Форум » Внимание, поиск! » Герои 1877 г. » Ответить

Герои 1877 г.

bratishka: Уважаемые коллеги! По наградным приказам собрал сведения о морских офицерах, отличившихся во время русско-турецкой войны при переправе десанта через Дунай в июне 1877 г. К сожалению, не по всем героям есть имена и отчества. Не откажите в любезности - если располагаете биографическими сведениями о нижепоименованных офицерах, сообщите недостающую информацию. Буду очень признателен за помощь. С уважением, Капитан-лейтенант Воронов Лейтенант Гвардейского экипажа Борис Глазенап Лейтенант Лощинский (был под Плевной с ракетной батареей) Лейтенант 5-го флотского экипажа Николай Ломен Лейтенант 6-го флотского экипажа Евгений Макаров Подпоручик Корпуса инженер-механиков Николай Петров Мичман 1-го флотского экипажа Анатолий Ивановский Мичман 1-го флотского экипажа Владимир Иванов Мичман 1-го флотского экипажа Александр Базунов Мичман Каспийского экипажа Николай Розеншильд-Паулин За Зимницу орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом еще наградили Корпуса инженер-механиков подпоручика Мустафина. Но где он находился во время переправы 15 июня 1877 г. - так найти и не смог, хотя про всех остальных морских офицеров известно по часам - кто, где и когда участвовал в этой переправе. Может быть, кто-то знает?

Ответов - 56, стр: 1 2 All

aden13: bratishka пишет: Капитан-лейтенант Воронов Что-то не получается... Был капитан-лейтенант Павел Сергеевич Воронов 1-й, но он служил в Сибирской флотилии и в 1876-1878 гг. командовал канонерской лодкой "Морж", и в Болгарии ему быть ну никак не получалось... Был еще лейтенант Дмитрий Николаевич Воронов 2-й, но он умер 16-го декабря 1874 года

aden13: bratishka пишет: Лейтенант Гвардейского экипажа Борис Глазенап фон-ГЛАЗЕНАП 3 Борис Евгеньевич ( 19.03.1851 - ... ) гардемарин 17.04.1871 мичман 23.04.1873 старшинство в чине 18.11.1872 лейтенант 01.01.1877 командир яхты "ЗИНА" 08.01.1881 - 1882 старший офицер Императорской яхты "СЛАВЯНКА" 20.08.1882 - 1885 командир Императорской яхты "МАРЕВО" 25.11.1885 - 1888 содержание капитан-лейтенанта по цензу 05.04.1887 капитан 2 ранга "с увольнением от службы" 28.03.1888 определен в службу в зачислением по адмиралтейству штабс-капитаном и с производством в капитаны 13.06.1896 старшинство в чине 13.03.1891 и.д. Начальника военно-исправительной тюрьмы Морского ведомства в Санкт-Петербурге 13.06.1896 - 1896 подполковник по адмиралтейству "за отличие" 06.12.1896 Начальник военно-исправительной тюрьмы Морского ведомства в Санкт-Петербурге 06.12.1896 - 1906 полковник по адмиралтейству "за отличие" 06.12.1901 Генерал-Майор по адмиралтейству "с увольнением от службы" 26.06.1906

aden13: bratishka пишет: Лейтенант Лощинский (был под Плевной с ракетной батареей) Ну это то самый Лощинский, который был младшим флагманом в Порт-Артуре ЛОЩИНСКИЙ Михаил Федорович ( 05.11.1849 - 11.01.1917 ) гардемарин 11.04.1870 мичман 26.06.1872 старшинство в чине 11.04.1872 лейтенант 01.01.1876 минный офицер 1 разряда 1876 Помощник заведующего минной частью Черноморского флота 13.01.1879 - 1886 содержание капитан-лейтенанта по цензу 01.01.1886 и.д. Главного минера Николаевского порта 01.01.1886 - 1893 капитан 2 ранга "за отличие" 13.04.1886 Флагманский минный офицер Штаба Командующего Практической эскадрой Черного моря 23.04.1890 - 1890 Флагманский минный офицер Штаба Командующего Практической эскадрой Черного моря 03.03.1891 - 1891 командир мор. кан. лодки "ТЕРЕЦ" 01.01.1893 - 1894 и.д. Главного минера Николаевского порта 25.07.1894 - 1894 капитан 1 ранга 06.12.1894 Главный минер Николаевского порта 06.12.1894 - 1896 командир учебного судна "БЕРЕЗАНЬ" 14.05.1896 - 1897 командир 34-го флотского экипажа 20.01.1897 - 1900 командир эск. броненосца "ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ" 20.01.1897 - 1900 и.д. Капитана над Севастопольским портом 24.08.1900 - 1901 Контр-Адмирал "за отличие" 01.04.1901 старшинство в чине на осн. Всем. Манифеста 18.02.1762 06.12.1901 Капитан над Севастопольским портом 01.04.1901 - 1903 Младший Флагман 24.11.1903 - 1906 Младший Флагман эскадры Тихого океана 06.03.1904 - 1905 ( 01.01.) и.д. Главного Инспектора Минного Дела 25.09.1906 - 1908 Вице-Адмирал "с увольнением от службы" 20.10.1908 Умер в Петрограде


aden13: bratishka пишет: Лейтенант 5-го флотского экипажа Николай Ломен ЛОМЕН 1 Николай Николаевич ( 28.05.1843 - ...04.1909 ) гардемарин 08.04.1862 мичман 18.06.1864 старшинство в чине 08.04.1864 лейтенант 01.01.1868 старший офицер монитора "ВЕЩУН" 19.05.1873 - 1876 старший офицер корвета "ВОЕВОДА" 16.10.1876 - 1877 командир монитора "СИСТОВО" 1877 - 1878 капитан-лейтенант 01.01.1878 старший офицер корвета "БОЯРИН" 19.05.1879 - 1880 старший офицер клипера "КРЕЙСЕР" 03.05.1880 - 1882 старший офицер фрегата "ВЛАДИМИР МОНОМАХ" 10.07.1882 - 1884 командир клипера "ПЛАСТУН" 02.04.1884 - 1887 капитан 2 ранга 26.02.1885 капитан 1 ранга 01.01.1887 командир фрегата "ПАМЯТЬ АЗОВА" 01.01.1887 - 1889 командир фрегата "ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ" 01.01.1889 - 1890 командир фрегата "ПАМЯТЬ АЗОВА" 01.01.1890 - 1891 Заведующий Военно-Морским ученым отделом Главного Морского Штаба 05.04.1892 - 1893 Флигель-Адъютант Его Императорского Величества 03.06.1893 Флаг-Капитан Его Императорского Величества 03.06.1893 - 1905 Контр-Адмирал "за отличие" 30.08.1893 в Свите Его Величества 30.08.1893 Вице-Адмирал 01.04.1901 Генерал-Адъютант 06.05.1901 Назначен состоять при Особе Его Императорского Величества 05.10.1905 Постоянный член Совета Государственной обороны на 1908 год 24.12.1907 - 1908 Адмирал 29.03.1909 Исключен из списков умершим 20.04.1909 Точной даты смерти к сожалению не знаю

aden13: bratishka пишет: Мичман 1-го флотского экипажа Анатолий Ивановский ИВАНОВСКИЙ 2(1-1892) Анатолий Константинович ( 04.12.1853 - 06.10.1900 ) гардемарин 31.03.1874 мичман 30.08.1875 лейтенант 01.01.1880 зачислен по Флоту (уволен для службы на коммерческие суда) 23.02.1880 зачислен на действительную службу 08.11.1886 зачислен по Флоту 29.04.1893 зачислен в строевой состав флота 24.11.1897 Исключен из списков умершим 11.10.1900

aden13: bratishka пишет: Мичман 1-го флотского экипажа Владимир Иванов ИВАНОВ 6(5-1877)(4-1886)(3-1891) Владимир Моисеевич ( 12.07.1852 - ... ) гардемарин 31.03.1874 мичман 30.08.1875 лейтенант 01.01.1880 прикомандирован к Морскому училищу 20.10.1880 - 1881 Младший отделенный начальник Морского училища 04.04.1881 - 1884 Адъютант Морского училища 26.05.1884 - 1892 зачислен по Флоту 23.01.1889 зачислен по адмиралтейству штабс-капитаном с производством в капитаны 30.03.1892 старшинство в чине 01.01.1886 подполковник по адмиралтейству 05.04.1892 Старший отделенный начальник Морского кадетского корпуса 29.05.1892 - 1893 уволен от службы для определения к статским делам с переименованием в надворные советники 24.03.1893

aden13: bratishka пишет: Мичман 1-го флотского экипажа Александр Базунов БАЗУНОВ Александр Александрович ( 25.02.1854 - ... ) гардемарин 13.04.1875 мичман 30.08.1876 лейтенант 01.01.1881 прикомандирован к Главному военно-морскому судному управлению 1882 капитан-лейтенант "с увольнением от службы" 06.12.1882

