Форум » "Железный" раздел » Пароход "Генерал Буйницкий" » Ответить

Пароход "Генерал Буйницкий"

vvy: В ПМВ в состав плавсредств Свеаборгской крепости входил пароход "Генерал Буйницкий". Кто-нибудь знает о его судьбе после 1918 г.

Ответов - 117, стр: 1 2 3 4 All

Klaus: Рамзес пишет: но корабли - то новые , их что настолько за годы гражданской войны и Бизерты "убили" Крайне низкое качество постройки, "революционное", как вроде Варнек отмечал.

vvy: Рамзес пишет: так все же та пара стационеров Кронштадта Думаю, Бережной имел ввиду эти катера. По их судьбе пока ничего говорить не буду - довольно много архивных выписок по 20-м годам еще не разобраны.

Тритон: Klaus Конечно, революция повлияла, но я бы не стал делать эту причину основной. Здесь скорее "военное" качество постройки. Поскольку часть квалифицированных рабочих была мобилизована, качество строительства упало практически на всех заводах. А достраивать оба минных транспорта, готовых процентов на 90% пришлось уже во время гражданской войны, когда уже не только рабочих не хватало, но и многих материалов. Кроме того, Коломенский завод оказался на красной территории и поставки естественно прекратились. "Грозный" был в лучшей технической готовности, а вот то что удалось ввести в строй "Страж" - это заслуга именно местных рабочих. После достройки обслуживать новоиспеченные канонерки пришлось достаточно неквалифицированной машинной команде. И вообще все корабли и суда в то время работали на износ, практически даже без необходимого ремонта. Это хорошо видно из документов белого Черноморского флота. А использовались обе канонерки на всю катушку. В Бизерте за кораблями тоже не ухаживали, так как команды по требованию французов были сокращены до минимума. После всего этого нет ничего удивительного в том, что они были доведены "до ручки". Кроие того, "Грозный" в Бизерте затопили 2 мичмана (кажется, Рукша и Непокойчицкий). И хотя его быстро подняли механизмам это на пользу не пошло.


Klaus: Уважаемый Тритон, спасибо за разъяснения. Не подскажете, что за история с затоплением ГРОЗНОГО в Бизерте? Видел фото, но считал, что сам утоп без должного ухода...

Тритон: Klaus По этой истории у меня есть приказ контр-адмирала М.Беренса по эскадре и его же письмо ВМА во Франции капитану 1-го ранга Дмитриеву. К сожалению, у меня сегодня мало времени и подробно приводить их я не буду, но вкратце дело было так. Молодые мичманы Рукша и Непокойчицкий, узнав о предстоящей вскоре продаже "Грозного" французам, решили, что корабль под Андреевским флагом они как офицеры сдавать не могут и в ночь с 26 на 27 февраля 1923 г. открыли кингстоны в его машинном отделении. Доложили же они об этом в 6 часов утра, когда вода поднялась настолько, что до кингстонов добраться было уже нельзя. Принятыми мерами "Грозный" к 8 часам утра удалось подтянуть к берегу, но тут он погрузился кормой до спардека. Носовая часть осталась над водой.

Klaus: Благодарю Вас за информацию. Столько лет прошло, а какая знакомая ситуация...

Тритон: Рамзес Инфу получил, спасибо. Бегло просмотрел - многое надо править и есть что дополнить. К сожалению, со списком Усть-Двинска не успел - практически весь день идут сборы. Теперь уж после 12-го мая. Посмотрите у себя пароход "Усть-Двинск". Он упоминается в составе крепости где то в 1900 г. и говорится, что уже ветхий и требует замены. Больше он мне не встречался - вероятно был списан - и инфы у меня по нему пока ноль.

