Форум » "Железный" раздел » Суда ОКПС » Ответить

Суда ОКПС

архивист:

Ответов - 119, стр: 1 2 3 4 All

vvy: ssergey x 100 пишет: Обычно эти "малыши" жили долго . Минонсцы № 101 и № 105 в составе ОКПС заменили барказы "Ласточка" и "Лебедь". В 1908 г. эти миноносцы еще плавали.

VAS63: Цирюльник Федериго пишет: Если есть возможность упомянуть источник, был бы очень признателен. Пользовался документами не архивными, но (конечно с оговорками) заслуживающими доверия: из музея МЧ ПВ + монографии по этим вопросам + материалы исследований известного пограничного историка Ф. Мошкова. Во всех изданиях достаточно ошибок, в том числе и в этих, как и у всех прочих, практически без исключения. Но, обычно флотские историки в отличие от пограничных мало обращают внимания на многочисленные, иногда по нескольку раз в год, преобразования в ВЧК-ОГПУ-НКВД и в погранвойсках в частности. В 1919-1925 этих реформ было немеряно, пунктиром (извините за общеизвестные факты): Декретом от 30 марта 1918 г. упраздняется ОКПС (вернее тогда уже ОПК) и при Наркомате финансов создано Главное управление погранохраны. Затем декрет 28 мая 1918 г. об учреждении при Наркомате финансов Пограничной охраны и ГУПО. Формируются погранокруга, затем преобразуются в пограничные дивизии. В марте 1919 года в составе 1-й пограничной дивизии была создана пограничная флотилия. Затем 11 сентября 1919 года приказом ГУПВ № 64 флотилия была расформирована, а судовой состав передан Балтийскому флоту. С 24 ноября 1920 г. охрана границ возлагается на Особый отдел ВЧК по охране границ. Особотделам передаются плавсредства, а в течение 1921 г. формируются флотилии на Балтике, Каспии, Севере. Приказами РВСР 2 февраля 1922 года № 261/36 и № 262/36 вводятся «Инструкция передачи средств морской охраны границ ВЧК Морскому командованию» и «Положение о взаимодействии военно-морского командования, Особотделов по охране границ РСФСР и Морской инспекции Управления войск ВЧК», согласно которым погранфлотилии (где были сформированы) и погрансуда передаются флоту, который обязан сформировать отряды погранохраны, которые будут "оперативно подчиняться ВЧК". 6.2.22 г. ВЧК упраздняется, вместо нее создается ОГПУ, но задача охрану границ ОГПУ ставится только 27 сентября 1922 года постановлением СТО о передаче охраны границ в ведение ГПУ и создании Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ, которому по этому постановлению должны быть возвращены погрансуда. Кстати вот нашел в монографии Ф. Мошкова: Помощник Главкома по морским делам приказал передать ГПУ: Финско-Ладожский отряд судов пограничной охраны и т.д. ... Но флотилии ОГПУ формируются только приказом ГПУ № 5/1 от 2 января 1923 г. Извините за многословность. Это к вопросу о том, что многие авторы в своих трудах автоматом пишут - если пограничник - значит флотилия МПО ОГПУ. К слову, в пограничных документах сокращения МПО вместо морпогранохрана никогда не встречал, чисто флотское изобретение. По миноносцу 101 (б. «Котлин») неоднократно читал в разных источниках, что он как и 105 был к 1906 году сильно изношен, разоружен и, хотя и был перевооружен ОКПС, в силу изношенности использовался только как брандвахта. Но... ... все мы ошибаемся, если в чем-то неправ, извините, никого не хотел обидеть. Если поправите, буду только рад. С уважением.

DOCTOR: Спасибо ! - неплохое фото "Роксаны".

Гайдукъ: ssergey x 100 пишет: Трудно сказать. На фото он под флагом ОКПС. Обычно эти "малыши" жили долго . vvy пишет: № 105 в составе ОКПС заменили барказы "Ласточка" и "Лебедь". В 1908 г. эти миноносцы еще плавали. В 1908 году плавали а 23 июля 1910 года 105-й был продан в Ревеле с аукциона частному лицу за 1836 рублей. Правда стоит заметить что продали судно не сразу так как первый аукцион проходивший а Ревеле 2-5-ого июля 1910 года судьбу судна не решил и пришлось снизив цену проводить повторные торги. С уважением ГАА

VAS63: Гайдукъ пишет: 23 июля 1910 года 105-й был продан в Ревеле с аукциона частному лицу за 1836 рублей. Большое спасибо за информацию. По 101-му у Вас сведений нет? Про сильную изношенность 101-го и 105-го читал, сейчас книги нет, но по-моему, у Мельникова Р.М. Значит, не все так было плохо. Отдельное спасибо уважаемому DOCTORу за фото Роксаны. Раньше встречал этот снимок только отвратительного качества. С уважением.

