Форум » После вахты » Календарь (продолжение) » Ответить

Календарь (продолжение)

Dirk: Друзья, а не попробовать ли вести календарь памятных дат. По возможности - круглых. Например: 23 февраля 1882 г., 11 февраля по старому стилю (125 лет) – родился Александр Николаевич ГАРСОЕВ, капитан 2 ранга, известный подводник. 1887 г., 11 февраля по старому стилю (120 лет) – родился Всеволод Николаевич КОТЛЕЦОВ, МК (1910), лейтенант. Некролог: "Лейтенант Всеволод Николаевич Котлецов скончался в Нью-Йорке 8 августа с.г. Покойный родился 11 февраля 1887 в С.-Петребурге. По окончании МК в 1910, корабельным гардемарином совершил заграничное плавание на линейном корабле "Цесаревич". В 1911, по производстве в мичманы, был назначен в Балтийский флот; служил на линкоре "Слава" и на минном заградителе "Нарова". В 1916 был назначен командиром минного заградителя "Мста"; за постановки мин имел боевые награды и Анну 4 ст. "за храбрость". После революции выехал с семьей в Швецию и Норвегию, затем отправился с английской экспедицией для борьбы с большевиками на Мурманск. Когда англичане оставили Мурманск, прибыл в Лондон, где был прикомандирован к Морскому агенту адм. Волкову. В 1921 прибыл в Нью-Йорк; много лет работал в National City Bank, после чего, по предельному возрасту, вышел на пенсию. Похоронен на морском участке кладбища в монастыре Новое Дивеево". - Бюллетень ..., 1963. № 3 (102). С.55. 1917 г., 10 февраля по старому стилю (90 лет) – В 22:30 инженер-механик лейтенант Михаил Макарьевич Шевчук, «повздорив с лейт. [Сергеем Константиновичем] Кржижановским на Наровской ул. в Ревеле убил его выстрелом из револьвера, после чего смертельно ранил себя». Шевчук скончался 11 февраля.

Ответов - 89, стр: 1 2 3 All

nemos: ...21 декабря. В этот день в 1799г. эскадра адмирала Ушакова в составе 7 линейных кораблей, 1 фрегата, 2 посыльных судов и 6 неаполитанских транспортов с 3-мя гренадерскими батальонами десанта вышла из Неаполя в Мессину для соединения с английской эскадрой вице-адмирала Карцева для совместных действий против Мальты, занятой французами. В этот день в 1916г. в 11 милях к западу от мыса Кара-Бурну Европейского крейсер «Память Меркурия» потопил 2 турецкие канонерские лодки, находившиеся в крейсерстве у Босфора. Операция удалась в следствие оперативного перехвата и расшифровки турецких радиограмм. В течение 20-21 декабря продолжались упорные оборонительные бои по всему периметру севастопольской обороны. 20 декабря директивой Ставки №005898 СОР был подчинен командующему Закавказским фронтом, предписывалось немедленно отправить в Севастополь одну стрелковую дивизию (или 2 стрелковых бригады), перебазировать для прикрытия Севастополя не менее 5 авиаполков, не позднее суток отправить в Севастополь маршевое пополнение – не менее 3000 бойцов; «задержавшемуся» на Кавказе командующему ЧФ немедленно прибыть в Севастополь. Уже вечером 20 декабря в Туапсе началась погрузка на транспорты 345 стрелковой дивизии, переданной из состава 44 армии. Одновременно в Новороссийске началась погрузка 79 особой стрелковой бригады на крейсер Красный Кавказ», эсминцы «Бодрый» и «Незаможник»; в ночь на 21 декабря первые транспорты и боевые корабли вышли в Севастополь. В течение 20 декабря авиация главной базы сделала 143 вылета, из них на бомбардировку 28 и на штурмовку 20. Утром 21 декабря основной удар немцы нанесли в 3-м секторе обороны в направлении с. Камышлы, высоты 192,0, Инкермана, Итальянского кладбища, д. Верхний и Нижний Чоргунь, но в течение дня успехов не достигли. Высота 192,0 в течение дня 4 раза переходила из рук в руки, и только вечером немцы заняли её окончательно. К исходу дня 388 дивизия, потеряв более половины имевшегося накануне личного состава, отошла на новые позиции. В полдень этого дня боевые корабли с 79 отд. Стр. бр. и присоединившийся к ним в море лидер «Харьков» прибыли в Севастополь; всю вторую половину дня они вели огонь по наступающим немецким частям. В этот же день из Поти с грузом боеприпасов вышел лидер «Ташкент», транспорт «Калинин» с 1750 бойцами и 8 орудиями, транспорт «Серов» с 1930 бойцами и 7 76-мм. пушками 345 стрелк. дивизии. В охранении эсминцев «Способный» и «Шаумян» на следующий день они прибыли в Севастополь. В течение этого дня через Керченский пролив наши батареи, дислоцированные на косе Тузла, вели контрбатарейный огонь по немецким батареям на Керченском п-ове. В этот день в 1943г. в Северной Атлантике юго-восточнее Гренландии своим экипажем после серьёзных неисправностей была затоплена немецкая подводная лодка U- 284 типа VII-C под командованием обер-лейтенанта Гюнтера Шольца, находившаяся в первом безуспешном боевом походе. В этот день в 1941г. под Танжером глубинными бомбами с британского самолёта типа «Свордфиш» была потоплена немецкая подводная лодка U-451 типа VII-C под командованием корветен-капитана Эберхарда Хоффмана. Лодка имела 6 боевых походов, потопила 1 корабль. 1 чел. спасен, 44 погибли. В этот день в 1941г. в Северной Атлантике северо-восточнее Азорских о-вов глубинными бомбами британских сторожевика и корвета была потоплена немецкая подводная лодка U-567 типа VII-C под командованием капитан-лейтенанта Энгельберта Эндрасса. Лодка имела 3 боевых похода, 2 потопленных судна. Экипаж, 47 чел., погиб.

ursus: Морской хронометр. Голоса истории 21,22/ 8, 9 (ст.ст.) Декабря Все ещё живы... II Эскадра Тихого океана шла навстречу судьбе… 1904 г. (почти 100 лет назад) Вчера была такая погода… (П.А.Вырубов, Лейтенант РИФ, борт крейсера «Князь Суворов») 9 декабря Вчера была такая погода, что не дай Бог испытать её вторично. Рано утром было ещё довольно сносно, а потом ветер начал свежеть и свежеть. Он дошел до силы 11 баллов. Стоять на палубе было трудно. Волны все увеличивались, образуя кругом корабля громадные и крутые горы. Высота волн доходила до 40 футов. Часам к 12-ти море уже ревело вовсю. К трем-четырем часам ярость достигла своего апогея... Броненосец раскачивался и жалобно скрипел. Все было задарено, но все-таки всюду попадала вода... В каютах дышать было нечем. Воздух был как в бане, если не хуже. Вода попала в башни, в кочегарки, во все палубы, в машину. По срезам и по юту ходить было нельзя - смоет за борт. Волны падали на башни и даже на мостик. Ветер ревел. Броненосец качался. Волны шли на него совершенно отвесно... Когда я увидел это, я сначала даже не поверил - уж не мерещится ли это? (Вырубов П. А. Десять лет из жизни русского моряка,… Киев, 1910) Штормовое крещение в океане… (Вл.П.Костенко, инженер-механик РИФ, борт крейсера "Орел") 9 декабря. Шторм в Индийском океане. Вчера мы выдержали жестокий шторм, которым нас встретил Индийский океан. В первый раз я видел океан в настоящем гневе. До сих пор он лишь слегка хмурился, и только его могучая зыбь докатывалась до нас как слабый отголосок дальней ярости. Но на этот раз он со всею силой обрушился на эскадру. Ветер стал крепчать на другой день после того, как мы миновали мыс Кап, направление — зюйд-вест, с кормы в правый борт. .. Но океан не терпит праздного любопытства. Он долго угрожал нам, пока мы созерцали с восторгом его буйную силу, и, наконец, решил проучить нас. В то время как мы любовались со спардека взъерошенными валами, прячась за барьер из кормовых коечных сеток, он выбрал момент и, сложив вместе две гигантские волны, вдруг стремительно бросил их вдогонку кораблю. Мгновенно весь ют с 12-дюймовой кормовой башней исчез, поглощенный бездной, а гребень взметнулся через сетки и ворвался на спардек, вихрем заметавшись по палубе. Мы ухватились за что успели, но вода всех сшибла с ног и покатила по палубе к борту. К счастью, никого не унесло за борт через прорез в коечных сетках. Однако все вымокли настолько, что пришлось идти переодеваться. В этот момент через мамеринец 12-дюймовой кормовой башни вода хлынула сплошным потоком в батарейную палубу и залила ее чуть не по колено. Даже бывалые моряки, не один год бороздившие океан, увидели, что положение становится серьезным. .. К полуночи шторм начал постепенно стихать. Хотя океан продолжал реветь и корабль еще содрогался под тяжелыми ударами волн, но уже было заметно, что ураган выдыхается. Командир на мостике вздохнул спокойнее, а свободные от вахты офицеры стали расходиться по каютам, чтобы отдохнуть после дневного напряжения. Сегодня с утра только изредка особо крупные зыбины взметаются на ют и срезы броненосца, демонстрируя последние вспышки бессильной ярости шторма. Эскадра с честью выдержала штормовое крещение в океане. ( Костенко В. П. На «Орле» в Цусиме. — Л.: Судпромгиз, 1955. ) С уважением,.. "Вера и Верность!"