Рамзес: Пока уважаемый Тритон отдыхает , продолжим со свеаборгцами Сейчас маленькая серия одновинтовые моторные барказы – все 1914 г Мосто и Машиностроительный завод Гельсингфорс, по заказу Военведа для Свеаборгской крепостной артиллерии В 4 1918 г. остались в водах Финляндии и с конца 1918 в финской береговой охране как сторожевые и посыльные катера 20 т 18,5 - 4,2 - 1.5 м 1 цил. бенз.мотор, 180 лс 12 узл 4 чел "Бомба" - 1918 финский "Augustin Ehrensvaerd", дальше ? "Граната" - 1918 финский "Axel von Fersen", искл. в 1978, с 1979 судно-музей, "Картечь" - 1918 финский "Fabian Wrede", искл. 1978. "Шрапнель" - 1918 финский "Wilhelm Carpelan", дальше ? Любители экскурсий в финские шхеры и сегодня могут один из них увидеть - кажись в Пори стоит , но вообще уточнить нужно Двум финскую концовку не нашел , но похоже Союзу их по Дерптскому миру не возвращали А вот что интересно , я в посту от 25 привел судьбу крепостного парохода Бомба (будущий Сантахамина) - первоначально в Свеаборге был и похоже тут же в 1918 его немцы взяли , от коих позднее к финнам попал - это 2 тезки в одной крепости (но список дает только катер) - или пароход к тому времени в Военвед не входил , или может в Выборге был ? уважаемый VVY - ничего по вопросу не подскажете ? К тому же мой списко верфи эту серию не дает - или в другом месте строились или мой список неполный ? (последнее вполне вероятно)

pz.kpfw: Владивостокские Патрокл(кабельник???) и Взрыватель

Рамзес: Макс - спасибо за фоты , по Взрывателю сомнений нет , а вот насчет Патрокла думать нужно солидно , я считал он с Диомидом однотипный , тот просто баржу - самоходку напоминает , тут ясно видно, что нет - а источник этой фоты в подписи не сомневается ? Вообще пока ничего подобного не попадалось и порыться конечно стоит Тебе чего на балтийский Военвед в сумме набежало перекинуть ? - конечно со временем правок будет немеряно , но страниц 12 накапало - если учеба с работой совсем не замучила могу перекинуть инфу

Klaus: У меня тоже такая картинка ПАТРОКЛ именуется... Публиковалось и в книгах, как источник поминали собрание Варнека, но печатного подтверждения у меня нет.

vvy: Рамзес пишет: ничего по вопросу не подскажете ? Подсказывать нечего, Военное водомство не моя епархия.

Рамзес: Жаль - в финских палестинах у меня с источниками туговато , а на их сайтах всего конечно не нароешь Ну тады ще финнив организуем одновинтовой буксир "Торнатор II" (Tornator II) 1905 г верфь Paul Wahl & Co,Варкауз, для Pekka Häkkinen,Espoo В 1916 г. привлечен по военно-судовой повинности в плавсредства Инженерного управления Свеаборгской крепости. В 4 1918 г. остался в водах Финляндии и затем возврат хозяину.– к началу 30 – х гг «Amanda», после 2 МВ «Mauri», к 1970 на оз Saima перестроен в пассажирский пароход, к началу 90– х гг «Tornator II» рейсы между Turku и Helsinki, с 1996 г плавресторан в Gange - тут к 2006 г (вероятно и сейчас) 22,5 м, 2 цилиндровая ПМ Может уважаемый VVY по своим финским спискам ему малость ТТХ уточнит - а так похоже все основное на кораблик есть , еще один пока живой свидетель давно ушедшей эпохи (хоть тоже в перестроенном состоянии) Кстати - если верить списку верфи «Граф Тотлебен» заднеколесный буксир (до недавнего времени считал его винтовым - каждый могеть ошибиться) Не исключено , что и «Граф Сухтелен» ему однотипный - хотя тут пока больше версия

vvy: Рамзес пишет: ТТХ уточнит В SLK по нему даже вместимость не приведена. В LR, понятное дело, и вовсе отсутствует.

vvy: Рамзес пишет: В 1916 г. привлечен по военно-судовой повинности в плавсредства Инженерного управления Свеаборгской крепости. Привлечен по всп осенью 1914 г. у общества "Торнатор". Рамзес пишет: если верить списку верфи А что за список?

vvy: Рамзес пишет: «Граф Сухтелен» ему однотипный Ему однотипен "Граф Каменский".

