Форум » Внимание, поиск! » Флот и духовенство » Ответить

Флот и духовенство

ркр065: Решил не валить все в одну кучу, и выделить этот вопрос в отдельную ветку. архивист пишет: [quote]и все о священниках.[/quote] Все - не все, но что-то можно попробовать предложить :-) К этому приказу была еще какая-то корректурка, но сейчас ее под рукой нет.

Ответов - 172, стр: 1 2 3 4 5 6 All

aden13: Вот это что-то новенькое... Я был уверен, что священников "мирскими" наградами не награждали. Даже о. Алексею с "Рюрика" за бой 1-го августа дали крест на Георгиевской ленте. А тут, оказывается, Анну дают

архивист: Уважаемыйркр065, не знаю как благодарить. aden13 пишет: Вот это что-то новенькое... Похоже нужно выложить иерархию наград священников. Набедренник Скуфья Камилавка Наперсный крест "от Святейшего Синода выдаваемый" Орден Св.Анны 3 ст. Сан протоиерея Орден Св.Анны 2 ст. Орден Св. Владимира 4 ст. Наперсный крест из кабинета Его величества Палица Орден Св. Владимира 3 ст. За исполнение обязанностей под огнем неприятеля ко всем орденам могли прибавляться мечи, но банты к Анне 3 ст. и Владимиру 4-й священникам не добавлялись. Наперсный крест на Георгиевской ленте был наградой выдаваемой за военный подвиг и в иерархию очередных наград не входил. Если будут вопросы, с удовольствием отвечу. С уважением, Олег.

aden13: Почему то пропущены Станислав и ордена 1-й степ. Их не давали? Ну без банта-то понятно. Бант полагался только офицерам. даже гражданским чиновникам (в т.ч. врачам) давали без банта. Но вот иеженер-механикам, даже когжда они был еще без офицерским чинов, давали с бантом


архивист: Мой предыдущий пост пришлось несколько исправить. Были ошибки. Св. Станислав - святой католический, и православные священники этим орденом не награждались. Все ордена 1-й степени и Владимир 2-й жаловал лично Император, они в очередность не входили. Врачам с 1914 г. банты тоже прибавили. С уважением, Олег.

архивист: Друзья, может кто-нибудь помочь с местом службы священников награжденных приказом, который выложил Уважаемый ркр065. А то хватился, а найти не могу. Заранее благодарен. С уважением, Олег.

ABP_TOR: Иеромонах с "Прута"

Автроилъ: ABP_TOR пишет: Иеромонах с "Прута" Об иеромонахе Антонии с МЗ "ПРУТЪ" чуть позже могу дать отрывок из изданного в 1934 году в Париже К2р Александром Павловичем Лукиным (МК 1904) двухтомника «Флот». С уважением...

Автроилъ: Война, которая начиналась как 2-ая Отечественная в советской историографии была опозорена, оболгана и носила назание «империалистической». Доблесть её героев перечёркнута революцией. Сама война переросла в Гражданскую и как бы перестала существовать. Остались только воспоминания умерших в рассеянии бывших офицеров - участников событий 1914 -1918 годов. ГИБЕЛЬ МИННОГО ЗАГРАДИТЕЛЯ "ПРУТЪ" (Отрывок из произведения) Минный заградитель"Прутъ" 29 октября 1914 года следовал из Ялты в Севастополь, имея на борту семьсот десять мин. Обнаруживший его немецкий крейсер "Goeben" открыл артиллерийский огонь, что грозило минзагу неменуемым взрывом. Команда, не желая сдавать корабль неприятелю, открыла кингстоны, одновременно подорвав в нескольких местах днище. ........................................................................................................................................................ Было начало восьмого. "Прутъ" подходил к Траверзу мыса Фиолент, когда вдруг прямо по носу обнаружился силует большого корабля, полным ходом шедшего на встречу. - «Гебен»! Командир тотчас же приказал положить на борт, чтобы приблизиться к берегу. - Что же, Юрий Людвигович, выброситься на берег не успеем. Надо топиться, - обратился командир к старшему офицеру. - Давайте водяную тревогу. - И тотчас же приказал в машину открыть кингстоны и прекратить пары. Прозвучал колокол водяной тревоги. Все бросились по местам. Часовые - к шлюпкам. - «Слушайте все!» - сыграл горнист. Корабль замер. Все недвижимо застыли. - Корабль приготовить к потоплению. Отдраить все иллюминаторы. Койки вынести на верх! - чётко скомандовал старший офицер. - «Ту-ту», - протрубил горнист исполнительный сигнал. Всё ожило и бросилось исполнять приказание. Командир спустился вниз уничтожить шифры и секретные документы. "Гебен" шёл на быстрое сближение, стремясь отрезать "Прутъ" от берега. Он поднял сигнал - «предлагаю сдаться». В ответ сигнальный старшина Шацкий поднял стеньговый флаг. Инженер-механик Кашерининов открыл кингстоны. "Прутъ" стал медленно погружаться. Команда скойками в руках выбежала наверх. Шлюпки, как на учении, одна за другой спускались в воду. Настроение людей было изумительным. Часовые у шлюпок садились последними, только после приказания офицера. Так как гребные суда не могли вместить в себя весь экипаж (триста пять человек), остальной команде было приказано с койками и спасательными поясами бросаться за борт. "Гебен", продолжая держать сигнал о сдаче, подходил слевого борта. Расстояние до него было сорок кабельтовых. В это время последняя шлюпка отвалила от борта. Офицеры во главе скомандиром сгруппировались на мостике. Вдруг вбегает баталер Горбунов: - Так что, Ваше высокоблагородие, как прикажете насчёт судовых документов? - Какие там документы?!. К чёрту их! Спасайся сам! - крикнул ему ревизор. Горбунов прыгнул за борт. С мостика ему бросили спасательный круг. До берега было далеко. "Гебен" сблизился на расстояние в двадцать пять кабеьтовых. Он был прекрасно виден. Задранные орудия смотрели на "Прутъ"... Вдруг скормы на нос пробежал огонёк... Залп! Недолёт... Второй залп! Он целиком попал в полубак. Ярко вспыхнул пожар. Пал первой жертвой старый, известный всему русскому флоту боцман Калюжный, ещё в наши кадетские времена плававший боцманом на "Рынде". Командир приазал офицерам бросаться за борт, но сам со старшим офицером оставался на мостике. Залпы один за другим сыпалсь на "Прутъ". Видя, что корабль медленно тонет, и опасаясь, как бы неприятель не захватил его, лейтенант Рагузский с подрывным патроном в руках бросился вниз... Больше его никто не видел... Раздался взрыв, "Прутъ" сильно осел на корму, задрав нос. Неприятельский снаряд сломал мачту. Она повисла на середине под углом сорок пять градусов. Огромный Андреевский флаг продолжал развеваться на ней. В друг на верхней палубе среди бурого дыма и огня появилась фигура священника в полном облачении. Со шлюпок видно было, как он, приблизившись к борту, простёр руки к небу, словно призывая милосердие Божие на всех гибнущих, умирающих и страдающих кругом своих духовных детей. - Батюшка! Спасайтесь! - кричали ему со шлюпок. Но отец Антоний не обращал внимания. Он молился... Затем, высоко подняв крест, стал быстро-быстро благославлять всех кругом... Новые залпы усилили пожар. "Прутъ" пылал огромным костром, всё больше и больше оседая на корму. Нос всё выше и выше поднимался над водой... Вихрь дыма застал место, где только что стоял батюшка. Больше никто его не видел... Восьмидесятилетний, белый как лунь, иеромонах отец Антоний не пожелал в минуту гибели родного корабля расстаться с ним и погиб с крестом в руках, до последней минуты благославляя свою паству. Видя, что корабль тонет, "Гебен" дал ход и пошёл на Сарыч... А. ЛУКИН. Париж, 1934 год.

