Форум » После вахты » Вернулся из Артура » Ответить

Вернулся из Артура

Dmitry_N: Вот только втащил вещи и сразу сюда. Впечатлений масса, материалов много. постараюсь в течение дня-двух как-то скомпоновать и рассказать. Только вот отдышусь маленько.

Ответов - 74, стр: 1 2 3 All

aden13: Ну... ну... ну... Бью копытом. Жду...

velbot-067: aden13 пишет: Бью копытом. Жду... Антон, неужели Дима умудрился привезти тебе через все таможни и границы что-то китайское ?

aden13: И ты, Брут...


Dmitry_N: Ничего эксклюзивного из вещей раздобыть не удалось. Вообще, китайцы плохо освещают русско-японскую войну (об этом речь будет впереди), в антикварных и сувенирных лавках есть кое-что японcкое, но периода 1917-1945 г.г., а по русско-японской - я уж искал пряжки, пуговицы, монеты, хоть бы пули, гильзы, осколки - нет ничего. В деревне Шуйшиин - месте подписания капитуляции Артура нам сказали, что мы первые на их памяти русские (врут, наверное), которые здесь оказались. Ну вот, в Шуйшиине (месте победы японского оружия) есть неплохая сувенирно-антикварная лавчонка, но все ориентировано на японцев - серебряные иены, какие-то элементы японской амуниции, карты. ДОРОГО. Японские карты (не артурские, а так, вообще - побережья Желтого и Бохайского морей) времен Манчжоу-Го по 4800 юаней (примерно 600-650 долл.), серебряные иены - по сотне долл. За русские экспонаты такого содержания я выложил бы эти суммы, а к японским пиетета не питаю - покупать не стал. Сувениры, конечно, будут, но ничего выдающегося. Наборы открыток, китайская водка... Разве что настоящие камни с Ляотешаня. Кстати, побывал я в застенках китайской Гебни - нас заарестовали за несанкционированные съемки, но об этом чуть позже, когда смогу все внятно изложить. А сейчас... тут у нас в Москве 8 вечера, а по-нашему, по-Артурски - уже полночь. Вчера удалось поспать ровно три часа - перелет - Далянь-Пекин, перепаковка вещей, суетня в аэропорту, восьмичасовой перелет и двухчасовое ерзанье на такси от Шереметьева до дома... я не могу больше сидеть, даже за компьютером (онемело место ниже спины), могу либо лежать, либо стоять или ходить. Сразу по приезду сходил в магазин, закупил и отметились "с приехалом". Как только онемение в тыльной части пройдет - я обязательно все внятно и подробно изложу.

архивист: Dmitry_N пишет: побывал я в застенках китайской Гебни Ну, вот, все-таки без этого не обошлось.

aden13: Dmitry_N пишет: китайская водка... Лень, ты на это намекал???

aden13: Dmitry_N пишет: в Шуйшиине (месте победы японского оружия) есть неплохая сувенирно-антикварная лавчонка, но все ориентировано на японцев - серебряные иены, какие-то элементы японской амуниции, карты. ДОРОГО. Японские карты (не артурские, а так, вообще - побережья Желтого и Бохайского морей) времен Манчжоу-Го по 4800 юаней (примерно 600-650 долл.), серебряные иены - по сотне долл. За русские экспонаты такого содержания я выложил бы эти суммы, а к японским пиетета не питаю - покупать не стал. Дим, странные какие-то торговцы. Были бы поумнее, то пока один отвлекал бы тебя разговорами, другой бы сбегал куда-нить и принес какую ни на есть хрень, и сказали бы, что ЭТО - раритет из 1904 года. А так остается радоваться, что они тебя не развели...

Dmitry_N: Антон - они НЕ ЗНАЮТ ни хрена про русско-японскую войну. Я потом расскажу их представления - я там укатывался.

velbot-067: Dmitry_N пишет: Наборы открыток, китайская водка... Антону, как всегда, больше всех достанется Халявщик...

Dirk: А кто сказал, что достанется именно Антону??? Дмитрий же Константиновича искренне поздравляю "со сбычей мечт"!!!

архивист: velbot-067 пишет: Антону, как всегда, больше всех достанется А вот это мы еще поглядим.

aden13: velbot-067 Завидуешь???

velbot-067: Завидую... :-( Дима интересно рассказывает. Его рассказ о поездке на Север очень интересен.

Dmitry_N: Dirk пишет: "со сбычей мечт"!!! Да уж. Пока все в расхристанном состоянии. Хотел выставить пару фоток, но лучшая половина уже спит (по-артурски), а фотки, накопитель, кабель USB еще из чемоданов не достали и все в ее комнате... Но как же душа поет... я там был... я все это видел...

aden13: Дим, а я уже могу похвастаться... Первым из форумчан... Я уже слышал (не все, конечно, но кое-что)... Особенно деревья, которые каждый китаец должен был принести на горы Порт-Артура...