Юрген: 23 декабря 1860 г. родился Н. О. Эссен (Санкт-Петербург), адмирал (1913 г.). После окончания Морского корпуса в 1880—1882 гг. находился на стажировке в английском флоте. Затем служил на кораблях Балтийского флота и на Дальнем Востоке. Командуя броненосцем «Севастополь», участвовал в Русско-японской войне 1904— 1905 гг. За боевые заслуги награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. и золотым оружием с надписью «За храбрость». В 1906—1908 гг. начальник Отряда минных крейсеров Балтийского флота. В 1909 г. назначен начальником Морских сил на Балтике. Под его непосредственным руководством разрабатывается план операций флота на случай войны. Умер 20.05.1915 г. Специально дал самые общие сведения - надеюсь уважаемый G-L поделитсь своим материалом, собранным (в т.ч. на форуме) по этой выдающейся личности. С уважением Ю.


nemos: ...22 декабря. В течение этих суток: В 0ч.05м. крейсер «Красный Кавказ», выйдя из Северной бухты и маневрируя между берегом и внутренней кромкой минного заграждения у Балаклавы, в течение 35 мин. вёл огонь по площадям в районах скопления немецких войск у дачи Торопова, деревни Черкез-Кермен; и в 2ч.45м., имея на борту 500 раненых, взял курс на Туапсе. В 7ч.30м. в Севастополь, в охранении тральщика «Защитник» и 2 сторожевых катеров прибыл транспорт «Абхазия». В течение дня крейсер «Красный Крым», лидеры «Ташкент» и «Харьков», эсминцы «Бодрый», «Незаможник», «Смышленый» вели огонь по площадям по районам скопления немецких войск со своих якорных стоянок, выпустив: крейсер – 136 снарядов, «Ташкент» - 464, «Харьков» - 355, «Бодрый» - 400, «Незаможник» - 140, «Смышленый» - 189. В 19ч.30м. крейсер и «Незаможник», выйдя с базы, в течении 1ч.35м. вели огонь по немецким частям в р-не д.Верхний Чоргунь, дачи Топоркова, д.Кучук-Мускомья, выпустив по 100 снарядов каждый, после чего взяли курс на Туапсе; «Красный Крым» имел на борту 400 раненых. В 0ч.05м. из Туапсе в Севастополь вышли транспорт «Курск», имея на борту 1900 чел. пехоты, 2 45-мм., 5 76-мм., и 5 122-мм. орудия; транспорт «Фабрициус», имея на борту 1700 бойцов и 4 76-мм. пушки; транспорт «Красногвардеец» с 1220 бойцами на борту. Конвой составили 12 миноносцев, эсминец «Сообразительный», тральщики «Щит» и «Взрыв». В 6ч.10м. из Поти в Севастополь вышли крейсер «Коминтерн», эсминцы «Островский» и «Железняков», имея на борту 2773 бойца маршевых рот и 4,5 вагонов боеприпасов. В течение дня немцы ввели в бой резервы 170 пех. дивизии у с.Чоргунь и резервы 132 пех. дивизии у с.Камышлы; на участке советской 388 стрелк. дивизии силами полка немцы выбили дивизию с занимаемых позиций и заставили отойти в направлении поста Мекензиевы Горы; отдельные группы немецких автоматчиков прорвались в район Братского кладбища. К исходу дня передовые немецкие части находились в 7 км. от центра города, что позволило им вести огонь по центру силами дивизионной артиллерии. Введенная в бой 79 особая стрелковая бригада контратакой на самом опасном участке – позиций 388 стрелк. дивизии к ночи почти сумела восстановить положение. На остальных участках немцы атаковали вяло и успехов не добились.

nemos: ...23 декабря. В этот день в 1798г. между Россией и Османской империей был заключен военный договор, направленный против Франции, в числе статей которого были: - Россия обязывалась послать для помощи Турции эскадру под командованием вице-адмирала Ушакова с содержанием её за счет Турции. - Российский флот получал свободный проход через проливы. В этот день в 1853г. соединенный англо-французский флот вышел через Босфор в Черное море для защиты Турции в случае нападения российского флота. В ночь на 23 декабря минные заградители ЧФ выставили минное заграждение из 607 мин у выхода из Босфора. К находящемуся в прикрытии Черноморскому флоту присоединились транспорты «Олег», «Исток», Атос», «Эрна», груженные камнем и предназначенные для затопления с целью блокирования гавани Зунгулдака. В ночь на 23 декабря 1941г. 1-й батальон 8-й бригады морской пехоты и 90-й стрелк. полк были отведены к долине р. Бельбек и д. Любимовка с целью сокрашения линии фронта и создания оперативного резерва. В общий резерв были выведены понесшие наибольщие потери 773 полк и 40 кав. дивизия. Батарея №10 была взорвана, её личный состав был переведен на батарею №30. В этот день в Приморскую армию начали прибывать части345 стрелк. дивизии: 2 бронетанковые роты 965 стрелк. полка и 1165 стрелк. полк, выведенные на позиции в р-н Инкерманской долины; 2 батальона 1163 стрелк. полка, выведенные в р-н кордона Мекензия №1, и штаб дивизии, разместившийся на вост. окраине Инкермана. В течение дня по немецким позициям вели огонь лидеры «Ташкент», выпустивший 257 снарядов; «Харьков» - 234 снаряда; эсминцы «Смышленый» - 109 снарядов; «Способный» - 100 снарядов. Заградительный огонь кораблей сорвал атаки немцев в этот день. В этот день в 1941г. в Средиземном море севернее Соллума британскими эсминцами «Хасти» и «Хотспер» была потоплена немецкая подводная лодка U-79 типа VII-C под командованием капитан-лейтенанта Вольфганга Кауфмана. Лодка имела 6 боевых походов, потопила 3 корабля. Число погибших на лодке неизвестно.