АЗАРД: bratiska пишет: Мичман Каспийского экипажа Николай Розеншильд-Паулин Николай Николаевич фон Розеншильд-Паулин (Морское Училище 16.04.1872).

wind: bratishka Работаю сечас со "Списком ..." за 1904 г. нашел вот еще одного награжденного за Турецкую войну, правда не знаю, за указаную Вами преправу ли :-(( ... Мичман Алексей Федерович Шванк Станислав 3 с Х и бантом (1879) . С уважением, В.

АЗАРД: Уважаемые коллеги! у кого-нибудь есть информация об этом человеке: АСТРОМОВ Николай Александрович Окончил Морской Кадетский Корпус, произведены в Гардемарины (04.04.1865). Мичман (1867). Лейтенант Гвардейского экипажа Астромов участвовал в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов; в боевых действиях на Дунае в составе Отряда моряков Гвардейского экипажа под командованием Капитана 1-го ранга М. Д. Новикова. 07-08.06.1877 года отряд в составе 10 паровых катеров (в т.ч. "Кремль" Лейтенанта Астромова) и 8 гребных шлюпок под командованием Капитана 1-го ранга М. Д. Новикова под ружейным огнем с турецких постов, а затем и под картечным огнем с подошедшего турецкого парохода, произвел постановку минного заграждения у Парапана для обеспечения от противодействия турецких судов намеченной у Зимницы переправы войск через Дунай. В июле 1877 года, в связи с оголением из-за понижения уровня воды Дуная, партия минеров флота под командой Лейтенантов Астромова и Невинского произвела под огнем противника со шлюпок опасную работу по углублению мин, ранее поставленных у Фламунды и Корабии, укорачиванием минрепов. А заодно и о его его брате. АСТРОМОВ Петр Александрович Гардемарином ходил из Кронштадта в Средиземное море на эскадре Контр-Адмирала Е. А. Беренса (02.10.1856-06.1857). Окончил Морской Кадетский Корпус, произведен в чин Мичмана (06.06.1856). С уважением МК

aden13: АЗАРД Пожалуйста: АСТРОМОВ 1 Петр Александрович ( 18.07.1839 - ...05.1909 ) гардемарин 13.09.1855 мичман 06.06.1857 лейтенант 01.01.1863 капитан-лейтенант "с увольнением от службы" 10.10.1866 определен в службу прежним чином лейтенанта 12.1869 в чине за отставкою 03.1866 капитан-лейтенант 01.01.1876 Начальник 6-й дистанции III отделения X округа путей сообщения 07.08.1876 - 1880 зачислен по Флоту 09.06.1879 Начальник 5-й дистанции III отделения X округа путей сообщения 23.06.1880 - 1881 Младший Помощник Инспектора судоходства по реке Днестр 01.11.1881 - 1882 зачислен на действительную службу 1882 командир парохода "ВЕСТОВОЙ" 21.02.1883 - 1885 капитан 2 ранга 26.02.1885 командир парохода "ИЛЬМЕНЬ" 18.03.1885 - 1887 капитан 1 ранга "с увольнением от службы" 16.02.1887 Генерал-Майор по адмиралтейству "с оставлением в отставке" 17.04.1905 АСТРОМОВ 2 Николай Александрович ( 10.06.1845 - 05.04.1894 ) гардемарин 04.04.1865 мичман 18.12.1867 старшинство в чине 04.04.1867 лейтенант 01.01.1871 командир ботика "УВАЛЕНЬ" 26.05.1879 - 1883 капитан-лейтенант 01.01.1882 старший офицер Императорской яхты "АЛЕКСАНДРИЯ" 20.04.1883 - 1884 старший офицер Императорской яхты "ДЕРЖАВА" 14.04.1884 - 1890 капитан 2 ранга 26.02.1885 командир монитора "ТИФОН" 01.01.1890 - 1892 командир мор. кан. лодки "СИВУЧ" 27.01.1892 - 1894 капитан 1 ранга 01.01.1894 Исключен из списков умершим 11.04.1894

АЗАРД: aden13, Большое спасибо! С уважением МК

Dirk: aden13 пишет: АСТРОМОВ 2 Николай Александрович ( 10.06.1845 - 05.04.1894 ) Награжден орденами Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом, Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (1878), Св. Станислва 2 ст. с мечами (1879), Св. Анны 2 ст. (1889). Умер в Нагасаки.

АЗАРД: Еще один персонаж этой войны. АРКАС Константин Николаевич (1854 – 1889) Отец: Аркас Николай Андреевич (1816-1881), Адмирал, Генерал-Адьютант Свиты Е. В. В 1876-1877 годах в чине Мичмана служил на пароходе "Аргонавт", участвовал в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов. В 1877 году командовал минным катером "Птичка" на Дунае. В ночь на 10.06.1877 года в составе отряда (канонерская лодка "Великий Князь Николай", катера "Царевна" и "Птичка") участвовал в демонстрации, с целью отвлеч на себя внимание турецкой артиллерии, для содействия переправе русских войск из Галаца в Буджак через Дунай (войска успешно переправились и овладели господствующими Буджакскими высотами). 11.06.1877 года катера "Царевич" (Лейтенант Шестаков), "Птичка" (Мичман Аркас) и "Царевна" (Мичман Баль) произвели разведку у Мачина с целью установления факта оставления города турками, после чего приняли участие в переправе войск через Дунай и в занятии города Мачина. Письмо С. О. Макарова Н. А. Аркасу о вооружении парохода " Константин" 4 января 1877 г., г. Севастополь <…> Что касается до наших выходов в практические плавания, то они представляют все удобства, чтобы научиться как управлению судном, так и управлению минными приспособлениями; поэтому я беру на себя смелость предложить вашему превосходительству прислать сюда в севастополь вашего сына Константина Николаевича для ознакомления с минными приспособлениями. Если же Константин Николаевич пожелает поступить на "Константин, то я тем более буду рад иметь еще одного хорошего офицера и могу принять его, как командира одного из катеров, или как судового офицера, который не будет участвовать в минных вылазках со шлюпками и останется при управлении судном. <…> С. Макаров ЦГАВМФ [РГА ВМФ], ф. М., д.84, лл. 71 об. 72 об. Копия. Уважаемые коллеги! что на него есть еще? С уважением МК

aden13: АЗАРД пишет: Уважаемые коллеги! что на него есть еще? К сожалению, немного АРКАС Константин Николаевич ( ......1854 - 20.03.1889 ) юнкер флота 02.02.1872 гардемарин 31.03.1874 мичман 30.08.1875 лейтенант 01.01.1880 зачислен в запас флота 10.08.1887

АЗАРД: Немного – это лучше чем ничего! Спасибо. С уважением МК

АЗАРД: Aden 13 С десяток флотских Аркасов. с фотографиями и родословной росписью рода Аркас я готовлю для темы "Семейка Адамс", а пока такой вопрос по Константину Николаевичу: он "просто" Юнкер Флота, или, учитывая семейные традиции – "коренной черноморец", и папенька Главный командир Черноморского флота и портов с пребыванием в Николаеве – окончил МОРСКИЕ ЮНКЕРСКИЕ КЛАССЫ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА В НИКОЛАЕВЕ (1872-1879) с программой Морского училища, 3-летним сроком обучения и штатом 60 человек. С 1874 по 1879 год они дали 118 офицеров. Как и в Морской корпус, туда принимались в основном дети офицеров и дворян. С уважением МК

архивист: Добавлю свои пару копеек. Макаров Евгений Андреевмч генерал-майор по Адмиралтейству умер 9.2.1909 похоронен на Смоленском православном кладбище Астромов Петр Александрович генерал-майор в отставке умер 15.5.1909 похоронен на Смоленском православном кладбище Петербургский некрополь ТТ. 1,3.

