Форум » Награды и униформа » Кайзерлих унд Кёниглих Кригсмарине - K.u.K. Krigsmarine » Ответить

Кайзерлих унд Кёниглих Кригсмарине - K.u.K. Krigsmarine

Коллежский советник: Коллеги! Давно хотел запустить данную тему. А сегодня решился - есть повод. 18.12.1863 родился австрийский эрцгерцог Франц-Фердинанд (его убийство в Сараево послужило поводом к Первой Мировой войне), тот самый, с которого начинаются "Похождения бравого солдата Швейка". А ведь Его Высочество был еще и адмиралом: Приложу усилия к жизнеспособности этой темы. С неизменным уважением Л.И.

Ответов - 158, стр: 1 2 3 4 5 6 All

UB: Коллежский советник, посылка тебе готова. отошлю в на этой неделе. Извени за задержку, хотелось собрать побольше материала. С У.

Коллежский советник: Его Величества корабль"Зента" (SMS "Zenta") (к 94-й годовщине со дня гибели) Этому кораблю была уготована завидная судьба "белого парохода": дальние плавания, экзотические страны, демонстрация флага "двуединой" монархии в самых далеких государствах и колониях, благодарная роль потенциального защитника интересов своих сограждан и всех белых европейцев от агрессии со стороны туземцев. Моряки Австро-Венгрии могли пожинать плоды всеобщего уважения к их императору Францу Иосифу Габсбургу – мудрому патриарху среди глав великих государств мира. Хотя и у императора, и у империи лучшие времена давно миновали, их авторитет в мире был еще довольно высок. Корабль нес на себе отблеск былой славы Австрии – он был наименован в честь сербского местечка Сента (Zenta), возле которого в 1697 году армия австрийского принца Евгения Савойского наголову разгромила турецкие войска. В качестве малого крейсера он был заложен 8 августа 1896 года на стапелях Морского арсенала в Поле. Крестной матерью корабля, давшей ему при спуске на воду 18 августа 1897 года имя "Зента", стала эрцгерцогиня Мария Саксонская – мать будущего императора Карла VI. Новый крейсер K.u.K.Kriegsmarine имел в целом ничем не выдающиеся тактико-технические данные небольшого корабля, предназначенного для дальних плаваний: водоизмещение полное 2543 т, размерения – 96,9/11,7/4,25 м, скорость хода – 20,5 узлов, дальность плавания – 3800 миль. Вооружение: 8 орудий калибром 120 мм, 10 – 47 мм, 2 пулемета, 2 торпедных аппарата. Первый экипаж корабля составили 17 офицеров и 275 унтер-офицеров и матросов. Вступив в строй в мае 1899 года, уже в ноябре корабль с кадетами Морской академии на борту покинул Полу и отправился в дальнее учебное плавание, совершив заходы в Порт-Саид, Суэц, Аден, Коломбо, Сингапур, Шанхай, порты Японии. С самого начала боксерского восстания весной 1900 года "Зента" принял активное участие в его подавлении. В составе международной эскадры крейсер обстреливал форты Таку. В сводном отряде десантных сил его моряки участвовали в штурме Таку и в походе на Пекин. В одном из боев погиб командир корабля фрегаттенкапитан фон Томанн. После возвращения в декабре 1901 года на родину, "Зента" и в дальнейшем совершал походы в водах Средиземного моря, а в 1903 году посетил Южную Америку. За долгие годы службы корабля в качестве учебного на нем получило морскую выучку не одно поколение будущих морских офицеров Австро-Венгрии. Империя переживала не лучшие времена, приходилось экономно расходовать бюджетные средства, поэтому "Зенту" не раз переводили в резерв и даже использовали в качестве госпитального судна. В 1912 году крейсер подвергли капитальному ремонту, войну он встретил, хотя и устаревшим, но вполне боеспособным кораблем. Через несколько дней после начала войны австро-венгерский флот открыл боевые действия против Черногории. Морская блокада ее портов и побережья началась с 10 августа. Она распространялась на водное пространство на расстоянии 5 морских миль от берега. Осуществляли блокадные действия старые крейсеры "Зента" и "Сигетвар", а также три небольших эсминца типа "Хуссар". С целью недопущения прорыва блокады транспортными судами извне, патрулирование велось австрийскими кораблями на границе блокадного района. После обстрела 12 августа крейсера "Сигетвар" черногорскими береговыми батареями блокадную зону расширили до 10 миль от берега. Это решение сыграло свою роковую роль в судьбе "Зенты"… 16 августа в 4 часа утра, в сопровождении эсминца "Улан", крейсер вышел из бухты Каттаро на патрулирование. Перед началом похода на корабле случилось чрезвычайное происшествие – внезапно заболел командир крейсера фрегаттенкапитан Йозеф Кулот (Joseph Culot). На его место был срочно назначен 43-летний фрегаттенкапитан (FKpt) Пауль Пахнер (Paul Pachner), уроженец словенского городка Марибор. В 07-45 справа от идущего на юг австрийского отряда, появились многочисленные дыми приближающихся кораблей. Это была франко-британская эскадра Антанты в составе 17 вымпелов под командованием французского вице-адмирала Буэ де ля Перьера. Ядро соединения составили дредноуты "Жан Бар" и "Курбэ" с 305-мм артиллерией главного калибра. Австрийские корабли в это время находились на удалении 33-34 мили от входа в Каттарскую бухту. Убедившись, что к нему приближаются корабли противника, командир отряда Пахнер приказал "Улану" прорываться за подмогой в Каттаро. Развив ход 28 узлов, прижимаясь ближе к берегу, эсминец оторвался от преследователей и укрылся в своей бухте под защиту береговых батарей. На предупредительные выстрелы французских линкоров Пахнер приказал поднять на