Форум » "Железный" раздел » Ранги судов (кораблей) - последняя четверть XIX - начало XX в. » Ответить

Ранги судов (кораблей) - последняя четверть XIX - начало XX в.

ksologub: Уважаемые коллеги, существовал ли какой-то нормативный акт, согласно которому производилась классификация судов РИФ на 4 ранга? Или в качестве основного, хотя и не единственного квалифицирующего критерия, использовался тип корабля?

Ответов - 54, стр: 1 2 All

Змей: Из Моисеева

ksologub: Змей пишет: Из Моисеева Спасибо, эта работа мне хороша знакома и ,увы, не дает ответа на вопрос о рангах кораблей (вопрос был именно о них, а не о классах)

йцук: Вобще получается, на мой взгляд, в разделении на ранги до 1891 года следующая картина. Согласно судостроительной программе или необходимости закладывался корабль. Приказом по ММ корабль с указанием класса фрегат, клипер, посыльное судно и т.д именовался и приписывался к какому то флотскому экипажу. Затем по постройке зачислялся в казну. Ранги присваивались в зависимости от той задачи какая на данный момент кораблю нужно было исполнить, тоже приказами ММ. От ранга зависело снабжение корабля необходимым имуществом и продовольствием. Например корвет "Варяг" ходил в Америку 1 ранга, а при возвращении на Балтику был переведен во 2 ранг.


rkbob: Боголюбов Н. "История корабля" т1-2. М. 1879 г. ... Для судовъ въ Россiи въ 1878 г. введены ранги. не ниже 3500 тоннъ водоизмещенiя - I рангъ. не ниже 1000 тоннъ - II рангъ. не ниже 200 тоннъ - III рангъ. все шхуны, реч. пароходы, портовые суда и проч. - IV рангъ. лет 20 назад, конспектировал в библиотеки - за достоверность текста не ручаюсь...

йцук:

Lot: rkbob пишет: .. Для судовъ въ Россiи въ 1878 г. введены ранги. не ниже 3500 тоннъ водоизмещенiя - I рангъ. не ниже 1000 тоннъ - II рангъ. не ниже 200 тоннъ - III рангъ. все шхуны, реч. пароходы, портовые суда и проч. - IV рангъ. Это 1878г. Дальше начинает работать таблица из Моисеева выложенная выше Змеем. С 1982г. все корабли делятся на классы, а 2-й класс "Крейсера" - на ранги (I и II).

Lot: История вопроса. Британская система рангов парусных кораблей. Небольшое длполнение. 1 ранг. Вооружение - 100-120 пушек. Скорость - 4-5 узлов. Экипаж - 850-1200 человек Водоизмещение - 2500-4000 тонн Количество деревьев для постройки корпуса - 6000 лоадов. 2 ранг. Вооружение - 90-98 пушек. Скорость - 6-7 узлов. Экипаж - 700-850 человек Водоизмещение - 2500-3500 тонн Количество деревьев для постройки корпуса - 4000 лоадов. 3 ранг. Вооружение - 64-84 пушек. Скорость - 7-8 узлов. Экипаж - 500-700 человек Водоизмещение - 1500-2200 тонн Количество деревьев для постройки корпуса - 3000 лоадов. 4 ранг. Вооружение - 44-60 пушек. Скорость - 8-9 узлов. Экипаж - 350-450 человек Водоизмещение - 900-1200 тонн Количество деревьев для постройки корпуса - 2400 лоадов. 5 ранг. Вооружение - 32-44 пушек. Скорость - 12-14 узлов. Экипаж - 200-350 человек Водоизмещение - 750-900 тонн Количество деревьев для постройки корпуса - 1200 лоадов.

rkbob: Lot пишет: С 1982г. все корабли делятся на классы, а 2-й класс "Крейсера" - на ранги (I и II).

rkbob: Немного Приказов за разные годы, с зачислением в ранги судов ...

VAS63: ksologub пишет: Или в качестве основного, хотя и не единственного квалифицирующего критерия, использовался тип корабля? Документов не встречал, но, по аналогии с современным положением дел, думается, использовались два основных критерия - тип и водоизмещение корабля. Сейчас, например, водоизмещение - один из основных критериев.

ksologub: Благодарю всех откликнувшихся коллег, особенно rkbob и йцук Lot пишет: Дальше начинает работать таблица из Моисеева выложенная выше Змеем. Виталий, добрый вечер! Согласен с коллегой rkbob, ранговая система продолжала действовать и позднее 1892 г. Стратификация судов по классам, кстати, на мой взгляд менее очевидна и менее удобна, т.к. в одном классе могли находиться суда разных рангов...

