Форум » "Железный" раздел » Север в Первую мировую войну » Ответить

Север в Первую мировую войну

Сумрак: Я периодически бываю на разных забугорных форумах и вот на одном из них немцы заинтересовались судами, погибшими в 1916 г. в Белом море на минах, установленных немецкими подводными лодками. Так как тема не моя, может кто поможет? русский ледокол (?) "Анна" I – погиб 11.11.1916 в Белом море русский сторожевой корабль (?) "Колгуев" – погиб (?) 20.10.1916 г. русский пароход "Курск" (6254 брт) – подорвался 05.11.1916 г. американский пароход "Columbia" – погиб на мине в октябре 1916 г. возле Мурманска американский пароход "Havita" – погиб на мине в октябре 1916 г. возле Мурманска Спрашивавшего интересовал год спуска, тоннаж, погибшие, и если есть, информация о координатах (хотя бы приблизительные) гибели или подрыва. Насколько известно, эти мины выставила U-76?

Ответов - 165, стр: 1 2 3 4 5 6 All

EFK: Сумрак Приведу два отрывка из публикаций: Первыми в северные воды пришли германские подводные заградители U-75 и U-76, которые поставили в ряде мест минные заграждения (11). На заграждении у мыса Городецкого 25 июля взорвался и погиб транспорт «Ковда». 6 сентября в Северный Ледовитый океан были посланы три германские подводные лодки: Ь43, Ь46 и Ь48. Их боевые действия на Севере начались с потопления лодкой U-43 у мыса Слетнес норвежского парохода «Дания». После потопления нескольких иностранных пароходов 20 сентября U-43 в 50 милях от Териберки атаковала и потопила пароход Добровольного флота «. По некоторым данным, эта лодка побывала в Кольском заливе у Александровска. 23 сентября лодкой U-48 был захвачен и приведен в Вильгельмогафен пароход Добровольного флота «Сучан», шедший в Архангельск с военным грузом (11, стр. 236). В тот же день в 100 милях от мыса Святой Нос U-46 потопила русский пароход «Эрика», шедший с грузом угля в Архангельск (11, стр. 234). Маскируясь под рыбачьи суда, германские подводные лодки носили на себе паруса. 24 сен¬тября миноносец «Властный», подойдя к мысу Цып-Наволок, встретил там лодки U-43 и U-46 с поднятыми парусами. Подпустив миноносец на расстояние до 35 кабельтовых, немцы открыли по нему артиллерийский огонь. Одновременно открыл огонь и «Властный». С третьего снаряда одна.из лодок стала получать попадания, на ней загорелись паруса, и она погрузилась. Вторая лодка повернула к северу и, ведя беспорядочный огонь, через несколько секунд погрузилась. Потопив еще не¬сколько иностранных пароходов, в том числе румынский «Быстрица» (U-43 28 сентября), шедший в Архангельск с военным грузом для румынской армии, подводные лодки, вначале, U-46, а затем U-43, покинули северные воды и возвратились в свою базу. На смену им вышли подводные лодки - вначале U-56, а затем U-54 (11). 9 октября пароход службы связи «Феодосий Черниговский», следовавший в Вайда-Губу, встретил подводную лодку U-56. Она дала по пароходу три'выстрела из орудия. Позже в губе Зубовской U-56 возобновила нападение на «Феодосия Черниговского», и последний был вынужден выброситься на берег, где и был расстрелян подводной лодкой. 11 октября U-56 выпустила торпеду по стоявшему на якоре у поста Цып-Наволок посыль¬ному судну «Колгуев». Торпеда прошла мимо. «Колгуев» открыл огонь, и лодка погрузилась. С 10 по 20 октября U-56 потопила четыре иностранных парохода. В эти дни миноносец «Грозовой» вместе с посыльным судном «Купава» и тральщиком Т-13 получил задание конвоировать из Варде два русских парохода, шедших с плавучим краном, баржами и буксирами в Александровск. 20 октября около 15 часов на пути из Вардэ тральщик Т-13, шедший несколько позади каравана, заметил силуэт подводной лодки, ко¬торая шла на сближение с «Купавой». Ее приближение заметили и на «Купаве», о чем было сообщено на миноносец «Грозовой». Командир «Грозового» пробил боевую тревогу и пошел на сближение с лодкой. Сблизившись с подводной лодкой до 5 кабельтовых, миноносец открыл по ней огонь. Со второго выстрела начались попадания в лодку. В результате четырех попаданий лодка уменьшила ход и с большим дифферентом на корму погрузилась. На поверхности появилось большое масляное пятно. Так была потоплена подводная лодка U-56 (4, стр. 42 - 43). Подводная лодка U-54 пришла в Северный Ледовитый океан 15 октября. Она имела несколько встреч с торговыми судами, заканчивавшихся лишь артилле¬рийской перестрелкой. Поход проходил при сильном шторме. После десятидневного безрезультатного плавания в северных водах U-54 возвратилась в свою байу (11, стр. 250). Весьма неудачным было позднее плавание подводного заградителя U-76, которому поручалось проникнуть в Кольский залив и поставить у Александровска минное заграждение. Выполнить эту задачу заградитель не смог. В ночь с 8 на 9 января 1917 г. U-76 заметила силуэт неизвестного суда (предположительно русский тральщик типа Т-ЗО), шедшего, как и лодка, без огней. Заградитель начал погружение, но полностью погрузиться не успел и получил таранный удар в рубку. В лодку стала поступать вода, и хотя команде удалось прекратить течь, но в дальнейшем был израсходован весь запас смазочного масла и дизели остановились. Некоторое время лодка шла под электромоторами. Затем, когда полностью разрядились аккумуляторы, она лишилась движения. 14 января по решению командира заградитель был затоплен у норвежских берегов, а его команда снята норвежским катером и доставлена на берег (11, стр. 278, 279). В сентябре - ноябре 1916 г. наибольшее количество торговых судов было потоплено германскими подводными лодками в районе мыса Цып-Наволок. Торговые суда, шедшие в Кольский залив и державшиеся вдали берегов, обычно для определения направлялись к Цып-Наволоку, и здесь их и атаковывали германские подводные лодки. На Цып-Наволоке был организован пост службы связи с радиостанцией, которая сообщала о появлении неприятельских лодок. Действия лодок в районе потеряли фактор внезапности. Обнаружив радиостанцию, немцы дважды ее обстреливали, пытаясь разру1пить, но безуспешно. С 22 октября было введено конвоирование торговых судов. Военные суда отряда обороны Кольского залива конвоировали от норвежской границы до Александровска, суда дивизии траления - от Александровска до Иоканги. Вторичное появление подводных лодок в Северном Ледовитом океане осенью 1916 г. не принесло немцам таких успехов как первое. Капитаны торговых судов стали более осторожными, а большинство судов вооружались артиллерией. Всего за кампанию германским подводным лодкам удалось потопить 25 пароходов общей вместимостью 51,1 тыс. брутто рег. т (11, 233 - 236; 251). Лит.: Н.А.Залесский ФЛОТ РУССКОГО СЕВЕРА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙН // http://www.ivki.ru/kapustin/journal/zalesskiy.htm Всего летом 1916 г. на Севере было проведено 37 воинских транспортов. Все они благополучно прибыли к месту назначения{41}. Германское командование, стремясь парализовать северные морские сообщения России, летом 1916 г. направило сюда подводные лодки. Они произвели минные постановки у маяка Орловский (36 мин) и на участке между маяком Городецкий и Иоканьгской [31] бухтой (две банки из 36 мин){42}. Это им удалось осуществить скрытно. О минных заграждениях стало известно лишь после того, как на них подорвались несколько пароходов и английский вспомогательный крейсер «Арланц». Минная угроза заставила русское командование и английское адмиралтейство увеличить тральные силы на Севере. Была также улучшена дозорная служба. Больше стало дозорных кораблей. При [32] входе в Белое море, на линии Святой Нос — Канин Нос протяженностью около 90 миль, постоянно вели наблюдение два английских вспомогательных крейсера и русские вооруженные гидрографические суда «Таймыр» и «Вайгач». Кроме того, русские тральщики осуществляли наблюдение в горле Белого моря, а английские — к северо-западу от Иоканьги. Однако эти меры оказались недостаточными в борьбе с германскими подводными лодками. Лит.: Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознаменный Северный флот. М.: Воениздат, 1983. / http://militera.lib.ru/h/ksf/02.html http://militera.lib.ru/h/ksf/02.html

Сумрак: EFK, спасибо. Но я знаю эти ссылки, и ответа на поставленные вопросы они не дают :(