мачте "Зенты" боевые флаги как знак готовности к бою (на всех изображениях сражающегося корабля фигурирует большого размера красно-бело-красный флаг K.u.K.Kriegsmarine). Шансы крейсера изначально были ничтожными – вес его бортового залпа составлял всего 120 кг против 40 тонн противника. Скоротечный морской бой, а точнее - расстрел австрийского крейсера, продолжался менее 20 минут. Первым открыл огонь в 09-00 с дистанции 12 км линкор "Курбэ", через минуту к нему присоединились остальные 16 кораблей. "Зента" ответил выстрелами своих 120-мм орудий, но они давали недолеты. Стреляли союзники неважно, но все же в 09-10 попаданием тяжелого снаряда в котельное отделение крейсера он был обездвижен. Еще несколькими взрывами была уничтожена прислуга носового 120-мм орудия, корпус корабля получил несколько пробоин, на верхней палубе вспыхнули пожары, были ранены и убиты многие моряки. Кормовая часть крейсера быстро погружалась, он стал тонуть. Убедившись в том, что жертве нанесены смертельные повреждения, корабли Антанты в 09-20 прекратили огонь и, не останавливаясь для спасения австрийских моряков, проследовали на юг. Позже их адмиралы оправдывались тем, что опасались атаки со стороны "Зенты" или же подводных лодок. У страха глаза, как известно, велики. В противном случае союзники попытались бы взять очень важных для них в начале войны пленных. Поняв, что крейсер обречен, Пахнер дал команду "Покинуть корабль!" и вместе с последними моряками прыгнул за борт. Но, уже из воды командир увидел, что на корме в дыму мечутся несколько членов экипажа, не услышавших его команду. Пауль Пахнер снова взобрался на борт тонущего крейсера и заставил оставшихся подчиненных покинуть его. После этого он последним покинул уже ставшим для него своим корабль. В 09-39 крейсер затонул кормой вперед с развевающимся флагом на мачте. Команда прощалась со своим кораблем криками "Ура!". Подвиг "Зенты", совершенный в первые дни войны, был немедленно взят на вооружение имперской пропагандой и широко использован для поднятия морального духа народных масс. Особенно усердствовали представители изобразительного искусства (или около него), в чем можно убедиться из иллюстрирующих текст статьи копий открыток. Сегодня они являются ценными свидетелями своего времени. До берега было 2,5 морских мили – около 5 километров. Шлюпки корабля уничтожены снарядами и огнем. Имели ли моряки спасательные жилеты – автору установить не удалось. Но было лето, а вода в южной Адриатике теплой. Используя в качестве подручных средств корабельные обломки, остатки экипажа поплыли к берегу. Часть из них была подобрана на лодки черногорскими рыбаками. Сколько человек погибло в бою, а сколько утонуло в воде, неизвестно. Почему не пришли на помощь австрийские корабли, историки скромно умалчивают. Через 6 часов на берег выбрались 139 моряков, а 173 навсегда остались в море… Спасшиеся попали в черногорский плен, из которого их освободили после капитуляции Черногории в январе 1916 года. Бывший командир "Зенты" по возвращении на родину подвергся критике за якобы допущенные им ошибки в командовании кораблем. Тем не менее, он продолжил службу на береговой должности в Поле и закончил войну в чине контр-адмирала. После поражения Австро-Венгрии и ее распада Пауль Пахнер около 20 лет плавал в качестве капитана на судах торговых флотов Испании и Египта. Летом 1937 года, уже тяжело больным, он возвратился в родной Марибор, входивший в состав тогдашней Югославии. Вскоре он переехал в городишко Словен Градец, расположенный в 45 км от Марибора, где и умер в том же году в возрасте 66 лет. Похоронен Пауль Пахнер на местном евангелистском кладбище. На его могиле установлен скромный крест с надписью "Fremder Seemann" - "чужеземный моряк". Поскольку у них за границей во всем учет и порядок, кто лежит под крестом, известно доподлинно. Сейчас словенская общественность поднимает вопрос об установлении на могиле Пауля Пахнера достойного памятника. В последние годы различные организации стали проявлять интерес к затонувшим останкам крейсера "Зента". Если раньше проникновению к ним мешала значительная глубина, то теперь это проблема технически вполне разрешима. Первыми результативные попытки проникнуть к корпусу корабля предприняли чешские водолазы. Их интерес к "Зенте" объясним, ведь корабль создан по проекту чешского судостроителя Кучинки (J.Kuchynka), из сваренного в Чехии металла. Вооружен он был артиллерией пльзенских заводов "Шкода", а около трети его команды составляли выходцы из Чехии, Моравии и Богемии. В 2005 году группа из 11 энтузиастов совершила удачные погружения на глубину около 80 метров и сняли фильм, посвященный погибшему крейсеру. По их свидетельствам, корабль сохранися,на удивление, хорошо. Наверное, каждый уважающий себя флот имеет свой исторический корабль, родственный по героическим деяниям российскому "Варягу. Хотя в данном случае для примера больше подходит малоизвестный широким массам броненосец "Адмирал Ушаков". За 94 года, прошедших после гибели "Зенты", все наносное осыпалось и осталась лишь ничем не запятнанная память о моряках, честно исполнивших свой долг перед отечеством. Светлая им память… Леонид Кирилаш (г.Запорожье) Видит Всевышний, впервые за много лет на свой день рождения поднимал не стаканы, а рейтинг любимой темы (пытался). Наверное, возрастное. Не судите строго. С неизменным уважением Л.И.

