Форум » "Железный" раздел » Русское судоходство на Дальнем Востоке » Ответить

Русское судоходство на Дальнем Востоке

ssergey x 100: Господа ! Всё что связано с вопросами по русскому судоходству на Дальнем Востоке сюда ! С уважением !

Ответов - 62, стр: 1 2 3 All

Al Pi: andreyfinn пишет: одновинтовый грузовой пароход PROGRESS ... Во время РЯВ переведен од новрежский флаг. В период, когда п/х находился под новережским флагом он название не менял?

Al Pi: Рамзес пишет: буксир АВОСЬ... 61 брт / 32 грт / 12,38 нрт 24,36 - 4,86 - 1,22 / 2,13 м (80 - 16 - 4 / 7 фут) 1 ВДР 200 лс 9 узл ... Регистр 1914 г дает ему просто несусветные для таких размеров вместимость как чистую так и общую - видно при наборе запятая сместилась и сразу внимания не обратили Согласно списку коммерческих судов приписанных к Владивостокскому порту (1904 г) буксирный пароход имел следующие характеристики: длина - 80 футов ширина - 16 -- углубление - 9 -- количество поднимаемого груза - 61 3/4 ласта или 123,5 т патент выдан на ближнее плавание.

Al Pi: Рамзес пишет: 27 «Лесник» порту 50 1897 «Лесник», шхуна Министерства земледелия и государственных имуществ, точнее Приамурского управления государственных имуществ. Парусное. Палуб одна, мачт две, вооружение шхунское. Корпус шхуны выстроен из дерева и подводная часть обшита медью. Длина – 75 ф. Ширина - 22 ф. 6 д. Углубление 8 ф. 2 д. Количество поднимаемого груза - 43 ½ ласт. Из числа конфискованных шхун под названием «Войт». Передана Владивостокским портом в распоряжение по Министерству земледелия и государственных имуществ в 1897 г. в распоряжение Военного губернатора Приморской области. Арестована 24 января 1904 г. в Нагасаки, где находилась на зимовке.

andreyfinn: Al Pi пишет: В период, когда п/х находился под новережским флагом он название не менял? такими данными не располагаю. Al Pi пишет: «Лесник», шхуна Министерства земледелия и государственных имуществ, точнее Приамурского управления государственных имуществ. Лесник (81 нрт./87 брт.) - на начало 1904 г. во фрахте у Кайзерлинга. Захвачен в Нагасаки призовой партией с Katsuragi 10.02.04 г. (н.ст.). Находился в порту на зимовке без экипажа - судовой агент китаец Chen-Ming-Chiu. 18 апреля 1904 г. судно и груз (соль, пустая деревянная тара) конфискованы по решению Сасебского призового суда.

Al Pi: Увы нет. Располагаю сведениями только по Владивостоку.

Рамзес: Al Pi - а у Вас на период гражданской войны и сразу после нее по судьбам буксиров из Владика ничего нет ? Десятка 2 такого добра (кроме уведенных Старком) просто пропадают в никуда и концов пока не нашел - может что есть у Вас ? Боев то там особых не было и кромеситуации со Старком массовых угонов тоже.

Al Pi: Нет. Я сам "железом" не занимаюсь, но кое-какие сведения по казенным и коммерческим судам во Владивостоке во время русско-японской войны, по ходу дела выписывал.

Al Pi: Georg G-L пишет: Дислокация русского торгового флота на Дальнем Востоке к началу РЯВ (Желтое море, Корейский пролив, Квантунский п-ов, без учета плавсредств во Владивостоке) Надо бы добавить сюда еще пароход "Бетти" (1644,7 нрт, товарный, Русско-балтийское пароходное общество, порт приписки Рига). Пришел во Владивосток из Порт-Артура 24 декабря 1903 г. и 20 января 1904 г. вышел в японский порт Муроран за грузом угля для Сингапура. Прийдя 23 января в Муроран получил только 300 тугля, что бы дойти до ближайшего российского порта. 30 января вернулся во Владивосток. В течение всей войны судно оставалось во Владивостоке. Весной 1905 г., если не ошибаюсь, совершило один или два рейса с грузом на Сахалин.

Al Pi: Georg G-L пишет: С разрешения ув. andreyfinn размещаю список! Дислокация русского торгового флота на Дальнем Востоке к началу РЯВ (Желтое море, Корейский пролив, Квантунский п-ов, без учета плавсредств во Владивостоке) ... «Эдуард Бари» (хозяин - Х.Й. Палиссон, СПб). следовал рейсом из СПб в Порт-Артур (груз Морского ведомства). 21 января вышел из Шанхая. 28 января прибыл в Порт-Артур из Шанхая. 29 января переведен в Дальний. Пароход принадлежал "Северному пароходному обществу". Устав общества высочайше утвержден 25 февраля 1900 г. (ПСЗРИ № 18200). Учредителями были: тайный советник Владимир Николаевич Рейтц, потомственные почетные граждане Петр Петрович Берг и Роберт Иванович Паллизен и с.-петербургский 1-й гильдии купец Павел Григорьевич Мерк. Общество учреждалось "для устройства и содержания пароходных сообщений между русскими и иностранными портами, с целью перевозки пассажиров и грузов". Было тесно связано с Датско-русским пароходным обществом. Кроме "Эдуарда Бари" (2169,45 нрт) СПО к началу 1904 г. принадлежали пароходы "Барон Дризен" (3602 нрт), "Князь Горчаков" (2477 нрт) и "Герман Лерхе" (1871 нрт). Оказавшись в Порт-Артуре "Эдуард Бари" был "отчужден" по балансовой стоимости - 430254 р. 85 к. и правление СПО весьма сожалело о том, что своевременно списало часть его стоимости.

Al Pi: Georg G-L пишет: С разрешения ув. andreyfinn размещаю список! Дислокация русского торгового флота на Дальнем Востоке к началу РЯВ (Желтое море, Корейский пролив, Квантунский п-ов, без учета плавсредств во Владивостоке) ... «Россия» (хозяин - A.Moрдухович, Одесса) следовал рейсом из Одессы во Владивосток с заходом в Нагасаки (фрахт РОПиТ). 25 января захвачен японцами у о.Найпинг Пароход принадлежал Акционерному обществу пароходство "Русь". Устав общества высочайше утвержден 26 ноября 1899 г. (ПСЗРИ № 17796). Учредителями были: потомственный дворянин Яков Иванович Савич и кронштадтский 1-й гильдии купец Адольф Самуилович Мордухович. Возможно А. Мордухович был фактическим владельцем предприятия. Общество учреждалось "для устройства и содержания пароходных сообщений между портами Балтийского, Черного и других морей и портами Дальняго, с целью перевозки пассажиров и грузов". "Россия" была приписана к СПб. порту, но плавала исключительно на Дальнем Востоке. Других судов общество не имело. Помоему, судно вышло 23 января из Дальнего и направлялось в Нагасаки.

Рамзес: Насчет Бетти (если верить Русскому судоходству) вскоре после выхода из Мурорана пытались задержать 2 японских военных корабля, однако начался шторм и пароход благополучно "оторвался" от конвоиров. Реальный ли это факт или из серии "охотничья байка" и кто участововал от японцев (если участвовал) для меня ? Тот же журнал пишет что всю войну стоял в порту и вроде никуда не бегал. Ну это уважаемый andreyfinn пожалуй лучше меня расскажет - в моих поисках РЯВ боковая ветка.

Al Pi: Georg G-L пишет: С разрешения ув. andreyfinn размещаю список! Дислокация русского торгового флота на Дальнем Востоке к началу РЯВ (Желтое море, Корейский пролив, Квантунский п-ов, без учета плавсредств во Владивостоке) ... «Александр» (хозяин - Г.Г.Кейзерлинг). Китобойное судно. 28 января захвачено японцами при стоянке на ремонте в Нагасаки. «Михаил» (хозяин - Г.Г.Кейзерлинг). Китобойная база. 28 января захвачена японцами, северо-восточнее о- вов Цусима в проходе Броутона «Николай» (хозяин - Г.Г.Кейзерлинг). Китобойное судно. 28 января захвачен японцами у восточного побережья Кореи. Суда принадлежали "Тихо-Океанскому Китобойному и Рыбопромышленному акционерному Обществу Графа Г. Г. Кейзерлинга и Кº". Устав общества высочайше утвержден 9 апреля 1899 г. (ПСЗРИ № 16725). Учредители: граф Генрих Гугович Кейзерлинг и граф Альфред Гугович Кейзерлинг. Общество учреждалось "для развития китобойного промысла графа Г. Г. Кейзерлинга в Охотском, Японском, Корейском и Беринговом морях, у берегов Сахалина, у бухт св. Владимира и Гайдамак и в устье реки Амура с их заливами, проливами и реками, равно для производства во всех указанных водах различных других морских и речных водных промыслов, а так же для приготовления консервов и вообще утилизации всевозможных продуктов означенных промыслови для торговли этими продуктами и изделиями из них". Общество владело 4 судами: "Михаил" (2144,21 нрт), "Александр" (56,51 нрт), "Николай" (49,36 нрт) и "Георгий" (49,46 нрт).

