный урон в живой силе и военном снаряжении. За эффективную операцию в ночь с 18 на 19 сентября 1939 г., которой лично руководил инвалид без ноги, подполковник Станиславский, он был произведен в полковники и награжден крестом «Virtuti Militari» V класса. 26.09.1939 г. полковник Станиславский по приказу генерала Балаховича принял командование IV оперативной группой и в этом качестве произвел ее ликвидацию. 31.03.1940 г. полковник Станиславский был арестован, посажен в тюрьму на Повислье и 21.06.1940 г. расстрелян в Пальмире под Варшавой. Ордена: Светло-бронзовая медаль в память 300-летия царствующего дома Романовых – 1913 г., Светло-бронзовая медаль в память 100-летия Отечественной войны 1812 г. – 1913 г., Серебряная медаль «За спасение погибавших» - 1913 г., Св. Анны 4 ст. «За храбрость» - 08.03.1916 г. Андрей Кручинин и Петр Мицнер «Генерал Станислав Булак-Балахович в 1939 году». http://a-pesni.org/ww2-polsk/a-bulak.php С уважением.

ркр065: Коллеги, подскажите кандидата на отождествление: на май 1916 г. - подпоручик. Предположительно - летчик, но не факт. Во всяком случае, участвует в полетах. 23 мая 1916 г. пишет в Петроград с авиационной станции Сл. св. Б.м. на о. Эзель (в Кильконде). Однако, не факт, что в этот момент имеет отношение к МВ. Подпись может быть прочтена как МТеле... Но, могут быть и варианты :)

Dirk: морской лётчик подпоручик армии Михаил Телепнев - на июнь 1916 г. состоял в воздушном отряде "Д" (командир - лейт. В.Штральбон).

ркр065: Dirk Спасибо! Он из армейцев и по МВ совсем не переводился? ПыСы Посмотрел справку о нем на старом сайте бакинской школы - интересный господин.

Dirk: ркр065 пишет: его нет в списках чинов МВ на апрель 1916 г. Да, на июнь 1916 г. - он точно по армии. Вот, нашлось: Циркуляр ГМШ № 180. 5-го мая 1916 года. Согласно ст. 63-й Положения о службе авиации в службе связи, морской министр утвердил в звании морских летчиков: штабс-капитана гвардейской артиллерии Евгения Энгельса, с 8-го февраля сего года; подпоручиков: 302-го пехотного Суражского полка, Николая Алферьева, с 10-го января сего года; 212-го пехотного запасного батальона, Александра Трофимова, с 15-го января сего года; 176-го пехотного запасного батальона, Николая Румянцева, с 23-го января сего года; 3-го пехотного запасного батальона, Михаила Телепнева, с 28-го января сего года; прапорщиков: V-го корпусного авиационного отряда, Григория Шитакова, с 10-го января сего года; инженерных войск: Василия Иванилова, с 22-го января сего года, и Владислава Мисинского, с 28-го января сего года; 2-го пехотного запасного батальона, Алексея Извекова, с 10-го января сего года, и лейб-гвардии Преображенского полка, Всеволода Яковлева, с 24-го марта сего года.

Сибор: Dirk пишет: на июнь 1916 г. - он точно по армии. Прапорщик Телепнев - выпускник Павловского военного училища.

Сибор: Dirk пишет: командир - лейт. В.Штральбон Владимир Александрович фон ШтральбоРн

ркр065: Возможно, искомый персонаж и не морской, а армейский летчик, а возможно даже и не летчик, но... На нашем форуме неоднократно упоминалась фигура Игоря Михайловича де Кампо Сципион. Вчера в Питере попались в одном магазинчике открытки, адресованные в С-Петербург Ольге Михайловне де Кампо-Сципион. Один из адресантов - её брат (что следует из текста открытки) Вячеслав. Среди открыток есть пара, (которые были, видимо, отправлены в конверте или переданы с оказией), написанные весной-летом 1915 года из Севастополя, из Школы авиации. Судя по тексту, Вячеслав обучается в школе. В 1917 году он пишет сестре из Баку (Бакинская школа летчиков??). Про летные дела в ней ничего, но упоминается в тексте Батуми, куда он собирается ехать. Вопрос к спецам по авиации: кто может быть этот Вячеслав? Заранее признателен, М.

