Форум » "Железный" раздел » Север в Первую мировую войну » Ответить

Север в Первую мировую войну

Сумрак: Я периодически бываю на разных забугорных форумах и вот на одном из них немцы заинтересовались судами, погибшими в 1916 г. в Белом море на минах, установленных немецкими подводными лодками. Так как тема не моя, может кто поможет? русский ледокол (?) "Анна" I – погиб 11.11.1916 в Белом море русский сторожевой корабль (?) "Колгуев" – погиб (?) 20.10.1916 г. русский пароход "Курск" (6254 брт) – подорвался 05.11.1916 г. американский пароход "Columbia" – погиб на мине в октябре 1916 г. возле Мурманска американский пароход "Havita" – погиб на мине в октябре 1916 г. возле Мурманска Спрашивавшего интересовал год спуска, тоннаж, погибшие, и если есть, информация о координатах (хотя бы приблизительные) гибели или подрыва. Насколько известно, эти мины выставила U-76?

Ответов - 165, стр: 1 2 3 4 5 6 All

vvy: Рамзес пишет: Иногда в наших источниках пишут будто ледокольный Так и есть. Его покупали именно как "ледокольный", а Главноначальчтвующий города Архангельска даже называл его просто "ледоколом". В категориях судов МТиП значится как "ледорезный".

NORD: Уважаемый ТРИТОН! Тогда надо сформулировать тему поста, например: Потери судов и кораблей на Северном театре военных дейстий в годы Первой Мировой войны. Тогда сюда можно вносить ВСЁ!!!, в том числе и российские, и английские, и американские, и германские потери. Отдельно выделить потери при взрывах на грузовых районах Архангельского морского порта - Бакарице и Экономии. Судьба повреждённых или потопленных на этих районах судов. Я не удивляюсь Вашему неведению событий по ЧЕЛЮСКИНУ. Вообще тема СЕВЕРА ВЕЗДЕ почти не затрагивается. ТУПИК, как писал В. Пикуль. А ИЗ ТУПИКА выход найти сложно.

Сумрак: NORD пишет: Тогда надо сформулировать тему поста, например: Потери судов и кораблей на Северном театре военных дейстий в годы Первой Мировой войны. Тогда сюда можно вносить ВСЁ!!!, в том числе и российские, и английские, и американские, и германские потери. Я согласен. Может тогда уважаемый модератор поменяет наименование топика?


Klaus: NORD пишет: Вообще тема СЕВЕРА ВЕЗДЕ почти не затрагивается. ТУПИК, как писал В. Пикуль. А ИЗ ТУПИКА выход найти сложно. В кои то веки в одном месте собралось несколько людей с интересом к данной теме. По кусочкам, кто что выкладывает, глядишь, получше ситуация... С пароходами так вообще здорово получается, обычно эта тема даром никому не нужна...

Klaus: NORD пишет: 22. ЛОТУСМЕРЕ потоплен ПЛ U-48. Укомпл. 02,1908 W. Doxford & Sons Ltd в Сандерленде как LOTUSMERE для George Jaques & Co, приписка Ньюкасл. Стальной 2хпалубный пароход башенного типа в 3911 брт, 6706 двт, 106,7х15,0х6,7 м, 3хцилиндр. машина в 1650 л.с., 1 винт, 9 узлов. На 1916 владелец B. J. Sutherland & Co, без смены имени и приписки. 02,10,1916 н. ст. в рейсе из Англии в?Архангельск? с грузом угля в 48 милях к северо-востоку от маяка Териберский остановлен U-48, после досмотра потоплен торпедой. Команда спаслась на шлюпках. Координаты гибели - 69.58N 35.50E

EFK: Вот такой вопрос к участникам обсуждения данной темы. В июле и августе 1916 г. была осуществлена уникальная операция по переброске морским путем на транспортных судах из Архангельска во Францию трех особых бригад – 2-й (9,5 тыс. чел.), 3-й (9,5 тыс. чел.) и 4-й (9,3 тыс. чел.) для формирования там Российского экспедиционного корпуса. Бригады, пройдя Северное море, высадились в Бресте. Всего так через Архангельск во Францию было доставлено более 32 тыс. солдат. Насколько успешной была эта операция, удалось ли её осуществить без потерь? С уважением,

wind: Уважаемые, поменял Вам название темы, так лучше ? С уважением, В. ЗЫ Если название выбрал неудачное, выскажите свои варианты, я потом исправлю.

NORD: Уважаемый wind! Название соответствует тематике, которая затрагивается, также расширяются рамки самой темы. Самое главное - определиться с районом боевых действий на Севере. Предлагаю - на западе ограничиться паралелью мыса Норд-Кап (Норвегия), а на востоке - до Новоземельских проливов. Таким образом, будет охвачен значительный участок конвойных маршрутов в период Перовй Мировой войны. С уважением, nord.

Тритон: Уважаемый NORD Название вполне подходит и с районом тоже согласен. А вот о пароходах Северной приписки речь вести где бы они не были. Согласны?

Klaus: NORD пишет: 4. АРНДАЛЬ, английский п/х. 29.05/10.06.1915 погиб на мине, в Горле Белого моря, в 12 милях от Орловского маяка, погибли 3 чел. Укомпл. весной 1906 Robert Thompson & Sons Ltd в Саутвике как ARNDALE для T.Smailes & Son's SS Co Ltd, приписка Уитби. Стальной грузовой пароход в 3583 брт, 103,4х14,8х6,2 м, 3хцилиндровая машина в 870 л.с., 1 винт, 10 узлов. Cледовал из Кардиффа в Архангельск с грузом угля.

