Форум » "Железный" раздел » Катера-отметчики » Ответить

Катера-отметчики

vvy: Нашел несколько документов по катерам Военного министерства, которые, возможно, будут представлять интерес для Тритона. Выписка из документа Штаба Командующего флотом Балтийского моря: «…строющемуся на Ижорских заводах моторному катеру в 22 т желательно дать наименование «Отметчик № 1». Точной даты документ не имеет, но это июль 1916 г. Акт от 11 апреля 1922 г.: катер «Отметчик», находящийся на Ижорском заводе, передан 2-му Балтийскому флотскому экипажу. Может ли в этом случае речь идти об одном и том же катере?

Ответов - 26

Рамзес: vvy - вероятно тема по данному катеру продолжения иметь не будет , у меня же имеется вопрос по другому кораблику и попробую тему продолжить Периодически то тут, то там поднимаем весь комплект русских катеров 1 МВ - племя огромное и практически не изученное да и интереса у народа в целом немного , но все же иногда проскакивает Я посидел с тем что нашел на черноморские Гринпорты да свел все свое воедино Суну сюда и если не против попробуем по примеру Буйницкого начать стягивать все что есть на катера в 1 МВ (ну и в гражданской соответственно) - если против посовещаемся в рамках Батальона 4-х да может чисто по ним тему откроем, кому - то нужно однажды и этот камень немалый поднять да передвинуть Пока вопрос - есть вот такой плавмаяк Стальной самоходный плавучий маяк «ВУЛЬГУР» - 06.02.1905 г введен в строй и поставлен на банку этого имени близ Ревеля. 18.08.1905 г уже как «САРЫЧЕВ» сменил место своей работы перейдя на новую банку. В 1915 г мобилизован и включен в состав БФ. 26.10.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 25 02.1918 г. брошен при уходе русских войск из Ревеля и взят немцами - у них как «SARYCHEV». В 11.1918 г передан эстонцам. 29.01.1919 г вошел в Упр.Маяк. и Лоц. ВМС с тем же именем и весной 1919 г участвовал в десантах в Лужском и Копорском заливе как транспортное судно.11.03.1920 г передан Гл.Упр.Мор.МтиП. 08 1925 г снят с банки Сарычева и начат капитальный ремонт. В 1926 г как «NEKMANGRUND», установлен на мель Хийумадал.1934 г – новое имя «HIIUMADAL». 01.02.1936 г стал работать как первый в эстонских водах радиомаяк. После вхождения Эстонии в состав СССР , 29.10.1940 г вошел в КБФ и 04.02.1941. Пр.Ком.КБФ № 0010 передан в Балтийский р-н Гидрографической службы плавмаяк «ХИУМАДАЛ». 22.06.1941 г ночью потушен и приказ идти в Таллинн - под утро 23.06.1941 г у северной оконечности о-ва Хиума торпедирован немецким ТКА S-43. Экипаж погиб. Спаслись капитан Ю Каеви и механик, убывшие шлюпкой на берег в субботу 21.06.1941 г . Есть судьба , есть ТТХ и вроде все нормально , только как правильно его первое имя пишется - все местные лоции найти нужно , а затем еще и перерыть чтобы уточнить , а встречалось 2 версии Вульгур и Вальчур - может подскажете какая верная ?