Гайдукъ: VAS63 К сожалению периодика молчит по 101-му. Зато на 116 поставили мотор Скандия и сделали моторной баржей. Его корпус был куплен в 1913 за 490 рублей а после установки мотора оценен уже в 9100. Во как. Прошу прощение за оф-топ и отхождение от темы.

Гайдукъ: А погранцы однако иногда и лихачили. 25.5.1910, вторник,Таможный крейсер АБРЕК в море при попытке остановить для досмотра шхуну PETRUS эстляндских судовладельцев применил оружие. В начале как и положено 2 холостых выстрела, потом 1 в борт. Парусник приведен в Виндаву. Подозревали что он замешен в контрабанде но при досмотре контрабанды не обнаружили. Ремонт за счет государя. (Переборка периодики и перевод с эст. ув. П.А.( не мог не вспомнить ибо мой комп набит информацией полученой благодаря этому чел.)

ssergey x 100: На Кронштадском рейде "Ласточка" и КР "Адм. Нахимов" 1904 г.

VAS63: Не совсем по теме ОКПС, но не знаю, куда еще "Воровского" поместить. На фото "Воровского" года до 30-го он с одной мачтой в центре, а на более поздних, после 30-го - с двумя мачтами, причем в других местах. Интересно, когда и, главное, зачем ему сняли мачту в центре корпуса и поставили две - около надстройки и в корме?

Гайдукъ: Ed VAS63 У меня к Вам как к специалисту по погранцам вопрос. Не секрет что по уши повяз в Финлянском обществе легкого пароходства и его верьфи. От хороших людей выяснилось что в журнале ТЕПЛОХОДЪ начала века есть упоминание о строителтьстве упомянутой верьфью катеров для ОКПС. Есть ли у Вас об этом хоть малейшие упоминания и куда попали эти катера (регионы, бригады и т.д.)

NORD: Для VAS63! Нижнее фото - ПС "Ярославна", датирется мартом 1920 г., а верхнее фото - ПС "Воровский", по моему, уже на ДВ. С уважением, nord.

pz.kpfw: скорее наоборот - Ярославна не несла две мачты, их уже во Владике поставили на Воровский

ssergey x 100: NORD пишет: Нижнее фото - ПС "Ярославна", датирется мартом 1920 г. Уважаемый NORD ! Думаю, что все же это "Воровский" во Владивостоке после 1930 г. Очень маловероятно, чтобы на Севере в (марте 1920 г) на "Ярославне" с мачтами развлекались (ставить мачту, а потом снимать). На ДВ она шла с одной мачтой. Там тогда, похоже не до этого было ! С Уважением !

VAS63: Уважаемые ssergey x 100, pz.kpfw, NORD pz.kpfw прав, Ярославна была однозначно с 1 мачтой, не буду приводить многочисленные фото, в том числе утянутые с этого форума . Верхнее фото (с 1 мачтой) - примерно 1924, скорее всего переход во Владик, здорово похоже на то, что pz.kpfw выкладывал. Нижнее (с 2 мачтами) - датируется 1938 годом, подпись "Воровский возвращается из похода". Есть фото 1930 года - тоже с одной мачтой. На Севере в 1924 Воровский хоть и ремонтировался перед переходом, уходил точно с одной мачтой. Рад, что мой дурацкий вопрос (он меня давно озадачивает) вызвал такую заинтересованность. Может разберемся сообща. 2 Гайдукъ Польщен, что Вы меня так круто оценили Гайдукъ пишет: к Вам как к специалисту по погранцам Журнал ТЕПЛОХОДЪ начала века, к сожалению, не видел, поэтому не представляю о чем речь. На самом деле темой истории морпогранохраны интересуюсь очень недавно, хотя, признаюсь, зацепило. Пока не могу похвастаться серьезными результатами. Есть довольно известные списки плавсредств ОКПС предвоенного периода, по малым судам ОКПС, особенно катерам - очень пока плохо освещено, в отличие от крейсеров. Если нужны списки - перешлю. С уважением!