ursus: Морской хронометр Голоса истории Секрет, которым обладал адмирал… «Секрет, которым обладал Адмирал Х, - заключался в том, что он умел выбирать своих командиров… создав командиров, Адмирал X мог уже делать с эскадрой такие маневры, о которых другой Адмирал не мог бы и думать...» (Адмирал С.О.Макаров о своем наставнике - адмирале П.В.Козакевиче) 23/11 ст. ст. Декабря 1887 г (более 120 лет назад) в Санкт-Петербурге скончался , генерал-адъютант, действительный член Императорского Русского Географического общества, АдмиралЪ Петр Васильевич КОЗАКЕВИЧ Потомок старинного польского рода, П.А.Козакевич известен в истории Русского флота как сподвижник Г.И.Невельского, участник кругосветок, устроитель Дальнего Востока. «Нет никого в Николаевске, кто бы не был ему чем-нибудь обязан…», -пишет в Дневнике С.О.Макаров Отдадим должное памяти Адмирала и вспомним: - Декабрь 1854 г., Козакевич, по паспорту купца I гильдии Соловьева, был командирован в Северо-Американские Соединенные штаты и в течение 2х лет выполнял там все поручения Морского Министерства «с отличным успехом»… - Адмирал Казакевич сделал представление в Петербурге о производстве выпускника Николаевского морского училища Степана Макарова, за его блестящие успехи в обучении, не в кондукторы флотских штурманов, а в корабельные гардемарины, что дало ему возможность стать мичманом, а затем поступить в Морскую академию… - Именно по ходатайству Гл. командир Кронштадтского порта, вице-адмирала Казакевича в июле 1872 г. на здании Морского собрания было разрешено поднимать военный Андреевский флаг… - Сын Адмирала –Владимир Козакевич с честью сложил голову в Цусимском сражении крейсере «Князь Суворов»… Именем Адмирала Козакевича, были названы банка в Японском море (о. Сахалин, 1850-е гг.), мыс в Амурском лимане и о-в Русский (Козакевича). С уверенностью в светлом будущем... АдмиралЪ Николай Оттович фон ЭССЕН (11 декабря 1860 - 7 мая 1915, Ревель) 23/11 ст. ст. Декабря 1860 года ( почти 150 лет назад) в Санкт-Петербурге, в семье товарища министра юстиции, статс-секретаря, Отто Васильевича фон Эссена и Любови Алексеевны (ур. Дружиной) родился сын Николай, русский Адимрал, выдающийся морской стратег и талантливый флотоводец. барон Н.О. фон Эссен происходит из остзейского рода, имевшего 200-летние морские традиции и давшего Русскому флоту 7-мь Георгиевских кавалеров. С 13-ти лет вся жизнь Николая фон Эссена была посвящена морю. После гимназии, он поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1881 г. с отличием , 2-ым по списку. За успехи в учебе и примерное поведение его имя было занесено на мраморную доску в актовом зале. Эти годы оставили у юного гардемарина противоречивые впечатления: «...Нас учат чему угодно, даже танцам и фехтованию, но только не таинствам управления военным кораблем или соединениями флота. Неужели этому придется учиться на войне?..» Слова оказались пороческими. Характер бесстрашного Адмирала выковался в горнилах двух жестоких войн. За три десятилетия фон Эссен прошел нелегкий путь от командира миноносца № 120 до Командующего Балтийским флотом. Судьба готовила Николаю Оттовичу немало испытаний. Но его цельная натура, недюжинный интеллект и преданность морскому делу неизменно завершали успехом все начинания Амирала. “Мне представили маленького плотного капитана 2 ранга, шедшего мелкими быстрыми шажками по набережной, Чистое круглое лицо, большие умные синевато-серые глаза... Это лицо и глаза из тех, что надолго врезываются в память. Говорят, хрустально бескорыстный, крайне независимый человек”. (германский морской атташе в Порт-Артуре, впосл. адмирал, Э. Гопман о Николае Эссене) Адмирал Эссен вошел в историю РИФа как командир легендарного "Новика" и бесстрашного "Севастополя". 5 декабря 1904 г (почти 100 лет назад) “Гордитесь, славные воины, подвигом броненосца “Севастополь”, подвигом командира капитана 1 ранга Эссена, господ офицеров и команды! Пусть каждый из вас будет с гордостью передавать родине и потомкам, как “Севастополь” один отважился выйти на рейд в ночь на 26 ноября и, будучи атакован подряд пять ночей, со славой геройски отбивал атаки неприятельских миноносцев. Подвиг этот не должен никогда изгладиться из вашей памяти!.. Ура героям броненосца “Севастополь”! ( из Приказа начальника Квантунского укрепрайона генерал-лейтенант А. М. Стесселя) Адмиралу довелось изведал горечь и унижение японского плена, и царское благоволение Императора. Известно, что в 1909 г. Николай II был так воодушевлен показанными ему на учениях, вверенных Эссену сил Балтийского моря: артиллерийским боем, торпедной атакой, что, не сходя с мостика “Пограничника”, надел на контр-адмирала аксельбанты со своего плеча, назначив его в свою свиту. Но для Георгиевского квалера Н.О. фон Эссена самой большой наградой было процветание и развитие флота России. адмирал фон Эссен, В.кн. Кирилл Владимирович и... босоногая команда... Современники хорошо запомнили одну из самых ярких побед Адмирала, одержанную им в "сухопутном бою" с косной бюрократией. Весной 1912 г. под угрозой думских деятелей заморозить финансирование программы развития флота, непокорный Адмирал пишет доклад, зачитанный Морским министром Григоровичем в Государственной Думе. Воздействие этого эмоционального и аналитического документа сподвижники Эссена расценили как безусловное достижение ревнителей русского флота. Время донесло до нас мысли Н.О. фон Эссена, которые остаются злободневными и сегодня. За этими строками слышен убежденный в правоте своего дела голос патриота, взволнованный голос русского Адмирала: вице адмирал Николай фон Эссен, (почти 100 лет назад) " Я не буду ломиться в открытую дверь, доказывая необходимость для Балтийского моря линейного флота, единственного способного выполнить задачу обороны. Мы люди, стоящие близко к делу и хорошо знакомые с боевой стоимостью такого оружия, которым мы упражняемся и которое применяем к обстановке, безусловно все одного мнения, что подводные лодки и миноносцы, крайне необходимые в общем плане обороны, все же являются оружием второстепенным, хотя и весьма грозным, но только при условии опоры со стороны линейного флота. Тоже несомненно для всех нас ясно, что флот в свою очередь должен опираться на надежно укрепленную базу-порт, лежащий в непосредственной близости к театру военных операций. Мозг военной силы есть ее личный состав. Хороший личный состав образуется с уверенностью в светлом будущем. Требования, предъявляемые современному флоту, настолько тяжелы, что для их выполнения от личного состава требуется полная энергия и серьезная работа. Кто же будет работать и двигать дело вперед, если у него нет впереди уверенности, что труд его не пропадет даром и не принесет плодов? Уже теперь видно, что молодежь, обеспокоенная шаткостью положения идеи о необходимости для России боеспособного флота, боится за будущее, и если такой флот не будет строиться, то молодежь побежит из морской службы. Теперь мы имеем среди офицерской среды такой материал, который дает надежду на возможность довести флот до такой же высоты тренировки и знаний, как у наших ближайших соседей. Нужно только не лишать их надежд на лучшие времена и, конечно, материально обставить их так, чтобы они могли отдаться только своему делу. Может быть трудно невоенным людям, большинство коих составляет контингент членов Государственной Думы, понять эту точку зрения, но необходимо их убедить, что всякое отложение вопроса о создании флота убьет дух личного состава и тогда не создать России флота, каких бы трудов и денег на это не жертвовали..." (депутаты Государственной Думы выслушали этот доклад с огромным вниманием и большинством голосов проект финансирования был одобрен. Дума 1912-го года прониклась важностью морского дела и дала свое согласие на отпуск необходимых флоту средств)... Прошло 100 лет... С уважением,.. «Вера и Верность!»