Рамзес: Да не все так просто Виктор Вениаминович - на Каменский у меня фотка есть , он винтовой и сомнений особых нет А вот пара строчек из списка верфи год тонн лс Graf Kamenskij 1913 110 220 ice breaker Steel Russian Graf Totleben 1914 300 100 stern wheel steamers Steel Russian 1914 300 100 stern wheel steamers Steel Russian Два последних заднеколесники и размеры другие имеют (енто даже мой универовский инглиш позволяет вычислить - правда движки у них слабоваты для водоизмещения - может не в индикаторных , а в нарицательных силах ?) - что последний Сухтелен не факт, снова из серии моих версий , но вот первые два не однотипные явно Может Тритон что и уточнит когда из отпуска вернется - а список снова от нашего знакомца из Неметчины , он много разного добра полезного накидал - и де все берет , вроде и в наших архивах не работает ? До них колесник на Уссури идет - после серия из 9 барж в 500 тонн Список Мосто и Машиностроительного завода в Гельсингфорсе (нынешнего Коне) - правда стройномеров нет и начинается с 1893 года (последние уже финской постройки начала 20 - х годов) Так - что похоже с Тотлебеном они "братья" только по месту постройки - или и на Тотлебен тоже фото имеется, на котором он винтовой и нужно список верфи поправлять ?

vvy: У меня по этим двум пароходам до сих пор были такие сведения: 1913 г. Сандвикский док, Гельсингфорс. 135 т, 28,0 х 5,6 х 2,7 м, 350 илс, 12 уз. Здесь только Тритон может внести ясность.

Рамзес: Да Ваши данные в основном что было у Бережного повторяют - мне кажется все же маловероятно чтобы столь одинаковые пароходы строил одновременно и Сандвикский док и вот этот заводик Kone- ja Siltarakennus Oy - Maskin- och Brobyggnads Akteienbolaget Engine and Bridge Building Company - Maschinen- und Brückenbau Geselschaft - 1892 grounded 1893 first ships - они оба Гельсингфорские , но предприятия разные Графья вероятно действительно заслуженные мужья своего времени, раз в их честьпароходы назвали , но не настолько , чтобы сразу по 2 , да практически в одном и том же месте и в то же самое время Вероятно действительно с ними только Тритон поможет разобраться - а пока продолжим или стоит остановится да передохнуть на праздники ? Вот еще пара красавцев из инженерного управления крепости и я начинаю подумывать , что захоти финны эту старую флотилию восстановить из оставшихся весной 1918 в их водах единиц, без проблем около половины в то же место и сегодня стянуть могут На этот раз бывшие заводские буксиры и с ТТХ на них снова не густо одновинтовый буксир "Варкаус 0" - вероятно железный винтовой буксир Warkaus.1910 г верфь Paul Wahl & Co,Vаrkaus, строился как служебный пароход верфи. К началу 90– х гг приписка Ristiina, хозяин - Pauli Löppönen, Porvo. В работе на 2005 г (возможно и сейчас) 20 м, 2 цилиндровая ПМ одновинтовый железный буксир "Варкаус VII" (Warkaus VII.) 1913 г верфь A.Ahlström Oy, Varkaus, для A.Ahlström Oy,Varkaus. – строился как служебный пароход верфи.К началу 90 – х гг приписка Varkaus .В работе на 2005 г (возможно и сейчас) 21,3 м 2 цилиндровая ПМ И еще вопросик по крепости - только боюсь снова риторическим может оказаться (то есть просто в воздух) Вот довольно известный и заслуженный кораблик и строился для крепости ледокольная паровая яхта "Инженер", с 25.7.1941 ТЩ № 92, с 7.9.1941 Т1Ц № 62, с 2.8.1944 Т-62 , с 5.11.1945 ИНЖЕНЕР - 1890 г верфь Motala MV Motala Швеция стр №:385 заказ Воен.Веда для Свеаборгской крепости. Участв. в 1 МВ. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. 7 - 24.4.1918 экипаж совместно с Красной гвардией ФСРР участв. в обороне Котка и стоявших там судов от белофиннов. 24.4 - 2.5.1918 в эвакуации людей и имущества из Котки в Кронштадт и тут в подчинении крепости. 31.7.1918 сдан Кронштадтской крепостью строительству Свирской ГЭС. 6.7.1921 как ПС принято СНиС МСБМ. 1926-1927 у СЗРП НКПС. 10.3.1927 как ОС передано в плавсредства Остехбюро НКОП. Кап. ремонт 1936. 23.3.1939 принято в ВМФ в отряд ОС НИМТИ. С 22.11 по 12.12.1939 СКР 2-го д-на ОВР КБФ, участв. в ФСВК, после чего возврат в НИМТИ. 25.6.1941 вооружено, переоборудовано и перекласс, и ТЩ Участв. в ВОВ и послевоенном тралении. 5.11.1945 разоружен и переформ, в ГИСУ. 13.11.1953 сдан в ОФН для разборки на металл 140 т 31.8х5.9х2.7м, 240 лс, 10/8 узл, дальность 560 миль 1- 47-мм ор 2 пул (в ВМФ); 31 чел. Однако список 1917 яхту в рядах кораблей крепости не держит , там похоже вот этот одновинтовый буксир ИНЖЕНЕР 1894г Гельсингфорс вероятно для Свеаборгской крепости 12 4 1918 оставлен русскими в Гельсингфорсе и с осени 1918 у финнов как Ingenior.- осень 1922 возврат РСФСР по Дерптскому миру и перешел в Кронштадт – дальше ?. 32 брт. 27,7x4,5x2,6 м. Куда яхта на 1917 год подевалась - стояла в ремонте или может в Выборг к тому времени передали ? Судя по участию ее в боях в Котке , к весне 1918 была в боеготовом состоянии