Lot: ksologub пишет: Согласен с коллегой rkbob, ранговая система продолжала действовать и позднее 1892 г. Здесь скорее всего ранги кораблей определялись всеми видами довольствия и содержания. йцук пишет: От ранга зависело снабжение корабля необходимым имуществом и продовольствием. Например корвет "Варяг" ходил в Америку 1 ранга, а при возвращении на Балтику был переведен во 2 ранг.

ksologub: Lot пишет: Здесь скорее всего ранги кораблей определялись всеми видами довольствия и содержания. Думаю, что наоборот (ранг корабля определял размер довольствия), т.к. в табелях довольствия часто встречаются разные суммы выплат лицам, занимающим одинаковые должности, но на судах разных рангов.

Змей: VAS63 пишет: два основных критерия - тип и водоизмещение корабля что-то еще должно было быть, например - калибры АУ и др. вооружение. Как пример - те же вспомогательные крейсера периода РЯВ. Значились крейсерами II ранга (по классификации), по водоизмещению вполне соответствовали судам флота I ранга, а на самом деле были судами какого ранга ? rkbob пишет: Сегодня 15:32 постановления Адмиралтейств-Совета интересно, что для периода ПМВ в литературе встречается такое: ".... в сентябре "Летчик" становится в Поти на капитальный ремонт и приказом командующего флотом переводится из IV ранга в III"(с: Р. Мельников) Кто имеется в виду под командующим флотом ? Морской министр или командующим конкретным объединением РИФ ? Lot пишет: Это 1878г. Дальше начинает работать таблица из Моисеева выложенная выше Змеем не, ksologub правильно меня остановил. Классификация - классификацией, а ранг судна - это другое (что для РИФ, что для современного ВМФ РФ). Ранг судна отражался в том числе на размерах довольствия и обеспечения корабля. Вот Дирк, например, как-то упоминал о том, что повышение ранга корабля было важно для моряков. А вот как определялся ? Сейчас - корабли делятся на ранги в зависимости от тактико-технических элементов и предназначения, а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами. Для той же классификации 1892г. ранги судов выглядели примерно так : I ранг: 1) императорские яхты, 2) эскадренные броненосцы, 3) часть броненосцев береговой обороны, 4) крейсера I ранга II ранг: 1) броненосцы береговой обороны, 2) мореходные канонерские лодки, 3) учебные суда, 4) крейсера II ранга, 5) минные крейсера, 6) часть пароходов, 7) часть транспортов. III ранг: 1) канонерские лодки береговой обороны, 2) шхуны, 3) миноносцы, 4) транспорты, 5) пароходы, 6) часть портовых судов, 7) часть плавучих маяков. IV ранг: 1) пароходы, 2) портовые суда, 3) плавучие маяки ПыСы если правильно понимаю, ksologub интересует дореволюционный аналог Руководства по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота.

ksologub: Змей пишет: Для той же классификации 1892г. ранги судов выглядели примерно так : Привязка классов 1892 года к рангам 1878 года в изложении авторов словаря "Россия" 1898 года издания, на мой взгляд, не вполне корректна. Например, императорские яхты по состоянию на 1893 принадлежали частично к I, частично ко II и даже к III рангу. Странно еще и то, что 800-тонная "Царевна" была отнесена ко II рангу, а 200-тонная "Александрия" - к I. Так что не тоннажом единым, видимо, определялся ранг....

Змей: ksologub пишет: не вполне корректна ////////// Так что не тоннажом единым, видимо, определялся ранг.... ну конечно, Вы о яхтах, я о ВсКР - Змей пишет: что-то еще должно было быть кроме тоннажа что имеем кроме вооружения ? Табели комплектации ?

ksologub: Змей пишет: ну конечно, Вы о яхтах, я о ВсКР - Змей пишет: По рангам ВсКР я поищу информацию, вопрос для меня самого крайне интересный, но дело в том, что принцип включения в тот или иной ранг. полагаю, должны были быть едиными для всех классов судов....