Рамзес: Ильич - не сколько не сумлеваяси в компетенции именинника и Спеца по этому флоту в вопросе по Зенте лишь одно замечание В Китае он (лично) не мог участвовать в обстреле фортов Дагу (Таку), десантники с него вполне возможно во взятии участвовали , но не артобстрел Форты стояли в глубине территории, а из-за мелководья и пришлось против них бросить смешанную эскадру канонерок + пара миноносцев (если не ошибаюсь с последним), там даже 12 дюймовки броненосцев до фортов не доставали , не то что его 120 мм


Сумрак: Леонид.., вот умеешь ты взять тему и рассказать о ней весьма живописно и красочно! Что адмирал Гаусс, что "Зента" тебе удались - это несомнено

Сумрак: Да, кстати в связи с твоим днем рождения и планируемой поездкой в одну из провинций "лоскутной империи", желаю отпуск провести приблизительно так, как это было в 1915 году в Триесте.

Коллежский советник: Спасибо за добрые слова, коллеги! Все больше убеждаюсь, что Австро-Венгрия - родина многих полезных и приятных вещей, в том числе и плавательных трусов (плавок). А ведь их не только изобрести надо было, но и внедрить в повседневную жизнь. Мне знакомо лишь одно дореволюционное фото, на котором изображен русский моряк в трусах. Это командир "Моржа" на палубе лодки, далеко в открытом море. А некоторые наследники "лоскутной" монархии пошли дальше. Они изобрели нудизм и имеют на этом свой гешефт. Куда дальше? С неизменным уваженнием Л.И.

Ad rem: Коллежский советник пишет: Его Величества корабль"Зента" (SMS "Zenta") Маленькое дополнение: 1. 2. 3.

Юрген: Уважаемый Коллежский советник, с Вашего разрешения я тоже подброшу пару лопат угля. Еще одна бытовая сцена на "Принце Эйгене", и опять белые брюки, как на Хорти, но что меня убило - ченые брюки с белыми ботинками. А это приемник Гуаса адмирал Негован. Тут форма С уважением Ю.

Коллежский советник: Коллеги! Благодарю за весомую (и в мегапикселях тоже) поддержку. А вот как выражают любовь к своим героям на Западе. Фигурка имеет название - квартирмейстер с "Зенты". Имеется аналогичная с наименованием "Риттер фон Трапп". По-моему в этом что-то есть. Я бы с удовольствием держал на письменном столе небольшой статуй гроссадмирала Горшкова. Тем более, что он был внешне колоритной личностью. Как вышеизображенный адмирал Ньегованн. На данном предвоенном, на жаль небольшом, фото снята встреча ветеранов-моряков K.u.K.Kriegsmarine времен Великой войны. Собрал их Миклош Хорти. Обратите внимание - все в форме флота Австро-Венгрии. И Хорти тоже. Второй слева от него, наверняка, бывший командующий Дунайской флотилией Олаф Вульфф. Остальные мне неведомы. Но уверен, что собраны не только венгры - у них столько адмиралов не было. Да и Хорти был настоящим моряком и мог подниматься выше узконациональных интересов. Может поэтому и смог почить в глубокой старости и в своем доме. В отличие от многих своих коллег по власти. С неизменным уважением Л.И.

Юрген: Всем здравствуйте. А это самый маленький в мире эскадренный броненосец. С уважением Ю.

Юрген: Уважаемый Коллежский советник Рылся в своем архиве и обнаружил это фото с надписью А-В подводная лодка "Тритон", честно говоря для меня новость, что лодки этой империи когда-либо носили названия, а не литеры U с номером. А субмарина весьма похожа на тип "Хавмандер". С уважением Ю.