Al Pi: Рамзес пишет: Бетти (если верить Русскому судоходству) вскоре после выхода из Мурорана пытались задержать 2 японских военных корабля, однако начался шторм и пароход благополучно "оторвался" от конвоиров. Реальный ли это факт или из серии "охотничья байка" Скорее утка. Кажется РС ссылалось на какую-то телеграмму. Если бы там был на самом деле был какой-то "подвиг", то история получила бы продолжение, а его не было. Во всяком случае такого рода сведений нет в "историческом журнале" Владивостокского порта (РГА ВМФ Ф. 524. Оп. 1. Д. 71). Там, наоборот, со слов шкипера, сообщается, что "26 января пароход "Бетти" вышел во Владивосток и, идя Сангарским проливом не встретил ни одного японского судна".

Al Pi: «Маньчжурия» (РВАК) следовал рейсом из СПб в Порт-Артур (груз Морского ведомства). 21 января вышел из Шанхая. 27 января при подходе к Порт-Артуру захвачен японцами. Судно принадлежало акционерному обществу «Русское Восточно-Азиатское пароходство». Устав общества утвержден 15 мая 1899 г. (ПСЗРИ № 16874). Учредители датский подданный, торгующий по первому разряду в городе Риге, Нильс Петр Борнгольдт и потомственный почетный гражданин Федор Николаевич Гефдинг. Учреждалась "Для перевозки грузов и пассажиров, между русскими и иностранными портами, преимущественно на дальний Восток и обратно". Фактически филиал известной датской Восточно-Азиатской компании. Суда РВАП включены в список судов EAC: http://www.theshipslist.com/ships/lines/eastasiatic.htm Перед русско-японской войной владело 4 пароходами, в том числе крупнейшим судном российского торгового флота "Корея" (3944,4 нрт), а также "Манчжурия" (3924 нрт), "Малайя" (3154 нрт) и "Китай" (2993 нрт).

ssergey x 100: ПХ "Харбин" о-ва КВЖД

Al Pi: Рамзес пишет: Насчет Бетти (если верить Русскому судоходству)... Тот же журнал пишет что всю войну стоял в порту и вроде никуда не бегал. Если быть совсем точным совсем точным: "Пароход русско-балтийского общества «Бетти», находившийся во время войны во Владивостоке, пришел оттуда в Сайгон" (РС. 1906. № 1. С. 132). Это сообщение можно толковать по разному, либо что он всю войну простоял в Золотом Роге, либо, что работал в окрестностях Владивостока. В 1904 г. он скорее всего действительно никуда не ходил. А вот относительно 1905 г., мне кажется, что где-то я упоминание о его использовании встречал, но могу и ошибаться.

Рамзес: Al Pi - есть помесячка за 1905 г (к сожалению самого журнала нет - только эти выписки типа хроники). Там в период с 1. по конце 1905 г для Бетти просто - стоит в порту Владивостока. В принципе конечно мог куда в окрестностях и сбегать только для Сахалина в то время каждый такой визит СОБЫТИЕ и где - то наверняка могло промелькнуть. Если бы бегал - груза или людей должен привести немало. Вот только ни каторжников неи вывезли ни особо усиления оружием гарнизон не получил - да и опасно уже в тех водах весной 1905 стало, джапы свои миноносцы туда еще до Цусимы гонять стали а вот с конвоем для него Во владике тогда негусто было.

andreyfinn: Рамзес пишет: andreyfinn пожалуй лучше меня расскажет могу добавить только то, что в 1903 г. "Бетти" был зафрахтован Морведом для доставки части 2 боекомплекта для судов Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре (прибыл осенью 1903 г.). Недостающий боекомплект также "довозили" на "Воронеже" (ДФ, ушел обратно на Балтику в январе 1904 г.), "Манджурии" (РВАК, перехвачен японцами у Артура) и "Смоленске" (ДФ, вышел из Одессы 20 января 1904 г. - ст.ст., вместе с отрядом Вирениуса вернулся обратно).

Al Pi: В плане самоопровержения: Сведения о числе судов посетивших Владивостокский порт в 1905 г. январь пришло 8, вместимостью 16121 т, привезено грузов 1117578 пуд. ушло 5, вместимостью 10356 т, вывезено грузов 0 пуд. февраль пришло 1, вместимостью 2210 т, привезено грузов 0 пуд. ушло 1, вместимостью 1469 т, вывезено грузов 0 пуд. май пришло 1, вместимостью 1794 т, привезено грузов 0 пуд. ушло 0 сентябрь пришло 2, вместимостью 2079 т, привезено грузов 126176 пуд. ушло 2, вместимостью 2079 т, вывезено грузов 0 пуд. ... Итого пришло 157, вместимостью 243245 т, привезено грузов 11379370 пуд. ушло 126, вместимостью 189882 т, вывезено грузов 21054 пуд. (Обзор Приморской области за 1905 год. Владивосток, 1906) В январе "Бетти" точно стояла во Владивостоке, а вот в феврале и мае к ней тоннаж не подходит.

vvy: andreyfinn пишет: на "Воронеже" (ДФ, ушел обратно на Балтику в январе 1904 г. 16 января ушел из Порт-Артура. andreyfinn пишет: "Смоленске" (ДФ, вышел из Одессы 20 января 1904 г. - ст.ст., вместе с отрядом Вирениуса вернулся обратно). Интересно, что он считался в январе - марте 1904 г. состоящим в распоряжении Морского ведомства по цене 951 руб. 77 коп. за сутки.

Рамзес: На Дальнем Востоке на 1914 год была весьма большая компашка буксиров частных хозяев явно купленных после РЯВ и позднее неизвестно куда девавшихся. Вероятно или погибли или сданы на слом после гражданской – списки угнанного Старком есть – эти туда не входили. ТТХ и владельцы на 1914 г. есть ну а больше ничего. Может кому что встречалось по ним – даты покупки или предыдущие имена с владельцами ? Ну а если судьбы до упора так и вообще прекрасно. Часть 1. 1) одновинтовой стальной однопалубный одномачтовый буксир АВОСЬ 1897 г.Глазго для Суворова, в конце 1898 г пришел и в начале 1899 г приписан к Владивостоку – у него к началу РЯВ,ок. 1910 г куплен для Владивостокское купеческое Общество Взаимного кредита 2) одновинтовой деревянный двухмачтовый однопалубный буксир БАТРАК 1911 г. хозспособ в зал. Петра Великого для П.Ф. Катовщикова, приписка Владивосток № 131, 3) одновинтовой стальной одномачтовый однопалубный буксир RYNDA 1911 г Цинтао для немецкого хозяина, вскоре после постройки как БОЙКИЙ купили Х Циммерман и П Домышельский приписка Владивосток № 116, 4) одновинтовой деревянный безмачтовый однопалубный буксир - имя ? 1899 г. Гонконг (? - з-д. Whampoa), для местного хощяина,к 1913 г как ГАНЗА купил В.М.Ни приписка Владивосток № 112, 5) одновинтовой железный одномачтовый однопалубный буксир ГЕРОЙ ВАЛЯ 1906 г. Правит . судострой. верфь Шанхай (кит) для М.Трофимов приписка Владивосток № 125 6) одновинтовой стальной одномачтовый однопалубный буксир ДРУЖОК 1907 г. з- д.Ф.Остер Цинтао (кит) для Г. Г.Винекен, приписка Владивосток № 113, 7) одновинтовой деревянный безмачтовый однопалубный буксир возм.PIONER 1892 г.з- д С.Фиртиома и К. для англ. хозяина и работал в районе Шанхая ,ок. 1910 г. куплен как ПИОНЕР приписка Владивосток – к 1914 г. как ЛОВКИЙ хозяин Я.В. Киссин приписка та же № 111

Al Pi: Решил добавить в тему несколько сканов о работе Владивостокского коммерческого порта во второй половине 1903 г. Это конечно весьма скучная "статистика", но может быть кому-то она будет полезна. Сразу прошу прощения за качество - сканы делал с ксерокопий. 1. Титульный лист. 2. Движение судов на Владивостокском коммерческом рейде за второе полугодие 1903 года, по сведениям управления Владивостокского коммерческого порта. Приход судов (Июль-август) 3. То же (август-сентябрь). 4. То же (сентябрь-октябрь) 5. То же (ноябрь-декабрь) 6. Отход судов из Владивостока (июль-август) 7. Тоже (август-сентябрь) 8. Тоже (сентябрь-октябрь) 9. Тоже (ноябрь-декабрь) 10. Распределение по национальности коммерческих судов прибывших во Владивосток за 2-е полугодие 1903 г. 11. Распределение по месяцам коммерческих судов на Владивостокском рейде за 2-е полугодие 1903 г. 12. Количество прибывших на судах грузов и пассажиров на Владивостокском рейде за 2-е полугодие 1903 г. 13. а) Количество грузов и пассажиров выбывших за границу из Владивостока на судах за 2-е полугодие 1903 г. б) Распределение пассажиров по национальностям. 14. Сведения о перевозке пассажиров и груза по линии залива Петра Великого за навигацию 1903 г. 15. а) Сведения о перевозке пассажиров и груза по линии залива Петра Великого за навигацию 1903 г. (в Посьет и из Посьета) б) Список лиц, получивших места на коммерческие суда при посредстве управления Владивостокского коммерческого порта в 1903 году. в) Списк моряков с коммерческих судов находившихся в работном доме г. Владивостока. 16. Годовая отчетная ведомость управления Владивостокского коммерческого порта о иностранных судах каботажного плавания на 1903 г.