Lot: Змей пишет: Думаю, что наоборот (ранг корабля определял размер довольствия), т.к. в табелях довольствия часто встречаются разные суммы выплат лицам, занимающим одинаковые должности, но на судах разных рангов. Я не так написал. Корабль причисляют к I рангу, довольствие соответствующее. Идут года, корабль устаревает, ранг уже II, довольствие пожиже. Выше пример с "Витязем". Или временно причисляют к I рангу на период выполнения той или иной задачи, соответственно на это период и содержание по I рангу. Змей пишет: а ранг судна - это другое (что для РИФ, что для современного ВМФ РФ). Ранг судна отражался в том числе на размерах довольствия и обеспечения корабля. Это да. Змей пишет: что-то еще должно было быть, Ценность как боевой, или учебной единицы. ИМХО. А по вооружению, не думаю. АПЛ пр.941 и ДПЛ пр.877 корабли I ранга.

ksologub: Например, "Рiонъ" ("Смоленскъ") был зачислен в РИФ в качестве крейсера 2-го ранга....т.е. по привязке классов 1892 г. к рангам 1878 г. в издании 1898 г. это II ранг...

Змей: Lot пишет: Я не так написал. ну так и цитата не моя )) Ценность как боевой, или учебной единицы если так - то как её калькулировали ? в баллах каких-нибудь, как практиковалось в командно-штабных играх РИФ ? По сроку службы ? Ну так я уже привел пример обратного - бывший мм повысили в ранге Это ж и есть основной вопрос этой темы - основания для отнесения к одному из четырех рангов судов флота

ksologub: Lot пишет: Идут года, корабль устаревает, ранг уже II Т.е. ранг определялся боеготовностью судна? То, что класс судна со временем мог понижаться до учебного, а потом и блокшива это известно, а вот насчет ранга мне такого раньше не приходилось встречать...

ksologub: Змей пишет: ПыСы если правильно понимаю, ksologub интересует дореволюционный аналог Руководства по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота. Именно так, уважаемый Змей!

Lot: ksologub пишет: Например, "Рiонъ" ("Смоленскъ") был зачислен в РИФ в качестве крейсера 2-го ранга....т.е. по привязке классов 1892 г. к рангам 1878 г. в издании 1898 г. это II ранг... А вот пароход Доброфлота "Орёл" с началом ПМВ стал ВСК II ранга, после перевели в состав учебных кораблей с повышением ранга - ВСК I ранга.

Lot: Змей пишет: ну так и цитата не моя )) Слова не так сложил.

ksologub: Lot пишет: стал ВСК II ранга Lot пишет: с повышением ранга - ВСК I ранга. Кстати, а что было критерием деления на ранги ВсКР?

Lot: ksologub пишет: Т.е. ранг определялся боеготовностью судна? Ценностью как боевой единицы. ИМХО.

Lot: Змей пишет: если так - то как её калькулировали ? в баллах каких-нибудь, как практиковалось в командно-штабных играх РИФ ? По сроку службы ? Ну так я уже привел пример обратного - бывший мм повысили в ранге ИМХО. По предназначению корабля для выполнения боевых, или иных задач.

ksologub: Lot пишет: Ценностью как боевой единицы. ИМХО. Понятие "ценности как боевой единицы" достаточно расплывчатое, согласитесь. Например, когда ее пытались хоть как-то конкретизировать в «Положение о составе и подразделении флота» 1907 года, то для отдельных классов кораблей (линкоры и броненосные крейсера) брался срок (10 лет) "от времени полной готовности". С крейсерами и минными судами поступили еще проще, определив их пребывание в действующем флоте "пока их элементы соответствуют условиям современности"....

Змей: Lot пишет: А вот пароход Доброфлота "Орёл" с началом ПМВ стал ВСК II ранга, после перевели в состав учебных кораблей с повышением ранга - ВСК I ранга. минуточку. По классификации 1907г. он в 1914 кем стал ? Крейсером ? А судном какого ранга ? А по классификации 1915 ? УС ? А ранг ?

Lot: Змей пишет: По классификации 1907г. он в 1914 кем стал ? Крейсером ? А судном какого ранга ? А по классификации 1915 ? УС ? А ранг ? 1914г. " 20 августа вспомогательный крейсер «Орел» был зачислен в состав Сибирской флотилии как судно 2 ранга." 1915г. "На время предстоявшего плавания с гардемаринами ОГК ВКР «Орел» был переведен из 2-го в 1-й ранг, объявлено назначение соответствующего числа офицеров. Командиром «Орла» вместо капитана 2 ранга П.П. Винокурова был назначен капитан 1 ранга А.Н. Пелль." ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ КРЕЙСЕР СИБИРСКОЙ ФЛОТИЛИИ «ОРЕЛ» Николай Николаевич КРИЦКИЙ, кандидат исторических наук



полная версия страницы