Автроилъ: Может, уважаемые коллеги найдут у себя и сочтут возможным поделиться ещё чем-нибудь подобным? С уважением...

Dirk: Из мемуаров Г.К. Графа (ЛК "Император Александр II", 1910-1911 гг.): "Мать о. Серафима, кронштадтская купчиха, души не чаяла в своем единственном сыне. В Японскую войну он должен был быть призван, и ему угрожало попасть на войну. Мать и сын этого страшно боялись, поэтому он и постригся в монахи. Это был дородный, красивый мужчина с купеческими замашками, всегда чисто одетый в дорогие рясы. У нас о. Серафим был несменяемым заведующим столом кают-компании, и занимался этим делом с большой охотой; кормил довольно хорошо и весьма экономно, говорили, что и не без прибыли для себя. Трудно было понять как он, со своими взглядами и житейскими интересами, мог довольствоваться положением монаха. Но он был очень доволен и собирался делать духовную карьеру. Мы удивлялись, что он, желая избегнуть войны, стал монахом, а став таковым, оказался судовым священником и в случае войны все же мог подвергнуться опасности. «Э, – говорил он, – я пошел во флот потому, что судовым священникам лучше платят, и я мог остаться в Кронштадте, а если будет война, уйду в монастырь. Я ведь умею устраиваться и знаю, как это надо делать, вот и сюда было совсем не так-то просто устроиться, а устроился. Раз деньги есть все можно сделать». Видимо так и было. На военных кораблях священникам было мало дела. Их обязанности ограничивались церковными службами по субботам, воскресеньям и праздникам. В остальные дни они могли заниматься чем хотели. О. Серафим хлопотал о еде и слонялся по кают-компании. В рабочее время она пустовала, и ему не с кем было пускаться в разговоры, разве что появлялось другая скучающая персона в лице доктора, с которым он любил засесть за партию в трик-трак или шашки. Судовые врачи, конечно, были гораздо больше заняты, чем священники. Они принимали больных, утром и вечером, следили за лазаретом и проверяли качество принимаемого мяса для команды. В рабочее время должны были находиться на корабле на случай какого-либо несчастья. От времени до времени они также производили медицинские осмотры команды. Но все же у них оставалось много свободного времени, и часто священники являлись естественными компаньонами по их вынужденному бездействию. Не даром еще в старые времена сложилась поговорка: «Хорошо живется на корабле – коту, попу и доктору». Да, наш батя был замечательный экземпляр, и ему более подходило быть за прилавком, чем носить монашескую рясу. Поведения он был безукоризненного и находился в полном подчинении у строгой мамаши, которая всегда находилась поблизости. О. Серафим был честолюбив, и любимыми его разговорами были о награждениях. Он вел точный расчет, когда и какие награды он может получить. По его мнению, на кораблях они доставались легко, так как командиры охотно делали представления, особенно если просил сам священник. В то время батя обдумывал план, как бы ему скорее получить золотой крест. Уж очень ему хотелось его как можно скорее надеть. По этому поводу он совещался с доктором и другими старшими членами кают-компании. Батя где-то узнал, что если паства подносит своему священнику золотой крест, то духовное начальство разрешает носить его и засчитывает как очередную награду. Поэтому у него созрел план, что если бы офицеры корабля поднесли ему золотой крест как любимому пастырю от прихожан, то таковой был бы ему засчитан как награда. При этом оговаривался, что офицеры должны поднести только адрес с подписями, а крест он уже купит сам. Ему казалось эта комбинация самым простым делом, и с этической стороны вполне приемлемой. Когда батя со всеми нами переговорил и считал, что уговорил, предстоял самый трудный шаг – переговорить со старшим офицером, и он на это решиться не мог, уж очень боялся Моласа. Поэтому уговорил это сделать старшего доктора, который, хотя и нехотя, но согласился. Вот тут-то и вышел большой конфуз. Молас ответил, что он считает такую инсценировку подношения креста недопустимой, и просил передать батюшке, чтобы он больше не поднимал этого вопроса. О. Серафим страшно сконфузился и испугался, и все оправдывался, что это «всюду так делается»".