Рамзес: Уважаемый vvy - чуть раньше на форуме у соседей (Цусима) проскакивал вот такой вопрос (пароходик к крепостям отношение имел поэтому вспомню еще раз) одновинтовой буксир "Арла" 1892 г – 1908 г работал в районе Выборга, 1912 г. продан владельцем W.A.Svensson русскому АО "Буксир". В 1 МВ мобилизован для Свеаборгской крепости, примерно с 1916 г. в составе плавсредств морской крепости ИПВ. 1917 г. по-прежнему "Арла", 25 2 1918 г. взят немцами в Ревеле –1918 S/tg Arla FECH, Sgn Reval - дальше ? 129 брт одновинтовый буксир «Арла» - 1910 г. Голландия – для общества «Буксир», к 1914 приписка Гельсингфорс - взят в начале 1915 г. для Свеаборгской крепости, потом передан МК ИПВ. Скорее всего, в конце 2 1918 г. достался тут немцами – дальше ? 83 брт / 27 нрт 140 л с Основная инфа шла от Вас - от меня лишь мелкие дополнения в тексте У финнов буксиров и мелких пароходов с таким именем штуки 4 разных нашел , да и то что дадено выше явно 2 разных кораблей касается - кого из них все таки мобилизовывали в крепости и где идет накладка (размеры , даты постройки да и начальные судьбы разные) - не могли же и тот и другой входить по очереди в Свеаборгскую крепость и в МКИПВ И тот же вопрос - продолжаем по крепостям гулять ? (пусть даже и результат поисков не шибко обнадежывающий пока) - или берем отпуск на праздники да ждем когда уважаемый Тритон в форумскую жизнь вернется ?

pz.kpfw: пара Свеаборгцев и непонятный финн что о нем известно?? Молодец Успех финн

vvy: Рамзес пишет: одновинтовой буксир "Арла" Да, с этим непонятки. Про 1910 г. и Голландию дано в Таблицах судов издания 1917 г. В SLK нашелся только "Арла" в 129 брт. Других претендентов у меня и сейчас нет.

vvy: pz.kpfw пишет: непонятный финн что о нем известно По большому счету, ничего, кроме того, что к Свеаборгской крепости отношения он не имел. В документах значится как малый катер для буксировки плашкоутов.

pz.kpfw: vvy пишет: В документах значится как малый катер для буксировки плашкоутов. военвед? в каких документах?за кем числится? буду признателен за любую информацию чуть более подробную. Заранее спасибо.

vvy: pz.kpfw пишет: в каких документах? В документах РГАВМФ. pz.kpfw пишет: за кем числится В ПМВ был привличен по военно-судовой повинности Морским ведомством и включен в состав плавсредств Або-Оландской шхерной позиции. Имел обозначение "БК 31".

