Форум » "Железный" раздел » Миноносец "СВИРЕПЫЙ". Черноморский флот. » Ответить

Миноносец "СВИРЕПЫЙ". Черноморский флот.

Борис С.: Изучая историю миноносца "СВИРЕПЫЙ", обнаружил в ней множество "интереснейших" фактов и "подробностей", о которых и не подозревал... Оказалось, что в годы Первой мировой войны в составе группы миноносцев 4-го дивизиона 8 ноября 1914 года в районе Поти "СВИРЕПЫЙ" участвовал в потоплении линейного корабля (1) турецкого флота "Султан Осман 1", за что командир миноносца "Свирепый" лейтенант П.Трухачев за проявленное мужество и героизм при совершении результативной атаки на линкор "Султан Осман" был представлен к ордену Св. Георгия Победоносца IV степени с присвоением звания кавторанга... Удивляет то, что в истории турецкого линкора этот факт нигде и никак не подтверждается. А о самом факте его потопления совершенно случайно вычитал в скромных источниках интернета, КОТОРЫЙ ОКАЗАЛСЯ ПРОСТО "ЛИПОЙ" Уважаемые коллеги, прошу оказать помощь в сборе информации об истории миноносца "СВИРЕПЫЙ", его командирах, офицерах и экипаже. Этим вы окажете помощь Экипажу Ветеранов БПК-СКР "СВИРЕПЫЙ" нашего времени в написании книги об истории корабельного имени "СВИРЕПЫЙ", которое несли на своих бортах боевые корабли Российского и Советского военно-морского флотов на протяжении ТРЁХ ПОСЛЕДНИХ ВЕКОВ, начиная с Петровских времён. С уважением.

Ответов - 234, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Борис С.: Благодарю за информацию. Похоже по данному офицеру найти что-то более подробное, увы, не удаётся. С уважением.

йцук: Основание:А.С.Дробот "Свирепый" на страже Отечества Калининград 2015 год.

Dirk: йцук пишет: Основание:А.С.Дробот "Свирепый" на страже Отечества Калининград 2015 год. Странное дело. Почти весь объём "статьи" - перепечатка воспоминаний С.В. Евдокимова, даже без указания его фамилии и без ссылки на полную публикацию.


ssergey x 100: Dirk пишет: Странное дело. Почти весь объём "статьи" - перепечатка воспоминаний С.В. Евдокимова, даже без указания его фамилии и без ссылки на полную публикацию. А так загадочнее.... Остальное к сожалению тоже без ссылок на источники. Особенно интересно откуда были взяты сведения о включении "Свирепого" в состав англ. флота, под номером 204 ?! И маленькое чудо... легким движением пера Евдакимова шхуна "Роза" превращается .."в лайбу с дровами " : "В заливе около Кронштадта произошло столкновение судов. Миноносец «Свирепый» производил испытание своих механизмов. В это время его курс пересекала парусная шхуна «Роза». Миноносец, рассчитывая пройти у шхуны под носом, не уменьшил хода, но это ему не удалось, и он разрезал шхуну пополам, а сам проскочил через этот разрез. Люди спасены".. — «Русскій голосъ», 22.08.1902 г.

oigen999: Dirk пишет: перепечатка воспоминаний С.В. Евдокимова Коллеги, а ФИО загадочного мичмана "Г" известно?

