Форум » "Железный" раздел » Речная флотилия Западной добровольческой армии » Ответить

Речная флотилия Западной добровольческой армии

PSW: Публикация из журнала Доброволецъ Северо-Запад в Белой борьбе. Приложение №2 2004 год Речная флотилия Западной добровольческой армии полковника П. М. Бермондта-Авалова в боях в Прибалтике (октябрь – декабрь 1919 г.) Аркадий Гольдин Создание речных боевых частей в составе антибольшевистских войск, действовавших на территории Латвии и Литвы[1], началось весной 1919 года, после освобождения 18 марта от красных города Митавы (ныне Елгава), стоящего на реке Аа Курляндская (Лиелупе). Тогда на формирование речной флотилии были обращены пароходы общества "Аугсбург". По воспоминаниям Курта Браца, прикомандированного к флотилии в мае 1919 года на время операции по освобождению Риги, речная флотилия состояла из пароходов "Кондор" и "Секундас" и двух вооруженных буксиров. Вооружение "Кондора" составляли 2 французских револьверных орудия и 12 тяжелых пулеметов (по одному орудию и 6 пулеметов на носу и корме). На "Секундасе" были установлены револьверное орудие и 2 тяжелых пулемета, а на буксирах – по 2 легких пулемета[2]. Вопрос о принадлежности флотилии к тому или иному соединению добровольческих войск представляется сложным. Вышеупомянутый К. Брац утверждал, что она входила в состав Железной дивизии[3], но в документах Западной Добровольческой Армии упоминается I Речная Флотилия Балтийского Ландесвера, причем из текста видно, что речь идет о той же самой части, к которой был прикомандирован (из состава Ландесвера, кстати) Брац[4]. По всей видимости, его слова следует считать достоверными, тем более, что в боевом расписании Железной дивизии на 20 августа 1919 года упоминается речная флотилия[5]. Накануне наступления объединенных антибольшевистских сил на Ригу Речная флотилия Железной дивизии получила задачу совместно с латышской бригадой полковника Баллода (Балодиса) очистить от красных побережье Аа Курляндской в ее нижнем течении и Рижское взморье. Суда флотилии своей огневой поддержкой немало способствовали успешному продвижению белых к устью Западной Двины (Даугавы)[6]. После освобождения 22 мая 1919 года Риги антибольшевистские войска продолжили наступление в Северной Латвии (Лифляндии) в направлении эстонской границы. Навстречу им с севера наступали эстонские войска и Северолатвийская бригада полковника Земитана, поддерживавшие свергнутое 16 апреля Ударным отрядом Балтийского Ландесвера (Stosstruppe) латвийское правительство К. Ульманиса. В районе города Вендена (ныне Цесис) они встретились с частями Балтийского Ландесвера, входившего официально в состав вооруженных сил латвийского правительства пастора А. Недры, пришедшего к власти после свержения Ульманиса. Таким образом возник первый вооруженный конфликт внутри антибольшевистского лагеря в Прибалтике, в котором на стороне правительства Недры приняли участие германские войска, а эстонцев и бригаду Земитана поддерживали представители держав Антанты. В конечном итоге, после более чем месяца вооруженного противостояния, победа осталась за сторонниками Антанты и германские добровольческие войска оставили Ригу. Было подписано перемирие, и в Ригу вернулось правительство Ульманиса. 28 июня 1919 года Германия подписала со странами Согласия Версальский мирный договор, в соответствии с параграфами 292 и 293 которого германские войска должны были покинуть Прибалтику. До эвакуации они по приказу Генерального Командования VI резервного корпуса отошли 26 июля на позиции в районе Митавы[7]. На следующий день Верховный Совет Антанты предъявил германскому правительству ультиматум о выводе войск из Прибалтики к 20 августа, угрожая в случае невыполнения объявлением блокады. Правительство Германии, в свою очередь, потребовало от Генерального Командования VI резервного корпуса выполнить это распоряжение. Отказавшимся эвакуироваться грозили репрессии[8]. Большинство германских добровольческих частей не пожелало выполнять данный приказ, добиваясь предоставления добровольцам земельных наделов в Латвии в награду за участие в освобождении страны от большевиков и не желая потери Германией политического влияния в Прибалтике. К концу сентября 1919 года основная масса германских добровольческих войск перешла на службу в русскую Западную Добровольческую Армию полковника П. Бермондта (с 9 октября 1919 года официально именовавшего себя князем Аваловым), формировавшуюся в Курляндии при поддержке германского военного командования и ориентирующуюся на союз с Германией. Бермондт-Авалов обещал предоставить желающим германским добровольцам российское гражданство и земельные наделы. Одно из германских добровольческих соединений, целиком перешедшее на русскую службу – Железная дивизия, – имело в своем составе (по состоянию на 20 августа 1919 года), по данным В. В. Акунова, речную флотилию на реке Аа Курляндская, состоявшую из 3 канонерских лодок (вероятно, речь идет о вооруженных пароходах), вооруженных одним орудием каждая[9]. Согласно воспоминаниям П. Бермондта, в начале октября Железная дивизия речной флотилии не имела[10]. Можно было бы предполагать, что эта часть послужила ядром формировавшейся отдельной Речной флотилии Западной Добровольческой Армии, однако, судя по имеющимся документам, последняя создавалась фактически с нуля[11]. Вероятнее всего, речная флотилия Железной дивизии была по каким-то причинам расформирована, ее суда были сняты с вооружения, а личный состав стал кадром для формирования Речной флотилии Западной Добровольческой Армии.

