Форум » "Железный" раздел » Речная флотилия Западной добровольческой армии » Ответить

Речная флотилия Западной добровольческой армии

PSW: Публикация из журнала Доброволецъ Северо-Запад в Белой борьбе. Приложение №2 2004 год Речная флотилия Западной добровольческой армии полковника П. М. Бермондта-Авалова в боях в Прибалтике (октябрь – декабрь 1919 г.) Аркадий Гольдин Создание речных боевых частей в составе антибольшевистских войск, действовавших на территории Латвии и Литвы[1], началось весной 1919 года, после освобождения 18 марта от красных города Митавы (ныне Елгава), стоящего на реке Аа Курляндская (Лиелупе). Тогда на формирование речной флотилии были обращены пароходы общества "Аугсбург". По воспоминаниям Курта Браца, прикомандированного к флотилии в мае 1919 года на время операции по освобождению Риги, речная флотилия состояла из пароходов "Кондор" и "Секундас" и двух вооруженных буксиров. Вооружение "Кондора" составляли 2 французских револьверных орудия и 12 тяжелых пулеметов (по одному орудию и 6 пулеметов на носу и корме). На "Секундасе" были установлены револьверное орудие и 2 тяжелых пулемета, а на буксирах – по 2 легких пулемета[2]. Вопрос о принадлежности флотилии к тому или иному соединению добровольческих войск представляется сложным. Вышеупомянутый К. Брац утверждал, что она входила в состав Железной дивизии[3], но в документах Западной Добровольческой Армии упоминается I Речная Флотилия Балтийского Ландесвера, причем из текста видно, что речь идет о той же самой части, к которой был прикомандирован (из состава Ландесвера, кстати) Брац[4]. По всей видимости, его слова следует считать достоверными, тем более, что в боевом расписании Железной дивизии на 20 августа 1919 года упоминается речная флотилия[5]. Накануне наступления объединенных антибольшевистских сил на Ригу Речная флотилия Железной дивизии получила задачу совместно с латышской бригадой полковника Баллода (Балодиса) очистить от красных побережье Аа Курляндской в ее нижнем течении и Рижское взморье. Суда флотилии своей огневой поддержкой немало способствовали успешному продвижению белых к устью Западной Двины (Даугавы)[6]. После освобождения 22 мая 1919 года Риги антибольшевистские войска продолжили наступление в Северной Латвии (Лифляндии) в направлении эстонской границы. Навстречу им с севера наступали эстонские войска и Северолатвийская бригада полковника Земитана, поддерживавшие свергнутое 16 апреля Ударным отрядом Балтийского Ландесвера (Stosstruppe) латвийское правительство К. Ульманиса. В районе города Вендена (ныне Цесис) они встретились с частями Балтийского Ландесвера, входившего официально в состав вооруженных сил латвийского правительства пастора А. Недры, пришедшего к власти после свержения Ульманиса. Таким образом возник первый вооруженный конфликт внутри антибольшевистского лагеря в Прибалтике, в котором на стороне правительства Недры приняли участие германские войска, а эстонцев и бригаду Земитана поддерживали представители держав Антанты. В конечном итоге, после более чем месяца вооруженного противостояния, победа осталась за сторонниками Антанты и германские добровольческие войска оставили Ригу. Было подписано перемирие, и в Ригу вернулось правительство Ульманиса. 28 июня 1919 года Германия подписала со странами Согласия Версальский мирный договор, в соответствии с параграфами 292 и 293 которого германские войска должны были покинуть Прибалтику. До эвакуации они по приказу Генерального Командования VI резервного корпуса отошли 26 июля на позиции в районе Митавы[7]. На следующий день Верховный Совет Антанты предъявил германскому правительству ультиматум о выводе войск из Прибалтики к 20 августа, угрожая в случае невыполнения объявлением блокады. Правительство Германии, в свою очередь, потребовало от Генерального Командования VI резервного корпуса выполнить это распоряжение. Отказавшимся эвакуироваться грозили репрессии[8]. Большинство германских добровольческих частей не пожелало выполнять данный приказ, добиваясь предоставления добровольцам земельных наделов в Латвии в награду за участие в освобождении страны от большевиков и не желая потери Германией политического влияния в Прибалтике. К концу сентября 1919 года основная масса германских добровольческих войск перешла на службу в русскую Западную Добровольческую Армию полковника П. Бермондта (с 9 октября 1919 года официально именовавшего себя князем Аваловым), формировавшуюся в Курляндии при поддержке германского военного командования и ориентирующуюся на союз с Германией. Бермондт-Авалов обещал предоставить желающим германским добровольцам российское гражданство и земельные наделы. Одно из германских добровольческих соединений, целиком перешедшее на русскую службу – Железная дивизия, – имело в своем составе (по состоянию на 20 августа 1919 года), по данным В. В. Акунова, речную флотилию на реке Аа Курляндская, состоявшую из 3 канонерских лодок (вероятно, речь идет о вооруженных пароходах), вооруженных одним орудием каждая[9]. Согласно воспоминаниям П. Бермондта, в начале октября Железная дивизия речной флотилии не имела[10]. Можно было бы предполагать, что эта часть послужила ядром формировавшейся отдельной Речной флотилии Западной Добровольческой Армии, однако, судя по имеющимся документам, последняя создавалась фактически с нуля[11]. Вероятнее всего, речная флотилия Железной дивизии была по каким-то причинам расформирована, ее суда были сняты с вооружения, а личный состав стал кадром для формирования Речной флотилии Западной Добровольческой Армии.

Ответов - 157, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Рамзес: для vvy - более ранних латышских регистров у меня нет , ну думаю это все же действительно бывшая Колывань (но вот как она в этот регистр попала и где раньше "загорала" да почему в других нет ? - как и вопрос почему с остальной флотилией из Риги в августе 17 не увели - или к тому времени уже разоружили да хозяину вернули ? - ну также пока и нет ответа когда именно списали - в списке 1940 отсутствует) - к сожалению в Латвии у меня спецов - любителей местных речников на связи нет По Бригитовке - в справочниках дают 59 (не 26 тонн) и в принципе для такого водоизмещения 250 лошадок даже в то время не так уж редко , вот только кто и когда этот самый движок поменял ? (50 - 60 это явно еще построечный) - а у Вас точных данных нет когда ее все же теплоходом сделали (может тогда и движок поменяли ? - вряд - ли бы это немцы делали на столь старой посудине) Ну по ее судьбе у эстов за пару - тройку недель шанс пробить еще чего нового имеется , только похоже в ВМС этой страны она не входила - хоть с именами Ауга и Май (которые Бригитовка не носила) похоже разобрались

Тритон: Гайдук На представленном Вами снимке изображен именно номерной стационЕр крепостных минных рот. Но сфотографирован он в процессе достройки, поскольку на нем отсутствует самое главное - кран-рельс для перемещения мины из трюма и ее постановки и не заметно следов его демонтажа. Их часто путают с рабочими минными катерами, которых в крепостных минных ротах было не менее 5-ти, а стационеров - не более 2-х. Стационеры носили в носу на борту название "Стационер № 1 (или № 2)" а рабочие минные катера - только номер или название "Первый", "Второй" и т.д. Внешне они похожи, и тот и другой имеют упомянутый мною выше кран, но стационеры почти в 2 раза больше, длиннее, для улучшения мореходности имеют удлинненный полубак. Мне известно о наличии стационеров такого типа в Свеаборге, Усть-Двинске, Кронштадте и Севастополе (везде по 2). Видимо, стационеры для разных крепостей несколько отличаются друг от друга. Так на имеющемся у меня фото "Сстационера № 1", видимо, одной из балтийских крепостей имеются следующие отличия от Вашего: более толстая выхлопная труба, леерное ограждение вместо фальшборта на полубаке, наличие бушприта с блоком, меньшее количество иллюминаторов, более высокая и открытая рубка, отсутсвие раструба вентилятора за машинным отделением. Но есть и 3 совершенно одинаковые вещи: тамбур над сходным трапом в помещение команды, световой люк над машинным отделением и рында. С уважением.

