Форум » "Железный" раздел » Судоходство на о. Байкал » Ответить

Судоходство на о. Байкал

Ad rem:

Ответов - 59, стр: 1 2 All

Рамзес: Кирилл - Ангара потому паромом числилась , что до 25 вагонов на борт все таки брала , хоть и не Байкал , но на ж/д перевозках тоже использовалась Основной принцип парома совсем не обязательно перевозка ж/д вагонов или авто , пассажирских тоже хватало и их задача, в отличие от океанского лайнера, быстро и на небольшое расстояние перевезти определенное количество людей - удобств там минимум , бегали между портами одного моря , некое подобие грузовых каботажников только для перевозки пассажиров - главное в классификации расстояние и регулярность перевозок , а классность помещений или число принимаемых пассажиров (авто или ж/д составов) уже вторична

Боярин: Вы представляете себе "Ангару"? На палубе люди из перевозимых на "Байкале" вагонов. Видно как на "Байкал" закатывают вагоны, а на "Ангару" стоящую бортом грузят людей. У "Байкала" даже форма корпуса другая. А это современное фото "Ангары", куда грузим кучу вагонов?

Юрген: Рамзес пишет: Ангара потому паромом числилась , что до 25 вагонов на борт все таки брала , хоть и не Байкал , но на ж/д перевозках тоже использовалась Официально Ангара называлась ПАРОХОДОМ, вот фото из летописи Р-Я войны, но упоминают и огромный док, в котором она вполне могла таскать вагоны. С уважением Ю


Гайдукъ: nemos пишет: или фота нормальные я не в теме но для сообщества поделюсь родным nemos 5.04Мб но мне на ней был интересен портал и подъемный механизм для погрузки железнодорожного парома. Байкал 1900г

kronma: Гайдукъ, роскошное фото!! Действительно, какая интересная конструкция! Не совсем понятно, зачем сделан приямок перед качающейся частью и что это за "ребристый" фрагмент слева? nemos, сорри за офф-топ. Может, действительно, сделать отдельную ветку про байкальские паромы?

Боярин: Спасибо большое. Получил огромное удовольствие от фотографии. Билисимо!!! А "Ангара" есть?

Гайдукъ: kronma пишет: Не совсем понятно, зачем сделан приямок перед качающейся частью и что это за "ребристый" фрагмент слева? Ну раз интересно поясняю приямок это поворотный круг. а ребристая штуковина это от него запчасть. Вообрпзите ее мысленно перевернутой ребрами в низ полукругом наверх плоскостью закрепленной к поворотной части. Короче разберетесь Вот только зачем он там? других сьездов вродн нет. можнт планировались. Монтаж осуществляется мастеровыми СПб Металлического завода. впрочем вся конструкция в том числе и арка изготовленны там же.

kronma: Гайдукъ пишет: Ну раз интересно поясняю приямок это поворотный круг. А это точно, "поворотный" круг? Может, "качающийся"? Если я правильно понял, подъёмная рампа (на цепях) компенсирует изменение осадки парома в процессе загрузки. Может быть, этот "круг" позволяет как-то согласовать горизонтальные рельсы на земле с рампой? Ну, это так, первые впечатления... Сильно не пинайте...

Гайдукъ: kronma пишет: Если я правильно понял, подъёмная рампа (на цепях) компенсирует изменение осадки парома в процессе загрузки. Совершенно правильно. kronma пишет: Может быть, этот "круг" позволяет как-то согласовать горизонтальные рельсы на земле с рампой? Также подтверждаю но по материалам СПбМЗ он мог поварачиваться (правдв не на 180гр) потому наверное вы более правы чем я. С уважением ГАА.

Гайдукъ: Не хочу быть битым за переход на ж/д тематику но готов в будущей веткеkronma пишет: сделать отдельную ветку про байкальские паромы представить образцы поворотныхкругов производства СПбМЗ

kronma: Гайдукъ пишет: ...представить образцы поворотных кругов производства СПбМЗ... Новая ветка так и просится... Гайдукъ, спасибо за наслаждение от "железа"!

