Форум » "Железный" раздел » На речном фарватере (продолжение) » Ответить

На речном фарватере (продолжение)

Dmitry_N: У нас тут есть любители речных пароходиков. Не знаю, насколько интересно будет то, что мне попалось по сусекам, но решил открыть ветку по речным пароходикам. Вдруг, пригодится Все открытки адресованы в Ревель Волга Амур. Интересный текст на обороте - я так полагаю, что от административно высланной Иртыш

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

vvy: yes_1 пишет: с происхождением п/х СУЙФУН Пароход Владивостокского порта "Суйфун" был построен не в 1861, а в 1870 г.

yes_1: vvy пишет: "Суйфун" был построен не в 1861, а в 1870 г. Для ПЕРВЕНЦа и БАЙКАЛа списки дают 1861 г. Коккериль, выходит, что А.С.Павлов ошибается с начальной историей ПЕРВЕНЦа?

Парис: Чудеса какие-то с сайтом на который выше сослался получаются. Вчера работал - сегодня уже нет. Может владелец срочно решил удалить информацию ? С чего бы это ? Уважаемый vvy - что-то и с 1870 г. не выходит по "Суйфун". Открыл работу И.А.Смирнова "Русские военные моряки на Тихом океане" (С.-Пб. Ника.2011 г.) и там на стр.138 в расписании плаваний судов Сибирской флотилии в кампанию 1869 г. пароход уже возит почту да людей с грузами по р.Суйфун. Не мог же он телепортироваться и начать работу еще до постройки ? Тоже "веселая" история. Книга производит впечатление очень серьезной работы - автор похоже не один год с документами сидел. Причем упоминается именно пароход - о постройке парусного бота с этим именем в 1865 г. дается отдельно. Может получится совместными усилиями разобраться ? Года 3 назад попадался в сети список от некоего А.фон Маха из Германии с построенными заводом Коккериля для России в 1860-е гг. Тогда не сохранил - может удастся найти сейчас и чем-то поможет ?


Парис: Кстати если просто нажать на ссылку - она действительно не открывается. А вот если http://jakol.ru/amur2.html скопировать и вставить в окно браузера сайт живой. Очередные "проделки" всемирной сети ? Там в целом немало интересного по амурским пароходам имеется. Хотя насколько понял заготовка и автор искренне надеется найти спонсора на издание своей работы? Удачи в таком случае. Хотелось бы верить, что у него получится. Целый ряд моментов весьма уточняет и дополняет Павлова - эту бы работу с хорошими фотографиями и в пределах 1500-1700 рэ. купил бы не задумываясь.

Парис: Еще немного побеспокою уважаемых участников форума. В списке 1875 г. по Сибирской флотилии "Суйфун" (как действительно утверждает vvy) 1870 г.п. и построен на заводе Коккериля в Бельгии за 18532 рубля и 50 копеек. Однако у него машина в 20 н.л.с. Павлов же пишет про 40. Да и длина по ватерлинии 125 футов - это почти 38 метров получается. Тоже многовато если ориентироваться на "Первенец".

vvy: Парис пишет: в расписании плаваний судов Сибирской флотилии в кампанию 1869 г. пароход уже возит почту да людей с грузами по р.Суйфун. Первое - расписание, это программа на ближайшую навигацию, и не факт, что она была выполнена. Второе - в той программе плавания судов Морского ведомства на 1869 г., которую я знаю, "Суйфуна" нет. В программе 1870 г. он есть. Парис пишет: 1870 г.п. и построен на заводе Коккериля в Бельгии за 18532 рубля и 50 копеек. Однако у него машина в 20 н.л.с. Павлов же пишет про 40. Вот Вы сами себе и ответили.

vvy: Парис пишет: Автор некий Л.А.Бондаренко. Не Бондаренко, а Яковенко. И не "некий", а очень даже известный специалист.