ркр065: Одна из открыток

Автроилъ: ГЕРАСИМОВ Владимир Александрович (15.04.1892 – 29.02.1964), поручик инженерных войск. Морской лётчик. Родился в Ревеле. Сын коменданта Моркрепости Императора Петра Великого в Первую мировую войну вице-адмирала A.M. Герасимова (1861-1931). Учился на мех. отделении Петроградского технологического института. Инструктор авиашколы. Участник Великой войны. При крушении белого фронта эвакуирован из Крыма в Константинополь и далее – в Бизерту (Тунис). Преподавал рисование и черчение воспитаникам возрождённого в Сфаяте МК. Художник-любитель. Написал икону Св. Александра Невского для ставшей памятником морякам Русской эскадры православной церкви в Бизерте. Умер и похоронен в Тунисе. Конешшшно, всё коряво (сам понимаю), но может уточните или подправите что, господа Форум.

Ustas: Помогите, пожалуйста, подробностями морской службы Виктора Владимировича Дыбовского (до японского плена и после) - известного впоследствии лётчика. Спасибо.

Dirk: Ой, тут на форуме этого уже много было! Может быть в разделе "Альма-матер" в ветке о выпуске 1904 г.? Не хотелось бы повторяться.

Сибор: Уважаемые Форумчане. 1) На "Кортик"е - http://kortic.borda.ru/?1-19-90-00000003-000-60-0 в "Списке гг. офицеров Сибирской флотилии, прибывших на Филиппинские острова." указано - "107. поручик М.Л. мех. Василий Петрович Иванилов" 2) В статье Кузнецова "МОРСКАЯ АВИАЦИЯ И МОРСКИЕ ЛЕТЧИКИ В БЕЛОМ ДВИЖЕНИИ НА ВОСТОКЕ РОССИИ (1919)." - http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000159-000-240-0 сказано - "Иванилов Василий Ильич. Военный и морской летчик. Поручик по адмиралтейству за отличие по службе (1 января 1919)." Понятно, что персона одна и та же, НО... смущает ОТЧЕСТВО - какое верно ??? Ваше мнение???

Сибор: Что только не встретишь на просторах Internet Не знаю, "плакать" или смеяться до слез... Некто М.Жирохов пишет о морском летчике Миккола В. " В апреле 1917 года был направлен на авианосный корабль "Орлица" и уже в августе стал командиром его. Умер 7 сентября 1920 года после возвращения из очередной командировки в Италию." (с) М.Жирохов http://www.airwiki.org/history/aces/ace2ww/pilot/mikkola.html

Сибор: Уважаемые господа. Геевский Александр Николаевич - Морской летчик, выпускник Бакинской школы морской авмации 1917 г. Что известно о нем, кроме тех скудных сведений, что имеются у Волкова ? Буду весьма благодарен. С уважением, Сибор.