ркр065: Для архивист: ркр065 пишет: К этому приказу была еще какая-то корректурка, но сейчас ее под рукой нет. А вот, наконец, и обещанная "корректурка": Приказ КФБМ от 1 марта 1915 года за № 228. В приказе моем от 14 сего февраля за № 173 Иеромонаха О. Иону надлежит считать награжденным не орденом Св. Анны 3 ст. с мечами, а мечами к имеемому ордену Св. Анны 3 ст. Адмирал фон-Эссен.

архивист: Уважаемый ркр065. Примите мою искреннюю благодарность.

Автроилъ: Dirk пишет: Из мемуаров Г.К. Графа (ЛК "Император Александр II") В воспоминаниях Г.К. Графа , но уже в другой книге ("Моряки") есть ещё одна зарисовка на эту тему. На этот раз о священнике бывшем с кадетами в практическом плавании на броненосном фрегате "Князь Пожарскiй". «... Из числа лиц, назначенных на кампанию, особенно отличился судовой священник - иеромонах, так как тогда на флот назначалось только чёрное духовенство. Неизвестно, по каким соображениям это делалось, оттого ли что считалось, что служить на флоте небезопасно, или же места на кораблях были не доходными, или, наконец, оттого что в дальние плавания приходилось уходить на долгие сроки. Наш иеромонах, бывший гусарский вахмистр, по возрасту совсем не старый, был весьма компанейским и весёлым человеком. Общество офицеров по старой привычке продолжало его смущать, но зато с кадетами он чувствовал себя превосходно и по вечерам приходил на бак беседовать. Мы живо с ним подружились, но подшучивали над его серостью, На корабль он попал в первый раз в жизни и всему удивлялся, но в то же время и интересовался. Как-то мы в шутку ему предложили пробежаться на саллинг, то есть влезть по вантам до самой верхушки стеньги. Там имелась площадка для удобства работы во время спуска брам-рей, брам-стеньги и постановки парусов, и мы любили на ней сидеть и любоваться открывающимся видом. Каково же было наше удивление, когда батюшка, совершенно не смущаясь, поднял полы своего подрясника и пустился в догонку за нами, долез до саллинга и благополучно спустился вниз. Должно быть, это был редкий случай, что священник отважился на такое путеществие. "Князь Пожарскiй" (фото Е. Иванова в Ревеле). Но к сожалению наша дружба не ограничивалась беседами, анекдотами и прогулками, и батюшка, пользовавшийся полной свободой съезда на берег, оказался использованным для провоза на корабль спиртных напитков. На это он охотно пошёл, так как сам любил выпить, и в больших карманах его рясы удобно помещались бутылки с ромом и коньяком, совершнно не выдавая своего присутствия. Однако в конце концов это его и погубило. Пока "питие" происходило в будние дни, старший офицер терпел несколько легкомысленный вид "бати", но раз тот не рассчитал и слишком приналёг в субботу, перед всенощной. Благодаря этому во время служения немного покачивался и даже раз споткнулся с кадилом о какой-то предательский обух так, что чуть не упал. Этого уже нельзя было не заметить, и все обратили внимание, а командир его на следующий день пригласил и посоветовал, как можно скорее списаться с корабля, что он и незамедлил сделать.»

aden13: архивист То что обещал: Циркуляр Главного Морского Штаба № 240 от 25-го июня 1916 года. С утвержения Морского Министра, последовавшего на основании ст. 166 и приложения к ст. 165, кн. I ч. 1 Свода Морских Постановлений и примечания к ст. 134 и приложения 1 к ст. 164 той же книги и части Свода Морских Постановлений, по продолжению 1907 года, штатному судовому священнику учебного судна "ВЂРНЫЙ" Николаю Орлову назначено прибавочное жалование за выслугу им первого десятилетия в ведомстве Протопресвитера военного и морского духовенства, по 225 рублей в год, с 30-го мая 1916 года. А кто скажет, 225 рублей в год - это много? Скоко на наши деньги будет?

aden13: архивист Итак, поехали: Циркуляр Главного Морского Штаба № 401 от 31-го декабря 1913 года. С утвержения Морского Министра, последовавшего на основании ст. 166 и приложения к ст. 165, кн. I ч. 1 Свода Морских Постановлений, священнику Севастопольской портовой Свято-Митрофаньевской церкви Михаилу Чефранову назначено прибавочное жалование за выслугу им второго десятилетия в ведомстве Протопресвитера военного и морского духовенства, по 495 рублей в год, с 28-го ноября 1913 года, взамен производящегося прибавочного жалования.