Рамзес: Вопрос вероятно к уважаемому Al Pi - хотя может и еще кто чего подскажет. На днях уважаемый Андрей Финн подкинул интересную ифу по пожалуй одной из последних потерь РЯВ - хотя и после ее окончания (привожу дословно). Одним из судов Гидрографической экспедиции Восточного океана (ГЭВО), руководимой полковником М.Е. Жданко в 1902 - 1905 гг., было промерное судно «Владивосток» под командованием прапорщика по морской части Ф. Ф. Тальберг, (помощник Григораш, машинист Сорокин). Команда -11 вольнонаемных матросов. «Владивосток», построен в Або (Финляндия) в 1896 г, назван в честь парохода Доброфлота «Владивосток» (погибшего в Императорской гавани в 1893 г), принадлежит честь открытия в 1903 г Северного фарватера лимана р. Амур. После этого вопрос о судоходстве пролива Невельского и устья р. Амур решен раз и навсегда.Отданный «на иждивение военному ведомству», «Владивосток» в 1905 году совершал почтовые рейсы между Николаевском и Сахалином. документом той эпохи является фрагмент стенограммы совещания при военном губернаторе Сахалина А.М.Валуеве по поводу «введения на острове акциза на торговлю питей (водкой)», состоявшегося 28.09.1905 г: «Для сообщения Сахалина с материком в речном управлении нет соответствующих качеств судов, так как речные пароходы, как и баржи, мелкосидящие, и по конструкции не могут быть посылаемы в море, где волнение. Единственный обладающий морскими качествами пароход управления «Владивосток», хотя и совершает по распоряжению военного ведомства рейсы из Николаевска для доставки почты в Александровский пост и обратно, но эту операцию нельзя не признать рискованной, так как пароход этот хотя и 40-сильный, но малых размеров, почему на себя грузу принять не может, а должен ходить за почтой с джонкой на буксире, а захваченный штормом в широкой части пролива, южнее мысов Лазарева и Погиби, должен бросать джонку на произвол судьбы, ибо не будет в состоянии развить столько ходу, чтобы управлять рулем». Указанные обстоятельства не мешали использовать «Владивосток» не только на почтовых перевозках. С третьего октября 1905 г, когда северная часть Сахалина еще находилась под властью японской военной администрации, судно участвовало в переброске на Сахалин войск, чиновников, продовольствия и гражданского населения.13.10.1905 г. в Татарском проливе разыгрался обычный в это время года шторм. Разгружающиеся в п. Александровском суда спешно уходили в море под прикрытие материкового берега. «Владивосток» стоял возле пристани до последнего - с берега ждали баталера. Квартирмейстер Ушаков, который одним из последних видел «Владивосток», позже рассказывал, что «пароход был сорван с пристани и, идя вдоль берега, скрылся в пурге».Когда шторм утих, командир транспорта «Тунгуз» лейтенант Кузьмин-Караваев обследовал место крушения «Владивостока». Он докладывал: «Осматривал «Владивосток», выброшен к северу от Александровска, корпус в середине расколот, палуба сорвана». Никого из членов экипажа найти не удалось. Спустя несколько дней на берег возле Арково выброшены четыре трупа, в одном из которых опознали капитана «Владивостока» прапорщика морской части Ф.Ф.Тальберга. Пятого (17) октября 1905 г. его похоронили на постовом кладбище». ТТХ не пароход найти не шибко большая проблема - то что он погиб таким образом честно говоря не знал. Интересно другое - после РЯВ уже году к 1908 в тех же местах снова бегает служебный пароход Владивосток и уже с ним связана какая - то не до конца ясная мне заварушка в годы гражданской (то ли партизаны захватили - то ли даже затопили в низовьях Амура и подняли после гражданской). Дальний Восток периода после РЯВ и до Отечественной в отношении местной мелочи одно очень большое белое пятно. Может кто знает - Владивосток периода после РЯВ это новый пароход или подняли и отремонтировали погибшего осенью 1905 (причем вероятно машину все же сменили ?) ?

Al Pi: Рамзес пишет: Вопрос вероятно к уважаемому Al Pi Об этом пароходе, по существу, сказать практически ничего не могу. Но одно обстоятельство, думаю, может помочь в дальнейших поисках. Рамзес пишет: Одним из судов Гидрографической экспедиции Восточного океана (ГЭВО), руководимой полковником М.Е. Жданко в 1902 - 1905 гг., было промерное судно «Владивосток» На самом деле судно принадлежало не Морскому министерству, а Министерству путей сообщений. В работах гидрографической экспедиции оно только принимало участие постольку, поскольку МПС ведало Николаевским портом и было заинтересовано в исследовании вопроса о доступности его для больших морских судов. (Чубинский П. Бар Амура и его низовое течение как ввозной путь для судов большой осадки. Сообщение сделанное в общем собрании членов Приамурского отдела императорского русского географического общества в 1903 г. // Записки Приамурского отделение Императорского русского географического общества. Т. VI. Вып. 2. Хабаровск: Тип. Канцелярии приамурского генерал-губернатора,1905. С. 22-40.) Думаю это был речной пароход, как конструктивно, так и юридически, но ходивший так же по Амурскому лиману и Татарскому проливу. Кажется он упоминается у Чехова. Это 14-15 том собрания его сочинений. Там, кстати, имеется довольно хороший и подробный комментарий.

Al Pi: Вопрос сугубо шкурный - взялся сделать доклад на конференции на тему "Норвежский торговый флот и русско-японская война", но поскольку в "железе" я скорее Осло чем Копенгаген, то теперь ищу хоть какие-нибудь сведения о норвежских судах приходивших в 1904 - начале 1905 гг. с коммерческими грузами во Владивосток: Tunguz - сведения о судне на 1904 г. довольно полные, - 1752 брт, 1039 нрт, 200 инд.л.с, дл. 260 фут., шир. 38 фут., капитан A. L. Halvorsen, владелец Wilhelwsen; Lodsen - сведений практически нет, судя по всему имел водоизмещение 757 нрт; Nordpol - сведения о судне на 1904 г. - 3715 брт, 2428 нрт, 1200 инд.лс, дл. 350 фут., шир. 48 фут., капитан H. Stoltz, владелец Harloff & Roe; Tellus - сведений практически нет. Кроме того, если есть фотографии этих судов или хотя бы "типичных" норвежских судов того времени - то же не откажусь. Публиковать их, конечно, не собираюсь, а вот сделать хотя бы скромненькую презентацию к докладу намереваюсь. Да, было бы совсем любезно со стороны форумчан дать ц.у., где нужно такого рода информацию искать, в первую очередь по английскому, германскому и японскому флотам.

Сумрак: Про Владивосток не знаю, но по Порт-Артуру кое-что можно найти здесь. Возможно, что то еще интересное дя себя обнаружите. http://inchon.forum24.ru/?1-4-0-00000021-000-0-0-1245653310

Klaus: Уважаемый Al Pi , про LODSEN и NORDPOL у меня только инфа из мираиара. Al Pi пишет: Tunguz У меня на него так - Укомпл. 03,1903 Sunderland Shipbuilding Co Ltd в Сандерленде, зав. № 217, за 415 695 норв. крон как TUNGUS для Wilh. Wilhelmsen, приписка Тонсберг, норв. флаг. Стальной 1палубный пх в 1753 брт, 1039 нрт, 2370 двт, 260х36,6х12,4 футов, 1 ВТР в 1000 инд. л.с. пр-ва North Eastern Marine Engineering Co Ltd в Ньюкасле, 1 винт, 10 узлов. 07,1922 продан как HAI FOONG Douglas SS Co Ltd, приписка Гонконг, брит. флаг. 1926 продан как WAN HSIANG San Peh SN Co Ltd, китайский флаг. 04,03,1934 у Шанхая протаранил и утопил кит. пх SHAWHSING. 20,08,1937 затоплен в Шанхае для перекрытия фарватера на р. Вангпу. Al Pi пишет: Tellus - сведений практически нет. Укомпл. 04,06,1890 Osbourne, Graham & Co в Сандерленде, зав. № 84, за 684 659 норв. крон как TELLUS для Wilh. Wilhelmsen, приписка Тонсберг, норв. флаг. Стальной 1палубный пх в 2522 брт, 1612 нрт, 4050 двт, 302х40,1х20,6 футов, 1 ВТР в 1300 инд. л.с. пр-ва George Clark Ltd в Сандерленде, 1 винт, 9,5 узлов. 21,09,1907 убился у Норт Спит на подходе к Грейс Харбор в рейсе Нанаимо - Портленд с грузом угля. Al Pi пишет: фотографии этих судов или хотя бы "типичных" норвежских судов того времени Вот еще нашел SENTIS Камилло Эйтцена из Христиании, сгоревший в Порт Артуре: Если Вы или ув. Андрейфинн еще кого-то нароете, пишите - если найду фото и инфу, поделюсь. И вопрос в тему - при каких обстоятельствах TRANSIT перешел под японский флаг - купили или реквизировали?