Рамзес: Боярин - с чего вы взяли что единственный сохранившийся ? У финнов нормальненько себе стоит Тармо - по времени так ровесник Ангары и не давно его фоты выкладывали в ветке о ледоколах А насчет 2-х шестидюймовок в гражданскую это где такое вычитали ? Шестидюймовая гаубица стояла на Байкале и то в 18 году несколько недель, трехдюймовки на Ангаре были и в 1918 и в 1920 Насчет ветки согласен - если есть желание стоит завести , только там кроме Ангары и Байкала еще десятка 3 разных парохода до революции было и некоторые с весьма интересной судьбой - 1 тут поработать успел , а потом аж на Чудское озеро "перебрался" Ну все флудить в данной ветке прекращаю - создавайте новую , Ангара и Байкал хоть и строились за бугром , но в состав забугорных ВМС все же не входили

rkbob:

rkbob: продолжение статьи парома-ледокола. Уже в июле следую¬щего года части ледокола начали по¬ступать в Россию. Из Ньюкасла-на-Тайне они доставлялись морем в С.-Пе¬тербург, а в Красноярск—по железной дороге. Общий вес перевезенных конст¬рукций составил 103 тыс. пудов (1648 т), часть из которых переправи¬ли по льду через Енисей до Канска, а дальше гужем в поселок Лиственичное на Байкале, где уже с 1896 г. велись подготовительные работы; остальные механизмы в навигацию 1897 г. пере¬правили на баржах по Енисею и Анга¬ре. В обход Падунского порога на Ан¬гаре специально построили двухверсто¬вую железную дорогу с перевалочны¬ми пристанями в концах пути. Сборка парома-ледокола началась 15 января 1898 г. и шла медленно из-за нехватки высококвалифицированных кадров. Руководил работами команди¬рованный Морским министерством ко¬рабельный инженер В. А. Заблоцкий, фирму «Армстронг» представлял шеф-монтер инженер Ханди, основную груп¬пу судосборщиков привезли из столи¬цы. 17 июня 1899 г. ледокол сошел на воду при готовности корпуса 99, вспо¬могательных механизмов—40%, после чего достраивался на плаву. Через семь дней императорским указом судну при¬своили название «Байкал», до конца года устанавливались паровые котлы, паровые машины, дымовые трубы, за¬вершались отделочные работы. 4 января 1900 г. «Байкал» вышел в пробный рейс, во время которого прошел 30 верст и ломал лед толщи¬ной до 1,1 м. 24 апреля ледокол при¬няли в эксплуатацию. По тем време¬нам он представлял собой значитель¬ное сооружение и считался одним из самых мощных ледоколов в мире (три паровые машины суммарной мощностью 3750 л. с., 16 котлов, грузоподъемность составляла 4200 т). На главной палубе находилось три рельсовых пути, на ко¬торых размещалось 25 товарных ваго¬нов, а каюты верхней палубы могли принять до 300 пассажиров. Еще в конце 1898 г. фирме «Арм¬стронг» заказали для Байкальской пере¬правы второй менее мощный ледокол (в отличие от четырехтрубного «Байка¬ла» он был двухтрубным), причем сумма подписанного правительством конт¬ракта составляла 34700 фунт. стерл. В первой половине следующего года судовые части доставлялись из Ньюкас¬ла в Ревель морем, а оттуда железной дорогой. Собирался грузо-пассажирский ледокол на судоверфи в Лиственичном, спуск на воду полностью готового су¬дна состоялся 25 июля 1900 г.; мощ¬ность «Ангары» (такое название полу¬чил новый ледокол) составила 1250 л. с. 1900—1906 гг. — период наиболее активной эксплуатации байкальских ле¬доколов. На станциях Байкал, Мысовая и Танхой возвели специальные пристани, так называемые вилки, для паро¬мов. На конечных станциях на палубу «Байкала» загружались товарные ваго¬ны, принимались пассажиры; «Ангара» же использовалась для перевозки пас¬сажиров и багажа. Работа паромов на¬чиналась в апреле и завершалась в кон¬це декабря, когда байкальский лед становился настолько крепким, что появля¬лась возможность перевозки грузов на лошадях. Во время русско-японской вой¬ны (в