aden13: Циркуляр Главного Морского Штаба № 102 от 26-го марта 1914 года. С утвержения Морского Министра, последовавшего на основании ст. 166 и приложения к ст. 165, кн. I ч. 1 Свода Морских Постановлений, нештатному дьякону Морского Николаевского собора в порту Императора Александра III Константину Успенскому сохраняется назначенное ему по Военному ведомству прибавочное жалование за выслугу им первого десятилетия в ведомстве Протопресвитера военного и морского духовенства, по 183 рубля в год, с 1-го февраля 1914 года.

aden13: Циркуляр Главного Морского Штаба № 112 от 10-го апреля 1914 года. С утвержения Морского Министра, последовавшего на основании ст. 166 и приложения к ст. 165, кн. I ч. 1 Свода Морских Постановлений, священнику Николаевского морского в порту Императора Александра III собора Роману Пасситу назначено прибавочное жалование за выслугу им первого десятилетия в ведомстве Протопресвитера военного и морского духовенства, по 225 рублей в год, с 17-го марта 1914 года.

aden13: Циркуляр Главного Морского Штаба № 195 от 28-го июня 1914 года. С утвержения Морского Министра, последовавшего на основании ст. 166 и приложения к ст. 165, кн. I ч. 1 Свода Морских Постановлений и примечания к ст. 134 и приложения 1 к ст. 164 той же книги и части Свода Морских Постановлений, по продолжению 1907 года, штатному судовому священнику крейсера "АДМИРАЛЪ МАКАРОВЪ" Валериану Добронравову назначено прибавочное жалование за выслугу им первого десятилетия в ведомстве Протопресвитера военного и морского духовенства, по 225 рублей в год, с 31-го мая 1914 года.

aden13: Циркуляр Главного Морского Штаба № 208 от 11-го июля 1914 года. С утвержения Морского Министра, последовавшего на основании ст. 555-565, кн. VIII Свода Морских Постановлений, протоиерею церкви Сибирского флотского экипажа Андрею Богословскому назначено прибавочное жалование за выслугу им второго пятилетия в Приморской области, по 360 рублей в год, с 31-го мая 1914 года, взамен производящегося прибавочного жалования, назначенного циркуляром Главного Морского Штаба от 31-го августа 1909 года, за № 285.

aden13: Циркуляр Главного Морского Штаба № 215 от 12-го июля 1914 года. С утвержения Морского Министра, последовавшего на основании ст. 555-565, кн. VIII Свода Морских Постановлений, священнику Астрабадской морской станции Николаю Никифорову назначено прибавочное жалование за выслугу им первого пятилетия в отдаленной местности Империи, по 180 рублей в год, с 23-го мая 1914 года.

архивист: aden13 Антон, спасибо. Ты знаешь, за мной не заржавеет.

