Форум » После вахты » Календарь (продолжение) » Ответить

Календарь (продолжение)

Dirk: Друзья, а не попробовать ли вести календарь памятных дат. По возможности - круглых. Например: 23 февраля 1882 г., 11 февраля по старому стилю (125 лет) – родился Александр Николаевич ГАРСОЕВ, капитан 2 ранга, известный подводник. 1887 г., 11 февраля по старому стилю (120 лет) – родился Всеволод Николаевич КОТЛЕЦОВ, МК (1910), лейтенант. Некролог: "Лейтенант Всеволод Николаевич Котлецов скончался в Нью-Йорке 8 августа с.г. Покойный родился 11 февраля 1887 в С.-Петребурге. По окончании МК в 1910, корабельным гардемарином совершил заграничное плавание на линейном корабле "Цесаревич". В 1911, по производстве в мичманы, был назначен в Балтийский флот; служил на линкоре "Слава" и на минном заградителе "Нарова". В 1916 был назначен командиром минного заградителя "Мста"; за постановки мин имел боевые награды и Анну 4 ст. "за храбрость". После революции выехал с семьей в Швецию и Норвегию, затем отправился с английской экспедицией для борьбы с большевиками на Мурманск. Когда англичане оставили Мурманск, прибыл в Лондон, где был прикомандирован к Морскому агенту адм. Волкову. В 1921 прибыл в Нью-Йорк; много лет работал в National City Bank, после чего, по предельному возрасту, вышел на пенсию. Похоронен на морском участке кладбища в монастыре Новое Дивеево". - Бюллетень ..., 1963. № 3 (102). С.55. 1917 г., 10 февраля по старому стилю (90 лет) – В 22:30 инженер-механик лейтенант Михаил Макарьевич Шевчук, «повздорив с лейт. [Сергеем Константиновичем] Кржижановским на Наровской ул. в Ревеле убил его выстрелом из револьвера, после чего смертельно ранил себя». Шевчук скончался 11 февраля.

Ответов - 65, стр: 1 2 3 All

Юрген: 17 ноября 1853 г. Во время русско-турецкой войны состоялся первый бой паровых кораблей. Российский пароходо-фрегат «Владимир» под командой капитан-лейтенанта Г. И. Бутакова захватил 10-пушечный турецкий пароход «Перваз-Бахри». Крейсируя у мыса Калиакрия и не обнаружив противника, "Владимир" под флагом В. А. Корнилова направился к анатолийскому побережью на присоединение к эскадре П. С. Нахимова. В предрассветном тумане в северной части горизонта был замечен дым неизвестного парохода, шедшего в направлении Севастополя. Устремившись полным ходом в погоню, "Владимир" вскоре догнал судно, оказавшееся десятипушечным турецким пароходом "Перваз-Бахри", и, сблизившись с ним на расстояние орудийного выстрела, первым открыл артиллерийский огонь. Установив в ходе боя, что турецкий корабль не имеет в кормовой части орудий, Г. И. Бутаков, пользуясь преимуществом в скорости хода, построил маневрирование пароходофрегата таким образом, чтобы все время держаться в кильватере у противника. Для повышения боевой мощи на "Владимире" часть орудий была перенесена на нос, что дало возможность вести огонь по неприятельскому пароходу сразу из нескольких пушек. Меткими попаданиями русские моряки вывели на "Перваз-Бахри" из строя рулевое управление, разрушили ходовой мостик, повредили большинство орудий. После трехчасового боя турецкое судно было вынуждено застопорить ход и спустить флаг. Захваченный в плен, турецкий пароход на буксире у пароходофрегата "Владимир" был приведен в Севастополь, а затем под наименованием "Корнилов" введен в состав русского Черноморского флота. Водоизмещение 1713 т; длина 61 м, ширина 11 м; мощность паровой машины 400 л. с.; скорость хода 12 уз. Вооружение: 7 орудий среднего и малого калибра. 17 ноября 1877 г. затонул от столкновения с другим судном вооружённый пароход русского ЧФ «ВЕСТА», переоборудованный из товарно-пассажирского судна. Построен в 1856 в Ньюкасле (Англия). До 1858 именовался «Норма». Прославился во время русско-турецкой войны 1877—78. «Веста», неся крейсерскую службу у румынских берегов в районе Кюстенджи (Констанца). 11 июля 1877 г. обнаружил турецкий броненосец «Фетхи-Буленд» и вступил с ним в бой, который продолжался 5,5 часов. Командир «Весты» капитан-лейтенант Н. М. Баранов, искусно маневрируя в бою, не позволил противнику использовать превосходство в артиллерии. Удачное попадание снаряда в турецкий броненосец вызвало пожар и принудило его изменить курс в сторону Кюстенджи (Констанцы). На "Весте" погибло 3 офицера и 9 нижних чинов, ранено – 4 офицера и 17 нижних чинов. Повреждения на «Весте» не позволили преследовать турецкий броненосец. С рапортом к государю отправился особо отличившийся в этом бою мичман Рожественский (будущий печально знаменитый командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой при Цусиме). 17 ноября 1887 г. «Веста» затонул у мыса Тархункут после столкновения с другим судном. Водоизмещение 1800 тонн, паровой двигатель, обеспечивающий скорость хода до 12 узлов (22,2 км/час), экипаж 88 человек. Вооружение: 5 152-мм мортир, орудия малого калибра, 4 поворотные минбалки для постановки мин. 17 ноября 1914 года немецкий броненосный крейсер «Фридрих Карл» на подходе к Мемелю подорвался на русских минах. Затонул после 5 часов борьбы за живучесть. Погибло 7 человек. Вышедший ему на помощь легкий крейсер "Эльбинг" получил повреждения на минном заграждении, выставленном 30.10.1914 г. Это не помешало создателям фильма «Адмирал Колчак» утопить «Фридриха» еще раз в 1915 г. усилиями актера Хабенского.

Klaus: Юрген пишет: 17 ноября 1853 г. Уважаемый Юрген , Вы ошибаетесь - на картине Айвазовского бой ВЕСТА - ФЕТХИ-БУЛЕНД... попозжее будет...

Юрген: Klaus пишет: - на картине Айвазовского бой ВЕСТА - ФЕТХИ-БУЛЕНД. Именно этот бой, вернее изображение "Весты" на переднем плане я и имел в виду. См. последующий текст, а не предыдущий. Огромное спасибо за картину, давно ее искал с таким разрешением. Есть и фото Весты, но каКчество... Ладно, рискну получить очередную табуретку. С уважением Ю.


Klaus: Юрген пишет: См. последующий текст, а не предыдущий Здорово я форум читаю, однако... Прошу прощения!

nemos: ...17 ноября. В ночь на 17 ноября 1904г. в Порт-Артуре 15 моряков-разведчиков под командованием инженер-механика флота Лосева вышли в тыл японских передовых позиций для разведки их расположения, характера и размеров работ, производимых японцами перед укреплением №3 и фортом №3. Выполнив задание, разведчики без потерь вернулись в расположение своих войск. В этот день в 1904г., выйдя из Дакара, 2-я Тихоокеанская эскадра продолжила путь к Цусиме. В этот день в 1914г. немецкий броненосный крейсер «Фридрих-Карл» (построен в 1902г., 9000т.) под флагом контр-адмирала Беринга, находясь в 33 милях к западу от Мемеля, подорвался и погиб на минном заграждении, поставленном 5 ноября российским полудивизионом особого назначения. Одновременно вблизи Мемеля погиб на русском минном заграждении лоцманский пароход «Эльбинг», высланный для оказания помощи гибнущему крейсеру. На крейсере в момент взрыва погибло 8 человек. В этот день в 1914г. из пролива Босфор для действий против российских портов и кораблей вышли в набеговую операцию германские крейсера «Гебен» и «Бреслау». В этот день в 1941г. в 5ч.30м. последние катера, сейнера и другие гражданские плавсредства с эвакуируемыми войсками покинули Керченский порт. В течение дня на берегу пролива продолжались бои немецких войск с частями прикрытия и не сумевшими пробиться к плавсредствам разрозненными подразделениями и группами советских войск. Керчь практически была занята немецкими войсками. За время эвакуации было переправлено на Тамань около 50 тыс. человек; точное количество неизвестно, так как общий подсчет не производился. Известны данные только по двум дивизиям: 106 дивизия – 5481 бойцов, а 156 дивизия – 2733 чел. из списочного состава. В связи с оставлением Керченского полуострова и сдачей Керчи по приговору военного трибунала были разжалованы комкор Дашичев; вице-адмирал Левченко (который к событиям имел косвенное отношение) – разжалован до капитана 1 ранга с переводом в Кронштадт на должность коменданта. Маршал Кулик по совокупности сдачи Керчи и Ростова разжалован в генерал-майоры и отправлен в распоряжение наркома обороны. Главного виновника, практически ничего не сделавшего для обороны Керченского п-ова (хотя решением Ставки это ему вменялось в обязанность) вице-адмирала Октябрьского репрессии не коснулись. В этот день вышел из Севастополя в Туапсе вспомогательный крейсер «Макаров» (вооруженный ледокол), по неизвестной причине на время перехода переименованный особым отделом флота в «ледокол»Керчь». По неподтверждённым данным, на борту корабля находился груз особого назначения – химические боеприпасы. (Известно, что до войны они хранились в арсенале Севастополя, во время обороны города не применялись, немцами не захвачены. Единственным кораблём, груз которого был засекречен, был «Макаров»). О временном переименовании корабля знали только его командир и Особый отдел флота, больше никто в известность поставлен не был, что в дальнейшем привело к трагедии. В этот день в Севастополе шли позиционные бои. 6 самолетов МБР-2, 6 истребителей И-5, 4 истребитея И-16, 4 самолета связи У-2, 5 штурмовиков Ил-2, 1 бомбардировщик Пе-2 в течении дня бомбили и штурмовали немецкие войска в районе Кучук-Мускомья и Варнутки, уничтожив до 15 автомашин. В этот день в 1942г. в Средиземном море севернее Алжира британским самолётом типа «Свордфиш» была потоплена немецкая подводная лодка U-331 типа VII-C под командованием капитан-лейтенанта Ханса-Дитриха Фрейхерра фон Тизенхаузена. Лодка имела 9 боевых походов, 2 потопленных корабля, включая линкор «Бархэм»(31100брт). 32 члена экипажа подлодки погибли, 17 спасены.