Борис С.: oigen999 пишет: Коллеги, а ФИО загадочного мичмана "Г" известно? Все упомянутые в рассказе контр-адмирала Евдокимова С.В. под литерами мною давно уточнены. В Данном случае речь идет о минном офицере мичмане Григораш Иван Иванович (Окончил МКК в 6.05.1901 году).. Биографией и фото его располагаю. Обращайтесь. Dirk пишет: Странное дело. Почти весь объём "статьи" - перепечатка воспоминаний С.В. Евдокимова, даже без указания его фамилии и без ссылки на полную публикацию. Совершенно с Вами согласен. Хотя, всё необходимое автору я предоставил. С выходом данной КНИГИ возникло немало вопросов к автору и даже скандалов. Дело в том, что инициатива по написанию оной принадлежит, в том числе, и мне, как Командиру Экипажа ветеранов БПК-СКР "Свирепый". Историческая часть "загублена" в чистом виде... История имени "Свирепый (-ая) автору мною была в краткой форме предоставлена, но Андрей Степанович Дробот (капитан 2 ранга в отставке) её проигнорировал, ссылаясь на "официальную", придуманную политуправлением ВМФ СССР. Это придало забвению истинную историю имени нашего корабля, которой я занимаюсь уже много лет. Были, по сути, вычеркнуты: - галера "Свирепая" 16-тибан. типа "Быстрая" 1739 года (на Азове), - галера "Свирепая" 25-тибан. типа "Надежда" 1769 года (на Балтике), - плавбатарея "Свирепая" (в прошлом шебека "Быстрая") "типа "Скорая" 1789 года (на Балтике), - два катера-истребителя с именем "Свирепый" 1918 года (на Северной Двине). А в веке 18-м боевых кораблей и даже парусных ботов или прамов не существовало и в помине. Во всяком случае мне таковые пока не встречались, а в официальных справочниках не числятся. Да, что уж теперь судить автора теперь... Главное то, что он сумел прекрасно обработать весь предоставленный экипажем ветеранов нашего корабля историю БПК-СКР "Свирепый", за что мы все ему пожизненно благодарны и будем его вспоминать добрым словом. Месяц назад капитан 2 ранга Дробот А.С. ушёл в лучший мир. Земля ему пухом! Кстати, КНИГ О БПК-СКР "СВИРЕПЫЙ",если кто не в курсе, в его исполнении ДВЕ (2015 и 2017 годов издания). А также, благодаря его титаническому труду, "из-под пера" Дробота А.С. вышли в свет ещё ДВЕ КНИГИ, посвящённые истории 128-й бригаде ракетных кораблей (мб Балтийск) 2017 г.и. и 143-й бригады (дивизиона) новостроящихся и ремонтирующихся надводных кораблей (мб Калининград, ПСЗ "Янтарь") 2018 г.и. (Желающим с ними ознакомиться готов посодействовать). Я же, в свою очередь, занимаюсь КНИГОЙ ТРЕТЬЕЙ (посвящённой имени "Свирепый (-ая)"). Пользуясь случаем, благодарю всех форумчан за посильную помощь в сборе для неё материалов! Выражаю надежду, что вы не откажете мне в этой помощи и в дальнейшем С уважением.

oigen999: Борис С. пишет: Григораш Иван Иванович Кое-что по его загранплаванию 1902 - 1903 гг. прояснилось. Спасибо! Борис С. пишет: о минном офицере мичмане Они как с Евдокимовым эту должность делили? Борис С. пишет: Биографией Кратенькая биография его есть, но в основном справочного уровня. Если поделитесь, буду очень Вам признателен. Борис С. пишет: и фото его Есть только вырезки из общих фото не очень хорошего качества. Было бы замечательно увидеть его портрет в ветке "как они выглядели"

Борис С.: Благодарю за проявленный интерес. И так: oigen999 пишет: Они как с Евдокимовым эту должность делили? Ценю Вашу осведомлённость. Да, действительно, на переходе из Кронштадта в Севастополь на мин "Свирепом" присутствовали два офицера с минным образованием. И, если не ошибаюсь, Евдокимов С.В. об этом упоминает в своём рассказе. Но дело, видите ли, в чём: сам недавно, изучив внимательно предоставленные документы нашими коллегами, определил, что переход сей осуществлялся не не 4-мя офицерами по штату, а пятью. О пятом офицере, к моему удивлению, Евдокимов в рассказе не упоминает, но таковой был, и фамилия его определена - мичман Азаров Н.Н.. Не простая и путанная биография у него (увы, фото его не располагаю). Но этому досконально я ещё пока не посвящался. Вот он, по всем документам мне известным, записан, как ВАХТЕННЫЙ НАЧАЛЬНИК. А потому ответить - кто же являлся штатным минным офицером ответить пока затрудняюсь. Может и Вы к этому подключитесь? Буду весьма признателен. oigen999 пишет: Если поделитесь, буду очень Вам признателен. Сообщите - как Вам её представить? В "Личку" или на интернет адрес? Вышлю всё, что имею и не только. Пока, здесь, перегружать ресурс данной темы мне бы не хотелось, учитывая и то, что биография Григораша И.И. ещё проработана мною неокончательно. oigen999 пишет: Есть только вырезки из общих фото не очень хорошего качества. Боюсь, что располагаю тем же ресурсом - групповое фото 1916 года офицеров ЭБР "Ростислав".

