Форум » Внимание, поиск! » Сташевский » Ответить

Сташевский

EFK: Сташевский Владимир Арсеньевич (1879, Ярославль - 30.10.1950, Стокгольм). Из дворян. Отец - генерал-лейтенант, занимал посты военного губернатора Приморской области и был наказным атаманом Уссурийского казачьего войска. Окончил Морской кадетский корпус, несколько лет проходил службу на кораблях императорского военного флота, окончил Николаевскую военно-морскую академию (1911). Уважаемые коллеги! Не поможете пополнить сведения об этом офицере. С уважением,

Ответов - 34, стр: 1 2 All

архивист: EFK СТАШЕВСКИЙ Владимир Арсеньевич ( 14.01.1879 - 30.09.1955 ) мичман 06.05.1900 лейтенант 06.05.1904 Флагманский минный офицер походного Штаба Командующего отдельным Практическим отрядом Черного моря 02.04.1907 - 16.09.1907 старший лейтенант 06.12.1909 капитан 2 ранга 06.12.1912 Военно-Морской агент в Швеции и Норвегии 17.02.1914 - 1918 Военно-Морской агент в Дании 17.02.1914 - 1916 капитан 1 ранга "за отличие" 06.12.1916 уволен от службы 12.02.1918

EFK: архивист Большое спасибо! архивист пишет: - 30.09.1955 ) По моим данным он умер 30.10.1950? Поясню мой интерес. Меня весьма занимает личность этого офицера-разведчика. Его судьба причудливо сплелась с судьбами еще двух офицеров (бывших разумеется) РИФ: Б.М. Четверухина и лейтенант Бука. Судьба последнего также попала в сферу моих интересов - Бук был в на Севере в 1919-1920 гг. 1918 г. "Развединформация для англичан передавалась в телегpаммах, адресованных в Стокгoльм бывшему морскому aгeнту в Швеции, Норвегии и Дании В.А. Сташевскому (последний, несмотря на упразднение института военных и морских агентов, поддерживал телегpафную связь с Петрогpадом)". 1919 г. 25 марта (запись в дневнике адмирала Пилкина В.К.) "Комиссия из старших офицеров, Вилькен, Беренс, Вильсон, Дараган, обсуждали вопрос о том, кого отправить на фронт Колчака. Я просил выбрать из числа записавшихся 10 фамилий, которые я срочно и должен буду протелеграфировать Сташевскому". С уважением,

архивист: EFK пишет: По моим данным он умер 30.10.1950 Я основывался на Лобыцыне. Там дата смерти 30.09.1950.


EFK: архивист пишет: СТАШЕВСКИЙ Владимир Арсеньевич ( 14.01.1879 - 30.09.1955 ) архивист пишет: Я основывался на Лобыцыне. Там дата смерти 30.09.1950. Уважаемый архивист! Каким датам верить? Цитаты взяты из Ваших пост № 686 и 689 С уважением,

EFK: Уважаемый архивист! Я основываюсь на публикации В. ЛОТА, кандидата исторических наук БУРИ НАД СКАНДИНАВСКИМ ПЛАЦДАРМОМ // Красная звезда. 2005/11/02 "В.А. Сташевский жил в Стокгольме. Он умер 30 октября 1950 года". С уважением,

Барс: Об отце В.А.Сташевского - генерал-лейтенанте А.Д.Сташевском есть подробная справка в книге Б.Н.Болгурцева "Морской биографический справочник Дальнего Востока России и Русской Америки", Изд-во "Уссури", Владивосток, 1998, с.178-179. Могу добавить, что А.Д.Сташевский был женат на Екатерине Николаевне, ур. Меньшиковой (? - ?), дочери коллежского советника. У них были дети: Владимир (14.01.1879), Леонид (24.09.1881), Александр (30.06.1887), Дмитрий (4.04.1890) и Елена (4.08.1893). Дмирий - лейтенант, штурманский офицер ПЛ "Барс", погиб 05.1917. Сташевский Владимир Арсеньевич, капитан 1 ранга, скончался в Стокгольме 30.10.1955. (Бюллетень Общества офицеров Российского Императорского флота № 3, 15.12.1955, с.50). У Лобыцына действительно, почему-то указана дата 30.09.1955 ? Попадалось следующее: Приказ Верховного Правителя от 18.07.1919 Назначается кап. 2 ранга Веймарн морским агентом в Скадинавии (Швеция, Дания и Норвегия) вместо кап. 1 ранга Сташевского, получающего другое назначение.