Гайдукъ: Тритон Спасибо. Потому и сомневался что иногда в внешне одинаковых корпусах строили совершенно раздные по придназначению суда.


рамзес: для Тритон - спасибо за разъяснения по фотке Гайдука , но почти опять - чем дальше в лес тем страшнее партизаны Мне встречалась инфа , что это катер уже на ЧМ (насколько достоверная судить не берусь) - по домикам на заднем плане точно сказать что это уже Юг нельзя (может и тут в процессе достройки после перевоза по ж/д ? - при этом насколько заню , все что снималось - старались снять) - и я раньше пересылал Вам материал по Черноморским крепостям (если не дошел - гляньте Керчь в ветке по крепостям , сунул его и туда) , так вот - на ЧМ стационаров было 4 в Севе (не 2) и 2 в Очакове , тогда откуда у Бережного взялся этот СТАЦИОНЕР № 8, с 1.1921 - СК-53. Бывш. м. к. морских сил Добровольческой белой А, постр. в 1913 в Одессе (НЕ ИЖОРСКИЙ или НЕВСКИЙ). 27.3.1920 оставлен белогвард. при эвакуации из Новороссийска, захв. частями РККА и 1.8.1920 вкл. в сост. плавсредств Новороссийского порта. С 4.1920 находился в распоряжении СНиС МСЧМ. В 1.1921 перекласс, в СКА и вкл. в сост. д-на СКА 3-го отряда прибрежной обороны МСЧМ. С 7.1921 вновь находился в распоряжении СИиС МСЧМ. Каи. рем. в 1922. 9,9.1920 сдан в порт па хранение и впоследствии передан в ОФИ для реализации. 30 т; 18,3X3,6X1,2 м; 80 л. с; 8,5/7 уз; 4 чел. он похоже тоже бывший крепостной - но Стационары с номером больше 4 я не встречал и с остальными - задолго до 1 МВ минимум на ЧМ (по Балтике у меня данных нет) - за крепостями числились минные паровые катера с именами , но был ли это специальный проект , что вобще из себя представляли и куда потом делись ? - похоже им на смену в начале 10 - х гг 20 века стационары и рабочие катера как раз и пришли И по балтийцам - мы тут усть - двинцев немного вспоминаем и тамошние 2 стационара в августе 17 из Риги точно ушли (по рабочим катерам крепости у меня данных вообще нет кроме факта существования 5 штук) - а вот дальше ? Среди погибших в Пернове в феврале 18 их нет , среди взятых немцами в Ревеле тоже (хоть список брошенных там постоянно растет и уточняется - ну эти просто "испарились") - возможен Гельсингфорс и апрель 18 , но там свои крепостные с аналогичными номерами (их часть финны нам в 22 вернули) + еще и Кронштадтцы А учитывая , что катера разных крепостей имели одинаковые номера и нередко переводились в разные пункты на ТВД (Вы как - то вспоминали и перевезенных из Владика в Свеаборг в годы 1 МВ крепостных - они что имели те же номера , что и местные - или их уже тут перенумеровали ?) - головоломка с их поисками получается покруче чем в кубике Рубика К тому же мы разбирали давненько на Цусиме катер (похоже ижорский) с № 15 и вроде катеров больше 8 номера быть не должно , но недавно уважаемый Норд запостил на форум катер с № 14 (и тоже ижорец причем вероятно в процессе достройки) , а в моих закромах есть катер с № 9 - и где гуляла и для кого строилась серия со столь большими номерами - снова ? Как вариант - может с началом войны , чтобы не путаться попытались ввести единую систему номеров для всех крепостей одного бассейна , но 14 и 15 явно из новых и искать их в старом справочнике Бережного пока зряшная работа Во скока вопросов накопилось за Ваш маленький отпуск по вине компьютера и это всего по одному практически типу катеров - понятно , что на все ответов не будет , ну может что - то еще найти все же удастся ?

vvy: Рамзес пишет: По Бригитовке - в справочниках дают 59 (не 26 тонн) Выкиньте эти справочники. По спецификации "Бригитовка" имела размерения (грубо) 19,5 х 4,0 х 1,2 м и водоизмещение 26 т. Т.е. коэффициент полноты 0,28. Маловато, конечно, для буксира (обычно в районе 0,35 - 0,38, но даже с коэффициэнтом 0,38 водоизмещение получается максимум 35 т, а никак не 59). Удельная мощность среднего буксира той поры около 2 инд. л.с. на тонну. Проверяем для нашего судна: 26 х 2 = 52 л.с. Нарицательная мощность машины "Бригитовки" - 15 л.с. Значит индикаторная для ПМ двойного расширения: 15 х 4 = 60 л.с. Так что - все правильно. Если бы у "Бригитовки былв машина 250 л.с., это был бы не буксир, а торпедный катер. Да и как на это суденышко воткнуть такую машину? Когда перед войной "Бригитовку" ремонтировали, на нее поставили двигатель "Орел" мощностью 50 - 60 л.с. - судно маленькое и ПМ решили заменить дизелем, которые Ревельский завод производил серийно. Если для "Пириты" немцы дают 250 л.с. и числят ее пароходом, тогда это не "Бригитовка".

Гайдукъ: vvy пишет: это был бы не буксир, а торпедный катер. да ее и буксиром то назвать тяжело (владелец этой фотографии утверждает что на снимке именно Пирита бывшая Бригитовка)

Рамзес: для vvy - с водоизмещением полностью согласен , судя по судьбе Бережной или чего - то не понял , или из 2 одно слепил для справочника (про Май - Аугу у него идет - хоть это и другой корабль) - а вот насчет Бригитовка - буксир ? Фот подобных той что запостил Гайдук есть штуки 3 и в русском флоте - там вообще то паровой баркас и вехостав (фактически ГИСУ) да и чисто буксирного оборудования на корме у него не видно - и у эстов тоже не встречал данных о его перестройке в этот тип По машине столь мощной это и меня смущает - но вообще - то в начале века именно буксиры в 20 - 25 метров длиной и машиной в районе 200 лошадок мне попадались , нужно только записи поднять - глянуть , вот правда эсты столь мошные движки кажется действительно не строили (хотя нужно глянуть что они на Пийкер и еще пару - тройку новопостроенных всадили - свое или импортное)- но все же попробую эстонского друга из морей дождаться да до упора уже по его данным добить - с Иломантси - Май - Ауга - это совместными усилиями нарыли

Тритон: Рамзес Сегодня получил в архиве очередное дело по Усть-Двинску за 1917 г. ну и перелистал, пока глубоко не вдаваясь (кстати, есть там и список судов, выведенных из крепости Усть-Двинск). Так вот, увидел там документ осени 1917 г., что все 7 моторных катеров Усть-Двинской крепостной минной роты (2 стационера и 5 рабочих минных катеров) предназначены к переводу в Выборг. Но предназначены - еще не значит, что они туда поступили. Они могли застрять в Ревеле, где Свеаборгский крепостной минный батальон обслуживал минное заграждение у Наргена, в Петрограде, в Кронштадте или в Свеаборге в минном батальоне в который перевели часть минной роты из Усть-Двинска и ему же передали часть минного имущества. Все зависит от того как их собирались переводить - морем или по железной дороге. Если морем то возможно в Выборг они все таки попали и затем достались там финнам. Кстати в Кронштадте было 4 стационера (по 2 в каждой минной роте: № 1 и № 2 постройки 1911 г. в одной и "Мина" и "Искра" постройки 1908 г. в другой). То, что стационеры были разные, подтверждается упоминанием в одном из документов стационера "балтийского типа". По поводу черноморских стационеров. У меня по черноморским крепостям данные в основном до 1912 г. и вот в них и говорится о строительстве для Севастопольской кмр 2-х стационеров. Но затем в Севастополе стало 2 кмр (прибавилась переведенная из Михайловской крепости и ей тоже потребовались стационеры почему и появились №№ 3 и 4). а про Очаковские стационеры я вообще (кроме Вашей информации) ничего не встречал. Что касается белого "Стационера № 8" то здесь ничего удивительного нет - это рабочие минные катера которые флотские упрямо называли стационерами ("кран-балка на корме есть - значит стационер"). В документах 1919 г. таких катеров проходит как минимум 3 да еще один (впоследствии, кажется, "Гидра" затесался к пограничникам). А Бережной в них тоже не разбирался да и я, грешен, пока не занялся вплотную крепостями, тоже. У меня есть несколько фото рабочих минных катеров (не "крейтонов", с этими проще) за №№ 6, 8, 9, 14 и 15 (наибольший № ). №№ 6, 8 и 9 явно относятся к одной серии катеров и, видимо, крепости, а №№ 14 и 15 - к другой. С этой нумерацией я до конца тоже не разобрался, но то, что единой нумерации для крепостей не существовало - это точно. По поводу паровых минных катеров в крепостях. Как такового общего типа их не существовало, ГИУ заказывало то, что нравилось и было по средствам. Занимались они перевозкой людей и буксировкой крепостных барж, а катера в минных ротах - буксировкой гребных стационеров, минных катеров и минных киллекторов к месту минной постановки.

