Форум » "Железный" раздел » Миноносец "СВИРЕПЫЙ". Черноморский флот. » Ответить

Миноносец "СВИРЕПЫЙ". Черноморский флот.

Борис С.: Изучая историю миноносца "СВИРЕПЫЙ", обнаружил в ней множество интереснейших фактов и подробностей, о которых и не подозревал... Оказалось, что в годы Первой мировой войны в составе группы миноносцев 4-го дивизиона 8 ноября 1914 года в районе Поти "СВИРЕПЫЙ" участвовал в потоплении линейного корабля (1) турецкого флота "Султан Осман 1", за что командир миноносца "Свирепый" лейтенант П.Трухачев за проявленное мужество и героизм при совершении результативной атаки на линкор "Султан Осман" был представлен к ордену Св. Георгия Победоносца IV степени с присвоением звания кавторанга... Удивляет то, что в истории турецкого линкора этот факт нигде и никак не подтверждается. А о самом факте его потопления совершенно случайно вычитал в скромных источниках интернета, КОТОРЫЙ ОКАЗАЛСЯ ПРОСТО "ЛИПОЙ" Уважаемые коллеги, прошу оказать помощь в сборе информации об истории миноносца "СВИРЕПЫЙ", его командирах, офицерах и экипаже. Этим вы окажете помощь Экипажу Ветеранов БПК-СКР "СВИРЕПЫЙ" нашего времени в написании книги об истории корабельного имени "СВИРЕПЫЙ", которое несли на своих бортах боевые корабли Российского и Советского военно-морского флотов на протяжении ТРЁХ ПОСЛЕДНИХ ВЕКОВ, начиная с Петровских времён. С уважением.

Ответов - 203, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Борис С.: ВЛАДИБОРЪ пишет: ЛАВРЕНТЬЕВ Иван Петрович (12.04.1875), капитан КИМФ (25.03.1912). Судовой механик миноносца "СВИРЕПЫЙ" (с 28.03.1908) Благодарю сердечно. С удовольствием приму подобные данные о других офицерах и нижних чинах.

Борис С.: Уважаемые коллеги! Что ни говори, но ГЛАВНАЯ цель моих поисков в сборе информации о свиреповцах - биографии его командиров. На очереди лейтенант (с марта 1915 года - старший лейтенант) Карл Фаддеевич Дорожинский . Как договорились, ДАЮ ОТМАШКУ!

ВЛАДИБОРЪ: МЮЛЛЕР Владимир Оттович (р. 11.08.1881) вахтенный начальник (01 - 28.12.1905) на тот период прапорщик по морской части. НЕВРАЖИН Сергей Александрович (08.10.1876) лейтенант, минный офицер (29.01. - 04.08.1904). Ист. А.М. Пожарский Подводное плавание в России стр. 564, 569 СЛАВОЧИНСКИЙ Марьян Иванович (04.09.1859) капитан 2 ранга, командир, назначен (14.04.1902). Командовал миноносцем во время перехода из Ревеля в Севастополь (09.1902 - 01.1903). Ист. Форум КОРТИК от 15.12.2013 (aden13) С уважением, Вл.