wind: Барс пишет: Сташевский Владимир Арсеньевич, капитан 1 ранга, скончался в Стокгольме 30.10.1955. (Бюллетень Общества офицеров Российского Императорского флота № 3, 15.12.1955, с.50). У Лобыцына действительно, почему-то указана дата 30.09.1955 ? Подтверждаю, сейчас вот держу этот Бюллетень в руках, так что Сташевский, действительно, умер в Стокгольме 30.10.1955 г. С уважением, В.

wind: EFK пишет: окончил Николаевскую военно-морскую академию (1911). он также, прослушал дополнительный курс ВМО той же академии. С уважением, В.

ркр065: Ув. EFK, посмотрите на сайте МО в архиве "ВИЖ" такую публикацию: Владимиров О.В., майор, Могильников В.А., подполковник. «Я – русский, я – военный, я – патриот». Деятельность отечественной военной разведки на примере службы российского морского агента в Швеции, Норвегии и Дании капитана 1 ранга В.А. Сташевского // Воен.-истор. журнал - №4, 2004. – С. 31-37. Хотя, возможно, она Вам и знакома.

EFK: Уважаемые Барс, wind, ркр065! Нет слов Только сейчас начинаешь осознавать в чём сила коллектива и и что такое мозговой штурм!!! Весьма и весьма Вам признателен

архивист: EFK пишет: Каким датам верить С годом я опечатался просто и не заметил. Прошу прощения. А с месяцем наверное опечатка в книге.

EFK: архивист ! Спасибо за уточнение С уважением,

Барс: Уважаемые колеллеги, ркр065 рекомендовал почитать статью в Военно-историческом журнале (№ 4 - 2004 г.), о деятельности кап. 1 ранга В.А.Сташевского. В этой статье также упоминается кап. 2 ранга Виноградов Виктор Андреевич (4.11.1879 - ?). В статье говорится, что В.А.Виноградов по некоторым сведениям утонул в Сестрорецке 22.07.1918. Может быть, кому-то известно что-то по этому факту ? Было ли это так или кому-то известны другие факты смерти А.А.Виноградова ? Во время допроса в ОГПУ арестованного в 1926 г. бывшего кап. 1 ранга Н.А.Арбенева он показал, что В.А.Виноградов уехал осенью 1918 в Архангельск. Насколько верны эти показания судить трудно. По крайней мере, мне не попадалась фамилия кап. 2 ранга Виноградова среди офицеров, служивших на Севере в 1918-1920. Помогите разобраться с этим вопросом. С уважением ...

EFK: Барс пишет: Помогите разобраться Уважемый Барс! Быть может Вам поможет вот такое упоминание о Виноградове. 195. При деятельной поддержке со стороны британской морской разведки и по инициативе секретаря российского посольства в Лондоне К.Д.Набокова в апреле-мае1918 гoда в Петрогpаде была создана законспирированная организация «ОК». Ее костяк составили офицеры флотской разведки и контрразведки во главе с РА.Окерлундом, который в 1915-1917 гoдах в чине лейтенанта возглавлял морскую разведку в Скандинавии и был уволен со службы советскими властями (название организации дали первые буквы eгo фамилии). Прибыв в Россию в мае 1918 гoда под предлогoм сдачи дел и отчета о проделанной работе, Р.А.Окерлунд установил связь с сотрудниками МГШ, в том числе с начальником регистрационной службы В.А. Виногpадовым, eгo заместителем, а затем преемником А.И.Левицким, начальником Вoeнно-Морского контроля (бывшегo контрразведывательногo отделения) А.К.Абрамовичем. Руководитель организации поддерживал личную связь с Ф.Кроми и фактически действовал под eгo контролем. Развединформация для англичан передавалась в телегpаммах, адресованных в Стокгoльм бывшему морскому aгeнту в Швеции, Норвегии и Дании В.А. Сташевскому (последний, несмотря на упразднение института военных и морских агентов, поддерживал телегpафную связь с Петрогpадом). Организация "ОК» была раскрыта после возвращения из Скандинавии агента флотской контрразведки «Ланко», который в октябре 1918 гoда предоставил ВЧК информацию о шпионской работе в МГШ. Член ВЦИК В.Э.Кингисепп, состоявший в распоряжении ВЧК и ознакомившийся с материалами следствия по «делу Генмора», писал в итогoвой докладной записке, что «Регnстрационная служба с совокупности с Морским контpoлем Генмора является филиальным отделением Английскогo Mоpcкогo Генштаба. (См. подробнее: Зданович А.А. Организационное строитeльcтво отeчественной военной контpразведки (1914 - 1920 гг:): Дисс. канд. ист. наук. М., 2003. С. 99-103). Лит.: Козлов Д.Ю. Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914-1918 годы. СПб, 2006. С.172-173. Примечания. П.195. С уважением,