Olmalin: Примите и от меня пятачок: В Севастополе адмиралу Николаю Андреевичу Аркасу принадлежал дом № 3 на Соборной (совр. Суворова), после ВОВ не сохранившийся. Это был одноэтажный дом с садиком, маленьким двором и двумя флигелями. Назывались такие дома «капитанскими», обычно имели крыльцо на улицу и рядом ворота во двор. На свадьбе Н.А.Аркаса в 1850 г. посаженными были В.А.Корнилов и адмиральша Екатерина Тимофеевна Лазарева. Имеется описание его могилы «..при южной стене кладбищенской церкви. Над могилой часовня, заказанная в Италии». Одно не понятно, где он был похоронен, в Николаеве или Севастополе? У Чернопятова В.И. в Некрополе Крымского полуострова упоминаются представители семейства Аркас, похороненные на севастопольском городском кладбище. - С. 22: «Капитанъ-Лейтенантъ Иванъ Андреевичъ Аркасъ; Скончался 23 февраля 1838 года, на 39 году отъ рожденiя». «Генералъ-Лейтенантъ Захаръ Андреевичъ Аркасъ, род. 10 января 1793 г. Скончался 21 марта 1866 года». «Асилина (возможно-Акилина) Ивановна Аркасъ; скончалась 25 января 1841 года, на 67 году отъ роду». «Марiя Андреевна Аркасъ, родилась 27 сентября 1803 года. Скончалась 16 декабря 1868 год. Младенецъ ВЂра Аркасъ, ск. 23 iюня 1831 г.». К сожаления, надгробья не сохранились.

АЗАРД: Уважаеміе коллеги! Спасибо за ваши пятачки. С уважением МК

aden13: архивист Олег, у тебя не пара копеек, у тебя целый гривенник! Спасибо

bratishka: Уважаемые коллеги! Большущее спасибо, особенно многоуважаемому aden13. Действительно, очень странная ситуация с Вороновым - он, судя по документам, был балтиец и отправился зимой 1877 г. со сборным экипажем на Дунай для смены Гвардейского экипажа, отправляющегося за Балканы. Жаль, что не удалось найти инженер-механиков Петрова и Мустафина. Петров оставил интереснейшее описание Зимницкой перправы, но не подписался полностью. Еще раз спасибо! С уважением,

АЗАРД: Еще один участник это войны. АРТЮКОВ Федор Федорович (? – ?) Из потомственных дворян. Православного Вероисповедания. Отец: Федор Герасимович Артюков (1779-14.10.1851), Вице-Адмирал. Братья: Константин, Владимир, Николай, Сергей – все окончили Морской Кадетский Корпус. Унтер-Офицер Артюков окончил Морской Кадетский Корпус, произведен в чин Мичмана (21.08.1846). В чине Капитана 1-го ранга командовал вооруженным пароходом "Эльборус" (1877), участвовал в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов. Выйдя из Одессы в крейсерство к Анатолийскому берегу (19-27.07.1877), захватил и уничтожил парусную шхуну [1]. Впоследствии Контр-Адмирал. [1] Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. – М.: Воениздат МВС СССР, 1948. – С. 258. Кто располагает информацией по Федору Федоровичу или его братьям? С уважением МК

aden13: АЗАРД У меня есть только по Сергею АРТЮКОВ Сергей Федорович ( ......1841 - ... ) гардемарин 27.03.1861 мичман 19.10.1863 старшинство в чине 27.03.1863 лейтенант 01.01.1867 командующий пароходом "ДОЧКА" 31.12.1876 - 1879 капитан-лейтенант 01.01.1877 комадир парохода "БАТЮШКА" 04.03.1879 - 1885 капитан 2 ранга 26.02.1885 командир шхуны "КЕЛАСУРЫ" 15.06.1885 - 1886 командир тендера "БУГ" 03.01.1886 - 1889 командир шхуны "КАЗБЕК" 25.01.1889 - 1890 капитан 1 ранга "с увольнением от службы" 05.02.1890

АЗАРД: Aden13 Спасибо за информацию. Если судить по названиям кораблей: шхуна "КЕЛАСУРЫ", тендер "БУГ", шхуна "КАЗБЕК", то выходит, что служил он в Черноморском флоте. С уважением МК