Рамзес: для pz.kpfw - если не шибко ошибаюсь , сей буксирчик был среди 13 малышей взорванных и затопленных красными финнами в Котке при сдаче города белофиннам , но точно уточню это и что на него есть еще вечером (сейчас убежать нужно)

Рамзес: vvy - чтобы пока закрыть тему Свеаборга (в моих данных больше не набегает) , те на кого хоть что - то удалось нарыть + те на кого нет практически ничего - может какой инфой из своего поделитесь Совсем катера не трогаю - то , что чуть побольше железный одновинтовой буксир СОЛИД 1875г Motala Werf,Norkoping Швеция стр#240 за 80,700 швед Kr - 1876 г приписка Рига #219(MПС#93) - хозяева Фриск,Виупрехт и Ko (Ригa)(19 ласт) – 1880 тоже 1885 В.П.Шерлинг и Ko.1891 г Вальдемар Шерлинг, Людвиг Цуггауз и Макинтош 1894 г - тоже ,1905 ремонт с заменой котла - 1906 -1915 гг у Русско – Балтийское Спасательное Общество, приписка Ревель (23 рт 200 лс) - 26 8 1915 г. взят по военно – судовой повинности для Свеаборгской Крепости по военно – судовой повинности, в конце года возврат хозяевам. 2.5.1917 моб. в БФ. Участв. в 1 МВ. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. 12 4 1918 взят немцами в Хельсинки - осенью 1918 уведен ими в Ревель и с 11 1918 у эстов как “Solid”– дальше ? 120 т / 59,57грт/ 31,3 нрт 24,4 - 5,4 - 2,8 / 3,7 м (74,7/ 80 x16,6 x 8,3/12,33 фут) ПМ Motala Ångmaskin #339 50 нлс/ 200 л с 10 уз 7 чел А вот был ли он вообще у эстов - пока ? Их источники его судьбу в этой державе пока не дают пассажирский пароход "Свеаборг" - 4 1918 г ушел в Кронштадт пароход "Граф Сухтелен" – возможно так ? заднеколесный буксир"Граф Сухтелен"- заложен 1913 г Мосто и Машиностроительный завод Гельсингфорс, в строй 1914 и куплен после начала 1 МВ для Инженерного управления Свеаборгской крепости 25.10.1917 на сторону Сов. власти. 12 4 1918 г. взят немцами в Свеаборге и вскоре передан финнам – дальше ? 100 т 28,8X5,6X2,7 м 1 верт. 2-цил.ПМ компаунд, котел 350 лс 9 узл дальность 830 миль. пароход "Марс" - буксирный пароход финских судовладельцев"(приписка Бьорнеборг 49 нрт 250 лс),, в конце 1915 г. привлечен по военно-судовой повинности и в состав плавсредств пристани Мянтилуото, впоследствии передан Свеаборгской крепости пароход "Эстра - Шерьгорден" - VÄSTRA SKÄRGÅRDEN (1902 г., к 1914 приписка Гельсингфорс 102 брт / 70 нрт 80 лс – или ÄSTRA SKÄRGÅRDEN 66 нрт / 120 лс) - ? буксиры:одновинтовый буксир ИНЖЕНЕР 1894г Гельсингфорс вероятно для Свеаборгской крепости 12 4 1918 оставлен русскими в Гельсингфорсе и с осени 1918 у финнов как Ingenior.- осень 1922 возврат РСФСР по Дерптскому миру и перешел в Кронштадт – дальше ?. 32 брт. 27,7x4,5x2,6 м. Отец - Основатель ветки - только инфы на него совсем мизер одновинтовый буксир "Генерал Буйницкий" (б. "Jorma II" , в 1914 нет – на 1917 г с таким именем - приписка Нишлот 47 нрт 350 лс) - финских судовладельцев, в конце 1915 г. привлечен по военно-судовой повинности и в состав плавсредств пристани Мянтилуото, впоследствии передан Свеаборгской крепости. Непонятно Йорма 2 - 2 штуки что ли было (Генерал Буйницкий к 1917 в крепости уже) - или в таблице позывных так под старым именем и остался ? одновинтовый буксир "Меркатор"- финских судовладельцев (приписка Выборг 69 нрт 370 инд лс), в начале 11 1914 г. привлечен по военно-судовой повинности и в состав плавсредств Свеаборгской крепости. паровая баржа "Стуро-Миелэ" Крепостная телеграфная рота: буксир: "Луот", Крепостной продовольственный магазин: буксир: "Астра", 438 Лодейнопольский пехотный полк буксир: "Панка Баски", Свеаборгская крепостная артиллерия: "Витязь", - случаем не тот , что в 20 - е годы на ЧМ перевели и там до войны уже как Гарпун работал ? "Выстрел", "Фейерверкер", - случаем не этого из Кронштадта временно переводили портовый винтовой ледокол "Фейерверкер" - 1912 г. завод Ланге и сын Рига для Кронштадского КАУ 200 т 28,9/31.3X6,2X3,1 м, ГЭУ котломашинная 400 л.