АЗАРД: ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ: Иерей Серафим – Воронеж, Азовский флот, 1702 г. Епископ Холмогорский Афанасий – строительство флота в Архангельске, 1702 г. Иерей Иоанн Антонов – служил при адмирале Федоре Матвеевиче Апраксине, 1710 г. Архимандрит Феодосии Яновский – наместник Александро-Невской лавры, 1716 г. Обер-иеромонах Рафаил – Ревельская эскадра, 1719 г. Обер-иеромонах флота Гавриил Бужинский, 1714 г., Ревельская эскадра - 1719 г. Обер-иеромонах Иннокентий – гребной флот. Галерная эскадра Або, 1719 г. Иеромонах Антоний – для всех прамов и бомбардирских судов, 1719 г. Иерей Петр Иоанов - Котлинская эскадра, 1719 г. Иерей Иоанн Окулов, 1720 г. - герой баталии при Петре I. Обер-иеромонах Иустин Родзинский - Котлинская и Ревельская эскадра, первый обер-иеромонах на флоте, 1720 г. Иеромонах Макарий Хворостин - Ревельская эскадра, корабль “Рафаил”, 1720 г. Иеромонах Антоний Новгородский - гукор “Фатер-Фалк”, 1721 г. Иеромонах флота Паисий Бартенев - гукор “Ларсорсер”, 1721 г. Иеромонах флота Исайя Волошин - гукор “Ларсорсер”, 1721 г. Обер-иеромонах Маркелл Радышевский - корабль “Рафаил”, 1721 г. Иеромонах Спиридоний - Кронштадтская эскадра, 1721 г. Иерей Петр Иоаннов - соборный священник в Кронштадте, 1721 г. Обер-иеромонах Стефан Прибылович - корабль “Ревель”, 1721 г. Обер-иеромонах архимандрит Лаврентий Горка - Низовой поход, 1722 г. Обер-иеромонах Давид Скалуба – Низовой поход, 1722 г. Иерей Иоанн Кузьмин – походная церковь “Живоначальной Троицы”, Галерная эскадра, 1722 г. Иерей Логгин Яковлев – морской и адмиральский госпиталь в Петербурге, 1722 г. Иерей Филипп Сергеев – Котлинский госпиталь, 1722 г. Иеромонах Викентий Крутицкий – Котлинская эскадра, 1722 г. Иеромонах Иоил Самойлович – Ревельская эскадра, 1722 г. Иеромонах Матфей – грек, фрегат “Амстердам Галея”, погиб, 1724 г. Иерей Павел Пуходинский - флотский священник, 1790 г. Иеромонах Гедеон, кругосветное плавание, корабль “Нева”, 1803-1806 гг. Протоиерей Константин Масникос - Николаевский Адмиралтейский собор, 1816 г. Иеромонах Парфений, 1821 - корвет “Крым”, с 1834 -благочинный Черноморского флота, награжден медалью на Георгиевской ленте за русско-турецкую войну 1828-1829 гг., ранен в бою. Архимандрит Агафангел - наместник Георгиевского монастыря Севастополя, 1825 г. Иерей Артамон - корабль “Рафаил”, 1827 г. Иерей Симеон Кашинский - 3-й Морской полк, 1829 г. Иерей Василий Ржевский - Севастопольский морской госпиталь, 1830 г. Иерей Иоанн Ржевский - Севастопольский морской госпиталь, 1830 г. Протоиерей Софроний Гаврилов - Севастопольский Николаевский собор, 1830 г. Диакон Георгий Вулашевский - Севастопольский Николаевский собор, 1830 г. Протоиерей Софроний Самборский - Николаевский морской военный госпиталь, 1831 г. Иерей Владыкин - Кронштадтская морская Богоявленская церковь, 1831 г. Иеромонах Иезикил - флотский священник, 1834 г. Иерей Иосиф Ревуцкий - корабль “Силистрия”, 1840 г. Иеромонах Анастасий - флотский священник, 1845 г. Иеромонах Феоктист - флотский священник. 1845 г. Иеромонах Полифроний Алексеенко - фрегат “Флора”, корвет “Уриил”, 1853 г. Протоиерей Василий Березин - Морской корпус, 1853 г. Иеромонах Никандр - линейный корабль “Чесма”, участник Синопского сражения, 1853 г. Протоиерей Арсений Лебединцев - участник обороны Севастополя, 1854 г. Иеромонах Иона - фрегат “Аврора”, 1854 г. Протоиерей Георгий Логинов - благочинный во время обороны Петропавловска-Камчатского, награжден золотым крестом на Георгиевской ленте, 1854 г. Протоиерей Гавриил Вениаминов - благочинный Амурских церквей, 1854 - 1855 гг. Иерей Василий - Морской госпиталь, 1854 г. Архимандрит Геронтий - наместник Георгиевского монастыря, 1854 г. Архимандрит Георгий - корабль “12 апостолов”, 38-й флотский экипаж, награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, благочинный флотского духовенства, 1855-1856 гг. Иеромонах Ионникий - 1-й Савинов, 45-й флотский экипаж, 1854 г. Иеромонах Вениамин - участник обороны Севастополя, 1854 г. Иеромонах Анастасий - участник обороны Севастополя, 1854 г. Игумен Серафим - 39-й Флотский экипаж, 1854 г. Диакон Платон Говоров - Адмиралтейский Владимирский собор, 1854 г. Протоиерей Антоний Демьянович - Адмиралтейский собор, 1854 г. Иеромонах Ионникий 2-й Добротворский - участник обороны Севастополя, 1854 г. Протоиерей Иоанн Кривицкий - участник обороны Севастополя,1854-1855 гг. Иеромонах Иоанникий Савинов - 45-й Флотский экипаж. Георгиевский кавалер офицерского креста четвертой степени, 1854 г. Протоиерей Александр Соколов - С.-Петербургский морской Николаевский собор, 1859 г. Иерей Николай Каллистов - Потийская команда, 1877 г. Протоиерей Доримедонт Поповицкий – Адмиралтейский святого Спиридона собор. С-Петербург, 1878 г. Протоиерей Константин Белявский - Морской кадетский корпус, 1894 г. Главный священник Армии и Флота протоиерей Петр Покровский - 1871-1888 г. Иеромонах Васин - флотский священник, 1898 г. Протоиерей Алексей Никитин - настоятель Свято-Никольского храма в Севастополе, 1898 г. Иеромонах Иов - флотский священник, 1900 г. Иеромонах Антоний - флотский священник, 1901 г. Протоиерей Капитон Белявский - настоятель церкви Морского кадетского корпуса, 1901 г. Иерей Михаил Нечаев - настоятель Свято-Никольского храма в Севастополе, 1901 г. Иеромонах Алексей Оконешников - крейсер “Рюрик”, 1904 г. Иеромонах Порфирий - крейсер “Аскольд”, 1904 г. Иерей Феодосии Станковский - крейсер “Россия”, 1904 г. Иеромонах Рафаил - броненосец “Цесаревич”,1904 г. Иеромонах Алексей Раевский - броненосец “Петропавловск”, погиб, 1904 г. Иерей Михаил Руднев - крейсер “Варяг”, 1904 г. Иеромонах Ионна - броненосец “Адмирал Ушаков”, 1905 г. “Израненный, объятый пламенем броненосец погружался в море, сильно накренившийся на правый борт, раненых обвязывали пробковыми матрасами, батюшка осенял крестом, и бросали в воду. На баке стоял о. Ионна с юным фельдшером, почти мальчишкой. Этот последний почему-то мешкал и не решался броситься в воду. На вопрос батюшки, отчего он медлит, он ответил, что забыл в каюте образок - благословенье матери - и не знает, как ему быть. Раздумывать было некогда, но батюшка все-таки ему сказал: “Если благословение матери, то попытайся достать. Бог поможет!” Быстро фельдшер исчез, слова батюшки побороли в нем колебания, и через весьма короткий промежуток времени он с сияющим, счастливым лицом появился на верхней палубе с образком в руках”. Иеромонах Виктор Никольский - броненосец “Ослябя”, погиб в бою, 1904 г. Иеромонах Зиновий - госпитальный корабль “Орел”, 1904 г. Иеромонах Федор Хандалеев - крейсер “Светлана”, 1904 г. Иеромонах Анастасий Рукин - крейсер I ранга “Аврора” 2-й Тихоокеанской эскадры (Порт-Артур), 1904 г. Во время боя оторвало правую руку, скончался 9 октября 1904 г. Протопресвитер Военного и Морского духовенства (1910-1911 г.) Евгений Аквилонов. Кончина протопресвитера была трогательно христианской. Почувствовав приближение смерти, о. Евгений приказал подать ему зажженную свечу, а присутствовавшего священника попросил читать отходную. Умирающий, держа свечу в руках, все время говорил: “Упокой Господи душу усопшего раба Твоего протопресвитера Евгения”. Не успел священник окончить молитву, как о. Евгений с этими словами на устах отошел в вечность. Иерей Павел Лебедев - броненосец “Екатерина II”, 1905 г. Иерей Николай Исидоров - Адмиралтейский собор Севастополя, 1905 г. Иерей Александр Высочинский - суда резерва и учебной команды, 1905 г. Иеромонах Атоний - броненосец “Чесма”, 1905 г. Иерей Исидор - броненосец “Двенадцать Апостолов”, 1905 г. Иерей Михаил Иванов - 28-й флотский экипаж, 1905 г. Протоиерей Александр Недрыгайло - эскадренный броненосец “Император Александр III”, погиб в бою 14 мая 1905 г., у острова Цусима. Иеромонах Назарий - броненосец “Князь Суворов”, погиб в бою 14 мая 1905 г., у острова Цусима. (Когда к нему, сраженному целым градом осколков, бросились доктор и санитары, он отстранил их, приподнялся и твердым голосом начал: “Силою и властию”, но захлебнулся кровью, подступившей к горлу, и торопливо закончил: “Отпускаю прегрешения во брани убиенным”, благословил окружающих крестом, которого не выпускал из рук, и упал без сознания.). Иерей Георгий - крейсер I ранга “Аврора”, 1905 г. Иерей Виталий - крейсер I ранга “Адмирал Нахимов”, 1905 г. Иеромонах Варлаам - эскадренный броненосец “Бородино”, погиб в бою 14 мая 1905 г., у острова Цусима. Иеромонах Герасим - эскадренный броненосец “Сисой Великий”, погиб в бою 14 мая 1905 г., у острова Цусима. Иеромонах Кирион - броненосец “Наварин”, погиб в бою 14 мая 1905 г., у острова Цусима. Иеромонах Никодим - броненосец “Наварин”, погиб в бою 14 мая 1905 г., у острова Цусима. Иеромонах Паисий - эскадренный броненосец “Орел”, погиб в бою 14 мая 1905 г., у острова Цусима. Иерей Антоний - эскадренный броненосец “Император Николай I”, 1905 г. Иеромонах Мефодий - броненосец береговой обороны “Генерал-Адмирал Апраксин”, 1905 г. Игумен Зосима - броненосец береговой обороны “Адмирал Синявин”, 1905 г. Иеромонах Апполинарий - крейсер I ранга “Владимир Мономах”, 1905 г. Священик Добровольский - крейсер I ранга “Дмитрий Донской”, 1905 г. Иеромонах Порфирий - крейсер I ранга “Олег”, 1905 г. Иерей М. Поддубный - крейсер II ранга “Урал”, 1905 г. Иерей Павел - крейсер II ранга “Днепр”, 1905 г. Иеромонах Ювеналий - крейсер II ранга “Русь”, 1905 г. Иеромонах Зиновий - транспорт “Иртыш”, 1905 г. Протоиерей Иоанн Богуславский - Николаевский Адмиралтейский собор, 1906 г. Иерей Михаил Золотухин - настоятель Севастопольского Адмиралтейского собора, 1906 г. Иерей Андрей Греченко - учебное судно “Днестр", 1906 г. Иерей Алексей Покровский - крейсер “Память Меркурия”, 1909 г. Иерей Иоанн Сечко - транспорт “Прут”, 1909 г. Иерей Анатолий Куньев - броненосец “Ростислав”, благочинный судовых церквей Черноморского флота, 1909 г. Иерей Константин Кучер - линейный корабль “Три Святителя”, 1909 г. Иеромонах Евгений - линейный корабль “Пантелеймон”, 1909 г. Иеромонах Фотин - транспорт “Прут”, 1909 г. Иерей Смарагд Прокофьев - линейный корабль “Синоп”, 1909 г. Иеромонах Евгений - броненосец “Георгий Победоносец”, 1909 г. Иеромонах Андрей - транспорт “Березань”, 1909 г. Иеромонах Антоний - транспорт “Прут”, 1909 г, погиб в бою 16 октября 1914 г., под Севастополем. Иерей Иоанн Лопухилов - линейный корабль “Пантелеймон”, 1909 г. Иеромонах Константин - линейный корабль “Три Святителя”, 1909 г. Иеромонах Парфений - линейный корабпь “Пантелеймон”, 1909 г. Иеромонах Иоанникий - линейный корабль “Три Святителя”, 1909 г. Иерей Дмитрий Удимов - морской корпус, Санкт-Петербург, 1910 г. Иерей Семен Одинцов - Севастопольская авиационная школа, 1911 г. Иерей Иоанн Федоров - крейсер “Память Меркурия”, 1913 г. Иерей Феодор Троицкий - Кронштадтский крепостной собор, 1914 г. Иерей Феодор Круглое - крейсер “Паллада”, 1914г. Протоиерей Д. Удимов - настоятель церкви Морского корпуса, 1914 г. Протоиерей А. Покровский - крейсер “Аврора”, 1914 г. Дьякон Иона Демин - церковь Николаевского Морского госпиталя, 1914 г. Дьякон Николай Тихомиров - Севастопольский Адмиралтейский собор, 1914 г. Иерей Тимофей Перунов - транспорт “Кронштадт”, 1914 г. Иерей Александр Веселов - морская крепость Императора Петра Великого, 1914 г. Дьякон Константин Успенский - Морской Николаевский собор, 1914 г. Иерей О. Андреев - линейный корабль “Андрей Первозванный”, 1914 г. Протоиерей И. Морев - помощник протопресвитера Армии и Флота, 1914 г. Архиепископ Таврический Димитрий Абашидзе - судовой священник Черноморского флота, линкор “Пантелеймон”, 1914 г. (прах покоится у входа в Ближние пещеры Киево-Печерской лавры). Протоиерей Владимир Рыбаков - настоятель военного собора Спаса-на-водах, с августа 1914 г. на фронте. Митрофорный Протоиерей Алексей Ставровский - благочинный Морских церквей России, расстрелян в 1918 г. Протоиерей Роман Медведь - главный священник Черноморского флота, 1907-1915 г. Иерей Николай Шмотин - военный священник порта Мариуполь, 1917 г. Протоиерей Панов Никулин - благочинный старообрядческих военных священников Черного и Азовского морей, 1917 г. Иерей Павел Благонравов - линейный корабль “Свободная Россия”, 1917 г. Протоиерей Павел Крохмалев - священник Черноморского флота, похоронен на русском кладбище в Афинах, 1920 г. Протоиерей Георгий Спасский - главный священник Черноморского флота, 1917 г. Военное духовное ведомство России возглавляли с 1800 г. по 1917 г.: Обер-священник Армии и Флота протоиерей Павел Яковлевич Озерецковский (1800-1807 гг.) Обер-священник Армии и Флота протоиерей Иоанн Семенович Державин (1807-1826) Обер-священник Главного Штаба ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА протоиерей Симеон Иоаннович Торопогрицкий (1815-1827) Обер-священннк Армии и Флота протоиерей Павел Антонович Маджугинский (1826-1827) Обер-священник Армии и Флота протоиерей Григорий Иоаннович Мансветов (1827-1832) Обер-священннк Армии и Флота протоиерей Павел Антонович Маджугинский (1826-1827) Главный священник Армии и Флота протопресвитер Василий Иоаннович Кутневич (1832-1865) Обер-священник Гвардейского Корпуса протопресвитер Николай Васильевич Музовский (1827-1848) Главный священник Армии и Флота протоиерей Михаил Измаилович Богословский (1865-1871) Главный священник Армии и Флота протоиерей Петр Евдокимович Покровский (1871-1888) Главный священник Гвардии и Гренадер протопресвитер Василий Борисович Бажанов (1849-1883) Протопресвитер Военного и Морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский (1888-1910) Протопресвитер Военного и Морского духовенства Евгений Аквилонов (1910-1911) Протопресвитер Военного и Морского духовенства Георгий Иоаннович Шавельский (1911-1917) ................... Источник: Протоиерей Георгий Поляков. Военное духовенство России. М.: Творч. информ.-издат. центр, 2002. С. 315-372. Если кто-нибудь имеет информацию о ком-то из перечисленных священнослужителях – поделитесь... С уважением МК