andreyfinn: Al Pi пишет: сведения о норвежских судах приходивших в 1904 - начале 1905 гг. с коммерческими грузами во Владивосток В японском архиве Jacar есть несколько папок с донесениями японских консулов в МИД с указаниями о передвижении нейтралов на Дальнем Востоке. Большинство документов на японском, хотя встречаются кое-какие материалы на инглише. Там есть упоминания и о искомых Вами судах. Я когда-то делал выписки для себя может пригодится – правда это не дословный перевод, а краткая суть: Шанхай, 27.06.04 г. Lobson норвежский пароход, уходит завтра утром из порта в Николаевск с керосином на борту. Шанхай, 21.07.04 г. Пароход Tungus уходит 21 июля в Киа-Чао с провизией на борту, подозревается, что он идет в Порт-Артур. Шанхай, 30.08.04 г. Норвежский пароход Tungus недавно прибыл во Владивосток из Киао-Чао с различным грузом следовал вниз к Седельным о-вам, затем по прямому курсу вокруг Японии с форсированием пролива Сойя. Другой пароход сейчас грузится в Киао-Чао для следования аналогичным маршрутом, несколько других норвежских пароходов также достигли Николаевска. Шанхай, 26.09.04 г. Разрешение для парохода Lodsen выдано 26.09 для следования в Иокогаму. Гонконг, 26.09.04 г. Пароход Lodsen вышел 25 сентября во Владивосток имея на борту муку, провизию, железо. Указанное направление по документам – Иокогама. Также норвежский пароход Tungus перегрузил много груза с Nicomedia уходит 26 сентября во Владивосток (груз – рис, провизия, всего 150 тыс. мешков) Шанхай, 29.09.04 г. Норвежский пароход Tungus грузит провизию в Гонконге для Владивостока и последует туда через пролив Сойя. Шанхай, 19.12.04 г. Норвежский пароход Tellus уходит через несколько дней в Сайгон в балласте до Гонконга. Приняв там полный груз риса последует во Владивосток через пролив Сойя или Цугару. По другой информации груз – мешковина, машины, оборудование, провизия и последует во Владивосток на кардифском угле. Шанхай, 19.01.05 г. Пароход Tellus предполагается пройдет проливом Сойя 22-24 января.

Al Pi: По поводу TRANSIT у меня пока ничего нет. По крайней мере среди японских призов (Russian and japanese prize cases. Vol. 2. Japanese cases. L., 1913) он не значится. Так что искать скорее всего его надо искать среди купленных. Насколько я помню японцы во время войны довольно активно покупали суда.

andreyfinn: Klaus пишет: SENTIS Камилло Эйтцена из Христиании, сгоревший в Порт Артуре на уровне предположений это может быть "фигурант" в деле гибели в Западном бассейне транспорта "Европа" имевшего место в марте 1904 г. «SENTIS» одновинтовой стальной грузовой пароход. Построен в 1902 г. на верфи Nylands, Kristiania, Норвегия. Зав. № 127. Хозяин - A/S Sentis (Eitzen), Kristiania Спущен 06.03.02 г. Укомплектован 15.04.02 г. Тоннаж – 1 377 брт. / 865 нрт. Вместимость трюма – 2 444 т. Запас угля 226 т. Размерения - 70.6х10.7х.. м. (230х35х14.8 фут). ПМ тройного расширения, 130 и.л.с. Скорость 9 уз. Пассажировместимось – 6-8 чел. в каютах 1 кл. и 2 чел. в каютах 2 кл. К началу РЯВ находился на стоянке в Порт-Артуре с грузом в 86 тюков меховых шкур принадлежащих немецкой компании из Циндао. В мае 1904 г. владелец судна через норвежского консула обратился к японским властям с просьбой разрешить пароходу покинуть осажденный город. К июлю 1904 г. от капитана судна было получено сообщение о согласии русских портовых властей выпустить пароход из порта с некомбатантами на борту. Во время осенних штурмов крепости в стоявший в Западном бассейне пароход пострадал от огня японской осадной артиллерии. Утром 9 по др. данным 13 ноября (н.ст.) покинутый командой пароход загорелся, пожар продолжался всю ночь. В результате потери остойчивости судно к утру затонуло. По др. данным пароход в декабре 1904 г. был выведен на внешний рейд, где накануне сдачи крепости был затоплен невдалеке от скалы Лютин Рок. В 1909 г. затонувший пароход был обследован английскими спасателями, сделавшими заключение о нецелесообразности его дальнейшего использования.

Al Pi: andreyfinn пишет: В японском архиве Jacar есть несколько папок с донесениями японских консулов в МИД с указаниями о передвижении нейтралов на Дальнем Востоке. Если можно - дайте пожалуйста ссылку на архив.

Al Pi: стр. 331 стр. 332 стр. 333 стр. 334 стр. 335 стр. 336 стр. 337 стр. 338 стр. 339 стр. 340

romba: Al Pi пишет: Кроме "Эдуарда Бари" (2169,45 нрт) СПО к началу 1904 г. принадлежали пароходы "Барон Дризен" (3602 нрт), "Князь Горчаков" (2477 нрт) и "Герман Лерхе" (1871 нрт). Интересно есть ли у кого информация о судне "Князь Горчаков"??? был бы признателен любой инфе.... может у кого есть фото, если не самого парохода, но и какого-нибудь однотипного судна.... нет даже информации кому он принадлежал то на самом деле, или Северному сообществу или итальянской компании "Пароходство А.А. Трапани" "Вместе с тем, припоминается виденное в газете «Дальний Восток» рекламное объявление о том, что в 1903 г. начато ежемесячное пароходное сообщение Одесса - Порт-Артур - Владивосток, осуществляемое пароходством А. А. Трапани. Основанное в 1880 г. пароходство располагало судами «Китай», «Манчжурия», «Барон Дризен», «Герман Лерхе», «Эдуард Бари», «Князь Горчаков» и... «Михаил» грузоподъемностью 5000 т (40). Сообщалось также, что ориентировочная дата выхода этого судна 25 июня 1903 г." ЗАГАДКА «МИХАИЛА» (по следам морской катастрофы) И. А. Самарин ( Из «Вестника Сахалинского музея» №2, Южно-Сахалинск, 1995 г. стр.310-324)

Klaus: romba пишет: "Князь Горчаков" 1палубн. груз. пх, 3287 брт, 331х47х24,9 фут, укомпл. 09,1901, William Gray & Co в Уэст Хартлпуле, зав. № 640, владелец Северное пароходное об-во, приписка СПб. 1904-05 у Морведа как ТР 2ТОЭ, ушел в Сайгон. 05,1906 в рейсе Одесса - Владивосток взорвался и утоп на мине у о. Аскольд. Вот он или БАРОН ДРИЗЕН на ДВ перед РЯВ. При чем тут Трапани, надо у ВВЯ спрашивать, во всех регистрах владелец указан вполне конкретно...

Рамзес: Кирилл - нижний Дризен (можна даже глянуть когда примерно его в Дальнем из фоторужжа щелкнули). С чего выводы что Трапани итальянец - ? Обычный грек - таких на югах до революции много было. Ну а насчет его отношения к Северному пароходству и владения всем что там газетчики поперечисляли - этим хлопчикам чи девчаткам перед тем как что - то народу в эфир выплевывать не мешало бы хоть изредка в библиотеку заглядывать да старые залежи книжной мудрости ворошить (авось и сами бы не полными идиотами выглядели). Хотя че с них взять - мода. На смену экономистам да бухгалтерам теперь "акул пера" штампуют - в моем областном центре сегодня цельных 6 журналистых факультетов и на каждом человек по 50 - 60 учится. Где ж на них страна газетной бумаги то напасетси ?

Klaus: Рамзес пишет: нижний Дризен Ну 95% Вспомни - в свое время, когда гадали, и того не было, пока не нашлись фотки ДРИЗЕНа с кранами на корме... Рамзес пишет: С чего выводы что Трапани итальянец - ? Это не ко мне К сахалинскому автору. Конечно, в 95г инфы поменьше было, но то, что там написано, посильнее Фауста Гете будет...

vvy: Трапани, конечно, никакой не итальянец и к Северному обществу отношение вряд ли имел.

romba: Спасибо всем, особенно за фото. Просто стало понятно что же за транспорт лежит у нас под Владивостоком. Есть желание его найти и посмотреть на него. Надо было понять с чем будем иметь дело. Спасибо еще раз...

ssergey x 100: Ещё "Барон Дризен"

romba: Klaus пишет: утоп на мине у о. Аскольд - вопрос немаловажный где же лежит сам транспорт. В документах написано что с маяка на острове Аскольд был виден взрыв мины, который утопил "Князь Горчаков", но экипаж на землю вышел в бухте Пограничная (о. Попов). Некоторые из местных "товарищей" ищут его в районе острова Стенина...