Юрген: 18 ноября 1914 г. произошел бой у мыса Сарыч. Возвращаясь в Севастополь после набега на Трапезунд, русская эскадра под флагом командующего Черноморским флотом адмирала А. А. Эбергарда шла кильватерной колонной. Она состояла из броненосцев «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Три Святителя», «Пантелеймон» и «Ростислав». Уголь был на исходе, и флот следовал в направлении Севастополя, не рассчитывая на контакт с противником. 18 ноября 1914 года в районе мыса Сарыч произошла встреча с линейным крейсером «Гебен». Из-за тумана видимость не превышала 3-4 миль (5,5-6,5 км), но благодаря перехваченным радиопереговорам неприятельских кораблей эскадра своевременно подготовилась к сражению. Адмирал Эбергард распорядился увеличить скорость до 14 узлов и подтянуться концевым кораблям. Весь бой продолжался 14 минут. В 12 часов 21 минуту головной русский корабль «Евстафий» первым открыл очень точный огонь из 305-мм орудий, первый же залп дал накрытие, и на немецком крейсере сразу возник пожар. В 12 часов 25 минут «Гебен» ввел в дело все пять своих башен и с третьего залпа добился попаданий. «Евстафий» получил четыре 280-мм снаряда, но и в сам «Гебен» угодило три русских 12-дюймовых «чемодана». Учитывая, что броненосец выпустил всего 30 снарядов, результат следует признать как очень высокий. По воспоминаниям немецкого военно-морского историка капитана 1 ранга Лоррея (в Первую мировую войну командовал турецким броненосцем), «русские стреляли просто превосходно». Дав 19 залпов, «Гебен» в 12 часов 35 минут резко отвернул вправо и, увеличивая ход, скрылся в тумане. Линейный крейсер получил довольно серьезные повреждения: снаряды пробили его броню, а при пожаре в кормовом каземате 150-мм орудий погибло более 100 человек. Всего на немецком корабле было 115 убитых и 58 раненых. Правда, «Евстафий» тоже был вынужден 3 месяца простоять в ремонте. Из его экипажа погибли 5 офицеров и 28 матросов, 25 человек были ранены. После этого боя «Гебен» избегал встречи с русскими броненосцами. Бой практически свелся к дуэли между «Гебеном» и головным в колонне «Евстафием», но старый броненосец благодаря отменной выучке артиллеристов и высокому качеству новых бронебойных снарядов сумел за себя постоять. Именно этого в свое время так не хватало в войне с Японией. Одновременно данный бой показал всю опасность встречи броненосца с кораблем-дредноутом. С уважением Ю.

Юрген: Дополнение. Ночью не работал Радикал, вот герой боя у мыса Сарыч. С уважением Ю

nemos: ...18 ноября. В этот день в 1790г. гребная флотилия генерал-майора де-Рибаса, оттеснив турецкую речную флотилию вверх по Дунаю к крепости Измаил, приступила к систематической бомбардировке крепости, города, и стоявших под прикрытием крепостных батарей судов. Бомбардировка продолжалась до 27 ноября. В этот день в 1798г. был заключен военный союз, предусматривающий активные действия российского флота между Россией и королевством обеих Сицилий, направленный против Франции. В этот день в 1916г. дозорный катер №10 Балтийского флота, идя совместно с дозорным катером №4 для ночной постановки мин в Ирбенском проливе, взорвался и погиб, наскочив на сорванную с тележки пловучую мину; погибли офицер и 2 матроса. В этот день в 1914г. возвращаясь в Севастополь, Черноморский флот на траверзе м.Сарыч неожиданно встретил германский крейсер "Гебен". Ближайший к неприятелю линкор "Евстафий" с дистанции 40 каб. в 12ч.20м. открыл огонь и первым же залпом накрыл "Гебен". В результате неверной передачи по радио данных о прицеле остальные корабли вели огонь с ошибкой в 20 каб. В 12ч.35м. "Гебен" сделал правый поворот, что скрыло его за пеленой тумана и дыма; бой прекратился. В бою "Гебен" получил 3 попадания 305-мм. и 11 попаданий среднего калибра, на нем были убиты 12 офицеров и 103 матроса. "Евстафий" получил 4 попадания 11-дм. снарядами, на нем были убиты 5 офицеров, 29 матросов, ранены 24 чел. На ремонт "Гебена" потребовалось 2 недели. В этот день в 1914г. по неизвестной причине взорвался и затонул турецкий минный заградитель "Нилуфер", вышедший для постановки мин на линии Одесса - Дунай. В этот день в 1941г.дежурные радисты Севастопольской охраны водного района приняли радиограмму: "Ледокол "Керчь". Подорвался на мине. Тону. Вышлите катера". Сигнал повторялся несколько раз, затем передатчик замолчал. Поскольку о переименовании "Макарова" командование флота не было поставлено в известность, радиограмму посчитали уловкой немцев, и помощь не была выслана. В результате "Макаров" длительное время числился пропавшим без вести. Сейчас установлено, что корабль погиб от подрыва на мине на фарватере №3, недалеко от м.Фиолент, ограниченном в годы войны с обеих сторон минными полями. Точные координаты гибели корабля засекречены. На подступах к Севастополю 6 самолетов И-5 и 4 самолёта У-2 бомбили немецкие войска в районе с.Шули; 5 МБР-2, 4 И-5, 4 У-2, 5 Ил-2, 4 И-16, 2 МиГ-3 бомбили и штурмовали немцев в разных секторах обороны. При посадке 1 И-16 скапотировал и сгорел, 1 И-16 упал в море; оба летчика погибших самолётов спасены. На сухопутном фронте перемен не было. В этот день в 1942г. продолжались ожесточенные бои на Эльтигенском плацдарме. Доставка боеприпасов и пополнения производилась в ночное время; более половины плавсредств в эту и последующие ночи возвращались в Тамань и Кротков, не сумев прорваться через пролив в результате огня немецких катеров, БДБ, и береговой артиллерии. В этот день в 1943г. в Балтийском море северо-восточнее Борнхольма после столкновения с лодкой U-476 затонула немецкая подводная лодка U-718 типа VII-C под командованием обер-лейтенанта Хельмута Видувильта. В боевых походах погибшая лодка не участвовала. Сведений о судьбе экипажа найти не удалось.