Парис: Извиняюсь что перепутал - раньше этого человека среди флотских историков не встречал. А можно подсказать какие именно работы он опубликовал - или перспективный труд по амурцам пока единственное ? Бывает люди всю жизнь пишут и в стол. Работают чисто для себя и удовольствия - не для публики. В списке от фон Маха (нашел его все-таки) "Суйфун" идет как построенный заводом в 1868 г. (все же не 1870) - то, что "наш клиент" сомнений нет: водоизмещение и размеры + мощность машины в 20 н.л.с. совпадают с указанными в офф.списке на 1875 г. Заказчиком идет рус.правительство для Сибири. С учетом доставки + сборка в России может быть ввод в строй и 1869 и 1870 (точных данных об этом не имею - потому допуск). Вопрос был в другом - так-кто у Тифонтая стал "Первенец" и насколько верна дальнейшая история парохода по период гражданской войны исходя из интернетной версии. Кто прав - Павлов или Яковенко ? Если верить последнему - это бывший "Уссури" (однако не совпадает длинна, исходя из списков реч.судов на Амуре.100 и 117 футов согласитесь накладка сильно за гранью допустимой при разных вариантах измерения - по ватерлинии к примеру или полная. 5 с большим "гаком" метров для не самого большого судна "гуляют" не просто так). К тому же Павлов же пишет, что "Уссури" затонул еще в 1894. Правда полную дату и место не указал. На чем основано утверждение ? Если прав Павлов - то "Суйфун" значительно длиннее (причем по ватерлинии) и в 2 раза менее мощная машина. Когда так перестроили (в случае если он - "Первенец") + вообще было ли это действо ? Что с датой постройки "Суйфун" он ошибся мы уже разобрались. Насколько прав дальше ? К тому же Павлов утверждает, что пароход затонул в 1912 г. У Яковенко живет по 1918-й г. хотя и с новым корпусом - нет ли тут натяжки ? Да и вообще насколько правомерно считать тем же "старым-новым" пароходом судно, если от первоначального осталась только машина ? Исходя из № присвоенного МПС ? В нашем случае (если ориентироваться на данную версию) и корпус новый + он деревянный вместо железного еще и с весьма измененными размерами. К тому же после "апгрейда" даже имя сменил. Впрочем это уже так - послемудрие. Основной вопрос кто прав с ранней историей "Первенца" (и соответственно дальнейшей сменой имен). Кем раньше был - "Уссури" или "Суйфун" ? Уж извините за назойливость. И если не сильно надоел хотелось бы несколько случаев оттуда еще разобрать. Книга сильная - мне Павлов очень понравился. И издана хорошо и иллюстрирована прилично - а ошибок у кого не бывает ? Однако хочется разобраться с непонятными вопросами до конца - такой я уродился. Может и удастся ?

Сумрак: Парис пишет: В списке от фон Маха Можете с Андреасом пообщаться на здесь форуме - AvM.

vvy: Парис пишет: раньше этого человека среди флотских историков не встречал. А можно подсказать какие именно работы он опубликовал - или перспективный труд по амурцам пока единственное ? Да, ладно. Статью в "Судостроении" уж точно должны знать. Л.А. Яковенко специалист по истории особых ведомственных систем Российской Империи. Автор-составитель вот этой книги: Это фрагмент дарственной надписи:

Парис: Даже не слышал о последней работе - наверное тоже ведомственная ? Когда вышла я почти "пешком под стол ходил". И неужели с тех пор столь серьезный автор ничего не опубликовал ? Обидно если так. Хотя меня все-таки вопрос с "Первенцем" больше интересует. Кем был раньше и кто прав в отношении его ранней и поздней судьбы - Павлов или Яковенко ? Разберемся - минимум одному старому пароходу Сибирской флотилии удастся историю от начала и до конца "раскрутить". Повезет - может сразу 2 (и "Суйфун" и "Уссури" во всех следующих ипостасях). Пока ни та ни другая версия из-за указанных в офф.списках размеров полностью на всем протяжении жизни не подтверждаются. Согласитесь - 5 метров разницы в в длине корпуса очень много для столь небольших пароходов. Различными подходами при измерениях это не списать. Или проходили кап.ремонты с серьезным удлинением - где и когда ? Или и в том и в том случаях имеются ошибки. Как у Павлова с годом постройки на "Суйфун". Возможно и остальное тоже не совсем реалиям соответствует ? История очень интересная наука. Там часто "чертики из машины" выскакивают даже там, где кажется все и всем давно известно.