Рамзес: для Тритона - да фоты эти есть , а вот с судьбой бы катеров разобраться , тут вариант похуже пока Ну похоже первые катера если до 1 МВ и дотянули то уже вряд - ли как боевые - а вот с вторыми и их разбросом по крепостям местами что - то получается , но пока слабо Я почему так в Усть - Двинцев сейчас уперся - появились кое - какие материалы (спасибо уважаемому Гайдуку и забугорным друзьям) по Флотилии Советской Латвии 19 года и более позднему периоду там - так вот , часть судов имеющихся в крепости на 17 год и по материалам Яковенко числившихся во взорванных или уведенных из Риги в августе 17 , уже в начале 19 снова там (похоже немцы даже вернули хозяевам) и некоторые спокойно до 2 МВ дотягивают и переживают со всем этим кавардаком смены флагов А по Колывань - Дален ничего не попадалось - его действительно вернули хозяину еще до увода из Риги ? - в уведенных у меня он не проходит , но в Риге к 29 году имеется

Тритон: Рамзес На начало ноября 1917 г. все 7 катеров Усть-Двинской кмр все еще находились в Пернове. Вся рота должна была перебазироваться в Выборг. Катера туда должны были идти морем. Командир роты требовал для их сопровождения буксиры, поскольку на катерах время от времени клинило моторы, но буксиров не было. Отсюда вопрос: а успели ли катера уйти в выборг до ледостава? Дело на этом заканчивается и ответа пока нет. По "Колывани" ничего сказать не могу, так как она в 1914-1917 гг. в Усть-Двинской крепости не числится. Подтверждается взрыв ремонтирующихся на заводе Штраух и Крумин парового катера "Отрадный" и парохода литера "Л" при оставлении Риги.

Рамзес: для Тритона - как говорил классик , бум искать - тем более кое - какие возможности для этого имеются - пока так ну на флотилию не обращайте внимания - Ваши уточнения еще не везде успел внести винтовой минный пароход ОТРЯДНЫЙ 1899 г В Крейтон и Ко Або 61 т 22,1 -4,57 - 1,8 m;150 л с,10,5 узл в годы 1 МВ в Усть – Двинской флотилии к августу 1917 в ремонте в Риге и 21.8.1917 взорван тут при уходе русских войск - кстати как правильно все же ОтрЯдный или ОтрАдный ? - я встречал обе версии , но в документах завода (правда они у меня на инглише) пишется через Я великоват он для катера - насколько знаю числился рабочим пароходом и даже встречал инфу о нем как малом минном транспорте может Вы про катер - об этом (так он моторный) моторный катер ВСПЫШКА в годы 1 МВ в Усть – Двинской флотилии к 8 1917 находился в ремонте в Риге и 21.8.1917 взорван тут при уходе русских войск его тоже взорвали при уходе там и еще один катерок имелся спец постройки - только куда делся ? моторный катер ЗАПАЛ к началу 1 МВ в Усть – Двинской флотилии – дальше ? Отрядный - Отрадный взорвали на совесть (данных о его подъеме у меня нет) , а вот насчет Л инфа немного другая пассажирский железный винтовой пароход L 1900 г Рига 59,3 брт 26,74 нет 36grt140 л с 23,1 /24,4x4,46x5(hight)x2,43 (draught)m 320 пассажиров 1 compound 1 cylindrical boiler владелец Рижская городская управа с начала осени 1915 г мобилизован в Усть – Двинскую крепостную флотилию оставлен 22 8 1917 при уходе русских из района Риги (по некоторым данным при отходе подорван) и взят немцами – с начала 19 у красных в этом районе – 22 5 19 взят Ландесвером и возврат хозяину – в регистре 29 г владелец тот же № 24 и вскоре передан владельцу у него до 40 г - национализирован при вхождении Латвии в СССР осенью 40 г –30 6 41 взят немцами в Риге и у них wurde Binnenschiffahrt Gesellschaft Lettland GmbH., Riga zur Verwaltung zugeteilt 1943/44 буксир Stadtverwaltung Riga zurück gegeben - лето 1944 RVD (Reichsverkehrsdirektion ) Riga für Aufgaben beim Rückzug Wehrmacht Donau vorgesehen 9 1944 Dünaübersetzverkehr eingesetzt nicht bekannt.Auf jeden Fall wurde spätestens 10 1944 von Wehrmacht (Nachschub. Batl. 800 [Schiffahrt]) beschlagnahmt und 16.10.1944 in 5.Gruppe Geleites 52 Schiffen als Schlepper ушел через Windau и Libau в Pillau 7.11.1944 Pillau und Danzig Reichsstatthalter Danzig-Westpreussen,Wasserstraßendirektion Danzig-Wasserstrassenbevollmächti- gter Danzig in Verwaltung genommen. 6.12.1944 eine Tagescharter 29,40 RM an KMD Danzig verchartert Einsatz beim Transportschifflager KMD Danzig benutzt. 1 3 1945 wurde zum Westen verlegt Hamburg oder Kiel eingesetzt.15.8.1945 wurde Schiff Rückgabeverhandlung 22.8.1945 KMD Hamburg Westdeutschland befindliche Restverwaltung Stadt Riga, Abwicklungsstelle einen lettischen Kapitän übergeben.Die überlebenden lettischen Schiffe kamen Dienst / Verwaltung britischen Dienststelle und verrotteten. soll dabei in Kiel gesunken sein, vielleicht hat David dazu noch etwas der Hand извиняюсь , что не все перевел - никак рук и времени не хватает , но это тот пароход и или взрывали на тяп - ляп и его весьма быстро восстановили , или и вовсе перед начальством "фуфел прогнали" - других пароходов Л в то время в Риге не было Почему спросил за Колывань - 2 остальных в/пх из Рижской флотилии (Новгород и Псков) из города ушли с караваном Усть - Двинцев , а этого похоже там не было , отсюда и версия - раз остался в городе , значит успели разоружить и передать хозяину чуть раньше Теперь по Пернову - к моменту гибели флотилии в феврале 18 года катеров там точно не было , данные наши по погибшим давно и неплохо известны , но вот с данными эстов это не стыкуется - у меня есть список всех катеров попавших к ним в ноябре 1918 года от немцев (практически все с размерами и ни один на бывший стационар или рабочий моторный катер ни тянут - хоть кто - то из этой семерки , если бы их взяли в Ревеле должен был засветится , но там их нет - вероятно в Ревель и дальше их вывести успели) - а не стыковка в чем , кроме упомянутых выше в/пх по нашим данным там взорван Бомбардир Никитин, Могучий и буксир Надежда 1892 г постройки Рига Ланге и Скуйе (его пока найти не могу) - эстоны уже к началу 20 года их поднимают все и вводят в строй , вот только последний пароход по их данным Работник питерской постройки и чуть более старый (кто он и откуда там взялся ? - похоже это и есть тот четвертый колесник со старой фотки Гайдука из эстонской газеты - там взорванных колесников 2 , а кроме Могучего все остальные погибшие - винтовые) , там же в это время находились и 2 транспорта (по № 1 с Яровым у нас разногласия - он считает самоходной баржей однотипной № 2 - по моим данным это старый пароход когда - то купленный у шведов) - так вот , транспорта похоже просто бросили , у эстов их нет и возможно немцы передали их рижским владельцам к осени 1918 г или же и вовсе увели в Фатерлянд И еще Яковенко упоминает некие артиллерийские баржи уведенные в августе 17 с караваном из Риги (минимум 2 - вероятно и больше) - в Ваших документах по ним ничего нет ?