Dmitry_N: Начну, благословясь... Сегодня проснулся в 4 утра и слышу, что на кухне уже звякает посудой моя половина. Пришел на кухню. - Ты уже встала? - Ну так уже восемь часов! (по-нашему, по-артурски) Сели пить чай (индийский, китайский чай мне не слишком нравится, хотя и привезли некоторое количество. Но все же нет в нем цвета и аромат послабже) После чая сел кропать впечатления. Пока вводная часть. Сейчас сяду сортировать фотографии.

Dmitry_N: КИТАЙ-2009 Сначала немного рекламы. Тур я покупал в «Открытии» - турфирме, ориентированной, в основном, на азиатское направление. Привлекательным в предложении фирмы оказалось то, что 2 человека для них - это уже группа, что можно свободно вносить изменения в предлагаемые базовые туры и они очень оперативно и грамотно согласуют все предполагаемые изменения с зарубежными партнерами. Так получилось и с нашим заказом. Взяв за основу базовый тур «Русский Китай», мы несколько его трансформировали, исключив всякие малозначимые для нас экскурсии и шопинги и увеличив за этот счет время пребывания в Порт-Артуре. Мы до такой степени ужали время менее важных для нас мероприятий, что запланировали две ночи подряд в разных поездах (одна ночь – Пекин-Харбин, следующая – Харбин-Далянь) Ну а теперь – по порядку. Когда-то давно, когда мне было лет 8-9, я был с отцом в Киеве, и там мне папа купил книжку сказок Андерсена на украинской мове. Русский мальчик читал по-украински сказку датского писателя о китайцах («Соловей»), и с тех пор начало этой сказки в моей голове всегда звучит на мове. А первое, что приходит в голову, когда речь заходит о Китае - слова, вынесенные в эпиграф Итак, эпиграф У Китаї,- ти, звичайно, це знаєш,- імператор - китаєць і всі навколо нього також китайці. Ганс Християн Андерсен (Здесь в окончательном варианте будет описание Пекина: Запретного города, Храма Неба, Летнего дворца императрицы Цыси, хотя и этот город связан с русской военной и морской историей, но об этом, если покажется интересным, чуть погодя - всего сразу не расскажешь. Пока пребывание в столице опущу). Вечером на второй день пребывания в Китае мы погрузились в поезд Пекин-Харбин. В китайских поездах нет двухместных купе, поэтому желающие ехать вдвоем должны выкупать четыре места в обычном купе. Понимая, что за короткий период мы не успеем еще в достаточной степени адаптироваться, чтобы делить купе с китайцами, взяли полное купе (все это решается в Москве и доплата недорогая). Вагоны весьма комфортабельны. Я опасался, что полки в купе будут коротковаты для меня, но нет – вполне поместился. На стенке купе (в ногах, напротив окна) у каждой полки закреплен ЖК-телевизор, пульт от которого на стене возле голов пассажиров. весьма удобно, жаль только, что в телевизоре все время говорят по-китайски, но КНР сейчас в преддверии великой годовщины – 60-летия образования республики. 60 лет для Китая – дата гораздо более значимая, чем 50 лет, ведь это большой цикл – вспомните, что в Китае есть малый цикл из 12 лет (годы свиньи, змеи, обезьяны, дракона и т.п.), а 60 лет – большой цикл. Так что в телевизоре все время крутят военно-патриотические фильмы про юность Мао и других РУКОВОДИТЕЛЕЙ, показывают репетиции предстоящих парадов и торжеств. короче – все понятно, в особенности для людей моего возраста, которые помнят подобные передачи в советское время. Разумно предусмотрено в поезде наличие умывальной комнаты помимо туалета. В умывальном купе три раковины, где одновременно можно полоскаться совместно. Этим ускоряется оборот собственно туалета, ведь в наших поездах по утрам нужно весьма долго ждать очереди – там и оправляются и умываются. Здесь же быстренько откликнулся на зов природы и освобождай помещение. Это удобно. Раз уж заговорили о туалете, то не могу не коснуться устройства собственно клозета. В первый день, когда поселились в гостиницу и я посетил китайский сортир, то первым моим непроизвольным движением было – оглядеться в поисках вантуза. Унитаз был наполовину заполнен водой. «Вот, блин», - подумал я – «поселили в номер с засорившимся толчком». Вода хоть и чистая, но ведь не проходит. Оказалось – нет. В Китае принято оправляться в воду, а потом после спуска унитаза все отходы жизнедеятельности сливаются вместе с той, первоначальной водой и толчок снова заполняется свежей порцией воды. Поразмыслив, я решил, что это совсем неглупо. Простите, что я отвлекся на фекальную тему, но мы ведь пока едем в поезде, отчего бы не поговорить на бытовые вопросы? Тем более, что, как известно из истории обороны Артура, главным бичом защитников была не цинга, а дизентерия – все же другая микрофлора, к которой у нас нет иммунитета. Поэтому бесприютный (без отеля) день в Харбине нас страшил – вдруг как раз в этот день даст знать о себе какая-нибудь палочка и амёба. Но все, слава Богу, обошлось. Ехать до Харбина всю ночь. Поезд идет без привычного нам постукивания на стыках рельс, пути гладкие. Слегка шумит кондиционер, на столе – бутылка китайской ханжи (56% водки с сильным сивушным вкусом – куплена в дорогу), термос с кипятком (проводник разносит не чай, а металлические термосы – ведь в Китае сотни видов чаев и у всех разные предпочтения). Заварку, стакан и полотенце нужно иметь свои (почему не дают полотенце – непонятно, видимо из соображений гигиены, но зато каждому пассажиру положены одноразовые белые тапочки). Жаль, что поезд идет ночью, мало, что можно разглядеть, но с рассветом я прилип к окну. В голове крутится: Спит гаолян, Сопки покрыты мглой... На сопках Манчжурии воины спят, И русских не слышно слез... … Плачет, плачет мать родная Плачет молодая жена, Плачет вся Русь, как один человек Злой рок и судьбу кляня... И вот они – манчжурские сопки, а впереди столица КВЖД – ХАРБИН. (продолжение следует)