январе—феврале 1904 г.) прямо по льду озера проложили сорокакило¬метровую железную дорогу, сыгравшую важную роль в снабжении фронта гру¬зами и боеприпасами. С началом постоянного функциони¬рования Кругобайкальокой железной дороги (1906 г.) ледоколы совершали лишь эпизодические рейсы. В связи со строительством второго пути Кругобай¬кальской железной дороги (1910— 1915 гг.) переправа снова заработала активнее. В годы первой мировой вой¬ны «Байкал» перевозил исключительно военные грузы с Дальнего Востока, в том числе боевые катера и небольшие подводные лодки; в 1916—1917 гг. па¬ромы почти бездействовали. Особые испытания выпали на долю ледоколов в годы гражданской войны; оба они стали флагманами Байкаль¬ской военной флотилии, принимавшей участие в борьбе за власть Советов в составе Прибайкальского фронта летом 1918 г. В начале августа под натиском белочехов «Байкал» отступил. Вот как рассказывал о тех трагических собы¬тиях сын тогдашнего капитана «Анга¬ры» В. В. Базилевский: «Приведя «Бай¬кал» из Тихой в Мысовую при обстоя¬тельствах, напоминавших паническое бегство, командующий Байкальской военной флотилией Лука Власов не по¬заботился о разведке и охране судна. Разглядывая утром 12 августа в би¬нокль показавшиеся вдали пароходы «Бурят» и «Феодосии», он не опознал их, хотя должен был знать вражеские суда. С них открыли орудийный огонь и со второго снаряда подожгли «Бай¬кал». Для ликвидации незначительного в начале пламени никто не пытался предпринять какие-либо меры — все бросились бежать...». «Байкал» горел двое суток, а затем затонул. Высадив на берег вскоре после ги¬бели «Байкала» находившихся на борту красногвардейцев, «Ангара» ушла в порт Байкал и сдалась белочехам. Ин¬тересно, что ни один из членов коман¬ды во главе с капитаном В. Г. Базилевским не понес наказания за участие в боевых действиях, а судно передали прежнему хозяину—Байкальской пере¬праве Министерства путей сообщения. В январе 1920 г. отступавшие из Ир¬кутска семеновцы захватили в местной тюрьме участников Политцентра, гото¬вившего восстание против колчаковцев. Тридцать одного заложника доставили на «Ангару», где в ночь с 6 на 7 янва¬ря зверски казнили. После гражданской войны «Ангара» вошла в состав сначала Ангаро-Селенгинского, затем Восточно-Сибирского речного пароходства. В 1960 г. ее спи¬сали «по старости» и отдали для учеб¬ных целей в ДОСААФ, но и там от нее вскоре отказались. Много лет ни¬кому не нужное судно ржавело в одном из заливов Иркутского водохранилища, горело, тонуло, его пытались разрезать на металлолом; именно такая участь постигла «Байкал», который подняли со дна озера и сдали на переплавку. В 1977 г. Иркутский горисполком принял решение провести на «Ангаре» ремонтно-реставрационные работы, одна¬ко из-за отсутствия источника финан¬сирования восстановление пришлось от¬ложить на неопределенный срок. Лишь ,в конце 1988 г. на ледокол пришли ре¬ставраторы, труд которых оплачивался исключительно благодаря добровольным пожертвованиям отдельных граждан и трудовых коллективов Приангарья. В июле 1990 г. «Ангара» отправилась в последний рейс — к месту вечной стоян¬ки в заливе Иркутского водохранили¬ща. В сентябре иркутяне смогли позна¬комиться с новым музеем, который раз¬- местился на борту ледокола; в экспо¬зиции нашла отражение вся летопись развития судоходства на озере Байкал, специальный раздел посвящен героиче¬ской истории «Ангары». Говорят, что корабли, как и люди, имеют собственные судьбы; на долю «Ангары» тоже выпали многолетний не¬легкий труд, боевые испытания в бур¬ные годы гражданской войны, безыс¬ходность всеми покинутого «пенсионе¬ра». Теперь судно обрело народную ценность, что заслужило по праву. О. Н. Струк, старший научный сотрудник Иркутского государственного музея

