Форум » Внимание, поиск! » Лищенко Александр Дмитриевич » Ответить

Лищенко Александр Дмитриевич

Мелентьев Константин: Буду признателен за любую информацию о лейтенанте Лищенко Александре Дмитриевиче, сыне известного ставропольского художника Дмитрия Антоновича Лищенко. Из семейных хроник известно только то, что он родился в 1915 году, закончил Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе перед Великой отечественной войной, служил на минном тральщике на Балтике и погиб 20 ноября 1941 года в районе полуострова Ханко. P.S. Несколько лет назад встретил в книге Ю.В. Ладинского "На фарватерах Балтики" упоминание о командире тральщика "Орджоникидзе" старшем лейтенанте Е. А. Лищенко: [quote]В другой раз тральщик "Орджоникидзе" (командир старший лейтенант Е. А. Лищенко, военком политрук И. В. Фролов), имея на борту 300 ханковцев, подвергся налету двух вражеских самолетов.[/quote] Всё очень напоминает рассказ моей тетушки о ее первом муже лейтенанте Лищенко Александре Дмитриевиче, те же время и место, однако различаются инициалы. В тоже время, если верить ссылке ниже, из 4-х тральщиков этого типа, переоборудованных из ладожских буксиров, "Орджоникидзе" вроде бы посчастливилось не быть потопленным и не подорваться на минах... http://sovnavy-ww2.narod.ru/minesweepers/typ_dzerjinsky.htm Вообщем слишком много вопросов, самому не разобраться Заранее спасибо.

Ответов - 13

ркр065: Мелентьев Константин пишет: Из семейных хроник известно только то, что он родился в 1915 году, закончил Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе перед Великой отечественной войной, служил на минном тральщике на Балтике и погиб 20 ноября 1941 года в районе острова Ханко. Согласно записям в Алфавитной книге потерь ком. и нач. состава РККФ: Лищенко Александр Дмитриевич, 1915 г.р., чл. КСМ 1937 г., из служ., окончил ВМУ 1939 г., дивизионный штурман 3-го див-на ТЩ КБФ. Согласно данным ОБД "Мемориал" - погиб при подрыве корабля на мине 22 ноября 1941 года.

