Форум » Внимание, поиск! » Помогите найти прадеда. » Ответить

Помогите найти прадеда.

adron1974: Здравствуйте, уважаемые форумчане! Долго и безуспешно ищу сведения о своём прадедушке, участнике Цусимского сражения, Осмаченко Макаре Григорьевиче, уроженце слободы Николаевской Царевского уезда Астраханской области. В процессе поисков и работы в РГА ВМФ удалось выяснить, что прадед был сигнальщиком транспорта «Ксения» 3 ТОЭ, однако перед боем был переведён на эскадренный броненосец «Император Николай I». 15 мая 1905 года, вместе с командой корабля, попал в плен к японцам. Согласно учётной карточки военнопленного № 3528, с 28.05. 1905 по 13.06.1905 г.г. находился в лагере военнопленных на острове Фукуока. Согласно «Анкет раненых и погибших в бою офицеров и матросов на эскадренном броненосце «Император Николай Первый» -ранен не был. Согласно «Алфавитной книги рядового состава флота, возвратившихся из плена», возвратился в Россию в 1906 году на одном пароходе с писателем А. С. Новиковым-Прибоем. Однако на этом мой поиск «забуксовал». Остались нерешёнными такие задачи поиска: - не выяснен год рождения; - не выяснен год призыва; - неизвестен флотский экипаж; - неизвестно, есть ли послужной список; - не выяснено, какими медалями был награждён; -не выяснено, почему был переведён с «Ксении» на «Николай»; - неизвестно, где находился с 15.05.1905 по 28.05.1905 и с 13.06.1905 по 1906 год. Прошу у специалистов помощи по следующим вопросам: - Известно, что на начало РЯВ на Балтике было более 20 флотских экипажей. Эскадренный броненосец «Император Николай Первый» комплектовался личным составом из 17 Флотского экипажа. Из какого Флотского экипажа комплектовался транспорт «Ксения»? Был ли этот транспорт военным? Почему все сведения в архиве о «Ксении» появляются уже после 1906 года? Не мог ли сигнальщик Осмаченко служить изначально в 17 экипаже и прикомандировываться на «Ксению»? - Награждались ли какими-либо медалями матросы 3 ТОЭ, попавшие в плен? (Известно, что медалью за поход награждали не всех, а только военнослужащих нескольких кораблей 2 ТОЭ, которые конкретно были указаны в приказе адмирала Рожественского). Какие награды могли быть у Осмаченко? С уважением, Андрей.

Ответов - 38, стр: 1 2 All

Боярин: adron1974 пишет: Если кому-нибудь интересно-буду продолжать. Конечно интересно. Спасибо Вам за титанический труд разбирать почерка