Барс: Уважаемый EFK, это, к сожалению, мало чем поможет в выяснении смерти Виноградова. Утонул он в Сестрорецке или уехал в Архангельск, вот в чем вопрос. Я склонен верить, что он погиб (утонул) летом 1918, так как сведений онем после 1918 мне не попадалось. Одна надежда, что кому-то попадались сведения по интересующему вопросу. С уважением ...

EFK: EFK пишет: агента флотской контрразведки «Ланко», который в октябре 1918 гoда предоставил ВЧК информацию о шпионской работе в МГШ. ВЧК должна была сразу взять в разработку шпионов в МГШ, в т.ч. и Виноградова. Если он действительно не погиб летом, или не ушёл в Архангельск осенью. Будем надеяться, что кто-то поможет прояснить ситуацию С уважением ...

архивист: Барс EFK О дело МГШ мы как-то уже обсуждали здесь: http://kortic.borda.ru/?1-17-0-00000051-000-0-0-1216828870 ЧК Виноградова активно разыскивало и заключило, что он утонул в Сестрорецке из-за документов на его имя найденных там. Это опубликовано в Алексеев М. "Военная разведка России. Первая мировая война" Т.3 ч.2 М.,2001. С.436. Как я понял об этом говорилось в отчете по делу МГШ в "Известиях ВЦИК" 10.04.1919. Я склонен думать, что Виноградов все же погиб.

EFK: Уважаемый архивист! Спасибо за подсказку. Я ранее читал это обсуждение. Но тогда упоминания фамилии Виноградова не было. Фигурировал некто Васильев. Любопытно соспоставить два описания произошедшего: ABP_TOR - пост № 712 В воспоминаниях Сергея Кобякова "Красный суд. Впечатления защитника в революционных трибуналах" отдельная глава называется "Дело Генерального Морского Штаба" цитата: "...у мичмана Иванова был найден запечатанный конверт, адресованный в Швецию. По вскрытии конверта в нем оказалось зашифрованное письмо, которое не без труда было расшифровано. В этом письме неизвестное лицо писало о работе, которую оно производит по отправке волонтеров на Северный антибольшевицкий фронт. Мичман Иванов на допросе показал, что письмо для отправки он получил от финского гражданина, лейтенанта в отставке Оккерлунда. Оккерлунд же показал, что этот конверт с письмом его просил отправить за границу лейтенант Васильев. При разследовании выяснилось, что лейтенант Васильев кончил жизнь самоубийством. Хотя следственная власть этому не поверила и весьма тщательно разыскивала Васильева, но из всех этих розысков ничего не вышло ....." // Военно-исторический журнал. 2004. № 4. "Следственной комиссии Р.А. Окерлунд заявил, что данное письмо было получено им 25 сентября 1918 года вместе с визитной карточкой бывшего заведующего регистрационным (контрразведывательным) отделом Морского генерального штаба В.А. Виноградова и просьбой отправить письмо в Гельсингфорс. Однако Виноградов числился утонувшим в Сестрорецке еще 22 июля того же года, и подтвердить или опровергнуть показания Окерлунда он, естественно, не мог". Возможно произошла ошибка в написании фамилии? И тогда версия гибели (самоубийства) Виноградова (Васильева) может быть весьма вероятной?! С уважением,

архивист: Уважаемый EFK. Если честно, у меня при перечитывании темы тоже возникла мысль что Васильев это Виноградов, но я сначала счел ее слишком смелой. А теперь, в свете Вами приведенной цитаты, очень может быть, что Кобяков в воспоминаниях просто перепутал фамилию. С мемуаристами подобное не раз бывало.