Рамзес: Уважаемый EFK- если в 2-х словах то , операция прошла успешно - пациент (Франция) с помощью заморских лекарств (сиречь солдатиков и не только рашенских) пошел на поправку и наступ тевтонив удержал А вообще где - то в сети попадалась полная картинка с этими конвоями (жаль никуда себе не сбрасывал и ссылку потерял) - бардак еще тот Суда никто ВООБЩЕ не конвоировал, кажется с ними лишь один из англицких ВКР шел , но скорее как транспорт с людьми , а не военный корабль (их в основном из пассажирских лайнеров перестраивали) - лишь милях в 200 от французских берегов пара то ли старых миноносцев , то ли канонерок встретила В общем организация на полный авось и у немцев разведка большой зевок сделала- попадись этим транспортам даже не "волчья статья" , а всего пара ПЛ и Титаник мог бы нервно курить в сторонке - там на один транспорт до 3000 солдат погрузили и шли все - же Северными морями , не по родному Азову

Klaus: NORD пишет: 7. PINE BRANCH, ? п/х. На 23.02.1916 г. будет поднят из воды (оторвана кормовая часть) и на нём разрешено поднять русский флаг. Затем ИЛЬЯ, далее – ЕНИСЕЙ, погиб в 1912 г. Укомпл. весной 1883 Bratram, Haswell & Co в Сандерленде как PINE BRANCH для F. & W. Ritson, приписка Сандерленд, брит. флаг. Железный однопалубный пароход в 1633 брт, 1022 нрт, 78,6х11х5,7 м, машина компаунд в 185 ном. сил, 1 винт, 9 узлов. с 1885 переоформлен на Nautilus SS Co. Ltd. при том же владельце, 1895 продан без смены имени A/S Pine Branch (Frithjof Ohlsen), приписка Фредериксваерн, норвежский флаг. С 1912 приписан к Ларвику. 29,09,1915 после рейса Блит - Архангельск с грузом угля, затонул на Сев. двине после столкновения с норвежским пх FANE. ... "23.02.1916 поднят со дна. На 06.06.1916 г. ПАЙН БРЕНЧ владелец Бурков приписан к Архангельску, 1 8 1918 взят тут англичанами и возврат хозяину - c 11 1919 cтал ИЛЬЯ, взят к 21 2 1920 красными и сдан Губводу – с 2 7 1921 ЕНИСЕЙ (Главод) , участник Карской экспедиции 1921 г - на обратном пути зажатый льдами в Карском море 14 9 1921 г. в 21= 45 получил пробоину, ударившись о небольшую льдину и затонул на глубине 7 сажен и 2 фута в точке 73°35' и 70°42' через 17 минут. Часть экипажа спаслась на шлюпке, другая вместе с капитаном снята лед пх «Седов». На судне погибло 120 тысяч пудов зерна и муки." (с).

EFK: Klaus пишет: Суда никто ВООБЩЕ не конвоировал Вы совершенно правы - ЗЕВКИ делали дружно все. И поразительно, что, видимо, всё обошлось благополучно. Хотя судя по воспоминаниям участников этого перехода, их моральное состояние в течение 15 дней перехода было весьма и весьма ... Покушений со стороны немецких подлодок они ожидали ежечасно. Вот что я сейчас нашел о деталях перевозки одной из бригад РЭК из Архангельска в Марсель. Для перевозки 2-й бригады французскому правительству пришлось предоставить девять пароходов. Часть из них были французскими, часть зафрахтовали в Англии и один пароход был русским (пароход "Екатеринослав"). . ….. только 20 июня (4 июля) первый эшелон бригады на трех пароходах отбыл из Архангельска. Возглавлял его начальник бригады генерал Дитерихс. Путь до Бреста занял две недели, и 16 июля первые части 2-й бригады высадились во Франции. Перевозка всей бригады затянулась, и только 31 июля последний эшелон покинул Архангельск. Из рапорта командира 2-й Особой пехотной бригады генерал-майора М.К. Дитерихса: Он отмечает вопиющее нарушение особо секретного характера перевозки: « … прибытие войск и подготовка отправления их куда-то никакого секрета в Архангельске и не составляла и могла составить…». «… пароходы коммерческие, все документы на них выправлялись в коммерческих агентствах и пункт назначения «Брест», был обозначен во всех бумагах администрации пароходства. Для последующих эшелонов не хватало пароходов и представитель Французского морского ведомства бегал по агентствам, подыскивая и нанимая нужные ему суда». Для первого эшелона было подготовлено три парохода: «Венецуэла» - французский, эмигрантский пароход Трансатлантической Компании. «Мартазан» - английский коммерческий грузовой пароход. «Умтали» - английский коммерческий грузовой пароход. «Из Архангельска до Св. Носа нас сопровождал (один день пути) крейсер «Вайгач». Далее 10 дней мы шли без всякого вооруженного конвоя. Из трех пароходов первого эшелона только на «Венецуэле» была пушки и радиотелеграфная станция. Таким образом, 10 дней плавания мы ни кем не окарауливались. Охрану плавания вдоль берегов Лапландии, Швеции, Новрегии, Исландии и Англии приняло на себя Английское правительство. Может быть оно и охраняло наше плавание, но как – я не видел… лишь за 400 миль до Бреста (последние 2,5 дня пути) нас встретило три маленьких французских судна береговой обороны типа миноносцев и тральщиков. Слпдовало бы настоять, чтобы и при следовании Ледовитым и Атлантическим океаном транспорты сопровождались какаим нибудь караульным английским судном». Лит.: Мичяков М. «Много придирчивости во всем» // Рейтар. 2004. № 6. С.160-178. А это еще одна цитата для полноты картины: «Создавшееся [в августе 1914 г.] критическое положение на французском фронте настолько обеспокоило Англию, что лондонское правительство предложило телеграфно своему послу в Петербурге сэру БЬЮКЕНЕНУ позондировать у нашего мин. иностр. дел С.Д. САЗОНОВА почву о возможности отправки через АРХАНГЕЛЬСК во Францию 3-х или 4-х корпусов, перевозку которых Англия брала на себя и собиралась осуществить в недельный срок (телегр. мин. иностр. дел. Сазонова — послу в Париже А.П. ИЗВОЛЬСКОМУ от 17/30 августа 1914 года)». «…. приведенный факт интересен тем, что им удостоверяется стремление наших западных Союзников уже в первые месяцы войны использовать Россию как резервуар людской силы и привлечь русские войска к участию в действиях на западном фронте». С уважением,