EFK: Сумрак пишет: русский сторожевой корабль (?) "Колгуев" Уточняю (выборка для "Колгуева"): Приказ Главноначальствующего г. Архангельска и района Белого моря по флотилии Северного Ледовитого океана. 5 декабря 1916 г. г. Архангельск № 568. Секретно. При сем объявляю секретный приказ по Флоту и Морскому ведомству от 8 октября сего года за № 221. Предписываю перечисленные в прилагаемом при сем отдельном списке суда, находящиеся в распоряжении Главноначальствующего г. Архангельском и Беломорским водным районом для военных нужд в Белом море и Северном Ледовитом океане, зачислить во флотилию Северного Ледовитого океана. Подписал: Морской Министр, Генерал-Адъютант Григорович. СПИСОК судов, зачисляемых во флотилию Северного Ледовитого океана. Название судов - Посыльные суда: "Колгуев" Из какого флота перечисляются - Привлечен по военно-судовой повинности Приказы по Флоту и Морскому ведомству о зачислении в список судов флота - Секр. прик. 1916 г. № 67. Подписал: Вице-адмирал УГРЮМОВ Обратите внимание на дату приказа - 5 декабря 1916 г. Сумрак пишет: погиб (?) 20.10.1916 г. С уважением, ЕФК


EFK: И еще о "Колгуеве". Нашел более позднее упоминание о нем в другом приказе Главноначальствующего г. Архангельском и Беломорским водным районом. 10 октября 1917 г., г. Архангельск № 242. Секретно. Расписание воинских избирательных участков и распределение по ним вонских частей города Архангеьска и его уезда. По городу. 1) Соломбальский воинский избирательный участок. .............................. Посыльное судно "Колгуев" ............................. Подписал: Главноначальствующий Евг. СОМОВ С уважением,

pz.kpfw: Сумрак пишет: русский ледокол (?) "Анна" I – погиб 11.11.1916 в Белом море не было такого ледокола русский сторожевой корабль (?) "Колгуев" – погиб (?) 20.10.1916 г. благополучно пережил ВМВ русский пароход "Курск" (6254 брт) – подорвался 05.11.1916 г. http://ntic.msun.ru/ntic/exhibition/fesco/second/d26.html

Klaus: Сумрак пишет: русский сторожевой корабль (?) "Колгуев" – погиб (?) 20.10.1916 г хотя бы: http://www.sovnavy-ww2.by.ru/minelayers/typ_civil.htm#yushar

Klaus: По двум последним - какая-то ошибка. Ни одну из утопленных в 1МВ Колумбий на Севере не топили, Havita - вообще не нашёл такого имени, на счету U-76. насколько я понял, только один пароход, и тот норвег.

wind: Это из Варнека "... 15-го ноября, в 17-ти милях севернее Иоканги, взорвался на мине большой пароход Доброфлота "Курс", шедший в Архангельск с грузом снарядов и снаряжения. Думая что пароход атакован подводной лодкой, команда открыла бешенный огонь по воде. Взрыв произошел в носовой части, благодаря затоплению первого трюма, руль и винт вышли из воды. Пароход оказался в беспомощном положении и, развернутым лагом к волне, тяжело переваливался с борта на борт ..." Дальше идет описание спасения парохода, и предположение, что он подорвался на мине выставленной подводной лодкой U 76 3-го октября . С уважением, В.

Klaus: Klaus пишет: Havita - вообще не нашёл такого имени Вероятнее всего, имеется ввиду это - HAFNIA, 1896г постр. в Бергене, 962 брт, владелец W. Hansen, 30,09,1916 в рейсе Леруик - Архангельск с грузом солёной рыбы в 5 милях к северу от Рыбачьего подорван призовой командой с U-46, на следующий день утоп.

wind: оттуда-же: "... "Ковда" же вышла в море 6-го, после полудня. Радиотелеграфа она не имела и зедержать ее, после этого, не было возможности. В следующую ночь, в 0 час. 20 мин., при свежем северо-западном ветре и большом волнении, в 10-ти метрах от буя № 17 - "Ковда" коснулась носом мины и, через три минуты, затонула, причем погибло три матроса..." "...9-го августа, в темноте, в 6-ти милях южнее буя № 17 взорвалась на мине 2-х мачтовая шхуна "Алексей", груженая деревом. Нос ее был разорван на части, и находившиеся там три матроса, убиты. Корма - же осталась на плаву, позже ее отбуксировали Иокангу..." "... спустя двое суток (20.09.1916 - wind), английский пароход "Еттон", в районе Городецкого, сошел немного с фарватера, и взорвался на мине. Через полчаса пароход затонул..." С уважением, В.