amba: Исследователь пишет: Вы имеете в виду сам Бобруйск... Он самый. vvy пишет: И не "некий", а очень даже известный специалист. Ознакомился с выдержкой труда Л.А. Яковенко по вышеуказанной ссылке. Автор провел большую работу, достойную уважения. Но выскажу немного критики. Яковенко слишком категоричен в выводах версий на основе списков, пусть и официальных. Не стоит догматично оценивать информацию из данных источников. Если даже для своего ведомственного флота МПС допускало накладки, ошибки и "теряло" отдельные суда в опубликованных списках речных судов Европейской России, то о степени достоверности информации по частным судам на момент публикации списка можно лишь догадываться. Сложилось впечатление, Л.А. Яковенко принимает официальные списки за 100% полную истину. На 1.01.1906 г. в ведении Управления водных путей Амурского бассейна числились реки Амур, Аргунь, Зея, Уссури и Шилка. А если на момент проведения переписи некий п/х работал или зимовал на другом притоке Амура, к примеру Сунгари? Тогда вероятность попадания этого судна в списки снижается, если не исключается. Могу ошибаться, пусть знатоки поправят. Бассейном Амура не занимался, скорее любопытствовал. Парис пишет: ...кто прав в отношении его ранней и поздней судьбы - Павлов или Яковенко ? Может случиться, никто не прав. При возможности, попробуйте проверить местные архивы на наличие "Алфавитные указатели торгово-промышленных предприятий...". Среди них должны быть судовладельцы. С уважением.

amba: Парис пишет: Хотелось бы разобраться с одним моментом - по Павлову "Суйфун" (1861 г. для Мор.Веда.) позднее "Первенец" - "Байкал" - "Кудесник", затонул в 1912 г. и последний владелец Штейн. Надеюсь, эта информация поможет отсечь ложную версию. В списке 1911 г. нет п/х с названием ПЕРВЕНЕЦ - БАЙКАЛ - КУДЕСНИК. Под № МПС 72 баржа АЛЯСКА. Но есть 2 колесный бкср. САМОЛЕТ № МПС 6/30, Жаровович С.В., крп. и мш.: 1861 г. Коккериль, Бельгия, 117'-18'1"/28'6"-2'6"/3'6", 40нлс/160илс; котел 790 фут.кв., 8 атм. - 1900 г. завод Юнион Айрон Воркс, Америка.

Lot: amba пишет: . Коккериль, Бельгия, 117'-18'1"/28'6"-2'6"/3'6", 40нлс/160илс; котел 790 фут.кв., 8 атм. - 1900 г. завод Юнион Айрон Воркс, Америка. А есть ли какая нибудь дополнительная информация по п/х "Джон Коррекил", кроме той что у Павлова? Меня интересует бой этого парохода с кр. партизанами в августе 1919г.

Парис: Для amba - новая информация лишь запутывает старые версии. Изначальные размеры "Уссури" - 100 - 13 / 26 - 2,6 / 3,5 фут. Весьма серьезно отличается от данных по "Самолет" в плане длины и ширины корпуса. Машина соответствует. Насчет изменения места постройки Яковенко выдвинул версию о том , что такое произошло после пожара канцелярии ТАП в Хабаровске и утрате многих документов. Вполне допускаю - только размеры отчего столь серьезно "прыгнули" ? Если было удлинение корпуса (не самое редкое дело в те времена) - когда произошло ? В таком случае может оправдываться и прочее. Если же не было - размеры "Суйфун" и особенно мощь машины не сильно "бьют" ни под одну, ни под другую версии. Как вариант - сопоставить по номерам котлов и это многое лишнее бы отсекло. Да вот только котлы меняли - старые номера мне неизвестны.

yes_1: Парис пишет: Насчет изменения места постройки Яковенко выдвинул версию о том , что такое произошло после пожара канцелярии ТАП в Хабаровске и утрате многих документов. Странная версия. Такие заводы, как Коккериль, обычно "метили" свое детище. Если на дельных вещах маркировка могла со временем, то металллическая табличка, как правило, сохранялась, поэтому наиболее вероятно, что пароход построен Коккерил.

Юрген: vvy пишет: Суйфун" был построен не в 1861, а в 1870 г. В составе флотилии был еще паровой бот «Суйфун», может отсюда и разнабой в датах... Из книги о первом "голове" Владика Федорове - "Побродив по дальневосточным морям, прапорщик Федоров решил осесть во Владивостоке, благо подвернулся удобный случай. В 1871 г. он стал механиком на пароходе «Суйфун». Это судно своими размерами скорее напоминало маленький катер, да и ходило оно всего-то до реки Суйфун (Раздольная), не дальше." Посмотрите - Яковенко Л.А. Загадка от Н.М.Пржевальского, или ВСЕ ПЕРВЫЕ ПАРОХОДЫ НА АМУРЕ. - http://www.jakol.ru/amur5.html там совершенно потрясная биьлиография по этому вопросу.