adron1974: Здравствуйте, уважаемые форумчане! Продолжаю выкладывать протоколы допросов моряков броненосца "Император Николай Первый" в 1906 году. (РГА ВМФ, ф. 417, оп.1, дело 3413, лист. 41, «Материалы следственной комиссии Владивостокского порта по делу бывшего контр- адмирала Небогатова») Протокол № 44 1906 года, февраля 6 дня, кр. Владивосток. Пароход Добровольного флота «Киев» Член Следственной комиссии по расследованию обстоятельств сдачи неприятелю эск. брон. «Император Николай I» и др. судов, коллежский советник Фелицын, допрашивал на пароходе Добровольного флота «Киев» в качестве свидетелей, с соблюдением 551 и 556 статей В. М. С. У., без присяги, но с предупреждением о ней, нижепоименованному который показал: Зовут меня Яков Терентьев Поспелов, сигнальный кондуктор штаба командовавшего отрядом контр-адмирала Небогатова. 30 лет от роду, вероисповедания православного, под судом не был, с обвиняемыми в особых отношениях не состою. По делу показываю: приблизительно часа в три или четыре 14-го мая 1905 года миноносец «Буйный» поднял сигнал (флагами на фалах) о передаче командования эскадрой адмиралу Небогатову, этот сигнал мы, т.е. я и сигнальщики, разобрали и доложили флаг-офицеру. Около 6 часов вечера на бр. «Император Николай 1» нами, по приказанию адмирала, был поднят сигнал «Следовать за мной». Вскоре после этого сигнала к нашему судну подошел мин. «Буйный» с которого по семафору передали что адмирал Рожественский приказывает следовать во Владивосток. Я не знаю, указывался ли при этом курс, которым должен был держаться адмирал Небогатов. Я помню, что сигнал «Курс NO- 23» у него был поднят, но в какое время не помню. Минные атаки на наш отряд были ...до 11 1/2 часов вечера. …и мы прошли ночь спокойно. Около половины восьмого утра 15 мая мичман Дибовский, находившийся на марсе, доложил на вахту что слышна стрельба; в это время …на горизонте несколько вправо какие-то суда. Я помню, что был сигнал с «Николая», спрашивали суда нашего отряда об имеющихся повреждениях, артиллерии и количестве снарядов, но когда это было-не помню. Я помню, что до сдачи крейсер «Изумруд» ходил 2 раза на разведку, но в какое время это было- не помню. Помню лишь, что наш отряд по приказанию адмирала изменял курс в сторону показавшихся судов и после доклада «Изумруда», что суда неприятельские- изменили курс на Владивосток. Приблизительно около 10 часов утра, когда японцы были от нас в расстоянии примерно 100 кабельтовых (верно указать это расстояние не могу) адмирал пригласил в боевую рубку командира, кап. 1 ранга Смирнова, и спросил его, какие его намерения. Я слышал, что командир ответил, что против сдачи японцам в плен ничего не имеет. В это время в боевой рубке находились флагманский штурманский офицер, судовой штурман Макаров, и весь штаб адмирала кроме кап.2 ранга Куроша, который был в батарейной палубе по управлению батарейными орудиями. Что затем происходило в боевой рубке- я не знаю, но слышал от лейт. Глазова и Северина, что они согласились сдаться. Оба эти офицера сказали нам: «они согласились сдаться», но кто это «они» -только эти офицеры или все, бывшие в рубке, я не знаю. Всё это происходило еще до открытия огня японцами. Был ли в это время в рубке кап.2 ранга Ведерников- не припоминаю, но знаю, что накануне 14 числа после того, как был ранен кап. 1 ранга Смирнов, старший офицер был призван в боевую рубку и находился там, но до какого времени- не знаю. Когда неприятельская эскадра была уже совсем близко у нас был поднят сигнал по международному своду, набирал и поднимал его кондуктор Гаврилов с сигнальщиками. Не могу припомнить, когда этот сигнал был поднят, до открытия огня японцами или во время выстрелов с неприятельских судов. Я хорошо помню, что перед самым открытием огня японцами адмирал приказал собраться наверху всем офицерам. Что говорил адмирал собравшимся офицерам и что говорили офицеры адмиралу не могу сказать, так как ходил на верхний мостик, смотрел за эскадрой. Затем помню, что сигнал о сдаче был поднят после того как созывались г.г. офицеры и затем разошлись. По приказанию адмирала у нас был поднят сначала белый, а затем японский флаги, причем за японским флагом я сам ходил, по приказанию лейтенанта Глазова, в подшкиперскую, в которую я спускался через горловину со шкипером Преображенским. Флаг этот мы передали наверх, и когда я поднялся из шкиперской, он уже висел на гафеле. Больше сказать ничего не могу. Сигнальный кондуктор Яков Поспелов. Член Следственной комиссии коллежский советник Фелицын.