oigen999: Борис С. пишет: два офицера с минным образованием. Григораш к числу таковых не относится, т.к. на июль 1904 г. еще только проходил обучение в МОК. Подтвердить это или опровергнуть мог бы циркуляр ГМШ № 247 от 23.08.1904 г., но его к сожалению нет... По идее мог бы быть ИД минного офицера на время перехода при отсутствии подходящей кандидатуры, но присутствие Евдокимова немного исключает такой вариант. Борис С. пишет: на интернет адрес? Если не сложно на почту oigen999@mail.ru. Думается, найдется пара "дырок" в корабельных составах, которые получится закрыть, особенного в начале его службы.

Борис С.: oigen999 пишет: т.к. на июль 1904 г. еще только проходил обучение в МОК Скорее всего с Вами соглашусь. Моя версия такова, что на 1902-03 гг. МО - Евдокимов, ВН - Григораш (обратите на высланный СПИСОК 1904 г.) и Азаров, а с командиром и "со смехом" (суд.мех-ом) вопросов пока не возникает. с уважением.

ssergey x 100: К воспоминаниям Евдокимова надо относиться очень аккуратно и осторожно. Судя по тексту сказочник он был еще тот

Борис С.: Согласен. Не без того. Спасибо, что хоть такое, в моём случае, оставил после себя наследие. Офицер был необычайной храбрости и личностью обладал неординарной. Любимец морского собрания и кают-компании. Уж простим Георгиевского кавалера за фантазии и преукрас...

ssergey x 100: Борис С. пишет: Уж простим Георгиевского кавалера за фантазии и преукрас... Вопрос не в прощении, а в том насколько мы можем доверять этим воспоминаниям, как историческому источнику ! Сказка про "прорыв миноносцев под видом коммерческих судов" уже гуляет по сети... При этом ссылаются на участника этих событий Евдокимова. Из серии "Тайные операции Русского флота", "Победа Русской разведки " и т. д. Вот вам пример беды от таких сказочников как Евдокимов ! И очень жаль, что вы этого не понимаете.

Борис С.: ssergey x 100 пишет: И очень жаль, что вы этого не понимаете. Вы безусловны правы. С Вами я согласен категорически. Историю по мемуарам не пишут и не сверяют. Напрасно Вы думаете, что этого я не понимаю. Именно как "преукрашенную историю" данного перехода СОКОЛОВ я и воспринимаю. А те, кто на данный рассказ ссылаются и трактуют этот эпизод как состоявшийся факт никак не правы. Именно поэтому, изучив биографию Евдокимова и уяснив склад его характера и натуру, смею заключить, что всё это "красивая байка", но никак исторический факт. Надеюсь, мы нашли взаимопонимание с Вами. С уважением.

Семен: Dirk пишет: перепечатка воспоминаний С.В. Евдокимова, даже без указания его фамилии и без ссылки на полную публикацию Ссылка есть на какую-то публикацию, сразу после курсива, а для научно-популярной книги ссылка напрямую на мемуары Евдокимова вряд ли необходима. Борис С. пишет: МО - Евдокимов, ВН - Григораш (обратите на высланный СПИСОК 1904 г.) и Азаров Приказом Гдавного ком-ра ЧФ и портов Черного моря № 717 от 02.09.1902 г. на миноносец "Свирепый" назначены: для плавания м-н Азаров - вахтенным нач-ком, на вакансию минного офицера - м-н Евдокимов. ssergey x 100 пишет: парусная шхуна «Роза». В списке судов русского торгового флота таковая не значится. Почти по классику - не читайте российских газет, даже если других нет..., но есть сайт Царское село, где есть списки судов. ssergey x 100 пишет: Сказка про "прорыв миноносцев под видом коммерческих судов" По косвенным признакам не такая уж и сказка, т.к. во 1-х шли без вооружения, во 2-х в разделе Морского сборника о судах заграничного плавания конкретно не указывалось, что идут на Черное море, а значатся под заголовкам Суда идущие на тихий океан, да и маршрут перехода уж больно замысловатый и т.д. Хотя этот вопрос надо специально исследовать.