Юрген: 24 декабря 1703 г. родился Чи́риков Алексе́й Ильи́ч — русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (1747), исследователь cеверо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии. Помощник Витуса Беринга в 1-й и 2-й Камчатских экспедициях (1725—1730 и 1733—1741). Родился в селе Аверкиевском Тульского уезда. Происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Отец служил в Киеве губерни комендантом, а Чириков жил в Москве у дяди – стольника Земского приказа. 25.1.15 поступил в Навигационную школу, через год переведен в МА, окончил 2.3.21, по выпуску и за успехи в науках, минуя чин мичмана, пронзведен в унтер-лейтенанты с назначен на корабль «Петр». В 1722 назначен преподавателем навигации в МА. В дек. 1724 назначен помощником Беринга в 1-ю Камчатскую экспедицию. 20.1.25 произведен в лейтенанты. В1728 на боте «Св. Гавриил» перешел из Нижнекамчатска в СЛО до 67° 19' с.ш. Участвовал в описи Чукотского п-ова и открыл зал. Креста, о. Св. Лаврентия, одного из о-вов Диомида и б. Преображения. В конце 1728 – нач. 1729 под его руководством составлена итоговая карта 1-й Камчатской экспедиции, представленная в 1730 в Сенат. 23.8.30 произведен в капитан-лейтенанты, 16.10.32 – в капитаны З ранга. 18.1.33 по новому штату «написан в капитаном полковничьего ранга». В 1733–41 помощник Беринга во 2-й Камчатской экспедиции. В 1741, командуя пакетботом «Св. Павел», первым из европейцев достиг сев.-зап. побережья Сев. Америки в р-не м. Бартоломе у о. Бейкер, открыл Архипелаг Александра. Следуя на С-З вдоль американского материка, на протяжении около 450 км. осмотрел и описал его побережье. На обратном пути видел п-ов Кенап, о-ва Афогнак, Кадьяк, Умнак; открыл о-ва Адак, Агатту, Атту и др. и нанес их на карту. В декабре 1741 отправил в Адмиралтейств-коллегию рапорт о результатах плавания, сопроводив его первым в истории описанием сев.-зап. берегов Сев. Америки. В начале лета 1742 предпринял плавание на Восток, но дошел только до о. Атту, вторично (вслед за Берингом) открыл Командорские о-ва и в июле вернулся в Петропавловск. Через 2 недели перешел в Охотск и в ноябре прибыл в Якутск. В 1744 получил приказ Сената «в морские вояжи более не ездить» и со всей командой перебрался в Енисейск. В 1746 вернулся в СПб. Вскоре получил назначение директором МА. Под его руководством группа морских офицеров подготовила несколько итоговых карт по материалам экспедиций. В конце 1746 по состоянию здоровья переведен в Москву начальником Адмиралтейской конторы. 5.9.47 произв. в капитан-командоры. Был женат и имел двоих сыновей и трёх дочерей. Умер в ноябре 1748 г. в Москве от чахотки и последствий цинги. Именем Чи́рикова названо несколько мысов, остров и подводная гора в Тихом океане, нунатак в Антарктиде (горы Принс-Чарльз). C уважением Ю.

Юрген: 25 декабря 1941 г. началась Керченско-Феодосийская десантная операция (25 декабря 1941 г. – 2 января 1942 г.) Проводилась войсками Закавказского (с 30 декабря 1941 г. – Кавказского фронта), частью сил Черноморского флота и Азовской военной флотилии. В рамках данной операции проведены Керченская и Феодосийская десантные операции. Продолжительность - в течение 9 суток. Ширина фронта боевых действий – 250 км. Глубина продвижения советских войск – 100-110 км. Она являлась первой стратегической совместной наступательной операцией советских сухопутных войск и сил флота на приморском направлении. Замысел операции предполагал одновременную высадку 51-й и 44-й армий в районах Керчи и в Феодосийского порта с целью окружить и уничтожить керченскую группировку противника. В дальнейшем предполагалось развить наступление в глубь полуострова, деблокировать войска Севастопольского оборонительного района и полностью освободить Крым. Высадка войск была возложена на Черноморский флот и входившую в его состав Азовскую военную флотилию. Общее руководство операцией осуществлял командующий Закавказским (с 30 декабря — Кавказским) фронтом генерал Д. Т. Козлов. ЧФ выделил свыше 250 кораблей и судов, в том числе 2 крейсера, 6 эсминцев, 52 сторожевых и торпедных катера; 161 самолёт. В ночь на 25 декабря 1941 года была произведена посадка войск 224-й стрелковой дивизии и 83-й стрелковой бригады 51-й армии в Темрюке и Кучугурах. Во второй половине дня 25 декабря десантные отряды начали движение по заданным курсам с расчетом прибыть в назначенные районы высадки за два часа до рассвета 26 декабря. Утром 26 декабря началась высадка десанта 51-й Армии на северо-восточном побережье Керченского полуострова. А утром 29 декабря — высадка 44-й армии в районе Феодосии. Десант в Феодосии проходил прямо в порту. В короткий срок были переброшены десантные подразделения с крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», с эсминца «Шаумян» и других кораблей. Одновременно эти корабли поддерживали огнем своих орудий действия десанта на берегу. Начавшиеся после рассвета налеты вражеской авиации были отражены огнем корабельной зенитной артиллерии и истребительной авиацией Черноморского флота. Боевые корабли 29 декабря маневрировали в заливе и вели артиллерийский огонь, поддерживая действия десанта. Сопротивление небольшого немецкого гарнизона было быстро сломлено, после чего в Феодосию стали поступать подкрепления. В районе Керчи высадка происходила намного сложнее: пехота высаживалась прямо в ледяное море и по грудь в воде шла к берегу. Переохлаждение вызвало большие потери. Через несколько дней после начала высадки ударил мороз, и большая часть 51-й армии переправилась по льду замерзшего Керченского пролива. К исходу 2 января 1942 войска Кавказского фронта освободили Керченский полуостров от немцев. Фронт стабилизировался на Акманайском перешейке, отделяющем полуостров от остальной части Крыма. Результаты операции. Хотя окружить и уничтожить керченскую группировку противника не удалось, она понесла серьезные потери. Немецкое командование, вовремя отвело свои войска, при этом, обеспечивая отход своих войск с Керченского полуострова, организовало упорную оборону в районе севернее Феодосии силами резервов, срочно подтянутых из других районов Крыма, в частности силами войск, переброшенных из-под Севастополя. Тем не менее, советские войска освободили Керченский полуостров, овладели морскими портами Керчь и Феодосия, что позволило советскому командованию в последующем развернуть здесь войска Крымского фронта. Поражение керченской группировки противника вынудило немецкое командование прекратить наступление на Севастополь и перебросить оттуда значительную часть сил в район наступления советских войск. Боевой состав: дивизий – 8, бригад – 2. Численность войск и людские потери: всего личного состава – 82500 чел, безвозвратные – 32453, санитарные – 9482, всего – 41935 С уважением Ю.

nemos: ...24 декабря. (за вчера...) В ночь на 24 декабря 1914г. выделенные для операции против Зунгулдака линейный корабль «Ростислав», крейсер «Алмаз», 3-й, 4-й, 5-й, 6-й дивизионы миноносцев и 4 балластных транспорта из-за свежей погоды растеряли друг друга. На рассвете германский линейный крейсер «Бреслау» обстрелял отбившийся от отряда пароход «Атос», который был затоплен своей командой, а экипаж взят со шлюпок в плен крейсером. К 9 ч. корабли отряда собрались вместе; 6-й дивизион миноносцев был отправлен на разведку, но вследствие обнаружения на берегу 4-х морских батарей операцию прекратили, транспорты были затоплены в море. К полудню отряд присоединился к флоту, и корабли, в сопровождении на предельной дистанции стрельбы «Бреслау», взяли курс на Севастополь. При подходе к базе «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон» изменили курс и пошли на сближение с «Бреслау», сделав с дистанции 100каб. несколько пристрелочных выстрелов, после чего «Бреслау» развернулся и скрылся за горизонтом.

nemos: ...25 декабря. В ночь на 25 декабря 1916г. у Варны к югу от мыса Галата между берегом и ранее выставленным заграждением тральщик №234 (типа «Эльпидифор»), приведённым на буксире минным заградителем «Ксения» под прикрытием эсминца «Пронзительный» было выставлено новое минное заграждение из 220 мин. В этот день в 1941г. под Севастополем немцы предприняли несколько безуспешных атак против 2 сектора обороны у д.Верхний Чоргунь и у высоты с итальянским кладбищем. В течение дня со своих якорных стоянок немецкие позиции обстреливали лидер «Ташкент» - 65 снарядов, эсминцы «Смышленый» - 120 снарядов, «Железняков» - 50 снарядов, «Безупречный» - 148 снарядов, тральщик ТЩ-11 – 70 снарядов. За период с 17 декабря защитники Севастополя потеряли убитыми более 2000 чел, ранеными более 6000 чел, выведены из строя 22 орудия полевой, и 15 орудий – береговой (стационарной) артиллерии. Более половины оставшихся орудий имели, из-за частой стрельбы, износ стволов более 50%, что затрудняло вести прицельный огонь.