Коллежский советник: Это мой 200-й пост. Выставляюсь. Захват миноносца "Тb-XI" (Torpedoboote №11) и угон в Италию Как это было Практически все издания, посвященные Первой мировой войне на Адриатическом море, уделили внимание инциденту, происшедшему 91 год назад - 5 октября 1917 года с австро-венгерским миноносцем "Тb-XI". "8 октября 1917 г. малый австрийский миноносец №11 был сдан итальянцами его командой". (Х.Вильсон, "Линейные корабли в бою 1914-1918 гг.) "25 октября неприятельский миноносец №11 под белым флагом выскочил к югу от Анконы на мель и выяснилось, что эта посадка на мель явилась добровольной; экипаж, составленный из матросов-далматинцев, арестовав офицеров, решил сдаться итальянцам". (А.Томази, "Морская война на Адриатическом море") "5 октября австрийский миноносец "М-11" выскочил на мель в районе Анконы, имея поднятым белый флаг. Его экипаж, укомплектованный далматинцами, решил сдаться итальянцам, предварительно арестовав своих офицеров". (В.Белли, "Флот в Первой мировой войне", том II) "5 октября 1917 года на миноносце №11 произошел бунт, корабль пересек Адриатику и сдался итальянцам…" И.Черников, "Гибель империи") "А 5 октября 1917 года взбунтовалась команда миноносца Tb-11. Она арестовала двоих офицеров и угнала миноносец в Анкону, сдав корабль итальянцам". (А.Больных, "Трагедия ошибок") "В армии и флоте начиналось революционное брожение. Примером тому является бунт экипажа миноносца №11. Матросы 5 октября захватили корабль, стоявший на якоре в Шибенике, вывели его в море и следующим утром посадили на мель у итальянского берега в районе Порто-Реканати, вблизи Анконы. Следует отметить, что экипаж миноносца был многонациональным, большинство составляли чехи. Все они сдались итальянцам", (А.Тарас, "Первая мировая война на море") Как видно из вышеприведенных цитат из известных исторических монографий, зарубежные авторы Вильсон и Томази, а вместе с ними и советский контр-адмирал Белли воздержались от однозначных оценок действий команды австро-венгерского миноносца №11. В отличие от давно почивших историков, наши современники (Больных, Тарас, Черников) проявили достойное единодушие и, отбросив какие-либо сомнения, определили форму выступления моряков как бунт. К сожалению, словарь Даля на работе, пришлось довольствоваться Википедией : "Бунт (от нем Bund — соединение, союз, связка) — массовое несогласие и неприемлемость народом существующего порядка правления, выражающееся в физической и, как правило, кровавой форме. Восстание — открытая и вооружённая акция сопротивления группы людей против государственной власти. Мятеж — групповое вооружённое сопротивление действующей власти". Пусть прочитавший нижеизложенное повествование, сам определит наименование формы сопротивления действующей власти со стороны моряков миноносца №11. Итак, SMS (Его Величества Корабль) №11 относился к серии миноносцев прибрежного действия (Küstentorpedoboote) 110-тонного типа, состоявшей из 12 единиц (№1-№12). Они были первыми кораблями K.u.K.Kriegsmarine с нефтяным отоплением котлов. Построен №11 на верфи "Данубиус" в Фиуме (ныне Риека в Хорватии) и введен в строй 31.12.1910 г. Его основные ТТД: водоизмещение – 131,5 т; длина – 44,2 м; ширина – 4,27 м; осадка – 1,46 м; мощность – 2400 л.с.; скорость максимальная – 27,5 уз; дальность плавания 17-узловым эколномичным ходом – 520 миль; экипаж мирного времени – 2 офицера и 18 нижних чинов; вооружение – 2/47-мм пушки L/44, два торпедных аппарата калибром 450-мм, 8-мм пулемет "Шварцлозе". В 1910 году все корабли данной серии сменили наименования с латинских цифр на арабские ("Тb-XI" стал №"11"), хотя смешання нумерация сохранялась и в дальнейшем. Во всяком случае, на одной из немногих сохранившихся фотографий корабля видны на его корпусе две надписи "11" и "ТВ XI". Между собой моряки называли миноносец "одиннадцаткой". В течение 1911 года №11 был придан торпедной школе, а в 1912-1913 был учебным кораблем школы механиков. С начала Первой мировой войны "Тb-XI" входил в состав 20-й группы миноносцев 10-й торпедной дивизии, приданной отряду береговой обороны базы Себенико (ныне Шибеник, Хорватия), в состав которой входили торпедная канонерская лодка "Komet", 8 миноносцев (19-я и 20-я группы) и 4 тральщика. Командующим Себеницким районом береговой обороны был контр-адмирал Хуго Заккариа (Hugo Zaccaria). Миноносцы отряда выполняли рутинную боевую работу: несли сторожевую службу, сопровождали конвои и подводные лодки, использовались для траления мин, вели поиск вражеских подводных лодок и обеспечивали действия авиации. В марте 1916 года №11 и №12 осуществляли охранение торпедированного судна Красного креста "Elektra". В годы войны миноносцем "Тb-XI" командовал линиешиффслейтенант (капитан-лейтенант) Генрих Симмель (Heinrich Simmel), 1888 г.рождения, служил во флоте с 16.06.1907 г., данное звание получил 01.12.1914 г. Вторым офицером корабля был призванный из запаса моряк торгового флота – лейтенант Крсте Бргулиян (Krste Brgulijan). Командир корабля был по национальности немцем (австрийцем), а его помощник – хорватом. Любой человек, даже не знающий историю, но интересующийся событиями в мире, знает, что на Балканах национальный фактор играет очень важную роль. Подтверждением этому служат и описываемые события 91-летней давности. В отличие от сухопутной армии, комплектовавшейся преимущественно по территориальному принципу, флот Австро-Венгрии был многонациональным. Причем, большинство в нем господствующие нации (немцы и венгры) составляли лишь в офицерском корпусе. В годы войны в K.u.K.Kriegsmarine служило 16,3% австрийцев и 20,4% венгров, 34,1% хорватов и словенцев, 14,4% итальянцев, 11% чехов и словаков, 3,8% поляков, румын и украинцев. Официальным языком общения был немецкий. Многонациональным был