Юрген: 22 ноября 1801 г. Родился В.И. Даль, мичман российского флота, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». В марте 1819 года выпускник Морского кадетского корпуса восемнадцатилетний мичман Владимир Даль на пути из Петербурга в Москву записал в тетрадку первое слово для «Толкового словаря живого великорусского языка». С этого дня «Словарь» станет главным трудом его жизни, и за последующие полвека Даль объяснит и снабдит примерами около двухсот тысяч слов. Флотская служба мичмана Даля оказалась недолгой и не слишком удачливой. В Николаеве молодой мичман Даль «влип» в историю – по городу ходила злая эпиграмма на командующего Черноморским флотом, адмирала Алексея Грейга. При обыске в доме Даля, в обувном ящике комода, был обнаружен рукописный черновик. Арест, военный суд, разжалование в матросы. Впрочем, вскоре Даль был оправдан и выпущен на свободу, но репутация в морской среде была подорвана. В течение пяти с половиной лет Даль служит в Николаеве, одновременно занимается литературным творчеством: пишет стихи, одноактные комедии. Затем был переведен на Балтику, где прослужил полтора года в Кронштадте. В начале 1826 года, решившись на перемену рода деятельности, вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Когда началась русско-турецкая война (в 1828 году), Даль досрочно защитил диссертацию на степень доктора медицины, снова поступил на службу и отправился на юг в действующую армию – награжден орденом Св. Владимира с бантом. С 1832 Даль работает в Петербурге в военно-хирургическом госпитале, приобретя известность хирурга-окулиста. Однако конфликты с начальством вынуждают его оставить медицину. Сделавшись известным литератором, доктор Даль не рискнул оставить службу и, произведённый в коллежские асессоры, 6 мая 1833 года был определён чиновником для особых поручений к оренбургскому военному губернатору. В 1841 году В.И.Даль — теперь статский советник — получил в столице новую должность. Управлял в министерстве внутренних дел Особенной канцелярией и прослыл «правой рукой» министра. Бывали дни, когда все писцы Особенной канцелярии занимались разборкой посылок с образчиками местных говоров и перепиской сказок, пословиц и поверий, во множестве доставляемых Далю отовсюду. Тогда министр предложил Далю на выбор: «Писать — так не служить, служить — так не писать». Даль выбрал службу. Но из Петербурга вскоре перевёлся в Нижний Новгород — управляющим удельной конторы. Отслужив в Нижнем добрый десяток лет, Даль подал, наконец, в отставку. В Москве в последнее десятилетие жизни В.И.Даль выпустил в свет сборник «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка». Умер 4.10.1872 г. 22 ноября 1853 г. Во время русско-турецкой войны русский фрегат «Флора» под командованием капитан-лейтенанта А. Н. Скоробогатова в ходе 4-часового боя с тремя турецкими пароходо-фрегатами ("Таиф" - 22 пушки, "Фейзи-Бахри" - 20 пушек, "Саик-Шкаде" - 20 пушек под командованием адмирала Мустафы-паши) вывел из строя турецкий флагман и заставил отступить два других корабля. На 1 сентября 1854 г. на фрегате было 44 орудия. Команда 43 флотского экипажа (на 22.02.1854 г. в экипаже фрегата – 12 офицеров, 311 унтер-офицеров и матросов, некомплект 26 матросов). Участвовал в крейсерстве у восточных берегов Черного моря в составе Абхазской экспедиции. «Флора» получила 2 пробоины. 10/IX – 1854 г. фрегат затоплен на Севастопольском рейде в первой линии судов между Константиновской и Александровской батареями. 44-х пушечный фрегат. Длина – 166 футов 6 дюймов. Ширина - 45 футов 5 дюймов. Заложен 24.11.1837г. Спущен на воду – 21.09.1839 г. Корабельный мастер – Акимов. C уважением Ю.

Юрген: 23 ноября 1916 г. Родился Б. И. Купенский, кораблестроитель, лауреат Ленинской премии (1966 г.). С 1940 г. работал в Северном проектно-конструкторском бюро (СПКБ). Главный конструктор серии сторожевых кораблей и больших противолодочных кораблей (проекты 50, 61, 1144), на которых впервые в отечественной и мировой практике в качестве главных двигателей были применены газотурбинные установки большой мощности. Под его руководством и непосредственном участии были созданы первые отечественные тяжелые атомные ракетные крейсеры с ядерной паропроизводящей установкой. Применение атомной энергетической установки обеспечило кораблям неограниченную дальность плавания, автономность и способность длительного поддержания высоких скоростей хода. Умер 12.05.1982 г. Рис. Б. И. Купенский (справа) 23 ноября 1917 г. Опубликован Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», которым упразднялись гражданские, военные и придворные чины, а также ордена, медали и другие знаки отличия дореволюционной России. Это решение получило подтверждение Совета Народных Комиссаров «Об уравнении всех военнослужащих в правах» от 15 декабря. Также отменялись титулы с обращением «господин». Но Георгиевские кавалеры по-прежнему пользовались уважением. Весьма любопытный приказ был издан в феврале 1918 года по Петроградскому военному округу в связи с тем, что у населения изымалось оружие, как огнестрельное, так и холодное: «Вследствие поступающих ходатайств бывших кавалеров Георгиевского оружия о разрешении хранить таковое как память участия в войне, в дополнение Приказа по округу от 15 января сего года за № 9 объявляю для сведения и руководства, что военнослужащие, награжденные в прошедших кампаниях за боевые отличия Георгиевским оружием, имеют право хранить таковое у себя, как память участия в войне, по разрешениям штаба, округа».

Юрген: 24 ноября 1905 г. началось Восстание матросов флотской дивизии и солдат 49-го Брестского пехотного полка в Севастополе. По предложению матросов командование восставшими принял на себя П. П. Шмидт. Родился 5 (17) февраля 1867 года в Одессе в семье потомственного морского офицера. В 1886 окончил петербургский Морской кадетский корпус. Поступил на Балтийский флот в чине мичмана, где 1 января 1887 года был зачислен в стрелковую команду 8-го Балтийского флотского экипажа. Но самомнение и крайняя амбициозность вызвали его неприятие офицерским коллективом — уже через 20 дней Шмидта отчислили по болезни с шестимесячным отпуском и переводом на Черноморский флот. Прослужил в чине мичмана всего два года и уволился в запас по болезни. Затем с 1892 по 1898 вновь находился на службе. Служил на канонерской лодке «Бобр», входившей в состав Сибирской флотилии на Дальнем Востоке. В 1898 в чине лейтенанта снова ушёл в запас. Плавал на океанских торговых судах Добровольного флота и РОПИТ (Русское общество пароходства и торговли). Был капитаном парохода «Диана», который занимался перевозкой грузов по Чёрному морю. В 1904 с началом русско-японской войны был мобилизован на Балтийский флот. Был назначен старшим офицером угольного транспорта «Иртыш», входившем в эскадру адмирала Рожественского. Во время похода эскадры Шмидт неоднократно подвергался взысканиям, на стоянке в Порт-Саиде, у входа в Суэцкий канал, лейтенанта Шмидта «по болезни» списали с «Иртыша» и отправили в Россию. Назначен командиром миноносца № 253, базировавшегося в Измаиле для патрулирования на Дунае. В начале Революции 1905 года организовал в Севастополе «Союз офицеров — друзей народа», затем участвовал в создании «Одесского общества взаимопомощи моряков торгового флота». Ведя пропаганду среди матросов и офицеров, Шмидт называл себя внепартийным социалистом. 20 октября (2 ноября) 1905 на похоронах восьми человек, погибших в ходе беспорядков, произнес речь, ставшую известной как «клятва Шмидта»: «Клянемся в том, что мы никогда не уступим никому ни одной пяди завоеванных нами человеческих прав». В тот же день Шмидт был арестован. 7(20) ноября Шмидт был отправлен в отставку с чином капитана 2-го ранга. Возглавил мятеж на крейсере «Очаков» и других судах Ч Ф. На корабле был поднят красный флаг. Шмидт объявил себя командующим Черноморским флотом, дав сигнал: «Командую флотом. Шмидт». В тот же день он отправил телеграмму Николаю II: «Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется более вашим министрам. Командующий флотом П. Шмидт».Но власти, подтянув к Севастополю до 10 тыс. войск и используя береговую артиллерию, через четыре дня подавили восстание. П. П. Шмидт был казнен 19.03.1906 г. В мае 1917 года Шмидт был торжественно перезахоронен на Кладбище коммунаров в Севастополе. Военный и морской министр А. Ф. Керенский, совершая поездку на Юго-западный фронт и посетив Севастополь 17 мая, торжественно возложил в соборе на гроб лейтенанта Шмидта венок и Георгиевский крест. Пётр Шмидт был единственным офицером русского флота, открыто примкнувшим к революции 1905—1907 года, поэтому его имя широко использовалось советской пропагандой. подробно о Шмидте см. http://www.cprfspb.ru/127.html С уважением Ю