Юрген:

ursus: Морской хронометр. Голоса Истории II Эскадра Тихого океана идет на Восток... ЭБР "Орел" в плавании "Мы уже пересекли тропик Козерога..." (инженер-мехеник В.П.Костенко, борт броненосца "Орел") 13 декабря(ст.ст.) 1904 г. (почти 100 лет назад) "Вопреки опасениям штурманов, вчерашний норд-ост во встречный шторм не перешел... Мы уже пересекли тропик Козерога и снова вступили в полосу, где воздух насыщен водяными парами до возможного предела. У многих офицеров и матросов эта непривычная влажная атмосфера вызвала своеобразную болезнь... Заболевание причиняет большие страдания...Из состава кают-компании более всего поплатился обер-аудитор ... Подходя к Мадагаскару, эскадра напряженно ожидает ответов на два наиболее жгучих для нее вопроса: Какие изменения произошли за время нашего похода на театре войны? Какое боевое задание будет возложено на нашу эскадру в связи с изменением военной обстановки? Почти два месяца со времени ухода из Танжера эскадра не получала от правительства никакой информации о ходе военных действий. Всех волнует участь артурской эскадры. Люди, трезво оценивающие положение, считают ее полное уничтожение неизбежным, но пока не решаются открыто высказывать свои мрачные предположения. Наши стратеги, исходя из учета соотношения сил, пробуют подсчитывать, какое пополнение должна получить 2-я эскадра, чтобы она могла с расчетом на успех вступить в борьбу с японским флотом. Прежде всего взоры обращаются в сторону Южной Америки, где делались попытки приобрести сильные броненосные крейсера. Четыре аргентинских крейсера по типу близки к японским крейсерам «Ниссин» и «Касуга», купленным Японией в Италии еще перед началом войны. Два чилийских крейсера имеют слабую броневую защиту, но располагают хорошим ходом и неплохим артиллерийским вооружением. Если этот отряд из шести крейсеров удастся пополнить уцелевшими во Владивостоке броненосными крейсерами «Громобой» и «Россия», то в общей сложности составилась бы дивизия из восьми единиц, равная по численности отряду броненосных крейсеров японского флота, но уступающая ему по артиллерийскому вооружению, бронированию и однородности состава. Эта относительная слабость броненосных крейсеров могла бы быть компенсирована перевесом в численности броненосцев. Эскадра Рожественского располагает четырьмя кораблями типа «Суворов», равными по силе четырем броненосцам адмирала Того. 2-й броненосный отряд включает новый броненосец «Ослябя» и три старых rорабля «Сисой», «Наварин» и «Нахимов». «Ослябя» мог бы войти в группу броненосных крейсеров и уравновесить перевес японских сил по этому классу кораблей. Тогда три старых броненосца, включая «Нахимов», могли бы быть противопоставлены японскому вспомогательному флоту береговой обороны, состоящему из старых и отбитых у китайцев кораблей. Но, учитывая боевой опыт и стратегические преимущества японцев, ожидавших подхода 2-й эскадры, опираясь на непосредственную близость своих главных морских баз, надо было бы создать перевес боевых единиц. Чтобы создать дальнейшие подкрепления наших сил, необходимо было бы включить во 2-ю [282] эскадру достраивавшийся в Балтийском море броненосец «Слава», однотипный с «Суворовым», три броненосца Черноморского флота, наиболее пригодные для океанского плавания, — «Потемкин», «Три святителя» и «Ростислав», два бронепалубных крейсера «Кагул» и «Очаков», однотипных с крейсером «Олег». Что же касается использования блокированных в Артуре пяти броненосцев, броненосного крейсера «Баян» и бронепалубного крейсера «Паллада», то после длительной блокады едва ли их боеспособность позволит им выйти в море в момент падения крепости, чтобы ценой своей гибели хоть отчасти ослабить силы противника в открытом бою. Осуществимы ли эти предположения, без реализации которых нет надежды на благоприятное завершение операций на море? Покупка южноамериканских крейсеров является нереальным предприятием. Присоединение двух броненосных владивостокских крейсеров ко 2-й эскадре — осуществимая задача, но требующая серьезной подготовки и смелой операции. Чтобы сохранить боевую ценность, эти крейсера должны заблаговременно выйти в Тихий океан на соединение с Рожественским, избежав боя с японцами. Броненосец «Слава» не будет готов раньше начала навигации на Балтийском море, а выход его в заграничное плавание мог бы состояться к середине 1905 г. Выход Черноморской эскадры из пяти боевых единиц мог бы стать существенным усилением 2-й эскадры. Однако осуществление этой операции столь же мало реально, как и присоединение южноамериканских крейсеров, так как непреодолимые дипломатические препятствия парализуют усилия русской дипломатии. Прорыва уцелевших артурских кораблей японцы не допустят. И в результате объективного разбора всех вариантов усиления эскадры становятся очевидным, что Россия лишена возможности мобилизовать свои остающиеся резервы. Правда, в Балтике есть несколько устарелых кораблей и броненосцев береговой обороны. Но Рожественский перед уходом из России сам отказался от включения их в состав 2-й эскадры, считая, что эти сверстники «Наварина» и «Донского» только свяжут свободу его действий. Однако основная слабость 2-й эскадры таится не в ее недостаточном количественном составе. Не тонны водоизмещения и не число пушек будут решать исход столкновения. Нужна еще боевая подготовка, организация боевых сил, понимание смысла борьбы и воля к победе. Только при наличии этих предпосылок корабли приобретают боевую ценность и превращаются в грозную для противника силу." С уважением,.. "Вера и Верность!"

nemos: ursus пишет: Крейсер "Орел" ...

ursus: nemos Спасибо за "отлов ляпа", С уважением,.. "Вера и Верность!"

nemos: ...26 декабря. В этот день в 1807г. в связи с началом военных действий между Россией и Англией стоявший на рейде нейтрального порта Палермо, Сицилия, с эскадрой их 5 линейных кораблей и 2 фрегатов британский вице-адмирал Торнброу потребовал сдачи чинившегося российского фрегата «Венус» под командованием капитан-лейтенанта Андриянова. Экипажем и офицерами было принято решение защищаться до последнего заряда, и при попытке захвата корабль сжечь. В результате переговоров с правительством Сицилии фрегат был передан ему на сохранение до конца войны. В ночь на 26 декабря 1854г. в Севастополе отряд моряков под командованием лейтенанта П.Завалишина совершил вылазку из 5-го бастиона во французские траншеи и выбив оттуда противника, отошел к бастиону виду прибытия к французам сильного подкрепления. В этот день в 1916г. посыльное судно Балтфлота «Дуло» во время траления в паре с посыльным судном «Цапфа» в районе Ступа-Лекшер подорвалось кормой на затраленной мине, не замеченной и подтянутой в трале к кораблю. После взрыва корабль остался наплаву и был отбуксирован в Ледзунд. В этот день в 1914г. линейный крейсер «Гебен, возвращаясь из Черного моря в Босфор, в 1 миле от входного буя последовательно подорвался на двух русских минах и получил пробоины с обеих бортов, но дошел своим ходом до Константинополя. Ремонт крейсера занял 4 месяца. В этот день в 1941г. в результате больших потерь обороняющие Севастополь 40-я кав. дивизия, 241 стрелковый полк, 8-я бригада морской пехоты отшли в южном направлении и заняли оборону в 1 км. севернее поста Мекензиевы Горы и в 1 км. северо-восточнее кордона Мекензия №1. Атаки немцев на других участках были отбиты. В этот день в 1942г. в Северной Атлантике северо-западнее Ирландии британскими эсминцами была потоплена немецкая подводная лодка U-357 типа VII-C под командованием капитан-лейтенанта Адольфа Кельнера. Лодка была в первом безуспешном боевом походе. 36 погибших, 6 спасённых.