NORD: Для Klaus! Пароход ИЛЬЯ, прежде чем выйти в Карскую экспедицию ремонтировался на заводе "Красная кузница" весной-летом 1921 г. Извините, в посте по нему указал 1912 год. вместо 1921. Вопрос по нему - разве при столкновении возможен отрыв кормы??? Имеется фото где судно уже в районе г. Архангельска. на осушке. - без кормы. Уважаемый ТРИТОН! Конечно я согласен, чтобы материалы по северным судам БЫЛИ НА ФОРУМЕ, не зависимо от этой ветки. Да и они не могут располагаться только на ней. С уважением, nord.

Klaus: EFK пишет: Klaus пишет Это не я писал

Klaus: NORD пишет: Вопрос по нему - разве при столкновении возможен отрыв кормы??? Ещё как. Бывало, пополам друг дружку резали... Видел фото...

NORD: Для KLAUS! В море такое возможно, но не на реке. Чтобы на реке Сев. Двине "отхватить" четверть судна - это надо уметь. По поводу аварии ПАИН БРАНЧ буду искать материалы. С уважением, nord.

EFK: Для KLAUS! Извините за промашку! Адресовано было Рамзес. Видимо, отдал должное Вашей активности. С уважением,

wind: EFK пишет: Вы совершенно правы - ЗЕВКИ делали дружно все. И поразительно, что, видимо, всё обошлось благополучно. Сегодня решил сделать себе выходной ;-)), и под это дело и Вам уважаемые, решил подарок сделать ;-)), как говориться комментарии излишни, там и так все указано ;-) : С уважением, В.

EFK: wind пишет: подарок

EFK: Уважаемый wind ! Не поможете расшифровать, кто этот, упоминаемый у П.А. Варнека «Капитан 1 ранга К., бывший «Комендант Пункта посадки». Мне удалось установить пока лишь имя офицера, бывшего комендантом уже в 1917 г.: ПЛЕН Павел Михайлович, капитан 1-го ранга, в мае 1917 г. прибыл в Архангельск для выполнения секретного поручения. Комендант Пункта посадки - с 03.05.1917/ Приказ Главноначальствующего г. Архангельска и района Белого моря. №124 от 31.05.1917) С уважением,

Сумрак: Уважаемые коллеги. Я вот тут смотрел на это все... и подумал, вот о чем. Темы схожей направленности мне попадались... ну... скажем на немецких форумах, так вот там все делалось немножко по-другому. К первому сообщению, даже скорее не к первому, а типа "надсообщения" прикреплялся файлик, чаще всего в экселе, ну или в другом формате, в котором висел список, в нашем случае это потери на Севере. Назначался или сам брался "ответственный", который в случае появления новой информации, вносил в данный файл изменения. Может нам подумать о чем-то похожем? Какое Ваше мнение?

Klaus: Я не силён в комповых делах... Не знаю, как и куда эти файлики класть-прикреплять... Вот подготовил по новежским "гамагам" список их потерь на русских рейсах. Если что, удалить никогда не поздно. Географические ограничения не стал соблюдать - пара-тройка судов много места не займут, зато полнее представление о грузопотоках, чего куда везли. Выкинул историю каждого судна.