Сумрак: Всем принявшим участие - большое спасибо Что-то подобное я и подозревал. А вот насчет упомянутого wind'ом парохода Доброфлота "Курс" от Варнека, кто-нибудь может что-то уточнить?

wind: Сумрак пишет: А вот насчет упомянутого wind'ом парохода Доброфлота "Курс" от Варнека, Извините Бога ради, это не "Курс", это "Курск" ;-)) С уважением, В.

Юрген: Сумрак пишет: погибшими в 1916 г. Уважаемый Сумрак, Вас интересуют только погибшие корабли, а то в книге оружейника Федорова "В поисках оружия" (1961 г.) подробно описан подрыв на мине в Белом море английского вспомогательного крейсера (22 000 т) с русской миссией на борту (адмирал Яковлев). Корабль с огромным трудом спасли. Деталей уже не помню, но если они Вам нужны, то после съезда с дачи посмотрю в этой книге. С уважением Ю.

Klaus: Юрген пишет: подрыв на мине в Белом море английского вспомогательного крейсера (22 000 т) Кстати-то говоря... ARLANZA до войны. Правда это годом раньше было, немцев, я понял, осень 1916 интересует.

EFK: Да, в Белом море все начиналось так: Мины в Белом море В № 143 «Правительственного Вестника» от 1 июля опубликован следующий циркуляр главного гидрографического управления от 27 июля (?) с.г. за № 812 «Белое море. Плавающие мины. Объявляется для сведения мореплавателей, что в горле и бассейне Белого моря обнаружены плавающие мины …..» Ист.: Архангельск. 1915. 05 июля. № 147. С.3. Мины в Белом море ПТА нам телеграфирует сообщенное ему из Лондона известие, что пароход «Турид» из Трондьема, спас в Белом море 22 человек экипажа английского парохода «Императрица Британии», наткнувшегося на мину. Семь человек экипажа погибло. Ист.: Архангельск. 1915. 20 октября. № 233. С.3.