Рамзес: Ну как говорят - раз пошла такая пьянка Только сразу - у меня материалы по региону Ангара - Байкал (между собой они взаимосвязаны и всегда единое пароходство действовало) , а вот с фотами кроме ледокольных не густо (вернее почти нет совсем) , так что начнем с истоков Пароходство по рекам Ангаре, Селенге и озеру Байкал 1840 г сибирский купец Н Мясников, получил привилегию на организацию пароходства по оз.Байкал и р Оби, Тоболу, Иртышу, Енисею,Лене и притокам. . Свое предприятие Мясников именовал Байкальским пароходством, но 1859 г умер 18 3 1843 г. в с. Груднинском на Ангаре в 18 верстах вверх по Ангаре от Иркутска заложен,18 9 1843 спущен колесный деревянный пароход “Император Николай I”. Наряду с паровой машиной и паруса, 26 6 1844 прибыл в Иркутск .Из Иркутска шли 12 суток 554 км по Ангаре до Заярска и обратно., в 7 1844 г. выведен на Байкал, в 1848 г сгорел в Посольске, оттого что искры из трубы, подожгли паруса. 28 саженей (около 60 м). 32 лс В день спуска первого заложен и в 1844 г. окончен постройкой колесный “Наследник Цесаревич”. Наряду с паровой машиной и паруса, также переведен на Байкал – к 1859 г в Байкальском пароходстве и в 1860 г утонул. 28 саженей (около 60 м) 50 лс 1849 г на Николаевском заводе Иркутской губернии для Д Бенардаки построены колесные деревянные пароходы “Дмитрий Бенардаки”(1869 г пропал без вести на озере) и “ Граф Муравьев - Амурский ”, для Селенги большие, для озера малые и неудобные Весна 1859 г - после смерти Мясникова, наследники решили объединиться с конкурентом, и в 4 1859 г извещение о создании совместного предприятия. С этого момента вместо 2 рейсов в неделю пароходы делали 3. "Наследник Цесаревич" отходил с Лиственничной пристани по вторникам и пятницам, "Бенардаки" оттуда же по воскресеньям до Посольска и назад, "Граф Муравьев-Амурский" для экстренных рейсов, а по мере нужды за товарами и возил пассажиров до Селенги. Первым начальником Байкальского пароходства стал служащий купца Бенардаки, Бессонов. 1860 - Бенардаки продал свои корабли купцу В Рукавишникову, и на Байкале вновь 2 пароходства - наследников Мясникова и Рукавишникова. Оба называли Байкальскими. 1865 г - вошел в строй построенный там же для этого пароходства колесный деревянный пароход “Иннокентий” - с 17 по 24 12 1869 г на Байкале сильная буря, по время которой выброшен на камни у Ушканьих о- вов, близ п- ова Святой Нос и разбит. Погибло 30 чел. В конце месяца спасательная экспедиция обнаружила там переломанное днище и несколько досок. 100 лс 1867 г - в строй вошел построенный тем же заводом для иркутского купца И Хаминова железный колесный пароход “Николай” - прибыл в Иркутск вечером 25 8 , летом 1888 г у купца A.M. Сибирякова, вел баржу с 35 тысячами пудов хлеба, получил в борту пробоину и затонул из - за непогоды. 43 м 60 нлс /240 лс 1868 г завод изготовил механизмы деревянного колесного парохода “Генерал Корсаков” для Байкальского пароходства – в ночь на 12 10 1869 г в 2 часа стоял на Байкале в Лиственничном близ берега. Утром должен идти в Ангарск, поэтому в трюме много дров, внезапно вспыхнул как факел и сгорел дотла – в пожаре погибли помощник машиниста и кочегар. Стоимость - 37 тысяч рублей. В конце 1870 Иркутская дума рассмотрела проект устава АО "Байкальское пароходство". Учредителями стали потомственные почетные граждане А Белоголовый и И Катышевцев, купец 1-й гильдии М Пономарев, генерал-майор Л Софиано и коллежский асессор В Бутыркин.19 1 1871 г утвержден график почтово-пассажирских перевозок. 