aden13: ДОРОЖИНСКИЙ 2-й Карл Фаддеевич. Род. 10.03.1884, римско-католического вероисповедания. Образование: Морской кадетский корпус (1904), минный офицерский класс (1912). На службе с 1901 г. 28.01.1904 произведен в мичманы с назначением в Черноморский флот и зачислением в 36-й ФЭ. 12.06.1905 назначен и.д. ревизора МКЛ «Кубанец», на которой в 1905-1906 гг. совершил заграничное плавание. 08.10.1907 назначен слушателем в МОК. 14.01.1908 отчислен от класса в наличие экипажа. 13.04.1908 произведен в лейтенанты. В 1909-1911 гг. командующий М № 263. В 1911 г. командующий М № 256. 07.10.1911 назначен слушателем в МОК. 19.09.1912 зачислен в минные офицеры 2-го разряда. 23.09.1913 зачислен в минные офицеры 1-го разряда. В 1913-1914 гг. старший минный офицер ЛК «Три Святителя». 28.04.1914 назначен и.д. старшего офицера ЭМ «Гневный». 16.09.1914 назначен командующим М «Свирепый». 22.03.1915 произведен в старшие лейтенанты (ст. 01.01.1915). 19.06.1915 за незаконное обращение с подчиненными отчислен от должности со списанием в наличие Черноморского флотского экипажа. 08.08.1915 назначен старшим офицером посыльного судна «Император Николай I». 03.09.1915 назначен командующим ЭМ «Звонкий». 27.09.1916 назначен заведующим складом тралов в Севастопольском порту, одновременно с 29.09.1916 командующий ТР «Гонец». В 1917 г. оставался в тех же должностях. Об участии в Гражданской войне достоверных сведений нет. Эвакуирован в Турцию, на 01.01.1922 в чине капитана 2-го ранга числился в списке офицеров, находящихся в Константинополе. Впоследствии переехал во Францию, умер 09 (по другим данным 12).02.1942. Точное место и обстоятельства смерти неизвестны. Награды: орд. Св. Станислава 3-й степ. (06.12.1909), орд. Св. Станислава 2-й степ. с мечами за отличие в делах против неприятеля (25.03.1915, утв. 27.04.1915), орд. Св. Анны 3-й степ. с мечами и бантом за отличие в делах против неприятеля (07.04.1915, утв. 18.05.1915). Младший брат известного морского летчика, капитана 2-го ранга С.Ф. Дорожинского

aden13: МИЛАШЕВИЧ 1-й Сергей Константинович Род. 19.05.1882, православный. Образование: Морской кадетский корпус (1903), артиллерийский офицерский класс (1906). На службе с 1900 г. 06.05.1903 произведен в мичманы с назначением в Черноморский флот и зачислением в 37-й ФЭ. 27.05.1903 назначен вахтенным начальником (с 01.10.1903 и.д. ревизора) МКР «Казарский». 23.05.1904 назначен ревизором МКЛ «Запорожец». 01.04.1905 назначен вахтенным начальником УС «Прут». 14.06.1905 назначен вахтенным начальником МКР «Казарский». 07.09.1905 предназначен к поступлению в АОК. 10.10.1905 назначен слушателем в АОК. Артиллерийский офицер 2-го разряда (25.09.1906). 10.10.1906 назначен младшим артиллерийским офицером ЭБР «Ростислав». 06.12.1906 произведен в лейтенанты. 12.12.1906 назначен младшим артиллерийским офицером КР I ранга «Кагул» (с 25.03.1907 «Память Меркурия»). Артиллерийский офицер 1-го разряда (05.10.1907). 09.01.1908 назначен старшим артиллерийским офицером ЛК «Синоп». 20.04.1908 назначен артиллерийским офицером КЛ «Черноморец». 03.05.1909 назначен старшим артиллерийским офицером ЛК «Георгий Победоносец» (с 01.04. до 01.10.1910 и.д. старшего офицера). 03.01.1911 назначен артиллерийским офицером КЛ «Кубанец». 25.01.1911 назначен артиллерийским офицером КЛ «Уралец». 03.12.1912 назначен артиллерийским офицером 3-го дивизиона миноносцев Черноморской минной дивизии. 12.01.1914 назначен и.д. старшего офицера ЭМ «Капитан Сакен». 06.04.1914 произведен в старшие лейтенанты. 21.04.1914 утвержден в должности. 06.03.1915 назначен в Транспортную флотилию Черного моря. 09.03.1915 назначен комендантом ТР № 25 «Евфрат». 15.05.1915 назначен комендантом ТР № 29 «Император Николай II». 26.05.1915 назначен комендантом ТР № 59 «Садко». 19.06.1915 назначен командующим М «Свирепый» (вступил в командование 23.06.1915). 05.09.1915 назначен командующим М «Стремительный» (вступил в командование 10.09.1915). Отличился в июле 1916 г. при поддержке Приморского отряда Кавказской армии на р. Фольчау. 30.07.1916 произведен в капитаны 2-го ранга за отличие по службе. 27.09.1916 назначен старшим офицером КР «Память Меркурия». В 1917 г. командир ЭМ «Капитан Сакен». В годы Гражданской войны участвовал в Белом движении на Юге России. На 25.03.1921 числился в составе Русской эскадры в Бизерте. Дальнейшая судьба неизвестна. Награды: Ст.3 (06.12.1909), Ан.3 (06.12.1914), мечи и бант к Ан.3 за храбрость, отличное мужество и распорядительность, проявленные при исполнении у неприятельских берегов секретной боевой задачи 8-го декабря и уничтожении каботажных судов в бухте Сурмене 26-го декабря 1914 года (29.01.1915, утв. 23.02.1915), Ст.2м за примерное мужество, хладнокровие и отличную распорядительность в делах против неприятеля (22.02.1916, утв. 03.05.1916), Ан.2м за примерное мужество, хладнокровие и отличную распорядительность в делах против неприятеля (17.03.1916, утв. 27.06.1916), Г.4 за доблесть и самоотверженность, проявленные им при выполнении боевой операции 8-го и 9-го июля 1916 года при поддержке правого фланга Приморского отряда Кавказской армии, что содействовало падению неприятельской укрепленной позиции у реки Фольчау (приказ КФЧМ № 2268 от 03.12.1916, утв. 26.12.1916). Иностранные награды: турецкий орден Меджидие 4-й степ. (разр. 10.01.1905), турецкий орден Османие 4-й степ. (разр. 15.04.1912).