EFK: СТАШЕВСКИЙ ВЛАДИМИР АРСЕНЬЕВИЧ (14.01.1879-30.10.1955), капитан 1 ранга за отличие (06.12.1916). Сын генерал-лейтенанта, военного губернатора Приморской обл. в 1914-1916 гг. А.Д. Сташевского (1851¬1916); брат Дмитрий (1890-1917), лейтенант, погиб на подводной лодке «Барс». Окончил Морской кадетский корпус (1900), Минный офицерский класс (1903), основной (1911) и дополнительный (1912) курсы Военно¬морского отдела Николаевской морской академии; минный офицер 1 разряда (1905). Плавал вахтенным начальником, затем и. д. старшего штурмана портового судна «Могучий» (28.05.1900-11.09.1902), по окончании минного класса переведен в Черноморский флот (08.09.1903), где являлся преподавателем Минной школы (1904-1907). Служил флагманским минным офицером штаба командующего Практическим отрядом Черного моря (02.04-16.09.1907). Младшим минным офицером балтийского линейного корабля «Цесаревич» (28.09.1907-30.05.1908) участвовал в заграничном плавании, затем по возвращении на Черное море был флагманским минным офицером Учебного отряда (плавал на крейсере «Память Меркурия» с 13.06.1908 по 14.03.1909), являлся старшим минным офицером линейного корабля «Георгий Победоносец» (01.04-03.10.1909), одновременно командовал миноносцами № 256, 259 (1909). Состоял в при командировании к Морскому Генеральному штабу (26.04.1912-13.05.1913; 03.06.1913¬17.02.1914) после чего 17.02.1914 назначен военно-морским агентом в Швеции, Норвегии и Дании, с 23.05.1916 - в Швеции и Норвегии. Уволен в отставку 12.02.1918, но продолжал исполнять обязанности в интересах белых правительств. В эмиграции жил и умер в Стокгольме. Лит.: Пилкин В.К., адмирал В Белой борьбе на Северо-Западе: Дневник 1918-1920. – М.: Русский путь, 2005. С.589-590

Барс: Уважаемые коллеги, спасибо всем принявшим участие в обсужденнии факта смерти В.А.Виноградова. По имеющейся на сей день информации наиболее вероятным остается, что кап. 2 ранга В.А.Виноградов утонул в Сестрорецке 22.07.1918. Может быть, впоследствии появятся более точные сведения. С уваженеим ...

ркр065: архивист пишет: дело МГШ мы как-то уже обсуждали К сожалению, всё это "дело" и вся эта история сослужила плохую службу будущим военно-морским историкам, поскольку в ходе его разработки были изъяты из военно-морского архива многие и многие документы, касающиеся деятельности агентурной разведки МГШ в период ПМВ, и естественно обратно они уже не вернулись. А искать их в архивах бывшей ВЧК - дело гораздо менее простое, чем в РГА ВМФ.