Юрген: Ночью 28 декабря 1877 г. произошла первая в мире реальная атака торпедами турецкого броненосца «Махмудие» на Батумском рейде. Пароход «Великий князь Константин» под командованием капитан-лейтенанта С. О. Макарова, подойдя с наступлением темноты к Батуму, спустил на воду и отправил для атаки стоящего на рейде турецкого броненосца «Махмудие» два минных катера «Чесма» (лейтенант Зацаренный) и «Синоп» (лейтенант Щешинский), вооруженных впервые принятыми на флот торпедами Уайтхеда. Однако смело проведенная под огнем противника атака (первый случай боевого использования торпеды) не увенчалась успехом — одна торпеда прошла под днищем и застряла в береговом песке, а вторая раскололась от удара о цепь бонового ограждения и взорвалась под водой. После атаки катера без потерь вернулись на пароход. Турки при батумской атаке не потерпели материального ущерба, но моральное впечатление от все учащающихся атак русских, – на этот раз торпедами, – было огромное. С уважением Ю.

Dirk: [28 декабря. Столетие трагедии Мессины и Калабрии. Русские еще не пришли, но маховик истории уже закрутился.

nemos: ...за 27 декабря. В этот день в 1904г. в результате начавшегося штурма форта №3 Порт-Артура японцами наибольшие потери понесли морские части защитников: сводная рота Квантунского флотского экипажа, имевшая накануне штурма 240 чел. под командованием прапорщика флота Нельсон-Гирста, к полудню состояла уже из 58 активных штыков, а к вечеру этого дня потеряла ещё 41 чел. убитыми и ранеными. Присланные на помощь в течение дня десантные роты с эскадренных броненосцев «Ретвизан» и «Севастополь» предприняли попытку контратакой выбить японцев с захваченной части форта и с его бруствера, дав тем самым возможность эвакуировать раненых из капонира форта, но были уничтожены почти полностью. К ночи потери защитников форта достигли 600 чел., были уничтожены все орудия, закончились ручные гранаты, у многих защитников закончились винтовочные патроны. К утру форт был оставлен защитниками. 28 декабря 1880г. В этот день при штурме крепости Геок-Тепе из неё текинцами была произведена вылазка крупными силами на траншеи ген. Скобелева. В отражении атаки главную роль сыграла морская батарея, приданная сухопутным войскам для их усиления. В этот день в 1941г. в Севастополе после полуторачасовой артподготовки с участием 6-ствольных 15-см. миномётов немецкие части начали наступление в направлении совхоза им. Софьи Перовской и поста Мекензиевы Горы. К 11ч.50м. до трёх батальонов немецкой пехоты и 12 танков прорвали нашу оборону; бой развернулся в 50-100 метрах от 30-й батареи береговой обороны. С введением в бой 2-х полков 345 стрелк. дивизии дальнейшее продвижение немцев удалось приостановить. В течение дня огневую поддержку войскам оказывали стоявшие на якорях эсминец «Безупречный», выпустивший 78 снарядов, тральщики ТЩ-15 – 79 снарядов, ТЩ-22 – 40 снарядов. В этот день из Поти в Севастополь вышел крейсер «Молотов», имея на борту 1200 бойцов 769 стрелк. полка 386 стрелк. дивизии и 15 вагонов боеприпасов.

nemos: Добавлено: В этот день в 1809г. родился первый исследователь побережья Аляски, автор атласа морей Восточной Сибири и Аляски, флота генерал-майор Александр Филиппович Кашеваров. В этот день в 1939г. торпедами немецкой субмарины U-30 типа VII-C под командованием первого её командира капитан-лейтенанта Ханса Кохауша был потоплен британский линкор "Бархэм" (31100брт.).

Юрген: 29 декабря 1904 г. (16.12. ст. ст.) 2-я Тихоокеанская эскадра встала на якорь у острова Сент-Мари. Мадагаскарские туземцы приняли эскадру за французский флот, посланный наказать их за убийство двух офицеров колониальных войск, несколько деревень разбежались. Здесь русские моряки получили известие о гибели 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре. Первоначальная задача экспедиции – усиление этой эскадры – утратила смысл. Рис. 2-я Тихоокеанская эскадра на рейде у Мадакаскара. Адмирал Рожественский проводит смотр на «Сысое Великом». 29 декабря 1908 г. началось первое в мире подледное плавание, совершенное подводной лодкой «Кефаль» (командир мичман Меркушев) в заливе Петра Великого. За 1 час 35 минут подо льдом пройдено 4 мили. По итогам эксперимента был сделан вывод о возможности зимнего плавания при специальной подготовке экипажа и корабля. Подробности см. http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/artikl/ice.htm На фото Меркушев в годы ПВМ со своим экипажем (ПЛ «Окунь»), после награждения. С уважением Ю.

nemos: Юрген пишет: Мадагаскарские туземцы приняли эскадру за французский флот, посланный наказать их за убийство двух офицеров колониальных войск, несколько деревень разбежались. ...вот это интересно, не знал! С Уважением

nemos: ...29 декабря. В 1ч.30м. из Поти в Севастополь прибыл линкор «Парижская Коммуна», открывший огонь главным калибром, вместе с крейсером «Молотов», эсминцами «Безупречный» и «Смышленый», тральщиком ТЩ-22 по наступающим немецким войскам. Линкор выпустил 135 снарядов главного, и 184 – противоминного калибров, но безрезультатно, так как при наведении была выдана ошибка места корабля в 30-40 каб: штурман выдал для расчетов свое место в Стрелецкой бухте, в то время, как реально корабль стоял на якоре в Южной. Вечером стрельбу повторили, уже без ошибки в счислении, выпустив в общей сложности 96 снарядов, и в 00ч.25м. линкор и крейсер взяли курс на Новороссийск.

Юрген: 30 декабря 1806 г., находившийся с 10 декабря в дозоре у порта Сполатро 16-пушечный бриг «Александр» под командованием лейтенанта Ивана Семеновича Скаловского в ночное время подвергся нападению трех канонерских лодок, тартаны и требаки. Канонерские лодки того времени представляли собой малые беспалубные 12–14 весельные суда длиной 15–16 метров, шириной 3–3,5 метра, вооруженные двумя-тремя крупнокалиберными орудиями; мачт они обычно не имели, но иногда ставилась одна съемная. Тартаны и требеки использовались как транспортные, посыльные или патрульные суда и вооружались несколькими мелкими пушками. Корабли этого типа несли одну-две мачты с косыми парусами, но кроме парусов имели весла. На судах противника было 26 пушек в основном 12- и 18-фунтового калибра. На русском корабле все пушки были 4-фунтового калибра. Команда «Александра» насчитывала всего 75 человек (из них 3 офицера), а противник только солдат абордажных команд имел более 500. Возглавляла французский отряд канонерская лодка под громким названием «Наполеон». Воспользовавшись почти полным безветрием и лунной ночью, французы вознамерились взять русский бриг на абордаж. Однако внезапного нападения не получилось: местные жители поддерживали русских моряков и условились, что сразу зажгут на берегу столько костров, сколько неприятельских судов выйдут в море. Вскоре стоявший на вахте гардемарин доложил командиру – на берегу горят пять костров. Приняв сигнал с берега, «Александр» сразу снялся с якоря. Слабый ветерок вначале позволял хоть немного маневрировать, но вскоре стих и он. Это, конечно, давало огромное преимущество противнику, ведь все его суда были гребными или парусно-гребными. Используя такое превосходство французы решили зайти бригу в корму, где не было пушек, дать продольный залп по палубе картечью, а затем, «очистив» артиллерийским огнем палубу, идти на абордаж. Но Скаловский нашел выход из этого, казалось совершенно безнадежного, положения: с помощью спущенного на воду баркаса он смог разворачивать корабль. Несмотря на град пуль и картечи, мичман Лука Андреевич Мельников четко управлял гребцами и все время подставлял бриг лагом к противнику. Французам за весь бой так ни разу не удалось зайти с носа или кормы. Грамотно поступил и сам командир. Вначале он подпустил противника на ружейный выстрел, а затем всем бортом открыл беглый огонь по самой крупной канонерке и вскоре потопил ее. Дважды французы бросались на абордаж и оба раза были отбиты интенсивным огнем артиллерии. Команда брига сражалась отчаянно. Даже судовой лекарь И. Гонителев и двенадцатилетний юнга взяли в руки ружья. Раненые комендоры Ивлей Афанасьев и Устин Федотов после перевязки снова пошли к пушкам. Бой продолжался три часа. Русские стреляли по корпусам кораблей противника, а французы, стремясь взять трофей более-менее целым, вели огонь в основном по мачтам. Паруса и такелаж брига были сбиты до основания. Однако потери личного состава были незначительными: 5 человек убито и 7 ранено. Французы потеряли 217 человек, а все их легкие суда были серьезно повреждены. В конце концов, они были вынуждены отступить. На рассвете совершенно разбитый «Наполеон» с тремя сильно поврежденными судами своего отряда еле дополз до гавани и на глазах у многочисленной публики затонул при входе в Сполатро. За этот бой все офицеры и команда «Александра» были награждены. Командир получил орден св. Георгия, мичман Мельников орден св. Владимира с бантом, а третий офицер, мичман Ратченко, – орден св. Анны. Портрет лейтенанта Скаловского (правда, уже в адмиральских чинах) можно видеть в зале № 1 Центрального Военно-морского музея. С уважением Ю.