и состав команды миноносца №11, которая в военное время составила 26 человек – 2 офицера, 5 старших унтер-офицеров, 21 младший унтер-офицер, старшин и матросов. Среди них – 14 немцев (австрийцев), 5 хорватов, 2 чеха, 2 словенца и по одному венгру, итальянцу и украинцу. В "двуединой" империи всегда остро стоял национальный вопрос. Поскольку данная статья посвящена инциденту, связанному с межнациональными проблемами Австро-Венгрии, коснемся его лишь в самых общих чертах применительно к описываемым событиям.. В 1914 году для многонациональной Австро-Венгрии началась решающая проверка на прочность. Известие о начале войны население встретило по-разному – от патриотического восторга немцев и венгров до спокойного повиновения властям со стороны славянских народов. Как сказал по этому поводу ныне всемирно известный бравый солдат Иосиф Швейк: "Всякому занятно посмотреть чужие края, да еще задаром". Но военные неудачи в Галиции, вступление в войну Италии и создание нового фронта, значительное ухудшение материального состояния широких народных масс, ограничение прав и свобод населения вызывали негативную реакцию со стороны славян империи. По свидетельству руководителя австрийской разведки Макса Ронге "поведение населения в чешских и словенских областях зависело от развития военных действий, за которыми там следили с величайшим напряжением". Чешский солдат Швейк обрисовал ситуацию проще и яснее: "Поскорей бы уж нам наложили как следует, чтобы Австрия наконец успокоилась", а его коллега сделал из услышанного изречения практический вывод: "Как только попаду на фронт, тут же смоюсь". Дезертирство получило широкое распространение на фронтах Великой войны, но массовым оно стало лишь у солдат-славян Австро-Венгрии, а у чехов даже вылилось в организованные формы. Крупные военные подразделения, укомплектованные чехами, в полном составе, с оркестрами, обозами и знаменами переходили линию фронта и сдавались в плен. Этим обстоятельством умело воспользовались пребывавшие в эмиграции руководители чешского движения за независимость. С согласия государств Антанты они приступили к организации из военнопленных вооруженных сил будущей Чехословакии. Во Франции и в России были сформированы чехословацкие легионы, вступившие в бой с врагом за независимость своей родины, хотя и вдали от ее пределов. Это сыграло важную роль в судьбе еще несуществующего государства – в 1916 году возглавляемый профессором Томашем Масариком Национальный комитет был признан Антантой единственным чешским правительством. В конце апреля 1917 года на конференции чехов и словаков в Киеве было принято постановление о создании независимого национального государства. Призыв к патриотам вступать в Чехословацкую армию, чтобы с оружием в руках завоевать независимость своей родине, был услышан по обе стороны фронта. В далеком от Киева порту Себенико три моряка пришли к выводу, что прежде всего они славяне, а уже потом – военнослужащие австро-венгерского флота. Сначала их было двое. Бывшие воспитанники спортивного общества "Сокол" - 30-летний старший унтер-офицер (мичман) – электромеханик Богумир Петрла (Bogumir Petrla) и 27-летний старшина-торпедист Богумил Бркл (Bogumil Brkl) решили попытаться угнать в Италию свой корабль, чтобы потом в составе чешских частей на сухопутье воевать за свободу будущей Чехословакии. Третьим членом заговора стал 22-летний украинец, старший матрос Иосиф Пенцак (Josef Pencak), занимавший на корабле две должности – кока и комендора. Иосиф, родом из галицийского города Жолкева (ныне – город Жовква во Львовской области), до флота несколько лет работал на заводе в Моравии. Оттуда его и призвали на военную службу. Ясно, что даже такой небольшой корабль втроем захватить невозможно, а управлять тем более. По самым скромным подсчетам необходимый минимум составлял 7-10 человек. Решили не привлекать к заговору немцев и венгра из-за их верноподданного отношения к империи. И конечно были сослуживцы из славян, не заслуживавшие доверия. Кроме того, очень важно было вовлечь в заговор специалистов, которые совместными усилиями смогли-бы вести корабль. Из всего экипажа удалось еще выбрать лишь четырех надежных моряков. Все они охотно дали согласие на участие в заговоре. Им стали: итальянец со словенскими корнями старшина-торпедист Франческо Донат (Francesco Donat); хорват старшина-радиотелеграфист Душан Еринич (Dušan Erinič); хорват старший матрос Петар Гвоздич (Petar Gvozdič); словенец матрос Леопольд Турсич (Leopold Turšič). Военно-морская база Себенико расположена в глубине одноименной бухты, выйти в море из которой возможно лишь по узкому 2,5-километровому каналу Св.Антония, на берегах которого были установлены наблюдательные посты и береговые батареи. Поэтому захват миноносца решили произвести за пределами бухты в то время, когда он будет нести сторожевую службу. Прошло несколько недель, но удобный случай не представлялся. Среди заговорщиков нарастало напряжение, грозящее преждевременным выступлением. О каких-то деталях их замысла узнал один из унтер-офицеров-немцев и стал угрожать чехам, что доложит об их планах командиру. И вот настал долгожданный день. Рано утром 5 октября 1917 года "Tb XI" должен был выйти в море, чтобы встретить возвращающуюся из похода немецкую субмарину "U-25". Вечером 4 октября №11 пришвартовался к бую в 30 метрах от высоких стен форта Св.