1872 г - купцы 2-й гильдии И Могилев, Ф Елизов, М Шмулевич, братья Ф и И Шишеловы учредили Товарищество срочного и буксирного пароходства "Байкальское пароходство". 1873 г на озере ходили 3 парохода товарищества – от Крестовой до Посольска "Генерал Синельников", новый "Генерал Корсаков" на буксирных рейсах, "Николай" возил грузы и пассажиров от Байкала до Братско-острожного селения. Днем рождения пароходства можно считать 21 3 (ст ст) 1875 г, когда император Александр II утвердил Положение о почтово-пассажирском и буксирном пароходстве на Байкале. В его составе пароходы "Генерал Корсаков" и "Генерал Синельников", буксирные парусники "Иннокентий", "Иоанн", "Владимир" и "Лазарь", 2 баркаса и 12 лодок. Инженер-механик - германский подданный, 2 капитана и 2 машиниста - местные,12 служащих и 100 рабочих – вот первый штат байкальского флота. 1880 г пароход «Ермак» выброшен на берег у Посольского Монастыря и значительно поврежден. 1883 г пароход «Иркутск» в Посольской гавани (пункт переезда через озеро от Голоусного до Посольска в устье Селенги) терпит крушение. Судно затонуло, команда спаслась. В то время нет возможности поднять, потому до сей поры на дне . 1883 г Калистратов на винтовом катере,построенном компанией золотопромышленников Базановым, Немчиновым, Сибиряковым и Трапезниковым на Николаевском заводе Бутиных, пройдя пороги на Ангаре, ушел к Енисейску После смерти М.О.Осокина купец Я.А.Немчинов купил его пароходство за 650 тыс.руб. К тому времени 6 пароходов и 18 барж. 2 1894 г – купец умер колесный пароход БУРЛАК 1884 г завод Немчинова , Лиственничное – в строю к 1917 г колесный пароход ДОБРЫНЯ 1885 г завод Немчинова , Лиственничное – списан в 1958 на р Чикой как Маршал Чойбалсан и разобран в 1962 г пароход «Граф Сперанский» 1888 г - 29 12 1895 г напором льда сорвало стоящим на якоре в затоне и приперло к берегу. Больших трудов стоило стащить на «чистую воду» - 1902 г продан на Лену и окончил жизнь тут в 1961 г как «Пролетарий» В начале 1890-х гг. на Ангаре и Байкале с Селенгой 14 пароходов, 44 баржи 15 парусных судов пароход "Яков" – вновь построенный для А.Я.Немчинова и названный в честь отца, 27 11 1894 г. ушел из Мысовской в плавание по Байкалу 31 7 1897 С.О.Макаров на пароходе «Иоанн Кронштадтский» (1898 г ушел на Байкал,1908 продан на Лену) ушел из Норвегии (Вардэ) в устье рек Оби и Енисея для изучения Севморпути. 11 12 1900 г Заблоцкий писал в Управление МПС, что на постройке плавдока сделано 80% работ. В гавани стоят пароход и 2 баржи А.Я.Немчинова + «Лейтенант Малыгин» и 4 баржи переправы 1900 на реке между Иркутском и Братским острогами 4 парохода винтовой пароход "Иннокентий", к 1900 г хозяин кяхтинский купец Немчинов. - 1908 г гидрографическая экспедиция на оз. Байкал двухвинтовой деревянный пароход "Храбрый" – на 1900 г хозяин инж -механник Кнорре деревянный пароход "Барнаул" – на 1900 г хозяин Франсуа Лаббон 40 нлс 2 10 1900 г В полночь буксируемый пароходом «Лебедь» с устья Селенги в Лиственичное, паузок купца гр.Ал. Зырянова, с 800 мест чая купцов Синицина и Карнакова, ветром утопило в середине Байкала. Канат обрублен - катастрофа грозила и пароходу. С трудом удалось спасти на паузке людей. Затопило и привязанный к борту катер, с которого спасли паровик 1 12 1900 бурей выбросило паровой катер Свинина на берег в местности Тельнушка, в 3 верстах от Мысовой. Аще народ интерес к теме проявит - на очереди буремный век 20-й