Dmitry_N: Продолжение ХАРБИНЪ Город был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали, из-за чего более старые районы Харбина до сегодняшнего дня отмечены преобладанием архитектуры, типичной для Сибири (из Википедии) В Китае трепетно относятся ко времени. Пекинский гид (эта часть пока опущена) всегда назначал нам время следующим образом: « Двадцать минут вам хватит? Сейчас 11:38, в таком случае в 11:58 я жду вас вот там...». Наши бы сказали – ну тогда в двенадцать встречаемся. Здесь же – нет, раз сказано 20 минут - значит 20 минут. Провожая нас на вокзале, пекинский гид говорил – ваш поезд приходит в Харбин в 7:04. Проводник, проверив билеты, написал (НА КАЖДОМ из четырех билетов) 7:04! Не примерно там в семь… восемь.., а именно в семь-ноль-четыре. Поезд пришел в Харбин ровно в семь-ноль-четыре. Кстати, о проводниках. В Китае очень много разных служб, одетых в форму а-ля милитари: охранники в магазинах и отелях, на автостоянках, полицейские, солдаты, затем (на Квантуне) матросы. Потом уже, приглядевшись, понимаешь, что форма разная, а поначалу пугаешься от такого числа официальных властей. Когда мы дойдем до нашего ареста, то увидим, что китайские чекисты как раз не в форме, а эта милитаризованная братия должна приучать к порядку. Ну так вот – китайские проводники у вагонов стоят как на параде – строго вытянувшись по стойке смирно, руки по швам, взгляд вперед. Впечатляет вышколенность, и как-то даже робеешь. Итак, в 7:04 поезд пришел в Харбин. У вагона уже ожидала гидесса - китаянка, представившаяся Наташей. Привокзальная площадь в Харбине весьма суетлива, с хаотическим движением машин и людей. Но выбрались из этой толчеи, погрузили чемоданы в микроавтобус, затем позавтракали в ресторане отеля (номера для нас не было, но питание – завтрак и обед – предполагались) и поехали к Сунгари. Китайцы говорят так – это река Сунгари, после Хабаровска она называется Амур. То есть, наша географическая школа, которая считает, что Амур начинается после слияния Шилки и Аргуни, в Китае не действует. Китайцы, таким образом, могут считать, что наш Николаевск-на-Амуре на самом деле Николаевск-на-Сунгари. Ну, это их дело – у них все по-китайски, в том числе и история. Харбин расположен на двух берегах Сунгари, есть несколько мостов. Сейчас администрация города переместилась на северный берег и северный Харбин стал активно развиваться. Помимо мостов через Сунгари проведена канатная дорога. В основном для туристов, но ею пользуются и китайцы. Проезд для туристов – 40 юаней в один конец с человека, для китайцев, по-видимому, существуют проездные, так как дорога не сильно загружена, но тем не менее в некоторых кабинках сидят китайцы – то ли тоже туристы, то ли по делам с берега на берег едут. Вообще, китайский туризм на 70% состоит из внутреннего туризма. Толпищи китайцев любят ездить по своей стране, очень охотно ходят в музеи. Нам рассказали, что это часть культурной программы. Много музеев для китайцев бесплатны (что отражается на цене билетов для иностранцев – для них билеты довольно дороги). Впрочем, я отвлекся. Было довольно рано, над Сунгари висела легкая дымка. Затем посетили полярный океанариум с интересной экспозицией и очень красочным водным шоу с участием подводных актеров и двух белух (крупных китообразных, иногда называемых полярными дельфинами или белыми китами - Delphinapterus leucas). Вообще, в Китае очень любят цирк и умеют делать цирковые шоу. В опущенной пока пекинской части нашего путешествия я расскажу (если Вам будет интересно) о цирковом представлении в Пекине, на которое мы ходили. Вы уж простите, но я люблю вести путевые дневники (давняя экспедиционная привычка), их которых после дальнейшего редактирования иногда получаются связные очерки. Поэтому, возможно, излишне многословен и пока не добрался в своем рассказе до основной цели – Порт-Артура, хотя и неуклонно к нему приближаюсь. Шоу с белухами было весьма романтично и состояло из двух частей. Сначала сверху смотрели надводную часть, где эти милые созданья (гораздо крупнее человека, но все равно вызывают нежность) показывали всякие пируэты и взаимодействие с человеком, а вторая часть – подводная. Нужно спуститься на этаж ниже, там во всю высоту этажа стеклянная стена, за которой с трогательной китовьей грацией вальсируют белухи вместе с аквалангистами. Все под музыку из «Титаника» - довольно романтично. После обеда во вращающемся ресторане на телебашне Харбина гидесса очень хотела прошвырнуть нас по магазинам. По ее понятиям все русские приезжают в Харбин за шмотьем и техникой, потому попыталась нас затащить в торговые центры фарфора и всякой электронной лабуды. Действительно, сотовый телефон с русским меню, телевизором (довольно большой вращающийся экран, принимает много каналов и неплохо. Говорят, что и в России настроится на каналы и можно смотреть), мп3 плеером, фотокамерой на 4 МПк и всякой еще ненужной хренью стоит всего 1500 юаней (230 баксов). Фирма SamsAng. Я повертел его в руках, сказал, что мне телефон нужен, чтобы звонить, а не чтобы телевизор смотреть, да и все остальное на фиг не нужно – в общем, обломил я продавцов и гидессу «Наташу». Ведь известно, что гиды получают проценты в тех магазинах, с которыми у них есть договоры, от стоимости покупок, сделанных приведенными в магазин туристами. Но мы явно дали понять Наташе, что приехали не за покупками, что она до вечера (момента, когда надо нас посадить в поезд) может быть свободна, если ей больше нечего нам показать, только пусть отвезут нас сдать вещи в камеру хранения в отеле рядом с вокзалом, а затем к набережной, где мы будем изучать русскую архитектуру, а денег мы ей и так дадим, только пусть она не водит нас по тряпошным и электронным лавчонкам. Впрочем, мы с удовольствием зашли в практически пустой конфуцианский монастырь, где просто в окружении красивейших можжевельников, софор и некоторых незнакомых нам растений посидели на лавочках под тихо журчавшую музыку. Наташа была явно обескуражена. Виды Харбина Софийский собор, о нем можно посмотреть в Википедии – по запросу в Гугле «Софийский собор (Харбин)» (википедические ссылки криво отображаются, поэтому, если кто захочет посмотреть, лучше послать запрос в Гугл, выпадет первой же ссылкой. Внутри музей архитектуры Харбина, много фотографий, но мало с русскими, хотя и есть. Кое-что переснял, в частности – харбинские эмигрантские русские газеты, групповые снимки русских чиновников КВЖД. Буду разбираться… Собор построен на месте полковой церкви 17 ВССП – вот макет Русский вокзал на набережной. Это не основной вокзал Харбина, просто маленькая железнодорожная станция на ветке, которая шла вдоль Сунгари. Впрочем, потом мы с вами увидим вокзал в Артуре, он невелик. Может быть, это харбинское строение просто перенесено со своего настоящего места, где теперь большой и современный вокзал. Гидесса наша ничего про это не знала. Некоторые русские здания. (Я показываю далеко не все) _____ Улицы, прилегающие к вокзалу полны еще сохранившимися зданиями русской постройки. Чувства вызывает смешанные – печаль, нежность, досаду, восторг – все вместе. Вообще, Харбин живописен тем, что он очень контрастен – есть богатые районы, а есть какие-то грязноватые трущобки. У меня такое впечатление, что, может, и хорошо, что не удался этот проект Желтороссии – наверное, случись чудо, и окажись он в составе России, был бы в куда большем запустении. Вечером сели в поезд и покатили в Далянь. Опять было выкуплено все купе. Мы в поезде Все ближе и ближе к Квантуну... (продолжение следует)