АЗАРД: А вот еще: В результате предпринятых усилий правительству удалось решить проблему улучшения материального положения военного духовенства. Так, утвержденные соответственно 24 июля и 21 декабря 1887 года, положение Военного Совета и мнение Государственного совета, установили духовенству в войсках, управлениях и учебных заведениях военного ведомства новые права и льготы. К примеру, “главный священник гвардии и гренадер, армии и флотов приравнивался в чине к генерал-лейтенанту и ему устанавливалось в год жалование в размере 1356 рублей, штатный протоирей (настоятель военного собора) и протоирей благочинный - к полковнику с жалованием в год в размере 687 рублей” и т.д. Так же этими документами предусматривались надбавки к жалованию за выслугу 10 и 20 лет военным пастырям. Впоследствии, решением Адмиралтейств - Совета Морского министерства от 11.10.1889 года морское духовенство было уравнено по своему статусу с военным и ему было установлено то же жалование, квартирные и столовые деньги, которые были установлены военному духовенству в 1887 году. Требовала коренного преобразование и система управления военным духовенством, которая характеризовалась наличием двух параллельных структур, главного священника Главного штаба и войск гвардии и гренадер и главного священника армии и флотов. В 1884 году образовывается комиссия из представителей духовного и военного ведомств, которая в течение четырех лет работала над проектом “Положения об управлении церквами и духовенством военного ведомства”. После неоднократного обсуждения и пересмотра со стороны Синода и военного ведомства он был доложен Александру III и 12.06.1890 года утвержден. Согласно “Положению об управлении церквами и духовенством военного ведомства” начальствующее лицо над военным духовенством было названо протопресвитером военного и морского духовенства. Характерной особенностью служило то, что раньше главные священники не состояли ни при каких соборах, а протопресвитер стал состоять при Преображенском всей гвардии соборе. Высшее духовное лицо военного ведомства избиралось Святейшим Синодом и утверждалось в должности Высочайшей властью. Указания, касающиеся дел духовных, протопресвитер получал от Святейшего Синода, а по делам собственно военного управления руководствовался указаниями военного министра. При протопресвитере военного и морского духовенства был учрежден вспомогательный орган - духовное правление, которое состояло из присутствия и канцелярии. Данное образование вело дела по административной и исполнительной части по управлению протопресвитера, дела о вдовах и сиротах военно-морского духовенства, дела об их опеке. Первым протопресвитером военного и морского духовенства был избран Александр Алексеевич Желобовский.