Виноградов С.Ю.: Я праправнучатый племянник Виноградова В.А. Если у кого есть его фото, а также инфо о его семье (жена, дети?) или что-либо новое из его биографии, просьба сообщить! Хотелось бы верить, что он не утонул (не был убит), а смог эмигрировать вместе с другими родственниками в Финляндию, Швецию или Англию... С уважением, Виноградов С.Ю. Биография Виноградова Виктора Андреевича. Родился в Санкт – Петербурге. Потомственный дворянин Петербургской губернии (младший брат моего прапрадеда Петра, статского советника). Студент Петербургского технологического института (Курс не закончил). Юнкер флота. Мичман по экзамену (1903). Вахтенный начальник эсминца «Ретивый» (1904). Заканчивает водолазную школу (1904-1905) и учебный отряд подводного плаванья (1906). Помощник командира подводной лодки «Лосось» (1905-1906). На сторожевых катерах «Николсона» №№ 8 и 4 (1907). Помощник командира подводной лодки «Крокодил» (1907 - 1908), временно командуя её в 1907 году. Орден Святого Станислава 3-й степени (1908). Помощник командира подводной лодки «Кайман» , временно исполняющий обязанности командира (1908). Помощник командира подводных лодок «Дракон» (1908) и «Акула» (1908 - 1910). Исполняющий обязанности командира на последней в 1909 году. Командир подводной лодки «Плотва» (12.3.1910 – 31.5.1910). Член Морского Технического Комитета (1910). В запасе в 1910 – 1912 годов. Прикомандирован к МГШ для занятий (1912- 1914). Орден Святой Анны 3-й степени и Святого Владимира 4-й степени (1914). Обер –офицер Особого Делопроизводства МГШ (1914-1916). Орден Святого Станислава 2-й степени (1915). Орден Святой Анны 2-й степени (1916). Владеет французским и немецкими языками. Начальник Отделения службы МГШ (1916-1917). Уволен От службы по болезни в декабре 1917 года. В 1907г. он мичман (с 1903г.), проживал в Кронштадте, на Большой Екатерининской, дом Голубева, 7-й флотский экипаж. В 1909-1913гг. он уже лейтенант, проживал на Николаевской,15 (см. Беляевы, кот. также наши родственники). В морской разведке с 1912 г. С 1914 г. — заведующий столом Балтийского театра Особого делопроизводства Морского генерального штаба. В 1915г. он старший лейтенант, проживал Невский проспект,96, т.153-80 Произведён в капитаны 2-го ранга за отличие по службе 6 декабря 1915г. (см .Список офицерских чинов русского императорского флота в Царствование Императора Николая Второго, составитель В.Ю. Грибовский) В 1917г. он также капитан 2-го ранга, Невский проспект,96 , т.229-29. В 1916г. - Начальник Морской Регистрационной службы МГШ(контрразведка). С 22июля 1918 г.пропал без вести, числясь утонувшим в Сестрорецке.

Dirk: Виноградов С.Ю. пишет: Биография Виноградова Виктора Андреевича. Около 4 утра 21.12.1906 в швейцарской комнате Благородного собрания в СПб. нанес ранение кортиком студенту СПб. политехнического института Алексею Алексеевичу Бублику. Состоял в 1-м отряде новобранцев БФ (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 864. Л. 195).

Барс: Уважаемый Виноградов С.Ю., Виноградов Виктор Андреевич был холостым. Подводной лодкой "Плотва" он не командовал. Он был назначен ее командиром, но во Владивосток не поехал и через месяц после назначения подал рапорт об увольнении от службы по домашним обстоятельствам. Находился в запасе 05.1910-08.1912. А что вам известно о родителях Виктора Андреевича ? Как их звали, чем занимались и т. д. С уважением ...

Барс: Предположительно, отцом В.А.Виноградова мог быть Виноградов Андрей Афанасьевич, отставной действительный статский советник, занимавшийся врачебной практикой в С.-Петербурге (по сведениям на 1897 г.) С уважением ...

Барс: Да, интересно, что в 4 часа утра мог делать мичман Виноградов в швейцарской Благородного собрания и за что он Бублика кортиком поранил... Был ли Виноградов как-то наказан за этот поступок ? С уважением ...

Игорь Алабин: Абрамович Алексей Константинович, статский советник (? - 12. 04. 1919) Расстрелян, вместе со ст. л-том Р. А. Окерлундом.