vvy: Гайдукъ пишет: да ее и буксиром то назвать тяжело Рамзес пишет: там вообще то паровой баркас Совершенно справедливое уточнение. "Бригитовка" заказывалась как паровой барказ для подъема и установки вех и баканов. Поэтому и маленький коэффициент полноты (из-за острых образований корпуса). Рамзес пишет: По машине столь мощной это и меня смущает - но вообще - то в начале века именно буксиры в 20 - 25 метров длиной и машиной в районе 200 лошадок мне попадались Договоримся, что "Бригитовка" не буксир и не будем больше с ними сравнивать. А можно пару фото подрусским флагом? А то у меня с этим пароходиком весьма скудно...

vvy: Гайдукъ пишет: да ее и буксиром то назвать тяжело (владелец этой фотографии утверждает что на снимке именно Пирита бывшая Бригитовка) Спасибо за фото, у меня его не было.

vvy: Кстати, наличие солидной трубы у "Пириты" - в пользу паровой машины...

Рамзес: для vvy - гляньте ящик на досуге , отправил чего просили , так - что в коллекции небольшое прибавление

Гайдукъ: vvy пишет: Спасибо за фото, у меня его не было. Как говорится рад помочь. Выкладывать другие я так понимаю утратило смысл так как Рамзес Вам их направил в личке(у нас с ним практически 100% обмен информацией и фотографиями).

Рамзес: для Гайдукъ - Леш прошел очень хороший циклон и 3 дня сидел без связи (нет только сейчас сделали) - ну есть и хорошие моменты - почти доделал Рижан , завтра к обеду постараюсь их тебе сбросить , кстати в твоей пересылке по книге кое - какие страницы пропущены - завтра сброшу их список Кстати Пееду вышел на связь и теперь думаю работы прибавится

Гайдукъ: Рамзес Добро. Вот кстати те самые пушки и тот самый "рычаг" за который тебя так метко упрекнул Автроил он на той фотографии есть только сливается по фону с мачтой. Я сегодня уже отписал по этому катеру уважаемому П.... «MT-7» 15.02.1919-15.01.1921. 13.12.1921-? 1917 ? Soome (Ex.KATЩ-14, Ex.KM-13, Ex.TSK-23) Водоизмещение 35тонн. Размерения 22.5х3.6х1.4м. Мощность 2х100л/с. Скорость хода 12 узлов. Вооружение ?. Экипаж1/10 человека. В начале 1919 обеспечивал десанты в Нарвском заливе. У Г.... под этим номером КМ-13 совсем другой катер . ("Борис" – ст 124) Если помниш Пе... упоминал о нескольких катерах дивизии ПП обрати внимание вот один из них на заднем плане -уж болько он мелок чтобы служить в качестве СКА. Хотя гражданская война там служили и более интересные посудины. Рома