Гайдукъ: VAS63 но это было бы верхом желания. Меня пока не зацепило как Вас но где то в душе я понимаю что скоро я уже не куда не денусь от этого в Балтийском регионе. Близкие темы сами выводят на это и они становятся "пограничными".

DOCTOR: таможенный НЫРОК ( постр 1873 г. в Англии ) При 25 т. - длина 21 м. Исключен 10-01-1898

vvy: Тритон пишет: наоборот. Как я вижу события. "Ястреб" Одесской бригады погибает, ОКПС от его спасения отказывается, так как он, видимо, как и "Ворон" серьезно болен на котлы и заказывает новый моторный "Ястреб". Но пароход подымают и он получает себе другого владельца - Управление Госимущества. Вот только документами это пока подтвердить пока невозможно. Нашел следующее сообщение, датированное 18 августом 1910 г.: "Крейсер пограничной стражи «Ястреб» передан от Министерства финансов в Главное управление землеустройства и земледелия для охраны рыбных промыслов Черного моря."

vvy: Кто-нибудь знает технические элементы парового катера Военного ведоства "Ласточка", построенного в 1885 г. товариществом Беллино-Фендерих?

VAS63: vvy пишет: Нашел следующее сообщение, датированное 18 августом 1910 г.: "Крейсер пограничной стражи «Ястреб» передан от Министерства финансов в Главное управление землеустройства и земледелия для охраны рыбных промыслов Черного моря." Уважаемый vvy. Не подскажете источник, и, если не затруднит, более подробно по этому вопросу. Давно интересовался судьбой "Ястреба" PS Я не ошибаюсь, Главное управление землеустройства и земледелия входило в Министерство земледелия и государственных имуществ?

vvy: VAS63 пишет: более подробно по этому вопросу. Подробнее не могу - привел практически дословный контент. VAS63 пишет: Не подскажете источник Это была подшивка газетных вырезок совсем не по флотскому поводу:). VAS63 пишет: Я не ошибаюсь, Главное управление землеустройства и земледелия входило в Министерство земледелия и государственных имуществ? Если мне не изменяет склероз, упомянутое Вами министерство было образовано в 1915 г. Можете погуглиь в сети, там это должно быть.

VAS63: Уважаемый vvy, спасибо! Погуглил, оказалось - с точностью до наоборот: Главное управление землеустройства и земледелия - образовано на основании Высочайшего указа сенату 6 мая 1905 г. из министерства земледелия и государственных имуществ. Теперь буду знать...

Vagabond: Морские пограничники России. Автор: Рягин С.К. http://docklife.ucoz.ru/publ/1-1-0-3

Гайдукъ: Vagabond По моему ее печатали в одном из ранних номеров ГАНГУТА или это конспеляция с той статьи? Если бы еще НЫРКА -АБРЕКОМ в подписти не обозвали

pz.kpfw: Гайдукъ пишет: По моему ее печатали в одном из ранних номеров ГАНГУТА это именно она из номера 4. там еще какие то косяки были - на балансере обсуждали, чуваки содрали и не парились

PSW: "Орел"

