Форум » После вахты » Суеверия на море. » Ответить

Суеверия на море.

Автроилъ: О СУЕВЕРИЯХ МОРЯКОВ Ещё в глубокой древности в среде моряков возник целый "кодекс" суеверных обрядов, обычаев, примет и поверий. И неудивительно. Ведь, не обладая ни надежными судами, ни надежными навигационными средствами судовождения, они вынуждены были вступать в схватку с грозной стихией, полагаясь в основном на "Господа и удачу"! У английских моряков считалось, например, плохим предзнаменованием, если какой-либо деревянный предмет падал за борт. Это явно предвещало кораблекрушение. Спасти могла только "быстрота реакции": следовало тотчас же извлечь из воды упавший предмет. - За едой нельзя было переворачивать булку, от которой отрезан ломоть: в этот момент где-нибудь мог перевернуться корабль! (Кстати, аналогичное поверие существует и на русском флоте). - В домах рыбаков старались держать только черных кошек: было отмечено, что это уберегает ушедших на промысел от непогоды. - Провожавшей моряка женщине следовало поглаживать его форменный воротник: только это гарантировало счастливое возвращение из плавания. В семьях французских рыбаков было принято делать кораблики из хлеба: это, якобы, сохраняло рыбачьи суда. - Чтобы разогнать штиль, настоящий французский матрос должен был как можно крепче ругаться и громче свистеть: этим он будил заснувшего бога ветров. - Рыбаки из Сен-Мало уверены, что, если от рыб исходит запах вина, их сородичи заинтересуются этим и сами будут стремиться попасть в рыбацкие сети. Поэтому здесь никогда не оставляют первую пойманную в новом сезоне рыбу, а выбрасывают ее обратно в море, предварительно "напоив". Если возвращающимся на корабль датским морякам попадалась идущая навстречу женщина в белом фартуке, они сворачивали на другую дорогу: белый фартук считался предвестником шторма и гибели. Аргентинские и бразильские моряки считали звон стеклянной посуды погребальным: чтобы спасти тонущего где-то моряка, надо было быстро положить ладони на зазвеневшие предметы. Долгое время (вплоть до наших дней) определенные дни недели и числа делились на счастливые и приносящие различные беды и неприятности. Например, у испанских мореходов счастливым днем считалась пятница - день выхода в море экспедиции Христофора Колумба. А вот у англичан и французов пятницы, даты 2 февраля и 31 декабря, а также первые понедельники августа считались днями несчастья, так как они совпадали с днями крупнейших кораблекрушений. Известен случай, происшедший с огромной шхуной "Томас Лоусон", которая в конце 1907 года на подходе к Английскому каналу была разбита во время шторма о прибрежные скалы острова Аннет. Через два часа от стального гиганта остались лишь груды металла. Авария произошла в пятницу 13 декабря, а единственная книга писателя Томаса Лоусона, чье имя дали этой удивительной по размерам и количеству мачт шхуне (мачты, а их было семь, имели названия по дням недели, считая от носа: понедельник, вторник...), называлась"Пятница, тринадцатое число"... Моряки многих стран были убеждены, что выход в море 13 числа в понедельник равносилен самоубийству и под всяческими предлогами старались поднять якорь не ранее 00.01 вторника. Существует легенда об английском капитане Манди (в переводе с английского - "понедельник"), который пытался опровергнуть это поверье. Он в понедельник приступил к командованию судном, которое было спущено на воду тоже в понедельник; более того, он набрал экипаж в понедельник, вышел в море в понедельник и - надо же быть такому совпадению! - потерпел аварию тоже в этот злосчастный день.

Ответов - 0



полная версия страницы