Рамзес: Ну и обещанный комплект по катерам Очень сильно пришлось Бережного переписывать , но и корректировать также До 1917 конца основное по нему , а вот дальше гораздо интересней поэтому тем кому судьба до конца неизвестна очень версий много и я основное декабрем 17 заканчиваю Так у Бережного все катера берутся немцами в Севе , хотя четко известно , что 4 попали к грузинам и еще 1 взяли в Одессе австро - венгры Есть и другие натяжки - вроде все катера строились по одному проекту (кроме более крупных северных) , но даже на известных фото видно что вроде у соседних по номерам катеров разная форма рубки (полукруглая и квадратная) , разное число вентиляционных труб , есть и другие видимые отличия В общем начну с этого полуфабриката - может кто еще чем его сможет дополнить или уточнить Да и с 313 который недавно вспоминали явные нестыковки Старый справочник дает одно, в инфе что прошла на форуме совершенно другое , в общем надеюсь что совместно что - то вновь удастся раскопать Сторожевые катера фирмы «Гринпорт» - в русском флоте до 1917 г быстроходные моторные катера 14,5 т 18,29 - 3,05 - 0,76 / 1 м (60– 10– 2,5 фут) 3 бенз.мотора «Ван Блерка» по 175 лс =525 3,3 т бензина Скорость хода 24/ 14 уз Дальность плавания 200 / 1000 миль Вооружение 1 47-мм, 1пул (по контракту шли без вооружения , ставили в Севастополе) , на месте получали еще 1 37 мм и второй пулемет; Экипаж 8 чел. 1 серия 19 3 1915 г А/о «П Беккель и К (Ревель) получило от ГУК наряд на поставку из САСШ 12 деревянных быстроходных катеров и после проведенного конкурса в 5 1915 г заключило контракт с фирмой «Greenport & Со» на катера (стр № 233 – 244) в 14,5 т, 60 футов и скоростью 26 узл (реально развили 24) по 35 тыс долларов за штуку В начале 8 1915 стали грузить в Нью -Йорке для перевозки в России , из Архангельска везут по ж/д в Севастополь и после окончательной доводки вводят в строй Катера № 241 и 242 пропали без вести в Атлантике с норвежским пароходом «Сигурд» ушедшим из Нью -Йорка 10 9 1915 г - № 237 (при погрузке в Норвегии на пароход стропы оборвались и катер затонул – через 2 дня поднят и погружен) и 239 зимовали в Норвегии, в Россию пришли летом 1916 г - на ЧФ введены в строй 30 11 1916 г № 236 поврежден пожаром на испытаниях в Севастополе 11 11 1915 – после ремонта вошел в строй 30 11 1916 Первым в строй 29 12 1915 г вошел № 243 2 серия В 8 1915 г заказ еще на 6 таких же катеров (стр № 245 – 250) – прибыли в Архангельск в 10 – 11 1915 г на русских пароходах «Курск», «Двинск» и «Царица» - № 245 и 249 вошли в строй в середине 1 1916 г, остальные весной 1916 г К 7 1916 – в строю 13 истребителей (стр № 233 234 235 238 240 243 244 – 1 серии и 245 – 250 2 серии) 3 серия 14,5 т 18,29 – 3,05 – 0,85 м 3 бенз мотора в 525 лс дальность 1000 миль 24 узл 1- 47-мм, 1-37-мм 2 пул; 8 чел В 8 1916 г новый контракт на поставку еще 12 катеров (стр № 254 – 265) Из нее катер № 260 остался в Архангельске 4 серия В 9 1916 г последний контракт на 6 катеров (№ 282 – 287) Из нее катера № 286 287 остались в Архангельске Всего в состав ЧФ вошел 31 такой катер – все в составе Дивизии сторожевых судов К весне 1917 г вошли в состав 4 отделений 9 10 1917 г вместо первой «3» в номере появилась «5» 1) № 311 – 318 на Дунае в Сулине № 311, с 9.10.1917 - № 511, с 26.2.1919 – СК -11, в 1-4.1921 – СК -50, с 15 5.1921- ЖИВУЧИЙ Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 1 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 1 5.1918 г захв. герм, войсками в Севастополе и вероятно в составе их ВМС на ЧМ как № 1, в конце 11.1918 г – взят англо-франц. интерв. и в середине 2 1919 г передан белым - 26 2.1919 г по Приказу № 228 Командующего их флота введен в строй. В середине 11.1920 после ухода белых из Крыма, взят частями РККА и 15 12.1920 вошел в МСЧМ. Кап. рем. в 1921.С 24.10.1922 по 14.11.1923 как ПСКА в флотилии МПО ОГ ПУ Черн. моря, затем возврат МСЧМ, уже как СКА и сдан в порт на хранение, 13.2.1925 искл. из списков и 3.3.1925 сдан Остехбюро ВСНХ как плавсредство – дальше ? № 312, с 9.10.1917 - № 512, с 26.2.1919 – СК -5 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 1 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ, 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 1 5.1918 г захв. герм, войсками в Севастополе, у них был с тем же номером , в конце 11.1918 г – взят англо-франц. интерв. и в середине 2 1919 г передан белым - 26 2.1919 г по Приказу № 228 Командующего их флота введен в строй. Достоверных более поздних данных нет. № 313, с 9.10.1917 - № 513, с 26.2.1919 – СК -6 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 1 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ, в 7 1917 сильно пострадал от пожара на в Кармен Сильва на Дунае и уведен в Севастополь на ремонт, 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 1 5.1918 г захв. герм, вой¬сками в Севастополе, у них был с тем же номером , в конце 11.1918 г – взят англо-франц. интерв. и в середине 2 1919 г передан белым - 26 2.1919 г по Приказу № 228 Командующего их флота введен в строй. По данным красной разведки в 7 1919 г в Севастополе у белых был катер № 313 (он ли ?) , 14 11 1920 г вывезен из Крыма (вероятно на борту дредноута «ГЕНЕРАЛ АЛЕКСЕЕВ») и по некоторым данным в конце 1920 г за 1300 турецких лир продан в Стамбуле частнику. Достоверных более поздних данных нет. По недостоверным данным – номер ранее нес будущий с 6.1918 -ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ, в 1-4.1921 – СК -36. В начале 5 1918 г переведен в Новороссийск , откуда в 6.1918 вывезен по ж. д. в Царицын и передан. Воен.-Волжск, фл. С 31.7.1918 в сост. Воен. флота Астра¬ханского края, с 10.1918 -в АКВФ, с 25.7.1919 -в ВКВФ и с 5.7.1920 -в МСКМ. Кап. рем. в 1922. 