Юрген: 25 ноября 1898 г. родился И. И. Грен (г. Вильянди, Эстония), вице-адмирал (1942 г.). Участник Гражданской войны. Служил комендором на легендарном эсминце "Азард". Окончил училище комсостава флота (1922) и высшие специальные курсы усовершенствования комсостава флота (1925). Служил на Балтийском флоте, в 1927—30 флагманский артиллерист Балтийского флота. С 1930 командующий береговой обороной, а в 1931—1935 командир Крымского укрепленного района Черноморского флота. В 1935—1940 начальник научно-исследовательского института. Во время Великой Отечественной войны начальник артиллерии морской обороны Ленинграда (1941—43), главный артиллерист ВМФ (1943— 1945) и начальник управления боевой подготовки Главного морского штаба ВМФ. С 1946 начальник академических курсов Военно-морской академии. С 1960 в отставке. Автор работ по морской артиллерии. Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Нахимова 1-й степени и медалями. Автор многих научных работ по морской артиллерии. Умер 19.09.1960 г. Накануне Нового года (декабрь 2004 г, срок ввода в боевой состав флота – начало 2009 года) на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде состоялась закладка нового большого десантного корабля проекта 11711. Ему дано имя – "Вице-адмирал Иван Грен". На митинге, посвященном закладке, подчеркивалась важность этого события не только для дальнейшей судьбы завода "Янтарь", но и для всей экономики Калининградской области. Но самое главное – "Вице-адмирал Иван Грен" должен стать принципиально новым кораблем своего класса, построенным с учетом самых последних разработок отечественных кораблестроителей. Ничего подобного в России до сих пор не строилось. Рис. Взрыв Бархама 25.11.1941 г. в Средиземном море немецкой подлодкой U-331 потоплен английский линкор «Бархам» близ берегов Египта. Гибель Бархама засняли с другого линкора, Вэлиант. Эти кадры часто вставляют в военные кинохоники: огромный корабль валится на борт, и матросы ползут по борту от крена, как муравьи. Затем, всего через 4 мин после попадания 1-й торпеды, следует чудовищной силы взрыв. С Бархамом погибло 861 чел, спаслось 395. Капитан U-331 Ханс-Дитрих фон Тизенхаузен не знал о гибели Бархама. Когда он дал залп четырьмя торпедами, подлодку подбросило вверх и англичане с Вэлианта заметили ее... рубку. Вэлиант дал неск залпов главным калибром (снаряды прошли выше из-за малой дистанции), а затем попытался протаранить немцев. Поэтому фон Тизенхаузен после залпа нырнул и лег на дно на глубине 265 м, что было даже где-то на 100 м глубже того, что считалось предельно допустимой глубиной для U-331. Так как спасение моряков с Бархама не позволило английским эсминцам использовать глубинные бомбы, фон Тизенхаузен потихоньку уполз на север и был таков. Он, конечно, слышал взрывы торпед, но это было все, что он знал. Поэтому, все, что он доложил в радиограмме, было "Торпедировал английский линкор с неизвестными последствиями." Англичане радиограмму перехватили, расшифровали, и поняли, что немцы не знают о потоплении линкора. Английское Адмиралтейство тогда не делало тайны из гибели кораблей. К тому времени они потеряли уже 2 линкора, Роял Оук и Худ. Но "для поддержания боевого духа нации" гибель Бахрама решили скрыть. Кинопленка снятая с Вэлианта была конфискована до конца войны. О гибели Бархама сообщили лишь 27 января 1942 г, когда стало ясно, что немцы в ней уже не сомневаются. С 1957 г ветераны Бархама ежегодно встречаются в Порстмуте. Частым гостем на этих собраниях был фон Тизенхаузен, который после войны эмигрировал в Канаду, где работал декоратором до свой смерти в 2000 г.

Юрген: 26 ноября 1894 г. родился Папанин, Иван Дмитриевич (14 (26) ноября 1894, Севастополь — 30 января 1986, Москва) — исследователь Арктики, доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937 и 1940). Иван Дмитриевич Папанин родился в Севастополе, отец был матросом. Проучившись 4 года в начальной школе Папанин в 1908 году пошел работать на завод. В 1914 году был призван на военную службу (попал на флот). В 1918—1920 годах участвовал в Гражданской войне на Украине и в Крыму (организация диверсий и повстанческих отрядов). С 1920 года — комиссар оперативного управления при командующем морскими силами Юго-Западного фронта. С ноября 1920 года по рекомендации Р. Землячки назначен комендантом Крымской ЧК, работал следователем. В 1921 году переведен в Харьков военным комендантом Украинского ЦИК, затем с июля 1921 по март 1922 года работал секретарем Реввоенсовета Черноморского флота. В 1922 переведен в Москву комиссаром хозяйственного управления Народного комиссариата морских дел, в 1923 — в Народный комиссариат почт и телеграфов управляющим делами и начальником Центрального управления военизированной охраны. В 1923—1925 проходил обучение на Высших курсах связи, после которых был направлен в Якутию в качестве заместителя начальника экспедиции по строительству радиостанции. В 1932—1933 был начальником полярной станции Бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа), а в 1934—1935 — станции на Мысе Челюскин, в 1937—1938 — возглавлял первую в мире дрейфующию станцию «Северный полюс». В 1939—1948 годах работал начальником Главсевморпути и уполномоченным Государственного Комитета по перевозкам на Севере. С 1948 до 1972 был на научной работе: заместитель директора Института океанологии АН СССР по экспедициям, начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР, с 1956 года – директор Института биологии внутренних вод АН СССР в посёлке Борок, председатель Московского филиала Географического общества СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Именем Папанина назван мыс на полуострове Таймыр, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане, улицы в Лианозове и Мурманске. С уважением Ю.

Юрген: 27 ноября 1918 года подводная лодка «Тур» под командованием командира военмора Николая Александровича Коля и военкома военмора Яна Наполеоновича Раевского вышла в первый в истории советского флота разведывательный боевой поход к берегам противника в Ревельскую бухту, который был успешно завершен. В ознаменование первого боевого похода советской подводной лодки «Тур» день 28 ноября был объявлен годовым праздником соединения балтийских подводных лодок. Хотя на самом деле этот коллектив подводников является правопреемником подводных сил Балтийского моря Императорского флота, 100-летний юбилей которых наша страна отметила 19 марта 2006 года. Лодка построена заводом "Ноблесснер". Заложена 2 июля 1914 года, спущена на воду 20 мая 1917 года, вступила в строй 8 августа 1917 года. На ПЛ "Тур" были установлены двигатели Дизеля, снятые с амурских канонерских лодок. Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 3 боевых похода. 4 апреля 1918 года, не имея достаточного количества команды для самостоятельного перехода, начала в тяжелых ледовых условиях переход из Гельсингфорса в Кронштадт на буксире у броненосца "Республика". Принимала участие в гражданской войне. С 15 августа по 13 сентября 1918 года находилась в Ладожском озере, затем была включена в Действующий отряд Балтийского флота. В 1924 году прошла капитальный ремонт. В 1930 году принимала участие в визите советских кораблей в Данию. 8 марта 1936 года выведена из боевого состава и переоборудована в плавучую зарядную станцию (ПЗС). 29 декабря 1940 года сдана в порт на хранение, исключена из боевого состава и после окончания Великой Отечественной войны разобрана на металлолом. Тактико-технические элементы ПЛ «Тур»: основные размерения – 67,97/4,47/3,97 м; водоизмещение надводное/подводное – 650 / 780 т; скорость надводного/подводного хода – 11,5 / 8,5 узл.; дальность плавания надводным/подводным ходом – 2500/30 миль; глубина погружения – 50 м. Вооружение: 37-мм артиллерийское орудие, 57-мм артиллерийское орудие, пулемет, торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) – 4, торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого – 8. C уважением Ю.

velbot-067: 27 ноября - День Морской пехоты Всех морпехов с праздником!!! Счастья, здоровья, успехов в службе, а главное - мира. Где мы - там победа! УРА! УРА! УРА! P.S. семь лет военной службы отданы 336 ОГБрМП Балтийского флота, в т.ч. и самые счастливые - лейтенантские.

Dmitry_N: МОРПЕХАМ - УРРРА!!! 14 (27) ноября 1904 года началась последняя 9-дневная битва за гору Высокую в Порт-Артуре.

Барс: Ув. Юрген, Только комиссаром на "Туре" был Ян Наполеонович Гаевский, а не Раевский. Вы опечатались. С уважением ...