Николы. Командир корабля со вторым офицером отправились на шлюпке в гости к коменданту крепости, откуда возвратились на корабль навеселе поздно ночью. Офицерам и в голову не могло придти, что их пистолеты, неосмотрительно оставленные в каюте под подушками, уже перешли в руки заговорщиков. Было еще темно. Около четырех часов утра дежурный матрос разбудил машинистов и кочегаров, которые должны были подготовить машины к выходу в море и запустить генератор электрического тока для освещения помещений корабля. В это время заговорщики собрались возле кормового тамбура. После краткого совещания моряки с зажженной свечой стали спускаться по трапу. В каюте безмятежно спали старшие унтер-офицеры - механик миноносца Рудольф Дресслер и его помощник Франц Вербик, которых после короткой схватки связали, дверь помещения заперли снаружи, выставив возле нее вооруженного часового. Далее наступил черед командира корабля Генриха Симмеля и второго офицера Крсте Бргулияна. После недлительного препирательства, из уважения к офицерам их не стали связывать, а под честное слово соблюдать спокойствие оставили в каюте под присмотром часового. Операция по захвату "Тв XI" заняла не более пяти минут. На сторожевой вышке и стенах форта Св.Николы было спокойно. Тревожные звуки со сторожевого миноносца заглушал шум корабельных машин… Пока не рассвело, нужно уходить. Но людей было катастрофически мало. Пенцак и Турсич охраняли пленников, Еринич – в радиорубке, Петрла – в машинном отделении обеспечивает движение. Остается всего трое. Франческо Донат в офицерской фуражке поднялся на капитанский мостик и приступил к командованию кораблем. Богумил Бркл занял место за рулем, установленным в кормовой части "одиннадцатки". Петар Гвоздич, которому довелось исполнять всю остальную работу, отшвартовал миноносец от буя. Малым ходом "Tb XI" разворачивается носом в сторону моря и проходит мимо крепости Св.Николы. Часовой с высокой стены отдает честь проходящему кораблю, Донат также берет "под козырек". За кормой удаляются и крепость, и береговые батареи по берегам канала Св.Антония. Можно облегченно вздохнуть – самый опасный участок пройден. Но расслабляться нельзя – впереди многочисленные острова Себеницкого архипелага с минными полями между ними. Хотя небольшая осадка "одиннадцатки" позволяет двигаться выше "рогатой смерти", но расстояние это минимальное. Тем более, что миноносец впервые форсирует минное поле не под руководством офицера, а направляемый недостаточно опытными в кораблевождении младшими чинами. Занятые изучением на практике основ навигации, Донат и Бркл даже не заметили сигнала наблюдательного поста с горы Батокие на острове Зларин: "Куда следуете?" Но обошлось, пост тревогу поднимать не стал… Прошли первое, второе, а за ним – третье, последнее минное заграждение. Впереди - открытое море. Корабль увеличивает скорость до 23 узлов. По правому борту проходят последние острова Себеницкого архипелага, после чего №11 ложится на курс в направлении Анконы, до которой осталось около 100 миль. Со стороны Себенико медленно всходит солнце, обещая погожий день. С камбуза запахло свежезаваренным кофе, которое Гвоздич "позаимствовал" из капитанских запасов. Бодрящим напитком и ранним завтраком угостили и офицеров. К шести часам утра проснулись и стали подниматься на палубу остальные члены команды. На их недоуменные вопросы по поводу отсутствия офицеров на мостике дал разъяснения поднявшийся на палубу Богумир Петрла: "Идем в Италию. Там все сдаемся в плен. Не вздумайте оказывать сопротивление. Мы все вооружены и каждый нападающий будет застрелен, а труп выброшен в море. Таков закон войны и закон мятежа. За вами свобода выбора, но я желаю всем долгой жизни. Сейчас все переходите в кормовую (заднюю) часть корабля. Разойдись!" Матросы выполнили приказ и после плотного завтрака спокойно ожидали дальнейшего развития событий. Некоторым пришлось под контролем заговорщиков выполнять свои служебные обязанности, против чего никто из них не возражал. Поскольку мятежники не демонстрировали свою власть, а оружие держали скрытно под одеждой, трудно было определить, кто из членов команды участвует в заговоре. Это незнание делало любую попытку сопротивления еще более опасной. Оставалась реальной угроза со стороны удаляющейся Австро-Венгрии. Миноносец могли догнать и разбомбить гидросамолеты из Себенико, потопить мощной артиллерией эскадренные миноносцы типа "Татра" с 32-узловым ходом, базирующиеся на военно-морскую базу Пола. Опасность также представляли находящиеся в море немецкие и австрийские подводные лодки. Аналогичных сюрпризов стоило ждать и от итальянского флота, имевшего к тому же новейшее оружие – торпедные катера. Но небо и море были пустынными. После 8 часов утра с мачты был спущен австро-венгерский флаг, взамен которого подняли изъятую из офицерской каюты белую скатерть. Около десяти часов на западе появились очертания горных вершин на итальянском побережье, а вскоре – и сама Анкона. Донат и Бркл могли гордиться результатами своего кораблевождения. Пересечь отрытое море и выйти прямо к пункту назначения - неплохой результат даже для опытного штурмана. За 10 миль от берега Душан Еринич стал посылать в эфир открытым текстом вызовы радиостанции Анконы, но берег молчал. Расположение итальянских минных полей морякам миноносца неизвестно, поэтому двигаться дальше смертельно опасно. Тем более, что с приближающихся береговых батарей белый флаг на мачте корабля можно и не увидеть. А лихие итальянцы с торпедных катеров сначала стреляют, а потом разбираются. После короткого совещания решили идти на юг, чтобы пристать к более безопасному берегу. Вскоре №11 подошел к рыбацкому поселку Порто Реканати, где на расстоянии двести метров от берега стал на якорь. Семичасовый переход миноносца "Tb XI" по маршруту Шибеник – Порто Реканати удачно завершился. При виде военного корабля население Порто Реканати высыпало на берег. На мегафонные призывы Франческо Доната на итальянском языке к миноносцу двинулись два гребных баркаса, но, увидев вблизи моряков в австрийской форме, реканатские рыбаки стрелой рванули к берегу. Обыватели дружно спряталось между домами и берег словно вымер. Пришлось спускать