ркр065: Мелентьев Константин пишет: погиб 20 ноября 1941 года в районе острова Ханко. Скорее всего, речь идет об этом походе: По приказанию начальника штаба КБФ командир ОВР Главной базы 16 ноября поставил командиру 3-го дивизиона тральщиков задачу проведения минной разведки на маршруте № 2. Планом предусматривалось основную часть пути после о. Родшер пройти ночью, чтобы не демаскировать новый маршрут. Немедленно по [326] приходе в Ханко следовало донести результаты разведывательного траления с указанием числа вытраленных мин и меридиана, до которого прошли с тралами. В случае обнаружения минных заграждений приказано возвращаться из Ханко по маршруту № 1 и произвести при этом траление между меридианами 25°00' и 25°27'. Если же мин на маршруте № 2 не окажется, то предполагалось возвращение этим маршрутом, пройдя с тралами между меридианами 25°40' и 26°20'. Выйдя с рейда Сууркюля около 14 часов 19 ноября, первая группа тихоходных кораблей совершила переход в ВМБ Ханко в течение около 22 часов со средней скоростью в 6,5 узла. Поставленную задачу разведывательного траления командир группы не выполнил из-за свежего юго-восточного ветра, а также вследствие ухудшения видимости, одно время не превышавшей 0,25 кб. Вскоре небо прояснилось, и на шедшем головном сторожевом корабле «Вирсайтис» (с командиром группы) определялись по зажженным финским маякам Седершер, Хармайя, Порккала и Юссарё; при этом каждый раз обнаруживался снос к северу. Переход, совершенный с отклонением от рекомендованных курсов и без траления, нельзя было считать разведкой нового маршрута. Но поскольку все-таки встреч с минами не было, то командиру первой группы приказали возвращаться тем же маршрутом. Приняв около 2060 человек из состава гарнизона Ханко, первая группа тихоходных кораблей с присоединившимся к ней транспортом «Вахур» в 16 часов 21 ноября вышла к Гогланду. В кильватерной колонне головным шел «Вирсайтис» с командиром группы, за ним гидрографическое судно «Азимут», транспорт «Вахур», тральщики «Клюз», «Волнорез», «Менжинский», «Орджоникидзе» и «Дзержинский». Судя по назначенному походному ордеру, в котором транспорт находился впереди тральщиков, командир группы ввиду наличия пассажиров, частью теснившихся на загроможденной воинскими грузами верхней палубе, не собирался ставить тралы, хотя сила юго-западного ветра, вначале достигавшая пяти-шести баллов, к ночи несколько уменьшилась. Но одновременно [327] начался снегопад, вследствие чего с самого начала плохая видимость временами сокращалась до полукабельтова. Транспорт «Вахур», у которого что-то не ладилось в машине, еще до выхода из шхер начал отставать, шедшие за ним тральщики обогнали его, и он вплоть до полудня 22 ноября шел рекомендованными курсами самостоятельно без всякого охранения. Между тем, командир группы, периодически запрашивая «Азимут» о месте транспорта, неизменно получал ответ: «Все в порядке, транспорт идет нормально». Очевидно, на гидрографическом судне в темноте и в пургу принимали за транспорт какой-либо из тральщиков — «Клюз» или «Волнорез». Из кратких, частью ошибочных, записей, сделанных в навигационных журналах тральщиков «Дзержинский», «Орджоникидзе» и «Волнорез», а также из других отрывочных данных видно, что корабли первой группы, имея среднюю скорость около семи узлов, сначала шли довольно точно по рекомендованному пути, а затем начали постепенно уклоняться к югу от него. Ночью с ухудшением видимости, несмотря на включение кильватерных огней, строй начал растягиваться, корабли либо отставали, либо перегоняли один другого. Из шедших в хвосте колонны трех кораблей тральщик «Менжинский» в 03:50 (22 ноября) приблизительно в девяти милях севернее маяка Кери подорвался на плавающей мине. При ветре силой 4 балла и состоянии моря 3 балла шлюпки, спущенные с сзади идущего тральщика «Орджоникидзе», в темноте потеряли ориентировку и не спасли ни одного человека. Только девять (по другим сведениям, одиннадцать) человек приняли на борт со шлюпки, которую успели спустить с подорвавшегося корабля. По донесению командира «Орджоникидзе», тральщик «Менжинский» в 4 часа затонул. С концевого «Дзержинского», проходившего в 04:05 немного восточнее «Орджоникидзе», не ответили на окрики и не видели гибели тральщика. Подрыв на мине тральщика «Менжинский» заметили с шедшего впереди тральщика «Клюз», на который приняли 13 человек из личного состава погибшего корабля и 31 пассажира. Общее число погибших достигло 290 человек. [328] Из шедших головными двух кораблей гидрографическое судно «Азимут» в 05:45 в двух-трех милях юго-западнее банки Калбодагрунд подорвалось на мине, очевидно на заграждении И-7, и затонуло со всем личным составом и перевозимой воинской частью (288 человек). Шедший в кильватерной колонне на третьем месте тральщик «Волнорез» в 05:03 примерно в 11 милях южнее маяка Седершер ударился форштевнем, затем средней частью корпуса и, наконец, лопастью винта по какому-то металлическому предмету. На корабле, державшемся в это время на расстоянии 0,5 кб от «Азимута», полагали, что произошло столкновение с находившейся в подводном положении подводной лодкой противника; возможно также, что это была безопасная на поверхности плавающая мина. В 05:45 с «Волнореза» увидели сильный взрыв по носу, однако не пошли на помощь гидрографическому судну и стали на якорь. Когда совсем рассвело, «Волнорез» снялся с якоря и, продолжая путь на восток, около 12 часов, милях в пятнадцати западнее Родшера сблизился с обнаруженным за кормой транспортом «Вахур», с которым и пришел к 17 часам на рейд Сууркюля. Сторожевой корабль «Вирсайтис» около 11 часов соединился в районе Родшера с тральщиками «Орджоникидзе» и «Дзержинский», за два часа до этого обнаружившими друг друга в 12 милях западнее Родшера. На запрос командира группы, имеются ли спасенные с «Азимута», с «Дзержинского» ответили, что шли самостоятельно, никого не встречали, а с «Орджоникидзе» доложили о гибели «Менжинского», о чем командир группы до тех пор не знал. Имелось намерение по возвращении кораблей первой группы в тот же день, 22 ноября, снова послать их в Ханко. Но они только в 13 часов начали один за другим подходить к Гогланду, требовалось время на разгрузку и на устранение мелких неисправностей, а тральщики «Волнорез» и «Дзержинский» пришлось отправить в Кронштадт в ремонт. http://militera.lib.ru/h/platonov_av/07.html

Мелентьев Константин: Большое спасибо! Очень интересная и важная для нас информация! Получается, что скорее всего А.Д.Лищенко находился не на "Орджоникидзе", а на "Менжинском"?