1.9.1920 увезен по ж. д. из Астрахани и 8.10.1920, по прибытии в Мариуполь вошел в. АВФ. В годы гражданской участие - бои под Царицыном в 7-8.1918, оборона сев. части Касп. моря в 1919-1920 и бои с кор. белых на Азовск. море в 1920. С 23.11.1920 в МСЧМ. 11.3.1923 передан фл. МПО ОГ ПУ Черн. моря как ПСКА. 5.8.1925 возвращен МСЧМ, уже как СКА и сдан в порт на хранение, 17,1.1930 сдан промышленности для реализации, № 314, с 9.10.1917 - № 514, с 6.1918 - № 1, с 11.2.1919 – СМЕЛЫЙ, в 1-4.1921 –СК -31, с 5.1921- ЖАРКИЙ Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 1 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. В начале 5 1918 г переведен в Новороссийск , откуда в 6.1918 вывезен по ж. д. в Царицын и сдан Вольской фл. В начале 10.1918 вошел в ВВФ,с 26.10.1918 – в АКВФ, с 31.7.1919 – в ВКВФ и 5.7.1920 -МСКМ. 25.7.1920 по ж. д. увезен из Астрахани в Мариуполь и по прибытии вошел в АВФ. В годы гражданской участие – бои под Вольском в 9.1918, под Камышином и Царицыном в 8-9.1919, постановка мз в Керченском пр., высадка дес. у ст. Приморско-Ахтарская, бой у Белосарайской косы в 8.1920. С 23.11.1920 в МСЧМ. 10.4.1921 передан Керченскому укрепрайону в качестве служебного, с 14.2.1922 в составе плавсредств СНиС МСЧМ. 14.4.1922 сел на мель у Суджукской косы, па следующий день при буксировке пере¬вернулся и утонул. В 5.1922 поднят, отремонтирован и введен в строй. С 24.10.1922 передан фл. МПО ОГ ПУ Черн. моря как ПСКА. 14.11.1923 возврат МСЧМ, уже как СКА и сдан в порт на хранение, впоследствии разоружен и разобран на запчасти. № 315, с 9.10.1917 - № 515 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 1 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Достоверных более поздних данных нет Возможно 13 03 1918 г взят австро – венграми при занятии Одессы и позднее входил в их Черноморский отряд как сторожевой катер «Е» (по австрийским данным бывший охотник за ПЛ американской постройки , но в 11 т), брошен тут осенью 1918 г при уходе австрийских кораблей на Дунай и вероятно в конце 11 1918 попал к англо – французским интервентам № 316, с 9.10.1917 -№ 516, с 6.1918 - № 6, с 11.2.1919 – ЗОРКИЙ, в 1-4.1921 –СК -33 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 1 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. В начале 5 1918 г переведен в Новороссийск , откуда в 6.1918 вывезен по ж. д. в Царицын и передан. Воен.-Волжск, фл. С 31.7.1918 в сост. Воен. флота Астра¬ханского края, с 10.1918 -в АКВФ, с 25.7.1919 -в ВКВФ и с 5.7.1920 -в МСКМ. Кап. рем. в 1922. 25.7.1920 по ж. д. увезен из Астрахани в Мариу¬поль и по прибытии вошел в АВФ. В годы гражданской участие – бои под Царицыном в 7-8.1918, под Камышином и Цари¬цыном летом 1919, у Белосарайской косы в 8.1920, постановка мз в Азовск. море летом 1920). С 23.11.1920 в МСЧМ. 25.12. 1921 погиб в шторм. № 317, с 9.10.1917 - № 517, с 26.2.1919 – СК -7, в 1-4.1921 – СК -50, с 15 5.1921- ЖИВУЧИЙ Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 1 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 1 5.1918 г захв. герм, войсками в Севастополе , у них был с тем же номером , в конце 11.1918 г – взят англо-франц. интерв. и в середине 2 1919 г передан белым - 26 2.1919 г по Приказу № 228 Командующего их флота введен в строй. В середине 11.1920 после ухода белых из Крыма, взят. частями РККА и 15.12.1920 вошел в МСЧМ. Кап. рем. в 1921.С 24.10.1922 по 14.11.1923 как ПСКА в сост. фл. МПО ОГ ПУ Черн. моря, затем возврат МСЧМ, уже как СКА и сдан в порт на хранение, 21.6.1924 вновь передан МПО ОГПУ и вероятно сдан на слом к началу 30 – х гг. № 318, с 9.10.1917 - № 518, с 26.2.1919 – СК -8, в 1-4.1921 – СК -48, с 15 5.1921- ДЕЯТЕЛЬНЫЙ Постр. в США,перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 1 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 1 5.1918 г захв. герм, вой¬сками в Севастополе , у них был с тем же номером , в конце 11.1918 г – взят англо-франц. интерв. и в середине 2 1919 г передан белым - 26 2.1919 г по Приказу № 228 Командующего их флота введен в строй. В середине 11.1920 после ухода белых из Крыма, взят. частями РККА и 15.12.1920 вошел в МСЧМ. С 27.6.1921 в порту на хранении. 14.11.1923 искл. из списков и позднее разобран на запчасти. По менее достоверным данным затоплен или сгорел при уходе флота с белыми беженцами из Крыма в Стамбул 14 11 1920 г 2) № 321 – 328 (321 323 327 328 в Трапезонде) – остальные в Севастополе № 321, с 9.10.1917 - № 521 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 2 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. К осени 1917 г был в Трапезонде.16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно весной 1918 г взят грузинами и в начале 1921 г отбит красными), но 9 8 1925 введен в состав советского ЧФ как СКА (вероятно выведен из состояния хранения), 17 1 1930 исключен из списков и сдан на слом № 322, с 9.10.1917 - № 522 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 2 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти (возможно взят в Севастополе немцами 1 5 1918 г и через англо – французов в 2 1919 попал к белым или уведен красными в Новороссийск). Достоверных более поздних данных нет № 323, с 9.10.1917 - № 523 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 2 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. К осени 1917 г был в Трапезонде. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно весной 1918 г взят грузинами и в начале 1921 г отбит красными). Достоверных более поздних данных нет № 324, с 9.10.1917 - № 524 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 2 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. В начале лета 1917 г получил 1 381 мм ТА и 12 7 1917 совершил безрезультатный прорыв в Босфор после чего вернулся в Севастополь. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно взят в Севастополе немцами 1 5 1918 г и через англо – французов в 2 1919 попал к белым или уведен красными в Новороссийск). Достоверных более поздних данных нет № 325, с 9.10.1917 - № 525 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 2 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно взят в Севастополе немцами 1 5 1918 г и через англо – французов в 2 1919 попал к белым или уведен красными в Новороссийск). Достоверных более поздних данных нет № 326, с 9.10.1917 - № 526 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 2 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно взят в Севастополе немцами 1 5 1918 г и через англо – французов в 2 1919 попал к белым или уведен красными в Новороссийск). Достоверных более поздних данных нет № 327, с 9.10.1917 - № 527, с 15 5.1921- ЗАВИДНЫЙ Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 2 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. К осени 1917 г был в Трапезонде. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 1 5.1918 г захв. герм, вой¬сками в Севастополе , у них был с тем же номером , в конце 11.1918 г – взят англо-франц. интерв. и в середине 2 1919 г передан белым, но в состав их флота не вводился. В середине 11.1920 после ухода белых из Крыма, взят. частями РККА и 15.5.1921 после капитального ремонта вошел в МСЧМ. 26.7.1921 передан СНиС МСЧМ. С 24.10.1922 по 14.11.1923 как ПСКА в сост. фл. МПО ОГПУ Черн. моря, затем возврат МСЧМ, уже как СКА и сдан в порт на хранение, 29.2.1924 расконсервирован, перекласс, в СКА и вошел в МСЧМ. С 16.5.1925 по 25.3.1926 вновь в порту на хранении, 3.9.1926 разоружен и разобран на запчасти. № 328, с 9.10.1917 - № 528 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 2 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. К осени 1917 г был в Трапезонде. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно весной 1918 г взят грузинами и в начале 1921 г отбит красными). Достоверных более поздних данных нет Осенью 1918 – зимой 1921 гг в грузинские ВМС входили 4 бывших русских истребителя (возможно в их числе были катера 2 отделения) – один из них по некоторым данным назван КАЗАК и числился миноносцем 3) № 331 – 338 – в Севастополе № 331, с 9.10.1917 - № 531 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 3 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно взят в Севастополе немцами 1 5 1918 г и через англо – французов в 2 1919 попал к белым или уведен красными в Новороссийск). Достоверных более поздних данных нет № 332, с 9.10.1917 - № 532, с 26.2.1919 – СК -4 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 3 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ, 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 1 5.1918 г захв. герм, войсками в Севастополе, у них был с тем же номером , в конце 11.1918 г – взят англо-франц. интерв. и в середине 2 1919 г передан белым - 26 2.1919 г по Приказу № 228 Командующего их флота введен в строй и 14 11 1920 г затоплен у Евпатории, накануне ухода врангелевцев из Крыма № 333, с 9.10.1917 - № 533 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 3 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно взят в Севастополе немцами 1 5 1918 г и через англо – французов в 2 1919 попал к белым или уведен красными в Новороссийск). Достоверных более поздних данных нет № 334, с 9.10.1917 - № 534 , с 26.2.1919 – СК -3, в 1-4.1921 – СК -46, с 15 5.1921- ЖИВОЙ Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 3 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ.16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 1 5.1918 г захв. герм, вой¬сками в Севастополе , у них как М 126 , в конце 11.1918 г – взят англо-франц. интерв. и в середине 2 1919 г передан белым - 26 2.1919 г по Приказу № 228 Командующего их флота введен в строй. К середине 6 1919 у них в Севастополе.В середине 11.1920 после ухода белых из Крыма, взят. частями РККА и 15.12.1920 вошел в МСЧМ. Кап. рем. в 1921. 3.10.1921 передан Сов. Россией Турции и в составе ее ВМС как № 1. Принял участие в ряде операции против греческого судоходства в Черном море в ходе Греко – турецкой войны .В конце 1921 г в Новороссийске возвращен СССР, в строй не вводился из – за плохого тех.состояния и вскоре разобран на запчасти. По менее достоверным данным СК -3 затоплен на переходе флота с белыми беженцами из Крыма в Стамбул 14 -17 11 1920 г № 335, с 9.10.1917 - № 535 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 3 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно взят в Севастополе немцами 1 5 1918 г и через англо – французов в 2 1919 попал к белым или уведен красными в Новороссийск). Достоверных более поздних данных нет № 336, с 9.10.1917 - № 536 , с 26.2.1919 – СК -2 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 3 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 1 5.1918 г захв. герм, войсками в Севастополе , у них как М 131 , в конце 11.1918 г – взят англо-франц. интерв. и в середине 2 1919 г передан белым - 26 2.1919 г по Приказу № 228 Командующего их флота введен в строй. В 6 1919 г перевезен по ж/д из Севастополя в Царицын и вошел в состав 6 дивизиона Волжской флотилии белой Кавказской армии. Вероятно брошен тут в 2 1920 при отходе в поврежденном состоянии и взят красными. Достоверных более поздних данных нет № 337, с 9.10.1917 - № 537 , с 26.2.1919 – СК -1 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 3 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 1 5.1918 г захв. герм, вой¬сками в Севастополе , у них как МВ 16 , в конце 11.1918 г – взят англо-франц. интерв. и в середине 2 1919 г передан белым - 26 2.1919 г по Приказу № 228 Командующего их флота введен в строй. В 6 1919 г перевезен по ж/д из Севастополя в Царицын и вошел в состав 6 дивизиона Волжской флотилии белой Кавказской армии. Вероятно брошен тут в 2 1920 при отходе в поврежденном состоянии и взят красными. Достоверных более поздних данных нет № 338, с 9.10.1917 - № 538 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 3 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно взят в Севастополе немцами 1 5 1918 г и через англо – французов в 2 1919 попал к белым или уведен красными в Новороссийск). Достоверных более поздних данных нет 4) № 341 – 347 – в Севастополе № 341, с 9.10.1917 -№ 541, с 6.1918 - ДЕРЗКИЙ, в 1-4.1921 –СК -34 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 4 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. В начале 5 1918 г переведен в Новороссийск , откуда в 6.1918 вывезен по ж. д. в Царицын и передан. Воен.