adron1974: Протокол № 45 1906 года, февраля 6 дня, кр. Владивосток. Пароход Добровольного флота «Киев» Член Следственной комиссии по расследованию обстоятельств сдачи неприятелю эск. брон. «Император Николай I» и др. судов, коллежский советник Фелицын, допрашивал на пароходе Добровольного флота «Киев» в качестве свидетелей, с соблюдением 551 и 556 статей В. М. С. У., без присяги, но с предупреждением о ней, нижепоименованному который показал: Зовут меня Леонард Павлович Яновский, рулевой кондуктор эскадренного броненосца «Император Николай I». 29 лет от роду, вероисповедания римско-католического, под судом не был, с обвиняемыми в особых отношениях не состою. По делу показываю, 14 мая, около 8 часов вечера, после боя я был вызван из рулевого отделения старшим штурманом, офицером, лейтенантом Макаровым, чтобы перевести управление рулем корабля из боевой в путевую рубку, но так как на это понадобилось бы не менее 3 часов , то присутствующий при этом адмирал разрешил отставить выполнение этой работы до следующего утра. Около 10 часов вечера мне было приказано пустить лаг и измерить скорость корабля. Бросив лаг и определив часовую скорость в 11, 25 узла, я доложил об этом старш. штурм. офицеру, который в то время находился в путевой рубке, в присутствии контр-адмирала Небогатова, флаг-капитана капитана 2 ранга Кросс, штурман. офицера подполковника Федотьева, и флаг-офицера лейтенанта Глазова. Придя в боевую рубку, где находились вахтенный офицер лейтенант Тимме, я оставался некоторое время там, из боевой рубки мне хорошо было видно, что некоторые суда нашей эскадры, открыв прожекторы, отражали минные атаки. После полуночи, предварительно предупредив на вахте, я чувствуя усталость, спустился в рулевое отделение, где и уснул, ожидая рассвета. С рассветом, выйдя на палубу, я заметил, что нам держатся в кильватер «Орел», «Апраксин», «Сенявин» и крейсер 2 ранга «Изумруд». Когда совсем рассвело на горизонте с правой стороны показались суда, которых силуэты за отдаленностью расстояния можно было принять за наши суда. Для выяснения действительности был послан адмиралом «Изумруд», который вскоре сообщил, что это суда неприятеля. Пробили боевую тревогу. Вскоре после тревоги застопорили машину, а вслед за этим послышались неприятельские выстрелы. Я спустился по расписанию в рулевое отделение. Через 7- 10 минут стрельба прекратилась и я был вызван старшим штурманск. офицером в каюту, где хранились хронометры; там получив приказание об уничтожении секретных карт и книг, а также шканечных журналов и дополнительных записок по лоции, я пошел исполнять это приказание, взяв несколько человек из рулевых. Выполнив приказание и доложив об уничтожении как судовых так и штабных секретных бумаг, я узнал, что адмирала уже нет на судне, и что судно уже находится под управлением неприятеля под японским флагом. На вопросы добавляю, что я не знаю, кто командовал броненосцем во время сдачи, но говорили, что командовал им сам адмирал Небогатов… (далее- нераборчиво). Рулевой кондуктор Леонард Яновский. Член Следственной комиссии коллежский советник Фелицын.


adron1974: Протокол № 46 1906 года, февраля 6 дня, кр. Владивосток. Пароход Добровольного флота «Киев» Член Следственной комиссии по расследованию обстоятельств сдачи неприятелю эск. брон. «Император Николай I» и др. судов, коллежский советник Фелицын, допрашивал на пароходе Добровольного флота «Киев» в качестве свидетелей, с соблюдением 551 и 556 статей В. М. С. У., без присяги, но с предупреждением о ней, нижепоименованному который показал: Зовут меня Алексей Ефимов Новожилов, артиллерийский кондуктор эскадренного броненосца «Император Николай I». 28 лет от роду, вероисповедания православного, под судом не был, с обвиняемыми в особых отношениях не состою. По делу показываю: я находился в башне 12 дм орудий. Во время боя 14 мая левое 12 дм орудие было подбито японским снарядом, снаряд попал в дульную часть, приблизительно полтора фута от дульной (?) части, отчего два наружных цилиндра раскололись в длину, ствол прогнулся внутрь от последующих выстрелов, снаряды в канале были сорваны и помяты, и полет последних снарядов был слишком неправильный. Пушки были заряжены фугасными снарядами. Снарядов оставалось: 50 бронебойных, 8 сегментных, электрические провода были оборваны осколками, и последняя стрельба производилась вытяжными трубками. … в башне было всё исправно. С наступлением темноты было несколько минных атак. Я всю ночь находился в башне, но стрелять из 12 дм орудий приказания не было, а с рассветом 15 мая с левой стороны показались дымки. Пробили тревогу. Мы сначала предположили, что это наши суда, и повернули к ним. Адмирал послал крейсер «Изумруд» на разведку, который вернулся и сообщил, что это- неприятель. Тогда взяли старый курс, а неприятельские суда стали появляться отрядами в 5-6 судов. В башню стали передавать расстояние, начиная с 80 кабельтовых, которое и уменьшилось до 58 кабельтовых, затем расстояние стало увеличиваться и с 65 кабельтовых неприятель открыл огонь. 12 дм орудия были направлены в третий неприятельский отряд спереди, как ближайший, но открыть огонь не было возможности потому, что наибольший полет снаряда- 51 кабельтов. Прошло минут 5 и в башню пришел лейтенант Жаринцев, и приказал повернуть башню на нос. На вопрос «Почему?» он ответил: «Адмирал решил сдаться». В это время снаряд попал в палубу на баке, и я увидел, что ход судна застопорен. Еще через несколько минут и огонь неприятеля прекратился; тогда я вышел на верхнюю палубу и увидел на гафеле поднятым японский флаг. После чего помог артиллерийскому офицеру утопить бумаги и книги по своей части… (далее- неразборчиво). Артиллерийский кондуктор Алексей Новожилов. Член Следственной комиссии коллежский советник Фелицын.