ABP_TOR: Конкевич Александр Егорович Это был крупного телосложения человек с копной черных, слегка поседевших на висках волос, большим лбом, очень яркими умными глазами и в тоже время пришептывающим голосом. Конкевич был выдающимся и храбрым флотским офицером, отличился на Дунае в русско-турецкую войну 1877-1878 годов и после Сан-Стефанского договора был оставлен в Болгарии для налаживания каких-то морских дел. Там его скоро сделали, с разрешения русского правительства, морским министром, а затем, при перемене принцем Кобургским русской ориентации на австрийскую, он вылетел оттуда вместе с другими русскими ставленникамию вернувшись в Петербург, он переругался с управляющим морским министерством и вышел в отставку. Несколько лет командовал торговыми пароходами на Белом море (отсюда псевдоним "Беломор") и писал. Его книги "Крейсер "Русская Надежда" и "Роковая война 18... года", направленные против Англии имели большой успех. Так вот теперь этот Конкевич был теперь какой-то большой шишкой при Витте. На другой день я нашел его "лавочку"; она называлась "Отдел торгового мореплавания министерства финансов"... Лухманов Д.А. Соленый ветер Беломор - псевдоним Конкевича, Александра Егоровича (8 октября 1842 - 1917?) - русского писателя-фантаста. Происходит из дворян Валдайского уезда Нижегородской губ. На морской службе 1859-83. Уволен в отставку в чине капитана 2-го ранга за злоупотребления. Служил полицмейстером в Либаве (1893-97). Возглавлял отдел торгового мореплавания Министерства финансов (1897-99), затем был членом Совета Министерства торговли и промышленности, правления Русского общества пароходства и торговли, заместителем председателя Ученого комитета торгового мореплавания. С 1910 - тайный советник. В 1917 получил высочайшей милостью прибавку "Мурманский" к фамилии за заслуги в проектировании и постройке Мурманской железной дороги. Первые публикации - 1868. С 1885 сотрудничал в журналах правоконсервативной ориентации - "Гражданин", "Русские ведомости". Публиковался также под псевдонимами А.К., Максимилиан Гревизирский. В "Энциклопедии фантастики" написание фамилии и отчества неправильное - Канкевич, Григорьевич (последнее взято у двоюродного брата К. - Леонида Григорьевича, также писавшего о море). Соч.: [Книги] Крейсер "Русская надежда". - СПб.: С.С. Любавин, 1887. 236 с. [Как А.К.] Рассказы и мечты старого моряка. - СПб.: [Б.и.], 1894. 458 с. [Роковая война 18?? года] Роковая война 18?? года. - СПб.: Типолитогр. Р. Голике, 1889. 116 с. [Публикации] Крейсер "Русская надежда" //Русское судоходство, 1886. № 2-9. [Как А.К.] Морские твердыни России //Русское судоходство, 1889. № 95; 1890. № 105. Роковая война 18?? года //Русское судоходство, 1887. № 20-21. Роковая война 18?? года //Беломор А. Рассказы и мечты старого моряка. - СПб.: [Б.и.], 1894. С. 224-407. Черноморский флот в ???? году //Русское судоходство, 1890. № 128-129; 1891. № 135. [Как Максимилиан Гревизирский] [Критика] [Переводы] [Составитель] [Комиксы] [Серии] Письма о флоте. - СПб., 1896. http://www.magister.msk.ru/library/extelop/authors/b/belomor.htm Конкевич Александр Егорович (данные из алфавитного указателя жителей Петрограда за 1917) тс. Николаевская 59. т57042 Чл. Сов.м-ра. тор.и пром.; Правл. Русского о-ва. парох. и торг.; Выс.учр.особ.ком.по усил.воен.фл.на добр.пож.; Заместитель предс. уч. Комит.отд.торг. морепл. http://spb.rusarchives.ru/cgi-bin/gbook/gbook.pl?page=10 А вот мнение Витте "Другое лицо из морского ведомства, которое я взял с собою, был Конкевич. Конкевич кончил курс в морском корпусе и прямо делал карьеру морского офицера. Но затем, так как он расходился во взглядах со своим начальством и писал различные статьи против морского министерства, то он должен был выйти в отставку. Вообще, это был человек с большим морским опытом, много плававший, очень умный. Итак, когда Конкевич вышел в отставку, он должен был зарабатывать себе хлеб какими-нибудь занятиями, так как одним пером, — хотя он писал довольно много, под псевдонимом Беломор — он все же заработать себе хлеб не мог, а потому, в конце концов, он сделался полицеймейстером в Либаве. Когда я, будучи министром финансов уже в царствование Императора Николая II, делал путешествие по Балтийскому краю, то я встретился с Конкевичем в Либаве, где он, как я уже сказал, занимал должность полицеймейстера; но вскоре я взял его оттуда и определил чиновником департамента торговли и мануфактуры по морскому отделу. Затем, когда было образовано главное управление торгового мореходства и портов под главенством пресловутого Великого Князя Александра Михайловича, то и этот отдел также перешел к Великому Князю Александру Михайловичу. А теперь, после того, как мною было образовано министерство торговли и промышленности и главное управление торгового мореходства и портов — включено в министерство торговли и промышленности, — Конкевич служит в министерстве торговли и промышленности и состоит членом совета этого министерства, и я иногда его вижу. По наружности Конкевич представляет собою тип «морского волка», настоящего моряка. Он очень много и хорошо пишет в газетах. {359} Конкевич — прекрасный, умный, замечательно прямой и честный человек; естественно, что благодаря таким своим качествам он, как подчиненный, не мог быть в особо хороших отношениях со своим начальством, Великим Князем Александром Михайловичем. Они, кажется, друг к другу относились отрицательно и, насколько мне приходилось слышать отзывы Александра Егоровича Конкевича о Великом Князе, — то отзывы эти совершенно совпадают с моим мнением о Его Высочестве, мнением, которое я, хотя в очень деликатной форме, все таки имел случай высказать в настоящих моих воспоминаниях (См. Воспоминания Царствование Николая II, т. I, стр. 204 сл.). Конкевич, по мнению многих, считался, да и до настоящего времени считается компетентным моряком и даже компетентным моряком военным ." http://www.hrono.info/libris/lib_we/vitte17.html

АЗАРД: "Адмирал Нилов, лицо близко стоявшее к Императору Николаю II, передал автору сего труда, что в одном из таких заседаний по японскому вопросу приглашенный в заседание отставной Кап. 1 р. А. Е. Конкевич, впоследствииполицмейстер гор. Либавы, известный своими талантливыми газетными статьями, услышав решение Царя, что он "всегда будет против всякой войны", позволил себе сказать следующее: "Но Япония может выступить войной "против" желания Вашего Величества". На это Царь ответил приблизительно следующее: " Ожидаю от всех моих министров и также от прочих влиятельных лиц, что они всячески поведут дела так, чтобы Япония, также как и я, не пожелала бы войны". Ожидания Царя однако не оправдались." ..................... Вице-Адмирал фон А. Г. Нидермиллер От Севастополя до Цусимы. Воспоминания. – Рига: изд. М. Дидковского, 1930. – С. 25-26.