Борис С.: aden13 пишет: ДОРОЖИНСКИЙ 2-й Карл Фаддеевич. 19.06.1915 за незаконное обращение с подчиненными отчислен от должности со списанием в наличие Черноморского флотского экипажа Любопытный эпизод в биографии КОМАНДИРА! Для меня крайне редкая формулировка причины отчисления. А кто-нибудь знает подробности этого факта? С уважением.

aden13: Борис С. Увы, в приказе по флоту указано именно так, без всяких подробностей.

Борис С.: То, что в Приказе так - это понятно. Мой вопрос состоит в том, что может кто-либо знает подробности произошедшего. Хотя, понимаю, вряд ли ЭТО можно уточнить в наше время...

Сергей: Любопытный эпизод в биографии КОМАНДИРА! По видимому к 1915 г. расшатал нервы или забил на службу. На него в 1914 г. был уже приказ 25.11.1914 г. Приказом командующего флотом Черного моря № 923 объявлен строгий выговор, за небрежное отношение к передаче распоряжений командующего флотом Черного моря, даже полученных по ошибке, не желании передачи его тем, которых оно касалось, и не сообщении на флагманский корабль об очевидной ошибке. С уважением Сергей.

aden13: Дополнения по Дорожинскому: Приказом Командующего флотом Черного моря за № 1852 от 28.12.1919 г. зачислен в резерв чинов флота. Приказом его же за № 340 от 20.01.1920 г. уволен в отставку по болезни. Умер в Париже

aden13: Сергей Это в приказе дословно так: № 923. 25-го ноября 1914 года. Сегодня в 10 часов 40 минут я сделал по радио важное распоряжение подводным лодкам, бывшим вне Севастополя. Радио по ошибке было адресовано не на «Строгий», бывший с подводными лодками, а на «Свирепый». «Свирепый» радио принял, расшифровал, но не только не передал его тем, которых оно касалось, но даже не сообщил на флагманский корабль об очевидной ошибке. За такое отношение к делу делаю командующему миноносцем «Свирепый», лейтенанту Дорожинскому 2-му, строгий выговор.

Борис С.: Да, для нашего времени факты прелюбопытнейшие - в боевых условиях совершить в НОЯБРЕ 1914 года ТАКОЕ, но в МАРТЕ 1915 года получить очередное звание СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА... В условиях советского флота не долго бы носил и лейтенантские погоны. Видимо ИСТОРИЯ с незаконным обращением с подчинёнными явилась последней каплей в чаше терпения командования. Благодарю всех за комментарии. С уважением.