Dirk: Здорово! А как насчёт "отчёта" для "Кортика" (журнала, естественно)?

Юрген: Dmitry_N пишет: положены одноразовые белые тапочки Чур, чур меня.......

velbot-067: Юрген пишет: Чур, чур меня....... Эка невидаль, такие тапки выдают даже в нашем "Янтаре" (Калининград-Моска), правда только почему то в 8-м вагоне

ssergey x 100: velbot-067 пишет: Эка невидаль, такие тапки выдают даже в нашем "Янтаре" (Калининград-Моска), правда только почему то в 8-м вагоне Просто вагон "блатной". Для белых ...

Юрген: velbot-067 пишет: Эка невидаль А полный комплект аксессуаров к белым тапочкам не выдают.....

velbot-067: ssergey x 100 пишет: Просто вагон "блатной". Для белых ... То что я белый я и без тапочек знал, а вот что тапки признак "балта" никогда бы и не подумал Юрген пишет: А полный комплект аксессуаров к белым тапочкам не выдают..... Пока ограничиваются только тапочками Мужики! Давайте дождемся Диминого продолжения, а то превращаем тему в завалинку.

Dmitry_N: Ребята, продолжение завтра. Сегодня встречался с архивистом и aden'ом 13 (раздельно, так сложились обстоятельства). Че-то подустал... Зато после завершения своего репортажа обращусь с прошением к Администрации о праве ношения медали "За поход в Китай"

Юрген: Dmitry_N пишет: обращусь с прошением к Администрации на право ношения медали "За поход в Китай" А что заслуги налицо, может командование в порядке исключения....

Georg G-L: Дмитрий! Предлагаю ваши заметки опубликовать..."У стен Подвижного Китая"

Сумрак: Да нет... медали мало... орден, минимум... голосую!!!