Тритон: Нашел у себя вот такой список составленный в 1918 г. В нем только русские пароходы. Это не совсем то, что нужно, но все таки... Я специально не стал убирать пустые места - у кого есть данные тот подправит. Список русских судов, работавших по перевозке грузов между Архангельском и заграничными портами и погибших от неприятельских действий за время войны 1914-1918 гг. 1.”Павел Шполянский” Место аварии – у берегов Англии Время аварии осень 1914 г. Широта - Долгота - Причина аварии - Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс - Нетто - Длина - Ширина - Углубление - Примечание: Владелец Павел Шполянский. ---------------------------------------------------------------- 2. “Урания” Место аварии – у Городецкого Время аварии 29 июля 1915 г. Широта 67˚34΄ Долгота 41˚20΄ Причина аварии – взорвался на мине Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 1465 Нетто 857 Длина 256,0 Ширина 35 Углубление 17,9 Примечание: Владелец М. Барбати -------------------------------------------------------------- 3. “Анна” Место аварии – у берегов Англии Время аварии осень 1915 г Широта - Долгота - Причина аварии - Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс - Нетто - Длина - Ширина - Углубление - Примечание: Русско-Балтийское Общество Пароходства --------------------------------------------------------------------- 4. “Александр Венцель” Место аварии – Средиземное море Время аварии осень 1915 г. Широта - Долгота - Причина аварии - Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 2838 Нетто 1831 Длина 320,5 Ширина 45,9 Углубление 20,4 Примечание: Северное Пароходное Общество --------------------------------------------------------------------- 5. “Печенега” Место аварии – у Ритерхода Время аварии февраль 1916 г. Широта - Долгота - Причина аварии - Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс - Нетто - Длина - Ширина - Углубление - Примечание: Владелец Морское Ведомство --------------------------------------------------------------------- 6. “Тургай” Место аварии - Время аварии 8 часов 20 сентября 1916 г. Широта 71˚14΄ Долгота 35˚05΄ Причина аварии – потоплен германской ПЛ “U-43” Куда и откуда шел – в Архангельск Груз, род и количество - Гросс 4281 Нетто 3606 Длина 360,2 Ширина 48,0 Углубление 20,1 Примечание: Владелец Добровольный Флот. Экипаж доставлен в Вардэ норвежским пароходом “Конг-Магнус”. --------------------------------------------------------------------- 7. “Эрика” Место аварии – у берегов Мурмана Время аварии 29 сентября 1916 г. Широта 69˚00΄ Долгота 37˚10΄ Причина аварии – потоплен германской ПЛ. Куда и откуда шел – в Архангельск Груз, род и количество - уголь Гросс 2430 Нетто 1354 Длина 340,6 Ширина 50,8 Углубление 17,0 Примечание: Владелец Гельмсинг и Гримм. 10 человек команды спасено пароходом “Мансвуд”. --------------------------------------------------------------- 8. “Сучан” Место аварии – у берегов Норвегии Время аварии 23 сентября 1916 г. Широта - Долгота - Причина аварии – остановлен подводной лодкой Куда и откуда шел – в Архангельск Груз, род и количество - Гросс 1363 Нетто 847 Длина 245 Ширина 33,2 Углубление 20,6 Примечание: Владелец Добровольный Флот -------------------------------------------------------------- 9. “Барон Дризен” Место аварии – в Бакарице, Архангельск Время аварии 20 октября 1916 г. Широта - Долгота - Причина аварии - взрыв Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 4036 Нетто 2610 Длина 345,4 Ширина 47,9 Углубление 19,4 Примечание: Владелец Северное Пароходное Общество. ------------------------------------------------------------- 10. “Тускар” Место аварии – в Северном море Время аварии 16 декабря 1916 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ. Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 3043 Нетто 1969 Длина 315,0 Ширина 41,2 Углубление 21,5 Примечание: Владелец Морское Ведомство. ------------------------------------------------------------ 11. “Аисланд” (“Семен Челюскин”) Место аварии – на Экономии, Архангельск Время аварии 13 января 1916 г Широта - Долгота - Причина аварии - взрыв Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 2568 Нетто 1354 Длина 340,6 Ширина 50,8 Углубление 18,0 Примечание: Владелец Министерство Транспорта и Промышленности. ------------------------------------------------------------- 12. “Цецера” Место аварии – в Английском канале в 32 милях от Хаутанд Время аварии 22 января 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 3512 Нетто 2176 Длина 345,6 Ширина 46,2 