АЗАРД: И еще, вот такая статья имеющая непосредственное отношение к А. Е. Конкевичу: "БЕЗ ВОЙНЫ ОНИ СКУЧАЮТ..." ("Военные" страницы российской фантастики) ...Почти все они остались на задворках истории. Сегодня их можно найти разве что на страницах капитальных библиографий или на пыльных полках архивов. Мало кто избежал забвения. Что ж, вполне справедливо, выживает сильнейший. Участь халтуры заведомо предопределена. Но часто бывает так: халтура, как болезнь, принявшая тотальные формы, становится явлением, оказывающим влияние на определенные процессы. ...Они забыты. Но история не любит белых пятен. История литературы не исключение. Наш рассказ – об одной странице большой, нелегкой биографии отечественной фантастики. Быть может, это не лучшая ее страница, но она – и это уж наверняка – столь же интересна, важна и поучительна, как и многие другие. Фантазии бывают светлыми и темными, меняются только оттенки. Фантазии о войне оттенков не имеют, они всегда окрашены однообразно-гнетущим цветом хаки. За многомиллионную историю нашей цивилизации понятия "Человек" и "Война" слились воедино, превратившись в синонимы. Поэтому ничего удивительного в том, что как минимум семьдесят процентов литературы и искусства милитаристично в своей основе. Общественно-политическое явление ВОЙНА автоматически оплодотворяет явление гуманитарное – ЛИТЕРАТУРА О ВОЙНЕ. И так, боюсь, будет еще очень долго. Что касается литературы фантастической, то она и в этой области образовала своего рода авангард. В преддверии ХХ века, века НТР и "цивилизованного варварства" (по меткому выражению Жюля Верна), еще юное тело научной фантастики окончательно облачилось в камуфляж. Как отмечали современные западные исследователи: "В фантастике последних десяти лет прошлого века преобладали не чудеса техники, а живописания будущих войн" [1]. Многочисленные повествования о галактических битвах с инопланетными агрессорами выглядит в этом ряду – право же! – безобидной игрой неудовлетворенной фантазии. Наш рассказ – о войнах не столь фантастичных. "Сценарии" вымышленных войн, создания фантазии литераторов, нередко оказывались, в конечном счете, прологом реальных сражений между соседями по планете. Приблизительно в 70-е годы XIX столетия в литературе возникло целое направление, которому впоследствии историки НФ дали название "военно-утопический роман", или "оборонная фантастика". Как правило действие таких сочинений развивалось в самом ближайшем будущем (через 5-10 лет от времени написания романа, иногда сроки "прогнозов" сужались до 1-2-х лет), описывались исторически возможные военные конфликты между страной автора и ближайшим враждебным государством. О литературных достоинствах подобных творений говорить не приходится, в большинстве своем авторы выполняли политический заказ и, преследуя публицистические цели, окрашивали свои страхи в розовые цвета. И все-таки романы эти представляют известный интерес, ведь они отражали эпоху, ее настроения. Так же закономерно, что литература о воображаемых войнах появилась именно в это кризисное время, когда стремительные успехи научно-технического прогресса стимулировали конфронтацию между крупными державами: наука дала человечеству не ожидаемую панацею от войны, а новые средства уничтожения... Журналы того времени пестрели характерными заголовками повестей и рассказов: "Большая война 189… года", "Наша будущая война", "Война в Англии, 1897 год", "Война "Кольца" с "Союзом" и т.п. [2]. Литераторы с энтузиазмом "вооружали" до зубов различным сверхоружием свои страны, искоса поглядывая на заграничных соседей. По свидетельству исследователя из Швеции Арвида Энгхольма, шведские авторы вплоть 80-х гг. ХХ века "предостерегали" соотечественников о возможности новой русско-шведской войны. Опусы с прогнозами о неизбежности вторжения России/СССР на территорию Швеции пользовались большой популярностью на родине А. Энгхольма [3]. Наши авторы, впрочем, ничуть не уступали зарубежным коллегам по перу. Русские фантазеры не стали первооткрывателями темы. И все же, если когда-нибудь будет написана подробная история русской-советской фантастики, литературные сценарии будущих войн займут в ней далеко не последнее место. Начало "литературным войнам" в русской фантастике положил роман "Крейсер "Русская надежда", первые главы которого появились в 1886 году на страницах журнала "Русское судоходство". Роман был посвящен актуальной по тем временам теме: возможные варианты противостояния "владычице морей" Англии, отношения с которой к 80-м гг. были изрядно обострены. Сюжет поражал своим размахом: грандиозные морские баталии, политические и военно-тактические интриги. Автор романа представил читателям (и, вероятно, военноначальникам) впечатляющий проект подготовки морской войны против Британской Империи. Отметим, справедливости ради, что в отношении "тактических идей" автор романа во многом предвосхитил современную тактику ведения морских сражений. В целом же "Крейсер "Русская надежда" являл собой типичную беллетризованную ультра-патриотическую агитку, насквозь пропитанную обидой за поражение Крымской кампании. Что ж, читая роман, трудно усомниться в глубоких патриотических чувствах автора, укрывшегося за инициалами "А.К.". Роман оказался популярен и уже в следующем, 1887 году вышел отдельным изданием в Санкт-Петербурге. Теперь таинственный "А.К." мог "раскрыть" себя перед читателями. Впрочем, почему же "таинственный"? Сочинитель "Крейсера "Русская надежда" – морской офицер Александр Григорьевич Конкевич – фигура далеко небезызвестная. Плавал на фрегате "Генерал-Адмирал", совершил кругосветное путешествие на "Гиляке", даже командовал военно-морскими силами в Болгарии в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Но в 1883 г. его уволили из военно-морского флота за "злоупотребление" (??!) и теперь бывший "морской волк" сочинял статьи для "Русского судоходства", которые носили обычно критический характер по отношению к российскому флоту. Писал Александр Григорьевич и художественную прозу (не редко под псевдонимом "А. Беломор") и даже получил известность как один из ведущих русских писателей-маринистов... Вероятно, эта неудовлетворенность состоянием дел на российском флоте и вдохновила беллетриста углубиться в мир фантазий. В 1887 г. Конкевич публикует новый военно-утопический роман "Роковая война 18?? года" – своеобразное продолжение предыдущего... Российские корабли по-прежнему продолжают расширять владения Империи. Собственно, роковой-то война оказалась только для итальянских "интервентов", коварно напавших на Владивосток... Спокойно, читатель, довести свою военную операцию "макаронникам" не позволили – стремительно примчалась из Кронштадта русская эскадра и в считанные минуты (а то ж!) "забросала шапками" неприятеля. В 1890 году А. Конкевич, подписавшись "Максимилианом Гревизерским", опубликовал в "Русском судоходстве" еще один роман о будущей войне. Впрочем, "Черноморский флот в???? году" мало чем отличался от предыдущих опусов писателя, он пропитан все тем же духом ура-патриотизма и геополитическими мечтаниями. Хронологически Александр Конкевич не был первым, кто открыл в русской литературе тему "воображаемых войн". Несколькими годами раньше, в 1882 году, на страницах журнала "Исторический вестник" появились беллетризованные очерки еще одного участника русско-турецкой войны Всеволода Владимировича Крестовского – "Наша будущая война" и "По поводу одного острова (Гадания о будущем)", формально относящиеся к военно-утопическому жанру. В них известный писатель (и, кстати, один из первых в России военных журналистов) с откровенно националистических позиций размышлял о значении Цусимы (ей-ей!) в возможной войне с Китаем. И все-таки "прогностические" очерки Крестовского – это именно публицистика с элементом художественной фантазии, Конкевич же ввел тему в границы художественной литературы, открыл путь российскому военно-утопическому роману. В ряду пионеров военных фантазий мы обнаружим и прославленного русского адмирала Степана Осиповича Макарова. В февральской и мартовской книжках "Морского сборника" за 1886 год он опубликовал работу под невзрачным названием "В защиту старых броненосцев и новых усовершенствований" [4]. Название, согласитесь, скорее для статьи сугубо научного характера, но никак уж не для произведения художественного. Впрочем, сочинение С.