adron1974: Протокол № 47 1906 года, февраля 6 дня, кр. Владивосток. Пароход Добровольного флота «Киев» Член Следственной комиссии по расследованию обстоятельств сдачи неприятелю эск. брон. «Император Николай I» и др. судов, коллежский советник Фелицын, допрашивал на пароходе Добровольного флота «Киев» в качестве свидетелей, с соблюдением 551 и 556 статей В. М. С. У., без присяги, но с предупреждением о ней, нижепоименованному который показал: Зовут меня Василий Романов Бронников, артиллерийский кондуктор эскадренного броненосца «Император Николай I». 35 лет от роду, вероисповедания православного, под судом не был, с обвиняемыми в особых отношениях не состою. По делу показываю: 14-го мая 1905 года я находился в батарейной палубе у 9 дюймовых носовых орудий помощником группового офицера лейтенанта Тимме. С наступлением темноты было несколько минных атак, которые продолжались до 11, 5 часов ночи, а потом я разнес остальные трубки для воспламенения метательных зарядов и пополнил убылую прислугу. Утром 15-го числа заметили дымки на горизонте, сначала думали, что суда наши, оказалось- неприятельские. Тогда пробили боевую тревогу и вся прислуга была на своих местах. По пробитию тревоги начали передавать расстояние и было приказание стрелять по головному судну неприятеля, когда расстояние было кабельтовых около 70, тогда были вызваны групповые и плутонговые командиры на мостик, я тоже пошел туда; когда я пришел туда, то командира не было на мостике. Тогда адмирал послал за ним; когда пришел командир, то адмирал спросил: «Как у нас шлюпки?» Командир ответил, что цел один минный катер, тогда я пошел в батарею. А какое было совещание адмирала с офицерами – я не слыхал. Когда я пришел в батарею, то несколько спустя неприятель открыл огонь, но из рубки передали не стрелять, и потом спустился в батарейную палубу старший артиллерийский офицер лейтенант Пеликан, плачет и говорит, что сдались, и попросил меня достать и утопить секретные книги по артиллерии, которые были в кормовом вентиляторном отделении. Я достал и с балластом бросил за борт, а потом пошел в каюту артиллерийского и других офицеров, собрал книги и тоже бросил за борт, когда пришел в батарею, то у орудий уже были выброшены … все запасные части. Орудия в батарее были все исправны. Боевых припасов осталось: 2 дм – пятьдесят восемь; 9 дм- сто тридцать один; 6 дм- пятьсот тридцать три. На вопрос добавляю: я положительно знаю, что групповые и плутонговые командиры были вызваны на мостик к адмиралу до открытия огня японцами; лейтенант Пеликан пришел в батарейную палубу и сообщил о сдаче еще до окончания огня, …в начале огня японцев. Указанные цифры оставшихся снарядов относятся ко всему судну. (далее- неразборчиво). Артиллерийский кондуктор Василий Бронников. Член Следственной комиссии коллежский советник Фелицын.