amba: Lot пишет: А есть ли какая нибудь дополнительная информация по п/х "Джон Коррекил", кроме той что у Павлова? Книгой от Павлова не владею. Есть сведения из списков паровых судов бассейна р. Амур 1901, 1906 и 1911 гг. и все. Парис пишет: Насчет изменения места постройки Яковенко выдвинул версию о том , что такое произошло после пожара канцелярии ТАП в Хабаровске и утрате многих документов. Согласен с уважаемым yes_1, заводские таблички на машинах, котлах и прочих агрегатах должны были сохраниться. О местонахождении закладных досок команда также должна была быть в курсе. Еще Яковенко проговаривается о наличии отчетов ТАП. Можно долго обсуждать чужие интерпретации без продуктивного результата и пойти по ложному пути. Надо смотреть первоисточники. Думаю, полезно изучить Памятные книжки и отчеты Морского и Военного Ведомств и т.д. Подобного в моих краях нет, к сожалению. Стоит обратить внимание на статистику от Р. Юргенсона за 1860-94 гг. И разобраться с фирмой "Годефруа, Сын, Бейт и К°", это судостроительное предприятие или Торговый Дом широкой специализации? В статистических сведениях за 1886 г. по месту постройки среди судостроительных предприятий Германии такого нет, но там присутствует графа "Прочие". Не исключена вероятность использования услуг "Годефруа, Сын, Бейт и К°" в качестве посредника. Отсюда возможны разночтения в списках по месту постройки.