aden13: ГУБОНИН 2-й Петр Сергеевич Род. 25.07.1882, православный. Поступил на службу юнкером флота в 1905 г. 29.04.1906 получил звание корабельного гардемарина. 24.11.1908 зачислен в 8-й ФЭ. 16.04.1907 произведен в мичманы с назначением в Черноморский флот. 30.04.1907 зачислен в 29-й ФЭ. В 1908-1909 гг. совершил заграничное плавание на МКЛ «Уралец». В 1909 г. флаг-офицер при начальнике 1-го дивизиона миноносцев Черного моря. В 1909 – 1910 гг. флаг-офицер штаба командующего отдельным отрядом судов, назначенных для плавания с корабельными гардемаринами. 06.12.1909 произведен в лейтенанты за отличие по службе. В 1910 г. флаг-офицер при начальнике 1-го дивизиона миноносцев Черного моря. В 1911-1914 гг. вахтенный начальник ЛК «Иоанн Златоуст». 26.07.1914 назначен и.д. старшего офицера ЭМ «Дерзкий». 01.06.1915 произведен в старшие лейтенанты за отличие в делах против неприятеля, с утверждением в должности. 05.09.1915 назначен командующим М «Свирепый». 31.03.1916 отчислен от должности, с переводом в Белое море. 03.12.1916 допущен к исполнению должности начальника 4-го отряда тралящих судов флотилии Северного Ледовитого океана. 02.01.1917 отдано старшинство в чине с 22.12.1914. 16.01.1917 произведен в капитаны 2-го ранга с утверждением в должности. 23.01.1917 умер в береговом лазарете в Александровске. Исключен из списков умершим 30.01.1917. Награды: французский знак, присвоенный званию “Officier d’Academie” (16.02.1909), офицерский крест тунисского орд. Нишан-Ифтикар (11.01.1910), офицерский крест греческого орд. Спасителя (15.03.1910), офицерский крест румынского орд. Короны (13.02.1912), орд. Св. Станислава 3-й степ. (06.12.1912), орд. Св. Анны 3-й степ. с мечами и бантом за отличия в делах против неприятеля, при обстреле занятого турками побережья у Хопы 24-го ноября и 25-го декабря 1914 года, в бою с турецкими крейсерами: «Бреслау», 11-го декабря, «Гамидие», 21-го декабря, и «Меджидие», 22-го декабря, и за бомбардировку Зунгулдака 22-го февраля сего года (14.05.1915, утв. 08.06.1915), орд. Св. Станислава 2-й степ. с мечами за отличные мужество и распорядительность, проявленные в ночном бою с крейсером «Бреслау» 29-го мая сего года (27.06.1915, утв. 27.07.1915). № 369. 28-го апреля 1916 года. Командиру миноносца «Свирепый», старшему лейтенанту Губонину, за небрежное отношение к своим обязанностям, последствием чего было повреждение вверенного ему миноносца, объявляю выговор.

Борис С.: Благодарю, Антон Николаевич! Не подскажете по какой причине так разнятся даты aden13 пишет: 31.03.1916 отчислен от должности, с переводом в Белое море. и издание приказа о наказании? aden13 пишет: № 369. 28-го апреля 1916 года. Командиру миноносца «Свирепый», старшему лейтенанту Губонину, за небрежное отношение к своим обязанностям, последствием чего было повреждение вверенного ему миноносца, объявляю выговор. Кстати, что известно об обстоятельствах той навигационной аварии? Или это была банальная посадка на мель? С уважением.

pz.kpfw: 1914 23 дек. миноносцы Живой Свирепый Сметливый переведены в Батум 1915 26 янв. Свирепый и Жаркий расстреляли в Ризе 20 шхун и железный мост 1916 21 сент. Свирепый поддержал огнем атаку своих войск к западу от Трапезунда

Борис С.: pz.kpfw Благодарю. Подскажите, а что является источником ДАННОГО ПЕРЕЧНЯ боевых действий? С уважением.

pz.kpfw: фонд Морискома

aden13: Борис С. пишет: по какой причине так разнятся даты и издание приказа о наказании? По причине следствия. Российская юриспруденция - весьма нетороплива )))

Борис С.: Это именно ТО, чего не хватало флоту СОВЕТСКОМУ -сначала накажут, а уж потом разбираются. А что приятно при том отметить, что в ПРИКАЗЕ достаточно подробно суть произошедшего отмечается и без общих фраз и формулировок по стандарту. От того предельно ясно всякому за что и почему. Очень мудро!