Рамзес: Как и обещал немного ранее выложу все чего нашел собственно на пароходы вынесенные в заголовок темы (а то мы немного ушли в сторону от белой флотилии Западной Армии) - пока правда нарыл еще не все , но мои запасы по теме исчерпались Был бы весьма благодарен уважаемому Тритону если - бы он смог в обозримом будущем своими архивными розысками по усть - двинцам дополнить мои материалы , некоторые пароходы в 17 - 19 годах минимум в 3 флотилиях отметились , а флаги так и еще чаще меняли Это маленькая историческая экскурсия для нашего уважаемого историографа по его нынешним родным местам почти 100 летней давности Я когда нос в тему плотно всунул (извиняюсь конечно) но "офонарел" - в районе Риги только царского периода больше 250 разных самоходных судов бегало (как речных так и морских по приписке - причем в моей БД похоже пока не все) + еще и независимого периода крупного пока не считаю , а вот мелочи пока не идентифицированной уже тоже за сотню перевалило Могу сказать только одно - с 1918 по 1940 год у прибалтов и латышей в частности ТОРГОВЫЙ ФЛОТ - БЫЛ (ну вот какой это уже второй вопрос) СОСТАВ ФЛОТИЛИИ по данным старшего офицера Эдмунда Ламма: 1) железный винтовой грузо -пассажирский пароход SKURUSUND 1871 Lindholmens Varv, Göteborg,#216 для Skurusunds Angfartygs AB,Stockholm.74,28grt/54,67nrt 29,5 –5,75 – 1 52 м (97x19x5 фут) engine #158 25 нлc /100 лc 10 узл (hight 1 horizontal compound passenger 127-I 138-II Class 1 compound 1 boiler Lindholmens 1873: продан Angbatsbolaget Dalarö, Stockholm. назван DALARÖ.1877:компания названа Angbatsbolaget Nya Dalarö, Stockholm. 1885: продан captain Helb, Riga. как MITAU registered Riga #461 до 1892 рейсы Mitava-Dubbeln 188.deleted from seagoing register as moved in river shipping 1891 David Gel'b 1892 Aleksey i Yakov & Valdemar Zel,Riga 1895 корпус на заводе RH.Mantel, Riga удлинен размеры 127,8x19,3x8x5,6ft 1897 A.& V.E.Sel,Riga Passеngers 200 - I Class 200 - II Class 1900 A.& V. E. Zel, Riga 1906 (VIII) владелец T-vo A.Augsburg, Riga (MPS #2348) (1871) 101 BRT; 37,9x5,75 x1,55 m;100 л с 1914/15 получил новые котлы - оставлен 22 8 1917 при уходе русских войск из Риги и передан немцами владельцу в начале 19 взят тут красными и 22 5 1919 отбит Ландесвером при взятии города и вновь возврат хозяину в начале 10 1919 – 21 11 1919 как штабной МИТАВА в речной флотилии Западной Добровольческой Армии На нем командир флотилии лейтенант Браанд и его адъютант мичман Российского Флота Рейм. взят латышами в Митаве 19.7.1920 - RWS;1922 Seetransport-Abt и возврат Aугсбургу как MITAU - 29 г в регистре № 30 80 брт 35,5 нет 100 л с 33,4x5,62 x5,5(hight)x2 (draught) m 500 пасажиров позднее JELGAVA - 12.3.1940 sowjet осенью 40 г национализирован при вхождении Латвии в СССР и передан ЛГМП – в конце 6 41 взят немцами в Риге и передан Binnenschiffahrt Lettland,GmbH, Riga; накануне взятия города Советской армией ушел в Пиллау тут к 7.11.1944.(700 persons) 11.1944 z.> Vfg.d.Reichsstatthalters Danzig-Westpreußen;11.12.1944 Kriegsmarine,> mußte jedoch Polizeipräs. Danzig für Luftschutzzwecke ggbf. Zur > Verfügung stehen; Wohnschiff Seekdt. Ost- u.Westpreußen; 22.12.1944> Heizboot; 3.1945 ушел в Киль с немецкими беженцами к 3 1947 в британской зоне оккупации в Schleswig Holstein в плохом состоянии и продан Kiel Yacht Club как стоечная штаб – квартира 8.1949 сдан на слом 2) ГАРТМАН (вероятно винтовой железный пассажирский пароход ВИЛЬГЕЛЬМ ХАРТМАН – бывш КАТЛАКАЛЬН) 1901 г Рига 57.6 брт 22.66 нет 22.8х4.56х2.3 м. 77 л/с. 260 пассажиров владелец А.Аугсбург - 22 8 1917 оставлен в Риге при уходе русских войск , взят немцами и передан хозяину – в начале 1919 взят красными и план ввести в флотилию Советской Латвии 22 5 1919 отбит Ландесвером при взятии города и вероятно возврат хозяину – с 10 1919 в флотилии Бермондта, как пароход "Гартман". Командир – лейтенант Ламм.20 11 1919 г перешел на зимовку в Митава. 21 11 оставлен тут экипажем и взят латышами и возврат хозяину – к 1929 владелец А.Аугсбург Рига № 43 – дальше ? 3) винтовой товаро – пассажирский пароход ВИЛЬМА 1906 г 95 брт 40нет 27.25х5.8х2.45 м.1 ПК,1 ПМ в 75 л/с. 420 пассажиров . владелец А.Аугсбург. ежедневные пассажирские и грузовые рейсы до Майоренгофа (к северу от Митавы по р Аа Курляндская) и обратно. 16. 5 1906 с 75 пассажирами и грузом рейс в Дуббельн, в 7 час. вечера, сразу после отхода от рижской пристани, накренился и быстро затонул. Число жертв 13. Был перегружен Вскоре поднят и после ремонта в строй - 22 8 1917 оставлен в Риге при уходе русских, взят немцами и передан хозяину – в начале 1919 взят красными и план ввести в флотилию Советской Латвии 22 5 1919 отбит Ландесвером при взятии города – с 10 1919 в флотилии Бермондта, как пароход "Вильма".Командир – кондуктор Лолль 20 11 1919 г перешел на зимовку в Митава. 21 11 оставлен тут экипажем и взят латышами и возврат хозяину – к 1929 VILMA (III) владелец А.Аугсбург Рига № 44 – к 40 владелец Рижская городская управа национализирован осенью 40 г при вхождении Латвии в СССР и передан ЛГМП 30 6 1941 взят в Риге немцами и возврат хозяину - дальше ? 4) винтовой буксирный катер ВЕРА 48 лс вероятно к осени 1915 мобилизован в Усть – Двинскую крепость 21 - 22 8 17 г ушел из Риги в Пернов и затем Ревель , где 25.2.18 взят немцами и увод в Ригу где вернули хозяину – в начале 19 взят тут красными и 22 5 1919 отбит Ландвером осенью 1919 в флотилии Бермондта как рекогносцировочный пароход "Вера". Командир – кондуктор Рейзис. 21 11 1919 взят латышами в Митаве и возврат хозяину на 31 6 1940 VERA 48 лс приписка Рига хозяева Якабс Вайвадс и Карлис Риекстиньш– после вхождения Латвии в состав СССР передан Стройтресту – 30 6 41 взят немцами в Риге и передан Каботаж Бюро - дальше ? 5) винтовой железный буксир ПАРАТ 1883 з-д Ланге и Скуйе Рига к 1900 хозяин А Домбровский приписка Рига 18 нлс / 72 л с 16,4 – 3,04 – 2,4 м (54 – 10 – 8 фут) - 22 8 1917 оставлен при уходе русских из Риги и передан немцами хозяину. С 1 19 г у красных в районе Риги. Весной 1919 г зачислен в флотилию Сов.Латвии. план 1 пулемет – 22 5 1919 , взят Ландесвером в Риге – с 10 1919 в флотилии Бермондта, как пароход "Пират" (вероятна ошибка в названии !!!). Командир – кондуктор Скандис. после взятия латышами в Митаве вероятно возврат хозяину – дальше ? 6) железный пассажирский винтовой пароход PRÄCIZE (1861) J.C.Godeffroy & Sohn,Hamburg #70 38grt 63,41x9,5x8,89ft 18nhp 1861 G.H.Geslien,Hamburg served river Trave (Lübeck).1864 bought in Riga (MPS #90) 1866 reg Riga #48 owners Jurgenson,Riga 1880 Deti Yurgensona (Genrikh-Eduard, Berta Maria,Robert-Fridrikhj, Harald & Eval'd-Genrikh) coast (19L) before 1891 riverine 1885 V. Kleynberg & T.Grebst (12nhp/42ihp) 1892 V.Kleinberg & F,Grebst (12nhp/48ihp) 1892 new boiler A.Augsburg, Riga 1897 D.Novikov 1900 D.Novikov 1906 (XI) T-vo A.Augsburg,Riga (MPS #2371) tug 22 8 1917 оставлен русскими при уходе из Риги и взят немцами – с начала 1919 у красных в этом районе – 22 5 1919 взят Ландесвером и возврат хозяину - в начале 10 1919 – 21 11 1919 в речной флотилии Западной Добровольческой Армии Командир – кондуктор Мерон 20 11 1919 г перешел на зимовку в Митава. 21 11 оставлен тут экипажем и взят латышами и возврат хозяину к 1929 в списках нет – вероятно сдан на слом 7) колесный железный пассажирский пароход "Адлер"1852 г Greenock 87grt/66nrt (MPS #66) 39,6x4,4x1,98m 50nhp 1864 hull & engine renewed Verman,Riga 1869 Veydner,Riga (50nhp, from 1865 in Riga) 1871/72 87grt/66nrt 50 нлс G.G.Weidner, Riga 1873 G.G.Weirdner,Riga 1874 Lange & Skuje (blt 1852 Danzig 40nhp x3ft) 1880 registered Riga #342 (1887:78,41grt/55,12nrt 125x15x 6,45ft 26nhp) 1880 Lange & Skuje (blt 1852 Danzig 40nhp x3ft) 1885 Lange & Skuje (blt 1852 England) 1887 deleted seagoing register - moved in river shipping (MPS #66) 1891 Khristian Skue 1906 124'5''x 25'5''/14' 1897 D.Skue, Riga 1897 new boiler Lange & Sohn, Riga 1906 ADLER No.3 (XIX) T-vo A. Augsburg,Riga (124'5''x25'5''/14') (1860 engines A.Augsburg Riga 1 compound 25nhp/100ihp) 22 8 1917 оставлен русскими при уходе из Риги и взят немцами – с начала 1919 у красных в этом районе – 22 5 1919 взят Ландесвером и возврат хозяину - в начале 10 1919 – 21 11 1919 в речной флотилии Западной Добровольческой Армии Командир– лейтенант Лекер 20 11 1919 г перешел на зимовку в Митава. 21 11 оставлен тут экипажем и взят латышами и возврат хозяину к 1929 владелец А.Аугсбург Рига 83 брт 39,14 нет 90 /100 (к 41 г) лс 38,33 - 4,34–1,93 м 360 пассажиров в регистре № 2 – к 1940 г национализирован как BLAZMA при вхождении Латвии в СССР осенью 40 г и передан ЛГМП – 30 6 41 взят немцами в Риге – дальше ? 8) винтовой буксир АКОТС вероятно к осени 1915 мобилизован в Усть – Двинскую крепость к 8 1917 в ремонте в Риге и 21.8.1917 по некоторым данным взорван при уходе русских войск – дальше возможно после ремонта с начала 1919 в флотилии Советской Латвии – 22 5 1919 взят Ландесвером и возврат хозяину – с начала 10 1919 в речной флотилии Западной Добровольческой Армии как пароход "Акотс".Командир – кондуктор Швабе. 21 11 1919 оставлен тут экипажем и взят латышами и возврат хозяину на 31 6 1940 AKOTS 110 лс приписка Рига хозяева Эдуардс Калнинс и Екабс Зелтиньш – после вхождения Латвии в состав СССР передан ЛГМП – 30 6 41 взят немцами в Риге и передан Binnenschiffahrt Lettland,GmbH,Riga - дальше ? 9) стальной буксирный винтовой катер ЕКАТЕРИНА 1890 г. завод Родионова Рига владелец к 1900 г Д И Скуйе приписка Рига 12 нлс/48 лс (50– 10– 6 фут) 15,2 - 3,04 –1,8 м - 22 8 17 оставлен при уходе русских из Риги и передан немцами хозяину. С 1 19 г у красных в районе Риги. Весной 1919 г зачислен в флотилию Сов.Латвии. (план 1 пулемет) – 22 5 1919 , взят Ландесвером в Риге и возврат хозяину – с 10 1919 в флотилии Бермондта, после взятия в Митаве латышами в 11 1919 г возврат хозяину- на 31 6 1940 КAТЕRINA 48 лс приписка Рига хозяин Эдуардс Швагарс и Екабс Зелтиньш – после вхождения Латвии в состав СССР передан Стройтресту – 30 6 41 взят немцами в Риге и передан Каботаж Бюро – дальше ? 10) винтовой буксир ЯНИС вероятно к осени 1915 мобилизован в Усть – Двинскую крепость - к 8 1917 в ремонте в Риге и 21.8.1917 брошен при уходе русских войск (по некоторым данным подорван) –возможно после ремонта весной 1919 в флотилии Советской Латвии и осенью 19 г в флотилии Бермондта – 21 11 1919 взят в Митаве латышами и вскоре возврат хозяину – дальше ? ПО ШТАТУ Речной флотилии и пароходства Западной Добровольческой Армии, установленному 22 10: Тут данные повторять на идентичные пароходы не буду 1) Штаб флотилии: 2) "Митава" 3) "Адлер". 4) Рекогносцировочный пароход "О": год и место постройки ? 59 л с 17,2 – 4 – 2,65 м 150 пассажиров (в речном регистре 1929 г нет) – к 1940 г владелец Рижская городская управа - национализирован осенью 40 г при вхождении Латвии в состав СССР– в конце 6 41 взят немцами в районе Риги - дальше ? 5) "Вера": 6) "Прэдизе": 7) "Екатерина": 8) Пароход "Зюнге" (для перевозки провианта): На него ничего пока найти не удалось 9) "Гартман": 10)"Вильма": И конечно буду только рад за любые дополнения и уточнения по теме (Мы сами не местные - подайте кто чего смогеть , а то кошилек трамваем отрезало - извиняюсь разумеется , за маленькое хулиганство)