О. Макарова и не является беллетристикой в чистом виде, элемент художественного вымысла адмирал использовал для лучшего восприятия читателем предлагаемых военно-технических идей. С. О. Макаров описал вымышленную войну Синей и Белой республик, в которой "островитяне" используют сверхсовременный "грозный броненосный флот", благодаря чему они и становятся беспрецедентными владыками всех морей и океанов. Живописуя воображаемые битвы, адмирал указывал на необходимость переоснащения, усовершенствования российского флота. Судьба сыграла злую шутку с автором этого очерка. "Спрогнозировав" возможное развитие будущих морских сражений, адмиралу Макарову суждено было погибнуть в 1904 году... по собственному сценарию! Броненосец "Петропавловск" в точности повторил судьбу одного из кораблей, описанную в ФАНТАСТИЧЕСКОМ очерке (взрыв минного букета и детонация погребов корабля)... Еще до окончания первого десятилетия нового века фантастические сценарии будущих войн насчитывались десятками, превратившись едва ли не в самый популярный жанр. По-прежнему среди авторов преобладали люди военных профессий, а не профессиональные писатели, что, разумеется, сказывалось и на качестве таких произведений. Столь популярная тема не могла, однако, пройти мимо внимания сатириков. В начале века время от времени стали появляться и первые пародии на военные утопии. Правда, таковых, к сожалению, оказалось совсем немного. Назовем одну. Это рассказ талантливого писателя-юмориста Власа Дорошевича "Война будущего, или Штука конторы Кука" (1907), в котором лихо высмеивались расхожие штампы военно-утопических романов, правда, не без социальной окраски. Поражение в русско-японской войне на время охладило геополитический пыл "военных фантастов", во всяком случае в некоторых романах наконец зазвучали ноты пессимизма, разочарования в военной машине Российской Империи. Горьким пессимизмом проникнут роман "Царица мира" (1908), принадлежащий перу морского офицера, участника Цусимского сражения и не бесталанного писателя Владимира Ивановича Семенова. Некий русский инженер охвачен благородной идеей установить на всей планете мир, навсегда прекратить войны. С этой целью он строит гигантский воздушный корабль "Царица мира", на котором устанавливает им же изобретенный аппарат, вызывающий детонацию взрывчатых веществ. И что же? – миротворческая миссия благородного инженера с треском проваливается. Лишившись взрывчатки, человечество и не помышляло отказываться от войн, продолжая сражаться... на саблях и мечах. Успехи науки ХХ века усовершенствовали не только реальные войны. Писатели не отставали от генералов и ученых, придумывая все новые и новые способы уничтожения в будущих войнах. Морские сражения теперь отодвинулись на второй план – вчерашний день. Ставки делались на стремительно развивающуюся авиацию. Тот же В. И. Семенов в романе "Цари воздуха" (1908) изобразил ближайшее будущее, в котором Англия, изрядно опередив в самолетостроении другие державы, устанавливает воздушное господство над миром, правда, в конце концов она терпит поражение. Возможные аспекты применения авиации в военных действиях рассматривает в своей "аэрофантазии" "Гибель воздушного флота" (1911) и инженер Сергей Бекнев. Все чаще фантасты "изобретают" разнообразные "лучи смерти", вытесняющие со страниц романов "устаревшие" пушки и пулеметы, как, например, в романе Павла Ордынского (Плохова) "Кровавый трон", где описан могучий воздушный корабль, оснащенный таинственными лучами, беззвучно поражающими аппараты врага. Некоторые литературные проекты отличались особой изощренностью. В 1916 году на книжных прилавках Казани появилась небольшая (всего 55 страниц) книжица очередного офицера-литератора, автора книг по теории и практике военного дела Н. В. Колесникова. Роман назывался "Тевтоны. Секреты военного министерства", и в нем автор на полном серьезе предлагал на период отсутствия военных действий погружать армию в анабиоз: в результате такой "консервации", по мнению Колесникова, отпадает необходимость в регулярном пополнении войск новыми кадрами. Представляете: эдакие вечные "маринованные" солдаты! Я не отношу себя к той категории исследователей НФ, которые озабоченны поисками аргументов в пользу "прогностических талантов" фантастики. Фантасты – не ясновидцы, хотя случаи попадания в "яблочко" в истории НФ и в самом деле не редки. Правда, "особый дар" фантаста тут, пожалуй, ни при чем. Весь "дар" фантаста, а точнее фантастического искусства, состоит в продуктивном грамотном использовании "гибкого", нелинейного мышления. И уж конечно, НФ не прогнозирует события, а экстраполирует реальность, что дает ей способность разглядеть объективно Возможное в мнимом Невозможном. О неизбежности войны с Германией фантасты начали писать задолго до ее реального начала. И не только авторы России. В набат забили и французские, и английские, и американские фантасты. В ряде случаев авторам сочинений о будущей войны действительно удалось на удивление точно предугадать многие детали предстоящей мировой бойни. Ощущением надвигающейся катастрофы пронизана повесть "Хохот Желтого Дьявола" (1914) талантливого сибирского писателя Антона Семеновича Сорокина. Впервые она появилась в печати в 1914 г., однако написана много раньше – в 1909 г. Аллегорический образ Желтого Дьявола (персонификация капитала) – яркий художественный символ жестокости, бесчеловечности, обывательского равнодушия, одним словом, всего того, что толкало человечество в пропасть чудовищной войны. Сорокин достаточно четко выявил социальные корни войны: "Закон золота таков: никогда не жалей, причиняй как можно больше страдания людям – это самое высшее наслаждение, которое может дать золото, наслаждение быть безнаказанным преступником..." В отдельных деталях сибирский писатель угадал черты еще более отдаленного будущего. К примеру, в повести описаны "фабрики смерти" - удивительно точный прообраз фашистских концлагерей Второй Мировой войны... Впрочем, немало находилось и таких авторов, которые упрямо окрашивали надвигающуюся войну в поддельно розовые цвета "ура-патриотизма". Романы Л. Г. Жданова ("Два миллиона в год", 1909; "Конец войны. Последние дни мировой борьбы", 1915) или, например, некоего Петра Р-цкого ("Война "Кольца" с "Союзом", 1913) рисовали неизбежную и легкую победу Антанты над Германией. К литературной "предыстории" Первой мировой войны следует отнести и роман "Гроза мира" (1914) И. Де-Рока. Под таким "французским" псевдонимом в первой четверти ХХ века плодотворно работал практически и незаслуженно забытый сегодня, талантливый писатель и журналист Иван Григорьевич Ряпасов, которого историки русской фантастики уважительно титулуют "уральским Жюлем Верном". Роман Ряпасова вышел в Издательстве Стасюлевича как раз накануне Первой мировой. Будучи произведением фантастико-приключенческим, чем военно-утопическим, "Гроза мира" тем не менее отражает и интересующую нас тему. В затерянном в Гималаях засекреченном городе, куда случайно попадают участники русской экспедиции, английский ученый Блом, готовясь к возможной англо-германской войне, изобретает новые виды сверхоружия. По замыслу Блома, война окажется невозможной (и все последующие войны тоже), если Британия станет сверхмогущественной державой... Увы, реальность существовала по иным законам: "Ты изобрел страшное оружие, а я придумаю еще страшнее, а потом мы будем воевать"... После Октябрьской революции в фантастике о войне наступает затишье. Эту временную лакуну заполнили – в меньшей степени интересные и яркие опыты первых советских фантастов (А. Беляева, А. Чаянова, В. Орловского, В. Гончарова), но в большей – близкоприцельные утопии о скором счастливом будущем страны Советов и неизбежности мировой революции. Затишье, однако, длительным не оказалось. Уже в романах "Трест Д.Е." (1923) И. Г. Эренбурга, "Машина ужаса"(1925) и "Бунт атомов" (1928) Владимира Орловского, "Гиперболоид инженера Гарина" (1925-1926) А. Н. Толстого, некоторых рассказах А. Р. Беляева зазвучала тревога за будущее Европы, предчувствие грядущей, еще более страшной мировой трагедии. Но таких, подлинно талантливых писателей, стремившихся осмыслить (а не утешить или запугать) происходящие в мире перемены, были единицы. На смену им в конце 20-х гг. пришли легионы фантастов-"оборонщиков", живописателей пятнисто-розовой войны с фашистской Германией. С воинственным оптимизмом они в который раз взялись "вооружать" отечество новыми видами оружия, уверять сограждан в как бы несокрушимости родимой армии. Да, Вторая мировая война началась более чем за десять лет – на страницах фантастических романов и рассказов. Молодая республика нуждалась в прочной обороне. Но – увы! – куда более добросовестно ее "обеспечивали" не реальные войска, а утешители-псевдофантасты. Некий В. Левашев в рассказе "Танк смерти" (1928) придумал сверхтанк, преодолевающий препятствия благодаря суставчатому строению; популярный в те годы фантаст (и весьма одаренный!) Сергей Беляев пишет приключенческую повесть о сверхсамолете "Истребитель 17-У" (1928; впоследствии повесть была переработана в роман "Истребитель 2Z", 1939); прозаик Яков Кальницкий в романе "Ипсилон" (1930) "изобрел" маловразумительное электронное опять же сверхоружие для борьбы с фашистами ("Электричество – основа жизни, – излагает свою мысль автор, – человек – приемник и передатчик радиомозговолн"); Михаил Ковлев в рассказе "Капкан самолетов" (1930) громит вражеские самолеты при помощи самонаводящегося на звук орудия (правда, не понятно, как это самое орудие различает вражеские и наши самолеты). Экономист по профессии Николай Автократов, автор повести "Тайна профессора Макшеева" (1940), мечтает об изобретении лучей, с помощью которых в будущей войне мы сможем на расстоянии взрывать вражеские боеприпасы. Производит выброс сокрушительной фантазии и Анатолий Скачко в повести с характерным названием "Может быть завтра..." (1930). Красочно рисуя будущие воздушные сражения, автор взахлеб описывает многомоторные самолеты, гигантские дирижабли (и это сверхоружие?!), придумывает даже искусственные облака, "впитывающие отравляющие вещества, как губка". Даже Александр Беляев не удержался: в раннем романе "Борьба в эфире" (1927) изобразил войну далекого, правда будущего, между коммунистической утопией Советской Европы и Америкой, а в рассказе "Шторм" (1931) вскользь упомянул о войне СССР...