АВЩ: EFK пишет: лейтенант Бук. Судьба последнего также попала в сферу моих интересов - Бук был в на Севере в 1919-1920 гг. источник, конечно, не академический, но... http://flot.com/publications/books/shelf/secretoperations/16.htm ...Одним из активных помощников «Адмирала», добы-вавших сведения о фашистской Германии, был источник «Барбо». Этот псевдоним принадлежал Виктору Никола-евичу Буку. В. Бук родился в Томске в 1914 году, окончил гимна-зию, прибыл в Петербург и поступил в офицерскую воен-но-морскую школу, но по неизвестным обстоятельствам был отчислен. Однако с морским флотом Виктор Бук не расстался. Он поступил на курсы прапорщиков, успешно их окончил и получил воинское звание «прапорщик Ад-миралтейства», служил на минном заградителе «Волга». В 1918 году Виктор Бук уволен со службы в военно-морском флоте, выехал из Петербурга в Архангельск, вступил в белую армию, которой командовал Мюллер. В 1920 году попал в плен к красным. Добровольно вступил в Красную Армию, сражался на польском фронте, под Полоцком был тяжело ранен и захвачен в плен поляка-ми. Из плена бежал, оказался в Риге, нанялся на торго-вое судно, которое перевозило товары в Швецию и Фин-ляндию. В 1923 году остался в Швеции, поселился в Стокгольме, со временем получил шведское гражданство. В 1937 году Бук уже работал вторым штурманом на шведском торговом пароходе, совершавшим рейсы в пор-ты Германии. Видимо, Сташевский был знаком с Буком. Выполняя задание Разведуправления РККА по созданию разведывательной группы, Сташевский предложил Буку заняться сбором сведений о германских морских портах и шведско-германских торговых перевозках через Бал-тийское море. Бук был женат на шведке, имел дочь двенадцати лет. За плечами его уже была большая и трудная жизнь, уча-стие в войне на стороне и белых, и красных. Вначале он не принял предложение Сташевского, но когда фашист-ская Германия напала на Советский Союз, Бук понял, что его Родина нуждается в помощи, и согласился выпол-нять задания Сташевского. В центре ему был присвоен псевдоним «Барбо». «Барбо» стал собирать сведения о состоянии немецких портов Киль, Бремен и Эмден, а также о перевозках в Германию из Швеции промышленных товаров, сырья и других грузов — он хорошо знал все морские немецкие порты, германские и шведские торговые и пассажирские суда, их грузоподъемность. «Барбо» был знаком с некоторыми капитанами швед-ских морских судов, что давало ему возможность своевре-менно выполнять задания «Адмирала», собирать сведения о немецких минных полях в Балтийском море, сообщать о курсах немецких военных конвоев в Балтике, держать под контролем переброски немецких войск и грузов на Скандинавский полуостров. Поставки шведских промыш-ленных товаров в Германию также своевременно оцени-вались группой «Адмирала». Данные «Барбо» всегда были точными, подробными и ценными. «Барбо» смог организовать добывание секретных све-дений из офиса германского военного атташе в Швеции. В этом ему помогал один из шведов, который работал у немца. «Барбо» сотрудничал с «Адмиралом» бескорыстно. Ри-скуя своей жизнью, он, как мог, оказывал помощь Рос-сии, которую всегда считал своей родиной. Арест В. Н. Бука в декабре 1944 года прервал поступ-ление в Центр важных сведений о фашистской Германии. Третьим лицом, арестованным вместе со Сташевским и Буком, был швед... если не в тему, или уже не актуально - заранее извиняюсь... с уважением, АВЩ

EFK: АВЩ пишет: если не в тему Почему бы и нет - Бук - член группы Сташевского. В определенной степени этот говррит и о личных качествах её руководителя, т.е. самого Сташевского. АВЩ пишет: Одним из активных помощников «Адмирала», добы-вавших сведения о фашистской Германии, был источник «Барбо». Этот псевдоним принадлежал Виктору Никола-евичу Буку. Впервые этот материал, если не ошибаюсь, В. Лота опубликовал в "красной звезде" в ноябре 2005 г. В.Н. Бука на форуме упоминали последний раз совсем недавно. См. http://kortic.borda.ru/?1-17-0-00000074-000-10001-0-1346603200. Но эта цитата более полная. Есть основания полагать, что карьера Бука как советского разведчика начиналась отнюдь не в 1930-е гг. С уважением,



полная версия страницы