Dmitry_N: ДАЛЬНИЙ С рассветом я уже снова был у окна. Жаль что Ляоян проехали ночью, но вот справа мелькнуло море, заслоненное постройками. Уж не бухта ли Бицзыво? Похоже, что она… Ну-ка, ну-ка, а где тут Кинчжоусские позиции? Увы, в этом районе идет интенсивная застройка и ничего не сохранилось. Мы туда заезжали, но ничего примечательного обнаружить не удалось – много зданий, которые скрывают панораму. Кстати, о позиции на Кинчжоу. Как известно, позиция была сооружена в 1900 году против китайцев и в те годы была гораздо лучше вооружена артиллерией. Затем артиллерию сняли. При отсутствии действенного флота у Китая и слабой артиллерии оборонять узкий перешеек при поддержке русского флота, конечно, предпочтительнее. Впрочем, предоставим слово командиру 5 ВССП Н.А.Третьякову Таким образом, Третьяков полагал, что полезнее укреплять Тафаншинские высоты и дать возможность японцам преодолевать перешеек самим. 13 мая случилось, что наскоро собранная артиллерия оказалась под концентрическим огнем японцев, имеющих хорошее наблюдение с Самсона. А при условии отвода русских к югу, японцы сами оказались бы в узком дефиле под сосредоточенным огнем. Но случилось так, как случилось... желтые - японцы, красные - русские. Видим, что позиция уязвима без поддержки с моря и огонь по ней можно концентрировать с разных направлений, в то время, как русские батареи должны рассредотачивать свой огонь и переносить с одной цели на другую теряя время на развороты стволов , прицеливание и пристрелку а так могло бы быть. Впрочем, вряд ли это привело бы к серьезно другому результату. Но даже еще бы день для более тщательного подрыва сооружений в Дальнем и, глядишь, и 11-дюймовок бы не подвезли, а подвезли бы, так не разгрузили... Может, что-либо и было бы иначе... …Поезд уже едет по Квантунской области Российской империи и плавно подкатывает к вокзалу Даляня. Новый гид – Ваня, китайчик лет… наверное, около 28-30, а может и моложе - их не поймешь. Рассказывает, что учился 5 лет в Москве в Бауманском, но по-русски говорит через пень-колоду и плохо воспринимает русскую речь на слух. Ну ладно, разберемся… Грузим чемоданы в микроавтобус и наконец, после двух ночей на колесах заселяемся в отель. Номер на 14 этаже, но моря не видно, вокруг дома-дома… Вообще, красиво. Душ, завтрак и снова в автобус на экскурсию. В отеле множество русских туристов, приехавших понежиться на пляжах. В основном – сибиряки и дальневосточники. Ваня говорит, что основной поток отдыхающих – из Иркутска и Хабаровска. Далянь – не только индустриальный, портовый, но и курортный город с 7-миллионным населением. Вспоминаю, что постройка Дальнего вызывала множество вопросов и недоумений и он во времена русского строительства считался мертворожденным городом. Однако ж, вот прошло сто лет и здесь огромный и очень красивый мегаполис. На Далянь нацелена экономика всей северной Манчжурии, в порту большие грузообороты, есть выставочные центры для проведения международных выставок. Как раз проходило какое-то Даляньское Экспо, потому дороги возле экспоцентра были перекрыты и мы некоторое время тыкались по прилегающим улочкам для объезда. Для города с таким населением машин как-то немного, движение везде свободное, широкие улицы очень красиво обсаженные разнообразными деревьями, главные из которых – можжевельники. Кстати, о деревьях. Во всем Китае в городах ведется учет деревьев возраста более 100 лет. Если дереву от 100 до 300 лет, то на нем висит номерная табличка зеленого цвета – это деревья династии Цин, а если более 300 лет – то табличка красная – это деревья династии Мин. Немного покрутив по городу, подъезжаем к русскому и советскому военному кладбищу. Оно не слишком большое, ворота заперты. Гид пометался туда-сюда, пощебетал по телефону и минут через 10 подошел смотритель и открыл нам ворота. Вообще, говорят, что Далянцы против такого близкого соседства с кладбищем и иногда высказываются за его перенесение – дескать, очень близко к домам. Вольно же им строить дома так близко к кладбищу. На воротах повязаны георгиевские ленточки, видимо, от русских туристов. я так сожалел, что из-за недостатка времени не запасся ленточками. В Порт-Артуре я нашел могилы нескольких кавалеров, надо было бы повязать на кресты, но вот не захватил с собой, эх-х я - балда… На месте кладбищенской церкви теперь стоит домик смотрителя, а кругом надгробные плиты у пока запертых ворот открыли Разделились с женой – ты фотографируешь все захоронения слева от главной аллеи, а я справа, независимо от того – советские или русские это могилы (детей и женщин иногда пропускали). Дорожки на кладбище идут таким образом, что, приглядевшись, смекаешь систему обхода, чтобы никого не пропустить. Фотографий получилось много, со временем составлю список, хотя, наверное, такие списки уже есть. Камни серые и надписи на них выглядят не очень рельефно. Видимо, придется еще работать в Фотошопе, чтобы попытаться некоторые прочесть. Крест на братской могиле мичмана Б.