nemos: ...30 декабря. В этот день в 1798г. отряд контр-адмирала Пустошкина в составе 2 линейных кораблей, вышедший 26 октября из Севастополя, прибыл на Корфу и соединился с эскадрой вице-адмирала Ушакова, блокировавшей остров. Завершено формирование второй европейской коалиции в составе России, Англии, Австрии, Турции и Неаполитанского королевства, направленной против Франции. В этот день в 1904г. в Чифу прибыл прорвавший блокаду Порт-Артура железный бот под командованием капитана 2 ранга Елисеева, с лейтенантом Кузьминым-Караваевым и 4 матросами с донесениями главнокомандующему и почтой.

Юрген: 31 декабря 1941 г. закончился провалом второй штурм Севастополя немецко-румынскими войсками. 17 декабря 1941 года после мощной артиллерийской и авиационной подготовки немецко-румынские войска перешли во второе наступление на Севастополь. Главный удар наносился на стыке 3-го и 4-го секторов обороны из района Дуванкой вдоль Бельбекской долины и на Камышлы с целью прорыва к станции Мекензиевы Горы и Инкерману и выхода к Северной бухте; вспомогательные удары – от Нижнего Чоргуня на Инкерман, а также по Ялтинскому шоссе на Балаклаву. Войска Манштейна имели почти двойное численное превосходство, но советские войска упорно оборонялись. Всю вторую половину декабря войска Петрова и Манштейна бились за Севастополь, неся при этом значительные потери. 20 декабря создалась угроза выхода немецких войск к Северной бухте. Ставка приняла срочные меры для усиления войск СОР. 21 декабря отряд кораблей доставил из Новороссийска 79-ю отдельную стрелковую бригаду пол командованием полковника А.С. Потапова и батальон морской пехоты, которые на следующий день контратаками остановили противника. 22-24 декабря на транспортах и боевых кораблях из Поти и Туапсе прибыли 345-я стрелковая дивизия (10 тысяч солдат) и 81-й танковый батальон (26 танков), а 28 декабря – 386-я стрелковая дивизия. 30 декабря командиры дивизий доложили Манштейну, что дальнейшие попытки продолжать наступление не обещают успеха. Командующий 11-й армией, вынужденный к тому же реагировать на обозначившуюся угрозу с востока, скрепя сердце отдал приказ об отводе войск на высоты севернее долины Бельбека. Большую роль в срыве наступления врага сыграла Керченско-Феодосийская десантная операция (25.12-2.1 1942), вынудившая его оттянуть значительные силы от осажденного Севастополя. Флот играл огромную роль в обороне города. В ноябре – декабре корабли произвели 276 стрельб, а морская авиация совершила более 2200 самолето-вылетов. В блокированный Севастополь морем непрерывно доставлялись пополнение, вооружение, боеприпасы и продовольствие. Транспорты совершили 339 рейсов в город и из города. За это время корабли и транспорты доставили около 33,5 тыс. войск, около 5 тыс. т. боеприпасов, более 4 тыс. т жидкого топлива, 178 автомашин, 26 танков, 346 орудий и минометов и другие грузы. Из Севастополя было вывезено более 17 тыс. гражданского населения, свыше 15 тыс. раненых, около 12,5 тыс. т промышленных грузов. Немецкое фото 1941 г. - вот с такими "хлопцами" приходилось воевать, так-то наши историки "новой" волны, сетуя на наши поражения, забывают, что эти парни за год положили на лопатки всю Европу. Во время второго штурма 17-31 декабря 1941 г. потери 11-ой армии составили более 10 тыс. убитых или примерно столько же, сколько при захвате Польши в сентябре 1931 г. Советские потери косвенно оцениваются в 10–15 тысяч человек и не менее 15 танков. Всего за 244 дня Второй обороны Севастополя только немцы потеряли убитыми 75 тысяч, ранеными – более 200 тысяч. Всего 300 тысяч убитых и раненых, или столько же, сколько в боях в Европе с 1 сентября 1939 г. по 15 мая 1941 г., то есть до начала войны с СССР. С уважением Ю.

nemos: ...от 2 января. В ночь на 2 января 1905г. в связи с критическим положением крепости Порт-Артур, штаб ген. Стесселя, не желая использовать имевшиеся ещё резервы для обороны и укрепления тыловой линии, не поставив вовремя в известность командование флотом, принял решение о капитуляции города и крепости. В экстренном порядке командование флотом отдало приказ командирам флотских частей, подразделений, кораблей об уничтожении имущества флота и кораблей эскадры этой же ночью, вопреки приказу ген. Стесселя оставить имущество в неприкосновенности.. К утру были взорваны: -портовые сооружения. -док. -минные и артиллерийские склады. -ремонтные мастерские -административные строения в порту. -морские батареи -магазины флотского экономического общества и продовольственные склады. -склады вещевого довольствия. Дополнительные подрывы осуществлены на всех затопленных во внутренней гавани эскадренных броненосцах: «Ретвизан», «Победа», «Пересвет», «Полтава»; крейсерах «Баян», «Паллада», эскадренных миноносцах «Сильный», Боевой», «Бдительный», «Разящий», «Сторожевой», минных крейсерах «Гайдамак» и «Всадник», минного транспорта «Амур», канонерской лодки «Гиляк», крейсера «Забияка». На внешний рейд в наиболее глубокое место были выведены, подорваны и затоплены открытием кингстонов эскадренный броненосец «Севастополь», канонерская лодка «Отважный», а в проходе из внутренней гавани на рейд – крейсера «Разбойник», «Джигит», транспорт «Ермак», портовой буксир «Силач», понтоны и суда землечерпательного каравана. На прорыв пошли: -в Чифу: -эскадренный миноносец «Статный» под командованием лейтенанта Коссинского, имевший на борту секретные документы штабов, шифры, знамена Квантунского флотского экипажа и знамена сухопутных полков. -эскадренный миноносец «Скорый» под командованием лейтенанта Тыркова 2-го. -эскадренный миноносец «Сердитый» под командованием лейтенанта Дмитриева. -эскадренный миноносец «Властный» под командованием лейтенанта Карцева. -паровой катер «Ольга» под командованием мичмана С.Поливанова. -минные катера с броненосцев «Цесаревич» (командир лейтенант Балк 2-й), Ретвизан» (командир лейтенант Волков), «Победа»(командир мичман Власьев). - в Киао-Чао(Циндао): -миноносец «Бойкий» под командованием лейтенанта Беренса 2-го. -миноносец «Смелый» под командованием лейтенанта Бахирева. Все прорвавшиеся миноносцы и катера были разоружены и интернированы до конца войны. Утром передовые японские части вошли в Порт-Артур, взяв под контроль и охрану помещение штаба Стесселя, здание Русско-Азиатского банка, почту, телеграф, вокзал, железнодорожные мастерские, склады сухопутного интенданства, арсеналы. Части русских офицеров было оставлено личное оружие; войсковые части были разоружены. В этот день стоявшей на Мадагаскаре командующий 2-й тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Рожественский получил извещение от морского министерства о готовящемся отправлении 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Небогатова в составе броненосца «Николай I, броненосцев береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», крейсеров «Владимир Мономах», «Русь», госпитального судна «Кострома». Дополнительно сообщалось, что отряд капитана 1 ранга Добротворского в составе крейсеров «Олег», «Изумруд», вспомогательных крейсеров «Рион», «Днепр» и 3-х эскадренных миноносцев находится в Суде и готовится к переходу через Суэцкий канал и Красное море на соединение со 2-й эскадрой. В этот день в 1915г. минный крейсер «Берк», выходя совместно с крейсерами «Бреслау» и «Гамидие» из Босфора в Черное море, подорвался на русском минном заграждении, поставленном в ночь на 22 декабря. Крейсер остался наплаву, но не смог войти в строй до конца войны. =================================================================================================