adron1974: Протокол № 52 1906 года, февраля 6 дня, кр. Владивосток. Пароход Добровольного флота «Киев» Член Следственной комиссии по расследованию обстоятельств сдачи неприятелю эск. брон. «Император Николай I» и др. судов, коллежский советник Фелицын, допрашивал на пароходе Добровольного флота «Киев» в качестве свидетелей, с соблюдением 551 и 556 статей В. М. С. У., без присяги, но с предупреждением о ней, нижепоименованному который показал: Зовут меня Федор Анастасов (?) Чесноков, старший баталер эскадренного броненосца «Император Николай I». 30 лет от роду, вероисповедания православного, под судом не был, с обвиняемыми в особых отношениях не состою. По делу показываю: 15 мая 1905 года, около 7 часов утра пробили боевую тревогу; я тут же спустился с верхней палубы в жилую, на свое место по боевому расписанию, в лазарете и аптеке; когда был наверху с левой стороны видел дымы и корпуса судов, но чьи суда разобрать не было за дальностью расстояния, но возможно только было упование на то, что эти суда наши, отставшие от нас. Потом через несколько время слышно было в палубу и через люк, что суда идут неприятельские; выстрелов было не слышно, потом через несколько время послышались выстрелы и стук снаряда в носовой части, откуда тотчас же передали, что снаряд попал в бак против 6 дюймового орудия и затем снаряды стали попадать очень часто, все в носовую часть судна, а с броненосца выстрелов было не слышно; через несколько время только услыхал сверху, что адмирал сдался в плен; тут стоял минный офицер броненосца лейтенант Хоментовский, который спросил спускавшегося матроса вниз: «Что там?», на что был ответ: «Адмирал сдался в плен», после чего лейтенант Хоментовский сказал ни к кому не обращаясь: «Так и нужно» и пошёл по левой стороне жилой палубы в корму. Затем, около 10 часов утра, послышалась команда: «Все на ют!», тут и я пошел наверх, откуда увидал, что мы окружены неприятельскими судами в числе 28 судов разного типа. Когда пришел на ют и встал у левого трапа – адмирал тогда был на правом продольном мостике- и говорил речь: «Братцы, мы сколько могли исполнили свой долг, теперь мне предстоит тяжелое испытание, и вот жалея вас, ваших жен и детей, отцов и матерей, решил сдаться в плен». Потом заплакал и пошел по мостику; команды много плакало, тут я слышал: мичман Волковицкий, Четверухин, прапорщик по морской части Шамие, и подпоручик Беляев, возражали против сдачи броненосца, и говорили, что броненосец нужно взорвать или затопить, и сдаваться в плен неприятелю не нужно, а чем это возражение кончилось- я не слышал, так как команда в это время расходилась, и я тут же ушел под полубак. Как было совещание адмирала с офицерами – я не слышал. Когда я стоял под полубаком слышал, что наверху подходил к борту миноносец «Буйный» и передал приказание от адмирала Рожественского следовать во Владивосток, а на рассвете 15-го числа видны были только сзади нас только броненосцы «Орел», «Адмирал Сенявин», и «Генерал-Адмирал Апраксин», а где были остальные суда- неизвестно. На вопросы добавляю: были ли наши судовые врачи на совещании у адмирала перед сдачей,- я не знаю, приказания «г.г. офицерам- наверх» я не слышал. Старший баталер Федор Чесноков. Член Следственной комиссии коллежский советник Фелицын На сегодня пока всё. Андрей.

adron1974: Здравствуйте, уважаемые форумчане! Никак не могу завершить поиск прадеда - я вновь в тупике. Остались нерешёнными такие задачи поиска: 1) Где, в каком городе, была расположена школа сигнальщиков Балтийского флота в 1895 году? В каком фонде РГА ВМФ можно поискать списки обучающихся? 2) Мной так и не найден окончательный приказ об увольнении в запас М. Г. Осмаченко в 1906 году. Известно, что он прибыл из плена во Владивосток 28- 29 августа 1906 года. Примерно в это же время должен был быть уволен. Какая воинская часть (16 флотский экипаж или Владивостокская комиссия) должна была подготовить приказ об увольнении и где можно его поискать? 3) Так и не найден приказ о награждении М. Г. Осмаченко. Нашел приказ 1907 года о награждении всего гражданского экипажа «Ксении» от 1907 года, но военных в этом списке нет. Наградили ли военных нижних чинов «Ксении» и в каком году это могли сделать? 4) Так и не найден полный послужной список М. Г. Осмаченко. По всей вероятности он должен был быть в документах Каспийского флотского экипажа, но в РГА ВМФ по дореволюционному Каспию с 1865 по 1917- ничего. (Некоторые списки экипажей Каспийских кораблей я нашел вообще в фонде Благочинного). Где можно еще поискать послужной список? Не мог ли он быть отправлен в РГВИА? Есть ли какие-либо военные архивы по месту призыва МГО в Волгоградской области? 5) Известно, что транспорт «Ксения» до 1906 года не был военным судном и числился в РБО. Соответственно –вахтенных журналов судна за 1904 и 1905 года в РГА ВМФ нет. Но возможно, что они есть в каком-либо другом архиве. В каком архиве их можно поискать, и есть ли архив дореволюционного гражданского флота? С уважением, Андрей.

