Форум » "Железный" раздел » Ищем фотографии! » Ответить

Ищем фотографии!

Dirk: Дорогие друзья! От коллег из Эстонии поступило вот такое обращение: Обращение ко всем истинным любителям Истории Флота! Обращаюсь к Вам с большой просьбой о помощи. Дело в том, что мне уже далеко за 80, здоровье, увы, часто подводит, но я спешу поделиться с Вами своими воспоминаниями о послевоенном времени, которые я начал с 1944 года – с возвращения в Ленинград после снятия блокады. Будучи военно-морским историком, я описываю виденные корабли и суда на Неве, в Кронштадте и Таллине. К счастью, первые два очерка уже в журнале «Кортик» и продолжение следует. Текстовая часть мною уже вся собрана, есть уникальные, ранее нигде не публиковавшиеся фотографии, но многого ещё не хватает. В этом и заключается моё обращение к Вам. По мере своих скромных возможностей, я пытаюсь быть в курсе Вашей деятельности и пользуясь случаем, обращаюсь к Вам в надежде на контакт, сотрудничество и помощь в подготовке этих публикации. Если нам удастся найти эти недостающие редкие снимки, я гарантирую указать источник и Вашу помощь. 1) По корпусам старых боевых кораблей, находившихся в 1944 45 гг. на Большой и Малой Неве и Невках: 1. Корпус минного заградителя «25 октября» («Нарова») 1875 года постройки. Я видел его на Пироговской набережной Большой Невы. Нужен снимок корпуса периода с 28.07.1944 по 1953 год. 2. Корпус подводной лодки «ПЗС-4», она же б. «Б-4», б. «Краснофлотец», б. «Ягуар», построенной в 1914 году, с 1934 называвшейся «Б 4». Он находился на Большой Неве у середины Петровской набережной. 3. Бывший малый минный заградитель «Вайндло» (1914). Был замечен на Неве весной 1948 года. Нужен любой послевоенный снимок. 4. Корпус б. миноносца «Мартынов», б. «Внушительный» (1906). С 12.10.1940 он находился в Ленинграде. В годы войны был затоплен на Большой Невке возле Гренадерского моста. Поднят в 1953 году. 5. Бывший сторожевой корабль «Аметист» (1916), он же эстонский миноносец «Sulev», ранее германский А-32. С 1945 года находился на Малой Невке в качестве плавпричала для шлюпок Военно-морского пограничного училища. 6. Корпус шхуны «Юнга» (название с 1945 года, когда она была УС Кронштадской школы юнг в 1945-1946 гг.), бывшая эстонская «Hiiusaar» (построена в 1934). Замечена на реке Екатерингофке, затем на Малой Невке у яхт-клуба. Шхуна была разобрана на дрова на Петровском острове. 7. Корпус канонерской лодки «Хивинец» (постр. 1906 года, в 1922 28 гг. – «Красная Звезда»). Зимой 1947 48 гг. корпус находился на Малой Неве, с него снимали надстройки, которые переставили на корпус минного заградителя «Волга». Корпус «Хивинца» был разобран в 1948 году. 8. Бывший минный крейсер «Абрек» (1897) – один из красивейших малых коралей российского флота. В 1945 году он находился среди буксиров у Заячьего острова на Неве, а в 1946 – у Горного института. С некоторых пор он стоял без орудий, и было бы крайне интересно найти снимок корабля в таком виде. 9. б. МЗ «9 января», б. «Волга». Нужно самое последнее по времени (сегодняшнее, если останки этого корабля ещё в порту «на плаву») 10. б. ЭМ «Сердитый» (проэкт 7У) разобранный в Таллине после войны. 2) По корпусам старых судов на правом берегу Невы от моста Лейтенанта Шмидта до Горного института: 9. Корпус подводной лодки «Щ 323». Хотелось бы найти снимок выступавшей из воды кормовой части корпуса, лежавшей на дне Невы до 1950 года. 10. Есть ли другие снимки разрушенного на Неве 24.04.1942 крейсера «Киров»? 11. Видел ли кто-либо фотографии пришедших в 1946 году из Архангельска по Беломоро-Балтийскому каналу корпусов сетевых заградителей и баржи-плавбатареи? Имеются ли у кого-либо снимки корпуса пограничного сторожевого корабля «Пурга» (впоследствии ПСКР 1-го ранга), находившегося у Горного института почти до конца 1940 х годов? 3) Корабли, суда и их корпуса по левому берегу Невы от Зимнего дворца до Торгового порта: 13. Корпус крейсера «Железняков», заложенного в 1939 году. К началу войны был готов на 37%. С 1941 по 1946 год находился в районе Зимнего дворца. 14. Бывший эстонский сторожевой корабль «Pikker», с 1944 года числился как «Ильмень». До отправки на Чёрное море в 1945 или 1946 году приходил в Ленинград. Впоследствии (с 1961) назывался «Московский Университет». 15. Перед войной в крайнем из ангаров «Судомеха» были разложены детали двух больших подводных лодок проекта «КУ». Их названия я не смог выяснить. 16. В конце 1940 х годов у того же ангара находился корпус пограничного сторожевого корабля «Пурга». 17. В 1946 году, проходя по Неве теплоходе «Кремль» в Петергоф, я смог увидеть корпус крейсера «Адмирал Бутаков», находившийся в районе Торгового порта. 18. Корпус миноносца «Выносливый» (1906) с довоенных пор находился на реке Екатерингофке. Был поднят и разобран в 1953 году. 19. Корпус транспорта «Литвинов» после вывода из завода располагался не у берега, а посередине Невы. 18.09.1941 он был потоплен авиацией, но выступал из воды. После войны часть корпуса всё ещё была видна над водой, но впоследствии была уничтожена. «Литвинов» относился к четвёртой серии больших лесовозов. 