Валерий-П: Рамзес пишет: 26 10 1874 г.В списки флотилии зачислен паровой крейсер “Часовой”, который начал охранять восточное побережье Каспийского моря 1885 г. О том, что паровой крейсер «Часовой» с момента вступления в строй сразу же был отправлен по Мариинской системе в Каспийское море встречаем и у коллектива авторов историко-документального очерка «Пограничный надзор на море» В.Боярский, В.Дмитриев,Н Кудинов. Граница. 2006 г стр.46. К 1 января 1888 года паровая шхуна (крейсер) «Часовой» в составе судов Балтийской таможенной крейсерской флотилии. К 1895 году шхуна «Часовой», единственное судно, несло службу на значительном протяжении на Балтике, на дистанции Рижской и Аренбургской бригад. В навигацию 1895 года, в первый раз за 23-летнее существование крейсерской флотилии, с ней произошло несчастие. В ночь с 16 на 17 сентября шхуна «Часовой», следуя из Ревеля в Ригу при повороте в Моонзунд в тумане наскочила на камни Штапельботенского рифа и потерпела крушение. Командир шхуны, испробовав все меры, оказавшимися безуспешными, убедившись, что собственными средствами судно с камней снято быть не может, счел необходимым в видах безопасности экипажа оставить судно и, захватив с собой денежный ящик, вахтенный журнал, казенные книги, документы и небольшое количество провизии и пресной воды, на гребных судах переправить команду на остров Вормс на пост Пограничной стражи, откуда и донес по телеграфу о случившемся начальству Пограничной стражи, командиру Ревельского порта и Ревельскому Спасательному обществу. Со следующего дня стали прибывать суда, которые сначала приступили к спасению имущества шхуны «Часовой», которое и было спасено почти полностью, хотя частью и попортилось. Затем шхуна была стащена с камней пароходами Спасательного общества «Метеор» и «Фрея» при содействии судов Ревельского порта «Могучий» и Крейсерской флотилии «Страж», «Нырок» и «Лебедь» и затем отведена на буксире в Гельсингфорс, где была поднята для осмотра и исправления на эллинге машинно-и мостостроительного общества. Шхуна, хотя и получила серьезные повреждения, как по корпусу, так и по машине, однако. комиссия из морских офицеров при участии техников по судостроительной и механическим частям пришла к выводу, что по капитальном исправлении, судно это с успехом может еще долгое время продолжать службу. Командир судна и его помощник - штурманский офицер должны были быть преданы суду, но благодаря ходатайству шефа Пограничной стражи министра финансов по соглашению с управляющим Морским министерством перед Великим князем генерал-адмиралом Алексеем Александровичем дело было окончено в административном порядке, с принятием убытков по этому делу на счет казны и с наложением на виновных в этом деле лиц только дисциплинарных взысканий по усмотрению командира Корпуса, на что последовало Высочайшее соизволение. Переведен же был крейсер «Часовой» на Каспий после 1897 года на основании Приказа шефа Пограничной стражи № 20 от 1897 года. Предварительно котлы крейсера были приспособлены к отоплению нефтью, устроены на нем железные цистерны для хранения последней. произведена замена имевшегося холодильника новым, с медными трубами, центробежной и циркуляционной помпой. Чернушевич М.П. Материалы к истории Пограничной стражи: Историческая хроника. Москва. Граница. 2015 г. стр 245 - 251

Юрген: Валерий-П пишет: на что последовало Высочайшее соизволение. Похоже Николай II моряков за аварии без жерт не наказывал. Например, упопили броненосец "Гангут". Командира капитана 1 ранга К.М.Тихоцкого, флагманского штурмана Практической эскадры штабс-капитана Ф.А.Тимофеевского. штурмана корабля штабс-капитана Г.С.Штольца, механиков Н.М.Русначенко и А.А.Гаврилова судили, но их спасло то, что через пять дней после гибели броненосца, когда еще не были известны результаты следствия, вышел приказ по Морскому ведомству. В нем говорилось, что император Николай II «обратил внимание на выказанные в этом несчастном случае со стороны флагмана, командиров и офицеров броненосца энергию и распорядительность, благодаря которым в минуты крайней опасности был сохранен на судне образцовый порядок и удалось спасти всех находившихся на нем людей», за что всем чинам погибшего броненосца «изъявлено царское спасибо». Вот так, угробили новенький корабль и "спасибо".