Тритон: Рамзес пишет: винтовой минный пароход ОТРЯДНЫЙ В документах везде его название пишется "Отрадный", упоминают его и пароходом, и паровым катером, но чаще всего "паровой минный катер". Судя по всему, в УДкмр попал сразу после постройки. Везде значится , однозначно, взорванным как и литерный пароход "Л". Оба они находились в ремонте. винтовой буксир АКОТС вероятно к осени 1915 мобилизован в Усть – Двинскую крепость к 8 1917 в ремонте в Риге и 21.8.1917 по некоторым данным взорван при уходе русских войск В некоторых документах говорится более осторожно - "был подготовлен к взрыву". Пароход "Зюнге" (для перевозки провианта): На него ничего пока найти не удалось И не найдете, так как правильное название парохода "Юнге". Вот закончу в архиве обработку очередного дела по Усть-Двинску за 1917 г. и постараюсь подытожить результат по пароходам крепости.

Рамзес: для Тритона - одна только просьба Вы на будущее если тему зацепили ее в одной ветке и ведите , а то фоты катеров тут , а обсуждение в теме "На рейде морском" Судя по имеемым видам катеров (опять о них родимых) - это Онега лето 1919 года - белые там имели практически чисто катерную флотилию из 7 истребителей Гринпорта и около 10 других катеров + 2 небольших буксиров Светлана и Азот и в августе 1919 они подняли и ввели в строй выброшенную на берег после повреждений в бою с этими самыми истребителями красную канлодку Сильный + тогда же ввели в строй поврежденную и также брошенную красными в том же бою бывшую речную канлодку Военного ведомства - по официальным источникам это все - причем все корабли (кроме канлодок разумеется) переброшены по ж/д с белого севера , а истребители успели недолго даже побыть на Северной Двине На фото явно видны 4 катера одного типа (с пушкой на которую Гайдук думаю верно указал как на 37 или 47 милиметровку Гочкиса без щита) - по нашим данным (снова красная разведка) истребители имели там вооружение из 57 - 47 - 37 мм пушек (видно что было под рукой - то белые и ставили) , но финт в том , что Гринпорты изначально заказывались для ЧМ и на севере осталось их несколько штук (от 7 до 9 по разным версиям причем один даже успел сгореть в 17 году) и первые заказанные весьма серьезно отличались как по размерам так и по вооружению и внешнему виду от полученных осенью 1917 года - по моим прикидкам однотипные и явно видные на обеих фото 4 катера - это поздние Гринпорты (форма и размеры рубки визуально отличаются от ранних где та была гораздо меньше) - позднее после ряда перипетий они попали на Азов и были в том длинном списке катеров нашей флотилии о которых спрашивал АВР ТОР А вот катер видимый на второй фоте на переднем плане этот явно не Гринпорт - англичане будто бы передали белым в начале лета 1919 около 10 небольших катеров ранее служивших у них на Северной Двине (судя по размерам от Бережного возможно и бывших корабельных) и это были те меньшие катера , что белые использовали на Онеге , но что характерно - о них пишут как о сторожевых катерах со скоростью 25 - 30 узлов - многовато по - моему для простых корабельных , но не в одном справочнике по англам периода 1 МВ (по нашим разумеется тоже) я не встречал данных о подобной серии малых быстроходных катеров (кто они по прошлой жизни для меня пока загадка) - на его носу явно не пушка, а вероятней всего пулемет из серии Кольт - Льюис (может даже ручник Шош на триногу поставили) - хоть пишут и о наличии на них минимум по 1 37 или 47 мм Кроме этих катеров - тот же Бережной пишет и минимум о одном катере норвежской постройки взятом красными в Архангельске в начале 1920 года , но вся серия "норвежцев" о которой немного спорили выше все же осенью 1917 попала на Балтику (это уже выяснил по доп источникам) и кто этот катер - откуда он взялся , снова ? И что интересно - на той безымянной двухмачтовой шхуне стоящей за катером размером поменьше точно ли пулемет на корме сказать не могу , но очень похоже + она под Андреевским флагом (значит боевой корабль) и на крыше рубки что - то сильно похожее на прожектор Вероятно использовалась минимум какое - то время в качестве плавбазы белых на озере , но никаких письменных упоминаний о ее существовании я пока вообще не встречал кроме имеемых фот

Рамзес: для Тритона - теперь уже по рижанам буду ждать с нетерпением результаты Ваших розысков , а то последние 2 месяца в своих закромах по рижанам рылся - за весь период времени с первых пароходов там и до 1940 , а где и позже уже полсотни страниц набранного для себя текста , но вот вопросов традиционно больше чем ответов А насчет Отрадного - они похоже в паре с Могучим заказывались (и даже строй номера соседние - ну это нужно глянуть) И по взорванным - подорванным , слова фразеологически близкие , но вот смысл у них несколько иной Кореец взорвали и от него лишь металл смогли поднять , а вот корабли в Артуре в основной части подорвали и практически всех кого хотели японцы там подняли и в строй ввели Вероятно та же картина и с Ригой - Отрадный и катер Вспышка реально взорвали (они в более поздних источниках отсутствуют), а вот литерный Л , Юнге , Янис и Акотс (о взрыве последних писали в Судостроении в той давней статье) вероятно подорвали и немцы очень быстро их отремонтировали - проходят по источникам уже в 1919 году причем часть даже в нескольких флотилиях и это те же пароходы - не менялись размеры и даже мощь движка та же (то есть и его не смогли взорвать на совесть)