Klaus: DAVANGER 1888 постр. J. C. Blumer & Co., Сандерленд, 2280 брт, 1454 нрт, 3470 двт, 289,3х38,19,6 футов, зцилиндр. Машина 980 л.с. На момент гибели владелец A/S Davanger (H. Westfal-Larsen), приписка Берген. 14,06,1915 16 миль у о-вов Фланнан в рейсе Ливерпуль – Архангельск с генеральным грузом утоплен после досмотра арт. огнём U-33. Координаты – 58,20N 08,10W TRUMA 1896 постр. Short Bros., Сандерленд, 1557 брт, 979 нрт, 2500 двт, 255,7х36,8х18,1 фут, 3цилиндр. Машина 157 ном. сил. На момент гибели владелец D/S Truma (Chr. Th. Boe & Son), приписка Арендаль. 23,06,1915 в рейсе Архангельск – Лондон с грузом леса после досмотра подорван и утоплен U-38 южнее Шетландских о-вов. Координаты – 59,54N 00,09W LYSAKER 1899 постр. W. Gray & Co. Ltd., Уэст Хартлпул, 2013 брт, 1279 нрт, 3190 двт, 275,7х41,6х17,7 фут, 3цилиндр. Машина 256 ном. сил. На момент гибели владелец D/S A/S Gesto (B. Stolt-Nielsen),, приписка Хагезунд. 06,07,1915, следуя из Данилова в Хвитехавет, в рейсе Блит – Архангельск с грузом угля подорвался на мине в точке 67N 41,3E. Погибло 7 человек. SJOMANDEN 1913 постр. Stavanger Stoberi & Dok, Ставангер, 1077 брт, 641 нрт, 224,9х33,1х13,2 фут. На момент гибели владелец D/S Sjomanden A/S (Georg T. Monsen), приписка Ставангер. 22,07,1915 разбился возле м. Маккаур в рейсе Порто-Эмпедокль – Архангельск с грузом серы. GEIRANGER 1907 постр. Stavanger Stoberi & Dok, Ставангер,, 1081 брт, 648 нрт, 1550 двт, 225,5х33,1х13,3 фут, 3цилиндр. Машина 124 ном. сил, 680 инд. л.с. На момент гибели владелец Westfal-Larsen & Co, приписка Берген. 07,08,1915 в рейсе Печора – Саутхемптон с грузом леса к югу от Шетландских о-вов остановлен U-24, после досмотра экипаж в течение 10 минут покинул судно, после чего оно было утоплено арт. огнём. Команду подобрали голландские рыбаки и доставили в Скуденснесхавн. ALBIS 1897 постр. Nylands Verksted, Христиания, 1381 брт, 860 нрт, 2100 двт, 231,7х35х19,3 фут, 3цилиндр. Машина 129 ном. сил, 650 инд. сил. На момент гибели владелец A/S Uto (Camillo Eitzen & Co.), приписка Христиания. 14,08,1915 в рейсе Архангельск – Иммингхэм с грузом рудничных стоек после досмотра подорван и утоплен U-25 у берегов Норвегии в точке 62,2N 03,15E. HELGA 1909 постр. Laxevaag Maskin- & Jernskibsbyggeri, Берген, 949 брт, 576 нрт, 1390 двт, 213,8х32,1х13 фут, 3цилиндр. Машина 115 ном. сил, 600 инд. сил. На момент гибели владелец A/S D/S Helga (Vilhelm Torkildsen), приписка Берген. 31,08,1915 в рейсе Архангельск – Кингс Линн с грузом леса, южнее Хвитехавет, следуя в составе конвоя, подорвался на мине, выставленной в июне герм. ВспКР METEOR. Трое убитых. SIGURD 1891 постр. Howaldtswerke, Киль, 1307 брт, 791 нрт, 2300 двт, 249,9х35,2х16,6 фут, 3цилиндр. Машина 172 ном. сил, 950 инд. сил. На момент гибели владелец A/S Skoglands Linje (Th. Skogland), приписка Хагезунд. 08,10,1915 пропал без вести в рейсе Льюисбург – Архангельск с генгрузом вместе с командой из 19 чел. GUSTAV VIGELAND 1897 постр. Osbourne, Graham & Co., Сандерленд, 2172 брт, 1336 нрт, 3600 двт, 288х42х19,6 фут, 3цилиндр. Машина 208 ном. сил. На момент гибели владелец Ellingsen & Johannessen, приписка Берген. 04,09,1916 разбился у Нэйвстоун Рок в рейсе Архангельск – Лондон с грузом пиломатериалов. DANIA 1881 постр. Ramage & Fergusson, Лейт, 862 брт, 506 нрт, 1080 двт, 208,4х30,2х15,3 фут, Машина компаунд 94 ном. сил, 380 инд. сил. На момент гибели владелец H. E. Hansen-Tangen, приписка Кристиансанд. 26,09,1916 в рейсе Онега – Лейт с грузом пиломатериалов после досмотра подорван U-43 в 7 милях от м. Нордкин. KNUT HILDE 1915 постр. Laxevaag Maskin & Jernskibsbyggeri, Берген, 1631 брт, 948 нрт, 2430 двт, 246,2х37,9х15,8 фут, 3х цилиндр. машина 167 ном. сил. На момент гибели владелец A/S Kleppes Rederi (P. Kleppe), приписка Берген. 26,09,1916 в рейсе Печора – Уэст Хартлпул с грузом пиломатериалов утоплен торпедой U-43 у м. Нордкап. ROLF JARL 1911 постр. Trondhjems mek. Verksted, Тронхейм, 1265 брт, 760 нрт, 240,1х36,5х15,5 фут, 3х цилиндр. машина 174 ном. сил, 750 инд. сил. На момент гибели владелец Det Nordenfjeldske Dampskibsselskab), приписка Тронхейм. 27,09,1916 в рейсе Олезунд – Архангельск с грузом сельди вблизи от Хорнёй утоплен торпедой U-43. KNUT JARL 1909 постр. Fredriksstad mek. Verksted, Фредрикстад, 1070 брт, 623 нрт, 1640 двт, 228,8х35,1х14,6 фут, 3х цилиндр. машина 130 ном. сил, 750 инд. сил. На момент гибели владелец Det Nordenfjeldske Dampskibsselskab, приписка Тронхейм. 29,09,1916 в рейсе Хагезунд – Архангельск с грузом сельди в Мотовском заливе утоплен подрывным зарядом U-43. NESJAR 1916 постр. Bergens mek. Verksted, Берген, 1609 брт, 936 нрт 246,3х37,9х15,8 фут, 3х цилиндр. машина 157 ном. сил. На момент гибели владелец A/S D/S Nesjar (H. L. Meyer & Leif Sandsdalen), приписка Ларвик. 29,09,1916 в 5 милях от Цып-Наволок в рейсе Скин – Архангельск с грузом взрывчатых веществ после досмотра подорван U-43. Координаты 69,38N 33,16E. RAVN 1904 постр. Fredrikstad mek. Verksted, Фредрикстад, 1259 брт, 795 нрт, 2007 двт, 241,5х35,7х17,7 фут, 3х цилиндр. машина 168 ном. сил, 850 инд. сил. На момент гибели владелец A/S Laly (C. T. Gogstad & Co), приписка Христиания. 29,09,1916 в рейсе Скин – Архангельск с грузом взрывчатых веществ после досмотра подорван U-46 в 7 милях к N от Кильдина. SINSEN 1914 постр. John Crown & Sons Ltd., Сандерленд, 1925 брт, 1136 нрт, 3140 двт, 280х40,7х18 фут, 3х цилиндр. машина 205 ном. сил. На момент гибели владелец D/S A/S Aker (Fearnley & Eger), приписка Христиания. 29,09,1916 рейсе Архангельск – Байонн с грузом пшеницы после досмотра подорван U-46 в 8 милях к ONO от м. Териберский.