Рамзес: Если верить Рсуккому судоходству то так 4 1906 рейс из Одессы во Владивосток.18 5 1906 г вблизи Владивостока, наткнулся на мину, взрыв пришелся в трюм, и нос ушел в воду; попытка откачивать безуспешна и решено выброситься на мель, но судно перестало слушаться руля и село носом до передней верхней палубы - команда села на шлюпки. Судно скрылось под водой, близ о-в Аскольд и Стеньин в 25 милях от Владивостока, с полным грузом. Спасены лишь некоторые бумаги . Конкретная точка гибели вплоть до градусов с минутами к сожалению отсутствует.

romba: Рамзес пишет: о-в Аскольд и Стеньин в 25 милях от Владивостока Это просто гигантский разброс по расстоянию....

romba: Рамзес пишет: с полным грузом - есть идея что он перевозил цемент для строительства Владивостокской крепости.... что скажет достопочтимое собрание по этому поводу???

kerbyol: Дальний Восток Справочник 1892 Русская эскадра С уважением!

diletant: Добрый день! Сегодня в одном личном архиве обнаружила письма, подписанные Евгением. Письма адресованы жене в Петербург. Год неясен. Однако человек находится на службе в поселке на берегу Амура, он проверяет прожектора, которые осветили сормовские канонерки. Упоминаются лодки "Тайфун", "Шторм". "Был в гостях у Ретько на его канонерке". Фамилии коллег и офицеров - Черницкий, Ильютович, Постников и П.Е.Беляев. Упоминается "заведывание сторожами и переговоры с депутатом рабочих". У меня было немного времени, я прочитала только первые 4-5 писем, а их около 20. Письма очень подробные, добрые с характеристиками сослуживцев и описанием приезда губернатора со свитой из Хабаровска. Имеет смысл отсканировать всё, если понятно, о чем идет речь. Есть ли сведения об авторе писем? Сейчас он числится неизвестным лицом...

diletant: РГАЛИ Ф.2786-1-109. №3. 21 апреля 3 (исправлено на 11) мая Поздравляю тебя, крошка, с прошедшими (давно!) праздниками. К сожалению не получил еще здесь от тебя 2-го письма и не знаю как ты живешь. 16 апреля я с Черницким отправился в город за покупками к празднику. Поехали мы верхом. В городе отправили телеграммы, постриглись, купили кой какие покупки и, пообедав, поехали назад. Я теперь изучаю верховую езду, вот уже 3 раза ездил. В праздники мы поехали верхом в соседний лес – тайгу. Летом этот лес будет красив. Он раскинулся по холмам и горам берега Амура. Между деревьями иногда открывается вид на далекое растояние на Амур с его протоками, островами, на далекие горы Хирцыр (где водятся тигры). Виды здесь своеобразные: мрачные, но величественные по протяжению. (Скоро я пришлю тебе снимки). Лес здесь большей частью дубовый, низкорослый и корявый, всюду холмы, овраги, покрытые высокой травой и кустарником. Береговыя скалы из глинистого сланца серовато бурого цвета, иногда коричнево желтые или известковые… Хочется достать книги, интересно знать какого происхождения здесь горы и холмы. Растительность здесь оригинальная, растет и созревает виноград, груши. На завод к заутрене пригласили из Хабаровска священника и в 11 часов была служба в парусиновой церкви с …ческим эфектным освящением, хором. Около часа – ужин, гости, священник и 2 офицера саперного ботальона. Священник – переселенческий и в 6 часов утра он уехал на лодке на другую сторону Амура (4 версты), а дальше поехал на лошадях (16 верст) в деревню. Праздновали три дня. Развлечений мало, я гулял по берегу с Черницким, пробовал рисовать, вчера прокатились на паровом катере по Амуру. Вообще живем скромно, даже винных напитков не употребляем в будни, а на праздники – умеренно: 2 рюмочки коньяку, 2 рюмки вина. Я пока очень доволен нашей компанией – публика вся очень добропорядочная в нравственном отношении, хотя все (кроме меня) холостяки. Женатые живут в собственных домах, есть 3-4 молодожены и уже все молодые супруги скоро будут иметь пискунов. ---- Третьего дня я осматривал берега около нас. Берег высокий, горы высятся также как в Крыму около Алушты на берегу (конечно не доходя высотой до Кастели) спускаясь склонами поросшими кустарником и травой они переходят на узкий отлогий приберег, покрытый камнями и песком. За две версты от нас на берегу расположена деревушка «Воронежская», жители русские и корейцы. Корейцы большей частью в белых костюмах и всегда в черной высокой шляпе Здесь много корейцев. Занимаются они хлебопашеством, огородничеством …(строка срезана последняя, исправлюсь через две недели) Обрабатывают они и склоны гор, изрывая их горизонтальными бороздами на расстоянии около фута одна от другой. Рыбы здесь много и она дешева. Много «кеты», «сазанов», «осетров». Кета фунт 10-15 коп. Часто едим осетровую уху, копченую кета, жареных сазанов. Пасха была богата едой. Был окорок, гусь, пасха, куличи и пр., пр. не хуже чем в Петербурге. Нравы здесь кругом довольно дикие: недавно китайцы убили корейца у котор покупали они картофель. Сегодня пьяный рабочий (не у нас а в соседстве) ударил жену топором (тоже пьяная). У нас-то на заводе живут тихо, даже пьянства не заметно. ----------- Пиши чаще. Целую мопса и Гальку. Привет маме. (Продолжение следует) http://shot.qip.ru/00UJd9-4rg8itb7E/ Если хорошо читается, могу просто выложить фотографии, т.к. долго печатать ((. К сожалению, дают копировать очень неохотно и с плохим освещением...

diletant:

diletant:

diletant: №4 27 апреля Получил 2 письма от тебя в одно время, хотя они были посланы через неделю одно за другим. Интересная девченка Галька, с каким удовольствием посмотрел бы я на нее! Авось время пройдет скоро и я вернусь к вам обоим мопсам. Ты верно начинаешь неприятно ощущать «скандал»? Бедная моя крошка, пиши чаще как твое здоровье, как продвигается твое «скандальное» дело. Когда едешь в Тверь? Может быть сообщишь телеграфом. Постараюсь прислать денег (немного) к 25 мая. 27 мая получу и отправлю не меньше 300 (приписка на полях) У нас жизнь идет спокойно. Работаем почти весь день. На этой неделе было развлечение: пробовали прожектор. Все собрались смотреть. Освещали берега, сормовские канонерки и пр. Во второй раз проба прожектора была скромнее: присутствовали я да Черницкий. Прожектор стоит на лодке Тайфун, которая соединена с берегом длинными сходнями. Когда мы решили пойти домой, то оказалось, что лодка сдвинулась от берега и сходни упали. Как попасть на берег? Черницкий нашел лестницу, притащили мы ее и перекинули на другую соседнюю лодку – отстоявшую на 1 сажень от Тайфуна. С риском выкупаться в Амуре мы прошли по ней на соседнюю лодку, а оттуда на берег. В воскресенье я был в гостях у Ретько на его канонерке. Он угостил меня пивом, апотом мы пошли прогуляться по окрестностям. Трава начинает зеленеть, пейзаж делается красивее и веселее. Купил я себе на пробу чесучи - нужен летний легкий костюм. Хорошая шелковая чесуча, кот. говорят стоит в Хабаровске 1р.25 арш., а вПетербурге еще дороже, я купил вместе с Черницким по 1р аршин. При возвращении нужно будет купить для мопса, кроме платков, если ты любишь чесучу. Платки шелковые постараюсь купить. Сегодня к нам на завод приезжала со свитой дочь губернатора. Приехала она на пароходе. Осматривала канонерки, всем интересовалась, храбро шагала по мосткам, заявив что она спортсменка. Сопровождал ее П.Е.Беляев, я же объяснял устройство лодок свите. Принимали гостей только мы двое, т.к. Черницкий уехал в город. Пробыв час они уехали в Хабаровск. В воскресенье ждем гостей: господина с супругой из Хабаровска. Как видишь, оказывается здесь бывают гости. Эта местность видимо оказывает какое-то притяжение на людей: кроме покушения рабочим на убийство своей жены (о котором я тебе писал кажется), вчера в 5 верстах от нас кадет застрелил гимназистку. Оба они бежали «из-за любви» из Хабаровска. За ними послали погоню, решено было ими застрелиться: кадет должен застрелить ее, а потом себя, но… ничтожная душёнка его не выдержала, застрелил он ее, а себя пожалел. Теперь он арестован. На днях в Хабаровске отравились две девицы не старше 16 лет. Они решили, что «нет цели в жизни»! Вот каков здесь край и какова молодежь! В пятницу - первый выход лодки далеко по Амуру, прогулка полезная и приятная, на весь день. Довольно пока, пиши. Целую твои ручки, будь здорова и бодра. Целую Гальку, скажи ей, чтобы не забывала папу. Привет маме. Евг…

Spanthout: diletant пишет: Есть ли сведения об авторе писем? По содержанию писем понятно, что автор причастен к достройке канонерских лодок на Амуре в навигацию 1910 г. Его ближнее окружение — К. Э. Черницкий и П.Е. Беляев, в тот период определенные для службы на Балтийском судостроительном и механическом заводе. Поэтому, более чем вероятно, что это — инженер-механик Балтийского завода Евгений Робертович Эльцберг (1880—1942), написавший в 1911 г. в соавторстве с Черницким книгу «Башенные канонерские лодки типа “Шквал” для среднего течения реки Амур: сведения по корпусу и механизмам». Он окончил ИМТУ в 1903 г. В Цусиме — трюмный механик КР “Владимир Мономах”. В 1907 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана КИМ. В СССР был инженером-конструктором. Умер в блокадном Ленинграде. Десять "цусимских" писем Эльцберга, посланных им своей невесте, были опубликованы в журнале «Морской флот», №3, 2005 г.