А.Хрущова, инженер-механика Н.Д.Яновского и 9 нижних чинов, погибших при несчастье с минным транспортом «Енисей» А вот здесь лежит советский моряк – Власов Евгений Иванович, капитан парохода «Рига» (1917-1946) Могил еще много, но снимали в два аппарата, тут еще надо разбираться. Гид "Ваня" и водитель изнывали от того, что мы так долго ходим между могил, а не едем к морю или в магазины. По окончании съемок старенький служитель пригласил нас в контору, где дал мне книгу гостей. В книге записи от русского консула, довольно много от туристов, есть и иероглифами написанное (не исключено, что требование перенести кладбище). Моя запись была следующей: «Выражаю сердечную благодарность властям города Даляна, служителям кладбища и всему китайскому народу за теплую память и заботливый уход за могилами русских и советских воинов. Пусть крепнет дружба китайского и российского народов во имя общего мира и процветания! Д.Николаев, Москва, Россия». Китайцы любят лозунги, поэтому про крепнущую дружбу - это им приятно. Да и правда - пусть уж крепнет, дружба-то... Служитель был вознагражден 20 юанями, которые он принял с поклоном. Хороший старичок и кладбище чистенькое, ухоженное. Улица Русского колорита – бывший Инженерный проспект. Я брал с собой компьютер, где у меня сохранены виды старого Дальнего и Артура. Надеялся найти места со старых видов и сделать к ним парные фотографии. Некоторые из них представляю здесь, со временем выложу и больше. Инженерный проспект В конце - старое русское здание администрации города, построенного В.В.Сахаровым - инженером, строителем, воином, Георгиевским кавалером обороны Артура, умершим в Артуре от тифа. Здание, по-моему, японской постройки, хотя китайцы называют его "Никорай" (Николай). Я потом разберусь в своих записях, сейчас что-то не соображу, вроде я снимал табличку на здании, но как-то не нахожу После обеда в достойном ресторане нас отвезли в отель – дескать, свободное время, а завтра с утра – в Люйшунь. В отеле продаются карты Даляня на русском языке. Прикупив карту, наметили себе маршрут, вызвали такси и поехали в бухту Тигра, откуда начинается 6-7 километровая дорога вдоль побережья в скалистых сопках – пейзажный парк. Кстати, о такси. Я уже говорил, что некоторые придумки китайцев кажутся мне весьма удобными. При посадке в такси счетчик включается на 8 юаней и за эти деньги можно ехать 3 километра, только после трех километров счетчик начинает наращивать стоимость поездки. То есть, если тебе нужно метнуться по городу в пределах трех километров, неважно – на километр или на три, то ты знаешь, сколько это будет стоить - 8 юаней (40 рублей). Вообще, такси дешево. Самые дальние концы, которые мы совершали, например, – из центра Даляня в аэропорт (когда уже после Артура вылетали в Пекин) стоили нам 29 юаней (150 рублей), а это довольно далеко. Чаевые в 2-3 юаня вызывают искреннюю радость, улыбки, поклоны таксистов, но и без чаевых таксист предельно вежлив, сует и вынимает багаж из багажника. Общаться с таксистами просто – говоришь «Ни хао (Здравствуйте)», суешь ему карточку отеля или карту, куда тыкаешь пальцем (хорошо если на карте написано что-то иероглифами – они, как ни странно, эти иероглифы умудряются различать и понимать) и все. Тебя довезут куда надо кратчайшим маршрутом.. Прошлись по пейзажной тропе (идти не очень просто, дорога поднимается от уреза воды метров на 200 в горы, потом спускается, петляя. Прошлись, подышали морским воздухом, смешанным с терпким смолистым запахом сосен и можжевельников. Очень красиво. Сумерки на этих широтах коротки, наша прогулка оканчивалась уже в темноте. На выходе у пляжа «Ракушка» снова поймали такси и вернулись в отель. Бухта Тигра Талиенванский залив Сердчишко трепещет… Завтра и на целых три с половиной дня – Порт-Артур!!!