ABP_TOR: Рамзес пишет: Аще народ интерес к теме проявит - на очереди буремный век 20-й Просим, просим!!!

Боярин: Самое интересное.Спуск. Байкал на Байкале.

Юрген: Конечно это не фото, но "Байкал" за работой представлен отлично. Рис из "Ил. летописи Р-Я войны" А это погрузка на суда. Своего рода иллюстрация к уважаемому Рамзесу. Качество - увы, но книге более 100 лет. С уважением Ю.

nemos: Боярин пишет: Самое интересное ...маленькое дополнение - чуть больше: 1.2.3.4.5.6. ...с уважением

Боярин: А по "Ангаре" такое есть? А то у меня только современные фото. А как хотелось бы сделать модель этого ледокола. У меня есть корпус в масштабе 1:50. Современный вид отличается от первоначального.

nemos: Боярин пишет: А по "Ангаре" ...она сейчас существует как музей ...или как

Боярин: Да она стоит в Иркутске.

Рамзес: Мужики - да Байкала с Ангарой в сети хватает , на последнюю когда - то в Моделисте чертежи были , правда не всегда их чертежи реалиям соответствуют А еще какие - то фоты с пароходами оттуда попадались , а то мне только Лейтенант Малыгин и то на Севере в переходе ABP_TOR - текстовку продолжу завтра , но и встречная просьба будет все по тем же Морякам на Украине Насколько помню там вроде был поименнный список транспортов , что немцы взяли в Новороссийске летом 1918 - если не сложно , наберите эти имена или номера да суньте в Красные флотилии или на мейл перекиньте , что - то не все в моих розысках срастается , кой - чего уточнить нужно Ну а моя благодарность разумеется не будет иметь границ (в пределах оставшейся текстовки по Байкальскому региону) - страничек 5 текста еще набежит

ABP_TOR: Рамзес Сделаю, по Байкалу мне особо интересны пароход "Круглобайкалец" и катер "Волна"