Юрген: Барс пишет: Вы опечатались 28 ноября 1908 г. создана Амурская флотилия (Амурская речная флотилия) — несколько раз создававшееся соединение военных кораблей на реке Амур. Т.о. ей 100 лет!!! Поздравляю всех, кто имел к ней отношение -У-Р-Р-А!. В 1854 г. по реке прошел первый крупный караван барж и плотов. Тогда уже появился и первый военный корабль – пароход "Аргунь" (командир лейтенант А.С. Сгибнев). С 1855 г. в Николаевске-на-Амуре стали базироваться корабли, перешедшие с Камчатки, однако район их деятельности ограничивался в основном устьем и низовьями реки. В начале 1897 г. для обслуживания казачьих станиц, расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки, была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия. Состояла она первоначально из пароходов "Казак Уссурийский", "Атаман", парового катера "Дозорный" и двух барж. В экипажах числились забайкальские, амурские, уссурийские казаки. Первым ее командиром стал штурман дальнего плавания Д.А. Лухманов. Командованием Приамурского военного округа во время войны в Китае 1900–1901 гг. была создана флотилия из вооруженных речных пароходов "Хилок", "Третий", "Газимур", "Амазар", "Селенга" и "Сунгари". В 1903 г. военное министерство принимает решение о создании постоянной военной флотилии на Амуре и постройке для нее специальных военных судов (на Сормовском заводе размещены заказы на постройку 10 канонерских лодок). В 1904–1905 осуществляет воинские перевозки во время русско-японской войны. Для защиты тылового района были вооружены 152-мм орудиями 6 барж, направленных к Софийску, а в Николаевске-на-Амуре установлен дозор 3 миноносок. Опыт войны показал необходимость наличия на реке кораблей специальной постройки с крупнокалиберной артиллерией. Работу по строительству, вооружению и комплектованию нового оперативного объединения возглавил образованный в Санкт-Петербурге "Особый комитет по организации Амурской флотилии". 2 апреля 1905 г. приказом по флоту и морскому ведомству создан Отдельный отряд судов Сибирской флотилии (командир капитан 1 ранга А.А. Кононов). В его состав вошли сормовские канонерские лодки "Бурят", "Монгол", "Орочанин", "Вогул", "Вотяк", "Зырянин", "Калмык", "Киргиз", "Корел" и "Сибиряк". В разобранном виде корабли доставили на реку Шилку, откуда введенные в строй они в 1907-1908 гг. перешли в Благовещенск. 28 апреля 1908 г. в состав Отдельного отряда включены построенные на Балтийском заводе башенные канонерские лодки "Вихрь", "Вьюга", "Гроза", "Смерч", "Тайфун", "Ураган", "Шквал", Шторм и 10 моторных посыльных судов (22.5 тонны, скорость хода 13.1 узла, одно 47-мм орудие и 2 пулемета, 13 человек). Башенные канонерские лодки с дизельными двигателями мощностью в 1 тыс. л.с. и радиусом действия до 3 тыс. миль, современными крупнокалиберными арт. системами, показали себя лучшими в мире речными кораблями. Перевезенные в разобранном виде на реку Шилку в село Кокуй, они в июне 1909 г. были введены в строй. Приказом по морскому ведомству от 28 ноября 1908 г. все суда, причисленные к Сибирской флотилии, были объединены в Амурскую речную флотилию с оперативным подчинением ее командующему войсками Приамурского военного округа. Главной базой Амурской речной флотилии (АРФ) стал Осиповский затон под Хабаровском. Позже флотилия пополнилась вспомогательными судами и плав.средствами. В базе разместились ремонтные, механический, котельный и деревообделочный цеха, были построены дорога Осиповский затон – город Хабаровск, оградительная дамба, жилые и служебные здания. К лету 1914 г. в состав АРФ входили 8 речных канонерских лодок 2-го ранга (башенных), 10 речных канонерских лодок 3-го ранга, 10 посыльных судов, 3 парохода, плавучий док, несколько портовых плав.средств и барж. Главные силы базировались в Осиповском затоне, 4 канонерские лодки 3-го ранга и 2 посыльных судна – в Благовещенске. Личный состав насчитывал: 36 кондукторов, 69 сверхсрочнослужащих, 1480 унтер-офицеров и матросов. Для офицеров флотилии с августа 1912 г. были установлены преимущества по службе: назначение на Амур только на срок три года, с продлением по желанию и с обязательным денежным вознаграждением, разрешалось присваивать воинское звание на категорию выше штатной (командирам канонерских лодок 2-го ранга – капитан 1-го ранга, командующему – вице-адмирал). После начала ПМВ, с учетом спокойной военно-политической обстановки на Дальнем Востоке и необходимостью усиления действующих флотов на Европейском театре военных действий, Морской генеральный штаб приказал вывести в резерв часть кораблей. С них были сняты артиллерия, частично судовые машины и механизмы. С августа 1914 г. в строю оставались только башенные канонерские лодки "Смерч", "Шквал", канонерские лодки "Монгол", "Орочанин", посыльные суда "Пика" и "Копье", вспомогательные суда. На Черноморский и Балтийский флоты в 1915 г. были направлены 8 посыльных судов. Командующие: капитан 1-го ранга А А. Кононов (1905-1910), контр-адмирал К.В. Бергель (1910-1913), контр-адмирал, вице-адмирал А.А. Баженов (1913-1917), капитан 1-го ранга Г.Г. Огильви (1917). В декабре 1917 создана советская А. в. ф., участвовавшая в Гражданской войне. В 1918 была захвачена японцами, которые в мае 1920 увели почти все суда. Флотилия воссоздана в 20-е гг. XX века, под красным флагом. После освобождения Приморья от интервентов приказом РВСР №2602/489 от 20 ноября 1922 г. было утверждено решение об образовании военно-морского порта во Владивостоке и его отделения в Хабаровске. Командующим Морскими Силами Дальнего Востока (МСДВ) стал И.К. Кожанов. Он расформировал прежний аппарат и назначил начальниками: вновь созданного штаба МСДВ – В.В. Селитренникова, порта во Владивостоке – Д.Г. Исакова, оперативной части - Е.К. Преснина. В подчинение Кожанову переходил личный состав МСДВ, насчитывавший на 1 декабря 1922 г. 1709 чел. Деятельность нового руководства по возрождению МСДВ осложнялась тем, что лучшие корабли и канонерские лодки интервенты и белогвардейцы увели с собой, а береговое имущество привели в негодность. С 1926 по 1931 гг. называлась Дальневосточная флотилия. В 1929 г. принимала участие в боях с китайскими милитаристами в ходе «Конфликта на КВЖД». В 1930 награждена орденом Красного знамени. В советско-японской войне 1945 А. в. ф. (8 мониторов, 11 канонерских лодок, 52 бронекатера и др.) под команд. контр-адмирала Н. В. Антонова взаимодействовала с войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов на речных рубежах Амура, Уссури, Сунгари и озера Ханка. В августе 1955 Амурская флотилия переформирована в Краснознаменную Амурскую военно-речную базу ТОФ. В 1961 году создана Амурская бригада речных кораблей ТОФ. Указом президента РФ от 7 февраля 1995 г. создана Амурская пограничная речная флотилия в составе пограничных войск Российской Федерации. Указом президента РФ от 7 июня 1998 г. расформирована Амурская пограничная речная флотилия в составе ПВ РФ. Из-за недофинансирования соединение разделено на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров. Командующие: 1920-1921 – В.Я. Канюк, 1921 – В.А. Подерни, 1921 – Н.В. Третьяков, 1921-1922 – Н.П. Орлов, 1922-1923 – Е.М. Воейков, 1923 – П.А. Тучков, 1923-1926 – С.А. Хвицкий, 1926 – В.В. Селитренников, 1926-1930 – Я.И. Озолин, 1930-1933 – Д.П. Исаков, 1933-1938 – флагман 1 ранга И.Н. Кадацкий-Руднев, 1938-1939 – флагман 2 ранга Ф.С. Октябрьский, 1939 – капитан 1 ранга Д.Д. Рогачёв, 1939-1940 – флагман 2 ранга А.Г. Головко, 1940 – капитан 2 ранга М.И. Фёдоров, 1940-1943 – контр-адмирал П.С. Абанькин, 1943-1944 – вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, 1944 – вице-адмирал П.С. Абанькин, 1944-1945 – вице-адмирал Ф.С. Седельников, 1945-1948 – контр-адмирал Н.В. Антонов, 1948-1949 – капитан 1 ранга А.И. Цыбульский, 1949-1951 – вице-адмирал В.Г. Фадеев, 1951-1953 – контр-адмирал Г.Г. Олейник, 1953-1955 – контр-адмирал А.А. Ураган. С уважением Ю

Юрген: 29 ноября1883 г. родился Лев Михайлович Галлер в Петербурге в семье военного инженера. В 1905-м закончил Морской кадетский корпус, в 1912-м - офицерские артиллерийские классы. Участник 1-й мировой войны, флагманский артиллерист бригады линейных кораблей, старший офицер линейного корабля "Слава" (капитан 2-го ранга). В 1917 г., будучи командиром эскадренного миноносца "Туркменец Ставропольский", перешёл на сторону большевиков. Участвовал в Ледовом походе Балтийского флота. В 1918 - 1919 командовал эскадренным миноносцем "Мечеслав", крейсером, был начальником штаба отряда действующих судов Балтийского моря. В 1919 - командир линейного корабля "Андрей Первозванный". С 1921 начальник минной дивизии, затем – начальник штаба морских сил Балтийского моря. В 1926-м закончил академические курсы при Военно-морской академии. С 1927 – командующий бригадой линейных кораблей Балтийского моря. С 1932 – командующий Балтийским флотом. С 1937 – заместитель начальника морских сил Наркомата обороны СССР. С 1938 – начальник Главного морского штаба. С 1940 – заместитель наркома ВМФ по кораблестроению и вооружению. Во время Великой Отечественной войны руководил разработкой новых кораблей и строительством новых судов флота. С 1947 – начальник Военно-морской академии кораблестроения и вооружений имени А.Н. Крылова. В 1948-м году – репрессирован (по одному сфабрикованному делу с Н. Г. Кузнецовым и двумя другими адмиралами), умер в тюрьме. В 1953 реабилитирован. 29 ноября 1934 г. В Москве создана Студия военных художников им. М. Б. Грекова, по идее выдающегося мастера русской советской живописи Митрофана Грекова. В годы Великой Отечественной войны вполне профессиональный к тому времени коллектив художников-грековцев нес свою особую службу на разных фронтах. На основе этого фронтового материала были созданы десятки знаменитых произведений, одно упоминание которых воскрешает в памяти целую эпоху жизни страны: это плакаты Л.Голованова "Дойдем до Берлина" и "Дошли", картины П.Кривоногова "Победа", Б.Неменского "Мать", мемориал Воину-освободителю, созданный под руководством Е.Вучетича в Трептов-парке в г.Берлине, и многие другие замечательные произведения послевоенной поры. В 60 - 70 годы творчество студийцев получило новое развитие. Широкое признание приобрели произведения Ф.Усыпенко, П.Жигимонта, Г.Прокопинскго, К.Китайки, А.Интерзарова, М.Самсонова, В.Дмитриевского, П.Мальцева, В.Переяславца, Н.Бута, Н.Овечкина, Н.Присекина, Е.Данилевского, которые дали мощный импульс развитию героико-патриотического искусства, привнеся в него больше духовности, широты взгляда на военную тему, а подчас и глубокой философичности. С уважением Ю.