Dmitry_N: «Адъютант 14 полка Квиткин написал песню и меня попросил подобрать мотив. Остановились на мотиве солдатской песни "Не греми слава трубою". Песня 4 Восточно-Сибирской бригады Мы - восточные сибирцы, скороходы и стрелки И не всяк еще годится в наши юные полки В ямах мы сидеть не станем, в поле бить врага пойдем Мы в горах его достанем и в лесах его найдем Нам в траншеях неохота день и ночь как мышь сидеть Мы – стрелковая пехота, мы вперед должны лететь… ... Дневник Ю.В.Васильева. РГА ВМФ, Ф. 763, оп. 1, Д. 180. С. 13-14. Начато 1 марта, окончено 31 марта 1904 Викентий Аристархович Квиткин убит 15 июля 1904 года Утром следующего дня, когда я уже извелся и опустошил половину гостиничного минибара, наконец, подали машину. Ярко-красную Хонду «Цивик» (в дальнейшем это будет важно) – машинку не слишком большую и не вполне вмещающую мои габариты, но сильно выделяющуюся по цвету и производителю от большинства экипажей корейского и китайского производства. Теперь с этими машиной, водителем (имя его я так и не запомнил, тем более, что его временами подменяла жена – миниатюрная китаянка с также незапоминаемым именем) и гидом Ваней нам предстоит провести 3 с половиной дня в местах моих детских грез. Поехали… Южное шоссе из Даляня ведет к бухте Тахэ, потом ныряет в туннель под Драконов хребет возле 22 батареи и Серебряной горы, и вот мы оказываемся внутри собственно крепости Артур. Люйшунь открыт для посещений с 1 мая этого года, хотя открытость эта весьма условна – можно чуть больше, где побывать, и чуть больше увидеть, но количество военно-морских китайцев с ослепительно-белой форме (какой-то даже кислотно-белой с фосфоресцирующим отливом) указывает, что вряд ли удастся осмотреть все, что хочется. Ваня по дороге рассказывает, что есть объекты доступные для посещения китайских туристов, но запрещенные для иностранцев… - Вот, смотрите, - говорит он, - эта надпись говорит о том, что иностранцам съемка запрещена… На надписи нарисовано несколько иероглифов, запомнить которые совершенно невозможно. Арабская вязь, иврит и шумерская клинопись существенно проще для понимания. Я удивляюсь: - Ваня, если это надпись для иностранцев, что им съемка запрещена, то почему не написать, ну хотя бы по-английски? Как иностранец поймет, что это для него запрет? - Иностранец не имеет права без сопровождения китайского гида посещать Люйшунь - Да как не имеет? Ну вот я прилечу в Далянь, возьму такси и поеду на такси в Люйшунь… Паспортного контроля-то ведь нет… - Скорее всего, водитель привезет Вас к милиционеру или КГБ, а если он все-таки повезет Вас в Люйшунь, то его оштрафуют на крупную сумму, лишат прав и лицензии и посадят на три месяца в тюрьму – такой закон… - М-да… Открытый город… Тем временем мы уже кружим по улицам Люйшуня. Ваня извиняется: - У вас по условиям вашего тура отели - 4 звезды, но в Люйшуне нет такого отеля, извините. Это «деревня» по сравнению с Далянем. Но мы выбрали лучшую гостиницу, 3 звезды, а в качестве компенсации за недостаток услуг у вас будет не только полупансион – завтрак и обед, но и ужин… (гастрономическая часть будет позже). Я несколько настораживаюсь: - Ну она хоть приемлема для проживания, эта ваша лучшая гостиница? Душ? Туалет? - Да, конечно, да вот мы уже и подъезжаем. Различие между четырех- и трехзвездным отелем я обнаружил лишь в том, что в последнем не было минибара, доступа в интернет и воды для чистки зубов (то есть, вода-то в кране есть, но в Китае настоятельно рекомендуется пользоваться бутилированной водой для питья и утреннего туалета, особенно иностранцам), а так – большой номер со всеми удобствами. Но главное – вид из окна. Прямо из номера можно смотреть на Западный бассейн, гряду Тигрового полуострова, повернешь голову направо – вдали с дымке высится Ляотешань, налево – видна Золотая гора, а если высунуться