Углубление 15,5 Примечание: Владелец РОПиТ. ------------------------------------------------------------ 13. “Егрет” Место аварии – в Северном море Время аварии февраль 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен ПЛ Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 4055 Нетто 2599 Длина 350,0 Ширина 46,1 Углубление 23,6 Примечание: Владелец Западное Русское Общество Пароходства. -------------------------------------------------------------- 14. “Зигрит” Место аварии – в Северном море Время аварии 6 февраля 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Романова в Англию Груз, род и количество - Гросс 2194 Нетто 1272 Длина 287,5 Ширина 43,0 Углубление 18,9 Примечание:Владелец Русско-Балтийское Общество Пароходства. 2 английских артиллериста в течение 2,5 часов выдержали бой с подводной лодкой и были взяты в плен. ---------------------------------------------------------------- 15. “Ханелей” Место аварии – у острова Седловатого Время аварии 27 марта 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии - потоплен ПЛ Куда и откуда шел - Груз, род и количество - уголь Гросс 1273 Нетто 774 Длина 250,8 Ширина 37,2 Углубление 15,1 Примечание: Собственность Морского Ведомства. Бывший германский пароход “Ангелика Цум-Бах”. --------------------------------------------------------------- 16. “Гесперус” Место аварии – возле острова Сулли, Исландия Время аварии 3 апреля 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 2231 Нетто 1275 Длина 280,2 Ширина 39,9 Углубление 17,1 Примечание: Владелец А. Крогиус. Команда, за исключением механика и кочегара спасена и доставлена в Брест 23 марта 1917 г. ----------------------------------------------------------- 17. “Ольга” Место аварии – у Нордкапа Время аварии 15 апреля 1917 г. Широта 71˚51΄ Долгота 32˚00΄ Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 1672 Нетто 977 Длина 269,0 Ширина 36,0 Углубление 18,2 Примечание: Владелец Гельминг и Гримм. Экипаж спасен за исключением поварихи Б. Циммерман. ---------------------------------------------------------- 18. “Кондор” Место аварии – около берегов Англии Время аварии 15 апреля 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Кардифа в Гибралтар Груз, род и количество - Гросс 3562 Нетто 2307 Длина 340,5 Ширина 47,0 Углубление 24,6 Примечание: Владелец Западно-Русское Общество Пароходства. ---------------------------------------------------------- 19. “Трувор” Место аварии – в 25 милях от Цыпнаволок Время аварии 20 апреля 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Танны в Мурманск Груз, род и количество - Гросс 1850 Нетто 1099 Длина 259,0 Ширина 36,6 Углубление 16,6 Примечание: Владелец Г. В. Шредер. ------------------------------------------------------------ 20. “Гермес” Место аварии – у берегов Англии Время аварии 16 мая 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Кардифа в Иокангу Груз, род и количество - уголь Гросс 3579 Нетто 2045 Длина 330,0 Ширина 45,2 Углубление 16,2 Примечание:Владелец А. Крогиус. ----------------------------------------------------- 21. “Альголь” Место аварии – в 90 милях от Северного мыса Время аварии 21 мая 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Кардифа в Архангельск. Груз, род и количество – уголь 2056 т. и трак. (тракторы??) Гросс 2223 Нетто 1270 Длина 280 Ширина 39,9 Углубление 17,2 Примечание: Владелец А. Крогиус. ------------------------------------------------------ 22. “Бетти” Место аварии – у берегов Англии Время аварии 28 мая 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Англии в Архангельск Груз, род и количество – уголь 3854 тонны Гросс 2683 Нетто 1698 Длина 316,2 Ширина 42,1 Углубление 17,0 Примечание: Владелец Гельмсинг и Гримм. ------------------------------------------------------- 23. “Вера” Место аварии – у берегов Англии Время аварии 29 мая 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 1429 Нетто 751 Длина 247,5 Ширина 35,6 Углубление 15,7 Примечание: Команда доставлена в Кадикс. -------------------------------------------------------- 24. “Цесаревич Алексей” Место аварии – у Лервика Время аварии 4 июля 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел - Груз, род и количество – без груза Гросс 2387 Нетто 1447 Длина 290,0 Ширина 40,0 Углубление 25,6 Примечание: Владелец Гельмсинг и Гримм. Погибли 4 механика и смазчика, остальная команда высадилась в Лервике. ------------------------------------------------------ 25. “Кильдин” Место аварии – у Шотландских островов Время аварии 