adron1974: Здравствуйте, уважаемые форумчане! Нашел в архиве список нижних чинов транспорта "Ксения", причем даже 2 варианта- на январь и февраль 1905 года. Вот февральский: Список нижних чинов транспорта «Ксения» на 28.02.1905 года (РГА ВМФ, ф. 417, оп. 4, д.5706 «О формировании и оправлении судов 3 ТОЭ» (4.01.- 19.12.1905)) № п/п Год на службе: Звание: Имена и фамилии: Флотский экипаж 1. - Прапорщик по морской части ротный командир Мельвиль 36 2. 1902 стр. кварт. Василий Богатырев 16 3. 1899 мин. кварт. 1 ст. Мариан Ратнер 28 4. 1903 минер Семен Силенков 30 5. 1903 минер Михаил Литвинов 28 6. 1903 минер Фома Пискарев М. О. 7. 1903 минер Федор Гуляев М. О. 8. 1898 сигнальщик Кузьма Комиссаров 11 9. 1895 сигнальщик Иван Иванов 11 10. 1895 сигнальщик Макар Осмаченко 5 11. 1905 матрос 2 ст. Василий Терентьев М. О. 12. 1903 матрос 1 ст. Исаак Клименков 16 13. 1903 матрос 1 ст. Фома Матковский 16 14. 1901 матрос 1 ст. Иван Кирсанов 16 15. 1901 матрос 1 ст. Иван Григорьев 16 16. 1904 матрос 1 ст. Иван Шиповалов 16 17. 1902 матрос 1 ст. Павел Тризоров 16 18. 1904 матрос 1 ст. Александр Пузкозеров 16 19. 1897 матрос 1 ст. Фридрих Янс 13 20. 1901 матрос 2 ст. Иван Панкратов (прибыл) 10 21. 1897 матрос 1 ст. Аввакум Тимофеев (прибыл) 10 22. 1901 матрос 2 ст. Андрей Мязин 10 23. 1899 матрос 2 ст. Николай Митрофанов 10 24. 1901 матрос 2 ст. Петр Данилов (убыл) 10 25. 1897 матрос 2 ст. Кирилл Антропов 10 26. 1900 баталер 2 ст. Алексей Петров 17 27. 1904 фельд. 2 ст. Константин Щеголев (Щеглов) Либ. 28. 1897 кок Иван Горнев 16 29. 1897 машин. 1 ст. Василий Городченко 16 30. 1900 машин. 1 ст. Николай Валдаев 11 31. 1898 машин. 1 ст. Филипп Созыкин МО 32. 1897 машин. 1 ст. Степан Шанцев 19 33. 1897 машин. 1 ст. Иван Плескунин 5 34. 1901 кочегар 1 ст. Константин Дашков М.О. 35. 1901 кочегар 1 ст. Кузьма Терехов 19 36. 1902 Машинист 2 ст. Михаил Ларионов М. О. 37. 1896 кочегар 1 ст. Влас Капустин 19 38. 1897 кочегар 1 ст. Михаил Тимофеев 10 39. 1898 кочегар 2 ст. Сергей Слепухин 10 40. 1902 кочегар 2 ст. Виктор Чемоданов 7 41. 1898 матрос 2 ст. Иван Тимофеев (?) 1 42. 1902 минный маш. Роберт (Ян) Сант М. О. 43. 1899 минный маш. Василий Кузнецов 17 44. 1899 минный маш. Григорий Лесовский 4 С уважением, Андрей.



полная версия страницы