Klaus: FANCY 1883 постр. Joseph L. Thompson & Sons, Сандерленд, 1612 брт, 995 нрт, 2250 двт, 260х36,1х18,7 фут, 3х цилиндр. машина 176 ном. сил, 900 инд. сил. На момент гибели владелец A/S Fancy (Nilssen & Bjonnes), приписка Тонсберг. 29,09,1916 в рейсе Леруик - Архангельск с грузом сельди в точке 69,55N 33,35E остановлен для досмотра U-43, отведён на 6 миль к SO от м. Цып-Наволок, где 30,09,1916 потоплен арт. огнём. HAFNIA 1896 постр. Bergens mek. Verksted, Берген, 962 брт, 594 нрт, 216,6х31,7х12,8 фут, 3х цилиндр. машина 107 ном. сил, 450 инд. сил. На момент гибели владелец A/S D/S Hafnia (William Hansen), приписка Берген. 30,09,1916 в рейсе Леруик - Архангельск с грузом сельди в 5 милях к N от Рыбачьего п-ва (в оригинале (5 kvm. N av Fiskerhalvoya) остановлен и утоплен подрывным зарядом U-46. HEKLA 1907 постр. Laxevaag Maskin & Jernskibsbyggeri, Берген, 950 брт, 568 нрт, 1365 двт, 214,3х32,2х12,7 фут, 3х цилиндр. машина 114 ном. сил, 560 инд. сил. На момент гибели владелец A/S D/S Hekla (William Hansen), приписка Берген. 30,09,1916 в рейсе Леруик - Архангельск с грузом сельди в 5 милях к N от Рыбачьего п-ва (в оригинале (5 kvm. N av Fiskerhalvoya) остановлен и утоплен арт. огнём U-46. BRINK 1896 постр. Wood, Skinner & Co. Ltd., Ньюкасл, 1391 брт, 839 нрт, 2270 двт, 254,8х36х15,8 фут, 3х цилиндр. машина 144 ном. сил, 760 инд. сил. На момент гибели владелец A/S Brink (Nilssen & Sonner), приписка Тонсберг. 04,10,1916 в рейсе Онега – Гулль с грузом пиломатериалов в 54 милях к NO от Вардё утоплен торпедой с U-48. BOTNIA 1901 постр. Hasseldalens Jernskibsbyggeri, Гримстад, 1149 брт, 704 нрт, 1675 двт, 231,3х34х13,7 фут, 3х цилиндр. машина 114 ном. сил, 600 инд. сил. На момент гибели владелец A/S D/S Botnia (William Hansen), приписка Берген. 17,10,1916 в рейсе Умба – Лондон с грузом пиломатериалов в 10 милях к N от м. Городецкий подорвался на мине, выставленной 02,10, U-76, выбросился на берег. EDAM 1901 постр. AG Neptun, Росток, 2380 брт, 1490 нрт, 3250 двт, 292,4х41,2х16,6 фут, 3цилиндр. Машина 180 ном. сил, 840 инд. сил. На момент гибели владелец C. Bjornstad, приписка Христиания. 18,10,1916 в рейсе устье Енисея – Гримсби с грузом шкур и конопли в 45 милях от маяка Фейе утоплен торпедой U-43. Координаты гибели 60,3N 3,25W. RENSFJELL 1905 постр. Wood, Skinner & Co. Ltd., Ньюкасл, 747 брт, 506 нрт, 1200 двт, 200х30,5х12 фут, 3цилиндр. Машина 108 ном. сил. На момент гибели владелец Kristiansunds D/S-Rederi (H. Schnitler), приписка Кристиансанд. 23,10,1916 в рейсе Леруик – Архангельск с грузом сельди в 20 милях к SO от Хорнёй остановлен U-56 и после досмотра утоплен торпедой. DAG 1882 постр. J. Elder & Co., Глазго, 963 брт, 576 нрт, 1350 двт, 226х31,7х14,3 фут, Машина компаунд 123 ном. сил. На момент гибели владелец A/S D/S Dag (Bachke & Co.), приписка Трондхейм. 25,10,1916 в рейсе Архангельск – Кингс Линн с грузом пиломатериалов в 3 милях от Берлеваг остановлен U-56 и после досмотра утоплен торпедой. Капитан судна подал протест, т.к., по его мнению, инцидент произошёл в норвежских территориальных водах. SATURN 1904 постр. A. Rodger & Co., Глазго, 999 брт, 592 нрт, 1660 двт, 230,2х34,1х14,3 фут, 3цилиндр. машина 130 ном. сил, 700 инд. сил. На момент гибели владелец Det Bergenske Dampskibsselskab, приписка Берген. 31,10,1916 в 60 милях к N от Шетландских о-вов в точке 60,.04N 5,07W остановлен для досмотра и утоплен арт. огнём U-57. По норвежским данным – в рейсе Ливерпуль – Нарвик с генеральным грузом, немцы утверждали, что Ливерпуль – Россия с грузом хлопка. IVANHOE 1907 постр. Trondhjems mek. Verksted, Трондхейм, 1136 брт, 680 нрт, 1700 двт, 231х34,1х13,7 фут, 3цилиндр. машина 127 ном. сил, 650 инд. сил. На момент гибели владелец Det Selmerseke rederi, приписка Трондхейм. 01,11,1916 в рейсе Сорока – Гулль с грузом пиломатериалов в 20 милях к N от Фискерхалвойя после досмотра утоплен торпедой (или подорван) U-56. OBJ 1917 постр. Fredriksstad mek. Verksted, Фредрикстад, 1829 брт, 1108 нрт, 265х42,1х17,9 фут, 3цилиндр. машина 219 ном. сил, 1204 инд. сил. На момент гибели владелец D/S A/S Kara (Thor Thoresen jr.), приписка Христиания. 07,11,1917 в рейсе Архангельск – Галифакс с грузом поташа в 46 милях к N от м. Святой Нос без предупреждения утоплен торпедой U-46. Погибло 24 человека, спасённых не было. KONG RAUD Парусно-моторное судно 1873 постр, 60 брт, 38 нрт, 68,5х19,3х8 фут. На момент гибели владелец Iver & Arnt August Andersen, приписка Тромсё. 12,05,1918 после досмотра утоплен арт. огнём U-22 в 23 милях к ONO от м. Святой Нос. TENNES Парусно-моторное судно 1913 постр, 57 брт, 24 нрт, 60,5х18,7х9,7 фут. На момент гибели владелец Victor William Arnesen, приписка Тромсё. 12,05,1918 после досмотра утоплен арт. огнём U-22 в 20 милях к NO от м. Святой Нос. STAIRS Парусно-моторное судно 1891 постр, 54 брт, 30 нрт, 66х20х7,6 фут. На момент гибели владелец Feddersen & Nissen, приписка Хаммерфест. 14,05,1918 после досмотра утоплен арт. огнём U-22 в 45 милях к NNO от Вайда-губа. POLARSTROMMEN Парусно-моторное судно 1910 постр, 54 брт, 41 нрт, 69,7х19,2х8,2 фут. На момент гибели владелец Toralf Oien m.fl., приписка Тромсё. 16,05,1918 после досмотра утоплен арт. огнём U-22 в 6 милях к N от Вайда-губа FORSOG Парусно-моторное судно 1908 постр, 30 брт. На момент гибели владелец Ivar Stenhjem, приписка Вардё. 19,05,1918 после досмотра утоплен U-22 в 22 милях к NW от м. Канин Нос. AGIL Парусно-моторный галеас 1908 постр, 43 брт, 24 нрт, 65,1х18,4х7,2 фут. На момент гибели владелец Johan Meyer P/R, приписка Тромсё. 30,04,1918 следуя под парусами о. Лумбовский – Хвитехавет зажат во льдах. 11,06,1918 раздавлен льдом у м. Городецкий.