Юрген: Коллеги нужна помощь, тут вроде говорили, что есть данные по заводу «Soc. Anon. J. Cockerill», Hoboken (Бельгия). Я столкнулся с противоречием источников, но впервые когда противоречат очень солидные документы. Пароход "Самаркад" Аральской флотилии. Согласно Памятной книжке Морского министерства. СПб., 1875. Заказан в конце 1861 г. заводу «Soc. Anon. J. Cockerill», Hoboken (Бельгия) для Морского ведомства за 78700 руб. Стапельный номер № 103. В 1862 г. спущен на воду ипривезен в разобранном виде в С-Петербург, откуда по железной дороге доставлен в Са-мару. В конце 1863 г. прибыл в форт № 1. Сборка затянулась и лишь в 1866 г. вошел в Аральскую флотилию, в списки флота и вовсе был включен приказом по Морскому ведомству от 22.6.1868 г. Согласно Военный сборник. — 1870. — № 3 – 4. В июне 1865 года последовало высочайшее повеление на дальнейшее развитие флотилии с выделением на это 171 496 руб. На них, в том же году приобрели на Камско-воткинском заводе три большие баржи, грузоподъемностью по девять тысяч пудов (147,42 т) каждая, и паром, а в следующем заключили контракт с бельгийском обществом «Кокериль» («Soc. Anon. J. Cockerill») на строительство и доставку из Бельгии в форт № 1 колесного «70-сильного парохода», стоимостью 78.700 руб. Корпус нового судна, получившего наименование «Самарканд», в конце июля 1866 года в разобранном виде доставили в Петербург, а уже в августе отправили в Самару. Впервые пароход пошел по Сырдарье в 1869 году. Косвенно последний источник по датам подтверждает сей рапорт Командующий войск. Оренб. края Военному министру; 20 апреля 1865 г. № 240. Петербург. Одно из главных условий успехов наших в Средней Азии и упрочения там нашего владычества, а равно и торговых сношений, заключается в удовлетворительном состоянии Аральской флотилии. Она обязана: 1) Как военная сила, способствовать военным операциям. 2) Представлять верное транспортное средство для передвижения войск, артиллерии, также для снабжения войск и всей передовой линии необходимыми комиссариатскими и артиллерийскими припасами и для доставки предметов, нужных для [133] инженерных сообщений от форта № 1 вверх по реке, на расстоянии более 1000 верст, до реки Арысь. 3) Вверх по реке флотилия должна верно и безостановочно перевозить по всей линии предметы провиантского довольствия из плодородной части Туркестанской области до форта № 1. 4) Она должна развозить по многим пунктам топливо для собственных движений и для существования флотилии. 5) Флотилия должна служить самым легким средством торгового передвижения и постоянно быть готовою вспомогать торговле туземцев, тем самым заманить их к употреблению Сырдарьинских пароходов предпочтительнее перед караванными путями. 6) Флотилия должна содержать постоянное и верное почтовое сообщение между всеми местами линии. Отчет плавания судов Аральской флотилии в навигацию 1864 года ясно доказывает важность той деятельности, которая падает на ее долю. Ею перевезено в разные места Сыр-Дарьинской линии разных тяжестей более 170 т. пуд. По мнению моему, Аральская флотилия тогда лишь будет в состоянии приносить наибольшую пользу, когда: а) Будет иметь топливо местное, недорогое и удобное. б) Когда река Сыр будет настолько исправлена, что бы по всему ее течению, в особенности между фортами № 2 и Перовским, суда могли производить безостановочное плавание в течение 7-ми месяцев, а не 2 1/2, как производится ныне. в) Когда материальная часть флотилии будет удовлетворять изложенным выше сего потребностям. Относительно сих трех главных пунктов, дозволю себе войти в более подробное рассмотрение. а) Относительно первого из них, т. е. топлива, я уже имел честь представить мои соображения в рапорте от 19 апреля № 229. б) Относительно второго, т. е. исправления реки Сыр, я уже входил в личные сношения с главноуправляющим путями сообщений, генерал лейтенантом Мельниковым, и просил его ныне же командировать опытных инженерных офицеров для изучения реки Сыр, для представления проекта работ, необходимых для ее исправления и для образования со временем особой канцелярии ведомства путей [134] сообщения при главном начальнике Оренбургского края, взамен устройства отдельного, дорого стоющего, округа. Генерал-лейтенант Мельников предполагает более полезным, не входя ныне ни в какие новые расходы, взять в предстоящий мне объезд передовой линии служащего в Оренбургской строительной комиссии инженер подполковника Сергеева и поручить сему штаб-офицеру по ближайшем осмотре как реки Сыр, так и сухопутных сообщений Туркестанской области, составить проект означенной выше канцелярии для дальнейших действий по ведомству путей сообщения; очевидно после сего, что исправление недостатков реки Сыр должно быть отложено на дальнейшее будущее. Чтобы однако же хотя сколько-нибудь помочь делу и избегнуть необходимости ограничивать 2 1/2 месяцами плавание флотилии, я полагаю необходимым разделить флотилию на 2 части. Одну, наименьшую часть, оставить в форте № 1, другую — наибольшую основать где-либо около реки Арысь. При таком предположении можно, по крайней мере, надеяться, что обе части флотилии будут работать не менее 7-ми месяцев каждая по своей дистанции. в) Материальные средства флотилии ныне состоят из 4-х пароходов: „Перовский“ и „Арал“ 40 сил каждый; „Сыр-Дарья", 20 сил, и паровой баркас „Обручев“, 12 сил. Два из них имеют машины высокого давления, другие два низкого давления. Сверх того, имеются 4 баржи, из коих три, при осадке 3 фута 6 дюймов, подымают грузу каждая 3 1/2 тысячи пудов, и четвертая подымает грузу всего 2000 пуд.; и, наконец, необходимое число баркасов и шлюпок. По собранным точным сведениям, вся флотилия находится в положении весьма неудовлетворительном и требует не только исправлений, но иного совершенно устройства. Достаточно заметить, что пароходы двигаются против течения от 2 до 3 верст без буксирования барж. Какой пользы можно ожидать от подобной флотилии? Кроме того, очевидно, что 4-х барж недостаточно даже по числу имеющихся пароходов, хотя и число сих последних должно быть увеличено. В виду подобного горестного положения флотилии, а также и во избежание новых ошибок на будущее время, я полагал бы принять следующие меры: [135] 1) Безотлагательно заказать на Камско-Воткинском заводе, по крайней мере, три баржи с тем, чтобы каждая подымала не менее 7 т. пудов грузу. Чертеж подобной баржи составляется уже в техническом комитете Морского министерства. Заказ произвести с условием, чтобы баржи были доставлены разобранные на место еще осенью текущего года и чтобы завод вместе с баржами доставил по найму 14 человек заклепщиков 1 разряда и подмастерье Грахова, знакомого уже с местными средствами, для сбора барж на месте. 2) К трем баржам заказать 6 шлюпок, чертежи коих потребовать от командующего Сырдарьинскою флотилиею капитан-лейтенанта Гадда, который предварительно обязан присмотреться к шлюпкам, имеемым на Волге. 3) Ныне же и на том же Камско-Воткинском заводе заказать паром для форта, строющегося на Арысе, по чертежу парома, выстроенного на том же заводе в 1860 году. Паром должен быть доставлен вместе с баржами. 4) Нанять вольнонаемных машинистов — 2; кузнецов — 2; медника —1; и плотников — 2; которых и отправить немедленно в форт № 1. Наем поручить капитан-лейтенанту Гадду. 5) Вместо двух механиков офицерского звания, ныне находящихся при Аральской флотилии, иметь одного вольнонаемного по контракту, постоянно ответственного своим содержанием в исполнении работ. 6) Увеличить паровые силы флотилии заказом еще одного, но хорошего парохода, удовлетворяющего вполне требованиям местности. Причем принять в соображение нижеследующие обстоятельства: так как плавание флотилия производит исключительно по Сыр-Дарье, то, для приобретения лучших результатов при заказе нового парохода, заказать его исключительно для речного плавания, т. е., при данной длине около 120 фут, требовать, чтобы пароход сидел менее 2 фут, имел бы машину низкого давления в 60 сил, с ходом в тихой воде до 1 1/2 верст в час, с котлами новейшей конструкции, устроенными для топки как древесного, так и минерального топлива. Как ни очевидна необходимость немедленного заказа подобного парохода, я все же полагаю отложить заказ до тех пор, пока новый командующий Аральской флотилиею, капитан-лейтенант Гадд, не ознакомится лично с местными требованиями. [136] 7) Отправляя капитан-лейтенанта Гадда к месту нового служения, поручить сему штаб-офицеру осмотреть и ближе ознакомиться с паровыми судами, употребляемыми на Волге, по Дону и в Астрахани, так как требования плавания по извилистым и мелким гирлам означенных рек должно иметь много общего с плаванием по Сыру. Представляя сие соображение на благоусмотрение Вашего Пр-ства, имею честь покорнейше просить, по сношениям с управляющим Морским министерством, произвести ныне же заказ 4-х барж на изложенных выше условиях и по чертежам, составленным в техническом комитете Морского министерства; разрешить капитан лейтенанту Гадду объехать все течение Волги от Твери до Астрахани, а также осмотреть паровые суда, употребляемые на Дону, для чего не отказать этому штаб-офицеру в потребных для путешествия денежных средствах; разрешить наем мастеровых, исчисленных выше, отнеся расход этот в текущем году на те же суммы, из коих будет заплачено за баржи, а начиная с будущего года вносить этот расход в смету по Аральской флотилии; разрешить, начиная с будущего года, наем вольного механика, а самый наем возложить на капитан-лейтенанта Гадда; поручить ему же составление чертежей шлюпок для барж и составление проекта нового парохода, причем шлюпки заказать вместе с баржами; равно теперь же заказать паром, о коем упомянуто выше, и, наконец, о последующем решении Вашего Пр-ства почтить меня уведомлением. Подпись: ген.-адъют. Крыжановский. Резолюция: “Все распоряжения, изложенные в этом отзыве, должны быть сделаны Морским ведомством, и потом надобно обратиться к оному с просьбою о приведении в исполнение полезных предположений генерал-адъютанта Крыжановского; Затеяли статью по Аральской флотилии, а тут такое разночтение, заранее благодарю.