с "одиннадцатки " шлюпку, на которой Донат с белым носовым платков (вместо флага) в руке направился к берегу, где также исчез между строениями поселка. Наступила напряженная пауза, которую прервал появившийся на берегу итальянский бронепоезд с наведенными на "Tb XI" орудиями. Вскоре к борту корабля подошел катер с итальянскими моряками и Донатом. Когда все поднялись на борт, Франческо передал командование миноносцем итальянскому офицеру. Бывшего командира №11 Симмеля, его помощника Бргулияна и всех членов команды, не принимавших участие в заговоре, свезли на берег. В лагере для военнопленных они дождались окончания войны и живыми возвратились по своим домам. В тот же день с помощью итальянцев бывшие австрийские моряки перевели миноносец в Анкону. Итальянский контр-адмирал лично приветствовал их. Население города и матросы с кораблей устроили австрийскому кораблю под итальянским флагом восторженную встречу. Весь берег, мол, причалы, окна и крыши домов были усыпаны людьми, дружно кричавшими "Evviva!" ("Да здравствует!") Можно было подумать, что Италия одержала великую победу. В любом случае в накладе итальянцы не остались. Кроме исправного боевого корабля им достались карты австрийских минных полей, радиошифры противника и другие секретные документы, а также новые торпеды, аппаратура для создания дымовых завес и многое другое. 20 октября 1917 года миноносец №11 получил новое название "Франческо Рисмондо" ("Francesco Rismondo") и был включен в состав Королевского военно-морского флота Италии, где он нес службу до 1920 года. После, уже разоруженный "Рисмондо" продолжал еще пять лет трудиться в качестве маячного судна и лишь в 1925 году был отправлен на слом. У него оказалась самая заметная судьба и самая длинная жизнь среди его собратьев – двенадцати миноносцев "110-тонного" типа. Распорядиться судьбой бывших моряков-угонщиков "одиннадцатки" оказалось сложнее, чем кораблем. Их содержали в военном лагере, присвоив почетный статус "гостей". Неплохо кормили, не препятствовали их переписке с различными инстанциями, но направлять в национальные военные формирования не спешили. И все же, благодаря проявленному упорству, большинству из славян удалось достичь поставленной цели. В марте 1918 года Богумил Бркл, а позже – и Богумир Петрла вступили в ряды Чехословацкого легиона в Италии, в составе которого принимали участие в боевых действиях. Служивший в разведке Бркл был ранен в бою и демобилизован сразу после окончания войны. Через некоторое время возвратился в родные края и Петрла. Они внесли свою долю в обретение независимости Чехословакией. В частях сербской армии воевал на албанском фронте Душан Еринич, был ранен. В сербской армии служил и Петар Гвоздич, но его часть не успела повоевать к окончанию войны. В лагере для военнопленных дождался окончания войны словенец Леопольд Турсич. Все они возвратились домой – в недавно созданное Королевство СХС (Сербов, Хорват и Словенцев), позже наименованное Югославией. Франческо Донат работал на заводе в Риме, а после служил во флотском арсенале в Поле, отошедшей к Италии после распада Австро-Венгрии. За неимением украинских национальных вооруженных формирований на стороне Антанты встретил окончание войны в лагере для военнопленных Иосиф Пенцак. По свидетельству Бркла украинец возвратился в Галицию, уже не австро-венгерскую, а польскую. Каких-либо сведений о послевоенной судьбе Иосифа нет. Он мог принять участие в еще одной войне – украинско-польской в рядах Украинской галицкой армии. Но это предположения… В тридцатые годы в Чехословакии и Югославии были изданы книги о подвиге семерых моряков. В других странах пропагандировать угон военного транспортного средства даже с благородной целью не стали. А события Второй мировой войны заслонили собой многое из истории начала ХХ века… В 70-е годы прошлого столетия чешские писатели Душан Томашек и Милослав Моулис разыскали уже пожилого Богумила Бркла и на основании его воспоминаний написали книгу "Tb-11" не возвращается". Так в Чехословакии история угона миноносца №11 получила новую жизнь. Она послужила основой для написания данной статьи. Богумил Бркл – последний из моряков "одиннадцатки" закончил жизненный путь 30 марта 1982 года в 92-летнем возрасте. Много лет он руководил местным обществом бывших моряков австро-венгерского флота, которые не только не осуждали его поступок, но и признавали своим лидером. В 2006 году мне довелось побывать в городе Жовква Львовской области, откуда был родом Иосиф Пенцак. С помощью местных краеведов удалось найти место расположения дома его родителей, разрушенного несколько десятилетий назад. Однако на обращение в районной газете сообщить что-либо о судьбе моряка, никаких сообщений не поступило, хотя носителей фамилии Пенцак в окрестных селах живет немало… Автор понимает, что затронутая им тема, может быть оценена очень неоднозначно. Ведь, в отличие от недавних времен, совсем по-иному сегодня видятся аналогичные события в отечественном флоте ("Потемкин", "Сторожевой" и др.). Поэтому пусть каждый сам даст оценку действиям семерых моряков, каждый из которых стремился занять место в рядах борющихся за свободу и независимость своего отечества и достиг своей цели с риском для собственной жизни, хотя и с применением элементов хитрости и обмана, но без пролития чьей-либо крови. Леонид Кирилаш (г. Запорожье) Огромная благодарность уважаемому Шарнхорсту, предоставившего возможность воспользоваться принадлежащими ему материалами из будущей книги об австро-венгерских миноносцах. Подписи на схемах на украинском языке, поскольку статья готовилась для украинской прессы. Выполнены они компьютерщиками и переделать их на русскоязычные, автор, к сожалению, в силу слабой подготовки не имеет возможности. С неизменным уважением Л.И.