Валерий-П: "При постановке 31 мая 1885 года на мель броненосной батареи "Кремль", против поста Пограничной службы Вайнопе, первоначальная помощь экипажу судна была подана чинами названного поста, руководимыми Тольсбургским отрядным офицером Ревельской бригады Пограничной стражи ротмистром бароном Клодтом фон Юргенсбург, который прибыл первым к бедствующему военному судну и оказал самое энергичное и усердное содействие при устройстве на берегу офицеров и нижних чинов этого судна, а также при спасении багажа их и части казенного имущества. При свозе с батареи команды и судового имущества, наравне с судовыми баркасами делала непрерывные разъезды с судна на берег и обратно казенная шлюпка поста Вайнопе под личным управлением названного офицера, а по прибытии на берег экипажа, остававшегося двое суток без пищи, ротмистр барон Клодт прежде всего распорядился о немедленной выдаче в распоряжение чинов батареи "Кремль" всей имевшейся в наличности на посту Вайнопе провизии и принял затем необходимые меры к продовольствию экипажа на все время пребывания последнего на посту. Вместе с тем названным офицером были сделаны все нужные распоряжения относительно расквартирования офицеров и команды батареи частью в постовом доме, частью же в ближайших частных домах, а также и относительно снабжения экипажа, в особенности же 7 больных матросов, насколько то было возможно , сухим платьем и бельем. В дальнейших распоряжениях по оказанию помощи экипажу батареи "Кремль" офицеры и команда этого судна, как то засвидетельствовано и командированным к мысу Вайнопе вице-адмиралом Пилкиным(К.П.), встретили самое горячее и ревностное содействие со стороны прибывших к месту аварии, по отправленным ротмистром бароном Клодтом телеграммам, таможенных крейсеров "Ласточка" и "Лебедь", а так же явившегося на пост Вайнопе, вслед за крушением батареи "Кремль", командующего Балтийской таможенной крейсерской флотилией капитана 1 ранга Мартьянова и прибывших также, по распоряжению начальника С.-Петербургского тамженного округа действительного статского советника Львовского, офицеров Стражи. Во внимание к столь похвальной деятельности вышепоименованных лиц управляющий  Министерством финансов 5 июля 1885 года испросил Высочайшее соизволение на награждение ротмистра барона Клодта фон Юргенсбурга орденом Св. Анны III степени и на объявление от Имени Его Императорского Величества Монаршего благоволения следующим лицам: начальнику С.-Петербургского таможенного округа действительному статскому советнику Львовскому, командиру Ревельской бригады Пограничной стражи генерал-майору Сиверсу, командующему Балтийской таможенной крейсерской флотилией гвардейского экипажа капитану 1 ранга Мартьянову, командиру 1-го отдела Ревельской бригады подполковнику Бенико, штаб-офицеру для поручений при начальнике С.-Петербургского таможенного округа подполковнику Ограновичу, командирам таможенных крейсеров паровых баркасов "Ласточка" капитану 2 ранга Игнатьеву и  "Лебедь" лейтенанту Кубе (всеподданнейший доклад министра финансов 5 июля 1885 года и Высочайший приказ по Пограничной страже 5 июля 1885 года)". Там же стр. 337-338.

Валерий-П: На защите экономических интересов России на море (1801 - 1893 гг.) В. Боярский,  Г. Карпов, А. Молотков, А. Плеханов, А. Плеханов. "... Началась пограничная морская служба и на Каспийском море. С этой целью была построена таможенная вооруженная яхта "Марфа", которая совместно с флотилией осуществляла крейсирование". Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.   http://pvrf.narod.ru/mor/1801-1893.htm Таможенная яхта "Марфа" Бакинской таможни Закавказского таможенного округа в 1841-1842 гг., вероятно, стала первым кораблем, с командования которым началась карьера молодого офицера мичмана Ристори, контр-адмирала, генерал-лейтенанта, члена Главного морского суда Ристори Павла Иосифовича. За шесть с лишним лет эта яхта кроме финансирования ее содержания не принесла никакой пользы и даже ни разу не была применима на практике. Судно начато строением на Астраханской верфи 1 апреля 1837 года. Заложено 14 апреля 1837 года. Спущено на воду 21 июля 1837 года. Яхта была готова к выходу в море 1 августа 1837 года, но вследствии неприбытия приемщика, будучи во всей готовности, оставалась на рейде до поздней осени, а затем была разоружена и поставлена на зимовку вместе с военными судами в Астрахани. В марте 1838 года вновь вооружена и испытана плаванием по реке Волга, причем оказалось, что она имеет значительный крен, а потому, по заключению флотских офицеров, понадобилось укоротить грот-мачту, сделать ее тоньше, уменьшить парусность и сделать некоторые исправления. Окончательно сдана Закавказскому таможенному округу 3 мая 1838 года, а поступила в ведение Бакинской таможни 7 июля 1838 года. Вплоть до 1841 года не употреблялась ни разу из-за отсутствия достаточного экипажа.(!?) В 1841 году было решено укомплектовать ее нижними чинами 45 флотского экипажа. Командир мичман Ристори неоднократно обращался к руководству с предложениями по ремонту; что-то ему удавалось сделать. Однако, она оставалась опасной для выхода в море. Были предложения передать яхту в Морское ведомство, но оно решительно отказалось. А потому единственным средством для отвращения убытков была признана публичная продажа. 10 декабря 1843 года таможенное судно  "Марфа" было продано с аукциона за 231 рубль серебром. Рассказ о драматической судьбе "Марфы" я почерпнул из труда Чернушевича М.П. Стр. 394-399



полная версия страницы