diletant: Spanthout пишет: более чем вероятно, что это — инженер-механик Балтийского завода Евгений Робертович Эльцберг (1880—1942) Очень здорово, что можно установить автора! Спасибо большое! Я непременно опубликую все письма. Уже привыкла к его почерку, а рисунков больше нет, мне оказалось проще набрать текст, чем выкладывать оригиналы. Пытаюсь сохранять все тонкости синтаксиса... Если оригиналы нужны для дальнейшей публикации - с удовольствием вышлю. В последнем письме он пишет немного про завод...

diletant: 15 мая Дорогой мой мопсик! Получил я сегодня твое письмо, в котором ты пишешь, что тебе удобно остаться до конца в Алуште и боишься, что это будет слишком дорого. Вижу, что ты сильно затруднена в деньгах – дорогая, не думай, что я забыл о твоих нуждах, но это расстояние в 6000 верст оказалось слишком большим и деньги не удалось во время отправить тебе. 10-го числа уже я взял вперед за июнь 200 р и послал телеграфом Нюте, а 26 мая я получу 400, из них пошлю телеграфом не менее 300. 27 июля получу 600 и вышлю тебе из них 500. Если нужно вышлю раньше (10-го – 15-го июля) рублей 200. Прости крошка, что стеснил тебя, но должен признать, что вышло это не по моей вине. Оставайся в Алуште, если тебе там лучше и не думай о том, где дешевле жить – теперь деньги будут у меня своевременно и умоляю тебя не жалей их на себя и на Гальку. / Ты пишешь мне про Гальку такие чудные вещи, что я читаю и сердце мое сжимается и страстное желание охватывает меня увидеть ее, приблизить к себе чудную крошку, расцеловать ея ручки, слушать ея лепет, смотреть на ея милые проделки! Неожидал я что так заинтересуюсь дочуркой, какая она интересная, только бы она не забыла папу и признала его. ------------ 14-го, вчера выходили на второй лодке «Шторм». Перед выходом разсуждали: идти ли 13-го или 14-го (в пятницу). Пятница моряками признается плохим днем, а 13-е - плохое число, 15-го же поздно. Решили общим советом (при участии старичка-мастера, бывшего моряка) итти лучше в пятницу. Вышли, дождь, сильный ветер, скоро по выходе остановили один двигатель: попала щепка в трубу. Через ¼ часа пошли полным ходом. Сейчас приехал из Хабаровска пароход – приехали два господина – путейца. Гости у нас почти каждый день, новостей сообщают они много, люди все бывалые и разсказы их разнообразны. Вчера до 12 час. ночи сидел у нас один моряк, разсказывал про свои путешествия по всем частям света, особенно интересны его разсказы о Палестине и р. Нил. Другие гости разсказывают про друг друга и т.к. образом мы невольно в курсе всех открытых и закулисных дел здешних мореплавателей. Много интересного и забавного. Скоро сюда приедут еще офицеры – для приемки лодок, в том числе Ильютович и Постников. Черницкий на днях едет в Благовещенск за катером Балт. завода для доставки его сюда – нужно проплыть 600 верст по Амуру! В прошлое воскресенье мы с Черницким ездили верхом за 10 верст на винокуренный завод где оказалось имеется маленький парк, кегельбан, пиво, чай, качели. Собирались поехать сегодня туда - поиграть в кегли, но дождь помешал. / Целую мысленно твои ручки и Гальки. Скажи ей что папа очень хочет ее скорее увидеть, папа «настоящий» и тоскующий о своей дочке – и маме. Скорее бы прошло это время, скорее бы вернуться к моим Ляльке и Гальке. Приписки: Фотографии Гальки получил – какая чудная девчёнка! Пришли и твою фотографию – снимись. Бедная Нюта, конечно, она будет жить с нами, если дело кончится плохо с Н.М.

diletant: 19 мая. №7 (письма пронумерованы карандашом, возможно, при получении) С завтрашнего дня у меня прибавляется немного лишних обязанностей - уезжает Черницкий на дней на 10. Эти обязанности чисто хозяйственные – заведывание сторожами, пожарными, переговоры с депутатами рабочих, заведывание паровым катером, распределением на нем пассажиров и обязанность Черницкаго – мирового судьи: к нему часто являются семейные мастеровые со своими ссорами, преимущественно жены мастеровых со своими кухонными недоразумениями. Приписка: пишу когда уж очень захочется поболтать с тобой при помощи бумаги – поэтому пишу отрывками. Надеюсь мне не придется исполнять эту обязанность Черницкаго. Опишу как могу моих некоторых компаньонов. Черницкий – корабельный инженер 26 лет. Порядочно знает свое дело, интересуется всем окружающим, средней веселости, разговорчив. По его словам (на деле убедится не смог еще) по высказываемым убеждениям и суждениям, он неиспорчен в нравственном отношении, нет в нем, как у большинства, грубости и распущенности в словах и поступках. Свободное время посвящает чтению, гимнастике, прогулкам, любит музыку, но не имеет слуха. Общества женщин легкого поведения избегает – он признает только «непродажную любовь». Слово «любовь» избегает употреблять как «опошленное». Часто бывает наивно болтлив. Временами говорит, что нужно женится, временами говорит, что никогда не женится. Иногда с грустью называет себя стариком (у него несколько седых волос на голове). Часто бывает откровенен: разсказывает мне о своих юношеских увлечениях платонической любовью. Просто говорит о своем польском происхождении, о своей католич. религии и др. В общем он мне пока нравится, мне кажется, он порядочный малый, открытый, без скрытых мыслей, неиспорченной нравственности. П.Е.Беляев – как администратор инженер и администратор человек он выше критики. У него широкие взгляды на дело, нет мелочности, справедлив и добр, не увлекается почитанием, нет в нем ни намеков на манию величия. С подчиненными прост, но строг, когда нужно. Не смотря на пожилой его возраст (я думаю ему около 40 лет) он производит впечатление молодого человека; сердится – возвышает голос - редко. Гостеприимен чрезвычайно, предупредителен. При всех вышеперечисленных качествах он – скрытен. По вечерам, когда он остается в своей комнате (рядом с моей отделенной тонкой стенкой) слышен его взволнованный шепот, повторение фраз сердитым тоном – он сам с собой разговаривает, видимо, все свои скрытые душевные волнения за день – он изливает в страстной беседе с самим собою. А волнений у него должно быть немало: ведь вся ответственность за большое дело с канонерками теперь лежит на нем.-----------

diletant: (карандашом – послано 15 июня) Народу все прибывает. Вчера пришли еще 4 канонерки из Благовещенска и около нас стоит целая эскадра из 8 судов. Новоприбывшие оживили все суда: приехал командующий всем Амурским флотом и устраивает смотры, учения и пр. Целый день раздаются звуки трубы, матросы суетятся на палубах, подымаются сигнальные флаги, слышна ружейная стрельба. Сегодня была «пушка» одному из судов, т.е. командующий, заметив несколько неисправностей на одном из судов - вышел из терпения и выразил свое высшее неудовольствие, приказав выстрелить из пушки. Предварительно поднимается сигнал из флагов (в данном случае был поднят сигнал «Монгол – паршивая лайба») вот остальные суда поднимают сигнал командующего и радуются, что не им «дали пушку». Но в общем жизнь идет однообразно. Гости теперь приходят реже. Погода плоховата: часто идут дожди и прохладно. Часто езжу на лодке, гуляю меньше – грязно. Сад наш распускается, появились уже 3-4 цветка. На горах же здесь масса чудных цветов – между прочим растут здесь ярко-красные лилии с черными крапинками и желтыми большими пыльниками. ------ И так все таки придется тебе ехать в Тверь? В Симферополь нельзя? Эх удрать бы мне отсюда помочь мопсику в ее тяжелом положении. Дай Бог скорее бы кончилось это положение и моя дорогая крошка отдохнула бы наконец. Прости, что пишу только раз в неделю, но никак не удается писать чаще. Да с отправкой писем у нас сложно – ведь до почты 14 верст. Крошка, т.к. дача для тебя была нанята в Кр.Бору (кажется так), то надо заплатить расходы, у папы денег теперь совсем мало – большие расходы на Лёву. Я посылаю через каждый месяц тебе или Нюте телеграфным переводом не менее 400 р. Теперь думаю посылать в Алушту. Здесь у нас идут чуть не каждый день крестины - рождаемость здесь велика. Черницкий вопреки своих вкусов попал было в крестные отцы к родившемуся на днях сынишке бухгалтера, но оказалось, что крестный должен быть православным. Теперь бухгалтер не знает как быть. Хочется ему Черницкаго, а он поляк. Выбранная и приглашенная крестная мать – оказалась лютеранкой. Ильютович еще здесь. Говорят, что он изменился (испортился) получив на пасху чин подполковника. Белявин (?) писал мне, что он хочет уйти с Балтийского завода, т.к. недоволен положением дел.---------- Милой Галинке передай, что папа восхищен ею и стремится скорее приехать к ней и к маме чтобы стать счастливейшим человеком. Хотел я поздравить ее сднем рождения телеграммой, да не удалось её послать во время. Привет, дорогая, целую твои и Галькины ручёнки, привет маме. Евг…