Ответов - 157, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Тритон: Рамзес По документам Усть-Двинской кмр "Минер" проходит как вспомогательный минный транспорт. Он из реквизированных германских пароходов (и название его известно, мне только найти надо). УДкмр своими силами долго и нудно приспосабливала его для своих нужд, но так это дело и не закончило, так как пароход передали обратно в МВ, а взамен дали "Латвию". По Игнатову тоже кое что есть, но это - если кому надо.

Рамзес: для Тритона - спасибо , буду ждать чего Вам удастся по этой загадке найти , думал все немецкие трофеи у меня имеются , тут же получается новый (или может в 16 из Минера в кого переименовали когда в Морвед передали ?) - получается уже четвертый Минер и к трем остальным отношения действительно не имеет - может небольшой был ? Появится имя периода германов и тогда можно будет и остальное попытаться найти , а так пока загадка остается По Игнатову основное по биографии есть , знакомый именно этот момент просил уточнить , а выясняется у меня дыра и точного ответа нет

vvy: Тритон пишет: По документам Усть-Двинской кмр "Минер" проходит как вспомогательный минный транспорт. Он из реквизированных германских пароходов Ну, точно! Как же я забыл, был четвертый "Минер" - задержанный в Риге немецкий сухогруз "Ajax". С 09.03.1916 г. - тральщик № 4 БФ и т.д.


vvy: Тритон пишет: взамен дали "Латвию". Это которая утопла в 1917 г. в Соэлозунде? А кем она была в УДкмр? Минным транспортом?