17 июля 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Архангельска в Англию Груз, род и количество – пропсы (???) Гросс 1640 Нетто 998 Длина 260,0 Ширина 38,0 Углубление 18,1 Примечание: Владелец Мурманское Пароходство. ---------------------------------------------------------- 26. “Сумма” Место аварии – у Шотландских островов Время аварии 17 июля 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Архангельска в Лервик Груз, род и количество – без груза Гросс 2200 Нетто 1315 Длина 295,0 Ширина 44,0 Углубление 18,6 Примечание: Владелец Морское Ведомство. ------------------------------------------------------- 27. “Экскорт” Место аварии – у Шотландских островов Время аварии 27 июля 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел - Груз, род и количество – без груза Гросс 2712 Нетто 1818 Длина 320,1 Ширина 45,1 Углубление 21,4 Примечание: Владелец Русское Общество Коммерческого Пароходства. ------------------------------------------------------------- 28. “Марсельеза” Место аварии – у берегов Норвегии в 100 милях от Нордкапа Время аварии 15 августа 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии - Куда и откуда шел –из Бреста в Архангельск Груз, род и количество – военный 3038 тонн Гросс - Нетто - Длина - Ширина - Углубление - Примечание: по слухам приведен в Германию. -------------------------------------------------------------- 29. “Фронт” Место аварии – у берегов Норвегии Время аварии 19 августа 1917 г. Широта 72˚50΄ Долгота 0˚30΄ Причина аварии – потоплен миной выпущенной германской ПЛ Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 3488 Нетто 2220 Длина 324,7 Ширина 47,0 Углубление 22,4 Примечание: Владелец Западно-Русское Общество. 14 человек погибло, остальные оставлены в Вардэ. ------------------------------------------------------------- 30. “Юнона” Место аварии – у Лервика Время аварии 20 августа 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Лервика в Кардиф Груз, род и количество – без груза Гросс 3462 Нетто 2177 Длина 345,3 Ширина 46,1 Углубление 15,4 Примечание: Владелец РОПиТ. --------------------------------------------------------------- 31. “Тобол” Место аварии – у берегов Англии Время аварии 29 августа 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Англии в Архангельск Груз, род и количество – уголь 5147 тонны Гросс 4800 Нетто 2100 Длина 380 Ширина 40 Углубление - Примечание: Владелец Добровольный Флот. -------------------------------------------------------------- 32. “Австралия” Место аварии – у берегов Англии Время аварии сентябрь 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс - 3600 Нетто 2264 Длина 343 Ширина 43,6 Углубление 19,3 Примечание: Владелец Феофани. ------------------------------------------------------- 33. “Славоник” Место аварии – у берегов Англии Время аварии октябрь 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – взорвался на мине Куда и откуда шел – из Архангельска в Англию Груз, род и количество - Гросс 3604 Нетто 2322 Длина 344,2 Ширина 50,0 Углубление 22,9 Примечание: Владелец Морское Ведомство. ---------------------------------------------------------- 34. “Ворон” Место аварии - Время аварии октябрь 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии - потоплен Куда и откуда шел - Груз, род и количество - Гросс 3342 Нетто 2088 Длина 325 Ширина 47,1 Углубление 13,8 Примечание: Владелец Западно-Русское Общество.При его гибели утонул матрос Батюшков. -------------------------------------------------------------- 35. “Ирина” Место аварии – у Семи островов Время аварии 22 октября 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Архангельска в Мурманск Груз, род и количество - Гросс 2210 Нетто 1300 Длина 285,0 Ширина 37,2 Углубление 24,4 Примечание: Владелец Митричевич ---------------------------------------------------------- 36. “Надежда” Место аварии - Время аварии декабрь 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Лервика в Кардиф Груз, род и количество - Гросс 3849 Нетто 2348 Длина 350,0 Ширина 47,0 Углубление 17,2 Примечание: Владелец Зворно ди Полони. -------------------------------------------------------------- 37. “Нонни” Место аварии – на пути из Таины в Брест Время аварии декабрь 1917 г. Широта - Долгота - Причина аварии – потоплен германской ПЛ Куда и откуда шел – из Таины в Брест Груз, род и количество - Гросс 4105 Нетто 2562 Длина 366,9 Ширина 47,7 Углубление 37,3 Примечание: Трое пострадавших от взрыва оставлены в Бресте. Начальник Отдела Мореплавания мичман ………..