NORD: Уважаемые коллеги. Представляю список погибших судов в районе Баренцева моря (берега Норвегии) и Белого моря, с уточнениями и дополнениями, которые были высказаны на ФОРУМЕ (на 21.08.08) 1914 г. 1. АРМЕЗБИ, ех. ОРМСБИ, русский п/х, куплен Морским Министерством, погиб в октябре 1914 г. 2. 3. 1915 г. 1. БЕНАРТУР, английский п/х. в 1915 г. подорвался на мине, поставлен на отмель у острова Хабарка, поднят в 1936 г. Дл. 80,9 ф., ш. 11,0 ф., высота борта 6,35 ф., водоизмещение 3700 т., построен в 1889 г. 2. ЗВОРОН, русский п/х, погиб 17.04.1915 (ст. стиль) или в мае 1915 г. (нов. стиль). 3. ДАНИЯ, п/х, 28.05/10.06.1915 погиб. 4. ARNDALE (АРНДАЛЬ), английский п/х. 29.05/10.06.1915 погиб на мине, в Горле Белого моря, в 12 милях от Орловского маяка, погибли 3 чел. 5. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ, русский парусник (гальяш), владелец Ануфриев Антон Александрович. 02/15 или 17.06.1915 погиб в Горле Белого моря на мине. 6. СВЯТОЙ НИКОЛАЙ, русский парусник, владельцы: Замятин Сергей и Бурков Андрей. С 14 на 15.17-18.06.1915. 7. УРАНИЯ, русский п/х. 29.06.1915 погиб в Горле Белого моря на мине у Городецкого маяка, 67.37 N, 41.19 E. 8. ЛЕНОК, п/х, 30.06/13.07.1915 потоплен ПЛ. 9. ВЕРА, русский буксир. Погиб в мае-июне 1915 г., погибли 6 чел. 10. ДИАНА, п/х, 26.08/10.09. 1915 погиб. 11. АРЛАНЦА, английский вспомогательный крейсер. 9/21.10.1915 подорвался на мине, 67.56 N, 40.47 E. Спасен. 12. МАСКАРА, английский п/х. Погиб в горле Белого моря 1915 г. 13. 14. 1916 г. ПЕЧЕНГА, а не ПЕЧЕНЕГА, ех. немецкий п/х ERIK LARSEN. В начале августа 1914 г. интернирован в водах Севера (взят в океане и приведен в Александровск), переименован в ПЕЧЕНГА и передан Товариществу Архангельско-Мурманского срочного пароходства (ТАМСП). 14.02.1916 погиб на мине, поставленной ПЛ UC-1, восточнее Alderburg Napes S., 52.07 N, 01.45 E. 1. КОВДА, ех. немецкий п/х TAURUS. В начале августа 1914 г. интернирован в водах Севера (взят в Кеми), переименован в КОВДА и передан Товариществу Архангельско-Мурманского срочного пароходства (ТАМСП). 10.05.1916 мобилизован в ФСЛО. 25.07/07.08.1916 погиб на минах поставленных ПЛ U-75 у мыса Городецкий, 67.35 N, 41.22 E. 2. АЛЕКСЕЙ, русский парусник (2-х мачтовая гафель-шхуна), владелец Труфанов Алексей Тимофеевич. 26.07/08.08.1916 погиб в Горле Белого моря на мине, выставленной ПЛ U-75 у мыса Городецкий, Ш 67.29 N, 41.22 E. 3. ДАНИЯ, норвежский п/х. 06.09.1916 потоплен у мыса Слетнес ПЛ U-43. 4. ТУРГАЙ, грузо-пасс. п/х, Добрфлот. 20.09.1916 потоплен в 50 милях от Териберки ПЛ U-43. 4. ЭРИКА, русский п/х. 23.09/06.10.1916 потоплен в Горле Белого моря, в 100 милях от м. Святой Нос ПЛ U-46. 5. БЫСТРИЦА, румынский п/х. 28.09.1916 потоплен ПЛ U-43. 6. ФЕОДОСИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ, русский п/х. 09/22.10.1916 обстрелян ПЛ U-56. Выбросился на берег между маяками Цып-Наволок и Зубовский. 7. PINE BRANCH, норвежский п/х. На 23.02.1916 г. будет поднят из воды (оторвана кормовая часть) и на нём разрешено поднять русский флаг. Затем ИЛЬЯ, далее – ЕНИСЕЙ, погиб в 1912 г. 8. КНУТ ГИЛЬД потоплен ПЛ U-43. 9. РАЛЬФ ЖАРЛ потоплен ПЛ U-43. 10. НЕСМАР потоплен ПЛ U-43. 11. КНУТ ЖАРЛ потоплен ПЛ U-43. 12. ФАНСИ потоплен ПЛ U-43. 13. Ю. И. ЩОРТ потоплен ПЛ U-43. 14. ГАРДЕПЕЕ потоплен ПЛ U-43. 15. РАВН потоплен ПЛ U-46. 16. СИНСОН потоплен ПЛ U-46. 17. ХЕКЛА потоплен ПЛ U-46. 18. HAFNIA (ХАФНИЯ), ? п/х. 30.09.1916 потоплен ПЛ U-46 в 5 милях к северу от полуострова Рыбачий. 19. БРАНТИНГАМ потоплен ПЛ U-46. 20. АСТОРИЯ потоплен ПЛ U-46. 21. ИОЛА потоплен ПЛ U-46. 22. LOTUSMERE (ЛОТУСМЕРЕ), ? п/х. 02.10.1916 потоплен ПЛ U-48 в 48 милях к северо-востоку от маяка Териберский, 69.58 N, 35.50 E. 23. БРИНК потоплен ПЛ U-48. 24. ТУВА потоплен ПЛ U-48. 25. РЕНСФРЖЕЛЛ потоплен ПЛ U-56. 26. ДАГ потоплен ПЛ U-56. 27. ООЛА потоплен ПЛ U-56. 28. ИВАНОЕ потоплен ПЛ U-56. 29. ДАЙБРЕК потоплен ПЛ U-54. 30. COLUMBIA (КОЛУМБИЯ), американский п/х . Октябрь 1916 погиб на мине возле Мурманска. 31. HAVITA (ХАВИТА), американский п/х . Октябрь 1916 погиб на мине возле Мурманска. 32. ЕТТОН, английский п/х. 20.09.1916 погиб на мине в районе маяка Городецкого 33. СУЧАН, ех. немецкий п/х. ?, Добрфлот. 