ветер79: матрос со "Свирепого" ФИО мне неизвестно

Борис С.: ветер79 пишет: матрос со "Свирепого" ФИО мне неизвестно Премного благодарен за ФОТО! При всех моих поисках это единственное подтверждённое фото нижнего чина. Это стоит дорогого! Как мне сразу показалось, что Вами предложен только фрагмент оригинала, но, Уважаемый ветер79, с Вашей помощью в НЭТЕ мне удалось найти ПОЛНУЮ версию этого фото! Что не искупает Ваших заслуг!

ветер79: Борис С. пишет: удалось найти ПОЛНУЮ версию этого фото вообще замечательно

aden13: ТИХМЕНЕВ 2-й Алексей Николаевич Род. 02.11.1881, православный. Образование: Морской кадетский корпус (1902). На службе с 1899 г. 06.05.1902 произведен в мичманы с назначением в Черноморский флот и зачислением в 36-й ФЭ. 02.08.1904 предназначен к поступлению в минный офицерский класс. Не поступил. 27.06.1905 предназначен к поступлению в минный офицерский класс. 19.09.1905 назначен слушателем в минный офицерский класс. 14.01.1906 отчислен от класса по неуспеваемости; не закончил. 02.04.1906 произведен в лейтенанты. 14.07.1908 по приговору военно-морского суда Севастопольского порта определено: за преступное деяние, предусмотренное 192 ст. Военно-Морского Устава о Наказаниях (нарушение воинской дисциплины на корабле), отставить от службы. 18.08.1908 Всемилостивейше повелено: взамен определенного ему судом наказания, подвергнуть содержанию на гауптвахте на один месяц. Старшинство в чине за отставкою с 06.05.1906. 25.08.1908 зачислен в 1-й Балтийский ФЭ. 28.12.1909 переведен в Сибирскую флотилию. 01.07.1910 назначен командующим РКЛ «Монгол». 06.12.1913 произведен в старшие лейтенанты. 26.02.1915 отчислен от должности и убыл на Черноморский флот (официально переведен 19.10.1915). 02.03.1915 назначен в распоряжение начальника транспортной флотилии Черного моря. Комендант ТР № 51 «Португаль». 31.03.1916 назначен командиром миноносца «Свирепый». 30.07.1916 произведен в капитаны 2-го ранга. 05.01.1917 назначен старшим офицером ТР «Дон» (сдал командование «Свирепым» 16.01.1917). Летом 1917 года отчислен от должности с зачислением в резерв чинов Черноморского флота. Об участии в Гражданской войне сведений нет. В эмиграции проживал в Китае, 20.01.1939 умер в Шанхае. Награды: орд. Св. Станислава 3-й (06.12.1912), знак Православного Камчатского братства 4-й степ. (08.06.1915), орд. Св. Станислава 2-й степ. с мечами за отличное мужество и прекрасную распорядительность, проявленные в операциях флота 13-31 марта сего года (15.05.1916, утв. 11.10.1916), орд. Св. Владимира 4-й степ. с мечами и бантом за отличие в делах против неприятеля (30.07.1916, утв. 23.10.1916), орд. Св. Анны 2-й степ. с мечами за отличия в делах против неприятеля (28.01.1917). Секретный приказ КФЧМ № 82 от 21-го апреля 1916 года. 6-го апреля сего года, следуя вдоль Кавказского берега, миноносец «Свирепый», вследствие ошибки при снимании с карты курса, проложенного мимо мыса Соук-Су, оказался в 4 кабельтовых от рифа, выступающего от этого мыса. Командир миноносца, заметив в это время подозрительные вспышки в море, пошел не к месту вспышек, а к берегу, вследствие чего миноносец ударился о риф. За навигационную небрежность и за нецелесообразные действия по отношению к усмотренным подозрительным вспышкам, что в совокупности привело к значительной аварии только что отремонтированного миноносца, объявляю командиру его, старшему лейтенанту Тихменеву, строгий выговор.