Klaus: Вот спасибо, уважаемый Тритон. Навскидку ряд пустых мест можно заполнить, не прибегая к архивам. И опять навскидку - многовато ошибок в документе...

Тритон: Klaus В данном случае претензии не ко мне, а к Начальнику Отдела Мореплавания - он готовил этот документ. Я только немного причесал его ничего по существу не меняя.

Klaus: К Вам, уважаемый Тритон ничего, кроме благодарностей. Когда начальник отдела мичман - жди косяков...

Рамзес: Для Сумрака - Виктор , самое простое начни с У-боат нет , там 1 МВ не так давно открыли и если в их списках нет - уже сигнальчик Дальше при желании миррамар - если и там кого конкретно нет , спрашивай - русские в этом плане у меня в базе кажись все Кстати - так понял книгу по белорусским речникам в родном городе не нашел ? Для Тритона - список от мичмана интересен , но он неполон и серьезно , есть у меня вся "грядка" там потопленных , правда она в общем файле по Северу в 1 МВ + гражданская и чуть раньше , а он уже сотню страниц перевалил и будет дальше продолжаться Кирилл - если текст пройдет (вторая попытка) многие вопросы для себя снимешь по целому ряду пунктов , твои последние финны с чудненькой реки Вуокса , но файл по ним на той неделе сброшу , сейчас времени нет до ума довести

Сумрак: Рамзес пишет: Для Сумрака - Виктор , самое простое начни с У-боат нет , там 1 МВ не так давно открыли и если в их списках нет - уже сигнальчик , как я выяснил, русский ледокол "Анна" 1 оттуда. Вот такие дела. Рамзес пишет: Кстати - так понял книгу по белорусским речникам в родном городе не нашел ? С ней проблема. Я ее заказал maximus'у с "цусимы", но он что-то молчит. Один из минчан писал, что нашел ее только в одном из букинистов. Тираж не указан и она оказалась по нашим меркам весьма дорогая. Что-то около 20 долларов. Вот тут на "бруммеле" murzik повесил оглавление. Если она мне таки попадеться, то я ее обязательно возьму, а пока http://www.brummel.borda.ru/?1-9-0-00000001-000-40-0-1217698869

Сумрак: Еще такой вопрос. Известно ли точно, какой корабль таранил немецкую подводную лодку U-76 в январе 1917 г? Залесский пишет, что это некий "тральщик типа Т-30"...

wind: Ув. Сумрак я думаю нечто подобное тоже будет неплохим подспорьем ;-)) С уважением, В.

wind: Сумрак пишет: Еще такой вопрос. Известно ли точно, какой корабль таранил немецкую подводную лодку U-76 в январе 1917 г? А у меня вот какой вопрос, это что за немецкую лодку "затоптали" в декабре 1916 г. ? С уважением, В.