из окошка и посмотреть совсем направо – видна Перепелиная с японской башней-памятником. И самое поразительное во всем этом – то, что это мне показывают не в телевизоре, все это я вижу не на старых открытках, в старых журналах, не шарюсь в интернете. Я просто смотрю на Порт-Артур. Из окна Гостиница расположена тут (карта из книги Сорокина) Музей Порт-Артура Музей откровенно разочаровал. Как в любом краеведческом музее, лежат всякие каменюки, неолитическая керамика, примитивные металлические орудия. Нет, я не спорю – все это очень интересно, но у меня ощущение, что все эти штуки я видел тысячу раз, и они мало чем отличаются, посмотри я их в каком-нибудь Солигаличе или же в Порт-Артуре. Переходим из зала в зал, приближаясь к рубежу 19-20 веков… Блин, какой-то провал – предыдущий зал кончается 1894 годом – китайско-японской войной, а последующий начинается 1908 – японский период. Куда дели 1898-1904 годы? На стене тысячу раз виденные иллюстрации из периодики русско-японской войны, ничего нового… Суть китайской историографии этого периода такова – две империалистические державы воевали на чужой земле, а китайский народ нес от этого невыразимые потери. Отчасти так это и было, но когда я даже высокообразованному пекинскому гиду пытался рассказать о Симоносекском договоре, о том, что Китай заплатил дополнительную контрибуцию Японии за отказ от Квантуна, а деньги на эту контрибуцию Китаю дала Россия (взявшая взаймы у Франции), когда рассказывал о Циндао, Вейхайвее… даже этот весьма эрудированный человек говорил – нас учили иначе. Ну да китайский Бог с ними – всяк в свою трубу глядит и в свою дуду дудит… Но в целом, в центральном музее Артура ничего толкового по РЯВ нет. Правда, рассказали, что на «объектах» кое-что будет. Забегая вперед, скажу, что и на "объектах" ничего особого. После исторического музея посетили музей искусства – фарфор, скульптура, нефрит. Все занятно. Торчал перед витринами так, что гид стал назойливо похаживать позади, подгонять – понять его можно. Ему еще в Далянь возвращаться… Заскочили в магазин, пощебетали по-китайски (ну то есть – они все щебетали, а мы с женой ограничились словами «Ни хао» вначале и «Щеще (Спасибо)» в конце. Оказалось, что жить в Китае китайцам – довольно дешево. Закупили 6 литровых бутылок воды, шесть пива со странной фасовкой 0.6 л, поллитровую бутыль ханжи (56 градусов) – за все про все 46 юаней (230 рублей), весьма недорого. Ну что ж, впереди свободное время, а завтра – на кладбище, на второй форт, на Дагушань и Сяогушань, в бухту Тахэ… Отпустив машину и гида и оскоромившись ханжой, пошли гулять по Новому городу. Вышли к берегу Западного бассейна, я тычу пальцами, показываю своей половине, где стояли батареи, откуда прорывались брандеры... Проходящие китайцы средних лет довольно подозрительно посматривают на нас (мы ведь без сопровождения), а молодые китайцы радостно улыбаются, помахивают рукой, демонстрируя интегрированность в мировые процессы говорят с чудовищным акцентом "Hello! Nice to meet you". Некоторые просят с ними с фотографироваться - вот уж не знаю, может быть потому, что я почти в полтора раза их выше и вдвое тяжелее, а может быть, чтобы снести потом фотку в КГБ, показав бдительность. В конце Нового Города – Морской госпиталь (см. выше). Хотел сделать парное фото – но увы, на входе белоснежные китайские «марины». Машут мне рукой – нельзя, мол, и близко подходить. Сфотографировал издали. Факт тот, что госпиталь сохранился, но, когда в последний день я был арестован, фото военного объекта удалили бдительные китайские чекисты... Могу лишь сказать, что расположение и те фрагменты здания, которые видны, подтверждают - и поныне здание сохранилось. На фотоаппарате жены сохранился небольшой и неудачный фрагмент, но это лучше, чем ничего Продолжение будет



полная версия страницы