nemos: от 3 января. В этот день в 1915г. в связи с получением сведений разведки о выходе из Боспора 7 турецких транспортов с оружием и войсками на борту, из Севастополя на их перехват вышли основные силы Черноморского флота в составе линейных кораблей «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя», «Ростислав», крейсеров «Память Меркурия», «Кагул», 10 эсминцев. Сутки поиска результатов не дали и утром 4 января флот взял курс на базу. В этот день в 1917г. в Кольский залив вошел самый крупный корабль флотилии Северного Ледовитого океана линейный корабль «Чесма» - бывший эскадренный броненосец «Полтава», купленный Россией у Японии. ...4 января. В этот день в 1737г. вышел Указ сената о постройке в Брянске 70 мостовых плашкоутов, 3 малых прамов, 4 плоскодонных галер, 500 дубель-шлюпок для содействия русской армии генерал-фельдмаршала Миниха в её операциях на Днепровском лимане и у Очакова. В этот день в 1799г. начались ежедневные бомбардировки крепости на о. Корфу морскими батареями, возведенными на о-ве. В этот день в 1915г. около полудня крейсер «Память Меркурия» обнаружил у Синопа уходящий на запад легкий турецкий крейсер «Гамидие» и начал его преследование, к которому присоединились эсминцы «Гневный», «Дерзкий», «Беспокойный», «Пронзительный». Были замечены попадания снарядов в «Гамидие»; один из турецких снарядов попал в эсминец «Дерзкий», на котором было выведено из строя орудие и погибли 7 чел. Около 16ч. погоня была прекращена. В этот же день крейсер «Память Меркурия» и эсминцы потопили пароход «Мария Россета», шедший на восток с грузом нефти под итальянским флагом. С парохода сняли 9 человек, остальные ушли на шлюпке. В этот день в 1942г. в 17ч. из Новороссийска вышел отряд кораблей в составе крейсера «Красный Крым», базового тральщика №412, 4-х сторожевых катеров МО, имея на борту десант для высадки в Алуште, в составе 226 горнострелкового полка со штатным вооружением; но из-за обледенения катеров через 4 часа отряд вернулся обратно. В эти сутки в 23ч.30м. из Севастополя вышел отряд в составе базового тральщика «Взрыватель», 7 сторожевых катеров МО и морского буксира СП-14, имея на борту десант в составе усиленного батальона морской пехоты ЧФ, для высадки в Евпатории. В 5ч.07м. в Севастополь вошел крейсер «Молотов». Вэтот день на переходе из Новороссийска в Феодосию и в Феодосийском заливе крейсер «Красный Кавказ» подвергся массированным налётам немецкой авиации и получил многочисленные повреждения: вышли из строя башня №4 главного калибра, были разбиты 2 зенитные установки, перебит гребной вал машины №3, повреждены и заклинины рули, через пробоины корабль принял около 1000т. воды. Крейсер в течение суток был доведен в Туапсе эсминцем «Способный».

nemos: ...5 января. В этот день в 1904г. родился П.Ф.Фомин - вице-адмирал, первый начальник Специального управления ВМФ, один из руководителей ядерных испытаний на Новой земле.

nemos: ...6 января. В этот день в 1833г. в районе Геленджика корвет «Мессемврия» под командованием капитан-лейтенанта А.Б.Броневского после преследования захватил 2 турецких контрабандных судна с грузом оружия. Взято в плен 54 чел. В этот день в 1915г. в связи с донесениями о появлении у кавказских берегов крейсеров «Бреслау» и «Гамидие» из Севастополя на их перехват вышли линейные корабли «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя», «Ростислав», крейсера «Память Меркурия», «Кагул» и 7 эсминцев, взявших курс на Туапсе. Около 20ч. произошла встреча с неприятелем; обе стороны открыли огонь, причем вторым залпом крейсера «Память Меркурия» был сбит прожектор на «Гамидие»; на «Евстафии» снарядом было повреждено 305-мм. орудие. После нескольких залпов корабли отвернули в разные стороны и скрылись в темноте. Русская эскадра пошла вдоль Анатолийского побережья с осмотром эсминцами всех бухт; при этом было уничтожено до 50 мелких турецких судов и барж. В этот день в 1916г. эскадренный миноносец «Забияка», следуя совместно с эсминцами «Новик» и «Победитель» на постановку минного заграждения у Либавы, подорвался на плавающей мине в 5 милях к ZW от маяка Нижний Дагерорт. Погибло 12 чел., ранено 8. Постановка заграждения была отменена, подорвавшийся миноносец на буксире у эсминца «Новик» под охраной «Победителя» отведен в Ревель.

Юрген: В ночь на 14 января 1878 г. была проведена атака турецкого флота на Батумском рейде, когда два минных катера «Чесма» и «Синоп» впервые в мире потопили самодвижущимися минами (торпедами) турецкий сторожевой корабль «Интибах». С. О. Макаров 10 января на пароходе «Великий князь Константин» направился в очередной рейд. Зайдя в Поти, он узнал, что русские войска собираются штурмовать Батум, а там сосредоточена эскадра Гоббарт-паши. Макаров решил атаковать турок. Не доходя четырех-пяти миль до Батума, "Константин" остановился. Были спущены два катера – "Чесма" и "Синоп". На беду нашел туман, и катера с трудом пробрались в бухту. Но туман вскоре рассеялся, и с катеров увидели семь судов, стоявших кормой к берегу. Подойдя к кораблям на расстояние тридцати-сорока саженей, лейтенанты Зацаренный и Шешинский пустили самодвижущиеся мины. Обе торпеды взорвались одновременно. Послышался сильнейший взрыв, стена воды на мгновение заслонила корабль. "Затем слышен был сильный треск от переломившихся частей судна и глухие вопли и крики многочисленной команды. Пароход лег на правый борт и быстро погрузился на дно с большей частью своего экипажа. Громкие крики "ура" команд обоих катеров известили эскадру Гоббарт-паши, что его сторожевой пароход потоплен. От взрыва мин до того, как скрылись мачты, прошла одна или две минуты. Небольшая часть людей, оставшихся на поверхности, хваталась за плававшие обломки и разные вещи с утонувшего парохода, которые образовали около места потопления правильный круг", – так доносил Макаров по докладам участников атаки о потоплении на Батумском рейде в ночь с 13 на 14 января 1878 года турецкого сторожевика "Интибах" водоизмещением в 700 тонн. За этот успех Макаров, бывший в то время уже капитаном 2 ранга, получил звание флигель-адъютанта. C уважением Ю.



полная версия страницы