Рамзес: Сумрак - насчет Анны , посмотрел что получилось , ледокола Анна конечно в России не было (даже буксирчик ледокольный на Севере с таким именем и то не бегал, в то время) Единственное по имени - это одновинтовый грузовой пароход АННА верфь:Helsingor Vaerft Elsinore стр №:77 сдан хозяину:8.1899 хозяин:Helmsing & Grimm,Рига - к началу 1 МВ во внешних морях – 8.7.1915 торпедирован герм ПЛ U- 25 в Северном море 45 миль NE м Kinnaird Head (англ) 3000 т / 1832 брт 84.9 - 12.3 – 5,4 м 10 узл Сам видишь - дата не стыкуется совсем, другого в близких числах к "мадаме" спрашиваемой по такой причине вообще на бассейне не топилось Насчет книги - посмотрел я тему у Бруммеля - действительно мутновато Если что с ней получится - маякни , цена и по нашим меркам серьезная хотя ряд моментов в оглавлении меня заинтересовал Самого случай с утопленной ПЛ интересует именно тем , что нет данных ни от нас , ни от англов - на нереальные победы героев очень часто немало бывает , а тут на реальную ситуацию вообще с нашей стороны ничего Ладно бы в это время и в том регионе кто - то из кораблей ПЛО погиб , можно было объяснить , а так - непонятка какая - то Может наши товарищи с Севера чего объяснят по случаю ?

Klaus: В продолжение темы. Одного страдальца, утопленного на русских северных рейсах, выложил на днях в "На рейде морском", вот ещё убитый пароход. CLAN ALPINE, 1899г постр. Доксфорд в Сандерленде, 3587 брт, 108,2х13,9х7,5 м, 09,06,1917 в рейсе Тайн - Архангельск с генеральным грузом, включая аэропланы, утоплен к северо-востоку от Шетландских о-вов торпедой с U-60, погибло 8 чел.

Рамзес: спасибо уважаемому историографу за весьма интересные данные и симпатичную схему , но вот с одним из списка вопрос имеется и неслабый пока у меня так одновинтовой грузовой пароход PARANAGUA 1890 верфь:Dixon (Raylton) Middlesbrough стр №:310 спущен:23.12.1889 сдан хозяину:4.1890 хозяин:Chargeurs Reunis,Le Havre FRA - 1916 ПЛАТA (русск князь Д.Н.Шаховской), 7.11.1916 авария Брест (франц) – после ремонта с 02.12.1916 у него как СМЕЛЫЙ – 1917 погиб в районе Иоканьги (дата и причина ?) 2117 брт 89.9 - 11.6 – 7.6 м (297 - 38 - глубина трюма 24,5 фут) 12 узл ПМ 1 1500-1600 лс. В таблице Смелого нет - есть Плата , причем под раздачу попадает 2 раза от разных ПЛ и в несколько различающихся точках - может знатоки - северяне помогут и с этим вопросом разобраться ?

Рамзес: И еще есть давний вопрос по Северу , хоть к ПЛ отношения и не имеет В ряде источников встречал инфу что при постройке Мурманской ж/д пароходы для нее из Питера по Онежскому озеру перевозили в корпусе бывшей броненосной канлодки Чародейка , даты ориентировочно 1915 - 16 гг , это сестра печально известной Русалки , но по всем справочникам ее списали в 1907 и разобрали на металл еще в 1911 - 12 гг в Питере - чему верить, если инфа верна , то что дальше с корпусом и когда его сдали на слом ? Может использовали корпус не Чародейки , а кого еще из ранних броненосцев ? Эти старики перестроенные после РЯВ в баржи многие так и гражданскую без проблем пережили , а некоторые даже и Отечественную

Сумрак: wind, Klaus, Рамзес, большое спасибо.

NORD: Уважаемые коллеги! В конце недели "выйду в эфир" и сброшу. что имею по погибши на Севере - архивные данные + печать.



полная версия страницы