Vagabond: «Морской Сборник» 1874, №12 Современное состояние Аральской флотилии и очерк ее деятельности. ...... В виду этих обстоятельств, был заказан у бельгийского общества Кокерил новый 70-сильный пароход, названный «Самарканд» и спущенный в 1869 г ....

amba: Согласно "Морской альманах" на 1866-69 гг. в списках Аральской флотилии 3 парохода и 1 баркас. САМАРКАНД появляется в альманахе на 1870 г. Таблица ниже по состоянию на 1873 г., командир парохода прежний.

AvM: The list of ships built by Cockerill for Amur compiled by my late friend Christian de Saint Hubert Списки судов, построенных по Кокерилл для Амуре, составленные моим покойным другом Кристиан де Сент-Юбер

AvM: And a page with SAMARKAD from general list И страница с "Самаркад" от общего письма

Юрген: Ув. AvM - огромное спасибо, а также всем остальным за отзывчивость. Лишний раз убеждаюсь - "Кортик" - супер, и по знаниям и по душевности Л\С.

AvM: I think you need also Godefroy yard list

AvM:

yes_1: AvM пишет: The list of ships built by Cockerill for Amur compiled by my late friend Christian de Saint Hubert Пкм ДМИТРИЙ БЕНАРДАКИ (зав. № 64) попал на Волгу.

Юрген: Чуть-чуть фото (осторожно 1,5 Мг)...

Исследователь: Какая классическая "китайская" канонерка! Ещё бы и подписать, КТО это именно...

Сумрак: Кхм... там же вроде написано....



полная версия страницы