-Волжск, фл. С 31.7.1918 в сост. Воен. флота Астра¬ханского края, с 10.1918 -в АКВФ, с 25.7.1919 -в ВКВФ и с 5.7.1920 -в МСКМ. Кап. рем. в 1922. 1.9.1920 по ж. д. увезен из Астрахани в Мариу¬поль и по прибытии 8.10.1920 вошел в АВФ. В годы гражданской участие – бои под Камышином и Царицыном в 7-8.1918, и в 7-10.1919, оборона сев. части Касп. моря весной 1920, бои с кор. белых в. Азовск. море осенью 1920. С 23.11.1920 в МСЧМ. 25.12.1920 затонул у Новороссийска от аварии. В 1922 под¬нят и сдан в порт на хранение, в 1925 разобран на запчасти. № 342, с 9.10.1917 -№ 542, с 6.1918 - № 5, 11.2.1919 - ЖУТКИЙ, в 1-4.1921 –СК -32 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 4 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. В начале 5 1918 г переведен в Новороссийск , откуда в 6.1918 вывезен по ж. д. в Царицын и передан. Воен.-Волжск, фл. С 31.7.1918 в сост. Воен. флота Астра¬ханского края, с 10.1918 -в АКВФ, с 25.7.1919 -в ВКВФ и с 5.7.1920 -в МСКМ. Кап. рем. в 1922. 1.9.1920 по ж. д. увезен из Астрахани в Мариу¬поль и по прибытии 8.10.1920 вошел в АВФ. В годы гражданской участие – бои под Царицыном в 7-8.1918, и в 7-10.1919, оборона сев. части Касп. моря весной 1920, постановка мз в Керченском пр-ве, высадка десанта. у ст. Приморско-Ахтарская, бой у Белосарайской косы в 8.1920. С 23.11.1920 в МСЧМ. 8.11.1921 передан Сов. Россией Турции и в составе ее ВМС как № 2. Принял участие в ряде операции против греческого судоходства в Черном море в ходе Греко – турецкой войны .В конце 1921 г в Новороссийске возвращен СССР, в строй не вводился , в строй не вводился из – за плохого тех.состояния и вскоре разобран на запчасти. № 343, с 9.10.1917 - № 543 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 4 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно взят в Севастополе немцами 1 5 1918 г и через англо – французов в 2 1919 попал к белым или уведен красными в Новороссийск). Достоверных более поздних данных нет № 344, с 9.10.1917 - № 544 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 4 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. Судьба в период гражданской войны неизвестна (возможно взят в Севастополе немцами 1 5 1918 г и через англо – французов в 2 1919 попал к белым или уведен красными в Новороссийск). Достоверных более поздних данных нет № 345, с 9.10.1917 -№ 545, с 6.1918 - № 2, 11.2.1919 - СЧАСТЛИВЫЙ Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 4 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. В начале 5 1918 г переведен в Новороссийск , откуда в 6.1918 вывезен по ж. д. в Царицын и сдан Вольской фл. В начале 10.1918 вошел в ВВФ, с 26.10.1918 - в АКВФ, с 25.7.1919 - в ВКВФ и с 5.7.1920 - в МСКМ. В годы гражданской участие – бои под Вольском в 9.1918 и на р. Кама в 9-10.1918. 21.5.1919 погиб в бою с английской флотилией в Тюб-Караганском зал Каспийского моря. В 1921 поднят, восстановлен и 24.11.1921 вошел в МСКМ. С 24.1.1923 по 17.5.1924 в Касп. фл. МПО ОГ ПУ как ПСКА, в 1925 разобран на запчасти. № 346,с 9.10.1917 -№ 546,с 6.1918 - № 4, 11.2.1919 - БЕСПОКОЙНЫЙ, 12.1920 - ПРЫТКИЙ, в 1-4.1921 –СК -35, с 1926 - СКА № 4 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 4 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. В начале 5 1918 г переведен в Новороссийск , откуда в 6.1918 вывезен по ж. д. в Царицын и сдан Вольской фл. 26.10.1918 переведен в АКВФ, с 31.7.1919 - в ВКВФ и с 5.7.1920 - в МСКМ. 25.7.1920 по ж. д. увезен из Астрахани в Мариу¬поль и по прибытии вошел в АВФ. В годы гражданской участие – оборона сев. части Касп. моря в 1919-1920, постановка мз в Керченском пр-ве, высадка десанта у ст. Приморско -Ахтарская, бой у Белосарайской косы в 8.1920. С 23.11.1920 в МСЧМ. 14.2. – 8.8.1922 в составе СНиС МСЧМ. как плавсредство. Кап. рем. в 1922. С 11.3.1923 как ПСКА в сост. фл. МПО ОГПУ Черн. моря, 31.10.1924 принят от МПО МСЧМ, уже как СКА и сдан в порт на хранение. 3.9.1926 расконсервирован и введен в строй как СКА. 17.1.1933 сдан в ОФИ для реализации. № 347,с 9.10.1917 -№ 547,с 6.1918 - № 3, 11.2.1919 - ПЫЛКИЙ, в 1-4.1921 –СК -37 Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе 4 отделения Дивизии сторожевых судов ЧФ,16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. В начале 5 1918 г переведен в Новороссийск , откуда в 6.1918 вывезен по ж. д. в Царицын и сдан Вольской фл. 26.10.1918 переведен в АКВФ, с 31.7.1919 - в ВКВФ и с 5.7.1920 - в МСКМ. 25.7.1920 по ж. д. увезен из Астрахани в Мариу¬поль и по прибытии вошел в АВФ. В годы гражданской участие – оборона сев. части К асп. моря в 1919-1920, постановка мз в Керченском пр-ве, высадка десанта у ст. Приморско -Ахтарская, бой у Белосарайской косы в 8.1920. С 23.11.1920 в МСЧМ. Кап. рем. в 1921. 14.2. – 8.8.1922 в составе СНиС МСЧМ. как плавсредство. С 10.4.1923 как ПСКА в сост. фл. МПО ОГПУ Черн. моря, 31.10.1924 принят от МПО МСЧМ, уже как СКА и сдан в порт на хранение. Вероятно вскоре сдан на слом Один из пока неизвестных по старым номерам катеров с 26.2.1919 - СК-10, с 12 1920 ДОСТОЙНЫЙ, в 1- 4.1921 - СК -14, с 5.1921- ДОСТОЙНЫЙ Постр. в США, перевезен через Архангельск на ЧМ и к весне 1917 г в составе Дивизии сторожевых судов ЧФ. 16.12.1917 г перешел на сторону Сов. власти. 1 5.1918 г захв. герм, вой¬сками в Севастополе , у них как МВ 12 , в конце 11.1918 г – взят англо-франц. интерв. и в середине 2 1919 г передан белым - 26 2.1919 г по Приказу № 228 Командующего их флота введен в строй. К середине 6 1919 у них в Севастополе. В середине 11.1920 после ухода белых из Крыма, взят. частями РККА и 15.12.1920 вошел в МСЧМ. С 27.6.1921 в порту на хранении. 14.11.1923 списан и сдан на слом. В 5 1918 г красные перевели в Новороссийск СКА 513 (?) 514 516 541 542 545 546 547 и еще 2 с неизвестными номерами, из них 8 смогли вывезти на Волгу