Рамзес: Хорошо - часть вторая Мне там тоже многое интересно - особенно посереволюционные судьбы Я тоже родом не из тех мест , а впечатление будто после гражданской кроме Ангары 4 - 5 пароходов остались , а остальные посписывали на слом Специально по просьбам винтовой служебный параход КРУГОБАЙКАЛЕЦ, c 30 1 1941 БАЙКАЛ - 1903 г по заказу МПС для Кругобакальской ж/д К 15 7.1918 моб, в сост. фл. Участв. в гражд. в.- в ночь на 17 8 1918 поврежден у Мысовой при пожаре лед БАЙКАЛ и вскоре взят белыми, после ремонта у старого хозяина - в начале 1 1920 ушел из Лиственничного в Танхой, вскоре взят красными и передан Главоду. 19.4.1920 моб. как КЛ в Сиб. речн. фл. 11. 2.1921 перечислен в Байкальский д-н судов и стал ВПХ .30.5.1921 разоружен и сдан Главоду, был у НКПС , затем в Вост.- Сиб. речн, п –ве – 19 5 1969 выведен из работы и сдан Главторчермету для разборки на металл 115 т; 27,4X5,0X2,1 м 260 л. с 12/ 9 узл 2 76-мм 1 37-мм , 2 пул 32 чел (1920 г) моторный катер ВОЛНА 1898 г верфь Я Немчинова Лиственничное Хозяин Кругобайкальская ж/д , К 15 7. 1918 моб, в сост. фл. - красные хотели взорвать несколько тоннелей и создали команду в 28 человек, придав поезд, мотолодку и «Волна». Пытались подорвать тоннель №19, по другим данным № 18 и в ночь на 17 7 подошли к месту взрыва на катере, но белая засада обстреляла при высадке, убив 2 чел - тоннель остался цел.Изрешеченный пулями катер ушел в Слюдянку и вскоре взят тут белыми – после ремонта у старого хозяина. В начале 1920 взят красными и сдан Главоду 5.6.1920 моб, вооружен и вкл. в Сибирскую речную фл. 9.2.1921 разоружен и возврат Главоду. Дальнейшая судьба ? 13 т 9X2,4X1,5 м 12 л. с 7 узл 1 пул Теперь - история 14 10 1901 г пароход «Яков», вел из Нижнеангарска на буксире - «Потапов» с 549 бочками рыбы, 160 рабочими и 15 членами команды; - судно Могилева с 250 бочонками рыбы и большой группой рабочих; - судно Шипунова с 240 бочками рыбы и пассажирами и 3 бурятских лодки-мореходки с рыбаками, не дойдя 15 верст до м-ка «Кобылья голова», попал в бурю. Не выдержал и лопнул канат - суда во власти стихии. Судно Могилева выброшено на берег, люди спаслись, Шипунова смогло удержаться на якоре в 30 саженях от скалы, о которую «Потапов» в ночь на 15 10 разбит в щепки, 176 чел на нем погибли. Хотя из лодок 2 выбросило на берег, а 1 разбило утянув на дно, их рыбаки спаслись. В конце 9 1902 г в шторм у м - ка Кобылья голова », при выходе из Малого моря в Малые Ольхонские ворота пострадал пароход «Александр Невский, но отстоялся на 2 якорях с двигателем в полный ход - погиб в годы гражданской войны Кругобайкальская переправа : паром-ледокол «Байкал»; пассажирско-грузовой пароход-ледокол «Ангара»; колесный буксир «Лейтенант Малыгин»; колесный пароход «Второй» (бывш енисейский), винтовой буксир «Кругобайкалец»; винтовой буксир «Бард»; катер «Волна»; катер «Ласточка»; катер «Коля»;парусный паровой баркас «Койот» (нач 1906 г продан на Чудское оз); мотолодка «Кругом»;мотолодка «Около»; баржи деревянные; деревянный 5 -ти секционный плавдок; пристани Байкал, Танхой и Мысовая с вилками для «Байкала» деревянный колесный пароход ВЕРХНЕАНГАРЕЦ 1906 г з-д Немчинова, Лиственничное (последний построенный в регионе до революции) 1910 г - 18 пароходов, с судами переправы (8 с деревянными корпусами). Несамоходных - 24 судна, в их числе 3 металлических баржи в 600 грт пароход "ТОВАРИЩ" – в строю к 1917 г, погиб в годы гражданской войны моторный катер ЧАЙКА для Байкальской экспедиции АН - 15 5 1916 г мастерские Байкальской ж.