Юрген: 30 ноября 1853 г. Во время Восточной (Крымской) войны (1853—1856 гг.) Черноморская эскадра под флагом П. С. Нахимова в ходе Синопского морского сражения нанесла сокрушительное поражение турецкой эскадре Осман-паши, стоявшей под защитой береговых батарей. Это сражение было последним крупным морским сражением эпохи деревянных парусных флотов. 12 ноября 1855 г. эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова в Синопской бухте обнаружила турецкий флот. 7 больших фрегатов, 3 корвета, 2 брига и 2 вооруженных парохода расположились в бухте под защитой 6 береговых батарей. У русских было только 3 линейных корабля, атаковать с такими силами было бы безрассудно. Но и упускать с таким трудом найденного неприятеля Нахимов не хотел. Тогда он блокировал турок, а в Севастополь послал за подмогой находившийся при эскадре бриг «Еней». Пять долгих дней под непрерывным дождем и мокрым снегом прошли в ожидании подкрепления. Турки не делали попыток прорваться: они занимали прекрасную позицию, а береговые батареи удваивали их силу. На турецких кораблях было много английских офицеров-советников, которые поддерживали у них веру в победу над русскими. Поэтому командующий флотом вице-адмирал Осман-паша спокойно и уверенно ожидал атаки. 16 ноября с русских кораблей заметили на горизонте темные точки. «Одна, две, три… пять!» - радостно выкрикивали с марса сигнальщики. Море огласилось громкими криками «ура». Теперь уж туркам не уйти. С прибытием отряда контр-адмирала Ф. М. Новосилъского русская эскадра имела в составе 6 больших линейных кораблей (от 120 до 84 пушек) и 2 фрегата. Всего 760 орудий, из них 76 бомбических системы Пексана. У турок на судах было 427 орудий, и еще 38 пушек стояло на берегу. При атаке такой мощной позиции следовало до предела уменьшить время сближения эскадры с неприятелем, чтобы сократить потери. Для этого Нахимов решил атаковать двумя колоннами центр неприятельской боевой линии, как это практиковалось на учениях Черноморского флота летом 1853 года. Намереваясь уничтожить противника, вице-адмирал предполагал из колонн одновременно развернуть веером все 6 кораблей и поставить их на шпринг в 300-400 метрах от вражеской боевой линии, на расстоянии эффективного огня всех калибров орудий, в том числе и наиболее мощных, еще не опробованных в бою бомбических пушек. В 9 часов 30 минут 18 ноября русская эскадра снялась с якоря и в двух кильватерных колоннах направилась на Синопский рейд. Правую колонну составляли корабли «Императрица Мария» под флагом П. С. Нахимова, «Великий князь Константин» и «Чесма», левую — «Париж» под флагом Ф. М. Новосильского, «Три Святителя» и «Ростислав». Фрегаты «Кагул» и «Кулевчи» шли по бокам колонн. Туман и моросящий дождь мешали наблюдению, и турки, успокоенные длительным бездействием русской эскадры, заметили ее слишком поздно, когда она приблизилась на полмили, и не успели приготовить к бою большинство береговых батарей. В 12 часов 28 минут турецкий флагманский фрегат «Авни Аллах», а вслед за ним и остальные турецкие суда открыли огонь по русской эскадре. Береговая артиллерия запоздала, и только батареи № 5 и 6 продольным огнем препятствовали эскадре занять боевую позицию. Без единого выстрела русские корабли подошли на назначенные места и только с постановкой на якорь открыли сокрушительный огонь из орудий правого борта (312 стволов) с дистанции 300-350 метров. На этапе сближения русские передовые корабли серьезно пострадали. На головном линкоре «Императрица Мария» ядра перебили большую часть такелажа. Численное и качественное превосходство русской эскадры в артиллерии и прекрасная подготовка комендоров сразу сказались на результатах. Через полчаса турецкий флагман не выдержал огня и вышел из боя. Искалеченный горящий фрегат потерял управление, и течение отнесло его на мель. Но битва продолжалась. Метко направленные снаряды бомбических орудий буквально рвали борта кораблей противника. В разгар боя каленое ядро (или граната) с турецкого корабля ударило в одно из средних орудий линкора «Ростислав», разбило палубу и бимс. Возник пожар, который удалось вскоре потушить. Но горящие части такелажа попали в люки крюйт-камеры. Некоторые матросы, опасаясь взрыва, бросились к выходу, но мичман Колокольцев, находившийся поблизости, мгновенно сориентировался в обстановке, запер двери и с удивительным хладнокровием принялся ливидировать опаснейший пожар. Его спокойствие передалось подчиненным. Благодаря мужеству моряков корабль был спасен. Вскоре перевес русской эскадры в мощи огня окончательно сломил противника. Один за другим, не выдерживая боя, выбрасывались на берег или взрывались турецкие корабли. Одна за другой умолкли береговые батареи. Огненное кольцо сжималось вокруг турок. Огромные столбы огня поднимались вверх. От взрывавшихся турецких кораблей обломки летели во все стороны. Начался пожар в городе. В 15 часов 30 минут все было кончено. Пока русские корабли громили турецкие парусники и батареи, 20-пушечный пароходофрегат «Таиф» бежал. Благодаря преимуществу в скорости он легко ушел как от маневрировавших у входа в бухту русских фрегатов, так и от 3 пароходов вице-адмирала Корнилова, которые спешили на помощь Нахимову. Это был единственный турецкий корабль, спасшийся от гибели. Остальные горели и взрывались, засыпая обломками город. Корнилов, используя пароходы, сделал попытку спасти некоторые корабли противника, чтобы доставить в Севастополь, но все они получили большие повреждения, и пришлось их сжечь, сняв уцелевших турецких моряков. Среди спасенных оказался сам Осман-паша. Часть пленных, имевших ранения, свезли на берег и отпустили. Рис. Возвращение русской эскадры в Севастополь В результате сражения турки потеряли 10 боевых кораблей, 1 пароход, 2 брига; были потоплены также 2 торговых судна и шхуна. Потери из 4500 человек личного состава определили в 3000 человек. В плен попали кроме вице-адмирала и трех командиров кораблей еще 180 нижних чинов. Эскадра Нахимова не потеряла ни одного корабля, правда, 38 человек были убиты и 233 ранены, подбито 13 орудий и десяток станков. Повреждения кораблей, особенно в рангоуте и такелаже, оказались весьма серьезными. Всего была отмечена 201 пробоина и 77 других повреждений. Сразу же после боя моряки приступили к заделке подводных пробоин, ремонту парусов и рангоута. Результаты Синопского сражения буквально поразили общественность не только России, но и Запада. Даже такая враждебно настроенная к России газета, как английская «Таймс», и та вынуждена была признать, что «такого совершенного истребления и в такое короткое время никогда еще не было. Неравенство сил может это объяснить некоторым образом, но не вполне». Впрочем, современные «перекройщики истории» оказались куда «требовательнее» к славе своей Родины, чем англичане, заявив, что вместо сражения было лишь избиение совершенно беспомощных турок. Самое удивительное, что наиболее активный из этих «ниспровергателей» еще недавно носил погоны морского офицера. C уважением Ю.