vvy: Рамзес пишет: «ВУЛЬГУР» Правильное наименование "Вульчур". Рамзес пишет: 06.02.1905 г введен в строй и поставлен на банку этого имени близ Ревеля Вряд ли можно поставить маяк в этов ремя года - лед. Это дата зачисления в список судов. Рамзес пишет: В 1915 г мобилизован и включен в состав БФ. Зачем? Он и так принадлежал Морскому ведомству. Рамзес пишет: Дивизии сторожевых судов Не было такого соединения на Черном море. По гринпортовским катерам даже боюсь браться.


vvy: Да, еще встретилась информация по "Сарычеву", что он перевернулся и затонул в Гельсингфорсе при спуске с дока. Потом был поднят.

Гайдукъ: vvy пишет: информация по "Сарычеву", что он перевернулся и затонул в Гельсингфорсе при спуске с дока. Потом был поднят. Виктор Виниаминович это во время какого-то ремонта? а год?

vvy: Гайдукъ пишет: Виктор Виниаминович это во время какого-то ремонта? а год? Насчет ремонта - не понятно. Вроде бы рановато для ремонтов, т.к. год примерно 1906-й.

nemos: ...господа - прошу простить мою не компетентность ...но можно поподробнее - что за "катера-отметчики" такие...

Гайдукъ: Отметчики назначаются (при необходимости) для подсчета и отметки попаданий в мишени при выполнении стрельб из пушек из расчета один отметчик на 3 - 5 мишеней. (виписка из церкуляра Мо 2001 года) Я думаю за эти годы мало что изменилось. nemos Я ж не нарочно ...просто москиты не всем интересны.

nemos: Гайдукъ - спасибо! ...действительно раньше не знал - ...всё броненосцы с утюгами P.S. - однакож модер у нас строгий ...затёр мой прежний пост ... Юра

Ad rem: Ну, wind же сказал: "бойтесь".

Гайдукъ: nemos Хотел малость дополнить. Катера отметчики применялись и в торпедных стрельбах. За частую до появления катеров спец постройки эту функцию возлагали на портовые и выведенные из состава флота плавсредства. Так эту тему в свое время роскрыл уважаемый ВВЯ в статье о пост боевой службе миноносок типа "Виндава" -"Гангут" №32. Понимая что за океаном журнал вам не полистать рекомендую скачать его на армибуке http://www.armourbook.com/flot/ Сам же я настоятельно пропагандирую бумагу. Удачи в приобщении к клубу "москитников". С уважением ГАА.

nemos: Гайдукъ пишет: nemos Хотел малость дополнить. ...Гайдукъ - спасибо - почитаю, обязательно!

Тритон: Рамзес. Вот Вам для размышления. Приказ Начальника Морского Управления ВСЮР. № 268 от 8 августа 1919 г. При сем объявляется приказ Главнокомандующего ВСЮР от 6 августа 1919 г. за № 1722. Объявляю при сем комплектации офицеров, кондукторов и команды канонерских лодок "Страж" и "Георгий", вооруженного парохода "Днепровец", посыльного судна "Бельбек", буксиров "Гидра" и "Никола Пашич", катеров "Дельфин" и "Боевой", моторных катеров "Капитан 2-го ранга Медведев", "Старший лейтенант Макаров", № 525 и № 545 - судов боевого назначения флота ВСЮР. № 225 от 2 июля 1919 г. Переименовываются: Моторные катера № 204 в "Капитан 2-го ранга Медведев" и № 405 в "Старший лейтенант Макаров" с зачислением в 4-й ранг судов флота.