с 11,5 узл дальность 725 миль экипаж 24 чел (в ВМФ) - к 1 1 1917 г.в Кронштадском крепостном артиллерийском складе (бывшее КАУ) – с 1920 ГОРИЗОНТ – дальше ? Или все же тезки ? - и такого хватало даже на одном ТВД буксирный пароход "Рефсэ II" - финских судовладельцев "Rafso II"(приписка Бьорнеборг 37 нрт 250 лс), в начале 11 1914 г. привлечен по военно-судовой повинности и в состав плавсредств Свеаборгской крепости. буксирный пароход "Сириус"- финских судовладельцев (приписка Котка 30 нрт 35 действ лс – или 31 нрт 150 лс) , в 10 1914 г. привлечен по военно-судовой повинности и в состав пласвредств Свеаборгской крепости. К 10 1917 + "Хоуру"- буксирный пароход финских судовладельцев "Houru" (приписка Бьорнеборг 35 нрт 45 действ лс), в 1915 г. привлечен по военно-судовой повинности и в состав плавсредств пристани Мянтилуото, впоследствии передан Свеаборгской крепости. паровая баржа "Бурлак", И Вы за "Кумса" как - то спрашивали - единственное , что удалось найти - только этот речной одновинтовый буксир «Кумса» 1905 г. з-д "Добровы и Набгольц", Нижний Новгород.С 9.04.1919 г "Бакунин" с 30.04.1942 г. КЛ-40 с 20.07.1944 г. "Бакунин" – к началу 1 МВ у частной фирмы из С –Пб (П Захарьев ?), , возможно в 5 1915 г. привлечен по военно – судовой повинности для СК, в Боевом расписании 1916 г. у Свеаборгской крепостной артиллерии и к началу 1917 возврат хозяину, 8 2 1918 национализирован и передан Прионежскому Рупводу , с начала 30 – х гг в Беломоро – Онежском речном пароходстве , 1940 – 41 капремонт, мобилизован 15.10.1941 г.,переоборудован в канлодку для Онежской ВФ, с 28 11 1941 в ВВФ , с 25 5 1942 в ООК, с 13 12 1942 в ОВФ. Разоружен 20.07.1944 г. и возвращен БОРП как буксир. Выведен из эксплуатации 9.12.1961 г. и на слом. 180 т. 30.8 х 5.8 х 2 м. ПМ 250 л.с. 8.2 узла – с 10 1941 3 х 45 мм, 1 х 12.7 мм пул (с 5 1943 г. 1 х 85 мм, 3 х 12.7 мм пул). 51 чел (как КЛ). Изначально похоже для Волжского хозяина строился - недавно появился в коллекции речной регистр 1906 с дополнениями по 1908 год - на Неве и в окрестностях в эти годы его нет , дальше возможно и купить могли , только Волгу с бассейном всю пока не "перерыл" (шибко объем большой) - возможно "Кумса" имя уже на Онеге и тогда по году да месту постройки искать нужно , а это времени немеряно тянет - в моих данных его судьбы периода 1 МВ нет

vvy: Рамзес пишет: буксиры:одновинтовый буксир ИНЖЕНЕР Какой-то катер "Инженер" в 160 сил осенью 1920 г. был передан из состава БФ Свирскому строительству. В 1924 г. в составе плавсредств минера ГВП Балтийского моря было посыльное судно "Инженер". Однако, я думаю, что в этих случаях речь идет о кронштадском "Инженере". Факт возврата свеаборского парохода в 1922 г. сомнителен - тогда вернули портовое судно БФ "Инженер" (затем - "Труженик заваода").

vvy: Рамзес пишет: Непонятно Йорма 2 - 2 штуки что ли было (Генерал Буйницкий к 1917 в крепости уже) - или в таблице позывных так под старым именем и остался ? Конечно, в торговых списках он остался под "гражданским" наименованием.

vvy: Рамзес пишет: буксир: "Луот", У телеграфной роты был буксир "Луппи". Рамзес пишет: 438 Лодейнопольский пехотный полк буксир: "Панка Баски", Чаще встречается такое написани: "Панкакоски".



полная версия страницы