Семен: Для Бориса С. Обычно я этого не делаю, но учитывая Вашу деятельность по увековечению памяти усопших в Лиепае, собрал в кучу приказы о ком-рах, надеюсь на дополнение других участников форума: Командиры М «Свирепый»: кап. 2 р. М.И.Славочинский (14.04.1902 – 26.04.1902 как успешно окончивший курс военно-морских наук при Николаевской Морской Академии, отч. в наличие экипажа - 1903 гг.), кап. 2 р. К.Х.Ланге (17.11.1903 – 04.11.1906 гг.), кап. 2 р. Шемиот-Гидзгайло (04.11.1906 – 30.04.1907 гг.), кап.-лт (с 06.12.1908 г. – кап. 2 р.) Н.Н.Злобин (? – 10.08.1907; 1908 ком-щий – 15.12.1908 назначен пр. по МВ ком-ром - 05.11.1909 гг. отч. от долж.), кап. 2 р. Н.Л.Симон (10.08.1907 назначен и.д. ГК ЧФ и П врем. ком-щим - ? г.), кап.-лт (с 06.12.1911 г. – кап. 2 р.) А.А.Макалинский (08.02.1910 (в сп. чинов 1912 г. – 08.02.1911 г.) – 02.1911 уволен нач-ком Действ. флота в отпуск - 06.01.1914 гг.), лт Г.П. фон Рейер (02.1911 назначен на время отпуска ком-ра - ? г.), ст. лт Б.М.Пышнов (06.01.1914 назначен ком-щим, 22.01.1914 принял – 16.09.1914 назначен пр. Ком ФЧМ № 743 на др. судно, объявл. Ц ГМШ № 359 от 17.12.1914 г., 20.09.1914 сдал г.), лт (с 01.01.1915 г. – ст. лт) К.Ф.Дорожинский (16.09.1914 назначен пр. Ком ФЧМ № 743 ком-щим, объявл. Ц ГМШ № 359 от 17.12.1914, 20.09.1914 принял – 19.06.1915 за незаконное обращение с подчиненными отч. от долж. со списанием в ЧФЭ, 23.06.1915 сдал гг.), ст. лт С.К.Милашевич (19.06.1915 назначен пр. КЧФ № 625, 23.06.1915 принял – 05.09.1915 г.), ст. лт П.С.Губонин (05.09.1915 – 31.03.1916 гг. с переводом во флСЛО), ст. лт (с 30.07.1916 г. – кап. 2 р.) А.Н.Тихменев (31.03.1916 – 05.01.1917 г. назначен на др. долж., 16.01.1917 сдал гг.), ст. лт А.А.Игнатьев (05.01.1917 (?) – 30.10.1917 доп. к исп. др. долж., 25.11.1917 сдал г.), ст. лт В.А. Кукель (30.10.1917 назначен, 25.11.1917 принял - ? г.), … О командирах интересен только один момент: 06.04.1916 г. после ремонта в результате навигационной ошибки миноносец выскочил на риф у м. Соук-Су и получил значительные повреждения, за что 21.04.1916 г. секр. пр. Ком ЧФ № 82 ком-ру ст. лту Тихменеву объявлен строгий выговор, а 28.04.1916 г. пр. Ком ЧФ № 369 ком-ру объявлен выговор за небрежное отношение к своим обязанностям (дважды наказан за один проступок ?).

ssergey x 100: Семен пишет: По косвенным признакам не такая уж и сказка, т.к. во 1-х шли без вооружения, во 2-х в разделе Морского сборника о судах заграничного плавания конкретно не указывалось, что идут на Черное море, а значатся под заголовкам Суда идущие на тихий океан, да и маршрут перехода уж больно замысловатый и т.д. Хотя этот вопрос надо специально исследовать. 1- миноносцы строились специально для Черного моря. 2 - Проход проливов, а главное сроки прохода были оговорены с турецким правительством. (именно это поставило завод Крейтона с испытаниями мин-цев и сам переход в довольно жесткие условия) 3 - миноносцы шли под Андреевским флагом, а не коммерческим, утверждение Евдокимова что для прохода Босфора (притом ночью) подняли коммерчески крайне мало вероятно. (фото перехода довольно много) 4 - Без вооружения - посмотрите статус проливов на начало ХХ века (Босфор)