Юрген: 1 декабря – День воинской славы России. Установлен в честь победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп. В начале 1960-х годов при участии Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова началась работа по организации создания подразделений морской пехоты. Были намечены стрелковые части, в которые выезжали специальные комиссии, тщательно изучавшие их личный состав и боевую подготовку. В 1963 году началось создание морской пехоты на Тихом океане. От Дальневосточного военного округа флот получил 390-й отдельный полк. На его базе в 1967–1968 годах и было сформировано первое тихоокеанское соединение морской пехоты. 1 декабря 1968 года является днем основания дивизии морской пехоты ТОФ. За свою историю морские пехотинцы флота свыше 40 раз несли боевую службу в зоне Тихого и Индийского океанов: оказывали помощь вооруженным силам НДР Йемен, несли боевую службу во многих странах Африки и Азии. Два полка дивизии награждены (в 1972 и 1990 гг.) Вымпелом МО СССР «За мужество, воинскую доблесть и высокую морскую выучку». Особой страницей в истории современной морской пехоты является участие «морпехов» в боевых действиях на территории Чеченской республики. В 1995 году с января по июль, в боях участвовали два полка соединения МП ТОФ. Свыше двух с половиной тысяч тихоокеанцев получили государственные награды, а пять морпехов-тихоокеанцев стали Героями России (посмертно). Сегодня личный состав соединения, которым командует генерал-майор Сергей Пушкин, продолжает служение Отечеству, сохраняя славные традиции морских пехотинцев. 55-я дивизия морской пехоты — Владивосток. Боевой состав: 165-й «казачий» полк морской пехоты, 390-й полк морской пехоты, 921-й артиллерийский полк морской пехоты, 923-й зенитно-ракетный полк морской пехоты, 84-й отдельный танковый батальон морской пехоты, 263-й отдельный разведывательный батальон морской пехоты, 1484-й отдельный батальон связи морской пехоты 1 декабря 1945 года на базе Камчатского укрепрайона Приказом НК ВМФ была сформирована Камчатская военная флотилия, которая вначале располагалась на острове Катаока. Там была военно-морская база, созданная японцами. Все военные объекты и жилища были под землей. Первым ее командующим стал контр-адмирал И.И. Байков. Первые 8 послевоенных лет корабли флотилии очищали воды Авачинского залива, восточного берега Камчатки и Северных Курильских островов от минных полей и плавающих мин. В последующие годы корабли Камчатской флотилии участвовали в нескольких океанских плаваниях, учениях ВМФ "Океан", разминировании бухты порта Читтагонг и Суэцкого канала, подводные лодки совершили несколько переходов подо льдами Арктики. 30 апреля 1975 года флотилия была награждена орденом Красного Знамени. В 1998 году на основе Камчатской флотилии была создана Группировка войск на северо-востоке России. На Камчатке сейчас такого «добра» навалом, начиная от недостроенных и брошенных пятиэтажек, военных бункеров до подтопленных кораблей или подводных лодок. С уважением Ю.

nemos: Юрген ...за темы (...а остальные пусть сами так попробуют!) С уважением,И

Юрген: 2 декабря 1941 года последний день обороны советской военно-морской базы на полуострове Ханко. Военно-морская база Балтийского флота Ханко (Гангут) была приобретена Советским Союзом после Советско-финляндской войны зимой 1939—1940 годов. С началом войны перед базой Ханко (командир гарнизона базы генерал-майор (с 16 сентября 1941 генерал-лейтенант береговой службы) С. И. Кабанов, военком бригадный комиссар А. Л. Расскин) была поставлена задача обороны и отражения атак противника для обеспечения свободных действий Балтийского флота в этом районе. На полуострове к началу войны находилась 8-я отдельная стрелковая бригада под командованием полковника Н. П. Симоняка, усиленная артиллерийским полком, зенитным артиллерийским дивизионом, танковым и сапёрным батальонами, а также батальоном связи. Сектор береговой обороны располагал несколькими железнодорожными и стационарными батареями с орудиями калибром от 305 до 45 мм. Противовоздушная оборона базы состояла из двенадцати 76-мм батарей и авиаэскадрильи (11 самолетов И-153 и И-15). В непосредственном подчинении базы находились 3 сторожевых катера «МО-4» и несколько малых катеров. Общая численность гарнизона базы составляла 25300 человек. Оборона базы вынудила итак небольшие военно-морские силы Финляндии разделиться на две части, препятствуя сквозным сообщениям в Финском залив. 25 тысячный гарнизон базы оттягивал на себя значительные силы противника (около 2 дивизий), ослабив вражескую группировку, наступавшую на Ленинград. После неудачных попыток штурма базы командование финской ударной группы «Ханко» убедилось, что имевшимися в его распоряжении силами оно не сможет захватить советскую военно-морскую базу. Обстановка, складывавшаяся под Ленинградом и на Севере, не позволяла ему рассчитывать на подкрепление. Борьба за Ханко приняла позиционный характер. Началась длительная осада, сопровождавшаяся систематическим артиллерийским обстрелом (2-6 тыс. снарядов и мин в сутки) и ударами авиации. Исключительная роль принадлежала береговой артиллерии, которая, по существу, являлась основой обороны военно-морской базы. Надводные силы, базировавшиеся на Ханко, выполняли задачи, связанные с повседневной боевой деятельностью в пределах границ базы. После оставления Таллина (28.8) положение гарнизона Ханко, оказавшегося в глубоком тылу, осложнилось. Приближение ледостава создавало дополнительные трудности для обороны базы и ее связи с базами КБФ. Обстановка, сложившаяся под Ленинградом, не позволяла выделить подкрепление и боеприпасы для обороны базы, поэтому было принято решение Ставки ВГК на эвакуацию. Эвакуация базы проводилась с 26 октября по 2 декабря 1941 года кораблями Балтийского флота в условиях штормов, ледового покрова и большой минной опасности при активном противодействии противника производилась эвакуация базы в Ленинград и Кронштадт. Несмотря на сложные условия (оба побережья Финского зал. были в руках противника, активно действовали его флот и авиация, были выставлены плотные минные заграждения), 9 конвоев сумели доставить большую часть гарнизона с вооружением и боевой техникой. Арьергард уходил в ночь на 2 декабря с последним конвоем. В 18 ч. 55 мин ушел отряд тихоходных кораблей. В 21 ч. 30 мин вышел основной отряд в составе эсминцев “Стойкий” и “Славный”, турбоэлектрохода “Иосиф Сталин” , 7 БТЩ, 7 СКА “MO” и 4 ТКА. Из первого отряда на мине погиб СКР “Вирсайтис”. Во втором часу ночи на «Иосифе Сталине» погас свет, и раздался ужасающий взрыв. Это была мина. За ним — второй. Сыпал снег, и здорово штормило. Транспорт осел, накренился и потерял ход. Корабли конвоя были перегружены людьми и снять всех с транспорта не смогли. «Сталин» не затонул – на нем осталось около трех тысяч людей. Течением его прибило к южному берегу, занятому немцами, все попали в плен, и судьба их была страшной. Выжили немногие... Удалось эвакуировать с Ханко полевую и зенитную артиллерию, 1265 тонн боеприпасов,1500 тонн продовольствия и 22822 человека из 27809 погруженных на корабли. 8-я стрелковая бригада была преобразована в 136-ю стрелковую дивизию. По мирному договору с Финляндией от 1947 года СССР отказался от своих прав на аренду Ханко. Товаро-пассажирский турбоэлектроход «Иосиф Сталин» строился в Амстердаме (Нидерланды) для Балтийского государственного морского пароходства (линия Ленинград—Лондон). Он был заложен в 1938 г. и через год спущен на воду. В феврале 1940 г. судно передали заказчику. Водоизмещение турбоэлектрохода составляло 7500 т (дедвейт 3219 т), грузоподъемность 1272 т. Пассажировместимость 512 чел. Экипаж насчитывал 108 чел. Наибольшая длина судна составляла 135,7 м, наибольшая ширина — 18,6 м, осадка — 6,35 м, высота борта – 9,7 м, «Иосиф Сталин» имел семь палуб. На корабле были размещены 2 паровые турбины – 9000 кВт. C уважением Ю

nemos: ...продолжим: ...2 декабря. В этот день в 1853г. лоц-шхуна (гидрограф) «Алупка», занесённая NO штормом к турецкому побережью, и имея сильную течь, вынуждена была, для спасения экипажа, выбросив в море 6 фальконетов, сигнальные книги и уничтожив секретные и служебные документы, спустиься к проливу Босфор, где была захвачена турками, а экипаж пленён. В этот день в 1904г. в Порт-Артуре на помощь защитникам Высокой горы прибыла 12-я рота Квантунского флотского экипажа под командованием лейтенанта Сиденснера. В ночь со 2 на 3 декабря 1916г. эсминцы Черноморского флота «Пылкий» и «Дерзкий» поставили 120 мин под берегом на путях движения турецких кораблей к востоку от Босфора. В этот день в 1943г. немцы почти беспрерывно атаковали наши десантные части на Эльтигенском плацдарме. В отражении атак принимала участие артиллерия, бившая по площадям через пролив с мыса Тузла, р-на хут.Кроткова и с Тузлинской косы.

nemos: ...3 декабря. В ночь на 3 декабря 1854г. в Севастополе отряд моряков под командованием мичмана В.Титова с 4-мя горными единорогами произвел вылазку из редута №1 в лагерь французов. В результате произведенного переполоха французы оставили свои укрепления и бежали в тыл. В этот день в 1904г. на укрепления Высокой горы в Порт-Артуре прибыла сводная рота Квантунского флотского экипажа под командованием прапорщика флота Списовского. В этот день в 1943г. на Эльтигенском плацдарме после нескольких массированных атак немцам удалось частично захватить передовые позиции первой линии обороны.