Dirk: aden13 пишет: Летом 1917 года отчислен от должности с зачислением в резерв чинов Черноморского флота. Об участии в Гражданской войне сведений нет. "Капитан 2 ранга. В 1902 г. окончил Морской кадетский корпус. Участник русско-японской войны. Во время Великой войны с 1914 г. командовал госпитальным судном "Португал". В 1915 г. командовал миноносцем "Свирепый". В 1917 г. состоял личным адъютантом Верховного Главнокомандующего ген. Брусилова. По смене последнего, был переведен в Амурскую флотилию. Командовал канонерской лодкой "Монгол". В Шанхае с 1918 г. служит командиром парохода "Scot I" фирмы The Shanghai Tug and Lighter Co, Ltd." (Альбом "Русский Шанхай").

Dirk: Dirk пишет: Участник русско-японской войны. Насчёт русско-японской составители погорячились. 12 июня 1905 г., за 2 дня до мятежа, с "Князя Потемкина Таврического" убыли в Севастополь три офицера: вахтенный начальник мичман Алексей Николаевич Тихменев 2-й, вахтенные офицеры мичманы Александр Иванович Гнилосыров и Юлиан Орестович Кмита (РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 33025. Л. 10-15). Старший лейтенант, командир ТР № 51 (ГС "Портюгаль"), спасен при гибели госпитального судна "Портюгаль" (РГАВМФ. Ф. 609. Оп. 3. Д. 360. Л. 29).

Dirk: Dirk пишет: Командовал канонерской лодкой "Монгол". Это, конечно, тоже под большим вопросом, особенно если вспомнить, что Тихменев и вправду командовал "Монголом", но с 1910 г. НО! В списках чинов флота Морского министерства Всероссийского правительства с 5.11.1918 г. Служил в Амурской флотилии.

Борис С.: aden13 пишет: 14.07.1908 по приговору военно-морского суда Севастопольского порта определено: за преступное деяние, предусмотренное 192 ст. Военно-Морского Устава о Наказаниях (нарушение воинской дисциплины на корабле), отставить от службы. Интересно, что послужило причиной такому взысканию (наказанию). Что же надо было совершить офицеру ТИХМИНЁВУ, чтобы заслужить подобное? К Dirk и aden13: Кстати, как верно прописывается ТР № 51 ГС "Портюгаль" или "Португаль"? С уважением.

Matroskas: На ТР № 51 (ГС "Портюгаль") 17.03.1916г. погибла мать Тихменева А.Н. - Тихменева Аделаида Адамовна, которая заведовала бельевым отделением на судне. (Н. Черкашин "Одиссеея мичмана Домерщикова").

12: Борис С. пишет: Согласен совершенно и с трансформацией М, и с регулярными панихидами (вот же каково было морское БРАТСТВО!). Верно и то, что после перехода Злобина Н.Н. в сени УНР, офицерское морское Общество и уже в эмиграции его осуждало как за НЕВЕРНОСТЬ ЦАРЮ И ОТЕЧЕСТВУ, так и в нарушении ПРИСЯГИ. Видимо, поэтому во всех воспоминаниях и мемуарах никто касаемо судьбы Злобина Н.Н. после 20-х годов - ни слова... Ничего подобного... 1. Начнем с того, что Михаил Злобин в 1917 г. иоже был участником украинского морского движения в Балтике - ув. АВР_ТОR приводил короткую биографию Михаил Злобина, где это было указано... 2. Огромное число моряков бывшего рос. флота в 1918 г. прошло через украинский флот - и не похоже, что отношение к ним в эмиграции как-то изменялось в худшую сторону. И даже в эмиграции некоторые из них не разрывали связи с украинскими кругами. Вот, например капитан военно-морского судебного ведомства Борис Александрович Лазаревский, известный писатель. Будучи в Париже он спокойно совмещал членство в местном Морском собрании, парижском Союзе русских писателей и журналистов и сотрудничество с журналом "Тризуб" а также деятельность в ряде укранских культурных организаций...И именно за их счет на его могиле после 1936 на его могиле был воздвигнут памятник. Вот так-то! Все не так просто в этой жизни.

kerbyol: Борис С. пишет : "Портюгаль" или "Португаль"? Другой вариант : С уважением !



полная версия страницы