с Румынией и Польшей! Одним из самых характерных примеров "оборонной фантастики" начала 1930-х гг. стал рассказ Е. Толкачева "S.L. -Газ" (1930). Все "низменные" черты жанра (дебелость языка на грани фола, ярко выраженная агитнаправленность, стиль плакатов типа "А ты почему без противогаза?!") в гипертрофированной форме выпирают из каждой строчки этого опусика в 3 страницы об особенностях газовой войны... Следует, справедливости ради, заметить, что не все сочинения "оборонной" советской фантастики были пропитаны духом оптимизма. Профессор Алексей Владимирович Ольшванг в своем единственном литературном опыте – повести "Крепость" (1938) – тоже рассказывает о будущей войне, правда, без временных и географических привязок. Описывая технические детали войны (подземные города-крепости, радиоразведка, "лучи смерти"), автор все же не пророчит скорые парады победы на территории врага, в повести звучит неподдельная тревога, предупреждение об опасности, ужасе технически совершенной войны ХХ века. В основной же массе своей рассказы о будущих сражениях напоминали братьев-близнецов: одинаковые лица-сюжеты и даже имена не блистали особым разнообразием: "То, чего не было, но может быть: Одна из картинок будущей войны" (С. Бертенев, 1928), "Подводная война будущего" (П. Гроховский, 1940), "Воздушная операция будущей войны" (А. Шейдман, В. Наумов, 1938), "Разгром фашистской эскадры" (Г. Байдуков, 1938). Все они были насквозь сотканы нитями обезоруживающего оптимизма, утверждением мощи Советской армии и абсолютного бессилия врага. "Этого не было. Этого может и не быть, но... Будь готов! Крепи оборону! Вооружайся знаниями!" – такие бодренькие слова-внушения нередко являлись обязательным эпилогом "оборонных" опусов. Литература мучительно и быстро умирала, вытесняемая агит-брошюрами... Похожая ситуация сложилась и в кинематографе 30-х. Один за другим выходят фильмы, повествующие о том, как враг вторгся на Советскую Родину, а мы-то ему и показали, где раки зимуют. Эти ленты в обязательном порядке демонстрировались в воинских частях – для поднятия духа бойцов: "Возможно, завтра" (1932; реж. Д. Дальский), "Родина зовет" (1936; реж. А. Мачерет, К. Крумн), "Глубокий рейд" (в основу этой ленты 1937 года положен, кстати, роман Н. Шпанова), "На границе" (1937; здесь уже литературным первоисточником послужил опус П. Павленко "На Востоке"), "Танкисты" (1939; реж. З. Драпкин, Р. Майман), неправдоподобно популярен в те годы был фильм "Эскадрилья № 5 (Война начинается)" (1939; реж. А. Роом), а главная агитка тех лет – "Если завтра война" (1938; реж. Е. Дзиган и др.), основанная на документальных кадрах, снятых во время маневров Красной Армии, удостоилась даже Сталинской премии II степени (1941). Фильм Я. Протазанова "Марионетки" (1934) тоже предупреждал о возможности агрессии со стороны капиталистов, однако, не в пример вышеперечисленным лентам, решен он был с изрядной долей юмора: магнаты капиталистического мира, напуганные ростом революционно настроенных масс, решают поставить во главе вымышленного государства Буфферии нового короля – послушную марионетку в их руках. На нового монарха принца До возлагается ответственная миссия – превратить Буфферию в плацдарм для предстоящего нападения на Советский Союз... В вымышленной стране разворачивается и действие фильма "Конвейер смерти" (1933; реж. И. Пырьев) – правители страны вынашивают планы мировой войны, но местные комсомольцы, понятное дело, не дают им этого сделать. Хэппи-энд, одним словом. "Будь готов! Крепи оборону!"... Действительность, как известно, оказалась совсем не похожей на ту, которую обещали сочинители. Уже не раз говорилось о той плачевной роли, которую сыграли утешительные фантазии накануне войны. Особая "заслуга" в расхолаживании армии принадлежит печально известным романам Николая Шпанова "Первый удар" (1936) и кинодраматурга Петра Павленко "На Востоке" (1936). Роман Шпанова, кстати, очень небесталанного писателя и фантаста-приключенца, только в течение одного года был издан... пять раз, а пухлый опус Павленко за 1937-1939 гг. издавался более 10 раз! Нынешним фантастам остается только завидовать! Оба автора обещали стремительный разгром фашистского агрессора и неизбежную победу малой кровью на чужой территории. "Облегченными до нелепости детскими проектами войны" назвал эти с позволения сказать творения Константин Симонов. А выдающийся авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев обвинял подобные произведения в расхолаживающем влиянии на боеготовность советской армии. В своей книге "Цель жизни" конструктор сообщает один показательный факт, связанный с публикацией романа Н. Шпанова: "Книгу выпустило Военное издательство Наркомата обороны, и при том не как-нибудь, а в учебной серии "Библиотека командира"! Книга была призвана популяризировать нашу военно-авиационную доктрину". Как говорится, комментарии излишни. Про того же Шпанова поэт М. Дудин в свое время сочинил такую эпиграмму: Писатель Николай Шпанов Трофейных обожал штанов И длинных сочинял романов Для пополнения карманов. Период 1930-х гг. стал тяжелым временем не только для страны, но и для всего отечественного искусства. А уж о фантастике и говорить не приходится. Ее просто вырезали на долгих три десятилетия из тела советской литературы. Подавляющее "НЕ-Е-ЕЛЬЗЯ!" грозовой тучей зависло над литературой дерзких мечтателей. Фантазию подменили антисанитарным суррогатом "оборонной" фантастики. Увы, всеобщее помешательство на оборонных проектах оказалось заразительным. В "игру" включались даже известные писатели, люди одаренные, но плотно застрявшие в плену идеологических установок. Они стали частью "серого легиона". По собственной ли воле, по принуждению – просто СТАЛИ, не протестуя. И вот уже на страницах "Комсомольской правды" появляется повесть о будущей воздушной войне С. В. Диковского "Подсудимые, встаньте!", а известный драматург, один из руководителей РАПП и ВОАПП В. М. Киршон выдает в угоду дня фантастическую пьеску "Большой день" (1936). Интересный детский писатель В. С. Курочкин публикует в "Знамени" (1937) даже целый цикл "оборонных" "шапкозакидательских" новелл ("На высоте 14", "Атака", "Бой продолжается" и др.). Да что там говорить, если такая величина как А. Н. Толстой, вписавший свое имя в сокровищницу русской фантастики, вдруг в 1931 г. выдал пресную пьесу о будущей войне "Это будет", написанную в соавторстве с П. С. Сухотиным. Следы "оборонной эпохи" невооруженным взглядом видны повсюду, и в произведениях, снискавших читательскую любовь и дошедших до наших дней ("Тайна двух океанов" Г. Адамова, "Пылающий остров А. Казанцева, да и Беляева зацепило)... ..."Военно-утопический роман", "оборонная фантастика" остались в прошлом – как жанр. И слава богу. Перевернем эту нелегкую страницу все-таки блистательной истории российской литературной фантастики. А в реальной жизни все как обычно – войны идут свои чередом (да не примут читатели сей оборот за верх цинизма!). Продолжаются они и на страницах фантастических романов: атомные, ядерные, межзвездные... Назвав очерк наудачу попавшейся фразой из "Дневников" А. П. Чехова, я робко намекнул не только (и не столько) на особое неравнодушие фантастов к теме войны... Тему фантастам задает ОБЪЕКТИВНАЯ реальность. А она неизменно оказывается страшнее самых страшных фантазий. Только б не было войны... Примечания: 1. Anatomy Of Wonder: A Critical Guide To Science Fiction. - N. Y. - London, 1981. - p. 14. 2. Подробнее тему войны в мировой НФ см.: Гаков Вл. Ультиматум. М., 1989. 347 с. 3. Энгхольм А. Литературная война // Уральский следопыт. 1991. № 3. с. 53-55. 4. Впервые о существовании этого очерка я узнал благодаря заметке хабаровского библиофила Виктора Бури "Утонуть по собственному сценарию" (Дальневост. ученый. 1993. 24 февр.).