Spanthout: diletant пишет: Белявин (?) писал мне, БЕЛЯВИН Павел Леонидович. В 1910 — конструктор на Балтийском судостроительном и механическом заводе, подпоручик запаса по Адмиралтейству.

diletant: №19 28 июля Милая крошка, получил я телеграмму от вас о долгом отсутствии писем и удивился – я посылаю не позже как через неделю – и все заказными, неужели не все доходят? Дорогая моя, я не виноват тут ни в чем и очень сожалею, что мопсу доставили беспокойство в такое неподходящее время. Кстати ты сообщила, что получила 90, 190 рублей, между тем я посылал 100, 200. У меня на квитанциях стоит тоже 100, 200, подозреваю тут проделку подозрительную на здешней почте. Если у тебя сохранились отрывные купоны от переводов – спрячь их до моего приезда – надо вывести на чистую воду лиц, отправлявших деньги по моей просьбе. Моя чудная детка, как ты чувствуешь себя? Справляешься ли с новой крошкой, не устаешь ли, здорова ли? Скоро пес приедет и устроит вас на новой квартире. Список мебели твой - я принял к руководству и постараюсь все устроить как могу лучше. Денег, надеюсь, хватит. Как получу от тебя письмо так находит на меня тоска – хочется сейчас же ехать к вам, особенно зазывает меня Галькино желание видеть «своего папу». Приеду увижу Гальку наверное невольно вырвется слово «милая Галя» и много много других – мечтаю об этой счастливой встрече, как о чем-то высшей степени важном и спешно нужном – начну мечтать о встрече с мопсой и - сердце защемит, засосет тоска, как о чем-то чудно хорошем, что нужно еще ждать впереди, ждать так долго! Какое прекрасное чувство сознавать, что скоро увидишь свою чудную женушку, дочурок…если бы я мог сейчас же увидеть тебя, я упал бы к твоим ногам целовал бы и и рыдал бы от радости. А сейчас слезы мешают мне писать. Расчитываю, что в средине сентября удастся удрать от сюда.------------ Ильютович переведен в Петербург, вероятно поедем вместе с ним. Привет маме. Письмо Галине Евгеньевне «Милой Галочке» привет от папы, папа скоро приедет, получше познакомится со совей дочкой и будет играть с ней целые дни. Папа страшно любит Галю и верит что Галя любит его и сразу узнает, когда увидит. Spanthout пишет: БЕЛЯВИН Павел Леонидович. Спасибо за поддержку, очень сложно было разобрать фамилию ))

diletant: №20 4 августа Кажется приближается время, когда я начну считать дни остающиеся до моего отъезда, когда я сяду в поезд и буду счастливейшим смертным. Думаю что в середине сентября удастся удрать отсюда. Сдача лодок идет пока благополучно и достаточно скоро. Расчитываем к 1-му сентябрю сдать 7 лодок, останется одна. Члены коммисии мало интересуются сдачей и стремятся скорее отделаться, чтобы ехать в город, где их ждут карты, закуска и выпивка. Только некоторые исполняют свои обязанности мало-мальски добросовестно. Хорошо, что лодки построены хорошо и все впорядке, т. что недоразумений пока нет. Ходим на каждой лодке полным ходом, испытываем вспомогательные механизмы, а вечером запускаем все освещение, сигнализацию и светим прожектором. Сегодня я запустил прожектор и, чтобы позвать членов коммисии, направил свет прожектора на берег на дверь столовой, где пила чай вся коммисия. На луч света выскочил в дверях Ильютович и махал фуражкой. Ильютович теперь повеселел, так как его отпустили в Петербург. В общем жизнь однообразна, развлечений нет. Хотя в воскресенье чудно катались на лодке с парусами. Пошли по широкому Амуру, волна была сильная и лодку кидало во все стороны. Я задремал на носу, остальные компаньоны сидели на корме и беседовали. Черницкаго укачало и он даже «потравил» за борт. Черницкий по прежнему страдает меланхолией и часто ведет со мной собеседования о жизни, главным образом о женитьбе. Он боится жениться, т.к. имеет о женщинах представление как о существах слабых и ветреных. Я его убеждаю, что есть женщины чудные, только нужно счастье их встретить. Эти беседы направляют мои мысли к тебе, крошка, и твой образ ярко и красиво вырисовывается в моей голове, я начинаю чувствовать, что влюблен в тебя сильнее и серьезнее, чем до женитьбы, ты мне являешься такой красивой, грациозной, я чувствую, что люблю тебя как никогда не любил еще, мне страстно хочется видеть тебя, целовать твои ручки, смотреть на твою чудную фигурку, хочется услышать твой голос – ах скорее бы шло время! Привет Гальке, Евгений.

diletant: 17 авг. Дорогая крошка, недели две не получаю писем от тебя, думаю что причина – твоя болезнь после скандала, но беспокоюсь и… послал телеграмму. Поправилась ли ты теперь, как справляешься с новой крикуньей, кормишь ли? Отсутствие писем беспокоит меня, как раз ждал подробностей письмом, а его нет. Все ближе и ближе день отъезда отсюда пора соображать как мы с тобой встретимся. Приедешь ли ты в Тверь к моему приезду или мне заехать за тобой в Алушту? Или я поеду один в Питер узнаю там дела на заводе, устрою квартиру и буду ждать тебя? Во всяком случае я заеду в Тверь, уложу, запакую вещи и поеду в Питер. Можешь ли ты переехать в Тверь к моему приезду? Когда я выеду я пошлю телеграмму тебе и в Тверь. Пока на заводе в Петербурге видимо, настроение благополучное и дело наверное будет. Искать место в провинции могу только в Петербурге имею некоторые планы. Здесь все благополучно – 5 лодок сдали. Последнюю расчитываем сдать до 15 сентября и тогда я удираю. Дела много и я весь им поглощен. Тороплю скорее все сдать. Вероятно поеду с Ильютовичем в одно время. С Черницким по прежнему беседуем обо всем и во многом сходимся. Де-Франк меня иногда раздражает своим легкомысленным характером, но относимся друг к другу хорошо. Ретько видимо очень мне симпатизирует, и в общем он мне нравится больше, чем раньше, т.к. теперь он мне многое откровенно рассказал о себе. Вобще мне публика доверяет и излагает многие свои сокровенные мысли и дела наблюдая - же за ними в деле я узнаю их достаточно разносторонне и верно. Так то, детка, я и здесь в глуши знакомлюсь достаточно близко с людьми и время не проходит без пользы в этом отношении. Привет тебе моя милая Ляля, целую мысленно твои ручки. Целую рученки Гальки и хочу увидеть новую дочурку! Привет маме. Евг Приписка: Белявин в Петербурге на Балт. заводе по прежнему, жена его кланяется тебе

diletant: 24 авг 1910 г. Милая моя хорошая крошка! Брани меня хорошенько, только не теперь а когда я приеду - поколоти меня – никуда я не гожусь как друг мопса! Ты меня упрекаешь, что я не ответил на телеграмму о рождении дочурки… Я был так рад, что мопса отделалась от тяжелого положения, и слова телеграммы «Ляля здорова» успокоили меня. Посылать телеграмму я не догадался а углубился в себя, в свои мысли и ждал письма. Мысли мои безпорядочны – иногда они так овладевают мной, так сильно потянут к вам, что я подавляю их, иначе делается невыносимо тяжело. Всякий раз как меня охватят мысли о вас, я стараюсь отвлечься работой. Ведь не могу я уехать сейчас а характер мой не терпит выжиданий; что я хочу – я хочу сейчас-же. Я ждал письма, я безпокоился, что дочка будет слабенькой, ты меня успокоила. Что вместо сына – дочка меня не сильно огорчило, жаль но что-же делать! Екатерина – имя хорошее, но избитое, но раз этого хотела Галька – ничего не поделаешь нужно подчиниться ея вкусу и желанию. Гальке я давно хотел послать что нибудь но здесь ничего нет. Послал ей шелковый японский платок (письмом) пусть сморкается на мое здоровье и всех близких. Ты представить не можешь как хочется мне скорее увидеть Гальку, я в мыслях представляю нашу жизнь вместе (всей семьей) как нечто чудно приятное, никогда еще не испытанное! Только подумаю, что у меня есть Галька - моя дочка, маленькая интересная девчурка, воображу как буду я с ней возится – сейчас-же меня охватывает такое нетерпение ехать скорее, становится больно, становится страшно что пропадают даром здесь недели, дни, когда я не вижу дочурку, когда она может совсем забыть своего папу! Мопса я попал здесь в положение когда не могу уехать раньше средины сентября. Пока не сдадим всех лодок. Я здесь один и некому совершенно меня заменить. Испытания продолжатся до октября, но я уж удеру раньше, как только можно будет обойтись без меня. Переезжайте в Тверь – это было бы лучше всего, раньше встретились бы и скорее устроились бы квартирой.------- Здешним женатым плохо приходится. Вчера переехали сюда из Благовещенска семья корабельного инженера М. Они заняли один из домиков (бывший дом делопроизводителя) и сегодня первая их ночевка была ужасной: их чуть не съели живьем клопы. Дети плакали, жена плакала, супруг ругался и все неспали всю ночь. Этой семье не везет – у них в Благов. когда муж был здесь, три вечера подряд приходили воры и чуть не увели лошадь. На третий вечер приехал неожиданно муж и его встретили в дверях три револьвера – это охрана приняла его за вора! Жить здесь теперь, когда ничего не устроено – каторга для семьи. Ильютович поселил семью в городе и разъезжает то в город то сюда. Смотрю я на здешних семейных компанионов и завидую им: несмотря на неудобства здешней жизни всетаки они с семьей, а у пёса нет давно рядом ни мопса, ни мопсят! Вчера в воскресенье особенно было скучно – все уехали в город и я остался один. Мне город опротивел и в праздники я сижу здесь, дожди мешают гулять и нечего делать – скучно. Иногда хожу в гости на наши сданные уже лодки - к Ретько или Франку. Детка, будь здорова, поправляйся, скоро уже пёс будет укладывать вещи. Целую всех трех мопсов, привет маме. Евг.