АЗАРД: ШАВЕЛЬСКИЙ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1871 – 1951) Георгий Иванович Шавельский родился в с. Дубокрай Витебской губернии в семье дьячка, окончил духовное училище и Витебскую духовную семинарию. В 1891 г. был назначен псаломщиком одного из приходов Витебской губернии, одновременно работал учителем в сельской школе. В 1895 г. принял сан священника. В 1902 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию, затем служил настоятелем Суворовской церкви. С началом Русско-японской войны вызвался поехать на фронт и получил назначение полковым священником, затем был назначен дивизионным благочинным, а в 1905 г. — главным священником Маньчжурской армии, был возведен в сан протоирея. С марта 1906 г. служил в Суворовской церкви в С.-Петербурге, одновременно законоучительствовал в Смольном институте, с 1910 г. — профессор богословия Историко-филологического института и член духовного правления военного протопресвитера. С 1911 г. —протопресвитер военного и морского духовенства Российской империи. В июле 1914 г., с началом Первой мировой войны, получил назначение в штаб верховного главнокомандующего русской армии. С 1915 г. состоял членом Синода. Активно боролся против Распутина. В 1917 г. военное и морское духовенство на своем Всероссийском съезде избрало его своим пожизненным протопресвитером. После Октябрьского переворота уехал в Витебск. Осенью 1918 г. переехал сначала в Крым, затем в Ростов. С 26 ноября (9 декабря) - протопресвитер Добровольческой армии, с января 1919 г.— протопресвитер ВСЮР, с мая — член Временного высшего церковного управления на юго-востоке России. В конце марта (старого стиля) 1920 г., после эвакуации ВСЮР в Крым, был освобожден от своих обязанностей генералом П.Н. Врангелем и эмигрировал. Поселившись в Болгарии, стал рядовым священником, работал преподавателем в Софийском университете, затем профессором Богословского факультета, одновременно являлся законоучителем и директором русской гимназии. Умер в 1951 г. в Софии. Сочинения: Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. В 2 т. Нью-Йорк, 1954.