Рамзес: ну пока немного продолжил свои розыски по рижанам и удалось найти те два небольших безымянных буксира из флотилии германской Железной дивизии (история у суденышек довольно интересная и полной точки на них пока нет) винтовой буксир ЦЕЗАРЬ год постройки ? Рига 18- 3,9– 1,95 м 120 лс мобилизован к осени 1915 в Усть – Двинскую крепость 21 8 1917 г экипаж отказался уводить из Риги и взят немцами и передан хозяину –середина 1 1919 взят красными в Митаве на р Аа (Лиелупе), 18 3 1919 отбит тут немцами и мобилизован в речную флотилию Железной дивизии получил 2 легких пулемета и 22 – 23 5 1919 участвовал в боях у Риги, летом 1919 разоружен и возврат хозяину –– к 40 г как CEZARS владелец Р Риекстиньш - национализирован при вхождении Латвии в СССР осенью 40 г – 30 6 41 взят немцами в Риге и передан - Binnenschiffahrt Lettland,GmbH,Riga - – дальше ? винтовой буксир ВОЛЕМУС 1897 г Рига Ланге и сын 30 нлс/110 л с (80 к 41 г) 16,3 x3,25x 1,85 м владелец Г Берзинг вероятно к осени 1915 мобилизован в Усть – Двинскую крепость 21 8 1917 экипаж отказался уводить из Риги и взят немцами и передан хозяину – середина 1 1919 взят красными в Митаве на р Аа (Лиелупе),18 3 1919 отбит тут немцами и мобилизован в речную флотилию Железной дивизии получил 2 легких пулемета и 22 – 23 5 1919 участие в боях у Риги, летом 1919 разоружен и возврат хозяину – к 30 6 1940 г 80 л с хозяин Алексей Васильчиков приписка Рига - национализирован при вхождении Латвии в СССР осенью 40 г – 30 6 41 взят немцами в Риге и передан Binnenschiffahrt Lettland,GmbH,Riga – дальше ? В общем - то добавить по теме нечего , кроме одного - флотилией командовал некий лейтенант Дуфинг (имя в тексте статьи не упоминалось) В последнее время появились дополнения и уточнения к выше выложенному материалу и много интересного по их противникам - красной флотилии Советской Латвии 1919 года , ну она к данной теме не относится

Тритон: Рамзес Пока хочу прояснить один вопрос. Буксирные пароходы "Цезарь" (Усть-Двинское КИУ) и "Волемус" (Усть-Двинское Крепостное Интенданство) также как и остальные небольшие рижские буксирные пароходы, на основании закона о военно-судовой повинности были привлечены в 1915 г. крепостью с заключением контракта по вольному найму, то есть продолжали принадлежать своим хозяевам которые за это получали деньги. Эти два парохода действительно остались в Риге, но вот возвращать их своим хозяевам было не нужно. Кроме них в Риге остался и буксирный пароход "Лиалупе" (Усть-Двинская Крепостная Артиллерия). Хотя все они обслуживали разные Управления крепости, но числились за Усть-Двинской крепостной минной ротой. Из Риги, судя по всему, в Ревель ушли буксирные пароходы "Балтия", "Надежда", "Леонид", "Вольдемар", "Александр", "Роман" и "Вера".

Рамзес: для Тритона - практически все из перечисленных Вами ушедших буксиров, уже в начале 19 взяты красными в Риге и входили в состав Флотилии Советской Латвии (кроме Веры и своего тезки - их пока не нашел) , хотя большинство остальных у Варнека и соответственно в работе Стрельбицкого не значатся как взятые в Ревеле или Пернове, но немцы их взяли в портах Эстонии (других портов просто на тот момент не было) - так что где - то летом - осенью 18 их вернули в Ригу и вероятно передали тут старым владельцам Да и Надежду в Пернове похоже тоже никто не взрывал (у красных латышей имеется здоровехонька)

Автроилъ: vvy пишет: ...если старые "Секстан" и "Компас"...эстонцы сразу переделали в лихтеры, ...тогда кто был у них "Kompass" & "Sekstant"? Фотооткрытка, изданная известным ревельским фотографом Е. Ивановым в начале 30-х годов.

Рамзес: Что - то темка почти потухла - попробуем оживить у флотилии Железной дивизии Ландесвера был интересный момент в статье не отраженный , а именно После взятия 22 5 1919 г Риги белыми в свою флотилию мобилизован еще ряд пароходов винтовой железный буксир ПАВЕЛ 1896 г з- д Родионова Рига 16 брт 15,24/16 x 2,74 (3,2 по данным латышей) x1,51 m (50 – 9,5 –5 фут) 12 нлс /48 (60 к 1929) лс хозяин И И Ванге приписка Рига , к началу 1 МВ Wolf Itzigsohn & Wange,Riga - 22 8 1917 оставлен русскими при уходе из Риги и взят немцами у них FECH, Sgn Riga как Pavel – с начала 1919 тут у красных – 22 5 19 взят Ландесвером и к 02.07.1919 под его контролем. В этот день у лоцманской станции в Болдераа взят эстами 03.07.1919 передан латышами и в порту как PAVELS (к 1940 г хозяин еврей Вольфс Ванге) национализирован осень 1940 г при вхождении Латвии в СССР – 30 6 1941 взят немцами в Риге в Binnenschiffahrt Lettland, GmbH, Riga 9.1943 тоже BSL; 8./9.1944 f. Düna-Übersetzverkehr vorgesehen железный винтовой буксир КОДИМО 1896/1897г з-д Родионова Рига 20 нлс/80 лс (57x 10,6 x7фут) 17,3–3,2– 2,13м хозяева Б М Сапотницкий и Л А Виленкин Рига , тут к началу 1 МВ – к осени 1917 переведен в Ревель где 25 2 1918 взят немцами и FECH,Sgn. Reval как Kodimo к осени 1918 увод в Ригу, с начала 1919 тут у красных– 22 5 1919 взят Ландесвером и флотилия их Железной Дивизии , к 9 1919 как латвийский KODIMO передан K. Kronenbergs,Riga на 31 6 1940 приписка Рига хозяин тот же после вхождения Латвии в СССР в ЛГМП и 30 6 1941 взят немцами в Риге и Binnenschiffahrt Lettland, GmbH, Riga – 3.44 noch vorhanden (вероятно списан и разобран на лом) винтовой пассажирский пароход Р 1913г 73,14 брт 38,39 нет 113 л с 25,2x5,5x1,65/2,28m 400 пассажиров хозяин Рижская городская управа - 22 8 1917 брошен в Риге при уходе русских и взят немцами, с начала 1919 у красных – 22 5 1919 взят Ландесвером и в речную флотилию Железной Дивизии , в конце лета 1919 возврат латышам - в регистре 29 г № 33, осень 1940 национализирован при вхождении Латвии в СССР и ЛГМП - 30 6 1941 взят немцами у Риги dt.BSL,Riga; 3.44 noch vorhanden (вероятно на слом и разобран) Вряд - ли они успели получить вооружение (немцы в городе задержались примерно на месяц) да и в флотилию вероятно входили больше номинально , но и такой кусочек истории у нее был Причем что интересно - в Риге и Усть - Двинске войска фон дер Гольца в целости взяли всю красную флотилию Советской Латвии - однако предпочли ввести в строй не ее корабли , а мобилизовать другие - хоть красные при отступлении корабли своей флотилии фактически просто бросили не успев серьезно вывести их из строя упомянутый чуть выше Р - особенно интересен , как раз для Риги в том же 1913 заказали его тезку и однотипный R - строили в Финляндии и после начала 1 МВ их перекупили для Балтфлота (в Ригу пассажиры финской постройки не попали) , но в годы 1 МВ и позднее тут все же есть пассажирские пароходы Р и R (они и до Отечественной дотянут) причем с весьма схожими данными - у меня нет точного места их постройки (вероятней всего один из заводов Риги) - но насколько прозорлив хозяин - строит 2 пары похожих пассажиров причем с одинаковыми именами будто заранее зная что начнется война и одну пару реквизируют , кто - то из Уважаемых Рижан случаем не знает - что это вообще за история ? Владелец , что на прием к Ванге попал и она ему все про будущую войну рассказала (так в то время этой бабы еще не было) - или ему напрямую господь советовал как поступить ? (звиняюсь за богохульство перед верующими) И чуть ранее почти покинувший форум уважаемый VVY вспоминая русскую Рижскую флотилию 1915 г писал про катерок Кольвиц (без подробностей) - в 1921 паровой катер Кольвица имеется на Севере в Беломорской флотилии красных - казалось - бы какая связь , но отнюдь - в 16 - 17 гг из эвакуированной Прибалтики на север утянули минимум десяток буксиров да и еще кой - чего , из Риги по частям туда даже плавдок по системе каналов и Северной Двине перебросили , может этот катерок как раз и сопровождал караван с увозимым доком И что интересно - буксиры попавшие на Север явно не речные , но не в списке кораблей РИФ на 1914 год ни в морском регистре 1914 их нет, а были более ранней постройки (Либава - Виндава и еще несколько , какому еще ведомству могли подчиняться простые портовые буксиры ? - в то время погранохраны от КГБ не было, а чисто балтийских погранцов уважаемый Тритон в соответствующей ветке всех перечислил)