Юрген: 4 декабря 1966 года в дни 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой, у стен Московского Кремля захоронены останки одного из героических защитников Москвы — Неизвестного солдата. Прах неизвестного солдата был перенесён в Александровский сад из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград). Памятник создан по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, В. А. Климова, Ю. Р. Ратаева и скульптора Н. В. Томского. В центре мемориала — надгробная площадка из красного гранита с бронзовой пятиконечной звездой, в середине которой горит Вечный огонь славы, символически зажжённый от пламени Вечного огня, пылающего на Марсовом поле в Ленинграде, Л. И. Брежневым, принявшим факел от Героя Советского Союза А. П. Маресьева. На памятнике выбита надпись: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Слева от могилы — гранитная стена с надписью: «1941 — Павшим за Родину — 1945»; справа — гранитная аллея с порфировыми блоками, в которых содержатся капсулы с землёй городов-героев. Памятник открыт 08.05.1967 г. Могила Неизвестного солдата – памятник-символ в честь воинов, погибших в боях. Первая Могила Неизвестного солдата была сооружена в Париже в память жертв первой мировой войны. Церемония ее открытия и зажжения Вечного огня состоялась 11 ноября 1920 года. В Советской России первое мемориальное сооружение в память героев, павших в вооруженной борьбе с врагами в период февральской и октябрьской революций и Гражданской войны, было открыто в центре Марсова поля в Петрограде 7 ноября 1919 года (с 1957 года горит Вечный огонь). С уважением Ю.

nemos: ...4 декабря. В этот день в 1799г. ранее высаженный с отряда вице-адмирала Пустошкина , блокировавшего крепость Геную десант в составе около 200 человек под командой майора Гамена совместно с австрийскими войсками генерала Кленау штурмовал крепость; австрийские войска были разбиты и бежали с поля боя, потеряв убитыми и ранеными до 3000 человек. Русский десант, успевший далеко проникнуть в предместья Генуи, оказавшись в окружении, с боем пробился к местечку Сестрия, где сел на гребные суда, присланные с кораблей отряда. Потери десанта составили убитыми 38, ранеными 18, пленными 19 человек. В этот день в 1943г. немецкие войска продолжали атаки против Керченского и Эльтигенского плацдармов. К исходу дня немцам удалось глубоко вклиниться в линию обороны советских частей в направлении западной окраины Эльтигена. В течение этих суток советским катерам не удалось прорваться к плацдарму.

Юрген: 5 декабря 1957 г. в Ленинграде спущен на воду атомный ледокол «Ленин», первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой. Ледокол «Ленин» вступил в эксплуатацию в конце 1959 г. Предназначен для проводки транспортных судов по Северному морскому пути и экспедиционного плавания в Арктике. Это гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 г. был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Водоизмещение (без балласта) 16 тыс. т, мощность главных турбин 32,4 Мвт (44 тыс. л. с.), наибольшая длина 134,0 м, ширина 27,6 м, высота борта 16,1 м, скорость хода на чистой воде 18 уз (33,3 км/ч). Обладает хорошей ледопроходимостью. C уважением Ю.

nemos: ...5 декабря. В этот день в 1904г. в Порт-Артуре на рассвете японцы начали усиленную бомбардировку Высокой горы, в ходе которой погибли почти все офицеры обороняющихся русских частей. В 17час., прекратив арт. обстрел, японцы пошли на штурм, и последовательно овладев склонами, к 18 часам овладели вершиной. Контратака, главной ударной силой которой была десантная рота моряков с крейсера "Баян", предпринятая в 18ч.30м. под руководством генерала Кондратенко, успеха не имела. Около полуночи ген. Кондратенко отдал приказ об оставлении позиций на горах Плоской, Дивизионной, Фальшивой, и отходе на последнюю линию обороны между фортами №4 и №5. В ходе боёв за гору Высокую японцы потеряли более 7500 чел, наши невозвратные потери составили около 5000 чел; из них корабельных десантных рот и морских частей убитыми 371 чел., в том числе 8 офицеров. Ранено и контужено 1033 моряка. Вечером этого же дня японская осадная артиллерия приступила к обстрелу кораблей эскадры, находящихся в западном бассейне, с корректировкой огня с занятой Высокой горы. До окончания суток броненосец "Ретвизан" получил 8 попаданий 11-дм. снарядами, в том числе одно - ниже ватерлинии, но не смотря на разрушения, остался наплаву. В результате попаданий в броненосец "Полтава" на нём сдетонировали 12-дм. заряды в носовом погребе; при тушении пожаров броненосец получил осадку на корму и крен на правый борт и сел на грунт по верхнюю палубу. Корабль был оставлен, экипаж свезен на берег. В этот день в 1914г. с турецкого транспорта был высажен десант у Аккермана в составе 24 кавалеристов для разрушения жел. дороги Бендеры - Рени. Задачу десант не выполнил, попав в плен в полном составе. В этот день в 1943г. наступающие немецкие части прорвали оборону на Эльтигенском плацдарме и к 14ч.20м. вышли на западную окраину пос.Эльтиген.

Юрген: 6 декабря 1741 г. На российский престол в результате гвардейского переворота вступила Елизавета Петровна – дочь Петра Великого и Екатерины I. После брака родителей носила титул цесаревны. С детства необыкновенно красивая, Елизавета проводила отрочество и юность в балах и развлечениях и не интересовалась государственными делами. Воспитание Елизаветы нельзя назвать особенно удачным, тем более что мать ее была совершенно безграмотная. Но царевну учили по-французски, и мать ее твердила, что есть важные причины на то, чтоб она лучше других предметов обучения знала французский язык. Причина эта, как известно, заключалась в сильном желании ее родителей выдать Елизавету за какую-нибудь из особ французской королевской крови. Во всем остальном обучение Елизаветы было мало обременительным, приличного систематического образования она так никогда и не получила. Завещание Екатерины I 1727 г. предусматривало права Елизаветы и её потомства на престол после Петра II и Анны Петровны. После кончины Петра II, обручённого с Екатериной Долгоруковой, от оспы в январе 1730 г. Елизавета, несмотря на завещание Екатерины I, фактически не рассматривалась как одна из претенденток на престол, который был передан её кузине Анне Иоанновне. В её правление (1730—1740) цесаревна Елизавета находилась в опале. Знать пренебрегала царевной, поскольку известно было, что Анна не любила ее. Зато двери елизаветинского дома были всегда открыты для гвардейских солдат. Елизавета раздавала им маленькие подарки, крестила их детей и очаровывала их улыбками и взглядами. Недовольные Анной Иоанновной и Бироном возлагали на дочь Петра Великого большие надежды. Пользуясь падением авторитета и влияния власти в период регентства Анны Леопольдовны, Елизавета Петровна при поддержке гвардии осуществила государственный переворот 25 ноября (6 декабря) 1741 , в ходе которого свергла Ивана VI и правительницу-регентшу Анну Леопольдовну. В годы ее царствования в армию были возвращены петровские традиции, восстановлен флот. Победой завершилась война России со Швецией. Русские полководцы неоднократно выигрывали сражения во время Семилетней войны у Фридриха Великого. После взятия Кенигсберга Елизавета издала указ о присоединении Восточной Пруссии к России на правах её провинции. Кульминацией военной славы России при Елизавете стало взятие Берлина в 1760 г. Россия утвердилась в качестве одной из ведущих европейских держав. Успехам в развитии хозяйства, культуры и внешней политики России способствовала деятельность М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых, А.П. Бестужева-Рюмина и другие. Как в раннем отрочестве, так и в зрелом возрасте, она при первом появлении поражала всех своей красотой. Ее роскошные волосы, не обезображенные пудрой по тогдашней моде, распускались по плечам локонами, перевитыми цветами. В конце жизни Елизавета Петровна практически перестала заниматься государственными делами, передоверив управление П.И. и И.И. Шуваловым, М.И. и Р.И. Воронцовым и др. Официальным наследником престола 7/18 ноября 1742 г. Елизавета назначила своего племянника (сына сестры Анны) — герцога Голштинского Карла-Петера Ульриха (Петра Фёдоровича). Умерла Елизавета Петровна 25 декабря 1761 (5 января 1762 по новому стилю). C уважением Ю.



полная версия страницы