Василий: АЗАРД АЗАРД АЗАРД Азард, если это Вам поможет, то вот информация: мой дед, Артюков Василий Федорович- ссыльный (каторжанин или потомок каторжан) на прииск Кочкарево, г. Пласт,Челябинской обл.. Мой отец- Артюков Николай Васильевич, 1919 г.р., рассказывал, что рано лишился отца (детдомовский), его предки из Петербурга, имел тетку в Самаре - Артюкову Елену Федоровну( модистка) и двоюродного брата - Константина ( какой-то начальник в Челябинском ОСоАвиаХиме( репрессирован)) . Если будет информация о кончине Федора Федоровича, сообщите. В ответе прошу писать: Для Артюкова. С уважением, Василий Атрюков.­

Georg G-L: Анологичная тема http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=14406#p14406 Объеденим усилия!

Georg G-L: Вот И. И. Черников в "Энциклопедии речного флота" (с.135) пишет, что во время обеспечения переправы у Зимницы погиб лейтенант Добровольский. Какие-нибудь подробности по нему есть?

aden13: Georg G-L ДОБРОВОЛЬСКИЙ 1-й Анатолий Николаевич ( род. 06.04.1850). Гардемарин (11.04.1870). Мичман (16.04.1872) со старшинством в чине с (11.04.1872). Лейтенант (01.01.1876). Исключен из списков убитым в деле с неприятелем (25.07.1877).

Georg G-L: А какие-нибудь подробности гибели и изображение?

Автроилъ: aden13 пишет: ИВАНОВСКИЙ 2(1-1892) Анатолий Константинович ( 04.12.1853 - 06.10.1900 ) Антон, умер он, вполне возможно, 5 октября 1900 года. лейтенант Ивановский Анатолий Константинович

АЗАРД: Автроилъ пишет: умер он, вполне возможно, 5 октября 1900 года На обороте фотографии Анатолия Константиновича Ивановского указана та же дата: С уважением, МК

Автроилъ: Про что я и говорю. Спасибо.

Dirk: Автроилъ пишет: Антон, умер он, вполне возможно, 5 октября 1900 года. Все может быть. Дата 6 октября взята вот отсюда: Погребен в г. Кронштадт на Военном кладбище; могила не сохранилась (Кронштадтский некрополь (Из архива Б.Л.Модзалевского). СПб., 1998. С.19).

Dirk: Georg G-L пишет: Вот И. И. Черников в "Энциклопедии речного флота" (с.135) пишет, что во время обеспечения переправы у Зимницы погиб лейтенант Добровольский. Какие-нибудь подробности по нему есть? Знаю только, что он перед войной был офицером фрегата "Светлана".

Автроилъ: Dirk пишет: Знаю только, что он перед войной был офицером фрегата "Светлана". А какая у нас война была в 1900 году, да ещё с переправой у Зимницы? Это я, так, для интересу.

Автроилъ: Dirk пишет: Погребен в г. Кронштадт на Военном кладбище; могила не сохранилась Конечно, не сохранилась, если её там и не было. Похоронен в СПБ.

Dirk: Автроилъ пишет: А кая у нас война была в !900 году, да ещё с переправой у Зимницы? Это я, так, для интересу. Уважаемый Владимир Владимирович! Если Вы внимательно перечитаете мое сообщение вместе с процитированным в нём фрагментом, то, несомненно, увидите, что речь идёт о лейт. Добровольском, погибшем в 1877 г. Про 1900 г. было написано в ДРУГОМ посте, где речь шла про умершего в 1900 г. Ивановского. Не надо мешать длинное с зелёным.

Автроилъ: Dirk пишет: Не надо мешать длинное с зелёным. Длинное, зелёное, на стене висит... Понял. Не обращайте внимания, Алексей Юрьевич. У меня это бывает. С уважением...

Dirk: Автроилъ пишет: С уважением... Аналогично!

Роберт: ABP_TOR пишет: ... и после Сан-Стефанского договора был оставлен в Болгарии для налаживания каких-то морских дел. Там его скоро сделали, с разрешения русского правительства, морским министром, а затем, при перемене принцем Кобургским русской ориентации на австрийскую, он вылетел оттуда вместе с другими русскими ставленникамию вернувшись в Петербург Уважаемый ABP_TOR, То, что Вы тогда написали, несколько не так. В небольшом болгарском княжестве не было Морского министерства и от того Конкевич не мог быть министром. Зато он был первым командующим крохотного болгарского флота, который тогда назывался "Флотилия и Морская часть". За много до прихода австрийского принца Ферднинанда Сакскобурготского на болгарский трон, т.е. еще при князе Александре І Батенберге (который кстати германский принц, а не австрийский) в 1883 г. его (Конкевича) дали под суд вмести с лейтенантом Шишмарёвым. Последний наложил на себя руки в знак протеста (памятник лейт. Ш. см. http://kortic.borda.ru/?1-19-0-00000028-000-150-0), а позже суд оправдал Конкевича. Конкевич был уволен в звании капитана ІІ ранга, которое получил еще до приезда в Болгарию. Служил он в Болгарии в звании капитан-лейтенанта от того, что в княжестве тогда звания капитан ІІ ранга не было. И вот вопрос-просьба - если есть портрет Конкевича/Беломора, прошу сбросьте на форум! С уважением! Роберт

Автроилъ: bratishka пишет: Мичман 1-го флотского экипажа Владимир Иванов Подполковник по Адмиралтейству Владимир Моисеевич Иванов.

Автроилъ: Кстати, уважаемыемый Dirk является автором (составителем) прекрасного сборника о МК, в котором очень много страниц посвящено деятельности служивщих в нём офицеров и преподавателей. Может он может дополнить что-нибудь о В.М. Иванове, который дослужился всё же до ст. отделенного начальника.

Dmitry_N: Искал информацию по братским захоронениям в Свищове и наткнулся на болгарский военный марш Братя Руси при Свищов http://www.youtube.com/watch?v=GTOPZHRUM2w&feature=related Хоть и не совсем по морской тематике и маленько офф-топ, но не смог удержаться - там и кадры из любимого фильма "Герои Шипки" и болгарские материалы. Все-таки удивительно, как в 1950-е годы снимали историческое кино! Просто поразительно, без компьютерных эффектов, а какие фильмы "Суворов", "Ушаков", "Нахимов", "Герои Шипки"

Автроилъ: Dmitry_N пишет: ...а какие фильмы "Суворов", "Ушаков", "Нахимов", "Герои Шипки"! Ничего, сщас готовится к выходу на экран, то есть, уже вовсю снимают новую версию (наш ответ Голливуду) знаменитой советской фильмы «Крейсер "Варяг"». Это Вам будет почище всяких там «Корабли штурмуют бастионы» с их совковым патриотизмом... Руднева, конечно, будет играть Хабенский. С уважением...

aden13: Автроилъ пишет: Руднева, конечно, будет играть Хабенский. Неужели священника?

VVK: Автроилъ пишет: вовсю снимают новую версию знаменитой советской фильмы «Крейсер "Варяг"» Могли по примеру "Штирлица" просто раскрасить старый фильм. А ежели фильм новый, то представляю, какую оценку он получит на форуме

Автроилъ: VVK пишет: какую оценку он получит на форуме Это уже тема для разговора на другой ветке. С уважением...

Роберт: Поздравляю всех, которые по праву сегодня празднуют эту победу с нами! С нами Бог!

Роберт: Оказывается, что храм-памятник Шипка имеет отношение к Балтике, все же: С уважением! Роберт

Роберт: Жаль, что деньги и труды балтийцев в 2003 г. не очень заметны в прессе. А они заслуживают это внимание! С уважением! Роберт

Laszcz: aden13 пишет: ЛОЩИНСКИЙ Михаил Федорович Настоящая фамилия Лащинский (в соответствии с родословной книгой Черниговской губернии, изданной Милорадовичем в 1901 году). Из черниговского дворянского рода "показаченных" шляхтичей Laszczynski. На wiki уже отметил этот момент. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9B%D0%BE%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&stable=0 Почему поменялась буква в фамилии я не знаю, но архивные дворянские

kerbyol: Кажется уже где-то было ! Лощинский Михаил Фёдорович (Из собрания А.В. Плотто) С Уважением !



полная версия страницы