Гайдукъ: пока без коментариев. Хотя какие тут коментарии -продолжение вопроса с которой собственно началась тема.

Гайдукъ: "Саркана Латвия" - в данной теме мы о ней много говорили но так до конца и не обсудили был ли это на описываемый период готовый к вводу в строй боевой корабль или это был безнадежно выведенный из строя и требующий капитального ремонта п.... Зная о том что Рига (промышленные предприятия и верфи) была эвакуированна в глубь россиии основательно и капитально можна сделать вывод что в то время и теми средствами - проблематично. Тому свидетельствует и характер повреждений. Вывод как всегда неутешительный - "Саркана Латвия" боевой корабль только на бумаге да в мыслях правителей Советской Латвии. Снимок дотирован 1919 годом. судя по всему еще зима а значит к Маю при всем старании спихнуть это судно в воду проблематично. Вопрос к знатокам. В разных источниках указывают разное место востановительного ремонта данного судна. В одних пишут на верфи Биржевого комитета на других на пустующих стапелях Мельграбенской верфи. Где правда???

Рамзес: Я по людям если честно не спец, но в розысках нередко люди и корабли на которых служили переплетены очень плотно был такой капитан еще с дореволюционным стажем Игнатов (с 1935 Игнасте) Адриан Николаевич (13/26.08.1882 Ревель – 24.10.1962. Таллин) Всю биографию давать ни к чему - не мои это розыски , ну можно сказать что по меркам того времени судьба сложилась удачно (хоть и все в мире относительно конечно) В его послужном списке есть такой этап ОТРАДНЫЙ – 01.04.1911-01.03.1915. вольнонаемный капитан Усть-Двинской минной роты 1913/1914 зима -3.класс мореходки в Балтийском порту. Сдал экзамены на капитана дальнего плавания, но ценз на этот рабочий диплом наплавал только к 07.02.1934. кабельное судно МИНЕР - 01.03.1915-16.02.1916. – капитан с 02.11.1915 - командир 02.11.1915. назначен по совместительсту стар.штурманом минной роты. Начало действительной службы с правами воен.чиновника. Не понятно – был ли произведен в зауряды или нет ? В послужном списке пометка – после 2 лет службы производится в первый гражданский чин – коллежского регистратора. ОТРАДНЫЙ – 16.02.1916-01.08.1916 – командир ЛАТВИЯ - 01.08.1916-03.09.1917 - командир это все касается "флота" Усть Двинской крепостной минной роты - если по Отрадному и Латвии вопросов уже в общем - то нет (мелочи кое какие остались) С Минером интересней - спросил уважаемых мэтров , но пока стопроцентного ответа нет и розыски ведутся, может кто еще подскажет, какой именно Минер вошел в состав этого соединения уже после начала 1 МВ и к лету 1916 был передан Морведу Всего на театре в то время их было 3 - дам все , хоть на мой взгляд наиболее реальный кандидат первый 1) винтовое кабельное судно МИНЕР, с 7.10.1925 г МИНЕР № 2 , 1.1.1932 г ГМ - 3 , 1939 г МТ - 3 - 1892 г Oskarshamns Varv машины Motala, Швеция по заказу Военного Ведомства России для Кронштадтской крепостной минной роты. Участв. в восстании крепостных минеров и саперов на форту «Константин» 30.7.1906 и Февр. бурж.- демокр. рев., к осени 1917 в Кронштадте С 1918 в порту на хранении. 1921 принят от крепости как кабельное судно в МСБМ - с 01.01.1932. у Главного минера Кронштадтской.ВМБ Возможно перестроен в минный транспорт с 1939 - МТУ КБФ. В годы ФСВК и ВОВ, обеспечивал боевую деятельность КБФ – 12 -15.12.1945 выскочил на камни в Финском заливе (где конкретно ?). Спасен не был – корпус разбит штормами. 320 т 32,5 – 6,7 – 4 м 60 нлс/ 250 л.с. 9/ 8 уз; 15 чел. Точных данных где он был и что делал до февраля 1917 у меня нет (с начала 1 МВ) и шанс что ненадолго мог появляться в Усть - Двинске есть 2) одновинтовой буксир ВАЛДГОФ (хозяин целлюлозная фабрика А/О «Вальдгоф») 1909 г з - д П Валь и К (Варкауз) приписка С – Пб МПС № 396 - 14 5 1915 как поссудно МИНЕР привлечен по военно-судовой повинности для запасного электро-технического батальона Военного ведомства. С 1917 г. плавсредство порта Императора Петра Великого - 25.10.1917 на сторону Сов. власти - 20 2 1918 г взят немцами в Гапсале и стал ВАЛДГОФ I , с 21 5 1918 герм ЛЮБЕК - когда немцы увели и куда , дальше ? 71 брт 21,96 - 5,17 - 1,83 м (72,3 – 17– 6 фут) 250 л с 9 уз Теоретически возможно нахождение какое - то время тут , но вот Минером он стал уже после того как Игнатов занял пост капитана и через большой промежуток времени - конца его жизни пока нет 3)одновинтовой портовый буксир NYROK 1913 г Smith Dock Co Ltd,Middlesborough Англия – cпущен 12 1913 , 14 5 1914 куплен Россией как портовое судно МИНЕР для Кронштадтского порта Морского ведомства. Участв. в 1-й мир. в. и Февр. бурж.-демокр.рев - 25.10.1917 на сторону Сов власти. Всю войну в Кронштадте - 1924 перекласс, в ПС. Кап. ремонт 1923 - с 7 10 1925 МИНЕР № 1 - 10.6 - 7 10.1925 в порту на хранении, затем в отряде судов главного минера Кронштадтского военного порта. С 1 1 1932 ГМ - 2 – 1933- 35 гг капремонт , с 1939 передан МТУ КБФ как МТ – 2. В ФСВК и ВОВ, обеспечивал деятельность КБФ. С 1941 торпедолов – вероятно сдан на слом после войны к началу 50 – х гг 150 т (81 брт) 24,44 / 25,4X5,65X2,65 м; 160 лс; 9 / 7 уз; 900 миль; 11 чел. Этот на мой взгляд подходит меньше всего (он не КАБЕЛЬННОЕ СУДНО) , но полностью исключать нельзя и его Или был еще и Минер - 4 - тогда кто и куда делся ? (могли конечно какую местную баржу для нужд приспособить , вот только Минер обменяли у Морведа на вышеупомянутую Латвию) - если это баржа перестроенная , зачем Морведу - у него и своего несамоходного если в вопросе порыться с головой хватало



полная версия страницы