SAMURAI: Дааааа... давненько я не присутствовала в кают-компании. Смотрю, вечный я мичман. Хотя сама-то про себя знаю, что, минимум, капитан 1 ранга. Кто бы присвоил?! Вспоминаю про одного моего любимчика, Сергеева Михаила Михайловича, его сын, капитан 1 ранга Сергеев Константин Михайлович, подводник, рассказывал, что Мих. Мих. повторно пошёл на службу в 1941 г. добровольцем. И в запарке не стали разбираться, какое у него было звание при выходе в запас. А был он уж совсем не в малой должности, был начальником Воздушного флота Чёрного и Азовского морей. И "присвоили" ему звание старший лейтенант. Хотя старлейтом он был ещё до революции, наверно. Да, так вот он сам про себя и говорил "дважды старший лейтенант". Но это тема отдельная. А пока вот чего: Автроилъ пишет: КОРОЛЬКОВ Виктор Александрович (08.10.1893 – ...), лейтенант... Совсем недавно мне тут попались документы на этого Королькова. Я думаю, именно на него. И это оказалось настоящим открытием, т.к. вот что с ним произошло после революции: http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/004/3-1-790/00000389.jpg&id=50174881&id=50174881&id1=f8cee3708646108df06831cc10aef2d4 http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/004/3-1-790/00000390.jpg&id=50174883&id=50174883&id1=4dba26124d4fedb5b30108721a48316a http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/004/3-1-790/00000391.jpg&id=50174884&id=50174884&id1=97b19d8d2405bd9c7dc1dc6b1ecb3325 http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-819/00000222.jpg&id=51511041&id=51511041&id1=80c256ee2784713c3197884432ee7173 http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-819/00000223.jpg&id=51511043&id=51511043&id1=ead604cb38de026b812575a86b4c0129 Неисповедимы пути Господни! Найти бы ещё дальнейшую биографию. Dirk пишет: Тираж 10 экз. Я переплюнула, более 500 экземпляров - "От Финского залива до Ейского лимана". Там изложена ранняя история Школы морских лётчиков с точки зрения строевой части, на основании архивных документов из нашего уважаемого архива РГА ВМФ и некоторых других документов и воспоминаний. Без излишних бла-бла-бла, коротко проанализировала перечень приказов в отношении школы, отделений, дивизионов, разложив их в хронологическом порядке. И, наконец-то, стало понятно, что же ЭТО было до Октябрьской революции. Перечитала за несколько дней все старые ветки "Морские лётчики", тихим добрым словом вспомнила Мирона Дольникова... Светлая Память. Был вопрос вот по этой фотографии, мол, кто на ней с Георгиевским крестом: Кто с крестом, не могу сказать. Сдаётся мне, что вот тот мальчонка в белой бескозырке во втором ряду не кто иной, как Столярский Станислав Эдуардович. Да-с. Не утверждаю, но очень похож. Я его документами тут плотно занималась нынешней весной. Весьма и весьма примечательная личность. И вопрос у меня по Скрягину Георгию Сергеевичу. Приказ №591 от 19.07.23г. по флоту и НК по МД Исключается из списков флота как умерший. Странным образом он умер 19 июля в день взрыва на форту Павел в Кронштадте. По материалам о взрыве его фамилия нигде не упоминается, так что это просто совпадение, вероятно. Но... По документам совсем накануне шли "разговоры" о его назначении на какую-то должность. Из документов непонятно, на какую, но, может быть, на какую-то преподавательскую. На тот момент он преподавал в ВМА. И в Наркомат пошла телеграмма о скоропостижной смерти именно из ВМА. То есть, вопреки гуляющим по сети сведениям, к новой должности он так и не приступил. Я в документах покопалась, но пока не нашла, на какую же должность его прочили, и отчего же он умер? И не связана ли его смерть хотя бы косвенно с взрывом на Павле. Дело в том, что преподаватели сопровождали своих курсантов на практике, а практиковались слушатели ВМА чаще всего именно на кораблях и именно в Кронштадте. Это мои домыслы, сразу предупреждаю. Но факт смерти - это совершенно точно. Как и то, что его готовили к какой-то должности. Не поможет ли кто-нибудь прояснить?

Сергей: SAMURAI пишет: Странным образом он умер 19 июля в день взрыва на форту Павел в Кронштадте. А, чего тут странного, приказ был выпущен 19.07 уже после смерти, банальное совпадение со взрывом на форту Павел. Точную дату смерти, я конечно не видел, хотя был некролог в газете "Красный флот". С уважением Сергей.

Сибор: SAMURAI пишет: "От Финского залива до Ейского лимана". Через Баку или как ? Странным образом он умер 19 июля в день взрыва на форту Павел в Кронштадте. Смерть вообще странная штука и приходит не по расписанию. При взрыве на форту Павел погиб флагманский заведующий обучением Гедле.

SAMURAI: Кто и как погиб на Павле, я помню. Конечно, скорее всего совпадение. Но мне-то хотелось бы и узнать, отчего он умер, будучи ещё накануне здоровым. В приказе причина не указана. Сибор пишет: Через Баку или как ? Не через Баку, а вместе с Баку.

Сибор: SAMURAI пишет: вместе с Баку Это хорошо! А как можно ознакомиться со статьей?

SAMURAI: Это не статья, а небольшая книжечка. Но уже никак не ознакомиться, т.к. у меня не осталось. В следующем году будет 100-летие Ейского училища, так что надеемся, что будет издана книга к этому Юбилею уже полновесная. История ОШМА - это только небольшая, хотя и важная часть той будущей книги. Сейчас я занимаюсь периодом послереволюционным, но до ВОВ.

Сибор: SAMURAI пишет: История ОШМА - это только небольшая, хотя и важная часть А нельзя ли поместить сканы этих страниц, если их немного? Было бы очень полезно



полная версия страницы