23.09.1916 захвачен ПЛ U-48.и уведен в Германию (Вильгелмсгафен). Имели боестолкновение с ПЛ 1. ПЛАТА с ПЛ U-43, ПЛ U-48. Потоплен ли? 2. ХАЙНДФОРД с ПЛ U-46. Потоплен ли? 3. ХУНТСКИЛЛЬ с ПЛ U-54. 4. УМОНА с ПЛ U-67. Потоплен ли? 5. ИНТАБА с ПЛ U-67. Потоплен ли? Подорвались на минах 1. КУРСК, русский п/х., 16/29.10.1916 подрыв на мине, поставленной, предположительно, ПЛ U-76. Дошёл до порта Архангельск. 2. ДЖОН ХАЙГ подрыв на мине. Затонул ? 3. БОТНИЯ подрыв на мине. Затонул ? КАРОЛЕЙН, американский п/х. 06.06.1916 «сел на мель у Городецкого маяка, находится в крайне повреждённом виде и, по-видимому, должен будет считаться оставленным» 1917 г. 1. ГАНСЛЕЙ, ХАНСЛЕЙ, русский п/х. 27.03/09.04.1917 потоплен ПЛ U-75 у входа в Кольский залив, у о. Седловатый. 2. НАЙЗВЕЦ, английский п/х. 27.03/09.04.1917 потоплен у входа в Кольский залив. 3. ОЛЬГА, русский п/х. 15/28.04.1917 потоплен у полуострова Рыбачий ПЛ U-45 (в 8 милях от мыса Нордкап). 4. ТРУВОР, русский п/х, принадлежал Пароходному обществу Г. В. Шрёдер. 20.04/03.05. 1917 потоплен ПЛ U-45 в районе мысы Цып-Наволок, 70.08 N, 33.07 E. 5. ИРИНА, русский п/х. 23.10/04.11.1917 потоплен ПЛ U-46 в районе острова Олений. 6. ТВЕЙЛЕЙТ, английский п/х. Подорвался на мине в 1917 г. 7. ОЛИВ БРЕНЧ, английский п/х. 20.08.1917 потоплен ПЛ U-28. 8. СМЕЛЫЙ, ех.ПЛАТА, грузовой, принадлежал кн. Шаховскому Д. Н. Погиб в районе Иоканьги в 1917 г. Дл. 297 ф., ш. 38 ф., глубина трюма 24,5 ф., вместимость 2117 р. т. ПМ 1х 1000-1600 IHP. 9. ДРОНТ, русский п/х , принадлежал Западно-Русскому пароходному обществу. 19.08.1917 торпедирован ПЛ у берегов Норвегии. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. БУРЕВЕСТНИК, ех. немецкий п/х KARL. В начале августа 1914 г. интернирован в водах Севера (взят в Онеге), переименован в БУРЕВЕСТНИК и передан Западно-Русскому обществу пароходства. 12.02.1917 погиб в Кольском заливе, поднят, использовался в ВОВ в качестве плавёмкости. Дл. 330 ф., ш. 43 ф., глубина трюма 24 ф., вместимость 3336 р. т., ПМ 1х1200 IHP. МАРСЕЛЬЕЗА, ? п/х. 15.08.1917 в 100 милях от мыса Нордкап (по слухам приведён в Германию). КИЛЬДИН, русский п/х (ТАМСП). 30.07.1917 потоплен в Атлантике вблизи Шетлендских островов артогнем ПЛ U-94. СУМА, ех. немецкий п/х ROSTOCK. В начале августа 1914 г. интернирован в водах Севера, переименован в СУМА и передан Товариществу Архангельско-Мурманского срочного пароходства (ТАМСП). 17/30.07.1917 потоплен в Атлантике вблизи Шетлендских островов артогнем ПЛ U-94. 1918 г. 1. ФЁДОР ЧИЖОВ, русский п/х. 16.05.1918 обстрелян ПЛ, выбросился на берег в районе Вайда-губы, погибло 8 и ранено 10 чел. экипажа и пассаж. Снят и приведён в Архангельск 23.10.1918. для ремонта. Переименован в МОРЖОВЕЦ, списан в 1928 г. УМБА, ех. немецкий п/х UTGARD. В начале августа 1914 г. интернирован в водах Севера (взят в Ковде) переименован в УМБА и передан Товариществу Архангельско-Мурманского срочного пароходства (ТАМСП). 17/30.04.1918 торпедирован ПЛ севернее плавмаяка Royal Sovereign, погибло 20 чел. ИБИС, ех. немецкий п/х HEDWIG. В начале августа 1914 г. интернирован в водах Севера (взят в Архангельске), переименован в ИБИС и передан Западно-Русское общество Пароходства. 12.05.1918 погиб. Дл. 306 ф., ш. 40 ф., глубина трюма 17 ф., вместимость 2358 р. т., ПМ 1х800 IHP. СЕМЁН ДЕЖНЕВ, русский п/х. Погиб 24.12.1918, пропал без вести во время шторма на пути из Англии в Мурманск. Погибли в порту Архангельск БАРОН ДРИЗЕН, русский п/х. Погиб при разгрузке на Бакарице 26.10.1916. СЕМЁН ЧЕЛЮСКИН, русский п/х. Погиб при разгрузке на Экономии 13/26.01.1917. БАЙРОПЕА, английский п/х. Погиб при разгрузке на Экономии 13/26.01.1917 от взрыва СЕМЁНА ЧЕЛЮСКИНА. Предложения. Предлагаю отдельно сделать список русских и иностранных судов, ходивших их Великобритании, Франции и США в порты Романов-на-Мурмане и в Архангельск и погибших в других районах океана, но на этой трассе. Сделать упор на погибшие российские суда. Отдельно сделать список крупнотоннажных парусных судов, погибших на этой же трассе. Отдельно сделать список немецких ПЛ, оперировавших в северных морях, их судьба. Если коллеги согласны, то к следующему понедельнику попытаюсь кое-что представить.