Рамзес: Спасибо Тритон - получается старое "Чем больше я знаю, тем больше я не знаю" Ну 204 и 405 это моторлончи англицкие и чуть раньше мы их вспоминали , к весне 20 года стали также № 1 и 2 , один угнали белые в Стамбул , а второй "подарили" знойным грузинам после ухода из Новороссийска - до конца судьба неизвестна , но данные хоть на 1920 г есть А вот 25 и 45 - снова если верить Бережному , 545 это Счастливый который попал на Каспий и погиб там в известном Тюб - Караганском бою (позднее правда подняли) Это уже второй катер который не совпадает с заявленным в справочнике номером (ну не могли же белые "взамен" увезенных на Волгу однотипным их старые номера присваивать - зачем , чтобы мы в начале 21 века головы ломали ?) Значит снова неутешительный вывод , что Бережной чей - то намутил и тогда насколько велика вероятность , что и у остальной шестерки "красных" старые номера из справочника реалиям соответствуют ?

Тритон: Рамзес. Вот еще нашел у себя: Адмиралу Покровскому. К списку судов. Список находящихся в Поти судов (на 16 августа 1918 г.) ..... Моторные суда. 1. Истребитель № 521 (3 мотора по 60 сил; 1-4,7" орудие; 1 автоматическое орудие, 2 пулемета) 2. Истребитель № 525 (аналогично) 3. Истребитель № 545 (3 мотора по 100 сил; остальное аналогично) 4. Истребитель № 547 (аналогично № 545) 7 июня вышел в Новороссийск. ... Моторные лодки 1. Истребитель № 523 2. Истребитель № 524 3. Истребитель № 526 Из этих трех катеров можно составить № 524, взяв недостающие части с катеров № 523 и № 526.

Тритон: Вот несколько выдержек из письма одного грузинского журналиста, изучавшего историю грузинского флота в 1918-1921 гг. "... В конце 1917 г. в Батуми и Поти остались российские корабли и катера Чф. В грузинских источниках имеются сведения о крейсере "Король Карл", истребителях "Абхаз", "Аджарец", "Кахетинец" и "Гурийец". Вероятно это истребители фирмы "Гринпорт", которые в 1915-1916 гг. поставлялись Черноморскому флоту и имели номера. Есть одно письмо от января 1919 г. где говорится о проведении ремонта на истребителе № 545. ... В разных сведениях встречаются: контр-миноносец "Патари Кахи"...; истребители: "Тариел", "Автандил", "Фриден", "Руставели", "Одиши"; транспорты: "Мерани", "Сенаки", "Григори", "02 Добро"; буксир "Чорохи". Часть этих кораблей и катеров ранее входили в состав Черноморского флота. По сведениям книги Грузия данные о вооруженных силах по состоянию к 1 января 1921 г. грузинский флот состоял из контр-миноносца "Патари Кахи", 4 истребителей (с деревянным корпусом) с номерами от 1 до 4 включительно, 4 минных катеров и 10 параходов. ..."

Тритон: А кто нибудь вообще знает, как были распределены "Гринпорты" по портам Черного моря в конце 1917 г.? По логике, они должны были быть на Дунае, в Одессе, Севастополе, Керчи, Новороссийске, Батуми и Трапезонде. У кого какие есть мысли и информация на этот счет?

vvy: Спасибо, это очень интересно, но из всего грузинского перечня знаком только "Чорохи" - это явно бывший транпсорт № 104.

vvy: Тритон пишет: А кто нибудь вообще знает, как были распределены "Гринпорты" по портам Черного моря в конце 1917 г.? У меня только сведения по некоторым на август 1917 г.: в Сулине 311 - 318 и в Одессе 321 - 323.

Рамзес: vvy - да по Чорохи не факт, транспорт 104- будущий Никола Пашич насколько помню и с тем именем уже к 1917 г ? Где - то у Варнека в описании действий вокруг Сочи летом 1919 г буксир Чорох (вооруженный кстати) встречался Его один из русских миноносцев останавливал за контрабанду , но потом отпустили Все грузины имеют собственные имена и очень интересно кого контр - миноносцем да минными катерами считают ? Русские вроде по гражданской войне отслежены все У них же контр - миноносец в строю на 1921 г, куда потом делся ? Может кто из турок перепал сразу после конца 1 МВ (в Батуме к примеру ?) В транспорта могли гражданские кораблики зачислить ранее к Батуми и Поти приписанные или же принадлежавшие укрепрайону Батумскому и на Военвед замыкавшиеся - их больше 2 десятков было и данных о судьбе большей части после конца 1917 г нет Где бы с тем журналистом - историком вживую пообщаться ? Для меня на сегодня грузинский флот времен гражданской наиболее загадочная часть флотской истории того смутного времени Интересное примечание , часть кораблей принадлежала ЧФ - что подразумевается под этим , что другая из гражданских + Военвед или же кого - то взяли у турок, а может пару - тройку катеров им англы поставили ?

pz.kpfw: с балансера В Батуми 17-18 марта были задержаны вспомогательный крейсер "Кароль Карл",катера-истребители № 521,523, 524, 525, 526, 545, транспорты "Саратов", "Михайл" ,"Таврида" моторные шхуны "Наш", "Иже", "Рцы", Буксиры "Слава", "Сергей Глебов". Эти плавсредства должны были оказывать помощ грузинских войск при отражении наступлении турок.Огневую поддержку оказывал только "Михайл" и несколько катеров. 1919 году грузинскую флотилию числились катера-истребители № 523, 526, номер третего нейзвестно. Ещё три катера-истребителия взяли англичаны и не вернули. Военным помогали транспорты "Павел", "Михайл" ,"Добровольский" , "Сакартвело" (экс "Чорох"). В состав пограничной службы входил катер "Святой Ипатий". В Поти полузатопленном состояные были миноносцы №2 "Посылной" и №4"летчик". Приблизительно так был состав флотилии. Был ещё один транспорт "Мерани". Бывший "Казак" который был задержан в Поти и с 9 апреля 1920 года носил название "Мерани". http://forums.airbase.ru/2004/08/t28997,3--Sostav-VMS-Gruzii.html#p1116147

vvy: Рамзес пишет: да по Чорохи не факт, транспорт 104- будущий Никола Пашич насколько помню и с тем именем уже к 1917 г ? Транспорт № 104 и пароход "Никола Пашич" - это два разных судна.