АЗАРД: Храмы Морского Ведомства (с сайта "ХРАМЫ РОССИИ"). http://www.temples.ru/main.php?op=page&name=06102004092237

архивист: АЗАРД пишет: Если кто-нибудь имеет информацию о ком-то из перечисленных священнослужителях – поделитесь... Хочу порекомендовать этот сайт: click here Справки, в основном хилые, и далеко не на всех, но другого ничего пока не нашел. Вот, для примера: Медведь Роман Сан: протоиерей Дата рождения: 1874 г. 19 век Дата смерти: 1937 г. 20 век Церковная принадлежность Русская Православная Церковь Биография Постановлением Св. Синода РПЦ от 18.07.1999 г. на рассмотрение очередного Архиерейского Собора передан вопрос о канонизации Романа Медведя в лике новомучеников и исповедников от Московской епархии. С уважением, Олег.

АЗАРД: Олег, мне знаком этот сайт, и Вы совершенно правы – справки там весьма скупые. Но тут я вспомнил, что есть там биография Капитана 1-го ранга, а впоследствии Декана Свято-Троицкой духовной семинарии Н. Н. Александрова... и подумал, что вырисовывается интересная тема: морские офицеры принявшие постриг... Это и князь Ширинский-Шихматов, и барон фон Засс, Стеблин-Каменский и Анатолий Толстопятов (и это лишь те кто сразу пришел на память, а если поскрести по сусекам!). Кроме того пребывавшие в местах не столь отдаленных: Н. И. Ювачев – вдруг нашедший Бога, и декабрист М. А. Бодиско, лютеранин, которому из книг было дозволено читать только Евангелие и в результате он принял Православие... Разные времена и различные мотивы, но в любом случае это очень интересно... и Л. Н. Толстой обращался к этой теме – "Отец Сергий". С уважением МК

Scott: Свято-Никольский морской собор в Лиепае (Либава) Cентябрь 2006 г.

Сумрак: На "авиабазе" благодаря уважаемым Доктору и Villi пошла очередная волна очень хороших фотографий. Вторые "Баян" и "Рюрик". У первого на корме стоит батюшка и вглядывется в даль. Уж что он там видит... Точно не 17-й год...

lns: <...> Отдельный гвардейский корпус с начала XIX века комплектовался солдатами и офицерами, исповедующими ислам. Татары служили также на кораблях Балтийского флота. В основном это были выходцы из Поволжья: казанские, нижегородские, пензенские, касимовские, а также небольшая часть кавказских горцев и крымских татар. <...> <…> Для мусульман в Отдельном гвардейском корпусе и на Балтийском флоте командованием предусматривались вакансии священнослужителей-муэдзинов, мулл и высшего магометанского деятеля "Ахуна гвардии". <…> Учитывая обычаи военнослужащих, исповедующих ислам, "уважая магометанские законы", рекомендовалось интендантским службам гвардии пищу для них готовить без свинины, а традиционную чарку водки на флоте и в торжественные дни сухопутным войскам заменять чаем и сахаром. <…> http://tatarica.narod.ru/archive/03_2004/81_30.03.04-3.htm



полная версия страницы