4) В Кронштадте находился корпус бывшего броненосца береговой обороны «Смерч», находившегося в строю с 1865 по 1903 год. Позднее он использовался в качестве баржи. С 1932 по 1959 год числился как «Минная баржа № 1», стоял на Военном углу в Кронштадте за бывшим броненосцем «Пётр Великий» (тоже минный блокшив) – к сожалению, вторым корпусом, поэтому я не смог его фотографировать. 5) 12. б. землечерпалка «Заря» до 1960-го года, а ранее - «Беломорская» 13. б. МЗ «Ристна» 14. корпус пх «Хабаровск», он жн «Марат», он же МД-52 15. б. тх «Кремль» 16. б. пх «Тургенев» 17. б. МЗ «Урал» Остальные, нужные для иллюстрирования воспоминаний фотографии, у меня имеются. И отдельно я обращаюсь к кронштадцам: Начиная с далёкого 1950 года я неоднократно бывал в вашем славном городе – нахимовцем, курсантом, офицером. С конца 1969 более десяти лет служил вместе с вами. Всё это в прошлом. Во время службы я сумел закончить исторический факультет института имени А. И. Герцена в Ленинграде. Иногда печатаюсь в газетах и журналах по истории флота. Сейчас я хочу рассказать пару исторических фактов о кораблях, служивших когда то в вашем городе. Но хотелось бы уточнить некоторые факты и найти фотографии. Ваш музей на мои вопросы не отвечает, потому обращаюсь к вашей газете, чтобы при содействии прессы найти кронштадтцев, которые смогли бы ответить на мои вопросы – а может быть, и найти фотографии судов для публикации. 1. Когда-то в Кронштадте был корабль «Смерч» С 1865 по 1903 год он числился броненосцем береговой обороны, затем стал баржой. В советское время, с 1932 по 1959 год, это была «Минная баржа № 1». Она находилась на Военном углу рядом с бывшим броненосцем «Пётр Великий». К сожалению, я не могу найти фотографии «Смерча» после 1903 года. 2. В 1946 г. на Неве возле Горного института стояла пара корабельных корпусов. Сидевший на берегу старик смог узнать в одном из них корпус сетевого заградителя типа «Клязьма». Вторым корпусом была старая железная баржа, которая, видимо, в Гражданскую войну была плавбатареей. Это я понял по находившимся на палубе следам от двух орудий. В давно заброшенном помещении на корме баржи нашлась гильза от трёхлинейной винтовки, но она отличалась от тех гильз, которые я видел после войны. Позже я узнал, что эти корпуса были доставлены из Архангельска по Беломоро-Балтийскому каналу и использовались на судостроительных заводах Ленинграда и в доках Кронштадта для доставки кранов взамен разрушенных в годы войны. В одном из кронштадтских доков я и увидел эти корпуса несколько лет спустя. Возможно, найдутся люди, которые помнят, а может, и имеют фотографии этих кораблей. Кроме того, у меня есть просьба и к историкам Севера. Уважаемые Коллеги! Для завершения своего многолетнего (и возможно последнего) труда, хотелось бы найти кого-то из знающих морскую историю Архангельска, кто помог бы ответить на такие непростые, но очень важные для меня, вопросы: 1. В 1917 году из Петербурга в Архангельск по железной дороге были отправлены корпуса зетевых заградителей... Вопросы: а) после Гражданской войны когда их собрали? б) как они назывались, будучи тральщиками до 1939-го и после 1941 года? в) какие имели бортовые номера, пока были тральщиками? г) корпус кого из них использовали с 1946-го года для отправки заводских кранов в Ленинград ? 2. Кто из бывших плав. батарей СФ начиная с 1946-го года, в течении ряда лет использовался для отправки в Ленинград и Кронштадт заводских кранов. Уважаемые Коллеги! Я очень и очень надеюсь с вашей помощью восстановить недостающие кусочки истории нашего Флота. Кто знает, может быть после публикации моих воспоминаний, кто-то опубликует свои виденные отслужившие свой срок корабли? Так по крохам мы сможем собрать единое. Поскольку мне довольно сложно будет оперативно реагировать на ваши возможные вопросы, то пожалуйста пишите для меня моему коллеге Роману Маткевичу сюда: roman@meremuuseum.ee С Искренним Уважением ко всем, кто откликнется, Владимир Коппельманн, г. Таллин

Ответов - 5

Змей: Dirk пишет: 7. Корпус канонерской лодки «Хивинец» (постр. 1906 года, в 1922 28 гг. – «Красная Звезда»). Зимой 1947 48 гг. корпус находился на Малой Неве, с него снимали надстройки, которые переставили на корпус минного заградителя «Волга». Корпус «Хивинца» был разобран в 1948 году. например, фото бывшего Хивинца уже без надстроек было в коллекции Naval History and Heritage Command но там он в Кронштадте и корпус выглядит довольно бодро

Dirk: Да, спасибо! Эту фотографию я коллегам отправлял. Почему так однозначно написали про разборку в 1948 г. - не знаю...

Гайдукъ: Dirk пишет: 15. б. тх «Кремль» Ну может и действительно вместе наберем.

ssergey x 100: Dirk пишет: 2. Корпус подводной лодки «ПЗС-4», она же б. «Б-4», б. «Краснофлотец», б. «Ягуар», построенной в 1914 году, с 1934 называвшейся «Б 4». Он находился на Большой Неве у середины Петровской набережной. http://kortic.borda.ru/?1-3-30-00000024-000-0-0-1357835500

Dirk: Да, Сергей, помню... Но там уже ничего не открывается.



полная версия страницы