vvy: pz.kpfw пишет: 545 Опять этот 545-й! Кто же тогда стал "Счастливым"?

vvy: pz.kpfw пишет: ,"Добровольский" Этот грузины переименовали в "Имеди".

vvy: pz.kpfw пишет: "Михайл" Тоже интересно. Если это "Михаил" Военно-трапезундской дороги, то поскольку предполагается, что он погиб в 1918 г., интересно когда именно он помогал военным.

Рамзес: Спасибо за новые данные по катерам и грузинам мужики Первый «свет в конце туннеля» начал появляться Оставляю в стороне непонятки с движками (может пресловутые нлс – илс ? Вообще то у Гринпортов 3 по 175 лошадок стояли , а тут 3 но по 100 и даже 60 ?) Пока чисто по номерам – грузины берут в марте 1918 г 6 штук и это основа пресловутого Закавказского флота Конкретно - № 521,523, 524, 525, 526, 545 Они участвуют в боях у Батуми и перед сдачей города уходят в Поти (город в то время под контролем грузин), рядом Новороссийск и оттуда ненадолго заглянул № 547 (есть в разведсводке для Покровского), красные с грузинами еще не конфликтовали и катер без проблем ушел назад – после гибели эскадры с остальной кампанией грузят на платформы и 8 штук едут на Волгу (там с номерами тоже не все ясно, ну может когда – позже) Грузины вероятно после боев их малость «подшаманили», благо пара месяцев была когда никто не мешал и ввели в строй минимум 5 уже со своими именами – это "Тариел", "Автандил", "Фриден", "Руставели", "Одиши" – соответствие старым вычислить на таком уровне нереально , но не введенный в строй № 545 пока остался номерным вероятно из – за ремонта Немцы после гибели эскадры берут в Новороссийске остатки флота и высаживают десантный отряд оберста Карковадо в Грузию для контроля за вывозом нефти и марганца , а также «возвращения к активной жизни» скопившихся на Кавказе своих бывших пленных Грузины действу не препятствуют – даже защита от резни турок и немцы им вероятно эти катерки + прочую мелочь для прибрежной службы под своим контролем оставляют (реально немцам не нужны – русского флота уже нет, белого флота еще нет , трофеев набрали массу и экипажи для них брать негде , так – что грузины особо не мешают и борьбой с красными абхазскими партизанами даже помогают) В конце года приходят союзники и ориентацию местным «демократам» приходится менять Батум англы взяли сразу – как никак нефть через него везется и там постоянный гарнизон посадили , в Поти лишь иногда забегали и вероятно грузинский флот оставался тут Но англы больше настроены на поддержку Деникина и поэтому конфисковав 3 наиболее годных катера к августу 1919 г передают Деникину, а тот возвращает старые номера (если конечно грузинское присвоение имен не было чисто бумажным) В приказе № 268 от 8 08 1919 г Начальника Морского Управления ВСЮР. есть 2 катера ранее попавших к грузинам, а именно № 525 и 545, что с ними дальше ? но у белых были (остальные корабли из приказа прослеживаются и позднее) У грузин остались 3 - № 523 и 526 точно , а вот кто третий 521 или 524 - ? Соответственно один из пары оставшихся изъят англами и с парой других также передан белым Очень вероятно что белым попал № 521 – по некоторым данным красные взяли его в Севе в ноябре 1920 г и 9 8 1925 ввели в строй МСЧМ после длительного хранения (сдан на слом в 1930) Итак у грузин 3 истребителя и с какими именами бегают осень 1919 – начало 1920 г ? А к весне 1920 «прибежало» пополнение , при уходе из Новороссийска в Поти зашел бывший англицкий «мотор лонч» «Старший лейтенант Макаров» и из – за раздолбайства команды (случай как – то рассматривали) грузины взяли катер «без шума и пыли» Очень может быть что именно тогда кроме номеров 1 – 4 получили еще и имена в честь народностей страны "Абхаз", "Аджарец", "Кахетинец" и "Гурийец" – по крайней мере число именам соответствует Ну а весной 1921 их вероятно берут с остальным флотом красные и в таком состоянии , что только на слом сдать и остается Версия, что контр – миноносцем грузины назвали взятый в Поти № 2 "Посыльной" довольно интересна (могли даже и в порядок относительный привести), по крайней мере Летчик в 1919 уже светится у белых, а вот по этому нужно смотреть – может еще страничка в биографии нарисуется Транспорт Саратов у белых в Одессе появляется в начале 1919 и грузинское имя похоже не нес , Таврида (насколько помню) - буксир из серии Удальцов и после гражданской осталась в Союзе, Павел – бывшая азовская паровая шхуна и ее англы также передали белым , к осени 1919 на Азове светится и в 20 в Стамбул угнали Остальное нужно смотреть , но Михаил кажется бывший одесский пароход, хозяин Шавалда, а вот когда и в какой роли в ЧФ призвали – стоит искать (в Транспортной флотилии с ходу не нашел – может еще в какое подразделение входил ?)



полная версия страницы