nemos: Коллежский советник -

Сумрак: Леонид Как всегда - все очень интересно! Когда в отпуск?

Коллежский советник: Ребята! Благодарю за моральную поддержку. 28.10 предполагаю вылететь в Полу. Во всяком случае, билеты и готель уже заказаны. Рапорт на отпуск на подписи у генерала. Нет ли кого нормального (прижизненного) фото "Viribus Unitis"? Размер - в районе тысячи. Нужно проиллюстрировать будущую статью. С неизменным уважением Л.И.

Сумрак: Вот тут посмотри, вроде терпимые по размеру Viribus Unitis 3D

nemos: Сумрак пишет: Вот тут посмотри, вроде терпимые по размеру ..аа-а ...ресурс - СУПЕР! ...особенно впечатляют чертежи ...правда жаль нельзя поближе посмотреть....

Автроилъ: Давно я у вас, майне херрен, ничего не выкладывал.

Юрген: Немного опресним А-В флот С уважением Ю.

nemos: Юрген пишет: Немного опресним А-В флот ...Юрген - насколько мне известно, вещь Австро-Венгерская... или я ошибаюсь???

Автроилъ: Коллежский советник пишет: Не судите строго. Изложено и грамотно и интересно. С уважением...

Юрген: nemos пишет: или я ошибаюсь Нет не ошибаетесь, это А-В монитор Temes из состава Дунайской флотилии. Заложен в 1902 г., спущен на воду 26.3.1904 г., введен в строй 10.11.1904 г. Водоизмещение – 442 т, размерения – 57,7х9,5х1,2 м. Мощность – 1400 л.с. (ПМ – 2, 2 ПК), скорость – 13 уз. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, рубка 75 мм. Экипаж – 86 человек. Вооружение: два 120-мм/35, одно 120-мм/10, два 37-мм орудия, один пулемет. А это первенец Дунайской флотилии, но после солидной модернизации С уважением Ю

nemos: Юрген пишет: А это первенец.... а с какой книги ?

Юрген: nemos пишет: с какой книги Из собрания М. Богданова. У меня она только в э/виде. Австро-Венгерский монитор «Лейта» («Leitha»). Построен в Будапеште, вошел в строй в 1871 г., реконструирован и перевооружен в 1893 г. Водоизмещение – 315 т, размеры – 50,6х8х1,1 м., мощность – 700 л.с. (ПМ – 2, 2 ПК), скорость – 8 уз. Броня: борт 44 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Экипаж – 59 человек. Вооружение: одно 120-мм/35, два 47-мм пятиствольных орудия, один пулемет. А это последний из австрийских мониторов. С уважением Ю.

nemos: ...ясно ...спасибо

Лапоть: Юрген, в 1919-м именно эти мониторы участвовали в боях?

Автроилъ: "Seidlitz" в Вильгельмсхафене.

nemos: Автроилъ -нет слов...

Ad rem: Автроилъ пишет: "Seidlitz" в Вильгельмсхафене "Дредноут проект" великий сайт

Юрген: Лапоть пишет: в 1919-м именно эти мониторы участвовали в боях? По условиям Версальского мирного договора, закрепившего результаты - Первой мировой войны, Австрии и Венгрии как побежденным странам было разрешено содержать только силы речной охраны, корабельный состав которых не должен был превышать восьми патрульных судов, каждый водоизмещением до 130 т, и двух до 60 т, а также десяти полицейских катеров. Максимальная численность личного состава ограничивалась сотней офицеров и полутора тысячами матросов. Посему у венгров остались лишь бронекатера. Все мониторы были в декабре 1918 г. переданы под контроль союзников. За исключением Inn, который 28.11.17 г. подорвался на мине, был поднят и отправлен на ремонт в Будапешт. 21.0318 г. передан в собственность Венгерской Советской республики и в июле 1918 г. вошел в состав Венгерского флота. В ноябре 1919 г. был интернирован Югославией. 15.0420 г. передан Румынии. А на фото монитор «Босна» («Bosna»), заложен в 1914 г., спущен на воду в 1915 г., введен в строй 9.7.1915 г.), Водоизмещение – 580 т, размеры – 62х10,3х1,3 м., мощность – 1750 л.с. (ПМ – 2, 2 ПК), скорость – 13,5 уз. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Экипаж 91 человек. Вооружение: два 120-мм/45, два 120-мм/10, два 66-мм, два 47-мм орудия, семь пулеметов.



полная версия страницы