Мелентьев Константин: Нашел в Интернете блог с воспоминаниями дочери Побытова П.Н., командира тральщика "Менжинский" Блог Медведниковой Маргариты Павловны: ...о моём отце Побытове Павле Николаевиче, командире тральщика "Менжинский", погибшего 22 ноября 1941 года при эвакуации военно-морской базы с полуострова Ханко в Кронштадт... Весьма вероятно, что Лищенко А.Д. и Побытов П.Н. были сослуживцами и вместе погибли при подрыве тральщика "Менжинский".

ркр065: Мелентьев Константин пишет: Получается, что скорее всего А.Д.Лищенко находился не на "Орджоникидзе", а на "Менжинском"? Собственно, выбор не очень большой. Но и здесь возможны варианты. Смотрим цитату: "В кильватерной колонне головным шел «Вирсайтис» с командиром группы, за ним гидрографическое судно «Азимут», транспорт «Вахур», тральщики «Клюз», «Волнорез», «Менжинский», «Орджоникидзе» и «Дзержинский»." Не очень понятно, что делать флагманскому штурману дивизиона на шестом от головы строя (и на третьем от его конца) корабле. Поэтому, он вполне мог быть и на "Азимуте" (если, например, допустить, что навигационое оборудование "Азимута", как ГИСУ, было лучшим среди кораблей отряда). Т.е., надо искать списки погибших по кораблям.

Мелентьев Константин: ркр065 пишет: Не очень понятно, что делать флагманскому штурману дивизиона на шестом от головы строя (и на третьем от его конца) корабле. Поэтому, он вполне мог быть и на "Азимуте" (если, например, допустить, что навигационое оборудование "Азимута", как ГИСУ, было лучшим среди кораблей отряда). Т.е., надо искать списки погибших по кораблям. Уважаемый ркр065! Спасибо за внимание к моей теме. Я человек сугубо сухопутный, поэтому мне сложно судить о корабельном строе и порядке следования тральщиков в строю. Живу в Петербурге, поэтому не проблема наведаться в Российский государственный архив военно-морского флота, вопрос лишь в том, как могут называться подобные фонды, в которых могут быть указаны списки погибших по кораблям Балтийского Флота за указанный период?

ркр065: Мелентьев Константин пишет: поэтому не проблема наведаться в Российский государственный архив военно-морского флота Как указано на странице официального сайта РГА ВМФ: "Архив хранит документы военно-морского флота России (конец XVII в. - 1940 г.)". Документы периода ВОВ хранятся в Центральном военно-морском архиве (ЦВМА). Что касается фондов, то такие донесения могут оказаться как в фондах вышестоящих штабов, так и в фондах и делах самих соединений (в данном случае 3-о див-на ТЩ).

Мелентьев Константин: Спасибо за информацию, не знал, что архивы военно-морского флота периода Великой отечественной войны находятся в Гатчине.

Мелентьев Константин: В одном из списков безвозвратных потерь на сайте ОБД "Мемориал" нашел с ошибкой в фамилии "ЛЕЩЕНКО Александр Дмитриевич" вместо "ЛИЩЕНКО Александр Дмитриевич" упоминание о том, что он служил на ТЩ №35 ОВР КБФ: ТЩ №35 с 07.09.1941 и до потопления 22.11.1941 - это тральщик "Менжинский"!

Мелентьев Константин: Кстати, фраза "Погиб в бою 22 ноября 1941 г. Увековечен: г. Балтийск." означает, что в этом городе установлен какой-либо памятный знак, доска, плита и т.п. с именем погибшего моряка в списке или же говорит только о внесении в Книгу Памяти?

ркр065: Мелентьев Константин пишет: упоминание о том, что он служил на ТЩ №35 ОВР КБФ: Судя по всему, это просто не вполне корректная запись. Он находился на ТЩ-35 в момент подрыва его на мине. А служил - штурманом 3-го див. ТЩ ОВР. В любом случае, можно считать практически достоверно установленным, что с Ханко он действительно шел на ТЩ-35, на котором и погиб. Вот сводная ведомость потерь л/с ОВР, где офицеры штаба дивизиона идут одним списком с личным составом ТЩ-35. Ниже, привожу учетную карточку на военкома ТЩ-35 (который показан в верхнем списке), из которой видно, что ТЩ-35 и ТЩ "Менжинский" - это действительно один и тот же корабль.

Мелентьев Константин: Уважаемый ркр065. Спасибо за уточнения!

Мелентьев Константин: И, наверное, последний штрих: г. Балтийск, Обелиск морякам Охраны водного района (ОВРа) Вечная память и слава Героям!



полная версия страницы