д. переправы в Лиственичном начали постройку , в начале июня окончена и 6 7 спущен на воду 26 1 1918 г декрет "О национализации торгового флота", а 28 1 Постановление Комитета Советских организаций Восточной Сибири о национализации Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств – коснулось и переправы. Управляющим избрали машиниста котельной Л М Власова, участника революции 1905 г. Фронт подходил к Иркутску. 9 и 10 7 1918 г 11 исправных пароходов ушли отсюда к озеру. В Лиственичное прибыл член Центросибири, начштаба фронта Прибайкалья М.А. Трилиссер, по его указанию стали готовиться к боям. В флотилию вошли: "Байкал", "Ангара"(набили песком мешки и клали на борта, на рубке обшивка набитая песком), "Кругобайкалец", "Михаил","Иннокентий" (вскоре брошен из–за неисправности),мотокатер "Волна".15 7 с утра грузили уголь,смазку, запчасти, еду. Ледоколы «Байкал» «Ангара»,пароходы «Кругобайкалец», «Михаил», буксируя баржи ушли от Лиственничного к ст Байкал. Чуть раньше К.Ульянов увел из Иркутска в Верхнеудинск, где был отряд анархиста Н.Каландаришвили, пароходы "Граф Муравьев-Амурский" (с 1920 "В Ленин"), "Лейтенант Малыгин", "Сибиряк", "Таразан" (2 последних взяты белыми в Лиственичном в середине 7 1918 г) и деревянную баржу "Тунгуска".В то время и на Селенге 3 парохода - заднеколесный "Работник", "Бурлак" и "Кооператор" работавший у Троицко- Савска. В 8 1918 отряд Каландаришвили ушел к монгольской границе. Конница по Кяхтинскому тракту, пехоту везла флотилия Ульянова. У с Зарубино на Селенге суда остановились. Партизаны ушли по Джидинскому тракту, команды судов остались на месте. Ульянов приказал утопить в реке важные части механизмов, чтобы белые не могли использовать флот. Вскоре те настигли речников и взяв пароходы - Ульянова расстреляли. Вооружившись и взяв красногвардейцев, "Ангара" ушла в южную часть озера ведя разведку у станций Утулик и Мангутай, взятых "белыми", обстреляла участок ж/ д, где чехи вели работы. На следующий день у Толстого мыса стреляла по эшелону чехов - тот укрылся в туннеле. С сопки разъезда - ответный огонь. Машине - полный ход и ушла на середину Байкала, снаряд лег под корму дав столб воды и ободрав осколками. Выйдя из-под обстрела ушла к Лиственичному - тут несколько залпов по берегу. Ответила гаубица со станции Байкал, и восстановленный чехами пароход "Сибиряк"- безрезультатно. Разведав батареи врага, "Ангара"ушла в Танхой - 30 7 атаки красных при поддержке огня ледокола продолжены - 20 8 1918 красная флотилия пришла в Лиственичное к белым и сдалась Ну вот и все - расписывать конкретный состав белых и красных флотилий на озере в период гражданской я не буду - большая часть моих данных не сильно далеко ушли от Бережного , а по разведданным в обозримом будущем в одном новом флотском журнале серьезная статья по событиям 1918 г на озере должна быть

Юрген: Однако вернемся к судоходству по Байкалу. Вот попался очень интересный материал, может кому понадобится. С уважением Ю.

nemos: ...а размерения паром-ледокола "Байкала" кто подскажет?

Прохожий: Кстати, как-то не усматривается никаких упоминаний о "Трансбайкальском перекрестке" В.Г. Андриенко. Там кое-что и о переправе, и о ее функционировании есть, и не так уж мало, есть и о последующей судьбе ледокола и парома. Причина такого умолчания мне непонятна.

nemos: ...такое фото есть (может у кого есть размером поболее...) ... ...а теперь мне тоже хотелось бы услышать ответ на вопрос ув.Прохожего

vvy: Просто книга Андриенко мало кому известна (издательство не "морское"). Я ее в руках-то вертел, но своего экземпляра не имею.



полная версия страницы