Рамзес: Вах - вах - вах - Спасибо уважаемый vvy - ну вот совместными усилиями загадку небольшую с Минером и вычислили - иногда действительно хорошо если столько голов сразу (лишь - бы не на одной шее - ШУТКА) Вообще если верить "забугорным голосам" никто Латвию в Соэлозунде не топил вот почти полная боевая и трудовая Био одновинтовой железный грузовой пароход YARM 1877 г верфь Gray W Hartlepool стр № :172 спущен:26.7.1877 хозяин:Coverdale,Merryweather & Todd,Hartlepool GBR -1894 SCANDINAVIEN (швед C.J.Svendsen)- 1913 ЛАТВИЯ (рус M.Matisen Либава)– осень 1916 получен от Морведа и 21 – 22 8 1917 обеспечивал уход судов Усть Двинской крепости из Риги – после боев в Моонзунде в 10 1917 приказ Бахирева о блокировке и минировании пролива Соэла революционными матросами не выполнен и ЛАТВИЯ осталась в Рохукюла ржавея там до начала 20-х г. Почему не уничтожили при ликвидации базы в Рохукюла – непонятно В начале 20-х спасатели утащили в Таллин и тут восстановлен ,с 1922 LUCIA хозяин F Wirro & F Boyet Ревель с 1923 Reval Sg Co Таллин 1925 имя PAKRI (хозяин тот же) - 17 11 1934 г в 20.20 с грузом леса сел на мель Neugrund. За неделю спасатели сняли с мели и увели в Палдиски где продан на слом 2 квартал 1935 (по другим данным - после ремонта 1940 г национализирован - пережил войну и в сер 50–х посадили на ту же мель, как цель учений КБФ остатки там до сих пор) 1392 брт 74.7 - 9.8 - 5.3 м 9 узл Момент после 1940 енто снова наши любимые эстонские дайверы которые будто и тут на остатки ныряют - ну его думаю за пару недель там вычислю А насчет Латвия - минный транспорт , по крайней мере при эвакуации Риги летом 17 фактически функции плавбазы выполняла , ну а период флотилии - думаю уже уважаемый Тритон подскажет

Рамзес: и еще малость в догонку если все в кучу свалить - Минер - 4 получается вот так грузовой одновинтовый пароход AJAX 1894 г верфь:Helsingor Vaerft Elsinore стр №:47 спущен:4.1894 сдан хозяину:22.5.1894 хозяин:DG Neptun,Bremen GE – 1 8 1914 г в Риге интернирован русскими в начале 1 МВ и передан Усть Двинской крепости в минную роту для перестройки в минный транспорт МИНЕР (капитан А Н Игнатов), работа не окончена и в середине 2 1916 г передан Морведу в обмен на пароход ЛАТВИЯ, вооружен в Риге на заводе Штраух и Круминь и с 09.03.1916 в БФ как тральщик № 4 (2) АЯКС, с весны 1917 стал угольный транспорт, 25.10.1917 на сторону Сов.власти. 23 - 27.2.1918 переход из Ревеля в Гельсингфорс -12 4 1918 г взят немцами в Гельсингфорсе и возврат хозяину как AJAX - 1925 KURLAND (латв M. Reinke приписка Рига) –1 квартал 1933 г сдан на слом в Латвии (вероятно Либава) 1100 т / 705 брт 55,5 / 56.4 - 8.2 - 3.4 м 800 лс дальность хода 2200 миль 10 узл 2 75 мм 1 40 мм зен 1 пул 1 прожектор (как тральщик) наверняка что - то в датах до дня можно будет со временем уточнить , но что интересно - жизнь окончил почти там , где когда - то еще под русским флагом служил (наверняка уже у латышей и мимо Усть - Двинска мог проходить)

Гайдукъ: Дабы не плодить новых веток и тем розмещаю вопросы в самых близких по теме. Рига. Весна 1919 года. по распоряжению первого начальника морского управления Г.С.Пилсудского в порт (Рига голодает) запрещен заход Французкого судна с русскими военнопленными; Шведского с товарами (торговля);(красные утверждали что контробанда-чего?) Германского с продовольствием для проживающих в городе немцев и немецких военнопленных; Шведского судна под флагом красного креста с продовольствием для заложников и вынужденных переселенцев (беженцев). Вопросы - почему? грод голодает. об этом вспоминается во множестве воспоминаний и мемуаров и отказ от продовольствия? Почему французы привезли русских военнопленных не в Либаву в распоряжение Западной армии и того-же Бермонда и Ливена а в красную ригу. где всетаки розгрузилось это судно? О каких судах может идти разговор?



полная версия страницы