wind: EFK пишет: Не поможете расшифровать, кто этот, упоминаемый у П.А. Варнека «Капитан 1 ранга К., бывший «Комендант Пункта посадки». Ув. EFK извините, что не ответил :-((, выходной то себе утроил :-)), но вот быстро он у меня закончился :-((, просто и банально уснул ... Я сегодня вечером, когда до базы доберусь, обязательно постараюсь Вам ответить на Ваш вопрос, из головы не помню. С уважением, В.

Рамзес: Уважаемый Норд - звиняйте , но в обновленном списке те же ошибки Опять Илья тонет в 1912 , не 21 году Кажется уже решили , что Нейзвец кем - то искаженное Ганслей (других в тот день германы не топили) Зачем писать слухи о Марсельезе если четко известно что ее потопили - вроде решили сделать полный список потерь с учетом современных знаний , а не того что писали по горячим следам , когда всю ситуацию еще выяснить нельзя было в отдельных случаях Если есть сомнения потоплен пароход или нет - для этого достаточно посмотреть У -боат . нет или Миррамар - дать имя на инглише + хотя - бы примерную дату (если нет точной) и сомнения в итоге боя или внештатной ситуации отпадут Уж извините , что критикую, но надеюсь по существу

Klaus: Вот нашёл у себя - указанные выше пароходы, возившие русских солдат во Францию. Француз VENEZUELA, 1905-1920, 5026 брт Британец UMTALI, 1896-1953, 2641 брт Француз PLATA, 1907-1931, 5577 брт Француз PHRYGIE, 1906-1946, 3809 брт Британец MARTABAN (не МАРТАЗАН, как в тексте), 1904-1932, 5106 брт Чего-то не усматриваю у себя ни одной картинки ВспКР CHAMPAGNE. Может, у гг франкофилов что найдётся?...

Klaus: Про этого чуть подробнее. Укомпл. 05,1910 Russell & Сo, Порт-Глазго как EARL OF FORFAR для Earl of Forfar S.S.Co Ltd (Marshall & Dobbie), приписка Глазго. Стальной 2хпалубный грузовой пароход в 4558 брт, 2836 нрт, 116,9х15,1х8 м, 3хцилиндр. машина в 320 ном. сил, 1 винт, 10 узлов. 26,10 (08,11) 1916 в момент взрыва пх БАРОН ДРИЗЕН в Бакарице находился на разгрузке невдалеке, придя из Англии с грузом взрывчатых веществ. Через сорок минут загорелся, в итоге корма и надстройки снесены взрывами, носовая часть выгорела, палубный груз уничтожен. Семь британских моряков награждены Медалью Альберта за спасение раненых членов экипажа и русских рабочих с плавкрана. Продан Западно-Русскому пароходному об-ву как БАКЛАН, ремонтировался на месте, введён в экспл-цию в начале 1917г. Работал на внешних перевозках, с нач. 1918 реквизирован Британией (UK Shipping Controller), в 1919г возвр. владельцу. С 1920 METTE JENSEN, Chr. Jensen AS, приписка Копенгаген, 1921 продан HAPAG как SACHSENWALD, приписка Гамбург. В нач. 1932 продан на слом в Италию.



полная версия страницы