Семен: ssergey x 100 пишет: миноносцы шли под Андреевским флагом, а не коммерческим, утверждение Евдокимова что для прохода Босфора (притом ночью) подняли коммерчески крайне мало вероятно Это утверждение Евдокимова подтверждает Н.Афонин (см. его статью "Миноносцы типа "Сокол" для Черного моря в ж-ле "Судостроение" № 2 - 2017 г. с. 78 - 79 или Мидель № 44). Не люблю повторять, но для Вас повторю: Семен пишет: и т.д. Хотя этот вопрос надо специально исследовать.

ssergey x 100: Семен пишет: Не люблю повторять, но для Вас повторю: Я даже вам помогу : Фонд: 920 Опись: Фонд 920, Опись 9 Номер единицы хранения : 946 Заголовок дела: О плавании миноносцев 'Свирепый', 'Сметливый', 'Стремительный' и 'Строгий' из Балтийского в Черное море для службы в Черноморском флоте.

Семен: ssergey x 100 пишет: Я даже вам помогу Спасибо, конечно, но это фонд Севастопольского порта и в деле может и не быть инструкции ком-рам миноносцев на переход. Афонин - же ссылается на фонд ГМШ: фонд 417 оп. 1 д. 1913 (18.12.1898 – 05.03.1903, 357 л., микрофильм) Об отправлении в Черное море миноносцев типа «Сокол», построенных в Петербурге заводом Крейтона («Лебедь», «Пелекан», «Павлин», «Фазан», «Строгий», «Сметливый», «Свирепый», «Стремительный»). Но меня, если бы я занялся этим вопросом, интересовало другое дело из того же фонда: фонд 417 оп. 1 д. 2478 (15.11.1901 – 08.03.1904, 225 л., микрофильм) Рапорты морского агента в Константинополе кап. 1 р. К.В.Бергель о состоянии и развитии военно-морских сил Турции и переписка о деятельности агентства. Причем, можно было эти 2 дела переснять на телефон.

Семен: ssergey x 100 пишет: Фонд: 920 Опись: Фонд 920, Опись 9 Номер единицы хранения : 946 Заголовок дела: О плавании миноносцев 'Свирепый', 'Сметливый', 'Стремительный' и 'Строгий' из Балтийского в Черное море для службы в Черноморском флоте. Да, забыл еще отметить недостатки этого дела для исследования: во 1-х, придется переписывать вручную, а уже лень, во 2-х, дата этого дела октябрь 1902 г., т.е. как они проходили проливы информации, скорее всего, нет (конечно, возможна ошибка в датировке).

Борис С.: Семен пишет: 28.04.1916 г. пр. Ком ЧФ № 369 ком-ру объявлен выговор за небрежное отношение к своим обязанностям (дважды наказан за один проступок ?). Это взыскание объявлено не Тихминёву А.Н., а старшему лейтенанту Губонину Петру Сергеевичу (05.09.1915—31.03.1916 годы командования м "Свирепый"). На основании разбирательства по случаю навигационной аварии был издан Приказ Приказ КФЧМ № 369 от 28 апреля 1916 года. ... "Командиру миноносца «Свирепый», старшему лейтенанту Губонину, за небрежное отношение к своим обязанностям, последствием чего было повреждение вверенного ему миноносца, объявляю выговор." Суть дела в том, что в ходе маневрирования произошло столкновение форштевнем миноносца "Свирепый" с кем-то очень крупным. Но вот данными когда и с кем я пока не располагаю. Об этом пишут всякое в Альтернативных трудах, но верить этому нельзя, а проверить где-либо возможности пока не представилось. Буду категорически рад любому малому "ЛУЧУ", что прольёт свет на данный инцидент!

Борис С.: Семен пишет: Приказом Главного ком-ра ЧФ и портов Черного моря № 717 от 02.09.1902 г. на миноносец "Свирепый" назначены: для плавания м-н Азаров - вахтенным нач-ком, на вакансию минного офицера - м-н Евдокимов. Из этого следует полагать, что мичман Григораш И.И. на период перехода был только прикомандирован? Странно, что нигде не встречаются данные о прикомандированных выше по числу штата на данные миноносцы, хотя в СПИСКАХ РИФ у них отметка таковая имеется об участии в заграничном плавании... Ещё раз благодарю ВСЕХ за ценную информацию!

Борис С.: Уважаемые друзья! Помогите, пожалуйста, с биографией и фото любых лет капитана 2 ранга Рейера фон 2-й Ганса Павловича. С уважением.



полная версия страницы