diletant: 8 сентября Милая, хорошая Лялька! Из письма твоего узнал, что ты была серьезно больна! Не без причины значит беспокоился я. Слава Богу, теперь ты поправляешься! Бедная чучелка, устала ты, измучилась. Хочу скорее приехать и всеми своими способностями помочь тебе, окружить тебя удобствами, угодить тебе всем, дать отдых. И маме тяжело было. Когда соберемся все в Петербурге пёс будет за вас работать, хотя бы возьмет на себя заботы о Гальке. Я приеду в Петербург, узнаю положение дел на заводе и сейчас же буду устраивать квартиру. Служебное положение видимо благополучно и во всяком случае есть в виду выходы – не безпокойся устроимся. Квартиру найти в октябре конечно трудно, но я спишусь с Нютой и авось найдем хорошую квартиру. Я рассчитываю нанять квартиру на маму и Нюту, т.как надеюсь что мама не откажется жить с нами. Я ручаюсь, что не будет повода упрекнуть меня в недостатке уважения к ней, предупредительности и любезности – в противном случае придется признать меня не способным любить кого либо, не благодарным и дикарем непригодным к жизни в обществе. Ляльчик, я так хотел бы доказать маме что уважаю ее искренне и чувствую себя крайне обязанным ей и что никогда не хотел ее чем либо обидеть. Я всегда с болью на душе вспоминаю дикую историю с моим настроением в прошлом году! Есть у меня непонятная мне самому черта в характере, которая мне вредит при сношении с самыми дорогими и близкими мне людьми. Я надеюсь что подавлю ее в себе, т.как есть признаки что она пропадает во мне. Мне было бы крайне тяжело если бы мама отказалась жить с нами из за меня! Когда я буду выезжать я дам телеграмму тебе. Дела здесь идут пока успешно и видимо удастся уехать до 1 октября. Был сегодня у Ильютовичей, видел их дочку – девченка очень милая, большеглазая и страшно веселая. Я был с Черницким и мы сидели все в гостинной и любовались девчуркой, когда она бродила около нас, хваталась за всех рученками и удивительно мило смеялась, фыркала и восхищалась всякой улыбкой, пуговицей. Ильютовичи кланяются тебе. Попали мы в город на нашей канонерке сданной уже флоту. Это первый выход канонерки под военным флагом, с машинистами матросами. Мы были уже гостями, а не хозяевами. Командир лодки капитан 2 ранга барон Каульбарс – очень симпатичный субъект, о котором как и о других расскажу много когда приеду. Из его особенностей – упомяну, что он обнимал меня и почти целовал в день своих именин, после выхода самостоятельно на канонерке он жал мне руку обеими своими и благодарил за то что я был в машинах и помогал управляться ими и даже выручил его в критический момент (чуть-чуть не поломали канонерку если бы я во время не распорядился в машинах). Сколько здесь забавного и интересного! – какие здесь собрались типы. в письме не опишешь, как много мы хохочем вол время обедов и ужинов! – юмора здесь хоть отбавляй! Доктор даже написал в стихах обширную поэму или оду о делах Амурской флотилии! Здесь у нас тонут офицеры у самого военного судна, а матросы с него смотрят не думая спасать. День и ночь играет музыка, а суда обречены на гибель от ледохода. 30 семейств кондукторов не имеют квартир, пол-тысячи матросов негде поселить зимой, казармы для них недостроенные разваливаются ит.д., и т.п.

diletant: 16 сентября Хороший мой мопсик! Еще две недельки и я буду ехать в поезде, буду приближаться к моим крошкам. Расчитываем 25-го окончить сдачу лодок. Деятельность здесь на заводе все затихает, уменьшается суета и шуму стало меньше. 2/3 рабочих уехали, осталось 200-250 человек. Очевидно наш пример заразил здешних офицеров: видя наши сборы к отъезду им стало невтерпёж, то один, то другой просятся в отпуск, а так как отпуск здесь можно получить только по болезни, то болезни у каждого появляются как по заказу. В течении 2-х недель 5 офицеров были освидетельствованы для определения болезни их. У одного только благодаря этому случаю открыли болезнь, которую он не подозревал у себя: что-то с сердцем. Ему запретили пить, а пил он не мало до сих пор. Курьезные дела здесь продолжаются. Нужно решить вопрос принять ли выстроеные здесь казармы для матросов. Строила казармы коммиссия под предсетательством какого-то армянского князя. Постройки вышли очень плохие, строили их вдвое дольше чем нужно - вообще строили люди мало понимающие дело, которое им поручили. Здешний командующий не знает куда он поместит холодной зимой всех матросов и ему важно поэтому принять выстроенные дома, хотя бы они не очень подходили для житья. Назначили комиссию для приемки зданий. Коммиссия забраковала их. Снова назначают комиссию в новом составе, опять бракуются здания, не смотря на то, что командующий сам обходил всех членов комиссии и уговаривал их принять. Теперь он хочет окольным путем добится третей новой комиссии, причем заявляет, что он найдет таких членов, которые примут дома. Таковы взгляды здешних высших чинов – в этих своих действиях (попытки повлиять своей властью на убеждения своих подчиненных) они не видят ничего противозаконного, не говоря уже о неуважении к авторитету специалистов, признающих что дома негодны для жилья. Офицеры, остающиеся здесь на зиму, принуждены покупать на собственный счет дома, чтобы иметь хоть какое нибудь пристанище зимой. Что здесь будет весной трудно сказать, очень возможно что несколько лодок серьезно пострадают от ледохода, а так как здесь не будет механиков - то и механизмы канонерок все будут приведены в негодность. В шутку здесь говорят, что следует теперь обратно сдать лодки Балтийскому заводу на сохранение. Вчера вечером компания человек в 8, в том числе и Беляев отправились мы смотреть ловлю кеты. Поместились все на катере а сзади вели две лодки с матросами. Ловят рыбу неводами. 3 невода принадлежащие группе крестьян одной деревни заводятся по очереди с берега на лодке, тащат его по течению и за оба конца вытаскивают на пологий берег. В невод попадает до 300 штук кеты фунтов по 15-25 каждая. Такой улов бывает в хорошие года вчера же попало в невод один раз 100 штук, второй – 60. Я снял несколько снимков и если выйдут удачно – привезу. Чтобы согреться и для забавы мы тащили все невод вместе с рыбаками. Тут же было отобрано нами штук 30 рыб и нас отослали на лодке для варки ухи. 8 штук для нас, остальные – матросам на канонерки. По приезде домой мы наслаждались чудной ухой и кетовой икрой. Рыба продается здесь 10-12 коп. штука (весом около 15 фунтов). Целую хорошего мопса, скоро-скоро увижу я вас крошек, наконец-то можно уже считать близким день отъезда. Привет маме. Целую ручки Гальки и Кати.

diletant: diletant пишет: Через ¼ часа пошли полным ходом. пропустила фрагмент в Продолжении №3 Через ½ часа остановили один двигатель – нагрелся подшипник, через ½ часа пошли снова полным ходом. Через час остановили другой двигатель – засорилась масляная трубка. – В предыдущий выход (вторник) все сошло благополучно – превосходно, в этот-же выход (пятница) вышло 3 нелепых затруднения (щепка, подшипник, масляная трубка). Итак пятница - нехороший день. 16 мая. Пишу с перерывом так как письмо можно отправить только в понедельник. Вчера вечером была первая гроза с большим ливнем. Сегодня дождь почти весь день. diletant пишет: ярко-красные лилии с черными крапинками и желтыми большими пыльниками. ------ Продолжение №5 Крошка моя, получил сейчас твое письмо от 23 мая. Жалко мне бедную крошку с ея положением! Тяжело ей и физически и сколько беспокойств с переездами! Хорошо бы, чтоб если бы Нюта приехала для Гальки. Прошу прощения за пропущенные фразы...



полная версия страницы